Как повернуть налево на светофоре?

Как по правилам проехать перекресток, регулируемый светофором в 2020 году?

Многие начинающие водители боятся выезжать на оживленные участки города, сильно теряясь на перекрестках. И хотя теоретический курс в автошколе довольно подробно рассматривает этот вопрос, умение применять свои знания на практике приходит не сразу, да и спорные ситуации не прибавляют уверенности в себе.

Основные правила проезда перекрестка со светофором

Регулируемым считается перекресток, на котором управление движением осуществляет светофор или регулировщик. Стоит отметить, что проезжать участки с таким регулированием гораздо проще, чем по знакам приоритета, ведь далеко не всегда видно, какие из них предусмотрены для водителей на встречной и примыкающих полосах.

Так, зеленый сигнал прибора, который является разрешающим, позволяет проезжать перекресток вне зависимости от того, какие приоритетные знаки на нем расставлены. Другое дело, что приоритет регулируется направлением движения транспортного средства, ведь одно дело, если оно едет прямо и направо, и совсем другое, когда необходимо выполнить поворот налево или развернуться.

Направо

Поворачивая направо на основной зеленый сигнал, автолюбитель получает привилегию по отношению ко всем остальным машинам, которые движутся во встречном или примыкающем направлении.

Единственные участники дорожного движения, которым придется уступить дорогу при выполнении такого маневра, — это пешеходы, переходящие зебру примыкающего участка пути.

Налево или разворот

Немного сложнее обстоят дела в том случае, если автолюбителю, движущемуся на разрешающий сигнал главной (круглой) секции дорожного регулирующего прибора, нужно повернуть налево или развернуться прямо на перекрестке, хотя и тут действует простой алгоритм, усвоение которого поможет не теряться в дальнейшем. Согласно ему, автомобилист, совершающий любой из упомянутых маневров, должен уступить:

  • всем, кто движется прямо во встречном направлении;
  • всем, кто поворачивает налево, двигаясь по встречке;
  • пешеходам, переходящим дорогу на примыкающей полосе после совершения маневра.

Что касается встречного разъезда транспортных средств, которые поворачивают налево, то он осуществляется двумя способами: без пересечения траектории друг друга правыми бортами или с пересечением условного пути движения левыми бортами. Выбирать оптимальный из этих двух методов приходится на месте, ориентируясь по конфигурации перекрестка и поведению других водителей.

При этом рекомендуется выезжать на среднюю линию пересечения, пропускать весь встречный транспорт и завершать свой маневр. Действовать таким образом нельзя, если в центре перекрестка уже успело скопиться достаточное количество машин, иначе можно создать затор.

Развернуться в таком месте можно будет только в том случае, если рядом с разрешающими сигналами не будет находиться знак, запрещающий выполнение такого маневра. Кроме того, указатель с перечеркнутым поворотом налево трактуется, как разрешение для изменения направления движения.

В случае если загорается запрещающий сигнал, автомобиль, успевший выехать на перекресток, обязан завершить маневр, убедившись в том, что его пропускают те, у кого уже горит зеленый.

Прямо

Движение прямо на основной разрешающий сигнал светофора дает водителю ТС полную привилегию. Это значит, что ему не придется пропускать встречные и едущие по прилегающей полосе движения автомобили, а также пешеходов, для которых должен автоматически загореться запрещающий сигнал.

Исключением могут считаться участки дорог с нерегулируемыми пешеходными зонами, ведь в этом случае привилегия будет у тех, кто идет по зебре.

ПДД со светофором и знаками приоритета

Важно помнить, что знаки, расставляющие приоритет в движении, которые всегда дублируют светофоры на случай их поломки или после выключения в ночное время суток, когда трафик ослабевает, будут иметь привилегию только в последних двух ситуациях. Проще говоря, ориентироваться на указатели нужно только тогда, когда не работает оптическое сигнальное устройство.

Также зеленый свет автоматически исключает такое понятие, как главная и второстепенная дорога, а также помеха справа, тем более что перестроение на перекрестке разрешается только в том случае, если впереди образовался затор или ДТП, и появилась возможность их объехать.

Движение на перекрестке с дополнительными секциями светофора — в картинках

Не стоит путать дополнительную светофорную секцию с табличкой с зеленой стрелкой, которая фиксируется рядом с красным основным сигналом, разрешая движение при условии, что оно не будет препятствовать тем, кто имеет приоритет.

В темное время суток секция становится невидной, поэтому знать о ее наличии помогает главный сигнал оптического прибора, в котором помимо цветовой заливки дублируется контурный рисунок, указывающий возможные направления движения.

Секция не разрешает движение

Движение по секции, которая может быть расположена как справа, так и слева от прибора, разрешая повороты в соответствующих направлениях, считается запрещенным в том случае, если она не горит или показывает запрещенный сигнал. В таких ситуациях дальнейшее следование по заданному направлению будет считаться недопустимым, пока не загорится зеленый свет.

Если же простояв несколько циклов и так и не дождавшись заветного разрешения, водитель понимает, что секция не работает, то следует ориентироваться по основной.

Светофор и секция горят зеленым

Если и секция, и основной сигнал загораются разрешающим цветом, то это значит, что водители, занявшие крайний ряд, соответствующий дополнительной линзе могут выполнять маневр, тогда как стоящие на средней полосе имеют право продолжать движение прямо.

Если при этом придется поворачивать по секции налево, то следует быть готовым к тому, что придется пропускать тех, кто идет прямо и направо по встречке, как и в случае движения по основному светофору.

Что касается поворотов направо, то в этом случае нужно пропустить одних только пешеходов и тех, кто остался на перекрестке, не успев закончить маневр на свой разрешающий сигнал.

Светофор красный, стрелка зеленая

Неопытных водителей часто сбивает с толку, когда параллельно с зеленой стрелочкой допсекции загорается запрещающий основой сигнал, хотя к ним он не имеет никакого отношения, не разрешая дальнейшее перемещение лишь тем, кто движется в других направлениях.

Если необходимо поворачивать налево по зеленой секционной стрелочке, то велика вероятность того, что автолюбителю не придется никого пропускать, так как для встречного направления также будет гореть красный.

Неактивные стрелки

Если же на светофоре, оборудованном одной или даже несколькими допсекциями, будут загораться только основные линзы, то водитель имеет право совершить маневр в нужном ему направлении.

При этом выполнять подобные действия можно только на основной свет, при условии, что они не будут препятствовать движению водителей, следующих во встречном и прилегающем направлении.

Проезд прямо

Ехать прямо на дорожном пересечении, оборудованном боковыми секциями можно только в том случае, если горит основной зеленый свет. Кроме того, можно смело следовать в заданном направлении тогда, когда вместе с основной линзой горит разрешающая или запрещающая движение дополнительная с приоритетом для первой категории водителей. Во всех остальных случаях езда по прямой будет считаться серьезным нарушением, чреватым штрафными санкциями или привлечением к уголовной ответственности.

Зеленая секция на уровне красного сигнала

Обычно допсекции устанавливаются на уровне зеленого светофорного отделения. Рядом с красной линзой может быть размещена только табличка с зеленой стрелкой, разрешающей поворот направо, которая читается совершенно иначе.

В отличии от секционного устройства табличка действует на постоянной основе, позволяя выполнять правый маневр в любой момент при условии, что слева по прилегающему пути не будут следовать другие ТС.

Огромное значение имеет и расположение автомобиля на дороге, ведь поворачивать направо или налево они имеет право только из крайних положений, если этому не противоречат указатели и дорожная разметка. Кроме того, находясь на правой/левой полосе, он будет обязан выполнить маневр при включении разрешающего дополнительного сигнала, даже если изначально планировал двигаться прямо.

Этот момент обязательно следует учитывать, заранее перестраиваясь ближе к центру, если повороты в этом месте не были предусмотрены маршрутами. В то же время зеленая стрелочка возле красной линзы не обязывает выполнять подобные действия, благодаря чему владелец ТС может продолжать стоять на красный свет, не поворачивая, дожидаясь разрешения следовать прямо.

Выезд на перекресток на красно-желтый сигнал светофора: почему это запрещено и каков штраф

Где нужно останавливаться на перекрестке?

Для начала вспомним, где нужно останавливаться на перекрестке. Об этом нам скажет пункт 6.13. ПДД: «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам; в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

Когда можно трогаться с места?

Понять, когда можно трогаться с места на перекрестке с работающим светофором, несложно: в пункте 6.2 ПДД указаны лишь два сигнала, безусловно разрешающих движение, и один – условно разрешающий. Движение безусловно разрешено на зеленый и мигающий зеленый сигнал светофора, а желтый сигнал разрешает движение тем водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Кроме того, желтый мигающий сигнал тоже разрешает движение, но это, согласно пункту 13.3 ПДД, сигнал о том, что перекресток впереди – нерегулируемый.

Однако нас интересует другой сигнал: сочетание красного и желтого, которое загорается перед зеленым, разрешающим начало движения на перекрестке. И здесь все тоже просто: пункт 6.2 ПДД указывает, что «сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала». То есть, движение на красно-желтый сигнал светофора равнозначно движению на красный свет. Трогаться же можно только при включении зеленого сигнала светофора и с учетом пункта 13.8 ПДД, который указывает, что даже при включении зеленого водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Как наказывается преждевременное начало движения?

Учитывая, что красно-желтый сигнал светофора, как мы уже знаем, равнозначен красному, начало движения при нем наказывается по части 1 статьи 12.12 КоАП как проезд на запрещающий сигнал светофора.

Стоит помнить, что контроль за нарушениями выполняют и инспекторы ГИБДД, и камеры автоматической фиксации нарушений. Если факт выезда на перекресток на красно-желтый свет фиксирует сотрудник ГИБДД, он останавливает водителя и выписывает штраф. Камера делает то же самое: отслеживает начало движения и сигнал светофора, но обычно ориентируется по стоп-линии и при ее досрочном пересечении фиксирует нарушение и выписывает штраф. Важная разница здесь – лишь в случае повторного нарушения: если в течение года с момента получения предыдущего штрафа водитель снова нарушит часть 1 статьи 12.12, то будет наказан согласно части 3 той же статьи. Если нарушение зафиксирует инспектор ГИБДД, то устанавливать меру наказания будет суд: это либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. А вот нарушение, зафиксированное камерой, в любом случае влечет за собой только штраф в те же 5 000 рублей.

6-я статья из 6 в серии Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал

Случай, рассмотренный в этой статье, это поворот налево на перекрестке на желтый сигнал светофора. Наш случай завершился столкновением с встречным автомобилем, который заехал на желтый сигнал, но двигался через перекресток «прямо». Обстоятельства ДТП рассмотрим позднее, а сначала повторим общие особенности поворота налево на перекрестке.

Проезд на желтый сигнал в любом направлении на перекрестке почти всегда относится к разряду «повезет или не повезет». Часто результат бывает непредсказуем — этой теме посвящена статья Проезд на желтый сигнал. Последствия.

В соответствии с пунктом 13.4 ПДД автомобиль, поворачивающий налево, обязан уступить дорогу встречным ТС, движущимся в направлении «прямо» и «направо». По зеленому (разрешающему) сигналу светофора встречные потоки начинают движение. Участник, который намеревается выполнить левый поворот, выезжает на перекресток и, если есть встречный транспорт, останавливается в ожидании безопасной возможности повернуть налево.

Уступив дорогу встречным машинам, водитель поворачивает и выезжает с перекрестка. В случае, когда поток встречных машин плотный (следуют «впритирку» друг за другом), есть вероятность простоять в ожидании все время, пока горит зеленый сигнал. Но когда включится желтый и даже красный (запрещающие) сигналы, водитель имеет полное право в соответствии с пунктом 13.7 завершить выезд с перекрестка.

Дополнительные трудности может создать встречный автомобиль, который одновременно с вами поворачивает налево, только в свою сторону.

Трудность в том, что своими габаритами этот встречный автомобиль будет закрывать часть встречной дороги, поэтому действовать нужно предусмотрительно, и двигаться на поворот очень осторожно. Тем более, если обзор дороги закрыт, а у светофора зажегся желтый сигнал – вполне возможно, что со встречного направления кто-то будет пытаться успеть проехать перекресток на желтый!

Посмотрите короткий видеоролик.

Если вкратце, причиной ДТП послужил самоуверенный проезд на желтый сигнал второго участника. Красный (также пострадавший) автомобиль заехал на перекресток в соответствии с ПДД, как было изложено выше по тексту. Когда включился желтый сигнал, он потихоньку начал выезжать на «встречную половину» перекрестка, и зачем-то прибавил «газу». В этот момент в кадре появляется черная машина, и далее происходит столкновение.

Водитель черного автомобиля въехал на перекресток на желтый сигнал светофора. Пункт 6.14 ПДД в определенных случаях допускает проезд на желтый, но в этом конкретном случае действие водителя может быть расценено как проезд на запрещающий сигнал (желтый сигнал запрещает движение). Желание «успеть проехать» взяло верх, но оказалось несчастливым.

Как избегать подобных ситуаций? Ответ, казалось бы, очевидный, торопиться следует не спеша, но порой очень трудно бывает это сделать (не спешить).

Если рассуждать в отношении участника, который ехал через перекресток «прямо», была ли у него возможность не ехать через перекресток, а остановится на желтый сигнал у светофора? Скорее всего, да, была. В таких случаях, когда на светофоре загорается желтый сигнал, между вопросами «остановиться» или «ехать», многие выбирают «ехать». Но финал может быть непредсказуем, например, как в нашем случае.

Теперь, в отношении участника, который совершал левый поворот. Одной из основных причин столкновений на этом маневре является некая уверенность, что когда загорается желтый или даже красный (запрещающий движение) сигнал, то машины со встречного направления, которым уступали дорогу, остановятся, и уже не станут выезжать на перекресток. В соответствии с пунктом 6.2 ПДД так и должно быть, но как показывает практика, это случается не везде и не всегда.

Поэтому, остановившись на середине перекрестка, и ожидая возможность повернуть налево, когда загорелся желтый сигнал нужно убедиться, что встречные машины действительно сбавляют скорость, и останавливаются перед своим светофором. Определить это бывает не трудно. Если, все-таки, кто-нибудь из них прорвется на перекресток в желании «успеть проехать» на желтый, целесообразно уступить ему дорогу.

В юридической практике разборов ДТП по части выявления виновных, до недавнего времени (примерно год-два назад) существовало утверждение что участник, который по ПДД в дорожной ситуации обязан уступить дорогу, должен ее уступать даже в том случае, если оппонент нарушает Правила.

Это утверждение (уступить дорогу нарушителю) верно, потому что при таком раскладе остается возможность избежать аварии, и оно верно в первую очередь для водителя, а никак не для юриста. Но в случае ДТП виновным признавался тот водитель, который не уступил дорогу нарушителю ПДД, а тот, в свою очередь, выходил сухим из воды, ну, может со штрафом.

С некоторых пор «взгляды» судов на эту практику поменялись, правда, еще не повсеместно. Участники, которые доходили до Верховного суда, добивались справедливости, которая заключается в том, что в случае ДТП нарушивший Правила водитель принципиально становится виновником в этом ДТП, а степень вины второго участника рассматривается уже по обстоятельствам.

Но, как говорится, выявить истинного виновника в аварии это дело справедливое, но лучше, все-таки, ДТП избегать. А для того, чтобы избежать ДТП, очень часто в случае необходимости целесообразно уступить нарушителю дорогу. Нет происшествия – не требуется искать виновных.

Будьте внимательны на перекрестках!

Навигация по серии статей << Старт на красно-желтый сигнал

Светофор разрешает поворот налево, а знак запрещает. Можно ли повернуть не нарушив ПДД?

Автовладельцы со стажем подтвердят, что на дорогах бывает много трудных ситуаций, ввиду некорректно расставленных дорожных знаков. Поэтому вместо того чтобы управлять автомобилем, водителям приходится «решать ребусы», думая как же правильно проехать участок дороги.

Ради интереса представим, что вы управляете красной машиной и подъезжаете к перекрестку. Вам нужно повернуть налево — стрелка светофора позволяет вам это сделать, однако помимо неё присутствует и дорожный знак, который разрешает вам движение только прямо и направо, а налево — нет.

Ситуация на перекрестке непростая, ведь противоречия между знаком и светофором очевидны. Думая логически — раз стрелка зеленая загорелась, то повернуть можно, а знак быть может просто убрать забыли, для наших водителей это не новость. Но водителю нужно четко знать решение — разрешено ли повернуть или нет, а не додумывать самостоятельно причины. Тогда давайте освежать знания теории ПДД.

Знак 4.1.4 действительно установлен совершенно нелогично по отношению к светофору. Поэтому владельцу красной легковушки приходится выбирать чего ему придерживаться- дорожному знаку или все же стрелке светофора.

Сейчас бывалые водители скажут: чего сложного здесь, ведь в ПДД 6.15 сказано, что в случае противоречия между светофором и знаками приоритета водитель по ПДД обязан подчиниться именно светофору. Получается повернуть налево можно несмотря на знак? А вот и нет.

Хитрость в том, что знак 4.1.4 «только прямо или направо» по правилам относится не к приоритетным, а к предписывающим. Значит пункт 6.15 приплести сюда никак нельзя. Иными словами — светофор не отменяет требования предписывающих знаков и не имеет приоритета над ними.

Будь на месте водителя красной машины маршрутка — она бы имела право совершить поворот, поскольку ПДД позволяет маршрутным транспортным средствам отступать от требований знаков предписания. Но в нашем случае перед перекрестком стоит обычная легковушка. Отсюда вывод простой: водителю красной машины, несмотря на разрешающую стрелку светофора, по правилам нельзя совершать поворот налево ввиду наличия знака 4.1.4. Если информация была полезна, ставьте палец вверх.

Как повернуть налево на светофоре?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *