Коррупция в здравоохранении

Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьироваться от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам, не входящим в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

— за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта;

— за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— за подтверждение либо сокрытие тех, или иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);

— за выписку «нужного» рецепта;

— за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

— за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

— искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

— постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

В статье 41 Конституции РФ предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Работники здравоохранения, как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ, возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за заведомо ложное заключение эксперта (ст.307 УК РФ), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163 УК РФ).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Людмила Солдатова, референт отделения информации

В минздраве рассказали о коррупционных рисках в здравоохранении

цитирует вице-министра пресс-служба минздрава. —

При определении перечня закупаемых лекарств и их объемов могут быть: отсутствие прозрачной системы формирования перечня, дублирование препаратов с одинаковым действием, необоснованное сужение технических характеристик для закупа, включение в списки препаратов третьей линии терапии либо без доказанной эффективности.

Также при процедуре закупа могут быть такие предпосылки, как большое количество бумажного документооборота и отклонение заявителей на основании экспертных заключений».

Вице-министр предложил новую модель формирования цен на лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Ожидается, что новшество поспособствует росту доступности лекарств для населения, расширению объема закупаемых лекарств, большему охвату пациентов и исключению коррупционных факторов на уровне регистрации цен.

Цой также подробно остановился на выявленных нарушениях закупа медтехники, закупаемой управлениями здравоохранения регионов в рамках местного бюджета. Так, медицинская техника планируется без экспертизы стоимости, технических характеристик и клинико-технического обоснования — завышена стоимость на общую сумму более 557 млн тенге.

Кроме того, на этапе поставки в договорах закупа не указывается информация о модели, марке и производителях медицинской техники, стране происхождения, что дает возможность поставщикам поставлять медицинскую технику с неполной комплектацией и худшими техническими характеристиками. Так, 342 единицы медицинской техники на сумму 5,4 млрд тенге закуплено без указания завода-производителя. Не соблюдаются требования правил закупа медицинской техники по обязательному гарантийному сервисному обслуживанию медицинской техники сроком не менее 3-х лет (или 37 месяцев). В частности, 79 единиц на сумму 633 млн тенге закуплено с гарантийным сервисным обслуживанием 12 месяцев.

Медицинская техника отечественных производителей закупается по завышенной стоимости – 2 единицы медицинской техники на сумму 66,8 млн тенге.

Также в ходе заседании были обсуждены основные механизмы противодействия коррупции в системе здравоохранения, вопросы планирования и прогнозирования, непрозрачности распределения бюджетных средств и несовершенной тарифной политики.

Антикоррупционная политика Бюджетного учреждения Чувашской республики «Красночетайская районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики

Антикоррупционная политика

Бюджетного учреждения Чувашской республики «Красночетайская районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 08 ноября 2013 г.

1.2. Настоящая Антикоррупционная политика является внутренним документом бюджетного учреждения Чувашской Республики «Красночетайская районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее — Учреждение), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Учреждения.

1.3. Антикоррупционная политика Учреждения представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности учреждения. Настоящая политика определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.

1.4. Политика отражает приверженность Учреждения и его работников высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного исполнения своих должностных обязанностей, а также поддержанию репутации Учреждения на должном уровне.

1.5. Термины и определения:

1.5.1. Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

1.5.2. Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.5.3. Контрагент — любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Учреждение вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

1.5.4. Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

1.5.5. Коммерческий подкуп — незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

1.5.6. Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

1.5.7. Личная заинтересованность работника (представителя организации) — заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в пункте 1.5.6, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в пункте 1.5.6, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

1.5.8. Коррупционное правонарушение — деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

1.5.9. Коррупционный фактор — явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

1.5.10. Предупреждение коррупции — деятельность по антикоррупционной политике, направленной на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

  1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Основными целями внедрения в Учреждении Антикоррупционной политики являются:

— минимизация риска вовлечения Учреждения, ее руководства и работников в коррупционную деятельность;

— формирование у работников Учреждения независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;

— обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в Учреждении.

2.2. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

— признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

— законность;

— публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

— приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

— сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Политики, являются работники Учреждения, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Все работники Учреждения должны руководствоваться настоящей Антикоррупционной политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.

3.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Учреждения вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Учреждением с такими лицами.

3.3. Ответственные за реализацию Антикоррупционной политики в Учреждении:

1) Должностные лица:

— главный врач, заместители главного врача, главный бухгалтер, главная медицинская сестра;

— руководители структурных подразделений.

2) Комиссия по противодействию коррупции в БУ «Красночетайская районная больница» Минздрава Чувашии. Обязанности комиссии по противодействию коррупции предусмотрены Положением о Комиссии по организации работы по противодействию коррупции в БУ «Красночетайская районная больница» Минздрава Чувашии.

3.4. Главный врач является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Антикоррупционной политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

3.5. Общие обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции:

— руководствоваться положениями настоящей Политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;

— воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;

— воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;

— незамедлительно информировать непосредственного руководителя или руководство Учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

— незамедлительно информировать непосредственного руководителя или руководство Учреждения о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;

— сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов;

3.6. Специальные обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно — компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

5) осуществлять прием представителей компаний, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

3.7. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих работников Учреждения: 1) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 2) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д., и закрепляются в отдельном локальном нормативном акте.

3.8. Как общие, так и специальные обязанности включаются в трудовой договор с работником Больницы (в должностную инструкцию). При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре (в должностной инструкции) работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТНИКАМИ

4.1. Учреждение требует от своих работников соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.

В учреждении организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства о фактах взяточничества. По адресу электронной почты (krchetcrb@med.cap.ru) либо «телефона доверия» 8(83551) 2-12-97(антикоррупция) на имя главного врача могут поступать предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.

4.2. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми paботниками проводится ознакомление под роспись с положениями настоящей Политики и связанных с ней документов, а для действующих работников проводятся тренинги, носящие специальный (целевой) характер. Целью обучения является овладение каждым обучаемым приемам и навыкам использования антикоррупционной политики и мероприятий на практике.

4.3. Учреждение заявляет о том, что ни одни работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен к должности, лишен премии) если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничество.

4.4. Соблюдение сотрудниками учреждения принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

4.5. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников, в Учреждении устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Учреждения в целом.

Такие общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения работников Учреждения.

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

5.1. В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона от 21.11.11г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

Федеральный закон от 21.11.11г. № 323-ФЗ обязывает медицинских работников информировать о возникновении конфликта интересов в письменной форме:

— медицинские работники обязаны информировать в письменной форме главного врача учреждения;

— главный врач учреждения в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения Российской Федерации.

5.2. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Учреждения является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений. Порядок раскрытия конфликта интересов работников Учреждения и порядок его урегулирования, регламентирован Положением о конфликте интересов

5.3. Статьей 6.29 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за непредставление информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности.

  1. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОНТРАГЕНТАМИ

6.1. Учреждению и его сотрудникам запрещается привлекать или использовать контрагентов, посредников, партнеров, агентов и иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей антикоррупционной политики или норм применяемого антикоррупционного законодательства. Антикоррупционные условия и обязанности могут закрепляться в договорах, заключаемых учреждением с контрагентами.

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

7.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Учреждения декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

7.2. Учреждение принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Учреждению (работникам Учреждения) стало известно.

7.3. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:

— оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Учреждения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

— оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

7.4. Руководству Учреждения и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

8.1. Учреждение и все ее сотрудники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства РФ, в том числе Уголовного кодекса РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

8.2. Все работники Учреждения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за соблюдение принципов и требований настоящей Политики.

8.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

  1. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В АНТИКОРРУПЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ УЧРЕЖДЕНИЯ

9.1. Учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их устранения.

9.2. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ, а также по представлению предложений Комиссии по противодействию коррупции в Учреждении.

Особенности коррупционных проявлений в сфере здравоохранения

В условиях современной экономической и политической ситуации в Российской Федерации, применительно к сфере здравоохранения коррупцию иногда определяют как «социальное явление, заключающееся в корыстном использовании служебного положения представителем сферы здравоохранения для личного обогащения». При коррупции в медицине используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.

На сегодняшний день коррупция является одной из самых актуальных проблем в Российской Федерации, которая самым негативным образом сказывается на развитии экономики государства и социальной инфраструктуры, разъедая, в первую очередь, органы власти и управления. Вследствие коррумпированности части служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них, по существу, платными.

Неслучайно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», относит преступные посягательства, связанные с коррупцией, к числу основных источников угроз национальной безопасности.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п. — коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из 100, наравне с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты.

К видам проявлений коррупции в сфере здравоохранения можно отнести:

а) двусторонняя «сделка», при которой лицо, занимающее должность в структуре здравоохранения, нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать структуру здравоохранения в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;

б) получение, а зачастую и вымогательство взятки, дополнительного вознаграждения;

в) инициативный, активный подкуп, нередко с одновременным сильным психическим воздействием. Последнее, однако, больше характерно для организованных форм преступности в системе здравоохранения.

Основными причинами, повышающими социальную опасность коррупции выделяют:

 отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

 существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических, социальных реформ и реформ в области здравоохранения;

 слабость и нерешительность государственной власти;

 кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам в области здравоохранения;

 минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним мер ответственности;

 привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках ограниченного числа чиновников.

Материалы о разоблачении случаев коррупции в области здравоохранения показывают, что в большинстве своем преступность не может существовать без «поддержки» государственных структур, точнее, ее коррумпированной части.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных и муниципальных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными и муниципальными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества, в небольших дозах не заменимые при лечении ряда заболеваний, из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод — коррупция в медицине угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

В связи с получением не основанного на законе вознаграждения представитель сферы здравоохранения выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия, или же (в отдельных случаях) за бездействие.

В любой стране должностным лицам различных уровней в области здравоохранения «доступны» все существующие формы преступного поведения. Самым опасными «функциональными», или «профессиональными» формами их преступного поведения являются должностная коррупция. Она стала глобальной проблемой для РФ. И всё же ядром коррупции является взяточничество. Однако даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики РФ.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

 За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

 За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений);

 За выписку «нужного» рецепта;

 За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

 За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице.

 За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения — от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Правонарушения, связанные с коррупцией, включают:

а) коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ;

б) правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

Вот почему иногда употребляется выражение «борьба с коррупцией и преступностью». Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема. Хотя и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.

Круг коррупционных преступлений в сфере здравоохранения не совпадает с должностной преступностью, ибо, например, он не включает халатность. Не вполне совпадает он и с преступностью по службе.

Коррупционная преступность, поэтому, включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной и иной службы, а также населения и прав личности, её жизни и здоровья. Это, прежде всего, взяточничество, также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации и здравоохранения: неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения, нелегальная продажа медицинских препаратов и т. п. Круг этих деяний устанавливается при изучении уголовных дел, материалов о выявленных случаях коррупции в сфере здравоохранения, а анализ последних осуществляется, начиная со статистических данных.

Еще более опасно для общества и государства слияние криминальных структур со структурами здравоохранения как в масштабах страны, так и на региональном, местном уровне.

По данным МВД РФ, в 2013 г. зарегистрировано свыше 1,7 тыс. преступлений, связанных с коррупцией в области здравоохранения. В суд направлено 880 уголовных дел по обвинению во взяточничестве ряда должностных лиц из здравоохранительных структур.

Состояние медицины в РФ вообще представляет собой яркий пример того, что способна сделать коррупция со здравоохранением. На сегодняшний день столичная медицина, когда-то одна из лучших в стране, полностью развалена. И дело тут не в рядовых медиках — те мелкие благодарности, которые им дают больные, лишь помогают им хоть как-то выживать. Главные коррупционеры сидят в «коридорах медицинской власти».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в здравоохранении развивалась в условиях официального крайне низкого размера содержания работников, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот работникам, фактического участия структур здравоохранения и их сотрудников в частной практической деятельности, не вытекающей из задач и правового статуса соответствующей здравоохранительной структуры. Существуют самые различные виды проявления коррупции. Все они не могут быть решены одним нормативно-правовым актом, или же какой-либо проверкой с последующим наказанием и осуждением виновных в коррупционных действиях. Необходима тщательная проработка антикоррупционных механизмов, начиная с самого низа и заканчивая верхами правительства.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) М.: Проспект, 2011–224 с.
  2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№ 273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
  4. Абрамовская (Ажирбаева) О. Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. — Челябинск, 2011 г. 380 с.
  5. Борков В. Н. Недостатки конструкции состава должностного злоупотребления как причина проблем правоприменения // Уголовное право. М. 2011 г. 452 с.
  6. Васильчиков И. С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г. 407 с.

УДК 34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

№18, 17.03.2019

Юридические науки

Курбанова Гульназ Халиловна

Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ; ВЗЯТКИ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; HEALTH CARE; CORRUPTION; BRIBES; CRIME; CRIME PREVENTION. Аннотация: Сфера здравоохранение занимает лидирующее место среди социальных сфер российского общества, пораженных коррупцией. Общественная опасность данных преступлений очень велика. В данной статье рассматриваются виды данных преступлений, основные причины, перспективы, анализируется статистика.

Коррупция на сегодняшний день остается глобальной проблемой, как в России, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция, в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, как на государственной службе, так и в обществе в целом. На сегодняшний день, состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции остаются непродуктивными и слабо разработанными.

Обратимся к статистике. Например, согласно данным, взятым из официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за десять месяцев 2018 года был зафиксирован 3171 случай получения взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее УК РФ), данная цифра на 9,4% больше чем, за этот же период 2017 года (2899 случаев). Всего преступлений коррупционной направленности за 2018 год -27143 преступления, это на 1,9 % больше, чем за 2017 год. Опираясь на данные Следственного комитета Российской Федерации, преступления, связанные с коррупцией, совершались работниками, состоящими на государственной службе. Например, за 2018 год, 178 работников сферы здравоохранения стали причастными к делам о коррупции.

Рассмотрим Республику Башкортостан. С января по ноябрь 2018 года было зафиксировано 80 преступлений коррупционной направленности. Если проанализировать динамику по показателям, это на 10,4 % больше, чем в предыдущие годы .

Согласно ст. 41 Конституции РФ за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения гражданин может обратиться бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Но иногда получить качественную медицинскую помощь бывает проблемно, либо затруднительно, поскольку начинает выявляться коррупционный фактор .

Исходя из смысла Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно ч.2 ст.9 органы государственной власти несут ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, которые установлены законодательством Российской Федерации .

Коррупционный фактор в действиях работников медицинских учреждений выражается в том, что медработники, пользуясь своим служебным положением, совершают преступления. Например, получение взятки за действия, которые запрещены законом, а также совершение таких действий. Данные деяния суд квалифицирует как по совокупности, так и за получение взятки за незаконные действия.

Приведем пример из практики. Приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан участковый врач (далее В.) была признана виновной по ч.2 ст290, ч.1 ст.292 УК РФ. В целях получениях денежных средств для личного обогащения, В. через посредника получила взятку именно за внесение данных в амбулаторную карту пациента о диагнозе, который предоставляет право пациенту открыть лист нетрудоспособности. По указанию врача деньги были оставлены в кабинете, после получения вознаграждения (незаконного) В. выдала пациенту лист нетрудоспособности. Данные действия участкового врача судом квалифицировались в совокупности как за совершение незаконного действия (фальсификация диагноза пациента), так и за получение взятки за незаконные действия .

Необходимо, отметить, что коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность. Например, из вышеуказанного примера можно сделать вывод, что деньги, полученные незаконно могли бы спасти чью-либо жизнь, либо пойти на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарств.

Если обобщить судебную практику, то наиболее частые коррупционные деяния, в действиях медработников это: взятки (незаконное получение денежных средств за выполнение услуги); мошенничество (требование от пациента оплатить за неоказанные услуги, навязывание услуг, хищение при госзаказах), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов пациента.

Если обратиться к зарубежной практике, например, в Китае некоторые семьи используют страховые карты члена семьи с наилучшими страховыми услугами. В Южной Африке люди требуют возмещения за услуги, которые они не получали, а в таких странах, как США, где провайдеры выставляют счета напрямую страховым компаниям, мошенничество в области здравоохранения может принимать форму завышения стоимости, то есть указываются коды услуг с более высокой стоимостью, чем стоимость реально оказанных услуг.

Несмотря на то, что действует большое количество нормативно-правовых актов, один из самых главных Федеральный закон «О противодействии коррупции» , а также программ, нацеленных на противодействие коррупции, законодательство не может противостоять коррупции в целом. Обратимся также к нормам международного права. «Конвенция ООН против коррупции» ; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» . Эти и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают проблему коррупции, содержат ряд норм, которые направлены на предупреждение пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется, к сожалению, не всегда и не в полном объеме.

Существует также международные организации, основной целью которых является противодействие коррупции. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) единственная международная организация, в которой состоит Россия. Центр противодействия мошенничеству при Портсмутском университете Великобритании; Европейская сеть по борьбе с мошенничеством и коррупцией в сфере здравоохранения . Интересный факт высказал Президент данной организации Пол Винке (Paul Vincke): «В Норвегии действует компьютерная программа, используемая провайдерами медицинских услуг в Норвегии, которая позволяет предотвратить мошеннические платежи до их выхода из системы. В результате этого было выявлено предположительно 60% злоупотреблений в системе здравоохранения Норвегии» .

Теперь рассмотрим причины и условия, которые являются так называемым «фундаментом», порождающим преступления, связанных с коррупцией среди работников здравоохранения:
-низкая заработная плата работников;
-низкое финансирование сферы здравоохранения (на закупку медицинского оборудования, лекарств)
-латентность коррупционных преступлений;
-сокрытие фактов коррупции среди медработников;
-пробелы в законодательном регулировании данной сферы и др.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что вопрос о коррупционной направленности в Российской системе здравоохранения остается открытым. Работа по предупреждению и пресечению преступлений в сфере коррупции должна продолжаться. Меры о пресечении должны приниматься как на нормативном, так и на организационном уровне. Разработка программ, способствующих увеличению финансирования данной сферы на всех уровнях, формирования ответственного поведения работников здравоохранения (разработка Кодексов профессионального поведения медработников), усиление государственного контроля, прозрачность и подотчетность системы здравоохранения, создание специальных подразделений по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения.

Список литературы

Коррупция в здравоохранении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *