Какой закон главнее федеральный или региональный?

Какой закон главнее?

Давайте сегодня поговорим о приоритетности использования законодательства, особо отметив некоторые психологические ошибки, допускаемые бухгалтерами. В своей работе бухгалтер иногда сталкивается с явными противоречиями в законодательстве. Например, к вам на работу нанимается гражданин Беларуси.
В Федеральном законе № 115-ФЗ «О правом положении иностранных граждан в РФ» сказано, что иностранцы, желающие осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации и не имеющие вида на жительство, обязаны получать в миграционной службе разрешения на работу. Значит ли это, что мы должны требовать такое разрешение от соискателя-белоруса? Нет. Потому, что существует Договор «О создании союзного государства России и Белоруссии», который гарантирует гражданам обоих государств беспрепятственно осуществлять трудовую деятельность на территории обеих стран. А международное законодательство выше внутригосударственного.
Итак, при определении приоритетности одних нормативно- правовых актов перед другими надо учитывать несколько правил:

  • Высшей юридической силой облагает (Конституция Статья Конституция РФ). За её соблюдением следит Конституционный суд, поэтому Постановления и Определения Конституционного Суда РФ учитываются всеми судами без исключений. Далее идут федеральные конституционные законы, федеральные законы.
  • Федеральный закон имеет приоритет над региональным кроме оговоренных случаев, когда решаемые вопросы отнесены исключительно к региональному ведению. В качестве примера, можно указать применение в регионе ЕНВД. Пока не будет принято соответствующего регионального закона, данный режим в регионе не будет применяться
  • Из законов, имеющие одинаковые статусы, как правило, применяют закон, принятый позже.
  • Частный (уточняющий) закон имеет приоритет над общим. Общий закон иначе называют кодифицирующим. И здесь я хочу обратить ваше особое внимание на то, что, как бы часто мы не пользовались кодексами и как бы не знали наизусть их статьи, но принимались кодексы федеральными законами и имеют силу федерального закона. Не выше!
  • Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов носят рекомендательный характер, но как правило учитываются в судебной практике.

Приведу пример, когда федеральные законы не согласованы. В (Гражданский кодекс Статья Гражданском кодексе) написано, что акционер акционерного общества имеет право доступа к бухгалтерской документации. Федеральный закон » Об акционерных обществах» не дает такого права акционеру. Частный закон имеет приоритет над общим. Отсюда в данном случае главнее будет закон «Об акционерных обществах».
Из уровней нормативно-правовых актов я хотела бы еще напомнить о обычаях делового оборота и о локальном нормативном регулировании. Например, учетная политика для организации — как маленькая конституция. Она не менее важна, чем Основной закон для страны. Но — не должна противоречить всем вышестоящим нормативно-правовым актам.

Федеральные законы

Среди источников российского права на первом месте после Конституции РФ стоит закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В нем всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество случаев применения.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами РФ либо всенародным голосованием – референдумом. Для непосредственного регулирования природоресурсных, природоохранных отношений приняты десятки федеральных законов, а сотни других федеральных законов касаются этих отношений в контексте с решением иных проблем.

К правовым основам природопользования и охраны окружающей среды относятся и другие федеральные законы, входящие в иные отрасли законодательства, но предусматривающие природоресурсные и природоохранные нормы – правила.

Например, природоохранные требования содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Группу федеральных законов, также содержащих природоресурсные, природоохранные нормы, представляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, КоАП РФ, УК РФ.

В частности, в КоАП и УК РФ содержатся составы правонарушений (преступлений) в области природоресурсных и природоохранных отношений, за которые устанавливаются и применяются соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Региональное и местное законодательство

К законам, регулирующим природоресурсные, природоохранные отношения, относится законодательство субъектов РФ. Количество региональных законов по проблемам природопользования и охраны окружающей среды увеличивается, восполняя пробелы и устраняя некоторые противоречия федерального законодательства по вопросам, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ либо к ведению субъектов Федерации.

Особенно большое количество региональных законов принимается в связи с необходимостью регулирования и учета особенностей земельных, водных, лесных, фаунистических отношений.

Многочисленны региональные и местные законы о разработке общераспространенных полезных ископаемых (глины, песка, торфа, гравия), об использовании подземного пространства в городах, об охоте и охотничьем хозяйстве, об организации аграрного производства, где активно задействуются земля и другие природные ресурсы и объекты, находящиеся на территории субъекта РФ.

Субъекты Федерации активно используют свои законодательные полномочия в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции РФ.

Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве.

В ряде субъектов Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты на темы, по которым только ведется законопроектная работа в Государственной Думе РФ: об экологическом страховании, о государственной политике в области экологического воспитания и образования, об экологическом аудите, экологическом предпринимательстве, о зеленом фонде городов.

В ряде субъектов РФ разрабатывались, принимались и действовали акты об обеспечении в городах и иных населенных пунктах владельцами автотранспорта требований к выхлопным газам автомобилей.

Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации, направленное на принятие законов и иных нормативных правовых актов, связанных с исполнением федеральных законов.

В субъектах РФ на основании типового положения и в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» разработаны и приняты региональные правила охоты, а в соответствии с ВК РФ – правила пользования маломерными судами и их учета. В них фиксируются природоохранные требования как общего характера, так и с учетом местной специфики.

Активно принимаются акты субъектов РФ по организации и обустройству парков, заказников, памятников природы регионального и местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающие возможности и порядок их создания и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях за счет соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

В-третьих, природоохранные акты субъектов Федерации составляют акты, принимаемые в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ. Обширное поле деятельности представляют конкретизация и размежевание природоресурсной и природоохранной компетенции региональных и муниципальных органов, создание и функционирование органов природных ресурсов, организация экологической экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключение соглашений.

В последние десятилетия законы стали приниматься представительными органами местного самоуправления в некоторых крупных городах по вопросам городского планирования, застройки, благоустройства и озеленения, городских лесов и скверов, охраны и поддержания численности животных, защиты зеленых насаждений, контролирования выбросов от автомобильных двигателей.

Большего распространения заслуживает практика принятия региональных, местных законов и подзаконных актов, направленных на неукоснительное и обязательное исполнение законодательных предписаний. Не все возникающие в обществе конфликты можно и нужно решать с помощью правовых предписаний, многие эксцессы в области природопользования и охраны окружающей среды следует пытаться предупреждать и ограничивать посредством моральных норм, правил обычая.

Надо учитывать требования добросовестности, разумности, справедливости, исторические, местные традиции, иначе в нынешних условиях можно поощрить коррупцию, скатиться к полицейскому государству, пытающемуся излишне регулировать детали, которые можно оставить для регулирования на более низком этаже социальной системы либо на усмотрение законопослушного правоприменителя.

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды представляют собой уникальную и своеобразную многоуровневую модель сочетания различных по своему характеру и генезису требований. Этому состоянию есть несколько причин.

Многие природные явления и связанные с ними общественные отношения не ограничены государственными, административными границами и носят не только и не столько региональный, сколько общенациональный и даже нередко глобальный характер. К ним относятся торговля объектами животного мира и изделиями из них, мониторинг климата и миграции животного мира, борьба с опустыниванием, заболачиванием, парниковым эффектом, вызванным им потеплением и озоновыми дырами, трансграничными загрязнениями водного и воздушного бассейнов, экологическими катастрофами и бедствиями.

Природный фактор жизнедеятельности человека носит конкретный региональный, бассейновый, местный характер, привязан к соответствующей территории проживания и трудовой деятельности граждан, что обусловливает необходимость и возможность регулирования соответствующих отношений на местном уровне и с учетом местной специфики.

Совокупность федеральных, региональных, местных (муниципальных) законов, принятых в соответствии с Конституцией РФ в установленном законами порядке, представляет определенную иерархию – пирамиду нормативных правовых актов и составляет правовую основу природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 31.12.2005 N 203-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ, от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 23.03.2007 N 37-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 19.07.2007 N 133-ФЗ, от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 221-ФЗ, от 03.12.2008 N 249-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ, от 05.04.2009 N 41-ФЗ, от 18.07.2009 N 175-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 319-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 29.03.2010 N 29-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 05.04.2010 N 42-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 04.06.2010 N 118-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 04.10.2010 N 261-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 15.11.2010 N 296-ФЗ, от 15.11.2010 N 297-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 23.12.2010 N 376-ФЗ, от 28.12.2010 N 406-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 27.06.2011 N 157-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 28.02.2012 N 10-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 23.04.2012 N 34-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ, от 01.12.2012 N 210-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 234-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 02.04.2013 N 30-ФЗ, от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 117-ФЗ, от 07.06.2013 N 118-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 176-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.09.2013 N 264-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 303-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 359-ФЗ, от 21.12.2013 N 371-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 28.12.2013 N 445-ФЗ, от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 12.03.2014 N 28-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 02.04.2014 N 70-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 28.06.2014 N 191-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 04.11.2014 N 328-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 03.02.2015 N 6-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ, от 30.03.2015 N 64-ФЗ, от 06.04.2015 N 76-ФЗ, от 06.04.2015 N 77-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.06.2015 N 174-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 05.10.2015 N 274-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 30.12.2015 N 446-ФЗ, от 30.12.2015 N 447-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 02.06.2016 N 159-ФЗ, от 23.06.2016 N 197-ФЗ, от 03.07.2016 N 289-ФЗ, от 03.07.2016 N 298-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 28.03.2017 N 42-ФЗ, от 01.05.2017 N 98-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 227-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 30.10.2017 N 299-ФЗ, от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 05.02.2018 N 12-ФЗ, от 05.02.2018 N 15-ФЗ, от 18.04.2018 N 76-ФЗ, от 04.06.2018 N 147-ФЗ, от 29.07.2018 N 245-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 03.08.2018 N 320-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.12.2018 N 498-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 06.02.2019 N 3-ФЗ, от 18.03.2019 N 36-ФЗ, от 01.05.2019 N 94-ФЗ, от 02.08.2019 N 313-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П) (см. Обзор изменений данного документа) Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) В настоящем Федеральном законе термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации
    • Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства
    • Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов
    • Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
    • Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности
    • Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
    • Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата
    • Статья 14. Исключена
    • Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний
    • Статья 16. Утратила силу
  • Глава II.1. Основы статуса государственных органов субъекта Российской Федерации, формируемых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации
  • Глава III. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
    • Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
    • Статья 20. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 21. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 22. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава IV. Взаимоотношения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 23. Основы взаимодействия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 24. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 25. Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации
  • Глава IV.1. Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.1. Определение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.2. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации
    • Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
    • Статья 26.3-1. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения
    • Статья 26.3.2. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.3-3. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
    • Статья 26.4. Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения
    • Статья 26.5. Утратила силу
    • Статья 26.6. Разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа
    • Статья 26.7. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий
    • Статья 26.8. Принципы и порядок заключения соглашений
    • Статья 26.9. Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.10. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.11. Собственность субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.12. Управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.15. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.16. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от региональных налогов и сборов
    • Статья 26.17. Доходы бюджета субъекта Российской Федерации от федеральных налогов и сборов
    • Статья 26.18. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации
    • Статья 26.19. Иные средства финансовой помощи бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета
    • Статья 26.20. Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета
    • Статья 26.21. Привлечение заемных средств субъектом Российской Федерации
    • Статья 26.22. Организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  • Глава V. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 27. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации
    • Статья 28. Исключена
    • Статья 29. Приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 29.1. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава VI. Заключительные и переходные положения
    • Статья 30. Переходный период
    • Статья 30.1. Утратила силу
    • Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

На какой закон можно опираться если региональный закон противоречит федеральному?

ст. 76 Конституции РФ установлено, что федеральные конституционные и иные законы, изданные в пределах ведения РФ, имеют прямое действие на всей территории Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ (ч. 2). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Далее в указанной статье зафиксировано: «законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч.5). В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, изданным в соответствии с частью четвёртой настоящей статьи, действует акт субъекта РФ. (ч.6).

Статья 27 Федерального закона Российской Федерации № 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации» от 22 сентября 1999 года также устанавливает, что правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае возникновения разногласий при реализации указанного положения Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Законы РФ

Тексты законов приведены в актуальной редакции. Если интересующего вас закона нет в списке, воспользуйтесь поиском по всему банку документов.

Закон о защите прав потребителей

Закон об образовании

Федеральный закон о рекламе

Федеральный закон об ООО

Закон о полиции

Федеральный закон о ветеранах

Федеральный закон об оружии

Федеральный закон о связи

Федеральный закон об АО

Федеральный закон об ОСАГО

44 ФЗ

223 ФЗ

Закон о недрах

Закон об аудиторской деятельности

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Федеральный закон о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Федеральный закон «Об общественных объединениях»

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Федеральный закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

Федеральный закон «О землеустройстве»

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах»

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»

Федеральный закон об особенностях отчуждения государственного недвижимого имущества

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»

Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Федеральный закон «О транспортной безопасности»

Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Федеральный закон «Об автономных учреждениях»

Федеральный закон «О защите конкуренции»

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества»

Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Федеральный закон «О средствах федерального бюджета, выделяемых ПФР на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»

Федеральный закон «О кредитных историях»

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

Федеральный закон «О коммерческой тайне»

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве»

Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»

Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральный закон «Об объединениях работодателей»

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об электронной подписи»

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»

Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Федеральный закон «О политических партиях»

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»

Федеральный закон «Об ограничении курения табака»

Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск»

Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»

Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Федеральный закон «О карантине растений»

Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Какой закон главнее федеральный или региональный?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *