Как признать частный дом непригодным для проживания?

Содержание

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу

95 просмотров

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

В каких случаях дом признается аварийным

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта Александра Максимова Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

В результате перечисленных воздействий нужно принять меры по укреплению. Однако если стоимость восстановительных работ превышает установленные нормы, то объект подлежит сносу.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Однако ветхое жилье не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих граждан. В то время как аварийное – несет опасность для жильцов.

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Основания для признания жилья аварийным

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры. Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Порядок признания жилья аварийным

Обязанности по признанию жилых объектов аварийными, возлагаются на органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано образовать специализированную комиссию при комитете по жилищным вопросам местной администрации.

Состав и работа межведомственной комиссии утверждаются постановлением органа местного самоуправления.

В полномочия межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным входят:

  • прием документов;
  • определение списка дополнительной документации;
  • комплектование состава экспертов;
  • осмотр объекта;
  • вынесение решения о признании дома аварийным;
  • отказ в присвоении объекту статуса аварийного.

Инициация процесса возлагается на жильцов или собственников. Специалисты органа местного самоуправления не обязаны самостоятельно проверять каждый дом без заявления жильцов.

Порядок действий:

  1. Сбор документации.
  2. Обращение в уполномоченный орган.
  3. Получение акта.

Какие документы нужны для оформления?

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Обращение в уполномоченный орган

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Получение акта

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Отказ в выдаче акта

Если межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок обжалования:

  1. Досудебный. Заявитель оформляет претензию, которая направляется на имя главы муниципального образования. К жалобе прилагаются результаты экспертизы и отказ межведомственной комиссии. Заявление рассматривается в течение 30 дней.
  2. Судебный. После получения ответа главы местного самоуправления необходимо подготовить исковое заявление в районной или городской суд. Заявление должно содержать требование об оспаривании акта местной администрации и о признании дома опасным для проживания граждан.

Жилой дом будет признан аварийным по решению суда. При наличии оснований, суд обяжет орган местного самоуправления включить объект в список на расселение.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Основным последствием признания жилья аварийным является включение собственников и нанимателей жилого помещения в программу расселения. В 2020 году программа реализуется на всей территории РФ.

Денежные средства на обеспечение жильем выделяются по принципу софинансирования федерального и местных бюджетов. Ежегодно региональные власти формируют списки для включения граждан в список нуждающихся в расселении.

Обеспечение осуществляется в порядке очередности. Программа реализуется очень медленно. Например, на 2018 год на территории Новосибирской области признано аварийным 802 дома. С 2015 года жильем обеспечены жильцы 182 домов (1 800 человек).

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Программа предусматривает предоставление жилого помещения собственникам квартир в аварийных домах. Владелец имеет право на квартиру, стоимостью не более остаточной стоимости жилья.

Если предложенное жилье превышает стоимость аварийного, то собственник должен доплатить. В противном случае объект будет предоставлена по договору социального найма.

Важно! В соответствии с определением Верховного суда от 2017 года № 6-КГ17-8, собственник имеет право выбирать между предоставлением альтернативной жилплощади и предоставлением компенсации.

Наниматель имеет право на аналогичную жилплощадь. Если администрация не может представить альтернативное жилье, то гражданин может получить квартиру, большую по площади.

Однако площадь рассчитывается исходя из общей площади аварийного жилья, а не из нормы предоставления на человека (Определение Верховного суда от 2018 года № 10-КГ17-7).

В случае угрозы обрушения жилье должно быть предоставлено нанимателю немедленно (Определение Верховного суда от 2018 года № 70-КГ17-22).

Рассмотрим, что делать собственникам.

Владелец жилого помещения должен:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться в местную администрацию.
  3. Получить постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  4. Подать документы на включение в программу.

В случае отказа собственника о выселении администрация имеет право инициировать судебный процесс по принудительному выселению. В этом случае гражданин получит не альтернативное жилье, а компенсацию. Выплата равняется остаточной стоимости квартиры (Определение Верховного Суда от 2018 года № 5-КГ18-19).

Судебная практика

Ежегодно множество граждан обращаются в суд для оспаривания постановления местной администрации об отказе в признании жилья аварийным.

При наличии достаточных оснований, суд принимает сторону истца и обязывает местную администрацию включить дом в перечень аварийных объектов. Однако это очень сложный и длительный судебный процесс. Он нуждается в грамотной подготовке. Поэтому целесообразно привлечь квалифицированного юриста.

Часто причиной отказ является именно неграмотный сбор документов.

Пример. Илья обратился в суд для признания дома авариными. При этом в отношении дома было вынесено решение местной администрации об отказе в установлении статуса аварийного. Истец не включил в заявление требование об оспаривании данного документа. Изучив доказательства, суд не нашел причин для удовлетворения требований истца.

Инициатором процесса по признанию дома аварийным должен выступать собственник или наниматель. Однако межведомственная комиссия может отказать в удовлетворении требования. В такой ситуации гражданин должен защищать свои интересы в суде. Процесс требует серьезной подготовки, поэтому целесообразно привлечь грамотного юриста. Специалисты нашего сайта окажут вам поддержку в режиме онлайн. Просто оставьте заявку дежурному юристу.

Автор статьи Юрист по гражданскому, семейному, жилищному, наследственному праву. Рейтинг автора Написано статей 349 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Нормы признания жилого помещения непригодным для проживания. Справка

1. Наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

3. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве (оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

4. Жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

5. Жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

6. Жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

7. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

8. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное – 45 дБ) признаются непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

9. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажных жилых домах.

2.Оотсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

3. Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Жилищный Кодекс РФ в статье 32 регламентирует следующий порядок изъятия жилого помещения у собственника:

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления.
3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления об изъятии жилого помещения.

10. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в пункте 11, допускается только с согласия собственника.

Действующая редакция Закона города Москвы от 31 мая 2006 года «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» содержит следующие положения, касающиеся переселения собственников жилых помещений:

1. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

2. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилого помещения либо в иных целях при наличии у собственника иного жилого помещения, в отношении которого собственник обладает правом пользования либо правом собственности. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения.

Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, за исключением случаев, определенных законом.

3. При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием, возмещение которых предусмотрено федеральным законодательством при изъятии жилых помещений. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

4. При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Признание садового дома жилым 2-мя способами

материал обновлен 03 января 2020 года

Признание садового дома жилым дает возможность прописаться в жилом помещении.

Перевод садового дома в жилой с 01 января 2019 года проводят по новым правилам.

В этой статье рассмотрим интересный вопрос:

Как перевести садовый домик в жилом дом?

С 01.01.2019 года на садовом участке допускается размещение следующих объектов.

  • Жилых домов.
  • Садовых домов.
  • Гаражей и хозяйственных построек.

Новшество открывает возможность не только строительства ИЖС на садовых участках.

Но и возможность перевода построенных садовых домов в жилые дома.

Признание садового дома жилым возможно 2-мя способами.

Данные способы являются не альтернативными, а последовательными.

Иными словами, начинать процедуру признания садового дома жилым необходимо с 1-го способа.

Если 1-ый способ не сработал, то используйте 2-ой.

Итак, приступим.

1-ый способ.

Признание садового дома жилым через местную администрацию.

В постановлении Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 прописан регламент признания садового дома жилым.

Данное постановление принято в далеком 2006 году.

Но положения о признании садового дома жилым введены в действие с 2019 года.

Для признания садового дома жилым подаем 4 документа.

Не все из 4-х документов обязательны.

Рассмотрим их по порядку.

Первый документ.

Заявление о признании садового дома жилым домом.

Заявление — обязательный документ.

Правительство не утверждало образец заявления о признании садового дома жилым.

Однако в постановлении перечислены реквизиты, которые должны содержаться в заявлении.

  • Кадастровый номер садового дома.
  • Почтовый адрес или e-mail заявителя.
  • Кадастровый номер земельного участка.
  • Способ получения решения.

Сделайте заявление за 3 минуты через онлайн сервис.

Достаточно заполнить простые поля формы и сервис сгенерирует готовое заявление.

Сформировать . . .

Сформированный документ содержит не только введенную информацию.

В заявлении есть ссылки на законы.

Также в заявлении есть юридические формулировки, препятствующие чиновникам нарушать законные права заявителя.

Бонусом к готовому заявлению прилагается инструкция с пошаговым алгоритмом действий.

Второй документ.

Заключение по обследованию технического состояния садового дома.

Данное заключение является обязательным документом для признания садового дома жилым.

В заключении указывают, что садовый дом соответствует требованиям безопасности и надежности.

Требования установлены законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Выдавать заключения вправе только организация или ИП, являющиеся членами СРО.

Саморегулируемая организация (СРО) в области инженерных изысканий.

Обратите внимание.

Ни кадастровые инженеры, ни члены других СРО НЕ вправе выдавать указанные заключения.

Заключение по обследованию технического состояния садового дома получают у члена СРО в области инженерных изысканий.

С растущим спросом на выдачу заключений, высока вероятность злоупотреблений доверием неискушенных собственников садовых домов.

Недобросовестные кадастровые инженеры, а также члены других СРО, начнут предлагать услуги по выдаче заключений.

Собственникам садовых домов нужно быть бдительными в этом вопросе.

Заключение кадастрового инженера и/или не члена СРО в области инженерных изысканий бесполезно.

Такое заключение не поможет перевести садовый дом в жилой.

Если формируете Заявление онлайн, то инструкция поможет выбрать исполнителя для подготовки заключения.

Третий документ.

Выписка из ЕГРН либо правоустанавливающие документы на садовый дом.

В каком случае предоставляют выписку из ЕГРН?

Выписку прикладывают к Заявлению, когда право собственности на садовый дом зарегистрировано в Росреестре.

Обратите внимание.

Заявитель вправе не прикладывать выписку из ЕГРН.

Администрация обязана сама запросить выписку в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

Однако, рекомендую приложить выписку.

Наличие выписки минимизирует риск отказа по причине бестолковости некоторых чиновников.

Тем более, что выписку из ЕГРН можно получить онлайн в течение 20 минут.

В каком случае нужно предоставлять правоустанавливающие документы?

Договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и т.д. — это правоустанавливающие документы.

К заявлению прикладывают правоустанавливающие документы, когда право собственности на садовый дом не зарегистрировано.

Право собственности на садовый дом регистрируют в Росреестре.

Если прикладываете не оригиналы, а копии документов, то копии следует заверить у нотариуса.

Незаверенные ксерокопии не подойдут.

Четвертый документ.

Нотариальное согласие третьих лиц, чьими правами обременен садовый дом.

К третьим лицам относят тех, кто имеет залоговые права на садовый дом.

Например, такими лицами могут быть банки, выдавшие кредит под залог дома.

Организации или физические лица тоже могут быть 3-ми лицами. Допустим, они выдали заем и оформили залог на садовый дом.

Правительство еще не выпускало разъяснений по данному вопросу.

На мой взгляд, к третьим лицам можно отнести сособственников садового дома.

Сособственники — это лица, владеющие домом наряду с заявителем на праве общей собственности.

Общая собственность бывает 2-х видов: совместная или долевая.

Иными словами. Если заявление о признании садового дома жилым подает сособственник, то другие выдают нотариальное согласие.

Особого внимания требует совместная собственность супругов.

Допустим, садовый дом приобретен в браке по возмездной сделке и оформлен на одного супруга.

Второй супруг по закону имеет права на садовый дом.

Проще говоря, садовый дом обременен правами второго супруга.

Таким образом, от второго супруга получаем нотариальное согласие.

Оригинал согласия прикладываем к заявлению о признании садового дома жилым.

Куда подавать заявление на признание садового дома жилым?

Заявление подаем в орган местного самоуправления, на территории которого находится садовый домик.

Другими словами, документы направляем в местную администрацию.

При использовании сервиса, вы получите Заявление, текст которого содержит особую формулировку.

Указанная формулировка обязывает чиновников передать документы в уполномоченный орган в структуре администрации.

Проще говоря, вы застрахованы от попадания заявления к случайному лицу.

Заявление с прилагаемыми документами подают 2 способами.

  • Непосредственно в администрацию.
  • Через МФЦ.

На мой взгляд, предпочтительней подавать документы непосредственно в администрацию.

Причина в том, что МФЦ это обычный посредник. Чем больше посредников, тем выше риск ошибок и потери документов.

Обычно я рекомендую при подаче документов иметь 2 экземпляра заявления.

Должностное лицо, принимающее документы, поставит входящий штамп на вашем экземпляре заявления.

Однако, в п. 58 Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года указано, что чиновники обязаны выдать заявителю расписку.

В расписке указывают перечень сданных документов и дату их приема.

Срок рассмотрения заявления о признании дома жилым.

В течение 45 календарных дней администрация принимает одно из следующих решений.

  • Решение о признании садового дома жилым.
  • Либо решение об отказе.

Если принято решение о признании, то значит цель достигнута.

Иными словами, вы перевели садовый дом в жилой.

Останется только подать в Росреестр данное решение.

Росреестр изменит назначение садового дома с «нежилого» на «жилое».

Если получен отказ, то рассмотриваем 2-ой способ признания садового дома жилым.

О 2-м способе речь пойдет ниже.

А пока рассмотрим причины и основания, по которым чиновники могут отказать.

Отказ в признании садового дома жилым.

Существует 5 оснований, по которым администрация отказывает в признании дома жилым.

Рассмотрим данные основания и способы минимизации риска отказа.

1) Непредставление заявления и/или заключения по обследованию технического состояния садового дома.

Если заявление не содержит обязательные реквизиты или нет заключения по обследованию дома, то администрация откажет.

Минимизировать риск отказа можно путем подготовки заявления через сервис.

Относительно заключения, следует отметить следующее.

Важно правильно выбирать организацию, которая выдает заключения по обследованию дома.

Напомню, сервис формирует не только готовое заявление, но и пошаговую инструкцию.

В инструкции есть информация, как безошибочно выбирать исполнителя для подготовки заключения.

2) Заявитель не является собственником садового дома.

Данное основание в дополнительных комментариях не нуждается.

Чтобы не получить отказ, заявление о признании садового дома жилым подает собственник.

3) Не представлены правоустанавливающие документы при отсутствии в Росреестре сведений о праве собственности на дом.

Отказ по данному основанию выдают, когда в Росреестре нет сведений о право собственности.

При этом к заявлению не приложены правоустанавливающие документы на садовый дом.

Избежать отказа просто. Приложите документы, подтверждающие право собственности на садовый дом.

Обратите внимание.

У данного основания отказа есть один положительный нюанс.

Допустим, право собственности на дом не зарегистрировано. К заявлению не приложены правоустанавливающие документы на дом.

В этом случае администрация направляет заявителю уведомление о предоставлении недостающих документов.

У заявителя есть 15 каледарных дней предоставить недостающие документы.

Если администрация не получила документы, то чиновники отказывают по указанному основанию.

Иными словами, прежде чем отказать по причине отсутствия документов, администрация дает шанс исправить ситуацию.

Если за 15 дней представлены документы, то оснований для отказа нет.

4) Отсутствие нотариально удостоверенного согласия третьих лиц, правами которых обременен дом.

Выше уже говорилось о том, кто должен давать согласие.

Если такие персонажи присутствуют, то к заявлению прикладываем их нотариальное согласие.

Если садовый дом не обременен правами третьих лиц, то нет причин опасаться. Отказ по данному основанию невозможен.

5) Вид разрешенного использования земельного участка не допускает размещение жилого дома.

В качестве примера приведу следующую ситуацию.

Допустим, построили или купили садовый дом на участке с видом разрешенного использования – огородничество.

Администрация откажет, потому что размещать садовые и/или жилые дома на участках под огородничество нельзя.

Один из путей выхода заключается в изменении вида разрешенного использования.

Другими словами. Прежде чем подавать заявление о признании садового дома жилым, измените вид разрешенного использования.

Порядок изменения ВРИ смотрите в статье: Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами.

Подведем предварительный итог.

Выполнение вышеописанных условий снижает риск отказа в признании садового домика жилым домом.

Если администрация отказала, то проверяем мотивировку отказа.

Если отказ обоснован, то следует исправить допущенные ошибки или ограничения. Затем повторно подаем заявление.

При наличии признаков незаконности отказа, используйте 2-й способ.

К нему непосредственно переходим.

2-ой способ.

Судебное признание садового дома жилым.

Признание дома жилым на садовом участке через суд было достаточно распространенным способом решения вопроса.

Распространенность была связана с отсутствием до 2019 года процедуры признания через местную администрацию.

Сейчас судебное признание садового дома жилым применяется как способ обжалования отказа администрации.

Для реализации данного способа готовим административное исковое заявление.

Административный иск обжалует отказ в признании садового дома жилым.

Если затрудняетесь подготовить административный иск самостоятельно, то используйте бесплатный юридический сервис.

Откладывать обжалование «в долгий ящик» не нужно.

Срок подачи административного иска составляет всего 3 месяца.

3-месячный срок исчисляется со дня, когда вы узнали об отказе.

На этом пока все.

Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (с изменениями и дополнениями)
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
IV. Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
42. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
43. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
44. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
45. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения — проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
46. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
48. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
50. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.
51. Комиссия в 5-дневный срок направляет по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.
В случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния или по основаниям, предусмотренным пунктом 36 настоящего Положения, решение направляется в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения.
52. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Я много раз жалел о том, что говорил и не разу о том, что молчал. (И. Губерман)

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

8 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 24.10.2011

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе».

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.

<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.

<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Читайте еще по данной теме:

  • Признание индивидуального дома непригодным для проживания
  • Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
  • Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?

Ковтков Д.И.

Как признать частный дом непригодным для проживания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *