Как сократить отдел записи актов гражданского состояния?

Порядок обжалования

Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации
(утвержден приказом Минюста России от 29.12.2017 № 298)

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений
и (или) действий (бездействия) органа, предоставляющего
государственную услугу, а также его должностных лиц

Информация для заявителя о его праве подать жалобу
на решение и (или) действие (бездействие) органа,
предоставляющего государственную услугу, его должностных
лиц при предоставлении государственной услуги

Заявители имеют право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, и (или) его специалистов при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба).

Предмет жалобы

Предметом жалобы являются решения и (или) действия (бездействие) специалистов органа, предоставляющего государственную услугу, принятые и осуществленные с нарушением стандарта предоставления государственной услуги, а также ненадлежащее исполнение специалистами их должностных обязанностей, установленных Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
— нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
— нарушение срока предоставления государственной услуги;
— требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
— отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
— отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— отказ руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Органы государственной власти и должностные лица,
уполномоченные на рассмотрение жалобы, должностные лица,
которым может быть направлена жалоба

Жалоба на решения и (или) действия (бездействие), принятые в ходе предоставления государственной услуги специалистом органа, предоставляющего государственную услугу, направляется соответственно руководителю данного органа, его заместителям.
Жалоба на решения и действия (бездействие), принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в Минюст России или его территориальные органы либо в суд.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается в орган, предоставляющий государственную услугу, в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Минюста России, его территориальных органов, Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал), многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Жалоба должна содержать:
— наименование органа, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) специалиста органа, предоставляющего государственную услугу, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
— фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного (контактных) телефона (телефонов), адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
— сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) специалиста органа, предоставляющего государственную услугу;
— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, специалиста данного органа. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу (в месте, где заявитель подавал заявление о предоставлении государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб совпадает с графиком работы органа, предоставляющего государственную услугу, при предоставлении государственной услуги.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 105 Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Сроки рассмотрения жалобы

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, его специалиста в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, а также в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае, если в компетенцию органа, предоставляющего государственную услугу, не входит принятие решения по поступившей жалобе в соответствии с пунктом 101 Административного регламента, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы она направляется в уполномоченный на ее рассмотрение орган, и заявитель информируется в письменной форме о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе выдает заявителю результат государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости направления запроса срок рассмотрения жалобы может быть продлен по решению руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, до поступления ответов на межведомственный запрос, срок подготовки которого не может превышать 5 рабочих дней.

Порядок информирования заявителя о результатах
рассмотрения жалобы

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
— наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
— номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
— основания для принятия решения по жалобе;
— принятое по жалобе решение;
— в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
— сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы специалистом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа, предоставляющего государственную услугу.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы уполномоченного должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа, предоставляющего государственную услугу, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
Орган, предоставляющий государственную услугу, отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
— наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
— подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями данного раздела Административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Орган, предоставляющий государственную услугу, вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
— отсутствие в жалобе фамилии заявителя или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ;
— наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу специалиста, а также членов его семьи;
— отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе;
— в жалобе содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.

Порядок обжалования решения по жалобе

В случае, если заявитель считает, что решением, принятым по результатам рассмотрения жалобы, нарушены его права и свободы, он вправе обратиться с жалобой на решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, к вышестоящим должностным лицам, в вышестоящие органы или суд.

Право заявителя на получение информации и документов,
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Способы информирования заявителей о порядке подачи
и рассмотрения жалобы

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявитель может получить:
— на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, предоставляющего государственную услугу;
— на Едином портале;
— по справочным телефонам;
— при личном приеме.

Отделы записей актов гражданского состояния

Введение

Отделы записей актов гражданского состояния (сокращённо ЗАГС или загс) — орган исполнительной власти в России и ряде иных государств, регистрирующий факты рождения, установления отцовства, усыновления (удочерения), заключения брака, расторжения брака, смерти и перемены имени. До Октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния выполняла церковь.

18 декабря 1917 года СНК РСФСР принял декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», которым предусматривалось обращение граждан в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе для регистрации брака, рождении ребёнка. Туда же следовало обращаться административным и судебным властям, а также гражданам, на попечении которых находился умерший, для составления акта о смерти лица.

Эти отделы вели специальные книги записей рождений, браков и смертей. Декретом предписывалось:

16 сентября 1918 года ВЦИК РСФСР принял «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», который окончательно утвердил положение о том, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния.

Функции отдела загс

акт гражданский состояние запись

1. Производит государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти.

2. Вносит исправления, изменения в первые экземпляры записей актов гражданского состояния.

3. Восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.

4. Осуществляет учет, формирование книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, а также другой документации, проводит мероприятия по обеспечению их сохранности, готовит передачу этих документов на государственное хранение, создает научно-справочный аппарат к ним.

5. Выдает повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, иные документы, подтверждающие факт государственной регистрации актов гражданского состояния.

6. Готовит материалы и составляет заключения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством.

7. Обеспечивает по желанию граждан торжественность обстановки при государственной регистрации заключения брака.

8. Осуществляет регистрацию заключения брака на дому, в медицинских и иных учреждениях в случаях, предусмотренных законодательством.

9. Производит по желанию родителей государственную регистрацию рождения ребенка в медицинских учреждениях.

10. Ведет прием граждан, своевременно рассматривает обращения граждан и организаций, разрешает их в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

11. Обеспечивает автоматизированную систему обработки записей актов гражданского состояния для сокращения времени оформления документов и повышения их качества.

12. Организует и проводит разъяснительную работу о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния, широко используя местные средства массовой информации и встречи с населением города.

13. Осуществляет направление в установленном порядке запросов об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории государств-членов СНГ и стран Балтии и пересылку свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, государств-членов Содружества Независимых Государств.

14. Представляет сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

15. Взаимодействует с другими должностными лицами и структурными подразделениями Администрации города в целях реализации стоящих перед управлением ЗАГС задач и функций.

История возникновения ЗАГСов

16 сентября 1918 года на заседании ВЦИК был принят первый советский кодекс — Кодекс об актах гражданского состояния, семье и опеке, подробно регламентировавший все основные институты советского семейного права. Регистрация актов гражданского состояния была передана гражданской власти. Согласно статье 246 Кодекса сеть органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство осуществлял Центральный отдел ЗАГС.

Отделы ЗАГС вели:

— книги записей рождений;

— книги записей смертей;

— книги записей отсутствующих;

— книги записей браков;

— книги записей разводов;

— книги заявлений о происхождении зачатых детей;

— книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним

С 1918 года налаживалась система консульских учреждений РСФСР, в 1921 году было принято Общее положение о советских органах за границей. Консульские службы производили регистрацию актов гражданского состояния граждан РСФСР, временно проживающих на территории других стран. Документы по регистрации передавались в Москву на оперативное хранение.

Согласно циркуляру НКВД и Центрозагс N 87 от 7 февраля 1919 года для отделов ЗАГС было установлено официальное название «Местный отдел записей актов гражданского состояния… района».

Отделы ЗАГС работали в тесном контакте с органами здравоохранения, внутренних дел и военными комиссариатами. В протоколах общих собраний заведующих столичным отделом ЗАГС и местными отделами ЗАГС г. Москвы за 1919 год нашли отражение проблемы как общего, так и специфического характера:

— налаживание переписки между отделами ЗАГС,

— взимание гербового сбора (декрет СНК от 7 октября 1919 года и циркуляр Центрозагс от 11 ноября 1919 года) и порядок освобождения («избавления») от гербового сбора при наличии оправдательных документов,

— принятие мер к своевременной регистрации рождения и смерти в трехдневный срок,

— учреждение праздничного дежурства по регистрации смерти,

— пресечение вторичной регистрации рождений, браков и смертей,

— порядок перемены фамилии,

— внесение изменений в метрические и регистрационные книги,

— снабжение канцелярскими принадлежностями,

— снабжение бланками регистрационных книг на 1920 год,

— увеличение штатов отделов ЗАГС в связи с эпидемиями и большой загруженностью статистической отчетностью,

-допуск сверхурочных работ.

В связи с острой нехваткой бумаги в 1918 году была остановлена работа по составлению вторых экземпляров актовых записей и алфавитов к ним. Как и во всем госаппарате, в отделах ЗАГС развернулась компания по упрощению делопроизводства, статистической отчетности и экономии бумаги.

В 1918-1919 годах были намечены меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС. Возник вопрос о дате признания официальности и законности метрических актовых записей и церковных определений о расторжении брака. По Кодексу об актах гражданского состояния законными признавались церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года.

14 октября 1919 года Центрозагс разослал по ведомству циркуляр о законной силе метрических свидетельств. Признавались законными все документы о рождениях, смертях и разводах, выданные религиозными или соответствующими им организациями не позднее 31 декабря 1917 года, а также метрические документы (с той же ограничительной датой выдачи) о религиозных браках, совершенных не позднее 20декабря1917года.

В 1920 году отделы (подотделы) ЗАГС были переданы в отделы управления районных совдепов. Изменился их штат, теперь в него входили заведующий, делопроизводители, архивариус, конторщики, курьеры.

11 июня 1920 года произошло слияние аппаратов Московского городского совета с Московским губернским советом. В 1929 году Московская губерния была преобразована в область. Московский губернский отдел ЗАГС был подчинен административному отделу Московского областного совета РкиКД. Но 14 февраля 1931 года единый совет РкиКД вновь был расформирован. Соответственно изменилась и структура органов ЗАГС. Общее ведомственное руководство продолжал осуществлять Центрозагс РСФСР.

В связи с образованием СССР в 1923 году была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке, действовавший с 01 января 1927 года. Он закрепил и развил революционные преобразования в брачно-семейном законодательстве. 20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Отделы ЗАГС Москвы попали в непосредственное подчинение Управления НКВД по Московской области. Служба сотрудников отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны.

В конце 1930-х годов стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. В 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. 29 августа 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличение числа населения страны. 8 сентября 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» была утверждена обязательная регистрация брака.

Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания (узаконения) обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, могли признать его законным.

После войны требовалось коренным образом перестроить работу отделов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД. 8 января 1946 года вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния».

Намечались меры как по улучшению основной деятельности отделов ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1945-1950 годах в связи с обменом паспортов в отделах ЗАГС резко увеличилось количество дел по восстановлению актовых записей и о перемене.

В 1956 году состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД. По решению исполкома Моссовета N 65/33 от 26 ноября 1956 года «Об образовании Управления внутренних дел Исполкома Московского Совета» был образован отдел записи актов гражданского состояния Мосгорисполкома во главе с заведующим отдела Андреевым П.А.

Ему поручалось к 01 декабря 1956 года подготовить проект Положения об отделе ЗАГС и наметить меры по улучшению деятельности органов ЗАГС Москвы. В решении обращалось внимание на размещение отделов ЗАГС в подходящих просторных помещениях и на укомплектование отделов ЗАГС грамотными сотрудниками. К 1 января 1957 года местные отделы ЗАГС предстояло вывести из структуры районных отделов милиции и передать в подчинение исполкомам районных советов и Городскому отделу ЗАГС исполкома Моссовета.

Общее методическое руководство органами ЗАГС РСФСР в 1956-1971 годах осуществляла Юридическая комиссия РСФСР. По решению исполкома Моссовета от 11 января 1957 года «О мерах по улучшению работы городского и районных отделов записи актов гражданского состояния в г.Москве» предполагалось подобрать помещения для отделов ЗАГС и городского архива, оформить вывески, рационально организовать прием населения, предусмотреть торжественную регистрацию браков, повысить культурный уровень сотрудников, своевременно регистрировать акты рождения и смерти, правильно взимать госпошлину, др.

В 1959 году число обслуживаемого органами ЗАГС населения Москвы достигло 5.068 тыс.человек. Совершенствуя работу, руководство отделов ЗАГС Москвы добивалось, чтобы альтернативные акты регистрировались не в одном кабинете, а в нескольких комнатах. Стали практиковаться выездные регистрации брака. В 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков — 80 пар.

Для удобства граждан было введено разное время для регистрации актов:

— рождение и браки — 15-19 часов;

— остальные акты — 10-14 часов;

— в общий выходной для отделов ЗАГС день (среду) регистрировали смерть с 10 до14 часов.

Требовалось пересмотреть штаты отделов ЗАГС, установленные ещё нормативами Постановления СНК N 2319 от 04 октября 1934 года. В районных отделах ЗАГС Москвы в 1959 году по штатам числилось 106 человек: 20 — заведующие, 66 делопроизводителей и 20 уборщиц.Образование оперативных сотрудников: среднее — 35 человек, семилетнее — 51 человек.Вопросы улучшения работы отделов ЗАГС обсуждались на совещаниях заведующих отделов ЗАГС. Для повышения квалификации сотрудников была организована «специальная учеба».

Президиум Верховного Совета РСФСР 15 июня 1960 года принял Постановление «О работе органов ЗАГС в РСФСР». В 1962 году руководство отдела ЗАГС Мосгорисполкома представило в Президиум Верховного Совета РСФСР отчет по мероприятиям, проведенным в Москве по выполнению решений Постановления.

В 1962 году в Москве регистрацию актов гражданского состояния осуществляли 17 районных отделов ЗАГС и 15 исполкомов поселковых советов. Общее число сотрудников органов ЗАГС составляло 105 человек. Среди новшеств этих лет были отмечены открытие салонов для новобрачных и первые опыты по торжественной регистрации рождений (Бауманский, Дзержинский, Киевский и другие районы).

По решению исполкома Моссовета N 76/42 от 15 декабря 1960 года «Об утверждении Положения о Дворце бракосочетания отдела записи актов гражданского состояния Исполкома Моссовета» был открыт Дворец бракосочетания.

Заключение

Важность органов записи актов гражданского состояния можно определить, например, по фактам регистрации рождения. Свидетельство о рождении (актовая запись), выданное органом ЗАГС, является основанием для получения общегражданского паспорта. А получение впервые гражданином общегражданского паспорта — событие неординарное, государственное, но вместе с тем и чисто гражданское, имеющее также глубокий правовой смысл. С одной стороны, гражданин получает паспорт (по достижении определенного возраста) — документ, удостоверяющий не только его принадлежность к тому или иному государству, но и личность, которую органы ЗАГС вели к этому событию шаг за шагом, прослеживая изменения в его жизни, охраняя интересы в рамках закона и производя соответствующие записи. Следовательно, правомерно и логично, чтобы выдачу паспортов осуществляли органы ЗАГС, продолжая производить при этом соответствующие записи именно гражданского состояния, а не органы внутренних дел, куда молодой человек приходит, мягко говоря, неохотно, а только лишь в силу необходимости. Торжественная обстановка вручения паспортов при достижении соответствующего возраста или при приеме в гражданство и от имени государства — важный психологический, нравственный, морально-этический фактор. Целесообразно, и это очевидно, передать всю паспортную систему страны органам ЗАГС Министерства юстиции, что выгодно экономически, вместе с тем же высвобождаются так необходимые кадры по системе МВД, а самое главное — открывается возможность реально осуществлять контроль и навести порядок в данной чисто гражданско-правовой сфере. Больше того, МВД предоставляется больше времени уделять вопросам правопорядка, что актуально, а Министерству юстиции — осуществлять чисто свои функции — проследить от начала до конца правильность ведения записей актов гражданского состояния и правоприменение вообще в этой системе. Выдача паспортов через органы ЗАГС продиктована, на мой взгляд, острой необходимостью совершенствования паспортной системы.

Отказ от некоторых старых идей, принципов, представлений, которые считались истинными без достаточных оснований, а иногда принимались буквальными на веру, обобщение и уточнение тех опорных понятий, принципов, представлений, которые оказались применимыми лишь приближенно, но вместе с тем формирование новых понятий и теорий более широких и точных, изменения в способе видения мира, дает, безусловно, желаемый результат на пути строительства правового государства.

Список используемой литературы

Законы и другие нормативные акты

Закон СССР от 3 июля 1991г. «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен, отчеств» — Ведомости СНД СССР и ВС СССР — 1991 — №29.

Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР — КоБС (с постатейными материалами).

Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР — бюллетень нормативных актов Министерств и ведомств СССР — 1991 — IVII.

Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.

Методическое письмо по вопросам перемены гражданами СССР фамилий, имен, отчеств — КоБС (с постатейными материалами).

Основные положения, определяющие порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг. Утверждены постановлением СМ СССР от 10.12.1976г. — КоБС (с постатейными материалами).

Положения об отделе (бюро) записи актов гражданского состояния исполнительного комитета городского, районного (в городе) Совета депутатов трудящихся. Утверждено СМ РСФСР от 19 июня 1974 г. — СП РСФСР — 1974г. — №17.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985г. «О судебной практике ходатайств об заявлении фактов, имеющих юридическое значение» — КоБС (с постатейными материалами).

Сведения о полномочиях руководителя и заместителей руководителя службы ЗАГС Астраханской области

Организация деятельности службы ЗАГС
(Положение о службе записи актов гражданского состояния
Астраханской области, утвержденное постановлением Правительства Астраханской области от 31.03.2005 № 41-П)

Руководитель службы Астраханской области:

• организует работу всей системы службы ЗАГС;
• распределяет обязанности между своими заместителями, определяет функциональные обязанности работников службы ЗАГС;
• назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников службы ЗАГС;
• абзац пятый утратил силу

Информация об изменениях:

• См. текст абзаца пятого пункта 3.6 раздела 3
• осуществляет кадровое обеспечение службы ЗАГС, организует дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих службы ЗАГС;
• решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в службе ЗАГС;
• издает приказы по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности службы ЗАГС, а также подписывает постановления и распоряжения службы ЗАГС;
• представляет в установленном порядке службу ЗАГС в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и организациях;
• действует без доверенности при представлении интересов службы ЗАГС во всех органах и организациях, включая судебные. Предъявляет иски, подписывает исковые заявления и жалобы в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, обжалует акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выдает доверенности;
• вносит в установленном порядке предложения о награждении работников службы ЗАГС государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, наградами Астраханской области;
• абзац двенадцатый утратил силу
Информация об изменениях:
• См. текст абзаца двенадцатого пункта 3.6 раздела 3
• заключает гражданско-правовые договоры и соглашения;
• разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников службы ЗАГС;
• обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, сохранность средств и материальных ценностей;
• абзацы семнадцатый — двадцать первый утратили силу
Информация об изменениях:
• См. текст абзацев семнадцатого — двадцать первого пункта 3.6 раздела 3
• утверждает:

— структуру и штатное расписание службы ЗАГС в пределах утвержденной Правительством Астраханской области предельной штатной численности работников и утвержденных законом о бюджете Астраханской области на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований, предусмотренных на фонд оплаты труда;

— смету расходов на содержание работников службы ЗАГС в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в бюджете;

— положения об отделах ЗАГС;

— должностной регламент работников службы ЗАГС и правила внутреннего распорядка;

• осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

Заместитель руководителя службы ЗАГС Астраханской области:

  • осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств и материально техническим обеспечением службы ЗАГС;
  • осуществляет контроль за функционированием отделов ЗАГС, их эффективностью работы за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий, за использованием прав граждан на поиск и получение информации;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • по поручению руководителя принимает участие в подготовке проектов: постановлений и распоряжений Губернатора Астраханкой области по вопросам, отнесенным к деятельности службы ЗАГС, в пределах своей компетенции;
  • принимает участие в разработке отраслевых целевых программ в сфере деятельности службы ЗАГС в пределах своей компетенции;
  • принимает участие в разработке перспективных планов работы, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств службы ЗАГС, обеспечивает планирование работы в установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства в системе органов ЗАГС Астраханской области в пределах своей компетенции;
  • осуществляет контроль за представлением в установленном законом порядке статистической и иной информации по своей деятельности, подготавливает по ним аналитические обзоры;
  • проводит в установленном порядке проверки по вопросам, относящимся к компетенции службы ЗАГС, принимает по их результатам меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • оказывает методическую помощь работникам службы ЗАГС и ее структурных подразделений по вопросам своей компетенции;
  • дает разъяснения работникам службы ЗАГС и ее структурных подразделений, а также физическим и юридическим лицам по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции;
  • ведет прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений в пределах своей компетенции с уведомлением граждан о принятии решений в установленные сроки;
  • принимает участие в подготовке ответов на запросы учреждений, организаций и граждан;
  • осуществляет контроль за деятельностью отдела учета, хранения и обработки документов и сектора информационных технологий и информационной безопасности службы ЗАГС;
  • представляет сведения о своих доходах, о своем имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • соблюдает общие принципы служебного поведения государственных служащих утвержденных Указом Президента Российской Федерации 12.08.2002 №885;
  • в установленном порядке уведомляет представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка;
  • в течение двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы Астраханской области при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном действующим законодательством, в обязательном порядке сообщает работодателю сведения о последнем месте государственной гражданской службы Астраханской области с соблюдением законодательства Российской Федерации (статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
  • исполняет в полном объеме обязанности государственного гражданского служащего, предусмотренные ст.15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Заместитель руководителя службы ЗАГС Астраханской области —
начальник отдела правового и кадрового обеспечения:

  • осуществляет правовое обеспечение деятельности службы ЗАГС;
  • организует работу по осуществлению систематизированного учета и хранения нормативных правовых актов;
  • осуществляет контроль за делопроизводством и документооборотом в структурных подразделениях службы ЗАГС;
  • осуществляет методическое руководство правовой работой подведомственного службе ЗАГС учреждения;
  • оказывает работникам службы ЗАГС и подведомственного службе ЗАГС учреждения правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции службы ЗАГС;
  • организует работу по подготовке руководства службы ЗАГС справочных материалов по действующему законодательству;
  • осуществляет редактирование проектов правовых актов службы ЗАГС;
  • организует работу по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц и подготовке проектов ответов на обращения;
  • осуществляет вневедомственный контроль и предоставляет отчет о проведенных служебных проверках и фактах привлечения к ответственности виновных лиц;
  • осуществляет контроль за организацией и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Астраханской области;
  • осуществляет контроль за организацией и обеспечением проведения аттестации и квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих Астраханской области;
  • осуществляет контроль за организацией профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих Астраханской области;
  • осуществляет контроль за организацией работы по формированию и эффективному использованию кадрового резерва государственных гражданских служащих Астраханской области;
  • осуществляет контроль за организацией работы по ведению автоматизированной системы «Кадры»;
  • вносит предложения о поощрении и представлении в установленном порядке работников службы ЗАГС к награждению государственными наградами, благодарственными письмами и Почетными грамотами Губернатора Астраханской области и службы ЗАГС;
  • осуществляет контроль за ведением учета личного состава службы ЗАГС, документированием кадровой деятельности органов ЗАГС Астраханской области;
  • осуществляет контроль за организацией систематизированного учета, прохождения и хранения документов отдела учета, хранения и обработки документов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции конфиденциальность имеющейся информации;
  • при обнаружении нарушения законности в работе структурных подразделений службы ЗАГС или их должностных лиц докладывает руководителю;
  • привлекать с сгласия руководителей структурных подразделений службы ЗАГС работников этих структурных подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых отделом службы ЗАГС в соответствии с возложенными на него функциями;
  • осуществлять взаимодействие с органами записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции отдела службы ЗАГС;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по совершенствованию организации управления персоналом, вносить предложения по улучшению организации работы службы ЗАГС;
  • принимать участие в разрешении трудовых споров и конфликтов работников службы ЗАГС;
  • консультировать работников службы ЗАГС по правовым и кадровым вопросам;
  • представлять службу ЗАГС на совещаниях, заседаниях различных уровней по вопросам своей компетенции;
  • давать разъяснения физическим и юридическим лицам по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством;
  • проводить по поручению руководителя совещания с представителями исполнительных органов , органов местного самоуправления и организаций;
  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе на:

— обеспечение надлежащих организационно- технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— ознакомление с должностным регламентом и иными документами , определяющими его права и обязанности по замещающей должности государственной гражданской службы Астраханской области, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности;

— пользование в полном объеме правами государственного гражданского служащего, предусмотернными статьей 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Как сократить отдел записи актов гражданского состояния?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *