Категория учителя и преподавателя

Содержание

Права учителя в школе: категории и гарантии

Работа учителя связана с постоянными нервными нагрузками. На них возложено большое количество обязанностей, которые уравновешиваются правами, гарантированными им действующим законодательством. Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273. Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью. Статья 45 этого закона определяет права учителя в школе и других учебных заведениях.

Права учителя в школе

Права педагогов

Помимо закона «Об образовании», правовой статус учителя и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой школе. Непосредственно на своём рабочем месте права учителя определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Права, которыми обладает педагог, можно разделить на несколько категорий. Каждая из них гарантируется соответствующими законодательными и подзаконными актами федерального и регионального уровня.

Академические права учителя

Перечень академических прав педагогов определён статьёй 45 ФЗ №273 от 29.12.2012 г. Важнейшим из них является свобода:

  • выражения своего мнения;
  • преподавания.

Перечень академических прав и свобод педагогических работников

Важно! Никто не имеет право вмешиваться в профессиональную деятельность учителя, если она не нарушает действующее в РФ законодательство.

В основе современного процесса обучения заложены 3 основных принципа:

  • альтернативность взглядов;
  • дискуссионность;
  • обоснованность и аргументации выбранной точки зрения.

Такой подход к образовательному процессу предоставляет учителям право на свободный выбор методов и средств обучения и воспитания учеников. При их выборе учитель должен учитывать действующие программы.

Таблица. Права классного руководителя

Право Нормативный регламент
Защиты профессиональной чести и достоинства
  1. ФЗ №273 от 29.12.2012 г.
  2. Пункт 64 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Защиты человеческого достоинства Статья 33 Конституции РФ
Участия в управлении школы Пункт 64 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Критики Пункт 57 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Создания нормальных условий для ведения профессиональной деятельности Статья 22 ТК РФ
Выдвижения на выборную должность Пункт 64 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Свободного выбора и использования учебных методик Пункт 65 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Свободного выбора системы оценки знаний учащихся Пункт 65 Типового положения, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 2001 г. (ред. от 10.03.2009 г.)
Установления норм поведения учеников, не унижающих их достоинство Статья 3 Конвенции о правах ребенка

Видео — Права и обязанности учителя и ученика

Справка. Действующее законодательство предоставляет педагогическим работникам право отказываться от административных поручений, непосредственно не связанных с их основной деятельностью. Закон защищает учителей от давления родителей на процесс обучения.

Школьный учитель вправе заранее знать о замене уроков, требовать от родителей посещения собраний. Последнее требование закреплено статьёй 63 Семейного Кодекса.

Трудовые права

Действующее законодательство предоставляет школьным педагогическим работниками ряд социальных и трудовых гарантий. Статья 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели учителей. Она учитывает их особые условия труда и составляет 36 часов. Вместе с укороченной рабочей неделей работающие в школах учителя имеют право на ежегодный оплачиваемый удлинённый отпуск.

Перечень социальных гарантий учителей

Для некоторых категорий педагогических работников максимальная продолжительность рабочей недели установлена продолжительностью 30 часов. К ним относятся учителя, работающие в образовательных учреждениях санаторного типа, где существует опасность заражения туберкулёзом или инфицирования микробактериями. Такой порядок определён Приказами Минздрава, МО, МВД, Минсельхоза, Минюста и Минобразования.

Главным нормативным актом, регламентирующим работу и отдых педагогов, является Приказ Минобрнауки №69, изданный 27.03.2006 г. Каждое учебное заведение имеет внутренний трудовой распорядок. Он регламентирует режим работы и отдыха, а также графики отпусков.

Справка. Положения внутреннего распорядка закрепляются коллективным договором, заключаемым между администрациями школ и профсоюзом педагогов.

Выдержка из Постановления Минтруда №4

Закон предоставляет право учителям работать по совместительству. Делать это могут не только в рамках одной школы, но и в других организациях. Особенность работы учителей по совместительству регламентируются:

  • Постановлением Минтруда №41, принятым 30.06.2003 г.;
  • Постановлением Правительства РФ № 197 от 04.04.2003 г.

Количество рабочих часов по совместительству определяется соглашением сторон и закрепляется заключённым между ними трудовым договором. Непрерывно проработавшие в течение 10 лет учителя имеют право на получение дополнительного годового отпуска. Согласно статье 157 ТК РФ, педагогические работники имеют право на предоставление отгулов за период работы в выходные и праздничные дни.

Учителя имеют право на совместительство

Права на денежные компенсации и социальные льготы

Перечень социальных гарантий учителей определён статьёй 55 ФЗ №273. Основные виды компенсационных выплат определены Письмом Минобразования №20-58-4046/20-4 от 25.11.1998 г. В их число входят ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые учителям, находящимся на должностном окладе, на покупку учебно-методической литературы. Такой вид компенсационных выплат был предусмотрен ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 г. Они выплачиваются даже в период нахождения педагога в декретном отпуске.

Перечень компенсационных выплат учителям за особые условия работы

Нормативы компенсационных выплат применяются государственными и частными учебными заведениями. Их размер, принятый на федеральном уровне, может быть увеличен региональной властью за счёт местного бюджета. Вместе с правом получения компенсационных выплат по затратам на приобретение необходимой для ведения профессиональной деятельности литературы учителям полагаются и другие виды финансовой поддержки. Среди них доплаты за:

  1. Классное руководство. Выплачиваются из средств регионального бюджета и зависят от количества учеников в классе, нагрузки педагога.
  2. Проверку письменных работ. Размер выплат зависит от наполняемости классов, а также их типа. Доплата учителей подготовительных групп, 1-4 классов составляет не менее 15 %, 5-11 классов – 20%. Максимальный размер доплат 100% полагается учителям школ с наполняемостью классов более 12 человек.

Перечень персональных доплат учителям

Доплаты преподавателей зависят от учебного предмета, который они ведут. Они составляют для учителей:

  • языка и литературы —20%;
  • математике —15%;
  • иностранному языку, черчению — 10%.

Правом на профессиональную добавку к заработной плате размером 18-20% обладают заслуженные педагоги России. Среди иных прав школьных учителей на материальную поддержку — частичная компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ. Проживающие в сельской местности педагогические работники имеют право на бесплатную отапливаемую жилую площадь, оснащенную освещением.

Справка. В тех случаях, когда учителю предоставляется жильё, не подключенное к центральному отоплению, законодательство обязывает обеспечить их бесплатным твёрдым топливом. Оно предоставляется учителям независимо от формы собственности недвижимости, в которой они проживают.

Порядок предоставления бесплатного топлива сохраняется и за пенсионерами. Педагогические работники, проживающие в городах, имеют право на выплату ежемесячных компенсаций по ЖКХ в размере 1200 рублей.

Перечень социальных прав педагогов

Справка. Право на получение бесплатного жилья на условиях социального найма сохраняется за сельским учителем и после выхода его на пенсию. При этом, его педагогический стаж не должен быть меньше 10 лет. Среди социальных прав педагогических работников — возможность бесплатного повышения квалификации 1 раз в 3 года.

Право на ранний срок выхода на пенсию

Закон предоставляет педагогическим работникам право на досрочный выход на пенсию. Для этого они должны иметь не менее 25 лет педагогического стажа. Такой порядок установлен ФЗ №400, от 28.12.2003 г. Под педагогическим стажем понимается период работы на должностях, определённых специальным списком. Он утверждён Постановлением Правительства РФ №781, от 29.10.2002 г.

Школьная учительница на пенсии

Права молодых специалистов

Для привлечения молодых кадров предусмотрен целый перечень преференций, которые имеют право получать пришедшие работать в школу специалисты. Понятие «молодой специалист» раскрыто статьёй 70 ТК РФ. Большинство предназначенных для этой категории педагогических работников преференций предоставляется регионами. Они ограничивают верхнюю планку возраста участников льготных программ.

Перечень льгот молодым специалистам

Справка. Молодые специалисты имеют право на получение подъёмных сумм. Из размер зависит от региона трудоустройства. Выплаты предназначаются для обустройства молодых людей на новом месте жительства и работы. Они производятся при заключении специалистом трудового контракта со школой на срок не менее 3-х лет. Статус молодого специалиста педагогическому работнику может быть предоставлен только 1 раз.

В 2019 году в числе денежных поддержек:

  • Единоразовые выплаты. Их размер может составлять от 20 до 100 тыс. руб. Получить денежные выплаты этого вида могут педагоги государственных школ.
  • Прибавки к заработной плате до 40%.

Проживающим и работающим в сельской местности молодым специалистам предоставляется бесплатный проезд на общественном транспорте в пределах населённого пункта. Некоторые регионы предоставляют молодым специалистам компенсационные выплаты на приобретение жилья.

Молодой учитель в сельской школе

Право на участие в программе льготного жилищного кредитования

Важным правом для многих педагогических работников, не имеющих собственного жилья, является предоставляемая государством возможность оформления льготной ипотеки. Она предоставляется по минимальной процентной ставке. Воспользоваться ею могут педагоги, работающие в сельской местности. Предельный возраст претендентов на льготную ипотеку не должен превышать 35 лет.

Ипотека для молодых учителей

Пошаговая инструкция оформления подъёмных выплат

Шаг 1. На первом этапе молодой специалист заключает трудовой договор с администрацией школы по своей профильной специальности. Перерыв между получением диплома об окончании педагогического колледжа или института и трудоустройством не должен превышать при оформлении подъёмных 12 месяцев.

Образец трудового договора

Шаг 2. Для перечисления денежных средств открывается банковский счёт.

Порядок открытия банковского счёта

Шаг 3. На втором этапе молодой специалист подаёт заявление на имя директора школы о предоставлении подъёмных выплат. В нём указываются реквизиты открытого банковского счёта.

Написание заявления

Шаг 4. Администрация школы издаёт приказ о выплатах, в котором указывается целевое назначение выделяемых молодому специалисту денежных средств.

Издание приказа

Шаг 5. Молодой специалист знакомиться с приказом под роспись.

Лист ознакомления с приказом

Права педагогических работников, находящихся на пенсии

Педагоги-пенсионеры имеют ряд прав. Те из них, кто продолжают трудиться имеют возможность использовать год отпуска без содержания. Имеющие педагогический стаж более 25 лет пенсионеры могут рассчитывать на пожизненные доплаты за выслугу лет, если их профессия входит в соответствующий список, определённый действующим законодательством. Для получения этого вида преференций при выходе на пенсию педагогические работники должны иметь в 2019 году ИПК равный 13,8 баллам.

Педагоги-пенсионеры вправе обращаться за предоставлением льгот по оплате:

  1. Центрального или автономного отопления. Льгота предоставляется при использовании для обогрева помещений и нагрева воды газом.
  2. Электроэнергии. Размер преференций определяется местными администрациями.

Находящийся на пенсии сельский учитель ежегодно получает уголь или дрова для отопления своего жилья. Денежные компенсации всем категориям льготников предоставляются после их фактической оплаты. Для совершения начисления выплат необходимо предоставить документы, подтверждающие факт оплаты .

Закон о педагогической деятельности по выслуге лет

аттестация преподавателей СПО материал

Методические рекомендации

по подготовке педагогическим работником материалов к аттестации

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации), на основании Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 26.06.2014 № 224-од), а также на основании приказа министерства образования и науки Самарской области от 29.06.2017 № 261-од «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Самарской области от 26.06.2014 № 224-од «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии, сформированной для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Аттестация представляет собой экспертизу копий документов и материалов, подготовленных аттестуемым педагогическим работником на основе критериев, предусмотренных пунктами 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации, подтверждающих достигнутую результативность в работе.

Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к подготовке материалов для проведения экспертизы.

Подготовка материалов к экспертизе

Для подготовки аттестуемым педагогическим работником копий документов и материалов, подтверждающих достигнутую результативность в работе за межаттестационный период, рекомендуем воспользоваться разделами экспертных заключений по заявленной должности. Наименования разделов представляют собой требования пунктов 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации. Каждый раздел состоит из показателей, конкретизирующих перечисленные требования раздела.

В случае «досрочного» выхода на аттестацию (если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию), основная цель подготовки документов – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые педагогическим работником за два года с момента присвоения ему первой квалификационной категории.

Основными принципами подготовки материалов к экспертизе при прохождении аттестации являются полнота и конкретность представленных сведений, достоверность информации, а также системность.

  1. Полнота предоставляемых сведений — указывает на меру достаточности предоставленных на экспертизу материалов в том или ином показателе портфолио. Неполными будут считаться сведения, представленные за период меньший, чем в справке-подтверждении руководителя образовательной организации.
  2. Достоверность информации — строится на фактах, объективных сведениях. Полнота и достоверность информации взаимосвязаны между собой, так как неполная информация может быть недостоверной. Например, эксперт не сможет объективно оценить заявленный результат, если он зафиксирован в приложении-таблице и не подтвержден копией грамоты или приказа. Также не подлежат экспертизе незаверенные справки/незаверенные копии документов. Обязательно собственноручное заверение копий документов руководителем образовательной организации или уполномоченным лицом (не допускается заверение материалов портфолио факсимильной подписью). «Живая» подпись дополняется расшифровкой (фамилия, инициалы, должность).
  3. Конкретность предоставленных сведений – оценке подлежат конкретные результаты, полученные педагогом в межаттестационный период, зафиксированные в документах образовательной организации. Несколько примеров: экспертами засчитывается документ, подтверждающий тот или иной результат работы аттестуемого педагога, только один раз и только в том показателе, где представлен критерий оценивания этого результата; не оцениваются документы, в которых отсутствует дата или Ф.И.О. педагога; засчитывается результат работы только по заявленной должности. Важна конкретность данных о характере участия аттестуемого педагога в каком-либо мероприятии: слушатель, выступающий (должна быть указана тема выступления), ведущий мастер-класса/открытого занятия. Так, сертификаты с определением «участник» можно классифицировать как «слушатель».
  4. Системность предполагает, что деятельность педагога носит постоянный, прослеживаемый в течение всего межаттестационного периода, характер. Рекомендуем систематизировать результат работы таким образом, чтобы в портфолио были представлены достижения от уровня образовательной организации до самого «высокого» в каждом показателе; не рекомендуем предоставлять документы уровней, не отраженных в критериях оценивания (например, критерии оценивания начинаются с муниципального уровня, аттестуемый предоставляет результат уровня образовательной организации); необходимо представить систему работы педагога в данном направлении: разовое участие аттестуемого педагога за весь аттестационный период в мероприятии самого высокого уровня без предоставления результата работы на уровне образовательной организации не дает эксперту возможность поставить максимальный балл.

Оформление материалов для экспертизы

Все материалы предоставляются либо в электронном виде (на сайте ЦПО Самарской области https://www.cposo.ru размещён Порядок предоставления материалов на аттестацию в электронном виде), либо на бумажном носителе.

Структура размещения материалов на бумажном носителе включает в себя показатели, количество и наименование которых зависит от разделов, указанных в экспертном заключении о результатах анализа профессиональной деятельности по должностям педагогических работников. Набор документов по каждому показателю предваряется разделительным листом, включающим в себя наименование показателя.

Рекомендуем оформить титульный лист, в котором указываются: фамилия, имя, отчество аттестуемого, должность, его место работы, заявленная квалификационная категория, дата проведения экспертизы (по графику):

Образец

Наименование образовательной организации

Материалы

для проведения экспертной оценки результативности деятельности

Предоставил:_____________________________________________________________________________________

(ФИО)

Должность_______________________________________________________________________________________

Заявлена _________________________квалификационная категория

Имею/имел(а) ____________________ квалификационную категорию; дата присвоения_________________________

нужное подчеркнуть день, месяц, год (решения аттестационной комиссии)

Дата проведения экспертизы _________________

Подготовленные материалы по каждому из показателей вкладываются в папку-скоросшиватель в твердом переплете, каждый лист (А-4) подшивается с помощью дырокола (без файлов и скрепок). Документы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательной организации/учреждения.

Предоставленные на экспертизу материалы аттестуемому педагогическому работнику не возвращаются.

Перечень материалов для проведения экспертизы результативности деятельности педагогического работника

по должности «преподаватель» (профессиональная образовательная организация)

Раздел 1 Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ

№ п/п

Показатель

Документальное подтверждение

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторингов, проводимых организацией)

1. Таблица «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» (Приложение 1)

Результаты освоения обучающимися образовательных программ (по итогам мониторинга системы образования)

1. Таблица «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования» (Приложение 2).

Отсутствие административных взысканий, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений

1. Справка руководителя образовательной организации (ОО) о наличии/отсутствии административного взыскания, обоснованных жалоб от участников образовательных отношений (Приложение 3).

Технические условия заполнения справки:

  • Рекомендуем форму справки не менять, не корректировать.
  • Справка заверяется только руководителем ОО (первое лицо), который может делегировать право подписи/заверения копий документов, предоставленных на экспертизу, руководителю структурного подразделения ОО/ филиала ОО (эти сведения заносятся в соответствующую строку справки).
  • Строка «К сведению экспертов» заполняется в случае, если необходима информация-разъяснение об отпуске по уходу за ребенком или годичном отпуске; о перерывах в работе или смене места работы в межаттестационный период и т.д.
  • Дата заполнения справки – не ранее, чем за 14 дней до назначенной даты экспертизы портфолио (о сроках аттестации направляется уведомление каждому педагогу).
  • Незаполненная строка «Начало межаттестационного периода» считается нарушением технических условий заполнения данной справки.

Важно! Нарушение технических условий заполнения справки дает право экспертам воспользоваться оценкой «минус 3 балла» (отсутствие документов в данном показателе) либо «ноль баллов» (невозможно объективно оценить данный показатель) при экспертизе материалов других показателей портфолио.

Раздел 2 Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

№ п/п

Показатель

Документальное подтверждение

Результаты участия обучающихся в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях (по преподаваемым профессиональным модулям, междисциплинарным курсам, дисциплинам)

1. Таблица, отражающая участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. (Приложение 4);

2. Копии документов (дипломы, грамоты, сертификаты и т.д.), подтверждающие участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. (не более трёх копий каждого уровня)

*Важно!

В случае отсутствия в грамоте Ф.И.О педагога, подготовившего обучающегося, необходимо предоставить справку-подтверждение руководителя ОО о том, что аттестуемый подготовил к данному мероприятию данного обучающегося.

Раздел 3 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации

№ п/п

Показатель

Документальное подтверждение

Результаты совершенствования методов обучения и воспитания

1. Копии документов установленного образца / прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о повышении квалификации в межаттестационный период;

2. Справка руководителя ОО / копия приказа; копия программы семинара; копия грамоты / диплома и т.д., подтверждающие факт проведения «открытого» учебного занятия;

3. Прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию об «открытом» учебном занятии (при наличии).

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

1. Копии материалов, подтверждающих участие аттестуемого в мероприятиях различного уровня (не более трёх копий каждого уровня)

2. Копия титульного листа печатного издания, страница «Содержание» сборника, в котором помещена публикация / прямая ссылка на Интернет-ресурс, содержащий информацию о публикации (при наличии)

Результаты участия в работе методического объединения педагогических работников образовательной организации

1. Копии документов, подтверждающих участие в работе методического объединения педагогических работников ОО

Профессиональная активность (участие в жюри (оргкомитетах) конкурсов, в работе творческих групп и т.п.)

1. Копии документов, подтверждающих профессиональную активность педагога (выписки из протоколов, приказов, копии свидетельств).

Раздел 4 Активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

№ п/п

Показатель

Документальное подтверждение

Эффективность работы по программно-методическому сопровождению образовательного процесса

1. Перечень материалов, входящих в УМК, в соответствии с положением об УМК;

2. Методические рекомендации (один образец по выбору аттестуемого), материалы фонда оценочных средств (один образец по выбору аттестуемого) и экспертные заключения к ним.

Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства

1. Копии документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающих результаты участия в конкурсах.

Приложение 1

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией

Преподаватель _________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Программы ПССЗ / ПКР__________________________________________________________________________________________

Руководитель ОО ______________________________________ / _____________________/

МП

Приложение 2

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования

Преподаватель ______________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О.

Руководитель ОО ______________________________________ / _____________________

МП

Приложение 3

(наименование образовательной организации)

«__»__________________________20__г.

(дата заполнения справки-подтверждения)

Руководитель ОО________________________________

М.П.

Справка-подтверждение

дана ________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность аттестуемого педагогического работника)

в том, что он(а) с «___» ________________________ 20___года и по настоящее время не имеет административных взысканий и обоснованных жалоб

(указывается начало межаттестационного периода)

от участников образовательных отношений. Настоящей справкой подтверждаю достоверность и полноту информации, представленной в портфолио аттестуемого педагогического работника.

* В связи со сменой фамилии аттестуемого педагогического работника с _________________________________на____________________________

(указывается фамилия) (указывается фамилия)

на основании________________№______серия________принять к рассмотрению документы, представленные на обе фамилии.

(наименование документа)

* Право подписи и заверения копий документов, предоставленных в портфолио аттестуемого педагогического работника, делегирую

(должность, Ф.И.О.)

* К сведению экспертов__________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Результаты участия обучающихся

в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

Ф.И.О. аттестуемого ___________________________________________________________________________________________________________

Дата проведения мероприятия

Полное наименование мероприятия с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

Место проведения мероприятия

ФИО обучающегося

Специальность/профессия,

курс

Тур мероприятия (очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и др.)

Руководитель ОО ______________________________________ / ________________________

МП

Под межаттестационным периодом следует понимать: 5 лет в случае, если педагогический работник аттестуется повторно (с первой квалификационной категории на первую либо с высшей квалификационной категории на высшую); минимум 2 года в случае, если педагогический работник впервые аттестуется с первой квалификационной категории на высшую квалификационную категорию.

Представление собственного педагогического опыта, «открытого» учебного занятия на уровне выше ОО недостаточно подтвердить справкой руководителя ОО: обязательно предоставление копии программы мероприятия или других «внешних» подтверждений.

Оцениваются либо результаты очного участия аттестуемого педагога в профессиональных конкурсах, либо результаты участия в заочных конкурсах профессионального мастерства по профилю деятельности, проводимых территориальными управлениями министерства образования и науки Самарской области и управлениями образования городов Самары и Тольятти, органами исполнительной власти Самарской области, а также входящих в Реестр мероприятий, проведение которых поддерживается ЦПО Самарской области и Советом директоров профессиональных образовательных организаций Самарской области.(https://cposo.ru/reestr-meropriyatij-obrazovatelnykh-organizatsij)

Программа ПССЗ – подготовки специалистов среднего звена (в одном листе указываются все программы ПССЗ, в реализации которых принимает участие преподаватель)

программа ПКР – подготовки квалифицированных рабочих (в одном листе указываются все программы ПКР, в реализации которых принимает участие преподаватель).

Для программ ПССЗ и ПКР оформляются отдельные листы

Вид мониторинга – форма промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам/МДК/ПМ/ практикам / административные контрольные срезы (только в случае отсутствия перечисленных ранее форм промежуточной аттестации)

Качество знаний (в %) – указывается % обучающихся, получивших отметки «отлично» и «хорошо»

Оформляется только в случае отсутствия перечисленных выше видов мониторинга

Строки, помеченные звездочкой, заполняются при необходимости

Статусы учителя в школе и условия их получения: молодой специалист, СЗД, первая и высшая квалификационные категории

В зависимости стажа работы в образовательных учреждениях и достижений учителя определяется его статус. Если педагогический работник только окончил вуз, то в школе он приобретает статус молодого специалиста.

Спустя некоторое время он может защититься на первую квалификационную категорию, потом на высшую. Если же учитель не хочет защищаться, то школа проводит заседание, на котором решается, может ли учитель занимать данную должность.

От статуса, как правило, зависит и некоторое повышение зарплаты, которое в разных регионах различается. Поэтому в данной статье мы обратим внимание на общие вопросы приобретения статуса и какие дивиденды он может принести.

За более подробной информацией стоит обратиться к нормативным актам субъектов, городов и районов по поводу установления надбавок работникам образования.

При написании статьи использовался Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

1. Молодой специалист.

Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу. Например, в моем регионе (Республика Коми) статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 30 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 30 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2017 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

К тому же, молодому специалисту на некоторое время (от года до трёх) может быть приставлен наставник (учитель со стажем), который помогает ему в разработке программ, подготовке уроков, консультациями и пр.

Когда заканчивается статус молодого специалиста, а учитель не стал подавать заявку на аттестацию на первую квалификационную категорию, он приобретает статус «без категории». В это время администрация должна провести заседание и решить, соответствует ли педагог занимаемой должности (СЗД), при условии, что он работает в данной школе больше 2 лет.

2. Соответствие занимаемой должности (СЗД).

Данный статус материально никак не отражается, а только подтверждает, что учитель может работать учителем. Проведение подтверждения СЗД проводится только, если учитель проработал в одной школе не менее 2 лет и не имеет других статусов, об этом чуть ниже.

Если комиссия решит, что работник по определённым причинам не соответствует занимаемой должности, его могут по этому основанию уволить.

Проводится комиссия, как правило, в самой школе. Участвуют в ней работники школы, управления образования, обязательно присутствие представителя профсоюза (в связи с тем, что могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности, ч.3 ст. 82 ТК РФ).

Подтверждение СЗД не проводится для (п. 22 Приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408):

— работников, имеющих первую и высшую категорию;

— тех, кто проработал в данном ОО (а не вообще учителем) 2 и менее лет;

— молодые специалисты;

— беременные женщины;

— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5, до 3 лет;

— педагогические работники, отсутствующие по болезни более 4 месяцев.

Основание для аттестации на СЗД – представление работодателя (директора). В нём оцениваются профессиональные, деловые качества работника, результаты деятельности.

Положительное решение о соответствии занимаемой должности принимается, если «за» проголосовало не менее половины присутствующих.

Результаты оформляются протоколом, с подписями председателя, заместителя председателя, секретарем и членами комиссии. Для работника составляется выписка из протокола, которая хранится в личном деле.

Пример протокола

3. Аттестация на категорию

В отличие от аттестации на СЗД, которая является обязательной и проводится с представления директора, аттестация на категорию проводится по желанию работника.

Он сам отправляет заявление в аттестационную комиссию и указывает, какую категорию хочет получить.

Но тут есть свои ограничения:

— нельзя получить высшую категорию, не получив первую;

— нельзя обратиться за установлением высшей категории ранее, чем через 2 года после установления первой;

— если ранее было отказано в присвоении категории, повторно можно обратиться не раньше, чем через год.

Но в то же время если вам отказали в установлении высшей категории (не хватило баллов, но хватает на первую), то вы можете подать заявление на установление первой категории, хоть в тот же день, и отказать вам не могут.

Как оформляется получение категории

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Аттестация при работе по совместительству

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Сколько действует категория

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Как аттестоваться на квалификационную категорию

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

Напоследок сравним сходства и отличия СЗД и категории у учителя

СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

Категория учителя и преподавателя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *