Личные неимущественные права автора

21. Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора :

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя – возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование – право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв – право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право на защиту репутации автора – право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Личные неимущественные права автора

В соответствии со статьей 1255 Гражданского кодекса РФ авторам принадлежит ряд личных прав, которые имеют неимущественную природу. Интересно, что у авторов произведений таких прав больше всего: например, у субъектов патентного права их значительно меньше, у владельцев товарных знаков — нет вообще. Обратим внимание, какой смысл вкладывается в неимущественные права автора и в чем особенности.

Юридическая природа

Автор, создавая произведение, прикладывает к нему личный творческий труд, и поэтому закон наделяет его дополнительными правами, которые неотделимы от создателя и самым тесным образом с ним связаны, непередаваемы другим субъектам.

Раз такие права для авторов произведений предусмотрены — значит, остальные лица обязаны воздерживаться от их нарушения: в противном случае автор может предъявить иск к нарушителю.

Право авторства

Авторство — особая правовая категория (см. ст. 1265 ГК РФ). Автор есть у тех объектов, к которым прикладывается интеллектуальный труд. Так, по ГК РФ можно считаться автором произведения, изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, топологии интегральных микросхем. Во всех этих случаях есть творческий труд — именно он и гарантируется закреплением личного права авторства.

Поскольку в законе это право предусмотрено, то закреплен и механизм защиты. Так, если кто-либо назовется автором, и будет доказано, что это не соответствует действительности, подлинный создатель результата творческой деятельности вправе предъявить иск и даже взыскать денежную сумму (в рамках компенсации морального вреда).

Право автора на имя

Обычно оно упоминается вместе с предыдущим, т. к. они связаны между собой. Суть права на имя в следующем: автор может самостоятельно выбирать, какое имя будет указано на произведении (например, на обложке книги, в начале воспроизведения видео). Закон допускает такие способы, как написание имени автора (которое зафиксировано в паспорте), псевдонима (любого буквенно-числового выражения, которое придумает автор), анонимной публикации.

В случае когда, к примеру, произведение размещено на сайте правомерно, но не указан автор, последний может требовать суд предъявить к нарушителю гражданско-правовые санкции, в том числе, компенсацию морального вреда.

Право обнародования

Обнародование — процесс доведения произведения до массового сведения. Самый яркий пример — опубликование книги. Вместе с тем существуют и иные варианты: так, в законе указаны публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир либо по кабелю и другие способы. Так, если скульптор демонстрирует свое произведение, это будет считаться показом. Если же автор-исполнитель поет сочиненную им песню — это публичное исполнение. Когда фильм транслируется по телевизору — это сообщение в эфир или через кабель (в зависимости от того, каким способом реализуется сообщение).

Хотя закон одинаково охраняет как необнародованные, так и обнародованные произведения, последние защищать все-таки проще, поэтому большинство авторов прибегают к реализации этого права.

Хотя мы отнесли (и многие юристы относят) это право к личным неимущественным, здесь можно поспорить, так как возможность обнародовать произведение может перейти к другому лицу после смерти автора. Требуется, чтобы это лицо имело исключительное право, и также нужна воля автора на такое обнародование. Например, писатель может указать в предсмертной записке, что он хотел бы, чтобы конкретный человек опубликовал его книги. Таким образом, право можно считать неимущественным, т. к. здесь нет денежного содержания, но что касается личного характера, то неотделимость отсутствует, право может передаваться другому лицу, хотя только в одном случае.

Право на отзыв

Оно в некотором роде вторично от рассмотренного выше. В силу статьи 1269 ГК РФ автор может отказаться от обнародования произведения, если по факту оно еще не публиковалось, не выводилось в эфир и т. д. При этом нужно возместить убытки.

Право на неприкосновенность произведения

Это важнейшая юридическая гарантия запрещает всем прочим лицам нарушать целостность авторского произведения. В частности, в законе установлено, что нельзя вносить изменения, сокращения, дополнения, а также создавать иллюстрации, придумывать предисловия и послесловия, добавлять свои пояснения. Для осуществления указанных действий в обязательном порядке нужно согласие автора.

Закон особо охраняет это право. Именно поэтому в отдельных случаях, когда опорочена деловая репутация автора, его достоинство, можно в особом порядке наказать нарушителя (см. статью 152 ГК РФ).

Из общего правила есть изъятие: когда автора уже нет в живых, правообладатель может разрешать вносить коррективы в произведение, но при условии, что такие правки совершенно незначительны и не нарушают общего творческого замысла.

Таким образом, личные неимущественные права автора по умолчанию имеют тесную связь с его личностью, не могут быть переданы другим субъектам как по договору, так и по другим основаниям (например, по наследству). Что же касается способов защиты, то наиболее предпочтительным является взыскание морального ущерба (более подробно об этом см. эту статью).

Личные неимущественные права авторов: старые песни о главном?

Зачастую при создании контента (изображений, текстов, видео- и аудиоматериалов) услуги автора требуются разово: стороны заключают договор на создание, предположим, рекламного ролика или звуковой дорожки для мобильного приложения и после исполнения заказа идут каждый своей дорогой. Такие отношения опосредуются гражданско-правовым договором: подряда или возмездного оказания услуг и уступки исключительного права (редко – лицензии). Однако не всегда стороны помнят о том, что кроме имущественных прав у автора есть также личные неимущественные права. Их особенность состоит в том, что они неотчуждаемы. О чем сторонам следует подумать “на берегу”?

Право авторства и право на имя

Право авторства означает право автора признаваться автором произведения. Самый распространенный способ нарушения права авторства – плагиат, то есть представление чужого произведения в качестве собственного. Кроме того, это право также можно нарушить, заявляя о том, что автор на самом деле не создавал произведение (отрицание авторства). Однако в рассматриваемой ситуации – при создании фрилансером произведения на заказ – право авторства нарушается редко. На стороне автора – договор с заказчиком, по которому автор обязуется создать некое произведение, а ведь в этом и состоит суть авторства.

Гораздо больший интерес представляет право автора на имя, то есть право разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

Дело в том, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» никак не регулирует вопрос выбора автором конкретного способа указания его имени. Когда автор должен сообщить заказчику о том, как его именовать? Насколько часто автор может менять свой выбор? Например, сегодня он предпочитает быть “Золотым драконом”, а завтра – “Александром Македонским”. Должен ли заказчик всякий раз изменять данные автора? И если да, то кто будет нести соответствующие расходы: автор, который реализует свое право, или заказчик, который вполне может столкнуться с “потребительским авторским экстремизмом”? Хороший вопрос, на который законодательство, увы, ответа не дает.

На практике поступают обычно так: стороны включают в договор условие о том, как именно будет указано имя автора, а также о том, что при желании автора поменять способ указания его имени он возместит заказчику все расходы на реализацию этого права. С одной стороны, право автора на имя не ограничено: он может реализовать его столько раз, сколько захочет. С другой стороны, интересы заказчика также защищены: ему не придется терять деньги из-за явного злоупотребления со стороны автора.

Право на неприкосновенность произведения защищает произведение от сокращений, изменений, дополнений и искажений. Это право позволяет сохранить чистоту авторского замысла, то есть без согласия автора заказчик не сможет вносить изменения в произведение (хотя это может быть необходимо, например, при адаптации произведения для определенной аудитории).

Заказчику следует получить согласие автора на внесение в произведение изменений, дополнений и сокращений (согласие может быть частью договора). Согласие может быть как общим (на внесение любых изменений и дополнений), так и частным (например, на сокращение произведения с обязательным сохранением определенных эпизодов – для целостности сюжетной линии). Кроме того, стороны могут оформлять согласие отдельно для каждого конкретного случая внесения изменений (с описанием того, какие именно изменения вносятся).

Право на обнародование и право на отзыв произведения

Автору также принадлежит право на обнародование – первое представление произведения публике. Как правило, в договоре на создание произведения указывается, как именно будет использоваться произведение (например, на сайте заказчика или в рекламном ролике), то есть разрешение автора на опубликование произведения подразумевается.

Однако важно помнить: если произведение не является служебным, автор может реализовать свое право на его отзыв, то есть отказаться от принятого ранее решения об обнародовании произведения. Закон предусматривает, что в этом случае автор должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры. В договоре стороны могут предусмотреть порядок действий при принятии автором решения об отзыве произведения: кто, как и в какие сроки будет изымать из оборота отозванные экземпляры. Следует также предусмотреть компенсацию, которую автор будет обязан уплатить заказчику при принятии решения об отзыве. Такая компенсация не ограничивает права автора, а защищает заказчика от злоупотреблений: ведь заказчик заплатил за создание произведения и возможность его использовать. Вместо уплаты компенсации договор может предусматривать возврат (частично или полностью) вознаграждения за создание произведения и предоставление лицензии (уступку исключительного права).

Важно! Уступка исключительного права не затрагивает личные неимущественные права автора. Автор вправе реализовать любое из личных неимущественных прав даже тогда, когда исключительное право перешло к заказчику в полном объеме.

Личные неимущественные права автора

Вообще все права, которые человек приобретает (или не приобретает – как фишка ляжет) в течение своей жизни, делятся на две группы: имущественные права (право собственности на любимый велосипед и «счастливые» трусы) и нематериальные блага (и их подвид — личные неимущественные права).
Так как впереди долгие и подробные разговоры об имущественных правах, сегодня побеседуем о духовном и нематериальном, а именно – о личных неимущественных правах.
Нематериальные блага отнюдь не ограничиваются всего лишь авторским правом. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации к нематериальным благам относит следующие безусловно ценные явления:
— жизнь и здоровье;
— достоинство личности;
— личная неприкосновенность;
— честь и доброе имя;
— деловая репутация;
— неприкосновенность частной жизни;
— личная и семейная тайна;
— право свободного передвижения;
— выбора места пребывания и жительства;
— право на имя;
— право авторства;
— иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.*
Делится все это богатство на нематериальные блага и личные неимущественные права по следующему принципу: все, что любезному гражданину нашей доблестной страны причитается с момента рождения и по факту рождения на просторах 1/6 части суши, является нематериальными благами . Например: право на жизнь и здоровье, право на честь и доброе имя. А то, что жалуется на основании закона, относится к личным неимущественным правам, в том числе и право авторства. Грань между благами и правами достаточно тонкая и условная и, как мне кажется, придумана исключительно для того, чтобы гиганты отечественной цивилистики имели хороший повод для интеллигентных споров за рюмкой чая.
Основная особенность нематериальных благ и личных неимущественных прав, она же – отличие от имущественных прав, в том, что они, во-первых, лишены материального (имущественного) содержания, их нельзя оценить в денежном выражении и, во-вторых, они неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их отчуждения или иной передачи другим лицам ни по каким основаниям.
Перевожу: право на жизнь не имеет цены и продать его кому-нибудь нельзя. Точно так же, как и право авторства (т.е. право признаваться автором произведения).
Все эти права защищаются законодательством (в некоторых случаях – вплоть до защиты прав уже умершего человека), впрочем, с присущим нашей исполнительной власти чувством юмора. Желающие посмеяться могут пойти и попробовать рассказать сержанту Сидорову, патрулирующему переход под Пушкинской площадью при температуре воздуха +30 в тени, про свои права на свободное передвижение и выбор места жительства. Занимательная у вас будет беседа – особенно если вы подготовитесь и обрушите на несчастного сержанта с фрикативной «г» цитаты из Постановлений Конституционного суда РФ. Полагаю, что сержант, движимый исключительно просветительским инстинктом, продемонстрирует вам, как на основании закона ваши прекрасные нематериальные блага и неимущественные права могут быть ограничены. Заодно посмотрите на обезьянник. Изнутри.
Но, какой бы нежной утопией не выглядели личные неимущественные права, определенная (и существенная!) польза от знакомства с ними имеется. Потому что это знакомство, перерастая в крепкую дружбу, позволяет влить полведра дегтя в горшочек меда главного редактора/издателя и учинить нежный авторский беспредел.
К личным неимущественным правам автора относятся следующие права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).**
Обсудим по пунктам.
1. Право авторства. Вернемся к Васе с Осей, которые, жертвуя собственным здоровьем на благо просвещения широкой общественности, написали эпохальный путеводитель по заповедным пивным местам. Пока они тратили гонорары на восстановление печени и пошатнувшихся нервов, некто Гоша Пипкин, подковыривая в носу, обнаружил сию нетленку и, недолго думая, выложил в сети, подписав собственным именем. Руководствуясь принципом «тихо сп.здил и ушел – называется нашел» (хотя в нашем случае – называется «плагиат»). Вот тут-то Вася с Осей (или Ося без Васи, или наследники обоих, если гонорары нашим героям впрок не пошли) могут бежать к юристам, потирая ручки на ходу, и строчить под диктовку исковое заявление с требованием урезонить зарвавшегося хама Пипкина и взыскать с него компенсацию за наглость — нарушение права авторства.
2. Право на имя. Оно же – право автора выбирать, под каким именем обнародовать свое произведение. Вариантов, согласно Закону, может быть три: подлинное имя, псевдоним, анонимно. В первом случае все просто — при публикации произведения указываются полные фамилия, имя, отчество автора (или фамилия и инициалы), если авторским договором не установлено иное.
Если же Вася с Осей стыдятся своих пивных похождений и не хотят, чтобы авторов почтенного труда в Баварии и Чехии идентифицировали как «того русского, который – нет, ты помнишь? – после трех литров пива упал под стол, кусал ножку стула и требовал от бармена срочного акта любви», то они могут свой путеводитель опубликовать под псевдонимами, выбрав что-нибудь эффектное и запоминающееся. Например, «Котя Вервольфович» и «Аполлон Бельведер-Залесский». Непременно указав в авторском договоре, что публикация допускается только под указанными псевдонимами. А если все очень запущенно и слухи о Васиных и Осиных изысканиях на чужбине переполняют отечественную прессу – наши герои и вовсе могут публиковаться анонимно (указав это опять же, в авторском договоре).
И вот тогда… тогда издатель и пикнуть не может, и намекнуть не смеет – кто же на самом деле авторы бестселлера. Иначе – см пункт 1 – юристы, исковое, компенсация. А если Вася и Ося загнутся, не успев объявить о своем авторстве (т.е. сообщить всему миру, что они – «те самые, которые…»), то траурные переиздания их путеводителя также должны будут печататься под псевдонимами или анонимно.
Но если среди читателей найдется хитрый филолог-лингвист, в загребущие ручки которого по чистой случайности попадут школьные сочинения Васи и Оси на тему «Как я провел лето» и первые упражнения наших героев со словом и слогом (проходящие по категории «креатиффчег»), и этот наглый тип пошуршит учебником, помашет красным карандашом – да и определит авторство Васи и Оси, а свои научные выводы опубликует – имеет право. Васе и Осе останется только стирать пломбы от злобы и учиться жить в свете немеркнущей славы.
3. Право на обнародование. То есть право автора предоставить доступ к своему произведению любым третьим лицам (кроме собственно автора и издателя). Чаще всего реализуется путем заключения соответствующего авторского договора. При этом произведение считается обнародованным только в том случае, если публикация (воспроизведение, показ, и т.п.) были осуществлены с согласия автора, на основании авторского договора и с соблюдением его (договора) условий.
Если автор после обнародования произведения перегрелся на солнцепеке, то он может использовать свое право на отзыв ***. То есть отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.
Предположим, Вася и Ося заключили авторский договор и передали издательству «Пивняк-сушняк» исключительные права на публикацию своей нетленки. Издательство воодушевилось, заказало красочные фотографии, подготовило рукопись к печати, заключило договор с типографией, и вот когда первые глянцевые страницы поползли из типографского станка – авторы передумали. Решили, что в настоящем виде их труд поверхностен, незрел и не имеет метафизической целостности. Поэтому опубликовать его – опозориться на всю оставшуюся жизнь. Тогда им остается только сообщить об этом издательству «Пивняк-сушняк», выслушать часовую матерную тираду (спешно записывая новые слова и обороты), оплатить ВСЕ убытки издательства (гонорары фотографу, дизайнеру, оформителю, стоимость печати, перевозки, хранения, рекламы и т.п.), выплатить предусмотренную авторским договором неустойку, а после этого – получить на руки уже отпечатанные экземпляры путеводителя и в домашних условиях осваивать приготовление питательного бульона из книжного клея. Потому что ничего, кроме своих отозванных книжек, Васе и Осе на покушать не останется.
Если же степень поражения Васи-Осиных мозгов достигла критической отметки, наши авторы могут публично оповестить широкую общественность об отзыве своего путеводителя и изъять сей монументальный труд из продажи. Разумеется, с неизменным возмещением всех убытков.
Из всей этой дорогущей идиллии авторского произвола есть одно исключение — право на отзыв не может быть применено автором, если его произведение является служебным. Но и тут есть варианты для импровизации – автор может принять решение не передавать свое произведение работодателю. Конечно, опять придется раскошелиться и возместить собственной конторе стоимость затраченных при создании произведения материалов. Но после облегчения кошелька невозможно будет заставить автора передать свое произведение работодателю. Получается, что право на отзыв служебного произведения утрачивается автором после того, как он передал это произведение своему работодателю.
4. Право на защиту репутации автора. На мой юридический вкус, это право – просто именины сердца для изможденного капризной музой автора. Потому что содержание этого права сводится к следующему: без согласия автора недопустимо внесение в произведение любых изменений — даже если они не наносят ущерба чести и достоинству автора (сие следует из того, что автору и только автору принадлежит право на переработку произведения. Впрочем, это уже относится к имущественным правам, а не о них сейчас речь). Особо отмечаю, что право на защиту репутации может быть реализовано автором когда его произведение снабжается иллюстрациями, примечаниями, предисловием и т.п., которые искажают замысел автора, унижают его и т.п.
Предположим, солнечного удара у Васи с Осей не случилось, отзывать свой путеводитель они не стали, но получив по авторскому экземпляру уже отпечатанной и готовой к продаже нетленки – схватились каждый за свое сердце и помчались за корвалолом. А все потому, что предисловие писал врач-нарколог, в каждом абзаце проставивший авторам по новому диагнозу и через абзац – посуливший им же скорейшую и безвременную кончину в приступе белой горячки; на сопроводительных фото мучимый абстинентным синдромом и тоской по великой державе фотограф запечатлел бутылки «Жигулевского» образца 1981г. на газете «Правда» (№125 за 16 апреля 1987г.) в компании трупа безвременно высушенной воблы с выпученными глазами. И никого не беспокоит, что ни Васе в Баварии, ни Осе в Чехии на газетах не накрывали, Жигулевского не подавали, а на закуску предлагали колбаски с тушеной капустой и кнедлики. И диагноз у них один на двоих – «Здоров!»
Вот здесь, вооружившись Гражданским кодексом РФ, Вася с Осей могут в судебном порядке требовать у издательства «Пивняк-сушняк» сатисфакции и компенсации физических и нравственных страданий, сиречь – морального вреда, причиненного издательством авторам.
А на десерт – еще одна ложечка меда. Как было написано выше в моем затянувшемся спиче, личные неимущественные права автора от самого автора неотчуждаемы.**** В реальности же расклад несколько иной.
Однозначно и стопроцентно не может быть продано, подарено, обменено и любым иным способом передано право авторства. И любой договор с содержанием «Я, Вася Пупкин, будучи автором путеводителя по пивным заведениям Баварии, передаю свое право авторства на указанный путеводитель Осе Попкину» заведомо ничтожен. Это значит, что в судебном разбирательстве наш самый гуманный суд в мире признает такой горе-договор недействительным без всяких доказательств и прений Васи и Оси, в силу прямого указания закона. И будьте любезны, получите двустороннюю реституцию (возврат каждой из сторон полученного по такой сделке) – Вася возвращает Осе деньги, Ося сокрушается, но возвращает Васе его, Васино, право авторства.
Другие же личные неимущественные авторские права действуют, пока они не ограничены авторским договором. Именно в договоре автор выбирает, под каким именем будет опубликовано его произведение, возможна ли переработка произведения, дополнение его предисловием, картинками, вокабуляром, схемами поедания кнедликов и прочая, прочая, прочая. А после заключения авторского договора автор не вправе в одностороннем порядке условия договора менять (подписался на предисловие – все, получи и не пищи!).
Как видите, и из неимущественных прав, лишенных денежного выражения, можно извлечь некую экономическую пользу при умелом подходе к хитрому стечению обстоятельств. За сим полагаю знакомство с личными неимущественными правами автора законченным. Наслаждайтесь их приятным обществом, пока я для наилучшей усвояемости препарирую, отбиваю, обжариваю и приправляю имущественные права автора.
*пункт 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ
**пункт 1 статьи 15 Закона
***пункт 2 статьи 15 Закона
****пункт 3 статьи 15 Закона

Личные неимущественные права автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *