Комиссия по правам человека СНГ

Комиссия по правам человека в СНГ?

В 2015 году мы можем отметить двадцатилетие одной из самых незаметных международных документов — Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Но возможно мы сможем отметить возникновение еще одного международного органа по защите прав человека.

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека СНГ была подписана в 1995 году и вступила в силу 11 августа 1998г. для России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. Данный документ редко кто вспоминает, или вспоминают с усмешкой. Между прочим, данная Конвенция достаточна интересна, в том плане, что она основана на Всеобщей Декларации, Международных Пактах, обязательствах в рамках ОБСЕ, и предусматривает наравне с гражданскими и политическими социальные права.

Ситуация с Комиссией по правам человека СНГ еще более интереснее. Наличие института Комиссии по правам человека СНГ определено не только в Конвенции, но и в Уставе СНГ, то есть появление этого органа должно быть обязательно. По идее, Комиссия должна была зафункционировать еще 1993 году, поскольку подписавшие Положение о ее формировании стороны должны были назначить в течении 30 дней своего представителя и его заместителя, а утверждено Положение о Комиссии было 24 сентября 1993 года. Однако, как показало исследование ситуации данный процесс не был запущен по одной простой причине — государства не стремятся к реализации своих обязательств. Полномочных представителей в состав Комиссии назначила России и Таджикистан, Белоруссия и Киргзия, к сожалению,до сих пор этого не сделали. Как сообщил Исполнительный Комитет СНГ, они неоднократно направляли предложения к государствам. Так почему же механизм защиты прав человека СНГ не начал работать?

Ответы, видимо, просты:

а) СНГ-союз военно-политический и экономический, поэтому на межнациональном уровне происходит решение иных проблем.

б) Формальность принятых документов, поскольку принимались они при смене «старых советских режимов»

в) правящие и периодически сменяющиеся элиты не хотят допускать еще одну возможность надавить на Государство со стороны граждан.

г) реализация некоторых обязательств государств требует дополнительного формирования, как и финансовое обеспечение деятельности Комиссии.

У меня есть предположение, что данный процесс будет тормозиться Республикой Беларусь. Мы знаем, что ситуация с правами человека в Республике Беларусь далеко не идеальная. При начале функционирования КПЧ СНГ Беларусь будет первой председательствующей страной и в этот момент может вскрыться большой пласт проблем внутри этой страны на всем уровне СНГ. Кроме того, в этой ситуации достаточно сложно определить поведение России, которой придется еще сложнее, поскольку не портить отношения с соседями и выносить объективные решения — разные вещи.

Таким образом, вылезает первая проблема в связи с формированием Комиссии — возможность обострение международных отношений между «соседями». В этом менее всего заинтересована Россия, поэтому она приложит максимум усилий к недопущению этого. Варианты выхода для России при учете ее амбиций и роли на уровне СНГ — финансово помогать, выносить не совсем объективные решения на уровне КПЧ СНГ, либо затормозить данный процесс. Россия уже затормозила процесс, назначив своего представителя, но даже не намекнула соседям, что необходимо сделать. Хотя бы Беларуси. При таком варианте, финансовое обеспечение Комиссии Россия возьмет на себя, как следствие, это будет для государства международным органом — «иждивенцем». Такая ситуация также может привести к ухудшению межгосударственных отношений. На таком негативном фоне может сложиться абсолютная неэффективность и неисполнимость решений Комиссии, как в Африканской комиссии по правам человека или Межамериканском суде. Стоит сказать, что подобная ситуация может возникнуть и в случае, если участницы Конвенции создадут под чьим-либо давлением Комиссию, однако решения также будут не исполняться. Это достаточно реалистичный сценарий.

Отмечая выше момент с «давлением», я не оговорился. Сомнительно, что при имеющейся ситуаций, а также количестве международных органов, страны добровольно создадут КПЧ СНГ. Идея с привлечения международного сообщества в том или ином ключе, может обострить проблему, поскольку СНГ — это не страна, и если один орган (в лице Европы, например) лезет в дела другого органа (в лице стран, противящихся давлению Запада), вызывет, как минимум, ответ в резких тонах и новую волну разговоров «об обнаглевшем Западе». Целесообразнее представляется всплытие данного вопроса в рамках обсуждения дальнейшего формирования международных институтов защиты прав и свобод человека, когда обсудить развитие и покритиковать на одной площадке смогут все стороны, несмотря на то, что в рамках СНГ есть решение cистематически информировать соответствующие структуры ООН, ОБСЕ и других международных организаций, а также заинтересованные государства о деятельности и решениях руководящих органов.

Продолжая тему инициатора возникновения, я все же считаю, что актором запуска процесса формирования должны быть граждане СНГ. Причин несколько и их не надо расписывать. Процесс «снизу» может столкнуться с рядом проблем и самое минимальное — к гражданам не будут прислушиваться. Таким образом, необходимо долгая работа и проведение неординарных компаний, о результатах, которой будет известно и гражданам и Правительствам.

Мое виденье необходимости данного механизма достаточно неоднородное, но я категорически не согласен с мнением некоторых коллег, считающих, что ничего хорошего введение данного механизма не даст, либо создаст негативные тенденции. Зачем же необходимо введение института Комиссии по правам человека СНГ:

  1. Государства должны отвечать за взятые на себя обязательств;
  2. Государства должны самостоятельно прилагать усилия к развитию института прав человека и его защиты.
  3. КПЧ СНГ — орган субрегиональный, в связи с чем члены Комиссии могут больше быть знакомы с законодательством государств-участников, местными обычаями и традициями.
  4. В связи с новизной и небольшим количеством стран-участниц маленький срок рассмотрения дел
  5. Разгрузка иных международных органов.
  6. Возможность субрегиональной, наднациаональной защиты прав человека гражданам ряда стран (Например, Киргизия).
  7. Возможность обращения и граждан, и НПО.

Конечно же, возможны негативные тенденции, и я предположил некоторые из них:

  1. Непопулярность данного органа
  2. Неэффективность, в виду фиктивности и предотвращения обращений в иные инстанции
  3. Неэффективность в виду низкого качества решений.
  4. Закрытость от правозащитных НПО, доступа к информации от его деятельности.

Стоит отметить, что заседания КПЧ СНГ будут закрытыми, если иное не посчитают нужными члены Комиссий. Таким образом, данная проблема уже прописана. Что можно сделать, чтобы избежать подобных негативных тенденций:

  1. Вести переговоры с Правительством в своей стране для ускорения процесса формирования;
  2. Встретиться с назначенными членами Комиссии;
  3. Контролировать процесс формирования;
  4. Контролировать процесс принятия жалоб;
  5. Контролировать выносимые решения;

В итоге я хочу отметить, что лично Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека будет ближе для судов, полиций, органов власти, поскольку утверждалась начальством чиновников, несет те же ценности, при этом охватывая большой круг прав, но написана была не «где-то на Западе», «кем-то», не является «навязанной ценностью, обязательством», а добровольно принята в рамках Содружества. Возможно, именно с Комиссией начнется новый виток развития прав человека в России.

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Содружество Независимых Государств — межгосударственное объединение 10 стран, образовавшихся на территории бывшего Союза ССР после его распада в 1991 г. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Большинство государств СНГ — участники международных соглашений универсального и регионального характера, регулирующих вопросы международного сотрудничества государств в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако особенности сотрудничества в данной сфере на региональном уровне потребовали от государств Содружества принятия нескольких международных соглашений в рамках СНГ.

Наряду с соглашениями, имеющими общий характер (Устав СНГ 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.), заключено большое число договоров, касающихся отдельных вопросов защиты прав и свобод человека. Для России принципиальное значение имеют, например, договоры и соглашения, касающиеся прав беженцев и временных переселенцев, трудящихся-мигрантов, статуса военнослужащих, пенсионного обеспечения, культурного и информационного обмена.

Многосторонние обязательства в рамках СНГ дополняются двусторонними договорами, связывающими Россию с ее партнерами по Содружеству и имеющими более конкретный характер. Это, в частности, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашения по консульско-визовым и социально-экономическим вопросам, в области обмена информацией. Все положения конвенций и соглашений по правам человека в рамках СНГ, участником которых является Россия, непосредственно применяются на ее территории.

Основополагающие документы Содружества содержат ссылки на общепризнанные принципы гражданских прав и свобод, а также гарантаруют их соблюдение этим интеграционным объединением. Преамбула Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. подчеркивает стремление государств, добровольно объединившихся в Содружество, обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов, развивать сотрудничество в целях гражданского мира и межнационального согласия, создавать условия для сохранения и развития культур всех народов государств — членов СНГ.

Целями Содружества в соответствии с положениями Устава и Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. являются обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ-ОБСЕ для всех, вне зависимости от расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений, содействие гражданам государств — членов СНГ в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве, взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

Обеспечение прав и основных свобод человека рассматривается как одна из основных областей совместной деятельности государств — членов СНГ, осуществляемой через общие координирующие институты. Статья 33 Устава предусматривает создание Комиссии по правам человека в качестве консультативного органа Содружества, наблюдающего за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Уставом (ст. 20) предусматривается сотрудничество государств-членов в области права, в частности путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи, а также сближение их национального законодательства. В случае противоречий между нормами национального законодательства должны проводиться консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий.

Для формирования международно-правовой базы и институтов СНГ в области защиты прав человека был разработан и подписан ряд международных соглашений. К особой категории относятся многосторонние документы СНГ, фиксирующие по примеру документов ООН, Совета Европы и ОБСЕ основные права и свободы человека, а также предусматривающие механизмы контроля за их реализацией. 26 мая 1995 г. на заседании Совета глав государств в Минске государства — участники СНГ приняли Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Она вступила в силу 11 августа 1997 г., в том числе и для России. Конвенцию не подписали пять государств: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

В Конвенции, построенной на основе положений, включенных в Декларацию глав государств — участников Содружества Независимых

Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., закреплен практически весь перечень гражданских, политических и социально-экономических прав, перечисленных в Международном билле о правах.

Конвенция закрепила основные права и свободы человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. Конвенция предусматривает защиту и реализацию гражданских прав каждого человека в государстве, гражданином которого он является, в соответствии со своим национальным законодательством. Среди них право принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; право голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, и др. Конвенция закрепляет также право на охрану здоровья, социальное обеспечение со стороны государства, равную защиту перед законом, свободное передвижение и др.

Вместе с тем нормы Конвенции имеют и определенную специфику, связанную с учетом особых условий СНГ: прежде всего это касается гарантий прав женщин, прав на социальное и медицинское обеспечение.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Конвенции гарантия права на жизнь дополняется нормой, согласно которой смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора.

Статья 4 Конвенции, запрещающая принудительный или обязательный труд, предусматривает исключение из этой категории выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.

Статья 14 Конвенции о праве на труд и на защиту от безработицы дополнена положениями, касающимися эффективного осуществления прав работающих женщин. Они включают обязательства: предоставлять оплачиваемый отпуск, достаточное пособие по социальному обеспечению или пособие из общественных фондов для женщин, которые берут отпуск до и после родов сроком, предусмотренным национальным законодательством; считать незаконным, если предприниматель уведомляет какую-либо женщину об увольнении во время ее отсутствия в связи с отпуском по беременности или уведомляет ее об увольнении с работы в такое время, когда срок уведомления истекает во время ее отсутствия; обеспечить, чтобы матери, кормящие своих грудных детей, имели достаточное свободное время для этой цели; регулировать прием на работу женщин для работы в ночную смену в промышленности и др.

Право на охрану здоровья, гарантированное ст. 15 Конвенции, предусматривает введение сторонами мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья, в частности по обеспечению соответствующих санитарно-гигиенических условий. В целях эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь стороны обязуются обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и которое не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в системе социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии (ч. 2 ст. 16).

В ст. 16 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закреплено право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в других случаях, установленных национальным законодательством.

Статья 17 предусматривает, что каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением, со стороны семьи, общества и государства.

Особо оговариваются права физически и умственно нетрудоспособных лиц на восстановление трудоспособности, профессиональную подготовку и возвращение к общественной жизни (ст. 18, 28).

Согласно ст. 33 ничто в Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей Стороны, а также основополагающим международным документом в области прав человека, участником которой она является.

Статья 19 устанавливает, что каждый человек, права и свободы которого нарушены, имеет право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законодательством. То есть Конвенция предоставляет государствам — членам СНГ самостоятельно защищать права своих граждан. В то же время Конвенция в ст. 34 предусматривает, что наблюдение за ее выполнением осуществляется Комиссией по правам человека СНГ. По своему статусу Комиссия — это уставный консультативный орган СНГ. Положение о Комиссии по правам человека от 24 сентября 1993 г. является неотъемлемой частью Конвенции.

В состав Комиссии в соответствии с Положением входят лица, являющиеся гражданами Сторон, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Каждая из Сторон определяет своего представителя и заместителя представителя в состав Комиссии. Местопребывание Комиссии по правам человека СНГ — г. Минск.

Рабочим языком Комиссии является русский. Она проводит, как правило, закрытые заседания, за исключением специально оговоренных случаев. Комиссия может, но не обязана заслушивать на своих сессиях заявителей, обращения которых рассматриваются. Решения Комиссии фиксируются в виде договоренностей, заключений и рекомендаций в соответствующих документах, заверенные копии которых передаются Исполнительным секретариатом Содружества каждой из сторон. Такие документы носят открытый характер, за исключением случаев, когда принято иное решение.

Комиссия рассматривает как запросы государств — участников Конвенции, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц и неправительственных организаций по вопросам, связанным с нарушением прав человека любой из сторон в соответствии со своими правилами процедуры.

Положение устанавливает критерии приемлемости жалоб, которые аналогичны правилам Европейского суда по правам человека: поставленный в обращении вопрос не должен рассматриваться в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования; заявитель должен был исчерпать все доступные внутригосударственные средства правовой защиты, и с этого момента не должно пройти более шести месяцев, а также что обращение не является анонимным.

Практика функционирования Комиссии показала некоторую неэффективность ее деятельности, поэтому участники СНГ не возлагают больших надежд на Комиссию и механизм защиты прав человека в рамках СНГ.

Распад СССР привел к образованию на территории государств СНГ групп национальных меньшинств, защита прав и свобод которых была предусмотрена Конвенцией об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Конвенция не была подписана Туркменистаном и Узбекистаном, вступила в силу 10 января 1997 г.

В ст. 1 данной Конвенции определяется, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, — это лица, постоянно проживающие на территории одного государства и имеющие его гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государства. Конвенция закрепляет обязательство участников гарантировать данной категории лиц гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с международным правом. За ними признается также право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.

Возникновение на территории государств СНГ большого числа вооруженных конфликтов немеждународного характера привело к массовой вынужденной миграции в пределах стран Содружества. 24 сентября

1993 г. шесть стран — участниц СНГ подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое было дополнено 10 февраля 1995 г. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 г., в том числе и для России. Убрать

В ст. 1 данной Конвенции определяется, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, — это лица, постоянно проживающие на территории одного государства и имеющие его гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государства. Конвенция закрепляет обязательство участников гарантировать данной категории лиц гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с международным правом. За ними признается также право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.

Возникновение на территории государств СНГ большого числа вооруженных конфликтов немеждународного характера привело к массовой вынужденной миграции в пределах стран Содружества. 24 сентября 1993 г. шесть стран — участниц СНГ подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое было дополнено 10 февраля 1995 г. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 г., в том числе и для России.

В соответствии со ст. 1 Соглашения беженец — это «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия и преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами».

Вынужденным переселенцем согласно ст. 2 Соглашения является «лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны» по тем же основаниям, что и беженец. Необходимо отметить, что данные определения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» несколько отличаются от определений, содержащихся в национальном законодательстве стран СНГ. Соглашение предусматривает, что государства-участники обеспечивают защиту беженцев и вынужденных переселенцев и членов семей в соответствии с международными соглашениями в этой области, и в большей части прав предоставляют им национальный режим.

На заседании Совета глав государств СНГ 10 февраля 1995 г. было принято решение о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам и утверждено положение о нем. В задачи фонда входит: аккумулирование материальных средств и распределение их между государствами — участниками Соглашения, принимающими беженцев и вынужденных переселенцев, для организации их переселения и обустройства, содействие государственным органам и общественным организациям в защите гражданских, экономических и социальных прав беженцев и вынужденных переселенцев, привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Ряд норм, непосредственно затрагивающих права человека в странах СНГ, закреплен в многосторонних договорах о специализированных сферах сотрудничества. Следует отметить, однако, что целый ряд из них носит чрезмерно общий, декларативный характер, и, таким образом, реализация соответствующих прав требует заключения отдельных двусторонних соглашений с государствами СНГ.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. гарантирует всем лицам, проживающим на территориях государств — участников СНГ, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участни- ков и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.

Статья 2 Соглашения обеспечивает равноправие всех образовательных учреждений, входящих в национальные системы образования, независимо от языка обучения. Государства-участники должны содействовать удовлетворению образовательных потребностей населения, принадлежащего к национальным меньшинствам и самобытным этническим группам, в том числе путем создания условий для получения образования на родном языке, оказания взаимной помощи в подготовке и переподготовке педагогических кадров для национальных меньшинств и этнических групп (ст. 3).

В соответствии со ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 г. стороны обязуются содействовать созданию и деятельности национальных культурных центров и других общественных организаций народов и народностей, не имеющих или проживающих вне своих национально-государственных образований, оказывать им методическую, консультативную помощь и практическую поддержку. Статья 3 Соглашения гарантирует доступность сложившихся собраний, коллекций и других культурных ценностей, образующих библиотечный, музейный и архивный фонды независимых государств, для граждан государств — участников Соглашения в равной степени и на тех же условиях, как и для своих граждан.

В целях проведения государствами — участниками СНГ скоординированной политики в области культуры и совершенствования взаимодействия в этой области, обеспечения прав граждан создан Совет по культурному сотрудничеству государств — участников Содружества Независимых Государств (Соглашение от 26 мая 1995 г.).

Согласно ст. 3 Соглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 г. стороны, исходя из общегуманных принципов охраны здоровья населения, обязуются оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств — участников Содружества без взаимных компенсаций затрат.

На основе Соглашения о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. создан судебный орган СНГ, обладающий, в частности, компетенцией разрешать споры о соответствии нормативных и других актов государств — участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Хотя граждане государств — участников СНГ не пользуются правом подачи индивидуальных жалоб в этот орган, споры с участием физических лиц могут быть отнесены к его ведению на основе двусторонних соглашений государств-участников.

В соответствии со ст. 2 Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. к основным целям интеграции относятся последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса, обеспечение устойчивого демократического развития государств, разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан, создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры, гармонизация законодательства.

В Договоре гарантируется равное право на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством. Статья 10 Договора гласит, что стороны проводят согласованную социальную политику, гармонизируют национальные системы социальной защиты, поэтапно выравнивают уровни пенсионного обеспечения, пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Обеспечивается упрощенный порядок приобретения гражданства гражданами сторон.

Среди международных многосторонних соглашений, подписанных государствами СНГ и регламентирующих сотрудничество в защите прав и свобод по отдельным направлениям, можно также выделить следующие: Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда от 9 сентября 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и ряд других.

Имеющие много общих черт рамочные двусторонние договоры (о дружбе, партнерстве и т. п.), связывающие Российскую Федерацию со многими ее партнерами по СНГ, также содержат основополагающие нормы по правам и свободам человека, в большинстве случаев подлежащие конкретизации в последующих соглашениях по специальным вопросам.

В ст. 8 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Арменией от 29 августа 1997 г. говорится, что договаривающиеся стороны будут взаимно обеспечивать гражданам права и свободы личности, не допускать любые формы дискриминации по национальному признаку или признакам пола, языка, религии, по политическим или иным убеждениям в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Будут обеспечены свобода передвижения этих граждан и их право проживать, получать работу, приобретать недвижимость в обоих государствах. В целях обеспечения и защиты прав граждан России и Армении, постоянно проживающих на территории другой стороны, будут заключены отдельные соглашения.

В Договоре закреплены положения о национальных языках сторон: с учетом исторически сложившейся роли русского языка во взаимоотношениях российского и армянского народов армянская сторона будет создавать условия для углубленного изучения русского языка в системе образования Республики Армения. Российская сторона будет создавать условия для удовлетворения потребности в изучении армянского языка на территории Российской Федерации.

Подобные нормы содержатся в Договоре об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г., в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 31 июля 1992 г., в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г.

Упомянутые договоры содержат также специальные нормы, касающиеся защиты прав национальных меньшинств. Так, в Договоре с Республикой Узбекистан подтверждается, что уважение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам как части общепризнанных прав человека, является существенным фактором мира, справедливости, стабильности и демократии в Российской Федерации и Республике Узбекистан. Гарантируется право данных лиц полностью и эффективно осуществлять права человека и основные свободы, пользоваться ими без какой-либо дискриминации в условиях полного равенства перед законом, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность.

Аналогичны по существу заключенные 18 мая 1995 г. Договор о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского — в Российской Федерации и Договор о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 3 февраля 1994 г. гарантируется свободное и равноправное развитие культур национальных меньшинств России, проживающих на территории Республики Грузия, и национальных меньшинств Грузии, проживающих на территории Российской Федерации. Каждая из сторон обеспечивает гражданам другой стороны, проживающим на ее территории, равные со своими гражданами права на образование, его доступность и равноправие всех образовательных учреждений независимо от языка обучения.

Подобные же соглашения в области культуры, науки, образования подписаны Российской Федерацией с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном.

На двустороннем уровне государствами СНГ также заключен ряд соглашений о правах переселенцев. Среди них Соглашение между Россией и Киргизией о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев 1997 г. Такое же Соглашение было заключено в 1998 г. между Россией и Казахстаном (вступило в силу 17 апреля 2000 г.).

Таким образом, за прошедшие годы в рамках СНГ создана солидная договорно-правовая база, действует ряд значимых многосторонних соглашений в сфере защиты прав человека.

Список рекомендованной литературы_

Комиссия по правам человека СНГ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *