Конвенция мот о заработной плате

МРОТ в России не соответствует Конвенции Международной организации труда

По данным Всемирного банка, российский МРОТ меньше всех без исключения стран, входящих в Евросоюз.

Самый высокий МРОТ — в Люксембурге, свыше $3 тыс. В Бельгии и Финляндии — около $2,5 тыс. В Италии, Франции, Германии — около $2 тыс. В России на данный момент он составляет 7,8 тыс. руб., или $130. При этом в эту сумму включаются различные компенсационные и стимулирующие выплаты, что противоречит общемировой практике.

Даже в тех странах ЕС, у которых ВВП на душу населения ниже, чем в России, минимальный размер оплаты труда все равно больше. Так, в Румынии он составляет около $280, в Болгарии — примерно $240.

Реклама

Традиционно в трудовом праве под минимальным размером оплаты труда понимался размер «месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника», полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Всемирный банк рассчитывает МРОТ разных стран в отношении 19-летнего работника или ученика.

Насколько российский МРОТ отвечает своей главной задаче — быть «одним из основных социальных стандартов, регулирующих уровень заработной платы и тем самым непосредственно влияющих на уровень доходов населения в стране», проанализировали в Экспертно-аналитическом центре Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС). Экспертное заключение оказалось нелестным.

Российский МРОТ не выступает социальным ориентиром, а выполняет всего лишь технические функции. На основе МРОТ рассчитывается зарплата, соцпособия, страховые платежи, штрафы.

Между тем международная практика предполагает совершенно другой подход к определению минимального размера оплаты труда, отмечается в аналитической записке РАНХиГС.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН, помимо прочего, гарантирует право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся удовлетворительное существование для них самих и их семей.

Европейская социальная хартия предусматривает право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный уровень жизни (это положение Россией не ратифицировано).

Европейский комитет по социальным правам считает, что минимальный заработок, обеспечивающий достойный уровень существования, должен составлять 60 и более процентов от средней заработной платы по стране. Заработок менее 50% от средней зарплаты вообще не рассматривается как достойный.

В РАНХиГС обращают внимание, что аналогичный подход закреплен в Конвенции Международной организации труда об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (Россия ее также не ратифицировала).

Согласно статье 3 этой Конвенции при определении уровня минимальной заработной платы следует не только учитывать потребности трудящихся и их семей, но и принимать во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп.

Эксперты отмечают, что, если бы в России применялся такой подход, то МРОТ оказался бы выше текущего уровня в несколько раз. В июле этого года средняя зарплата составляла, по данным Росстата, 39,4 тыс. руб.

Соответственно, минималка в 60% должна была бы составить 23,64 тыс. руб., в 50% — 19,7 тыс.

Но взять и просто одномоментно удвоить или утроить МРОТ — не решение проблемы низких заработков в России, отмечает директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков. Наоборот, это, скорее, негативно отразится на самих работниках.

Значительная часть законопослушных работодателей «не потянет» увеличение МРОТ и будет вынуждена перевести работников в серую зону. По данным Института общественных наук РАНХиГС, в ней уже находится 44,8% от общего количества занятого населения. Это примерно 33 млн работников, которые в течение одного года имели неоформленную работу и получали зарплату «в конверте».

По подсчетам «Газеты.Ru», повышение МРОТ до 23–25 тыс. руб. будет стоить государству и бизнесу более 3 трлн руб. в год.

Александр Калинин, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», в принципе не возражает против постепенного повышения МРОТ. Но с оговорками. Он считает, что необходимо «отвязать» уплаты страховых взносов от МРОТ. Иначе нагрузка на малый бизнес вырастет и небольшие компании, индивидуальные предприниматели будут уходить в тень. Кроме того, МРОТ должен учитывать специфику труда тех работников, которые заняты неполный рабочий день.

«В госбюджете сейчас просто не найдется столько денег, чтобы поднять заработок госслужащим, если провести удвоение МРОТ. Даже на индексацию пенсий едва нашлись деньги», — говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Кроме того, повышенный МРОТ приведет к росту штрафов и пеней.

Тем не менее решать проблему низких заработков через повышение величины МРОТ необходимо. «Где-то зарплаты слишком высоки – например в нефтегазовой отрасли. А в агропроме они явно занижены и не обеспечивают достойную жизнь. Эту проблему можно решить, введя, например, прогрессивную шкалу налогообложения», — говорит Суслина.

«Решение проблемы лежит отчасти в установлении норм почасовой оплаты труда, но вряд ли это может быть применимо ко всем отраслям экономики и категориям работников», — говорит Калмыков.

В РАНХиГС на первом этапе предлагают внести поправки в действующее законодательство с тем, чтобы предусмотреть, что МРОТ является минимальным размером вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и не включает, как сейчас, компенсационные и стимулирующие выплаты.

«Следующим этапом реформирования законодательства о МРОТ должно стать его приведение в соответствии с международно-правовыми стандартами, а именно переход к привязке МРОТ к средней заработной плате по стране», — говорится в аналитической записке.

Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

Одной из главных организаций, занимающихся защитой прав работников, является Международная организация по охране труда (МОТ). Созданная в 1919 г. согласно Версальскому договору, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 г., пропагандирующим социальную справедливость и международное признание прав человека и труда.

МОТ имеет трехстороннюю уникальную структуру, включающую в себя:

  • правительства (2 делегата);
  • ассоциации работодателей (1 делегат);
  • рабочие организации / профсоюзы (1 делегат).

МОТ периодически разрабатывает и утверждает конвенции, направленные на защиту прав различных категорий работников. Конвенции МОТ — международные конвенции, разработанные и принятые Международной организацией труда. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.

Среди основных конвенций МОТ, обеспечивающих социальные права работников, можно перечислить конвенции в отношении:

  • принудительного труда;
  • детского труда;
  • свободы ассоциаций;
  • дискриминации;
  • оплаты труда;
  • рабочих часов;
  • здоровья и безопасности;
  • надомных работников и др.

Конвенции в отношении принудительного труда (№№29, 105). Данные конвенции в совокупности устанавливают абсолютный запрет на использование принудительного труда. Согласно ст.1 Конвенции №105, государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.

Конвенции в отношении детского труда (№№138, 182). Конвенция «О минимальном возрасте для приема на работу» (№138), дополняемая Рекомендацией №146, обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст приема на работу. Конвенция «Об искоренении наихудших форм детского труда» (№182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец. В истории МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации: к январю 2010 г. она была ратифицирована 171 страной.
Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».
Конвенция №182 в качестве наихудших форм детского труда определяет такие, как рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Конвенции в отношении свободы ассоциаций (№№87, 98). Действие данных конвенций относится как к предпринимателям, так и к трудящимся: и те, и другие имеют право на образование организаций по своему выбору, без предварительного согласия со стороны органов власти. Эти организации имеют право на разработку без вмешательства извне своего собственного устава, право на выбор собственных представителей (также без вмешательства извне), на ведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций.
В Конвенции №98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединения, от актов вмешательства и призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров при заключении трудовых договоров.
Конвенция №87 посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций предпринимателей. Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей частью которого являются эти положения.
Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Конвенция №98 дает объединениям право на коллективные переговоры и соглашения, регулирующие вопросы оплаты и условий труда. Государство обязано обеспечить правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения. Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое, давление предпринимателя на эти организации.

Конвенции в отношении дискриминации (№№100, 111). Данные конвенции разработаны для искоренения дискриминаций различных типов в области труда. Например, конвенция МОТ №100 декларирует необходимость равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (№100). В конвенции МОТ №111 идет речь об искоренении дискриминации в области труда и занятий.

Конвенции в отношении оплаты труда (№№63, 95, 100, 131). Заработная плата за плановые и сверхурочные работы, а также ставка по оплате сверхурочных часов должны соответствовать размеру заработной платы, установленному действующим законодательством (или промышленными стандартами), либо превышать его. Незаконные или дисциплинарные вычеты из заработной платы недопустимы. Если минимальной заработной платы, определенной законодательно или же в рамках промышленных стандартов, недостаточно для покрытия расходов на проживание и получения некоторого дополнительного дохода, который остается после выплаты всех налоговых вычетов, организации должны обеспечить своим сотрудникам такую заработную плату, которая была бы достаточна для покрытия вышеуказанных потребностей.
Не допускается удержание сумм из заработной платы в качестве дисциплинарной меры. Организации должны гарантировать, что их работники регулярно и в доступной форме получают информацию о размере своей заработной платы, а также то, что заработная плата, положенные льготные выплаты и компенсации выплачиваются в соответствии с установленным законодательством и способом, удобным для работников. В конвенциях по оплате труда установлены правила определения минимальной оплаты труда, принципы равенства оплаты труда мужчин и женщин.

Конвенции в отношении рабочих часов (№№1, 14, 30, 47, 63). Данные конвенции устанавливают правила определения и границы рабочего времени. Конвенции содержат требования как к общим положениям определения рабочего времени, так и к частным случаям — определению рабочего времени в различных отраслях (промышленности, торговле, учреждениях).

Конвенция №63 определяет порядок ведения статистики оплаты труда и рабочего времени. В данных требованиях определено, что максимально допустимое рабочее время в неделю должно соответствовать тому, которое установлено национальным правом, но не может превышать 48 часов. При этом максимально допустимое время для сверхурочной работы в неделю не может превышать 12 часов. Сверхурочная работа допускается исключительно на добровольной основе и оплачиваться она должна в премиальном размере. Служащий имеет право по крайней мере на один выходной день, следующий за шестью подряд отработанными днями.

Конвенции в отношении здоровья и безопасности (№№155, 162). Согласно разработанным конвенциям в этой области, должны быть установлены и соблюдаться ясные своды правил и процедур относительно гигиены труда и техники безопасности, в особенности обеспечение и использование средств индивидуальной защиты, чистый туалет, доступ к питьевой воде. Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов. Запрещается нарушение установленного конвенциями порядка, условий на рабочем месте, условий в помещениях для отдыха. В частности, молодые сотрудники не должны работать в опасных и вредных для здоровья человека условиях.

Конвенции в отношении надомных работников (№177). Согласно ст. 1 Конвенции №177 «О надомном труде», надомный труд означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
1) по месту своего проживания или в других помещениях по его выбору, но не на производственных территориях работодателя;
2) за вознаграждение.

Конвенция №177 содержит основные требования в отношении условий труда и отсутствия дискриминации надомных работников. Данные конвенции, которые нотифицированы большинством стран мира, поднимают важные для мирового сообщества проблемы в социальной сфере. Одной из важнейших и наиболее острых социальных проблем является использование детского труда.

Новости

Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ. Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции. Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.

РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.

Конвенция МОТ

Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал. Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках. Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.

Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения. Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.

Пенсии

В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.

Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве. Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено. Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.

Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка. Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.

Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости. Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов. Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.

Россия готовится к ратификации

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.

«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения. Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.

Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом. Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга. Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.

Комментарии экспертов

В кулуарах конференции издательского дома «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам трудового права, корреспондент РАПСИ поинтересовался отношением экспертов к конвенции, которую предлагает ратифицировать Правительство РФ.

«Как юрист, как специалист в области трудового права я считаю, что любые международные документы, независимо от срока их принятия, должны быть имплементированы и внедрены в практику уже с учетом современных реалий», — заявил РАПСИ первый заместитель Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский.

Представитель Фонда также подчеркнул, что конвенция охватывает более широкий спектр вопросов помимо социального страхования. Меры по компенсации утраты трудоспособности и потере кормильца Фонд уже реализует в той или иной степени, отметил Писаревский. Эксперт обратил внимание и на то, что принятие международного акта затрагивает вопрос страховой модели в целом, но проработка предложений о новом статусе Фонда уже ведется.

Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус Сергей Гарифуллин на конференции рассказал о некоторых тенденциях в профсоюзном движении России. Как отметил спикер, в Европе тема профсоюзов неразрывно связана с трудовыми протестами, но за последние 10 лет российские профсоюзы показали, что тоже умеют протестовать. Согласно мониторингу Центра социально-трудовых прав, в 2017 году наблюдалась тенденция к снижению количества трудовых протестов, но на докризисный уровень их число не вернулось и по-прежнему оставалось высоким. Проводившие исследование специалисты связали некоторое снижение протестов с предвыборным циклом, в ходе которого надзорные органы более оперативно реагировали на нарушение трудовых прав. Основные причины протестов остались прежними — долги по зарплате, низкие размеры оплаты труда, политика руководства предприятий. Гарифуллин обратил внимание на две тенденции — увеличение количества протестов в неформальном секторе экономики (строительство, ЖКХ, транспорт) в прошлом году и сближение «традиционных» и «прогрессивных» профсоюзов. Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус привел пример с недавним заседанием Российской трехсторонней комиссии (РТК), где профсоюзная сторона выступила против повышения пенсионного возраста.

После конференции Гарифуллин поделился мнением по поводу того, может ли ратификация конвенции МОТ №102 повлиять на градус неприятия пенсионной реформы профсоюзами.

«Все зависит от того, какой будет кампания по ратификации. Когда в 2010 году ратифицировали конвенцию МОТ об отпусках, поднялся шум, появлялись громкие заголовки о том, что «отпуска сгорают». На самом деле, ничего практически не изменилось на тот момент, но СМИ использовали кампанию по ратификации таким образом, что градус накалялся, и обычные, рядовые работники, которые не понимали, о чем идет речь, шли за разъяснениями в профсоюзы, которые при желании всегда могут манипулировать какими-либо изменениями», — заявил собеседник.

Гарифуллин отметил, что пока нет четкого понимания, к чему именно придет пенсионная реформа, нельзя говорить о влиянии ратификации конвенции на вопрос изменения возраста выхода на пенсию.

«Насколько я понимаю, сложилась неоднозначная ситуация, нам высказали намерение, объявили о том, что решение принято, но закон не принят. Мне кажется, власти не совсем ожидали такой реакции, общегражданской и профсоюзной. На заседании РТК и в СМИ профсоюзы выступили против повышения пенсионного возраста. Представители бизнеса запросили дополнительную статистику, анализы. Все будет зависеть от того, каким образом решение будет оформлено юридически, и на какие уступки пойдет власть. Есть негласное поручение попытаться найти консенсус между тремя партнерами по РТК — властью, работодателями и профсоюзами», — прокомментировал ситуацию Гарифуллин.

По мнению эксперта, ратификация Конвенции № 102 однозначно может повлиять на бизнес и работу юристов на предприятиях, но на глобальном уровне нужно смотреть, в какой части будет принят международный акт, какие инструменты будут внедрены сразу, а на реализацию каких потребуется время, как будет устроено финансирование социальных обязательств. Гарифуллин обратил внимание на то, что в целом за последние десять лет о трудовом праве в России стали говорить чаще, о чем свидетельствует и большое количество конференций по обсуждению вопросов в данной сфере. Работники изучают свои права, есть исследования о трудовых протестах, и компаниям необходимо уделять больше внимания трудовому законодательству. Трудовое право становится актуальным еще и потому, что все больше и больше работодателей приходят к восприятию работников как своего основного актива, заключил эксперт.

Олег Сивожелезов

Конвенция мот о заработной плате

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *