Кто должен накрывать столы в школьной столовой?

Организация питания в школьных столовых. Основные правила

От того, насколько правильно будет организовано питание в школах, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей.

В первую очередь, важно соблюдать режим питания учащихся. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник.

При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее, чем пяти кратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).

Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4-х часов.

Необходимо соблюдение правил личной гигиены всеми без исключения сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.

На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

— приходить на работу в чистой одежде и обуви;

— оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

— коротко стричь ногти;

— перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

— при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

— сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

В пищеблоках школ категорически запрещается:

— при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать спецодежду булавками;

— принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

##

Список продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации

в организациях общественного питания образовательных учреждений

1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.

2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.

3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.

4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.

5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

6. Непотрошеная птица.

7. Мясо диких животных.

8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.

9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.

12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.

15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.

16. Простокваша -“самоквас”.

17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.

18. Квас.

19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.

22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

23. Пищевые продукты, не предусмотренные прил.№9

24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.

25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.

27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.

28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.

29. Газированные напитки.

30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.

31. Жевательная резинка.

32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

33. Карамель, в том числе леденцовая.

34. Закусочные консервы.

35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.

36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

37. Окрошки и холодные супы.

38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

39. Яичница-глазунья.

40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

  • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
  • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
  • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.

В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. Допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир) в качестве закуски. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.

Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.

Для организации дополнительного питания детей и подростков (буфет) в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).

Рекомендуется использовать в питании детей и подростков булочные изделия с отрубями и из цельного зерна.

Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).

В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до 100г) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).

Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.

При организации льготного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену — полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

Метки этой статьи общепит

Нормативные положения о школьной столовой: как правильно организовать ее деятельность?

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.

Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.

Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.

Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.

Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.

Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.

К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.

Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.

В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.

Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.

Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.

Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.

В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.

Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.

За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.

Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.

Кто должен накрывать столы в школьной столовой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *