Когда в России стали платить пенсии

marina_ogor


Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.
История оказалась интересной.
Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.
Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.
До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).
Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.
Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). И только при Хрущёве, начиная с 1956 г., пенсии стали расти. Было бы интересно узнать, если кто в курсе, каковы были пенсии ваших бабушек, прабабушек/дедушек, прадедушек в 30-60-е гг. 20-го века.
На этом фоне пенсионная система царской России выглядит абсолютно благообразной и, не побоюсь этого слова, человечной. К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.
Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет. При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.
Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки (жестоко, да).
Пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был. Ну то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте.
Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.Tags: СССР, житейское

История пенсий в России и СССР

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда. Кстати, современный возраст выхода на пенсию в России был установлен в 1932 году. История пенсий в нашей стране довольно интересна.

ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. БЕЗ ВОЗРАСТНОГО ЦЕНЗА

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

ДУЭЛЬ – ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

ПЕНСИЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

1937-ОЙ: СТИПЕНДИЯ БОЛЬШЕ ПЕНСИИ

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,23 года, женщин – 45,61год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956: ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

ВНУКИ ПОМНЯТ

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).

Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

ххх

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Мигрантам – пенсии и зелёный свет. Русские – держитесь

О том, что Россия собирается начислять пенсии трудовым мигрантам, стало известно ещё две недели назад на юбилейном саммите ЕАЭС в Нур-Султане. Речь идёт пока о гражданах тех государств, которые составляют вместе с нашей страной Евразийский экономический союз. Это Казахстан, Армения и Киргизия.

Россия – проходной двор для мигрантов?

Доктор экономических наук Александр Сафонов пояснил в эфире телеканала «Царьград», что принятие данного документа было продиктовано 102-й конвенцией Международной организации труда, которую Россия ратифицировала в прошлом году. В ней говорится о необходимости выравнивания прав граждан независимо от того, где они проживают.

Если говорить о количестве мигрантов, претендующих на пенсии, то их не так много. В основном, в Россию приезжают на заработки не из стран ЕАЭС, а из Узбекистана и Таджикистана. О выплатах пособий по старости таким мигрантам пока речи не идёт. Стоит отметить, что стаж, приобретённый работником на территории разных государств-членов Евразийского союза, будет суммироваться.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

«Учёт трудового стажа будет осуществляться в баллах. Один балл будет даваться за один год, – рассказал Александр Сафонов. – При этом будет учитываться, сколько лет человек отработал. Всё, в принципе, будет происходить по такой же схеме, как и у нас, в России. Мигрант по достижении пенсионного возраста будет обращаться в свой пенсионный фонд. Каждая страна, входящая в ЕАЭС, где он проработал, будет перечислять средства, равные одному баллу. Но о каких суммах будет идти речь, пока сказать сложно. В целом же это соглашение о начислении пенсий приведёт к тому, что и сам мигрант будет заинтересован в легализации своего трудового договора и доходов. Это может способствовать тому, что мы будем получать более квалифицированных специалистов. Сейчас же работодатель спокойно может не платить взносы за приезжего работника и оформляет договор на своих условиях».

Однако сегодня случаи, когда к нам едут специалисты высокого уровня, единичны. В основном мы видим необразованных, плохо говорящих на русском языке людей, которые зачастую ведут себя вызывающе и по-хамски. По словам Романа Силантьева, директора правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), в массе своей в Россию приезжают люди неквалифицированные и несоциализированные.

Подавляющее большинство населения в странах, откуда к нам едут люди на заработки, не городское. Они и Душанбе-то, если говорить о Таджикистане, видели только из окна автобуса. Когда они попадают в среду мегаполиса, у них поведенческая модель даёт сбой, потому что у них в кишлаках всё устроено иначе. В частности, женщины одеты по-другому. Поэтому здесь, видя девушек в коротких и открытых платьях, они считают их легкодоступными. Те, кто хорошо устроен у себя на родине, будут сидеть дома, им незачем бросать всё и ехать людьми второго сорта в Россию на заработки.

Чтобы приехать в Россию, гражданину Таджикистана или Узбекистана нужно пройти через определённые бюрократические сложности и иметь огромные по местным меркам накопления в размере примерно 50 тысяч рублей для покупки билета, оплаты жилья на первое время и оформления документов. Для въезда на территорию РФ виза гражданам из стран СНГ не нужна, достаточно иметь загранпаспорт. Исключение сделано для выходцев из стран ЕАЭС: им достаточно предъявить на границе свой внутренний паспорт. На оформление всех разрешительных документов на работу в России у мигранта уходит до одного месяца. Проблем с сертификатами и другими необходимыми бумагами ни у кого не возникает. Всё продаётся и покупается. Мигранты – это отдельная и очень выгодная статья дохода для определённого круга лиц. Так, сертификат о знании русского языка, истории и законодательства можно приобрести за 5–10 тысяч рублей, поэтому обучающие курсы никем не востребованы.

Роман Силантьев убеждён, что решить вопрос коррупционной составляющей можно легко и просто в рамках закона.

«Надо просто задавать вопросы тем, кто выдаёт эти липовые сертификаты, и эти центры закрывать. Было бы желание. Но у нас пока всё бесконтрольно. Всё сводится к тому, что в таком количестве приезжих заинтересованы и бизнес, и организованная преступность внутри самих мигрантов, когда уже люди укрепились здесь и им нужна своя рабочая сила. Едут все, как правило, уже на заранее подготовленные места. Ну нет им надобности изучать наш язык, нашу культуру, сама система адаптации и интеграции мигрантов в наше общество отсутствует и ею никто не занимается».

Вопрос обучения приезжих русскому языку ставился уже неоднократно, но мигранты охотнее идут на курсы арабского, потому что он им ближе и понятнее, на нём можно читать Коран в оригинале, а русский всерьёз никто не рассматривает, потому что Россия для мигрантов – прибежище временное, страна, где можно заработать и уехать домой. Вполне очевидно, что перестраиваться и жить по нашим правилам они не хотят.

Если в СССР узбеки, таджики и выходцы из других республик были равноправными гражданами, то сейчас это люди второго сорта. И многим сложно с этим смириться, – считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция ХХI век». – Вообще, ошибки в миграционной политике, которые наблюдаются у нас, всегда ведут к терактам, убийствам – в любом случае, к крови. Но мы ничего не делаем, чтобы этого избежать. От миграции как явления нам уже никуда не деться. Надо это принять и думать, как эффективно можно применить регулирующие механизмы.

В качестве классического примера ошибок в миграционной политике можно привести Францию. Алжирцы, живущие там уже во втором и даже в третьем поколении, держат в страхе коренных французов, промышляют грабежами, вытесняют их из кварталов и городов. Россия рискует пойти по пути Франции и других европейских государств, где мигранты и беженцы стали слишком громко заявлять о своих правах.

Резонансные убийства двух русских парней, совершённые приезжими из стран постсоветского пространства за короткий промежуток времени, в очередной раз подчеркнули уязвимость нашего общества перед мигрантами. Нас учат быть терпимыми и толерантными, и власть, стараясь балансировать на острие ножа, искусственно по минимуму акцентирует внимание на межэтнических преступлениях.

«Никому не хочется провоцировать, – говорит Роман Силантьев. – Безусловно, это ведёт к межнациональным конфликтам. Поэтому, когда СМИ предают преступлениям с участием мигрантов широкую огласку, как в последних двух случаях, власть старается открыто вести следственные действия и находит преступников в максимально короткие сроки. Есть отличный пример стран Персидского залива. Там мигранты просто лишены возможности совершать преступления. Они живут в кампусах, где для них создан свойственный им микроклимат. Там есть мечети, национальная кухня, всё то, к чему они привыкли. На работу и с работы их возят организованно на автобусах. Они всегда находятся под строгим контролем. Причём доля мигрантов в некоторых странах превышает коренное население. Но там проблем криминального характера нет».

В России же рост криминала связывают с нескончаемым потоком приезжих. Налицо и проблемы с выявлением преступников-мигрантов. Полиция сегодня очень слабо реагирует на расследование массовых драк и побоев, из-за сокращений в органах МВД фактически прекратилось патрулирование улиц. Этническими преступлениями отдельно никто не занимается. Особенность ещё и в том, что внедрение в нацгруппировки происходит очень сложно.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Да и полицейские, наделённые сейчас полномочиями контроля за приезжими, зачастую видят в мигрантах способ наживы, закрывая глаза на просроченные документы. Процесс трудоустройства приезжих граждан у нас практически никем не контролируется. Поэтому никто не знает, где они работают, сколько получают. Приезжим из стран СНГ даже не обязательно получать разрешение на работу, достаточно купить патент. А гражданам из ЕАЭС и вовсе можно обойтись без него.

Роман Силантьев убеждён, что в ближайшее время, учитывая темпы роботизации, Россия столкнётся с резким ростом безработицы. Многие приезжие низкоквалифицированные специалисты окажутся просто не у дел. И вот здесь есть шанс переориентироваться.

«Мы имеем возможность принимать людей более высокого уровня. Для этого надо открывать в странах СНГ центры русского языка и культуры. Хочет человек приехать в Россию – пожалуйста, оплати курсы, пройди обучение, докажи свою пригодность, и вперёд. Мы имеем все шансы отсеивать неадекватных людей. Главное – этим шансом нужно воспользоваться и его не упустить».

В последнее время градус недовольства нашего коренного населения мигрантами только растёт. Люди видят в приезжих источник зла – они забирают рабочие места, ведут себя неподобающим образом, хамят, собираются в группировки и наводят страх на жителей. Кроме всего прочего, именно с мигрантами в большей степени люди связывают распространение наркотиков в нашей стране. Не устраивает русских и то, что мигранты приезжают сюда целыми семьями, их детям дают места в детских садах, школах, они пользуются бесплатной медициной. Убедить общество, что мигранты тоже люди, что они работают и платят деньги в бюджет, крайне сложно. Потому что налицо отсутствие четкого и прозрачного контроля за приезжими.

«Мы не понимаем стратегически, что нам нужно. У нас нет миграционной политики, – считает Вячеслав Поставнин. – А нам нужны институты и механизмы, которые позволяли бы этим людям приезжать сюда. Их надо адаптировать. Ведь очень важно взаимодействие с местным населением. Мигранты не зависят сегодня от нашего общества. У нас муниципалитеты даже не знают, сколько у них мигрантов. МВД не способно создать никакую инфраструктуру. Нам, прежде всего, необходимо чётко определить ведомство миграционное, которое занималось бы вопросами интеграции приезжих. Нужна сама миграционная служба, причём она создавалась в 1992 году, чтобы русских в первую очередь принять. По прогнозам демографов, к 2030 году мы потеряем 10 млн населения».

Нехватку населения надо компенсировать. А за счёт кого? Мигрантов. Но у нас есть этнические русские за границей, в тех же странах СНГ. Многие из них не видят будущего в Казахстане, Узбекистане и так далее. Они бы с удовольствием переехали в Россию. Но, к сожалению, государство ничего для них не делает.

Отменят ли пенсии в России?

Еще при обсуждении в Госдуме законопроекта о повышении пенсионного возраста одним из громких аргументов в пользу необходимости проведения пенсионной реформы с 2019 года по предложенному Правительством «жесткому» варианту неоднократно называлась перспектива полной отмены пенсий в России, если не решить этот вопрос сейчас и отложить его еще хотя бы на 5-10 лет.

Опасения населения страны в связи с этим усилились еще больше после сделанного 11 августа 2018 года заявления председателя Госдумы Вячеслава Володина о возможной отмене государственных пенсий из-за «дыры» в бюджете Пенсионного фонда.

Действительно, многие эксперты и экономисты сходятся во мнении, что если экономическая ситуация в стране не улучшится коренным образом, то из-за непосильных в текущих условиях бюджетных обязательств в обозримом будущем пенсии в России могут отменить, а вся пенсионная система может быть сведена к единому пособию по нуждаемости, получателями которого могут стать малоимущие (малообеспеченные), нетрудоспособные граждане, инвалиды и другие категории лиц, объективно нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке со стороны государства. Но пока такой вариант вообще не рассматривается — в Правительстве пока пытаются лишь донастроить действующую пенсионную систему.

Помимо рисков общей отмены пенсии звучали и менее радикальные варианты, предполагающие полную или частичную отмену пенсионных выплат для определенных категорий граждан, например:

  • Еще 2016 году Минфин в целях бюджетной экономии предлагал отменить пенсии работающим пенсионерам, имеющим значительный годовой доход.
  • Похожее предложение в отношении военнослужащих и силовиков предлагал в 2016 году директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров.
    Он указывал на необходимость замены военной пенсии на социальный контракт — единовременную денежную выплату после увольнения и дальнейшее переобучение по гражданской профессии. А пенсии военнослужащим и членам их семей в текущем виде предлагалось сохранить только по таким основаниям, как получение инвалидности или потеря кормильца.
  • Летом 2018 года при обсуждении законопроекта о повышении пенсионного возраста было предложено отменить пенсионные надбавки депутатам и чиновникам, фактически приравняв их пенсионные права к обычным гражданам. Соответствующие поправки предлагается рассмотреть осенью.

Все эти предложения поступают сейчас из-за сложившихся за многие годы проблем в пенсионной системе страны, в том числе из-за больших расходных обязательств бюджета ПФР и невысоких доходов. Одних только страховых взносов для обеспечения выплаты пенсий недостаточно, и имеющийся дефицит ежегодно покрывается из федерального бюджета, который тоже испытывает в последние годы определенные трудности.

Как эта проблема будет решаться властями в долгосрочной перспективе, отменят пенсии или нет как результат всех проводимых Правительством изменений — сейчас судить рано хотя бы потому, что в современных реалиях невозможно на длительный срок прогнозировать эффект от проводимых реформ.

Могут ли отменить пенсию?

Донастройка пенсионной системы в России идет уже несколько лет. Однако все реализованные в последние годы изменения так и не смогли решить главную проблему — дефицит бюджета ПФР, который остается сильно зависим от дополнительных перечислений из федерального бюджета.

В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости. Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г. Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:

  1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
  2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

Эксперт отмечал, что только отмена общего права на пенсии и перевод ее на адресные принципы (в виде социальных выплат по бедности и инвалидности, которые будут носить индивидуальный характер), позволят сбалансировать пенсионную систему. К такой модели Россия можете перейти примерно через 20 лет (через одно поколение, когда люди будут меньше полагаться на государственные пенсии).

Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

Отмена государственных пенсий

В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.

Действительно, доходная часть бюджета ПФР в 2018 году составляет 8,3 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. — это средства, поступающие из федерального бюджета. Уже давно только за счет уплаты страховых взносов за работающих граждан Пенсионный фонд существовать не может, поэтому почти на 40% он финансируется средствами федерального бюджета.

Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета. В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др. И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

Отмена пенсий работающим пенсионерам

В рамках рассматриваемых в 2018 году изменений пенсионной системы отменять пенсии работающим пенсионерам не планируют — об этом еще раз заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на заседании президентского совета по правам человека, которое проходило 11 июля 2018 г.

Для граждан, продолжающих свою трудовую деятельность, на ближайшие годы будет сохранен существующий с 2016 года принцип — т.е. сами пенсии за работающими пенсионерами сохранятся, однако их индексация по-прежнему осуществляться не будет до тех пор, пока пенсионер продолжает работать.

Ответ на официальном сайте ПФР об отмене пенсий работающим пенсионерам

Вопрос об отмене пенсионных выплат работающим россиянам обсуждался в Правительстве еще в 2016 году. Тогда Минфин предложил скорректировать выплаты для некоторых категорий работающих:

  • отменить пенсии пенсионерам, имеющим годовой доход более 500 тыс. руб. (в менее жестком варианте предложено повысить эту планку до 1 млн руб.);
  • не выплачивать фиксированную выплату к пенсии тем пенсионерам, доход которых выше 2,5 прожиточных минимума.

Такие меры были предложены Минфином для сбалансированности федерального бюджета на 2017-2019 годы — тогда ожидалось, что такое решение (даже в менее жестком варианте) позволит сэкономить почти 450 млрд руб. за три года.

В итоге инициатива по отмене пенсий работающим пенсионерам так и не была реализована — соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму не поступал. Но Ольга Голодец (в то время занимавшая должность вице-премьера по социальной политике) отмечала, что вообще такой законопроект существует уже несколько лет, но в Правительстве его пока всерьез не рассматривали.

Уплата страховых взносов


скачать лифлет (82,4 кб)


скачать лифлет (82,4 кб)

Работодатели – ключевые участники российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые они начисляют и уплачивают в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, – это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный фонд России является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Плательщиками страховых взносов являются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (в том числе главы КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • самозанятое население: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя.

Если плательщик относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

ВАЖНО! Для самозанятого населения с 1 января 2016 года в целях раздельного учета страховых взносов внесены изменения в коды подвидов доходов бюджетов для КБК, применяемых для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:

— исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающие предельной величины дохода;

— исчисленные с суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины дохода (1%).

Введены новые КБК для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

ВАЖНО! Для всех категорий плательщиков с 1 января 2016 года внесены изменения в коды подвидов доходов КБК в целях раздельного учета пеней и процентов по соответствующему платежу.

Порядок уплаты страховых взносов

15 число каждого месяца – последний день уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Уплачивать необходимо ежемесячно. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.

22% – основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

+ 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

5,1% – тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Некоторые категории плательщиков применяют пониженные тарифы страховых взносов. Они также освобождены от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу 10%.

796 000 рублей – предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).

ВАЖНО! С 2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС производится по установленным тарифам со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо отдельными расчетными документами, которые направляются в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов – физические лица могут уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты страховых взносов можно .

ВАЖНО! Сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, работодатели должны определять точно – в рублях и копейках. До 2015 года сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие фонды, определяли в полных рублях.

Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также подготовка отчетности по уплаченным и начисленным платежам происходит по той же схеме, что и на обязательное пенсионное страхование. При перечислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования страхователь обязан указывать в платежных поручениях свой регистрационный номер.

ВАЖНО! С 2015 года банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов (Порядок представления банками информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах по запросам территориальных органов ПФР, а также соответствующих форм справок и выписки, утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 14.10.2015 № 377п). ВАЖНО! С 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.


скачать лифлет (82,4 кб)

Исчерпывающую информацию и консультацию о порядке уплаты страховых взносов можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя. Помимо этого, на сайте ПФР в «Кабинете страхователя» страхователь может посмотреть реестр платежей, получить справку по сверке расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать взносы, выписать квитанции и многое другое в режиме реального времени. Кроме того, в разделе «Электронные сервисы» есть сервис «Формирование платежных документов», с помощью которого можно подготовить платежное поручение.

Когда в России стали платить пенсии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *