Контролирующие органы в сфере торговли

Проверки торговых сетей: кто и что контролирует? Обзор от новосибирского юриста

Управляющий партнер Юридического партнерства «Курсив», руководитель налоговой практики Мария Ильяшенко

Законодательство в сфере предпринимательской деятельности достаточно разнообразно и изменчиво. Но это не означает, что контролирующие органы могут делать бизнесу какие-то поблажки. Незнание закона не освобождает от ответственности. Сегодня попробуем разобраться, какие органы могут проверять продуктовые магазины.

Базовым в области проверок предпринимателей является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Все проверки этот Закон разделяет на плановые и внеплановые. Информацию о предстоящей плановой проверке можно найти в плане проверок на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Внеплановые проверки проводятся только в исключительных случаях. Например, если есть угроза здоровью граждан или по жалобам потребителей о нарушении их прав. Информация о проведении внеплановых проверок до бизнеса заранее не доводится.

Деятельность продуктового магазина контролируется несколькими органами.

  1. Роспотребнадзор. Этот орган проверяет как соблюдение общих требований к деятельности продуктовых магазинов (наличие уведомления о начале предпринимательской деятельности, информационных табличек, правильность оформления ценников, уголка потребителя), так и специальных требований к санитарно-техническому состоянию помещений, планировке и размещению, требований к оборудованию, инвентарю. Роспотребнадзор также проверяет наличие сертификатов на товары, соблюдение условий доставки продукции, сроков и условий хранения продуктов, правил товарного соседства.
  2. Россельхознадзор, как и Роспотребнадзор, проверяет соблюдение условий хранения и сроков годности продукции, правильность оформления вывесок, уголка потребителя, ценников и другое. Однако объекты надзора у этих служб разные. Так, Россельхознадзор проверяет сельскохозяйственную продукцию, не прошедшую никакой обработки, а под контролем Роспотребнадзора находится обработанная продукция, защита прав потребителя, санитарное состояние.
  3. МЧС проверяет соблюдение требований пожарной безопасности. Например, наличие отдельного выхода для доставки товара. Во время работы магазина разгружать товар через эвакуационный выход для покупателей запрещено. Все оборудование в магазине должно быть установлено так, чтобы оставались проходы определенной ширины для эвакуации покупателей в чрезвычайной ситуации.
  4. Трудовая инспекция проверяет соблюдение предприятием трудового законодательства. С 1 июля 2018 г. трудовые инспекторы должны проверять всех работодателей по специальным проверочным «чек-листам». Они опубликованы на официальном интернет-портале, поэтому работодатели могут перед приходом трудовой инспекции самостоятельно проверить всю документацию на соответствие закону.
  5. Управление по вопросам миграции МВД проверяет соблюдение правил привлечения для работы иностранных работников.
  6. Федеральная антимонопольная служба проводит проверку предпринимателей с целью выявления фактов недобросовестной конкуренции, нарушения законодательства о рекламе и нарушения антимонопольного законодательства. Особое внимание ФАС уделяет проверке соблюдения законодательных запретов торговыми сетями. Например, запрета на создание дискриминационных условий для поставщиков и на создание препятствий для доступа на товарный рынок.
  7. На муниципальные органы возлагается контроль за соблюдением правил размещения, в первую очередь, нестационарных торговых объектов.
  8. Налоговые органы. Основная цель налоговых органов при проведении проверки определить правильность ведения учета и уплаты налогов. Налоговые проверки в отношении правильности уплаты налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а не с Законом №294-ФЗ. Информацию о проведении налоговых проверок в отношении предпринимателей в открытом доступе не публикуют.

В последнее время актуальным направлением налоговых проверок, в первую очередь для торговых компаний, является вопрос дробления бизнеса. В отношении продуктовых магазинов, применяющих специальные налоговые режимы, например, ЕНВД, налоговики проверят соответствие заявленной площади, с которой уплачивается налог, и фактической площади торгового зала. Также налоговики проверяют наличие на смежных площадях предприятий родственников или бывших работников. К ведению налоговых органов относится и проверка применения кассовой техники.

Роспотребнадзор контролирует оборот алкогольной продукции и продажу алкоголя через интернет

Роспотребнадзор контролирует оборот алкогольной продукции и продажу алкоголя через интернет

На территории Пермского края деятельность по производству алкогольной продукции осуществляют 2 ликероводочных предприятия: АО «Бастион» и АО «Пермалко»; по реализации алкогольной продукции – 4813 хозяйствующих субъектов.

За последние три года Управлением проведено около 900 проверок предприятий алкогольного рынка.

В 2019 году специалистами Управления проведены проверки 227 объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и 1 предприятие, занятое производством алкогольной продукции — АО «БАСТИОН осн. 1942» (за аналогичный период 2018 года – 198 проверок)

Нарушения законодательства, регулирующего оборот алкоголя, установлены в 68 или 29,8 % из числа обследованных объектов, в том числе продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, реализация алкогольной продукции (пива) с истекшими сроками годности.

Проверено алкогольной продукции (в натуральном выражении) 124401 л, в том числе импортной 2240 л. С нарушением обязательных требований реализовывалось 218,8л отечественного алкоголя или 0,7%.

В ходе проверок исследовано 530 образцов алкоголя, из них 195 – импортного производства. По данным лабораторных испытаний, все исследованные пробы алкогольной продукции соответствовали требованиям нормативных документов.

По итогам проверок, в 2019 году приостановлена реализация 43 партий алкогольной продукции российского производства в количестве 278,8 л.

Вынесено 88 постановлений с назначением наказаний в виде наложения административных штрафов на сумму 1049,6 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 25 юридических и 63 должностных лиц.

В ходе проверок специалистами Управления контрафактной (поддельной, произведенной с нарушением авторских прав или прав собственности), нелегальной (произведенной незаконно) или нерегистрируемой (не учитываемой органами государственной статистики и не облагаемой налогами), либо суррогатной (истинных и ложных суррогатов) алкогольной продукции не выявлялось.

На 19 декабря 2019 года установлено и передано в Роскомнадзор 98 новых сайта, на которых осуществлялась дистанционная продажа алкогольной продукции. Заблокировано 95 незаконных сайтов с предложением алкогольной продукции, 3 сайта находится на рассмотрении Роскомнадзора.

В 2019 году в Управление поступило 32 жалобы на реализацию алкогольной продукции, в том числе 9 жалоб на реализацию алкоголя в ночное время (28,1%), 3 жалоб на неудовлетворительное качество алкоголя (9,3%), 2 жалобы на продажу алкоголя в нестационарных объектах торговли (6,2%), 12 жалобы на реализацию алкоголя вблизи образовательных учреждений, в том числе несовершеннолетним лицам (37,5%).

По результатам рассмотрения в 17 из 32 обращений даны разъяснения (31,8%) (в связи с введением обязательного предварительного претензионного порядка обращения потребителя к продавцу в случае приобретения алкоголя неудовлетворительного качества). По подведомственности в УВД и министерство промышленности, предпринимательства и торговли направлено 15 обращений (46,2%).

Деятельность по контролю (надзору) в отношении предприятий, занятых производством и реализацией алкогольной продукции, продолжается.

Контролирующие органы в сфере торговли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *