Как создать третейский суд?

Третейским судам упростили регистрацию

Закон о внесении изменений в ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации прошел третье чтение и передан в Совет федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе», принятому Государственной Думой 18 декабря 2018 года:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе» (далее — Федеральный закон), отмечает следующее. Проект названного Федерального закона внесен в Государственную Думу 25 декабря 2017 года Правительством Российской Федерации и был принят 5 апреля 2018 года в первом чтении, 12 декабря 2018 года во втором чтении, 18 декабря 2018 года в третьем чтении. Федеральный закон направлен на совершенствование порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Так, устанавливается, что право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Иностранное арбитражное учреждение включается в указанный перечень уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении соответствующему иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в течение пятнадцати рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Федеральным законом вносится уточняющее изменение, согласно которому Совет по совершенствованию третейского разбирательства выдает мотивированную рекомендацию о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения по результатам анализа выполнения предусмотренных требований, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве), а также осуществляет иные функции. При этом Федеральным законом устанавливается перечень документов, которые для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации, некоммерческая организация, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, иностранное арбитражное учреждение или организация, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, Федеральным законом устанавливаются требования к иностранному арбитражному учреждению, претендующему на предоставление ему права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. К таким требованиям предлагается отнести наличие у иностранного арбитражного учреждения широко признанной международной репутации, критерии которой определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства и наличие на территории Российской Федерации обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо организации, при которой создано иностранное арбитражное учреждение, в случае, если иностранное арбитражное учреждение намерено осуществлять деятельность по администрированию арбитража внутренних споров, за исключением споров между участниками специального административного района, правовой режим которого определен Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», а также споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности на территории специального административного района. Федеральным законом также уточняется порядок отказа в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения или отказа во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями. При этом в Федеральном законе «О рекламе» предусматривается, что реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, по осуществлению арбитража, включая деятельность по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не допускается. Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено. Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».

Третейский суд

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.

Трете́йский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Виды третейских судов

Третейские суды бывают двух видов:

  • третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)
  • образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Положительные и отрицательные стороны разрешения споров третейскими судами

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор, в соответствии с их опытом, профессиональными знаниями и репутацией, а также немедленное вступление решения в силу. Кроме того, что касается решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц (международных коммерческих арбитражей), эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира. В случае с государственными судами подобной всеобъемлющей конвенции не принято, и исполнение решений государственных судов за рубежом значительно более трудоемко.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

  1. затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;
  2. возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:
    • ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;
    • пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;
    • перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;
    • обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;
  3. обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо специальной ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение, только в общем порядке в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса России.

Компетенция третейских судов и обжалование их решений по законодательству России

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов. Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением; состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда; спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом .

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Правовая природа решений третейских судов

Особую правовую природу имеет решение третейского суда. По мнению учёного О. Скворцова, решение третейского суда обладает следующими признаками:

  • не является общеобязательным актом;
  • принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;
  • решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;
  • решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Зарубежная практика

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах. Так, например, в США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925). На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж регулируется законами или статутами конкретных штатов. Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация, которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

См. также

  • Третейский судья
  • Товарищеский суд
  • Альтернативное урегулирование споров
  • Онлайн-урегулирование споров
  • Арбитраж ad hoc
  • Отказ в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения
  • Журнал третейский суд

Примечания

Судебная система Российской Федерации

Конституционные
суды

Конституционный суд Российской Федерации • Конституционный (уставный) суд субъекта РФ

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд РФ

Пленум • Президиум • Коллегия по гражданским делам • Коллегия по уголовным делам • Военная коллегия • Апелляционная коллегия

Субъектов РФ

Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Военные суды

Окружной (флотский) суд • Гарнизонный суд

Прочее

Районный суд • Мировой суд

Арбитражные суды

Высший АС РФ

Пленум • Президиум • Суд по интеллектуальным правам

Волго-Вятского • Восточно-Сибирского • Дальневосточного • Западно-Сибирского • Московского • Поволжского • Северо-Западного • Северо-Кавказского • Уральского • Центрального

Апелляционные

1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20

АС субъектов РФ

АС республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Хакасия • Удмуртия • Чечня • Чувашия • Краевые АС: Алтайского • Забайкальского • Камчатского • Краснодарского • Красноярского • Пермского • Приморского • Ставропольского • Хабаровского • Областные АС: Амурской • Архангельской • Астраханской • Белгородской • Брянской • Владимирской • Волгоградской • Вологодской • Воронежской • Ивановской • Иркутской • Калининградской • Калужской • Кемеровской • Кировской • Костромской • Курганской • Курской • Липецкой • Магаданской • Московской • Мурманской • Нижегородской • Новгородской • Новосибирской • Омской • Оренбургской • Орловской • Пензенской • Псковской • Ростовской • Рязанской • Самарской • Саратовской • Сахалинской • Свердловской • Смоленской • Тамбовской • Тверской • Томской • Тульской • Тюменской • Ульяновской • Челябинской • Ярославской • Городские АС: Москва • Санкт-Петербург и Ленинградская область • АС автономных областей: Еврейская АО • АС автономных округов: Ханты-Мансийский АО — Югра • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Дисциплинарное судебное присутствие

Негосударственные
суды*

Третейский суд • Международный коммерческий арбитражный суд

См. также

Судебный департамент при Верховном Суде РФ • Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов • ГАС Правосудие

* Формально не входят в судебную систему России | Проект:Право

Почему не следует обращаться в третейский суд, созданный при коммерческой организации

Есть такая народная поговорка: «Свой суд короче». И она, как нельзя кстати, подходит в качестве пролога к данной статье.

Сегодня СМИ просто «кишат» информацией о популярности третейских судов, их востребованности и упрощенности процедуры проведения заседаний. Однако, у каждой медали есть обратная сторона. Поэтому в этой статье речь пойдет о том, почему не следует обращаться в третейские суды.

В первую очередь, третейский суд не является государственным органом и вообще не входит в судебную систему РФ.
Отсюда следует, что фактически третейский судья, по смыслу закона о статусе судей в РФ, судьей и не является. Что может свидетельствовать об отсутствии безоговорочной беспристрастности третейского судебного состава, как это имеет место быть в федеральной системе судов.

В законе, регламентирующем деятельность третейских судов, говорится лишь о том, что таким судьей может быть лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора. Правда, звучит как-то не серьезно? Способное, но не обязанное.
К тому же, третейский судья не может быть подвергнут уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного решения по ст.305 УК РФ, т. е. «что захотел — то и вынес, и ничего мне за это не будет…».

При этом же, законом о третейских судах в РФ единственным серьезным критерием квалификации судьи, как третейского, является наличие высшего юридического образования и то только в том случае, если спор рассматривается судьей единолично. Кроме того, третейский суд не является самостоятельным органом, а создается для рассмотрения экономических споров (либо конкретного экономического спора) коммерческой организацией, непосредственно осуществляющей контроль за таким судом, а также его финансирование. Очевидно, что это огромный недостаток, т.к. крупные коммерческие организации настаивают на разрешении своих споров именно в таких судах (так сказать, «своих»), и здесь, опять теряется смысл понятия «беспристрастно».

Третейский суд еще также называют «коммерческим арбитражем».
То есть по сути, это коммерческая организация, которая как и другие, имеет цель – извлечение прибыли из своей деятельности, а уже потом — осуществление правосудия. Хотя «правосудием» это назвать сложно.

Таким образом, создание третейского суда при коммерческом предприятии, прежде всего, выгодно самому этому предприятию, поскольку наличие такого суда может обезопасить эту компанию от вероятных длительных судебных тяжб в государственных судах, где исход дела предопределить сложно, в отличие от третейского разбирательства, где в любом случае будут пытаться «навязать» для другой стороны выгодное для себя решение.

На наш взгляд, к минусам третейского судопроизводства можно отнести следующее:

  • отсутствие гласности судебного разбирательства, поскольку присутствует полная конфиденциальность процесса;
  • возможность прописать в соглашении (договоре) пункт, что решение суда не оспаривается и является окончательным (за исключением некоторых случаев, предусмотренных ст.42 закона);
  • достаточно высокие расходы (и не всегда оправданные) сторон третейского разбирательства;
  • отсутствие процедуры исполнительного производства.

Подводя итог, советуем Вам не один раз обдумать, во-первых, следует ли обращаться в третейский суд, созданный при коммерческой организации, а, во-вторых, подписывать соглашение, предусматривающее разрешение споров в третейском суде.
В любом случае, Вы должны понимать, что никто без Вашего письменного волеизъявления не может навязать Вам процедуру третейского судопроизводства.

Как создать третейский суд?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *