Как проводятся публичные слушания?

Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка

В настоящей статье рассматривается процедура публичных слушаний, как одна из важнейших форм непосредственной демократии; отмечаются ее недостатки, предлагаются изменения связанные с данной процедурой, которые могут существенно повлиять на реализацию конституционно-правовых гарантий прав граждан.

Ключевые слова: земельный участок, разрешенный вид использования, условно разрешенный вид использования, публичные слушания, порядок проведения публичных слушаний.

Вид разрешенного использования земельного участка, как правовая конструкция появилась сравнительно недавно. В Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 г., равно как и в законодательстве имевшемся ранее, использовалась лишь правовая конструкция «целевое назначение земельного участка».

По мнению законодателя того периода, этого было достаточно для надлежащего регулирования земельных отношений. Однако, изменение общественно-экономической составляющей государства, произошедшее в начала девяностых годов прошлого века, дали юридическую возможность рассматривать землю как объект гражданского оборота. Соответственно, это привело к усложнению правового регулирования земельных отношений. Возникла необходимость в конкретизации целевого назначения земельного участка устанавливаемого для целой категории земель, для отдельных субкатегорий земель и земельных участков. Это и было сделано посредством нормативного закрепления правовой конструкции «разрешенное использование земельного участка».

Вид разрешенного использования земельного участка как правовая конструкция закреплена, главным образом в п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с данной статьей правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Данная норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, «согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства».

Кроме того в соответствии со ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Указанным нормативным правовым актом устанавливается, что порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков определяется правилами землепользования и застройки, принимаемыми на местном уровне.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, а так же проекты правил землепользования и застройки в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации вобязательном порядке должны проходить процедуру публичных слушаний

Обязательность такой процедуры, чрезвычайно важна в связи с тем, что публичные слушания являются одной из форм непосредственной демократии, значение данного института крайне важно для развития муниципальных образований. Публичные слушания необходимы для того, чтобы выявить весь спектр мнений по обсуждаемому вопросу, учесть точку зрения общественности при принятии решений, выявить возможные конфликтные ситуации и попытаться предотвратить их.

Вместе с тем, конституционно-правовой смысл современного института публичных слушаний применительно к регулированию муниципальных правоотношений выявлен в Определении Конституционного Суда от 8 декабря 2011 г. N 1808-О-О , указавшего, что публичные слушания относятся к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права гражданина на местное самоуправление. Относительно публичных слушаний в градостроительной деятельности Конституционным Судом в Определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О указано, что публичные слушания представляют публично-правовой институт, призванный обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования. Публичные слушания, указывает Конституционный Суд, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, не смотря на то что, по мнению ряда исследователей, институт публичных слушаний понимается форма непосредственной демократии, на практике, он является всего лишь, неким индикатором общественного мнения жителей конкретного муниципального образования, которое при принятии решения могут, как принять во внимание, так и не учесть, но при должном соблюдении порядка проведения публичных слушаний рассматриваемому вопросу, мнение граждан, в той или иной мере, не может быть не учтено.

На сегодняшний день нередки случаи, когда решение об изменение вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный, принимается с нарушением порядка проведения публичных слушаний, граждане чьи интересы могут быть напрямую затронуты, должным образом не извещаются, а в некоторых случаях порядок извещения имеет формальный характер, сообщение о публичных слушаниях публикуются далеко не на первых полосах газет, мелким шрифтом, таким образом что бы заинтересованные в рассматриваемом вопросе граждане, попросту не заметили его. В подобных случаях публичные слушания «проводятся» в кабинетах администраций муниципальных образований, без участия общественности но с участием муниципальных служащих и лиц, заинтересованных в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Подобная практика применения норм положений о публичных слушаниях иллюстрирует ряд недостатков существующих в механизме проведения публичных слушаний. В частности анализ положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар показывает следующее.

В п. 2.3 указывается, что извещение о проведении публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.

Полагаем что, подобный порядок извещения граждан, возможно, совершенствовать, а именно извещать более широкий круг лиц, чьи интересы принятием, внесением изменений в нормативно правовые акты могут быть затронуты. В частности предлагаем извещать посредством почтовой связи:

 лиц, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;

 правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с земельными участками, на которые запрошено предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, а также правообладателям (собственникам) объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках;

 лица, заинтересованным в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

 правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с земельными участками, на которых расположены объекты строительства, реконструкции объектов капитального строительства, требующие предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также правообладателям (собственникам) объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках;

 лицам, заинтересованным в установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка;

 правообладателям земельных участков, имеющих общую границу с земельными участками, на которые запрошено установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка, а также правообладателям (собственникам) объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках.

Кроме того, полагаем возможным обязательное участие в публичных слушаниях депутатов, как местных представительных органов власти, так и представительных органов власти субъекта, а также представителей территориального общественного самоуправления, информация о назначении публичных слушаний со ссылкой на официальные источники её опубликования может, направляться так же, депутатам местного представительного органа власти и в органы территориального общественного самоуправления. Полагаем что, привлечение к публичным слушаниям вышеуказанных лиц позволит сделать, данную процедуру более прозрачной, позволит максимально широко изучить мнение граждан по выносимому на слушания вопросу, а так же не позволит муниципальным чиновникам превращать подобную процедуру в формальность, существующую исключительно на бумаге. Ведь не смотря на то, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, при определенном общественно-политическом резонансе, итоговое принятие обсуждаемого нормативно-правового акта весьма затруднительно без учета участников слушаний.

Литература:

  1. Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103–1) (ред. от 24.12.1993)// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.05.1991. N 22. ст. 768.
  2. Гринь Е. А., Ивашкова П. М. Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую: проблемы правового регулирования // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы V Международной научно-практической конференции. 2014. С. 267–270.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. ст. 4147.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 16.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. ст. 3822.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1808-О-О «По жалобе гражданина Родионова Николая Александровича на нарушение его конституционных прав положениями части 6 статьи 2, части 2.1 статьи 3, статьи 13 Закона Ставропольского края // СПС-Консультант плюс.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2011.
  8. Решение городской Думы Краснодара от 22.03.2007 N 21 п.1 (ред. от 23.05.2013) «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар»// Краснодарские известия. N 53. 05.04.2007.

Должны ли были проводиться общественные слушания?

Нет, не должны пройти были общественные слушания по данному вопросу. Закон прямо не предусматривает такую обязанность

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 14.08.2018)

Консультант Плюс: примечание.

Положения об общественных обсуждениях и публичных слушаниях (в ред. ФЗ от 29.12.2017 N 455-ФЗ) применяются в соответствии с ч. 2 — 4 указанного закона.

Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

(введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье — проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

3. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

4. Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье — официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также — сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье — информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

5. Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

6. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

7. Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

8. Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее — территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

9. В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа (далее — организатор общественных обсуждений или публичных слушаний) и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

10. В период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

11. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

12. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) — для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес — для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.

13. Не требуется представление указанных в части 12 настоящей статьи документов, подтверждающих сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) — для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес — для юридических лиц), если данными лицами вносятся предложения и замечания, касающиеся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посредством официального сайта или информационных систем (при условии, что эти сведения содержатся на официальном сайте или в информационных системах). При этом для подтверждения сведений, указанных в части 12 настоящей статьи, может использоваться единая система идентификации и аутентификации.

14. Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

15. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, не рассматриваются в случае выявления факта представления участником общественных обсуждений или публичных слушаний недостоверных сведений.

16. Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

17. Официальный сайт и (или) информационные системы должны обеспечивать возможность:

1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

18. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

19. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) — для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес — для юридических лиц).

20. Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

21. На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

22. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

23. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

24. Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются:

1) порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам;

2) организатор общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) официальный сайт и (или) информационные системы;

5) требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний;

6) форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

7) порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

25. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Открыть полный текст документа.

Общественные (публичные) слушания являются формой реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и предназначены для информирования, выявления и учета мнения населения муниципального образования, налаживание постоянного диалога с общественностью.

В связи с тем, что термины «общественные обсуждения», «общественные слушания» и «публичные слушания» в законодательстве Российской Федерации, юридической литературе используются как в совокупности, так и по отдельности, у многих возникают вопросы в каких случаях и какую вышеуказанную форму применять для реализации права населения в местном самоуправлении.

Определимся с терминологией. Основным нормативным правовым актом, которым следует руководствоваться в этом вопросе, является Федеральный закон от 21.07.2014. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным обсуждением в указанном Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением (часть 1 статьи 24).

Под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (часть 1 статьи 25).

Таким образом, понятия «общественные слушания» и «публичные слушания» тождественны и являются формой проведения «общественного обсуждения» того или иного общественно значимого вопроса.

Общий порядок проведения публичных (общественных) слушаний в муниципальных образованиях прописаны в Федеральном законе от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а по вопросам землепользования и застройки Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Публичные (общественные) слушания нередко проводятся по очень острым вопросам, затрагивающих интересы отдельных граждан, групп лиц и коммерческих организаций, в том числе не согласных с выносимыми на обсуждение вопросами (проектами решений) и готовых в судебном порядке отстаивать свое мнением. Во избежание неблагоприятного исхода рассмотрения дела в суде указанное обстоятельство требует от органов местного самоуправления неукоснительного соблюдения установленного порядка проведения публичных слушаний.

ПЯТЬ наиболее характерных ошибок, могущих привести к удовлетворению судами исков по признанию результатов публичных слушаний недействительными:

1. Нарушение регламентированного порядка опубликования, распространения оповещения населения о проведении публичных слушаний.

2.Не предоставление возможности населению ознакомиться с документальными материалами, выносимыми на публичные слушания. Особенно это касается вопросов землепользования и градостроительной деятельности, когда опубликованные материалы на официальном сайте администрации муниципального образования или в СМИ ввиду низкого разрешения не позволяют прочесть указанные в них текстовые сведения, в том числе наименование зон, наименование географических объектов и иные сведения, необходимые для понимания устанавливаемых правовых норм неопределенным кругом лиц. Отсутствие свободного доступа к данной информации в администрации муниципального образования.

3.Нарушение установленного порядка проведения собрания граждан. Выносимые на повестку дня вопросы не соответствуют теме публичных слушаний. Отсутствие учета граждан, присутствующих на публичных слушаниях.

4.Нарушения в протоколе проведения публичных слушаний:

— несоответствие протокола публичных слушаний реальному процессу публичных слушаний, особенно если осуществляется аудио- , видеозапись собрания граждан;

— подписание протокола неуполномоченными лицами;

— отсутствие учета высказанных гражданами предложений и замечаний, либо искажение их смысла;

— мнимые голоса.

5.Отсутствие в итоговом документе по результатам проведенных публичных слушаний (заключение) перечня замечаний и предложения, поступивших от граждан, а также оснований для их отклонения.

Как правило, вышеперечисленные ошибки и нарушения возникают при скоропалительном принятии решения о проведении публичных слушаний, отсутствии достаточного количества времени для подготовки и организации их проведения, а также достаточно низкой квалификацией инициаторов и участников. Одним из существенных препятствий считается и недоверие к представителям власти. Вместе с тем публичные слушания выступают в качестве одного из передовых способов реализации гарантий государства на защиту прав человека и гражданина. В рамках таких собраний обеспечивается большая цивилизованность и открытость при решении возникающих споров, разделение ответственности, привлечение широкой аудитории к процедуре решения проблем.

Статья 28. Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

СТ 28 ГрК РФ.

1. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

2. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье — общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

5. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

6. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

7. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Комментарий к Ст. 28 Градостроительного кодекса РФ

1. Включение комментируемой статьи в ГрК РФ подтверждает ориентир законодателя на формирование в России демократического правового государства, в котором любые действия и решения органов публичной власти должны являться «прозрачными», а отношение населения к решениям и документам, принимаемым органами публичной власти, должно иметь влияние на содержание таких документов. Именно такой вывод следует сделать из ч.1 комментируемой статьи, четко выделяющей две цели проведения публичных слушаний:

а) обеспечение соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности (т.е. публичных интересов).

б) обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (т.е. частных интересов).

В отличие от старого ГрК РФ, в котором целая глава была посвящена проблемам обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, в новом ГрК РФ об этом нет отдельной статьи, что едва ли положительно характеризует кодекс в плане юридической техники. Соответствующие нормы разбросаны по тексту кодекса, что затрудняет работу правоприменителей. С другой стороны, качество и уровень защиты права на благоприятные условия жизнедеятельности значительно возрос.

Если ранее законодатель закреплял право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, то теперь формулировка несколько иная – ГрК РФ направлен на обеспечение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Проблема соотношения прав человека и прав гражданина вполне достаточно исследована в юридической литературе. Не пытаясь даже пытаться пересказывать содержание существующих научных концепций и дискуссий, отметим лишь, что закрепление в ГрК РФ права человека на благоприятные условия жизнедеятельности означает законодательную ориентацию на международные стандарты прав человека, что следует признать весьма позитивным. Относительно же соотношения «среды» и «условий» жизнедеятельности, мы полагаем, что рассматриваемая новелла кодекса означает переход к более комплексному учету потребностей населения и территорий в развитии, что обеспечивается разработкой федеральных, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, разработкой градостроительной документации всех уровней, выделение средств бюджетов всех уровней на реализацию заложенных градостроительной документацией вариантов развития территорий и т.д. Одним из элементов построения демократической и прозрачной процедуры учета публичных интересов как раз и являются публичные слушания.

При этом если достижение их публичной цели осуществляется в интересах всего проживающего на соответствующей территории населения, то другая (частная) цель преследует необходимость обеспечения интересов правообладателей недвижимости, расположенной в пределах границ муниципального образования (поселения или городского округа). Учет интересов данной категории населения необходим для полноценного экономического развития территории.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется не только ГрК РФ, уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами, но и иными федеральными законами. В первую очередь среди них следует выделить Закон о местном самоуправлении. Для целей комментируемой статьи является важным то, что публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования (ст.28). Согласно п.4 данной статьи, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, а также другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования.

Следует иметь в виду, что публичные слушания, предусмотренные ГрК РФ, представляют собой лишь одну из многочисленных видов и форм участия населения в обсуждении принимаемых решений. Не пытаясь дать оценку всему существующему спектру процедур учета мнения населения при принятии органами публичной власти решений, хотелось бы выделить процедуры учета общественного мнения, предусмотренные земельным законодательством. В их число входит, во-первых, процедура общественных слушаний при установлении публичного сервитута (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Во-вторых, согласно п.3 ст.31 ЗК РФ, граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Существующая на момент вступления в силу ГрК РФ процедура общественных обсуждений, являющихся неотъемлемой частью процедуры оценки воздействия на окружающую среду, в ходе дальнейшей реализации положений ГрК РФ будет скорректирована, равно как и процедура экологической экспертизы, частью которой, в свою очередь, является ОВОС.

Таким образом, публичные слушания, предусмотренные ГрК РФ являются одним из видов муниципальных публичных слушаний вообще, как по процедуре, так и по кругу подлежащих обсуждению проблем, что следует иметь в виду при разработке муниципальных правовых актов.

3. Публичные слушания должны проводиться в каждом населенном пункте муниципального образования, а в некоторых случаях территория населенного пункта может быть даже разделена на части. Такой подход обусловлен необходимостью учета интересов населения сопредельных населенных пунктов, входящих в границы одного муниципального образования (поселения, городского округа), а тем более при включении в состав одного населенного пункта другого. Необходимость же разделения населенного пункта на части для проведения публичных слушаний обусловлена тем, что для локальных публичных слушаний (см. следующий пункт комментария) нет необходимости выяснять мнение населения всего муниципального образования (или населенного пункта), а достаточно учесть интересы правообладателей земельных участков и населения в пределах микрорайона, квартала или территориальной зоны. Однако для реализации этого положения необходима разработка закона субъекта РФ, определяющего предельную численность лиц, проживающих на такой территории. Следовательно, необходима и классификация таких территорий в указанном законе.

4. Анализ положений ГрК РФ позволяет четко определить случаи применения процедуры публичных слушаний, разделяя вопросы и документы общемуниципального и локального характера, по которым такие слушания проводятся. Документы общемуниципального характера (то есть затрагивающие интересы населения всего муниципального образования), для которых применяется процедура публичных слушаний, включают в себя:

а) публичные слушания, которые проводятся на стадии подготовки проекта генерального плана (ч.3,11 ст. 24 ГрК РФ). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана и подлежат учету при принятии решений об его утверждении или отклонении.

б) положения о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки являются составной частью порядка применения правил землепользования и застройки и внесения изменений в указанные правила. Соответственно, сам порядок применения правил является одной из неотъемлемых составных частей самих правил землепользования и застройки (чч.2,3 ст.30 ГрК РФ). Поэтому подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом результатов публичных слушаний (ч.3 ст.31 ГрК РФ). Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

ГрК РФ предусматривает также ряд случаев проведения локальных публичных слушаний (то есть затрагивающих интересы населения или правообладателей в пределах территориальной зоны и меньше), в том числе:

а) обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежат проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа до их утверждения. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (чч.5,7 ст.46 ГрК РФ).

б) локальными являются публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования — проводятся только с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в которой находится земельный участок либо объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (ч.3 ст.39 ГрК РФ).

в) локальные публичные слушания будут проводиться в случаях, если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства. Тогда публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территорий (ч.14 ст.31 ГрК РФ).

г) локальные публичные слушания проводятся по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч.4 ст.40 ГрК РФ).

Вышеуказанные разновидности публичных слушаний имеют определенную специфику на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В ч.3 ст. 63 ГрК РФ отмечается, что публичные слушания по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга должны быть проведены в каждом внутригородском муниципальном образовании городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5. Комментируемая статья не упоминает о том, кто же непосредственно будет организовывать процедуру публичных слушаний. Данный вопрос должен быть отражен в уставе и иных нормативно-правовых актах органа местного самоуправления. Однако из контекста других статей ГрК РФ очевидно, что в роли такого организатора должна выступать комиссия по проведению публичных слушаний. Порядок ее формирования не определен, но, несомненно, основной состав ее должен включать должностных лиц соответствующего исполнительного органа местного самоуправления. Именно на комиссию как организатора публичных слушаний указывает ч.12 ст.31, ч.4 ст.39, ч.5 ст. 40 ГрК РФ. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний, готовит по их итогам рекомендации главе администрации, организует выставки, экспозиции и т.д.

6. Сроки проведения публичных слушаний ч.8 комментируемой статьи определяет в размере не менее одного и не более трех месяцев. Данный срок следует рассматривать в качестве общего срока проведения публичных слушаний. Он распространяется на проведение публичных слушаний по проекту генерального плана и по проектам планировки и межевания территории.

В тоже время ГрК РФ предусматривает специальные сроки проведения публичных слушаний. Согласно ч.13 ст.31 ГрК РФ, продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В соответствии с ч.7 ст.39 ГрК РФ, срок проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более одного месяца. Данный момент также следует отразить в муниципальных правовых актах при их подготовке.

7. Одним из важнейших вопросов организации публичных слушаний является вопрос об их юридическом значении. Итоги публичных слушаний фиксируются в протоколе публичных слушаний, а заключение об их результатах подлежит опубликованию и может размещаться в сети «Интернет». Однако, несмотря на подробную регламентацию процедуры обсуждения различных вопросов (например, о внесении предложений и замечаний в протокол публичных слушаний или обязательности его приложения к проектной документации), следует признать, что учет их результатов для органов власти не обязателен. Действительно, орган местного самоуправления может их учесть и направить документ на доработку (например, проект генерального плана), но может и совершенно безнаказанно мнение населения и правообладателей недвижимости проигнорировать. При этом факт игнорирования даже нельзя будет обжаловать в суде.

Закрепление аналогичной ГрК РФ нормы в законах демократических стран с сформированным гражданским обществом не вызывало бы возражений в силу существующих там многовековых традиций уважения органами власти мнения населения и признания его «самоценности». В современной же России сохраняется ряд пережитков тоталитаризма, что проявляется, в частности, в повсеместном игнорировании органами власти всех уровней интересов и потребностей населения. Поэтому данная редакция норм ГрК РФ, ни к чему не обязывающая органы публичной власти, может заслужить только отрицательную оценку.

8. Отдельным вопросом, никак не регламентированным комментируемой статьей, является вопрос о расходах на проведение публичных слушаний. Исходя из анализа положений ГрК РФ, в зависимости от вида публичных слушаний определяется и финансирование их проведения.

а) при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, проектов правил землепользования и застройки, а также проектов планировки и межевания территории (а также внесения изменений в них) финансирование публичных слушаний осуществляется из средств местного бюджета.

б) расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, а также расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несут заинтересованные физические или юридические лица (ч.10 ст.39 и ч.4 ст.40 ГрК РФ).

Как провести публичные слушания по строительству объекта

Как провести публичные слушания по строительному объекту

  • | Печать |
  • E-mail

Подробности Категория: Статьи Просмотров: 13132

Градостроительный Кодекс в статье 28 установил обязательное участие в обсуждении проектов строительства и реконструкции жителей территории. Форма их участия в судьбе вашего здания или комплекса зданий — публичные слушания. О проведении публичных слушаний следует, согласно закону, разместить информацию на сайте соответствующего муниципального образования, чтобы оповестить жителей о предстоящем строительстве.

Практика подготовки ИРД показывает, что публичные слушания успешно проходят менее 50% представленных на обсуждение проектов. И тут-то удивительным образом может закончиться судьба так нового проекта по строительству. Потому что успешное проведение этого мероприятия не зависит в сколь либо значимой степени от объема инвестиций или от качества проекта, а эскизный проект к публичным слушаниям должен быть готов, в дело позитивного исхода вмешиваются психологические факторы, например, искусство презентации проекта. При этом служба заказчика готовит все необходимые экспертные заключения для проведения публичных слушаний.

Граждане не проявляют какой-либо существенной активности, если их интересы не затронуты серьезно, но если строительство внесет существенные негативные перемены в их местожительства, тогда и удачно проведенные публичные слушания с готовым протоколом могут быть оспорены.

Итак, в деле — социальные технологии, похожие на выборные. Какие риски для граждан несет реализация строительных проектов? На этот вопрос четко должна знать ответ сторона, проводящая публичные слушания.

Риски проведения слушаний следующие:

  1. Ухудшение состояния прилегающей к строительству територии во время стройки
  2. Изменения физических факторов, которые произойдут при реализации проекта, например, высокий объект может затмить солнце
  3. Ухудшение экологии, например, за счет размещения объекта промышленного производства, усугубления транспортной ситуации
  4. Изменение транспортной доступности местожительства: крупные объекты могут привести к транспортному коллапсу территории и требуют вложений в инфраструктуру транспорта
  5. Изменения в числености и составе населения места, т.к. и при строительстве и при эксплуатации нового крупного торгового здания или комплекса увеличивается количество мигрантов, а к ним местные жители относятся отрицательно
  6. Ухудшения баланса микрорайона по энергоресурсам — по теплу, электричеству — как правило, рассчитываемый фактор
  7. Изменение культурно-исторического сложившегося облика территории

Перечислив семь факторов рисков для жителей по соседству с новым строительным объектом, определив те, которых в этом списке нет, можно перейти к позитивным факторам, которые вы обязаны определить до публичных слушаний.

Какие позитивные факторы нового строительства

  1. Увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет
  2. Эстетическая привлекательность, если проект реально красив, новизна в облике территории
  3. Решение каких-либо насущных потребностей населения в услугах, которые в новом здании могут быть предоставлены
  4. Облагораживание пустырей и снижение криминогенной обстановки
  5. Дополнительные вложения (как компенсация) в озеленение, благоустройство, очистные сооружения, другие инфраструктурные объекты, например, дороги и мосты, зоны открытые для передвижения инвалидов, прогулочные зоны и парки
  6. Какие-либо реальные вещественые выгоды от близости нового объекта

Осознавая перечень негативных и позитивных факторов всегда можно представить ситуацию в выгодном для жителей свете. При этом сбор мнений до проведения публичных слушаний и публикации в местных СМИ только улучшат дело: люди очень не любят, когда их о чем-либо не ставят в известность. Инвестору приходится учитывать то, что работа с населением требует немалых затрат. Минимизировать эти затраты возможно только если привлечь хороших специалистов, которые уже имеют опыт работы с населением. Это социальные психологи, юристы, журналисты, а также и неспециалисты, а просто местные активные жители.
Местом для проведения публичных слушаний, как правило, выбирают здание администрации или местной управы. Во время самих слушаний необходимо вести протокол. В случае неудачного выступления или серьезных противоречий следует тщательно выслушать оппонентов, чтобы была возможность откорректировать какие-либо аспекты будущего строительства и провести повторные публичные слушания.

Фото с публичных слушаний по застройке микрорайона

Как проводятся публичные слушания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *