Как проверить авто на двойника?

Автомобили-клоны на дорогах

Эксплуатация автомобиля-клона является противозаконным действием. Горечи ситуации добавляет то, что на удочку мошенников можно попасть как при покупке поддержанного ТС, так и при повседневной эксплуатации собственного автомобиля. Рассмотрим, что представляют собой машины двойники, как распознать и не купить такое авто.

Терминология

Чтобы подробно разобраться в вопросе, необходимо представление о следующих понятиях:

  • ПТС автомобиля – главный документ «железного коня», который выдается специализированными службами как разрешение для эксплуатации на дорогах общего пользования;
  • заводская маркировка автомобиля, главным элементом которой является идентификационный номер (Vehicle identification number). VIN-код представляет собой уникальный для каждого транспортного средства код, присваиваемый заводом-изготовителем. ВИН-номер наносится методом теснения на несъемные кузовные детали или шасси, дополнительно информация указывается на маркировочных табличках (иногда в виде наклеек). VIN – самый главный опознавательный знак автомобиля, поэтому внесение изменений в номер категорически запрещено и карается законом;
  • номера автомобиля – индивидуальный регистрационный знак, присваиваемый для идентификации ТС и указывающий на принадлежность авто к той либо иной юрисдикции.

Определение

Автомобиль-двойник – транспортное средство, передвигающееся по идентификационным данным машины, эксплуатация которой на дорогах общего пользования полностью узаконена. Иными словами, у законно купленного и поставленного на учет ТС появляется внешне идентичная машина, у которой индивидуальный регистрационный знак, а также информация в ПТС полностью совпадают с авто «оригиналом».

В зависимости от степени совпадения данных, существует несколько видов «двойников»:

  • у машин одинаковые регистрационные номера, ПТС «клона» в точности повторяет паспорт «оригинала», но у двойника остался оригинальный ВИН-номер. Встретить такие авто можно нечасто, так как обман легко раскрыть при проверке на любом стационарном посту ДПС, просто сверив данные ПТС и маркировочной таблички с VIN;
  • у машин одинаковые не только регистрационные знаки и информация в ПТС, но и все данные маркировочных табличек. В таком случае определить машину-двойника можно по косвенным признакам вмешательства в идентификационную маркировку.

Природа возникновения

Способов появления на свет «сестры/брата» реального авто может быть несколько:

  • автомобиль ввозят из заграницы. Часто машина похищается, иногда угон по предварительному договору с владельцем инсценируется. В последнем случае покупатель получает машину для создания двойника по значительно заниженной цене. Выигрыш продавца в том, что как только проданный автомобиль попадает на территорию страны, в которой будут проходить все мошеннические действия, составляется заявление об угоне. Машина появляется в базе Интерпола, а владелец получает компенсацию от страховой компании. В обоих случаях автомобили не растаможиваются. Для пересечения границы и ухода от налогового платежа используются коррупционные схемы. Часто машины из-за границы специально подбираются под готовые документы (известную информацию о реально существующем авто на территории страны). Иногда владельцы авто сами выкладывают в сеть основную информацию о своем авто, а самое главное – VIN-номер, но и без этого у мошенников достаточно «каналов» для получения данных;
  • автомобили родом из одной и той же страны. В таком случае схема рассчитана на угнанные авто. Маркировочные таблички угнанного авто подгоняются под реально существующую машину.

При этом вариаций способов получения информации, пересечения границы и прочих аспектов мошеннических схем – может быть значительно больше. К примеру, документы с реально существующего автомобиля можно вполне законно купить отдельно от машины либо с остатками ТС, побывавшего в серьезном ДТП. Как вариант, у владельца авто могли украсть документы вместе с портмоне. Взамен утерянного ПТС ГИБДД выдаст дубликат с указанием в особых пометках «Взамен утерянного». Выбросить украденный ПТС может только неопытный вор. Если говорить о ценности документа, то цена за ПТС может доходить до 10% рыночной стоимости автомобиля.

«Клоны» на дорогах

Грамотные мошенники стараются подбирать документы так, чтобы регионы регистрации реального авто и машины-двойника находились как минимум в нескольких сотнях километров друг от друга. Поэтому встретить копию своего автомобиля крайне сложно. Узнать о существовании можно через сайт для проверки штрафов. Поскольку в базе ГИБДД за номерными знаками закреплены вы, то полученные машиной-двойником штрафы будут приходить на вашу учетную запись. Если вы получили фотодоказательства нарушения и уверены в том, что ваш автомобиль никоим образом не мог находиться в указанном месте и в указанное время, немедленно отправляйтесь в ГИБДД.

Учтите, что вам обязательно потребуются свидетельства для подтверждения ваших заявлений. Это могут быть записи с видеокамер наружного наблюдения, которых сейчас действительно много.

Поскольку превращение авто в «двойников» является уголовно наказуемым преступлением, то органы сами заинтересованы в поимке мошенников.

Как не купить двойника

Признаки, выдающие машину-двойник:

  • несоответствие фактического года выпуска остекления и ремней безопасности с датой, указанной в ПТС. На всех авто в маркировке стекол указывается год его производства. Вполне вероятно, что стекла могут быть, к примеру, 2011 года выпуска, а автомобиль съехал с конвейера в начале 2012. Но год выпуска автомобиля никак не может предшествовать году выпуска всех стекол. Если вы заметили несоответствие всех родных стекол, то в 99% перед вами либо машина-двойник, либо перевертышь. Такой же метод проверки и для бирок на ремнях;
  • следы перечеканки либо вваривания планки в месторасположение ВИН-номера. Еще перед осмотром изучите места расположения идентификационных маркировок на выбранном вами авто (самые распространенные: опора стойки, моторный щит, пол возле переднего пассажирского сидения, багажник, дверная стойка). К сожалению, часто квалификация мастеров-мошенников настолько высока, что заметить следы вмешательства может только опытный эксперт-криминалист. Чтобы не купить проблемный автомобиль, вы можете обратиться к эксперту такого профиля еще перед покупкой. Осмотр машины специалистом не даст вам совершить ошибку и потерять впоследствии крупную сумму;
  • сверка номерных агрегатов. В ПТС указывается номер двигателя, для рамных авто еще и номер рамы, поэтому несовпадение комбинации цифр будет поводом задуматься. Номера также могут перечеканиваться, делают это дабы замести следы. Поэтому хорошо выполненную работу больше шансов определить у эксперта криминалиста. Если номер затерт, то вполне вероятно, что перед вами ворованная машина. Учтите, что такой двигатель мог быть установлен взамен штатного, поэтому делать поспешных выводов не стоит;
  • проверка комплектации через электронные ресурсы. По ВИН-коду вы можете узнать комплектацию автомобиля, чтобы сверить наличие функций в осматриваемой вами машине. Если есть отличия – перед вами «двойник»;
  • совместимость дверной личинки и ключа в брелке (актуально для авто с бесключевым доступом, кнопкой «старт-стоп»);
  • компьютерная диагностика. У многих своременных авто VIN-номер записывается в «мозги» автомобиля. Узнать двойника можно при помощи диагностического оборудования, так как данные в ПТС и в «мозгах» не будут совпадать.

Правовой вопрос

На рынке поддержанных ТС автомобили-двойники опасны тем, что проверка по всевозможным базам данных ГИБДД, залоговых или угнанных авто может не дать никаких положительных результатов. Ведь вы будете проверять информацию по реальному автомобилю. Что делать в таком случае? Лучший способ не купить авто-двойник – заплатить за автомобиль после переоформления в ГАИ. Продавцы «двойников» ни в коем случае не поедут с новым владельцем в ГАИ для переоформления. Воздержитесь от покупки по доверенности, если в ПТС указан не тот человек, который продает вам машину.

Купил двойника

Внесение изменений в VIN-номер автомобиля является уголовно наказуемым преступлением. Поэтому не рекомендуем пытаться продать машину, так как при обнаружении обмана вас могут принять за сообщника.
Что делать, если купил двойника? К сожалению, любой из исходов заканчивается для вас потерей средств. Если внесение изменений было заподозрено при постановке на учет, то автомобиль у вас конфискуют и направят на экспертизу к эксперту-криминалисту. Если органам удастся найти признаки, по которым можно определить реального владельца угнанного ТС, то машина вернется к нему во владение. Если установить владельца не удается, то взамен автомобиля вы получаете набор запчастей. Иными словами, на авто накладывается запрет на регистрационные действия, поэтому продать его и переоформить уже невозможно. Эксплуатировать такую машину также запрещено. Если вы хотите вернуть часть стоимости, то выход только один – продать машину на запчасти.

В 2020 году Госавтоинспекция начнет поэтапно внедрять совершенно новую систему по отлову автомобилей-двойников. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-центре МВД России в ответ на соответствующий запрос. Как уточнили в ведомстве, в настоящее время функционал находится в стадии тестирования — внедрение и испытания нового информационного ресурса провели в 2019 г. в ряде регионов. Предполагается, что при ведении сплошного контроля передвижения транспортных потоков функционал позволит фиксировать факты одновременного проезда автомобилей с одинаковыми номерами в различных местах.

«Внедрение указанного ресурса на всей территории России позволит организовать своевременное реагирование нарядов дорожно-патрульной службы на факты фиксации транспортных средств рассматриваемой категории, а также минимизировать случаи вынесения в отношении собственников «оригинальных» автомобилей постановлений по делам об административных правонарушениях в автоматическом режиме», — объяснили в МВД России.

Система сможет распознавать соответствие госномера попавшего в объектив видеокамеры автомобиля и конкретной марки и модели, на которую этот номер был выдан. Что должно значительно упростить выявление автомобилей, эксплуатируемых с подложными государственными регистрационными знаками.

Ловить будут только после жалоб

Сотрудники ГИБДД смогут ловить нарушителей с поддельными номерами только после официальных жалоб от пострадавших автовладельцев, объяснил эксперт по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорий Шухман. Фиксировать проезды двойников одновременно во всех регионах в автоматическом режиме не получится — это слишком трудозатратно. Однако, по оценке эксперта, если машина-двойник находится в одном регионе с оригиналом, то камеры вполне могут обнаружить таких нарушителей и поставить их в стоп-лист для проверки инспекторами ГИБДД даже без обращений от автомобилистов.

Фото: Комсомольская правда / Global Look Press

«При постоянном насыщении городов России новыми комплексами фиксации считать госномера и определить положение и привычный маршрут каждого автомобиля уже не проблема, — рассказал Шухман. — Главное, чтобы патрули оперативно получали информацию о том, что скоро будет проезжать машина, которая находится под подозрением — в стоп-листе. Если это не случайный проезд и машина уже находится на контроле и передвигается по более-менее однотипному маршруту, то очень легко определить этот маршрут и поймать водителя. Но основанием для анализа должна стать именно жалоба от гражданина. Инспекторы региональных ЦАФАПов не могут заранее знать, какие регионы проверять, где могут быть машины-двойники. Сами автомобилисты путешествуют по разным городам — люди могут просто уехать в отпуск. И ничего подозрительного в том, что машина с такими госномерами вчера была в Москве, а сегодня — в Сочи, по сути нет».

По его словам, можно создать фильтр по проездам транспортных средств в пределах одного региона. То есть настроить систему так, чтобы она давала сигнал, что машина телепортировалась в другой конец города, — тогда инспекторы получат сигнал ее проверить.

Эксперт назвал проблему автомобилей-двойников серьезной головной болью для автомобилистов. Так, если штраф приходит из другого региона, в ГИБДД далеко не всегда их отменяют и решают не тратить много времени на поиски мошенников. А ездить в суды и доказывать, что водитель не совершал эти нарушения, слишком неудобно. Поэтому водители вынуждены либо оплачивать чужие штрафы, либо просто менять госномера. Одновременно с этим Шухман прогнозирует, что на перенастройку системы ГИБДД и создание единой универсальной базы потребуется серьезное финансирование.

«Речь идет о том, чтобы заменить все программное обеспечение, а это колоссальная работа, — объяснил эксперт. — Во многих регионах используют совершенно разный софт, и тут встает даже не вопрос времени, а в первую очередь финансовый вопрос. Но эта система действительно нужна — любителей, которые пробивают по базам такие же модели и безнаказанно нарушают ПДД, нужно ловить».

Фото: stroi.mos.ru

Впрочем, быстро запустить систему не получится, считает эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. Основная проблема, по его словам, в разрозненном способе хранения и обработки данных в каждом регионе — до текущего времени отсутствовал принцип стандартизации при составлении местных баз.

«Ни о какой простоте передачи таких данных, как двойные номера, или любых других не может быть и речи, — объяснил эксперт. — Представьте, в условный Иркутск поступила жалоба на автомобиль в Ярославле. В ЦАФАП Иркутска в собственную систему вбивают параметры — марка автомобиля, модель, госномер, ФИО владельца и так далее. А в Ярославле они пишут, например, сначала ФИО автовладельца, потом госномер. И все, если объединять такие базы, получится бессмысленная каша. И совершенно непонятно, почему в МВД не хотят использовать современный и быстрый способ — блокчейн. С этой технологией можно быстро извлекать все данные, обрабатывать их, не будет историй с разными «белыми списками», изменениями данных, потерей массивов информации по постановлениям, как это сейчас происходит регулярно. Перейти на единую стандартизированную работу не получится даже за ближайшие пять лет».

Как накажут нарушителя и что делать с чужим штрафом

За управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками ч. 4 ст. 12.2 КоАП России грозит лишением права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. В МВД России заверили, что если должностные лица ЦАФАПов выявляют при проверке материалов с камер факты использования подложных госномеров, то не выносят постановления об административных правонарушениях. Вместо этого необходимая информация по таким случаям направляется в отделы ДПС территориальных подразделений Госавтоинспекции. Там перед личным составом ставят задачу по поимке такого нарушителя.

Фото: РБК

Владельцу автомобиля, который обнаружил, что аналогичные государственные регистрационные знаки, выдававшиеся на принадлежащее ему транспортное средство, установлены на другом автомобиле, в ГИБДД советуют обратиться с заявлением в отделение полиции. А если штраф за двойника все-таки пришел, необходимо обжаловать такое постановления согласно ст. 30 КоАП России. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления.

Как проверить авто на двойника?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *