Проверки торговых сетей: кто и что контролирует? Обзор от новосибирского юриста
Управляющий партнер Юридического партнерства «Курсив», руководитель налоговой практики Мария Ильяшенко
Законодательство в сфере предпринимательской деятельности достаточно разнообразно и изменчиво. Но это не означает, что контролирующие органы могут делать бизнесу какие-то поблажки. Незнание закона не освобождает от ответственности. Сегодня попробуем разобраться, какие органы могут проверять продуктовые магазины.
Базовым в области проверок предпринимателей является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Все проверки этот Закон разделяет на плановые и внеплановые. Информацию о предстоящей плановой проверке можно найти в плане проверок на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Внеплановые проверки проводятся только в исключительных случаях. Например, если есть угроза здоровью граждан или по жалобам потребителей о нарушении их прав. Информация о проведении внеплановых проверок до бизнеса заранее не доводится.
Деятельность продуктового магазина контролируется несколькими органами.
- Роспотребнадзор. Этот орган проверяет как соблюдение общих требований к деятельности продуктовых магазинов (наличие уведомления о начале предпринимательской деятельности, информационных табличек, правильность оформления ценников, уголка потребителя), так и специальных требований к санитарно-техническому состоянию помещений, планировке и размещению, требований к оборудованию, инвентарю. Роспотребнадзор также проверяет наличие сертификатов на товары, соблюдение условий доставки продукции, сроков и условий хранения продуктов, правил товарного соседства.
- Россельхознадзор, как и Роспотребнадзор, проверяет соблюдение условий хранения и сроков годности продукции, правильность оформления вывесок, уголка потребителя, ценников и другое. Однако объекты надзора у этих служб разные. Так, Россельхознадзор проверяет сельскохозяйственную продукцию, не прошедшую никакой обработки, а под контролем Роспотребнадзора находится обработанная продукция, защита прав потребителя, санитарное состояние.
- МЧС проверяет соблюдение требований пожарной безопасности. Например, наличие отдельного выхода для доставки товара. Во время работы магазина разгружать товар через эвакуационный выход для покупателей запрещено. Все оборудование в магазине должно быть установлено так, чтобы оставались проходы определенной ширины для эвакуации покупателей в чрезвычайной ситуации.
- Трудовая инспекция проверяет соблюдение предприятием трудового законодательства. С 1 июля 2018 г. трудовые инспекторы должны проверять всех работодателей по специальным проверочным «чек-листам». Они опубликованы на официальном интернет-портале, поэтому работодатели могут перед приходом трудовой инспекции самостоятельно проверить всю документацию на соответствие закону.
- Управление по вопросам миграции МВД проверяет соблюдение правил привлечения для работы иностранных работников.
- Федеральная антимонопольная служба проводит проверку предпринимателей с целью выявления фактов недобросовестной конкуренции, нарушения законодательства о рекламе и нарушения антимонопольного законодательства. Особое внимание ФАС уделяет проверке соблюдения законодательных запретов торговыми сетями. Например, запрета на создание дискриминационных условий для поставщиков и на создание препятствий для доступа на товарный рынок.
- На муниципальные органы возлагается контроль за соблюдением правил размещения, в первую очередь, нестационарных торговых объектов.
- Налоговые органы. Основная цель налоговых органов при проведении проверки определить правильность ведения учета и уплаты налогов. Налоговые проверки в отношении правильности уплаты налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а не с Законом №294-ФЗ. Информацию о проведении налоговых проверок в отношении предпринимателей в открытом доступе не публикуют.
В последнее время актуальным направлением налоговых проверок, в первую очередь для торговых компаний, является вопрос дробления бизнеса. В отношении продуктовых магазинов, применяющих специальные налоговые режимы, например, ЕНВД, налоговики проверят соответствие заявленной площади, с которой уплачивается налог, и фактической площади торгового зала. Также налоговики проверяют наличие на смежных площадях предприятий родственников или бывших работников. К ведению налоговых органов относится и проверка применения кассовой техники.
Роспотребнадзор контролирует оборот алкогольной продукции и продажу алкоголя через интернет
Роспотребнадзор контролирует оборот алкогольной продукции и продажу алкоголя через интернет
На территории Пермского края деятельность по производству алкогольной продукции осуществляют 2 ликероводочных предприятия: АО «Бастион» и АО «Пермалко»; по реализации алкогольной продукции – 4813 хозяйствующих субъектов.
За последние три года Управлением проведено около 900 проверок предприятий алкогольного рынка.
В 2019 году специалистами Управления проведены проверки 227 объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и 1 предприятие, занятое производством алкогольной продукции — АО «БАСТИОН осн. 1942» (за аналогичный период 2018 года – 198 проверок)
Нарушения законодательства, регулирующего оборот алкоголя, установлены в 68 или 29,8 % из числа обследованных объектов, в том числе продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, реализация алкогольной продукции (пива) с истекшими сроками годности.
Проверено алкогольной продукции (в натуральном выражении) 124401 л, в том числе импортной 2240 л. С нарушением обязательных требований реализовывалось 218,8л отечественного алкоголя или 0,7%.
В ходе проверок исследовано 530 образцов алкоголя, из них 195 – импортного производства. По данным лабораторных испытаний, все исследованные пробы алкогольной продукции соответствовали требованиям нормативных документов.
По итогам проверок, в 2019 году приостановлена реализация 43 партий алкогольной продукции российского производства в количестве 278,8 л.
Вынесено 88 постановлений с назначением наказаний в виде наложения административных штрафов на сумму 1049,6 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 25 юридических и 63 должностных лиц.
В ходе проверок специалистами Управления контрафактной (поддельной, произведенной с нарушением авторских прав или прав собственности), нелегальной (произведенной незаконно) или нерегистрируемой (не учитываемой органами государственной статистики и не облагаемой налогами), либо суррогатной (истинных и ложных суррогатов) алкогольной продукции не выявлялось.
На 19 декабря 2019 года установлено и передано в Роскомнадзор 98 новых сайта, на которых осуществлялась дистанционная продажа алкогольной продукции. Заблокировано 95 незаконных сайтов с предложением алкогольной продукции, 3 сайта находится на рассмотрении Роскомнадзора.
В 2019 году в Управление поступило 32 жалобы на реализацию алкогольной продукции, в том числе 9 жалоб на реализацию алкоголя в ночное время (28,1%), 3 жалоб на неудовлетворительное качество алкоголя (9,3%), 2 жалобы на продажу алкоголя в нестационарных объектах торговли (6,2%), 12 жалобы на реализацию алкоголя вблизи образовательных учреждений, в том числе несовершеннолетним лицам (37,5%).
По результатам рассмотрения в 17 из 32 обращений даны разъяснения (31,8%) (в связи с введением обязательного предварительного претензионного порядка обращения потребителя к продавцу в случае приобретения алкоголя неудовлетворительного качества). По подведомственности в УВД и министерство промышленности, предпринимательства и торговли направлено 15 обращений (46,2%).
Деятельность по контролю (надзору) в отношении предприятий, занятых производством и реализацией алкогольной продукции, продолжается.