Конституция пенсионный возраст

Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?

Автор Редакция рубрики «Общество» 03.07.2018 14:18

Так противоречит ли Конституции России повышение пенсионного возраста, или нет? Об этом спорят на множестве форумов, в СМИ и в мессенджерах, рассылая публикацию юриста Виталия Митина «Увеличение пенсионного возраста против Конституции».

Пенсия — источник тревоги?

Давайте разберемся, что это — страшная правда, популизм или желание автора получить «хайп» на горячей теме, а у рассылающих это сообщение — желание показаться «самым умным» и «предупредить серый народ»?

Итак, «юрист Виталий Митин» пишет:

«В России началось бурное обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста для мужчин вместо 60 лет до 65 лет, а женщинам вместо 55 лет до 63 лет.

Чтобы обсуждать новый закон, то сначала нужно четко и ясно сказать, что новый закон это прямое нарушение Конституции РФ.

Читаем ч. 2 ст. 39 Конституции РФ: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Согласно п. 1 ст. 7 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено (предусмотрено): «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет».

Но ведь согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ четко и ясно предусмотрено (запрещено): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения! А это уже не только прямое нарушение указанной ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом…»

Оказывается, будущие пенсионеры, но граждане сегодняшней России будут, по новому закону, явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом — новый антиконституционный закон серьезно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров.

Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Нарушается также и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве. Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть сначала надо изменить Конституцию — поотменять все указанные выше права граждан, а потом с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте.

А согласно ст. 135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьезно!

В общем, получается, что правительство замахнулось попутно серьезно изменить Конституцию, но правду об этом скромно умалчивает, или вообще задумало обойти Конституцию, или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.

Надеюсь, что на этот раз меня. юриста, услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!»

Так что же на самом деле — против Конституции такое решение правительства Медведева или все-таки нет?

На помощь нам приходят куда более продвинутые специалисты.

Читаем подробный разбор «Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции».

«Почти сразу после объявления о грядущем повышении пенсионного возраста в России в социальных сетях появились посты с утверждениями, что объявленная правительством реформа противоречит основному закону Российской Федерации. Давайте разберемся, действительно ли это так.

Что случилось?

Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).

Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Что говорят юристы?

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.

Значит, все гладко?

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

«Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели», — подчеркнул Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

«Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!» — отметил правовед.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Откуда все началось?

Оригинал поста об антиконституционности повышения пенсионного возраста появился на ресурсе «Проза.ру» 18 июня. Этот сайт предназначен для бесплатной публикации литературных произведений, однако у его редакции нет возможности контролировать весь контент, размещаемый пользователями. Виталий Михин, автор поста о пенсионном возрасте, называет себя правоведом, специалистом по Уставу ООН и международному праву. Судя по его странице в соцсети «Одноклассники», ему 69 лет, он закончил Кемеровский госуниверситет, живет в Кемерове и не работает с 2013 года.

С сентября 2015 года он разместил на «Прозе.ру» 165 текстов — в основном политических деклараций о Курилах, Крыме, Донбассе, Косове и других конфликтных ситуациях в мире. За 2,5 года их прочитали около 28 тысяч человек.

Поиск Google выдает около 38 тысяч результатов по цитатам из «вирусного» поста о пенсиях.

С разбором текста выступил сетевой публицист Алекс Экслер, который отметил, что «можно до посинения рыться в Конституции — никакого указания на возраст выхода на пенсию там нет. Возраст выхода на пенсию регулируется федеральным законом».

Тезис о неконституционности пенсионной реформы на заседании Госдумы 21 июня высказал депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. В своей речи он тоже упомянул норму о недопустимости умаления прав человека в России и предположил, что повышение пенсионного возраста нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Что написано в Конституции

Конституция РФ 2018 г. пенсионный возраст изменять не запрещает. Рассмотрим конкретные статьи. Конституция РФ, статья 55, пенсионный возраст и другие права регламентирует так: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция РФ, статья 7, пенсионный возраст ставит под охрану: «В России труд и здоровье народа под охраной. РФ признана государством, заботящемся о своем народе». Следовательно, нововведения законодательства ущемляют права россиян по выходу на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Это противоречит статье 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на нарушение прав народа, и ч. 1 ст. 19 Конституции.

По новшествам законотворцев те, кто уйдет на пенсию в будущем, не равны в правах сегодняшним пенсионерам — это противоречит положению Конституции о равенстве всех перед императивом. Права народа, утвержденные в ст. 2, нарушены. Прежде чем внедрять нововведения, надо изменить основной закон государства. По ст. 135 Конституции члены парламента не вправе изменять содержание статей в гл. №1 и №2 Конституции, для этого требуется созыв Конституционного собрания. Правительство при одобрении закона об изменении возрастных рамок идет в обход Конституции.

Можно ли изменить Конституцию

Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.

Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.

Основную часть Конституции изменять сложнее. Для этого создают Конституционное собрание, которое предлагает издать обновленную редакцию. Принять изменения Конституции самостоятельно собрание не вправе. Обновленную редакцию одобряют на референдуме, где народ выражает свое мнение. Порядок изменений закреплен для глав 1, 2 и 9.

Несмотря на сложные процедуры, текст Конституции иногда редактируют. В 2008 году изменяли срок полномочий президента с 4 до 6 лет. Меняли главный документ страны в связи с присоединением Крыма.

Мнения юристов

Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.

Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.

Когда появилась информация об изменении пенсионных рамок, интернет запестрил высказываниями, что правительственные нововведения нарушают Конституцию. Попробуем выяснить, соответствует ли это действительности.

В интернете выложено мнение эксперта юридической практики В. М. Митина о противоречии нововведений ст. 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на издание законов, нарушающих права и свободы граждан. Внедрение новшеств повлечет снижение покупательной способности народа и застой в экономике. В кризисные периоды экономики проблемы пенсионной схемы решать абсурдно. Повышать возвратные рамки для выхода на пенсию опасно: это приведет к снижению рождаемости из-за того, что лица преклонных лет не смогут помогать молодым семьям ухаживать за малолетними детьми. Возрастет безработица в стране, так как рабочих мест для тех, кого обяжут работать дольше, не хватит. От нововведений пострадают молодые кадры, потому что работодателей вынудят не увольнять лиц преклонных лет — молодежь трудоустраивать будут неохотно.

Росстат заявляет об увеличении длительности жизни в России, но медицинские источники свидетельствует, что длительность жизни выросла не за счет того, что старики живут больше, а из-зи снижения младенческой смертности. Во времена застоя СССР входил в пятерку государств по продолжительности жизни, сегодня нас включают в сотню.

Правительство пропагандирует миф, что на одного трудящегося приходится много пенсионеров, но это неверная информация. Эксперты по статистическому учету указывают, что анализировать следует не возраст, а народ, который работает, и иждивенцев на его попечении. Если обработать эти данные, то выясняется, что количество работающих пенсионеров растет и восполняет сокращение лиц рабочего возраста. Следовательно, количество работников не уменьшается, и доводы членов правительства по этому поводу не обоснованы. Таким образом, власти пытаются залатать дыры в бюджете, не выплачивая пенсии гражданам.

Профессор ВШЭ В. Мазаев отмечает, что подъем возрастных рамок не уменьшает и не отменяет конституционных прав, а законотворцы действуют согласно полномочиям. Но при внедрении нововведений требуется оценка состояния экономики. Мазаев говорит, что в Конституции определен институт государственных пенсий и порядок их оформления без указания сроков предоставления пенсии, размера, правил расчета и т. д. — ст. 39 ч. 2 Конституции.

Закон не противоречит Конституции, потому что она не закрепляет возрастные рамки оформления пенсии, следовательно, возраст позволительно утвердить любой. Права пенсионеров не нарушаются, пенсии назначаются.

Итог: нарушены ли права народа

По ст. 55 ч. 3 Конституции права лиц подвергаются ограничению:

  • законодательно;
  • при защите положений Конституции;
  • при охране безопасности страны.

Права народа по начислению пенсий относят к социальным правам, они подвергаются ущемлению. Выполнение обязательств политики в интересах народа зависит от экономической ситуации в стране.

Владимир Мазаев: Если экономика не позволяет выполнить нормы законодательства о сроках выхода на пенсию, следует изменить правовую схему.

Возникает ряд вопросов при внедрении реформы: почему бюджет имеет профицит? Какие выгоды будущим пенсионерам от нововведений, если пропорции величины пенсий к уровню оплаты труда не изменятся? Кто и каким образом предоставит рабочие места людям, если здоровье не позволит качественно трудиться на старом рабочем месте?

В Конституции определено положение не внедрять императивы, нарушающие права или ограничивающие свободу народа. Внедрение новшеств право на назначение пенсии не отменяет и не нарушает. Изменены правила применения: увеличен срок выхода на пенсию при росте размеров пенсионного обеспечения. При изменении возрастных рамок оформления пенсии не нарушено равноправие народа для начисления пенсии.

Что говорит Конституция России про пенсионный возраст

В российском обществе ходит много заблуждений относительно того, как регулирует Конституция РФ пенсионный возраст. И вообще, есть ли в Конституции о пенсионном возрасте хоть что-то. В свете решения Конституционного суда по пенсионной реформе от 2 апреля 2019 года мы решили развеять все сомнения.

Положения главного закона страны

Действительно, как многие полагают, конституционная суть пенсионной реформы в России основана на двух статьях Конституции – 7 и 55.

Статья 7 звучит следующим образом:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, статья 7 Конституция РФ пенсионный возраст никак напрямую не упоминает и, соответственно, не регламентирует.

А вот текст статьи 55:

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что статья 55 Конституции пенсионный возраст тоже не называет.

Как КС РФ оправдал пенсионную реформу

Между тем, по Конституции пенсионная реформа оказалась вполне возможной. Такой общий вывод можно сделать из определения Конституционного суда России от 2 апреля 2019 года № 854-О.

Сказать своё слово о пенсионной реформе Конституционный суд попросила группа депутатов Государственной думы.

При рассмотрении вопроса о повышении пенсионного возраста Конституционный суд проверил конституционность положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Также см. «Полный текст решения Конституционного суда по пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста».

Согласно определению, КС признал повышение пенсионного возраста законным, так как Конституция России не исключает возможности его повышения федеральным законом.

Конституция непосредственно не решает вопрос определения пенсионного возраста как одного из условий назначения пенсии. Она не содержит прямого указания на такой возраст и запрета на его изменение.

Оставляя его решение на усмотрение законодателя, она тем самым не исключает возможности изменения пенсионного возраста.

Он указал, что механизмы реализации конституционного права на пенсионное обеспечение относятся к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении:

  • видов пенсий;
  • правовых оснований их предоставления;
  • порядка их предоставления;
  • правил назначения и перерасчета;
  • формирования финансовой основы выплаты пенсий.

Осуществляя свои полномочия в этой сфере, законодатель вправе не только устанавливать, но и изменять условия пенсионного обеспечения. В частности, он может повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено:

  • социально-экономическими;
  • демографическими;
  • медико-биологическими;
  • другими объективными факторами.

Конституционный суд признал, что произошедшее повышение пенсионного возраста затрагивает права и законные интересы застрахованных лиц, поскольку получение пенсии откладывается на определенный период в зависимости от возраста на момент введения закона в действие.

Однако само по себе повышение пенсионного возраста нельзя трактовать как лишение (отмену) права на пенсионное обеспечение или его умаление.

Конституционные положения о социальном государстве и развивающие их правовые позиции КС РФ не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательного решения о внесении изменений в пенсионную систему.

Также см. «Причины повышения пенсионного возраста в России».

Прописан ли пенсионный возраст в конституции РФ, какие изменения в 2020 году в ст. 39

В Российской Федерации продолжают реформировать действующую пенсионную систему. Согласно задуманной реформе, необходимо провести постепенное повышение пенсионного возраста на пять лет как для мужчин, так и для женщин. В итоге, сильная половина россиян будет идти на заслуженный отдых в шестьдесят пять лет, а прекрасная — в шестьдесят. При этом многие наши соотечественники предполагают, что подобного рода реформа может противоречить основному закону России, а именно Конституции.

Осуществление пенсионной реформы в России

Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.

Ход пенсионной реформы по годам

  • 2019 год

В начале прошлого года мужчины и женщины, которые родились в первые шесть месяцев в 1959 и 1964 года соответственно, могли выходить на пенсию, но лишь во второй половине года. При этом, если у них были особые льготы или прочие важные обстоятельства, то можно было оформить выход на пенсию и раньше.

Согласно многим отечественным социологическим опросам, запуск данной реформы является одним из наиболее важных событий прошлого года. Во многих рейтингах он занимает второе место, уступая лишь открытию железнодорожного маршрута через Крымский мост.

Тем не менее, данная реформа за прошлый год снизила количество пенсионеров на более, чем триста пятьдесят тысяч.

  • 2020 год

В первое полугодие этого года на пенсию смогут уходить россияне, которые родились во втором полугодии 1959 и 1964 годов соответственно, а вот начиная с июля и до конца года на пенсию люди выходить будут лишь при наличии определенного рода льгот.

Отметим, что в январе изменился руководитель Пенсионного фонда нашей страны. Им назначили М.А.Топилина, который ранее занимал пост министра труда. Касательно Дроздова, который ранее руководил ПФР, он назначен заместителем министра финансов.

Новый пенсионный возраст в РФ, есть ли нарушения

Еще в декабре 2018 года некоторые оппозиционные парламентарии подали запрос в Конституционный суд России с целью прояснить данный закон.

Депутаты просят проверить, не противоречит ли этот закон отечественной Конституции, ведь по их мнению, повышение пенсионного возраста не соответствует главному законодательству Российской Федерации. В случае если бы судебная инстанция признала правомерные подозрения депутатов, то данный закон могли бы отменить полностью, либо частично, а именно в вопросе повышения пенсионного возраста. Однако в Конституционном суде сообщают, что пенсионный возраст устанавливается законами, а не прописан в Конституции. Более того, в ней нет никаких данных о запрете на повышение возраста, при достижении которого выходят на пенсию. При этом в в самом определении указывается, что закон о повышении пенсионного возраста рассматривается парламентом и одобряется им же.

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из 9 глав, из которых 1-я, 2-я и 9-я неизменяемы. Главы 3-8 могут изменяться. Для этого нужно согласие субъектов Федерации, Госдумы, Совета Федерации, президента. За время действия конституции было проведено несколько изменений. В 2020 году изменения вновь планируют реализовать.

Таким образом можно понять, что Конституция нашей страны не запрещает изменить пенсионный возраст. Поэтому все притязания депутатов на незаконность данного решения не обоснованы с юридической точки зрения. Единственное, что прописано в главном законе России, так это то, что запрещается издавать законы, которые отменяют или ущемляют права и свободу граждан страны.

Однако некоторые юристы утверждают, что из-за повышения пенсионного возраста напрямую ущемляются права россиян. По их мнению, те, кто будет уходить на пенсию по новому граничному возрасту, не находятся в равных условиях с действующими пенсионерами, а это напрямую противоречит Конституции, в которой прописано равенство всех граждан. Юристы уверены, что перед принятием такого закона необходимо было изменить Конституцию, однако делает это не парламент, а созывается Конституционное собрание. Поэтому, по их мнению, одобрение закона о повышении пенсионного возраста сделано незаконно и в обход отечественной Конституции

Ст. 39 Конституции РФ, что изменилось в 2020 году

Порядок индексации пенсий россиян в 2020-м будет регулироваться не Конституцией, а Федеральным законом. Это связано с тем, что в Конституции (ч. 2 ст. 39) закреплено правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поправки в Конституцию, которые сейчас готовятся рабочей группой по поручению президента России Владимира Путина, не гарантируют индексацию пенсий работающим пенсионерам. Индексация возможна, только если будут приняты соответствующие поправки в пенсионное, отраслевое законодательство.

«Таким образом, конкретизация прав работающих пенсионеров на индексацию будет определена в отраслевом законодательстве», — вот такое новое пояснение дала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок Талия Хабриева.

Статья 39 Конституции Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Конституция РФ о пенсионном возрасте статья 55

Большой общественный резонанс приобрела идея Правительства России о повышении пенсионного возраста граждан. Руководствуясь нормами Конституции РФ (КРФ), нововведения нарушают ее смысл и установки.

Конституция обусловливает пенсионный возраст, но не указывает четкие пределы выхода на пенсию.

Согласно статье 39 части второй Конституции о государственных пособиях, установленных законодательством, говорится, что право воспользоваться или оформить трудовую пенсию по достижении определенного возраста могут мужчины и женщины, достигшие 60 и 55 лет соответственно.

Правительство страны не должно издавать новые законы, отменяющие или ущемляющие права россиян, а также их свободу. Правила общественного устоя (поведения) нарушаются в отрицательную сторону, поэтому в обществе возникли большие недовольства населения.

Конституция страны возраст отправления на заслуженный отдых изменять не запрещает.

Нарушаются не только гражданские права, но и равенство перед буквой закона (статья 55). Права пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых раньше принятых поправок в законодательство, не будут равны сегодняшним гражданам предпенсионерам. Это нарушает конституционные нормы.

Противоречат действительности выдержки из статьи 2 Конституции том, что права человека, как и он сам являются высшей ценностью. Признавать, соблюдать и защищать устои граждан, личную свободу, является обязанностью государства.

Подвергается корректировке и изменению часть первая статьи 1 о правовом государстве. Изменить пенсионную систему, введя новый закон можно, откорректировать главный документа страны.

Изменив гражданско-правовую систему России, приступают к нововведениям. Федеральное собрание самостоятельно не вносит коррективы в статьи, но при необходимости созывает Конституционное собрание.

Правительство при принятии ФЗ об изменении возрастных границ обходит главный документ страны. Государство развивается и политическая, социальная политика изменяется, поэтому периодически нужно вносить поправки, соответствующие развитию общественных отношений.

Существуют определенные правила корректировки. Не все главы изменяются равнозначно. Проще внести поправки в ст. 65, в которой указан перечень субъектов РФ.

Федеральное собрание одобряет или опровергает решение. При утвердительном решении издает новый Федеральный закон по поводу изменений, который подписывается главой Правительства.

Несмотря на нелегкие процедуры, текст главного документа страны иногда редактируют. По КРФ пенсионная реформа оказалась вероятной. Общий вывод делают из определения Конституционного суда от 02.04.19 No 854-О.

При анализе проблемы о повышении пенсионного возраста Конституционный суд проверил положения Ст. 4 и 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Эксперты утверждают, что критерии поправок возрастных границ для начисления пенсионных выплат, а также выхода на заслуженный отдых граждан следует принять. Объясняются нововведения необходимой мерой, выгодой для населения страны, достигшего определенного возраста, а также перспективы увеличения размера пенсий на 1000 рублей ежегодно.

Граждане, планирующие уйти на отдых с 2019 г или позднее, ожидают оформления дольше по времени.

Эксперты, экономические обозреватели свидетельствуют, что внедрение новшеств спровоцирует уменьшение покупательной способности населения, а также приведет к застойным явлениям экономики.

Конституционный суд признал рост возрастной категории законным, потому что КРФ не исключает возможности его увеличения федеральным законом.

Главный документ страны не решает задачи определения возрастной границы как одного из условий назначения пенсионных выплат. КРФ не включает прямое указание на такой возраст, а также запрет на корректировку.

Оставляя решение на усмотрение законодателя, конституция не исключает возможности трансформирования возраста.

Механизмы реализации конституционного права пенсионного обеспечения относятся к компетенции законодателя, располагающего широкой свободой усмотрения в отношении: разновидности пенсионного обеспечения, правовых основ, порядка предоставления, правил назначения, перерасчета, а также создания материальной основы выплаты.

Осуществляя полномочия, законодатель вправе устанавливать, изменять условия обеспечения. Допускается повышение возраста, если оно определено социально-экономическими, демографическими, медицинскими или прочими объективными предпосылками.

Суд признал, что возрастное изменение касается прав, законных интересов застрахованных лиц, потому что получение выплат откладывается на установленный период в зависимости от возраста на момент вступления ФЗ в действие.

Конституционные положения о социальном государстве, а также их правовые позиции не предполагают определения количественных мер или экономических показателей, создававшие конституционно-правовой инструментарий оценки законодательного решения о внесении корректив системы.

На этапе кризисного состояния страны проблемы пенсионного характера решать бессмысленно. Повышать возвратные критерии для выхода на заслеженный годами отдых трудно — это приведет к сокращению рождаемости. Бабушки, дедушки-пенсионеры не смогут помогать молодым семьям в воспитании малолетних детей.

Рост безработицы будет выше по причине нехватки рабочих мест для лиц предпенсионного возраста. Нарушением законодательства будет считаться увольнение пожилых граждан, поэтому молодым кадрам, возможно, не будет рабочих мест на предприятиях.

В сети присутствует неверная информация о том, что на одного трудящегося приходится много пенсионеров.

Численность работающих граждан преклонных лет возрастает, а также восполняет сокращение лиц рабочего возраста. Поэтому, при внедрении поправок законодательно-правовой базы государства необходима оценка состояния экономики.

Когда повышение возрастной категории выхода на пенсию является необходимой мерой, начинать нужно с внедрения новых технологий, увеличения производительности труда, результативности управленческой среды, достоверного разделения общественных благ, уменьшения огромной имущественной градации.

С конституционной точки зрения, незаслуженные и диспропорциональные критерии оплаты труда, получения доходов анализируют как нарушение позиции правового государства, где справедливость и достоинство личности является приоритетным по отношению к законодательным аспектам.

Министр труда и соцзащиты М. Топилин указал лиц, которым не изменят возрастную границу — шахтерам, ликвидаторам чернобыльской аварии, рабочим подземных шахт, диспетчерам, пилотам, водителям определенных категорий. Сотруднику, заработавшему стаж 15 лет, положена ежемесячная выплата на 10 лет сверх срока, таким образом, по новым нормам человек станет пенсионером ранее существующего возраста 55 и 60 лет.

Социальное обеспечение в организованном обществе является областью жизненно-необходимых интересов населения страны, отношений собственности и распределения, правовых приемов и методов их регулирования, социальной политики и прав человека.

Обеспечение населения связано с отношениями в обществе (равенство, справедливость, гуманизм, моральные устои). Целевое предопределение заключается в том, что оно является специальным источником средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивным факторам обеспечения относятся: основания, вызывающие потребность в социальной защите россиян, направленные на поддержание или предоставление установленного уровня жизнеобеспечения (заболевание, старость, получение инвалидности, отсутствие работы). Также сюда входят особые фонды, источники соцобеспечения, варианты предоставления средств к существованию, законодательное закрепление информации.

Всеобщая декларация прав человека в статье 22 объявила, что каждый гражданин, как участник общества, вправе получать соцобеспечение, гарантирует достойное существование при наступлении жизненных ситуаций.

Конституция пенсионный возраст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *