Лицензия на дистанционное обучение

Лицензирование НКО ДОТ

Здравствуйте!

Согласно Постановлению
Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной
деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной
деятельности») при намерении соискателя лицензии реализовывать
образовательные программы, указанные в настоящем пункте, предъявляются
лицензионные требования, установленные в подпунктах
«а» — «ж»
пункта 4 настоящего Положения, а также следующие требования:

а) наличие условий
для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и
обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения
образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для
образовательных программ с применением исключительно электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий;

Для получения лицензии
соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление,
оформленное в соответствии с частями 1
и 2 статьи 13
Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
а также следующие документы (копии документов) и сведения:

а) копии
учредительных документов юридического лица;

б) реквизиты
документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности
или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и
территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения
практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест
осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих
документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения,
помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной
регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;

в) подписанная
руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по
образовательным программам;

г) копии
документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья
обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с
соответствующими условиями для работы медицинских работников;

д) копии
разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
образовательных программ;

е) реквизиты
выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о
соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений,
оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной
деятельности;

ж) реквизиты
заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной
безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если
соискателем лицензии является образовательная организация);

з) подписанная
руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка
о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной
организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную
деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных
условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья;

и) подписанная
руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка
о наличии условий для функционирования электронной
информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;

к) реквизиты
выданной в установленном порядке лицензии на проведение работ с использованием
сведений, составляющих государственную тайну, по образовательным программам,
содержащим сведения,
составляющие государственную тайну (при наличии образовательных программ);

л) копия договора,
заключенного соискателем лицензии в соответствии с частью 5 статьи 82
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки
обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования
и фармацевтического образования (при наличии образовательных программ);

м) сведения о
гражданах, являющихся учредителями организаций, планирующих осуществлять
образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения
для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным
профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, а также
гражданах, являющихся учредителями (участниками) организаций, выступающих в
качестве учредителей организаций, планирующих осуществлять образовательную
деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в
качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным
профессиональным программам руководителей частных охранных организаций,
подтверждающие их соответствие требованиям, предусмотренным статьей 15.2
Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации»;

н) реквизиты
выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения
о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при наличии
образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств);

о) копии программ
подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и
троллейбусов, согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (при наличии
образовательных программ);

п) копия решения
Министерства иностранных дел Российской Федерации о создании
специализированного структурного образовательного подразделения
загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации,
осуществляющего образовательную деятельность (в случае если в качестве
соискателя лицензии выступает загранучреждение Министерства иностранных дел
Российской Федерации);

р) представление
религиозных организаций — учредителей образовательных организаций (в случае
если такие религиозные организации входят в структуру централизованных
религиозных организаций, — представления соответствующих централизованных
религиозных организаций), сведения о квалификации педагогических работников
духовных образовательных организаций, имеющих богословские степени и
богословские звания (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает
духовная образовательная организация), а также копии документов, подтверждающих
размещение духовной образовательной организации в помещениях, находящихся на
праве собственности или ином законном основании у ее учредителя, для
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (при
наличии таких помещений);

с) копия положения
о филиале (в случае если соискатель лицензии намерен осуществлять
образовательную деятельность в филиале);

т) копия положения
о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии
выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение
которой осуществляет реализацию образовательных программ);

у) опись
прилагаемых документов.

Согласно ст. 16
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об
образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается
организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах
данных и используемой при реализации образовательных программ информации и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а
также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную
деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.

При реализации образовательных программ с
применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны
быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные
образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей
и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не
допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения
организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала
независимо от места нахождения обучающихся.

В соответствии с приказом
Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных
образовательных технологий» под ДОТ понимаются образовательные технологии,
реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных
технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном
взаимодействии обучающегося и педагогического работника

Целью использования
ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности
освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства
обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Образовательное учреждение вправе использовать
ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах
получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов
учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной
практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Использование ДОТ
не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических
занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с
использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического
работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Образовательное учреждение вправе использовать
ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и
учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки,
и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих
реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

При использовании ДОТ образовательное
учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и
учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном
или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного
учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины,
учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу),
практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества
усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению
учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля,
текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, — позволяющему
обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методический
комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением
справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и
общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями,
ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и
сетевых ресурсов.

Содержание учебно-методического комплекса
должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

При использовании
ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены
государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического
комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму
содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

Документы для получения дистанционного образования

С каждым годом из-за развития технологий жизнь становится все быстрее, а современное общество предъявляет все больше требований к своим участникам. Теперь мало быть просто студентом – для построения успешной карьеры нужно активно и разносторонне развиваться, нарабатывать практические профессиональные навыки, стажироваться и получать опыт работы.

Все это невозможно успеть, обучаясь «по старинке» – на дневном отделении вуза или колледжа. И даже заочное образование не даст достаточно свободы и личного времени. Что уж говорить о тех, кто нуждается в образовании, но уже давно занят трудовой деятельностью и добился в ней больших результатов? Не бросать же им работу ради поступления в университет!

Таким образом, потребность в удобном образовании очень велика среди всех слоев населения: как молодых, так и среднего возраста, как довольно обеспеченных, так и нуждающихся в постоянном непрерывном заработке. И отличным решением для всех желающих становится дистанционное образование.

Дистанционное образование: гарантия качества

Дистанционное образование в России на сегодняшний день переживает свой рассвет: его совсем недавно начали расценивать как хорошую альтернативу традиционным формам обучения. Сегодня многие университеты стараются расширить возможности дистанционных программ, предлагая абитуриентам все более качественное и все более удобное удаленное образование.

Однако в зарубежных странах дистанционное образование ушло далеко вперед – многие престижные университеты видят за этой формой будущее, и активно привлекают студентов делать выбор в пользу именно удаленного обучения.

Получив свое развитие еще вначале века с активным ростом информационно-коммуникативных технологий, дистанционное образование и сегодня следует по пятам за технологическим прогрессом. Все новейшие разработки тут же включаются в процесс обучения, становясь новыми инструментами образования.

Если когда-то приходилось ходить в библиотеки за нужными учебниками, то теперь студенты могут найти все необходимые им учебные материалы в электронной библиотеке на сайте университета, доступ к которому у них всегда под рукой. Если раньше приходилось искать личной встречи с преподавателем, чтобы задать вопрос или сдать на проверку задание, то теперь можно пообщаться с преподавателем в специальном чате, отправив письмо на электронную почту или позвонив через программу Skype.

Отдельного упоминания заслуживает и цена дистанционного образования. Она гораздо ниже, чем обучение на дневном отделении университета, и даже чем обучение на заочном отделении. Дистанционные программы действительно очень дешевые, и это делает их доступными для тех, кому традиционное образование не по карману.

Причина низких цен вовсе не в низком качестве: оно как раз остается на одном уровне с традиционным обучением. Просто при удаленном образовании университету не нужно затрачивать большие средства из своего бюджета на организацию процесса – на аудитории, на постоянное присутствие преподавателей. При дистанционном образовании все курсы или уже записаны на видео и предоставляются студентам, или проходят в режиме реального времени через Skype, охватывая сразу большую аудиторию слушателей.

Дистанционное образование: преимущества и недостатки

Из плюсов дистанционного образования отметим самые важные:

  • вы можете получать образование, удобно совмещая обучение с работой;
  • вы не ограничены в пространственном отношении и можете выбрать более престижное учебное заведение, даже если оно находится в другом городе или другой стране;
  • вы получаете качественное образование, при этом имея возможность самостоятельно планировать свое время и другие ресурсы;
  • вы получаете точно такой же диплом об образовании, как и студенты традиционных форм обучения;
  • вы тратите на учебу значительно меньше денег;
  • вы можете учиться и одновременно уделять достаточно времени семье, маленьким детям.

Из минусов такого образования очевидны такие:

  • чтобы получить не только документ об образовании, но и знания, вам нужно обладать навыками самоорганизации и уметь планировать свое время;
  • образовательные программы менее интенсивные и плотные, поэтому процесс обучения, как правило, длится на год дольше;
  • при такой форме обучении вы не сможете пережить «веселую студенческую пору», о которой ностальгируют многие взрослые люди.

Таким образом, дистанционное обучение идеально для тех, кто серьезно относится к своей карьере и готов вкладывать с нее свои силы и время.

Что нужно для поступления на дистанционную программу обучения

Для поступления на дистанционные программы обучения требуется предоставить определенны пакет документов. Он может быть различным в зависимости от требований конкретного учебного заведения и вашего уже имеющегося образования. Далее мы рассмотрим, какие документы необходимо будет собрать в каждом конкретном случае.

Поступление после школы

Заканчиваете последние классы школы и решили, что больше не хотите просиживать штаны в душных аудиториях? Тогда дистанционное образование – для вас. Большие возможности, много свободы заниматься тем, чем по-настоящему хочется.

Для того чтобы поступить на программу удаленного обучения, вы можете или прийти лично в приемную комиссию университета, предоставив необходимый для поступления пакет документов и написав заявление. А можете заполнить заявление и выслать его на электронную почту вуза.

Во втором случае вам придет ответ, какие документы нужно предоставить. Выслать их вы сможете по почте или также в электронном виде (если университет допускает этот вариант). Образец заявления обычно можно найти на сайте университета в разделе «Абитуриентам».

Пакет необходимых документов включает:

  1. Заявление (о нем уже было сказано выше).
  2. Аттестат об окончании школы. Он подтверждает наличие у вас полного среднего образования. Многие университеты просят приложить к оригиналу документа еще и его ксерокопию.
  3. Сертификат о сдаче ЕГЭ, в котором указаны набранные вами на экзаменах баллы.
  4. Ксерокопию вашего паспорта. Редко, но случается, что университет требует заверить подлинность этой копии у нотариуса. Это не сложная процедура – на копию просто ставят «живую» печать, подтверждающую, что все указанные сведения соответствуют оригиналу документа.
  5. Медицинская справка №086/у – требуется не везде и не всегда. Как правило, она подтверждает ваше физическое здоровье, однако при дистанционном обучении она нужна только для направления «Педагогическое образование».
  6. Фотографии размером 3×4 сантиметра. От 4 до 8 штук – все зависит от требований конкретного вуза.
  7. Военный билет или приписное свидетельство (для парней) – также требуют не в каждом университете.
  8. Несколько конвертов для пересылки документов почтой России – требуют не в каждом вузе.

Для поступления в колледж на базе 9 классов нужно:

  1. Заявление.
  2. Копию паспорта.
  3. Аттестат о неполном среднем образовании.
  4. Фотографии размером 3×4 сантиметра. От 4 до 8 штук.

Поступление после колледжа

Вы получили среднее специальное образование, но решили не останавливаться на достигнутом? Получать высшее образование дистанционно и одновременно заниматься карьерой – это очень удобно. А, выбрав для получения высшего образования то же самое направление, по которому вы обучались в колледже, у вас появится возможность поступить сразу на третий курс!

Какие документы для поступления необходимо предоставить:

  1. Заявление на поступление.
  2. Ксерокопию паспорта.
  3. Диплом о среднем специальном образовании.
  4. Сертификат о сдаче ЕГЭ, в котором указаны набранные вами на экзаменах баллы.
  5. Фотографии размером 3×4 сантиметра, от 4 до 8 штук.

Будьте внимательны: если вы поступаете не на то же направление, по которому проходили обучение в колледже, вас зачисляют на первый курс университета по тем же правилам, что и выпускников школ. А значит, если вы еще не сдавали ЕГЭ, вам нужно будет его сдать.

Сделать это можно в любой школе по месту жительства, но заняться этим нужно заранее – написать заявление на прикрепление к определенной школе нужно еще весной, в марте, тогда как сам экзамен проходит в мае. Однако некоторые учебные заведения проводят внутренние вступительные испытания для тех, кто уже имеет среднее профессиональное образование – в таких учебных заведениях результаты ЕГЭ не требуются.

Поступление для взрослых граждан

Учиться никогда не поздно! И это не просто слова: по статистике, две трети студентов, обучающихся на дистанционных программах, уже преодолели тридцатилетний рубеж. Многие из них – успешные состоявшиеся профессионалы, которым по разным причинам нужно подтвердить свою квалификацию соответствующим образованием. А есть и такие, кто получает образование впервые.

Таким абитуриентам для поступления нужно предоставить:

  1. Заявление.
  2. Ксерокопию паспорта.
  3. Документы об образовании:
  • диплом о высшем образовании (если он есть, то можно поступить на программу второго высшего образования, такое обучение продлится всего три года);
  • диплом о среднем профессиональном образовании или школьный аттестат (для таких абитуриентов предусмотрены внутренние вступительные экзамены, или же можно сдать ЕГЭ в одной из школ по месту жительства).
  1. Фотографии размером 3×4 сантиметра, от 4 до 8 штук.

Поступление в зарубежный университет

Многие университеты Европы предлагают обучение на дистанционных программах иностранным абитуриентам. Для этого университеты переводят программы на международный язык (английский). Если уровень знания языка позволяет вам свободно понимать и общаться, вы можете поступить в один из зарубежных вузов и получить престижный диплом европейского образца.

Для поступления вам потребуется:

  1. Заявление (можно отправить на электронную почту вуза).
  2. Ксерокопия паспорта.
  3. Аттестат или диплом о среднем или высшем образовании (нужно будет пройти процедуру нострификации – подтверждения, что ваш документ об образовании является равноценным аналогичному европейскому документу).
  4. Сертификат о прохождении языковых курсов, подтверждающий знание вами иностранного языка на необходимом для успешного обучения уровне.

Среди тех, кому может понадобиться дистанционное образование – школьники, студенты, а также те, кто давно завершил свое обучение и уже многие годы занят профессиональной деятельностью.

Мы рассмотрели, каким образом удаленное образование решит проблемы этих людей, а также постарались подробно ответить на вопрос, что нужно, чтобы поступить на одну из программ дистанционного обучения.

Благодаря удаленному образованию учеба превращается в интересное хобби и позволяет достигать определенного уровня в работе и карьерном росте.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Воронежский Государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова

Высший инженерный колледж

Современная научно-технологическая академия

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Вопрос: Хочу проводить платные обучающие онлайн-курсы по дизайну интерьера, выдавать диплом с формулировкой: «ФИО успешно прошел курсу по дизайну интерьера…». Оказывать услуги я буду не лично, а с привлечение дизайнеров для вебинаров. Как получить лицензию для онлайн-курсов? Как эта лицензия называется? Где можно взять информацию о порядке и требованиях для получения такой лицензии? Могу ли я использовать ИП для получения лицензии или нужна другая форма организации? Сколько будет стоить лицензия? Можно ли ее получить самостоятельно или лучше обратиться к специалистам для ее оформления? (Правовед.RU, сентябрь 2017 г.)

Хочу проводить платные обучающие онлайн-курсы по дизайну интерьера, выдавать диплом с формулировкой: «ФИО успешно прошел курсу по дизайну интерьера…». Оказывать услуги я буду не лично, а с привлечение дизайнеров для вебинаров. Как получить лицензию для онлайн-курсов? Как эта лицензия называется? Где можно взять информацию о порядке и требованиях для получения такой лицензии? Могу ли я использовать ИП для получения лицензии или нужна другая форма организации? Сколько будет стоить лицензия? Можно ли ее получить самостоятельно или лучше обратиться к специалистам для ее оформления?

Все зависит от того, какую образовательную программу вы собираетесь реализовывать. Если это дополнительное образование взрослых и детей или профессиональное обучение по профессиям рабочих и должностям служащих, то ИП подойдет. Если это профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование — ИП не подойдет.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Лицензирование образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, но есть дополнительные требования.

При намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы, указанные в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах «а»-«ж» п. 4 настоящего Положения, а также следующие требования:

— наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, вам сначала нужно определиться с программами, которые вы собираетесь реализовывать. В любом случае нужно обращаться в свой региональный орган по надзору и контролю в сфере образования, где должна быть полная информация по процедуре лицензирования.

Лицензию вам получать нужно, поскольку дизайнеры, которые будут обучать, не могут быть просто дизайнерами (как нанятые для оформления дизайна заказчиком), поэтому вы будете их оформлять преподавателями.

Вам, скорее всего, подойдет дополнительное образование взрослых и детей (ст. 75 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

В.А. Борисов

Правовед.RU

Свое дело: дистанционные образовательные курсы

* В расчетах используются средние данные по России

В настоящее время в Российской Федерации сфера образования постепенно получает развитие. Государство наконец стало в некоторой степени поддерживать предпринимателей, которые предоставляют образовательные услуги, и хотя о настоящей свободе предпринимательства говорить не приходится, всё-таки положительные тенденции уже можно отметить. Параллельно с этим разрабатываются новые технологии, по которым проходит обучение, и сегодня всё большее распространение получает формат дистанционного обучения. Считается, что это неэффективно, однако статистика говорит об обратном, и теперь даже высшие образовательные учреждения нередко предлагают своим студентам возможность заниматься учёбой удалённо с преподавателем. Безусловно, не только высшее образование можно получить таким образом, многие курсы профессиональной и не только подготовки позволяют осваивать новые знания. В связи с этим можно говорить о появлении относительно нового, но уже получившего признание вида предпринимательства – дистанционных образовательных курсов. В случае правильной организации бизнеса такое направление имеет очень хорошие перспективы своего развития.

На рынке сегодня легко найти образовательные программы по очень большим направлениям. Сюда относятся и совсем уж не имеющие официального статуса какие-либо курсы, например, кулинарии или тому подобных дисциплин, и серьёзные курсы, направленные на передачу знаний профессионального образования. По сути, предлагать можно всё, что угодно, главное – чтобы на это был спрос.

Начинающий предприниматель вынужден конкурировать с абсолютно всеми игроками на рынке, потому что вести обучение в такой форме можно абсолютно из любой точки мира, охватывая клиентов из разных стран. Конечно, в большинстве своём работа ведётся внутри страны, однако если по итогам курсов не предполагается выдача каких-то официальных дипломов или сертификатов, то пройти их могут и граждане других стран, в первую очередь – постсоветского пространства. Если же курсы ведутся на английском языке, то возможности сильно расширяются. В общем, найти свою нишу сейчас ещё относительно просто, но только вот на определённые сферы образования уже имеется стабильный спрос, а на другие сферы этот спрос придётся формировать. Начинающий предприниматель должен сразу определиться с перечнем услуг, выбрать направление своей деятельности, оценить работу конкурентов и после заняться желательно только одним или немногими сферами образования. Сложнее всего начать работу с сфере высшего, дополнительного профессионального образования и тому подобных направлений.

Для начала работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Однако коммерческая деятельность подходит только в случае, если компания занимается профессиональным обучением, дошкольным образованием, дополнительным общеобразовательным обучением и реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы. То есть открыть свою, например, школу на базе коммерческого предприятия нельзя – только НКО. А вот проводить обучение каким-либо дисциплинам – вполне можно. Лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью. Индивидуальные предприниматели имеют право заниматься коммерческой образовательной деятельностью только в том случае, если непосредственно сами занимаются ею, не привлекая других преподавателей. Иными словами, оформиться как ИП по закону можно только, если сам предприниматель захотел стать репетитором. Нужно отметить, что ещё недавно даже этих возможностей бизнесмены были лишены, вся образовательная деятельность была возможна только на базе некоммерческой организации.

Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 85.31 Услуги по профессиональному обучению или под одну из кодировок группы (ОКПД 2) 85 Услуги в области образования. В целом государством точно определён перечень лицензируемых видов деятельности, и если предприниматель занимается иной образовательной деятельностью, то получать никаких лицензий ему не придётся. Этот список:

1. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования.

3. Реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования.

4. Реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования.

5. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

6. Реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена.

7. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы бакалавриата.

8. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы специалитета.

9. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы магистратуры.

10. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

11. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ординатуры.

12. Реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования — программы ассистентуры-стажировки.

13. Реализация основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

14. Реализация основной программы профессионального обучения — программы переподготовки рабочих, служащих.

15. Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих, служащих.

16. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ.

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ.

18. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

19. Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

Именно ориентируясь на этот список, можно определить свои дальнейшие действия. Если своя деятельность под определения списка не попала, можно уже сразу переходить к этапу организации бизнеса. Если же она в этом списке есть, то нужно получить лицензию. Для начала составляется педагогическим советом план образовательной программы, который нужно передать в Министерство образования. В плане должно быть учтено абсолютно всё – от непосредственно указания преподаваемых знаний до технической стороны вопроса, то есть как обучение будет проводиться.

Опять же, благодаря принятому Постановлению от 28 октября 2013 г. № 966 теперь дистанционное образование получило легальный статус, ведь ранее не было ни одной формулировки, которая бы позволяла работать с учащимися дистанционно. Пошлина за получение лицензии составляет 6 тысяч рублей, однако в случае неуверенности можно обратиться в специальные компании, которые занимаются помощью в получении лицензий. Они помогут правильно оформить и собрать документы, но их услуги стоят в среднем не меньше 50 тысяч рублей, а иногда могут обойтись в 2-3 раза дороже.

Когда лицензия получена, можно переходить к следующему этапу. Однако существует и такое понятие как аккредитация, пройдя которую можно выдавать дипломы и сертификаты государственного образца. Актуально её прохождение в первую очередь для ВУЗов и школ, если же предприниматель хочет просто открыть курсы, которые направлены исключительно на обучение, а не на выдачу «корочек», то аккредитация будет ему не нужна. По сути, аккредитация нужна именно обучающимся, потому что без неё заниматься образовательной деятельностью предприниматель может, но не может при этом выдавать документы государственного образца. Ему вообще-то всё равно, а вот прошедшему обучение человеку такой документ может потребоваться. В общем и целом аккредитация нужна только для ВУЗов, которые предлагают дистанционное обучение в том числе и для школ, причём получить её они могут только тогда, когда произойдёт первый выпуск учащихся. То есть первые группы учеников в любом случае закончат неаккредитованное учреждение.

Когда все формальности урегулированы, можно приступать к организации своего дела. В настоящее время дистанционное обучение проходит в большинстве случаев на базе системы дистанционного обучения, которая включает в себя огромное количество факторов. В первую очередь это специальное программное обеспечение, которое позволяет посредством сети интернет проводить переговоры учеников с учителем (иными словами – организовывать вебинары). На это придётся выделить немало средств и нанять целый штат программистов, потому что обойтись одним только сайтом и установкой программы Skype не получится. Стоимость внедрения системы дистанционного обучения меняется в зависимости от большого количества факторов, сюда относится не только поддержка переговоров, но и размещение материалов, предоставление доступа к тестированию, хранение базы данных, каталогов и многое другое. На цену также влияет и количество обучаемых, чем их больше – тем дороже, но при этом выгоднее при перерасчёте на одного человека.

Минимальная стоимость пользования системой дистанционного обучения составляет около двух с половиной миллионов рублей в год, можно найти и более выгодные предложения, но тогда могут быть проблемы с качеством предлагаемых услуг. Безусловно, не каждая компания может позволить себе оплату такой системы, некоторые принимают решение о разработке своей собственной, но в этом случае придётся содержать большой штат только программистов, которые и создают систему, а потом обеспечивают её поддержку. В долгосрочной перспективе это гораздо выгоднее, потому что разработанная СДО может впоследствии быть выставлена на рынок, что станет источником дополнительного дохода, а ежемесячное обслуживание будет обходиться в целом дешевле.

Если же денег нет ни на своих программистов и разработку своей СДО, ни на обслуживание в сторонней организации, то можно поступить несколько проще – как раз работать через свой сайт и через Skype. Но стоит ли тогда говорить, что никто всерьёз такую контору воспринимать не будет, и она останется на уровне недорогого репетиторства?

Также может понадобиться позаботиться о своём представительстве, особенно это касается учебных заведений, которые выдают сертификаты, дипломы и прочие грамоты. Всё-таки клиент должен иметь возможность посетить лично офис компании, в которой он обучается, вне зависимости от того, что именно ему преподают: высшую школу экономики или основы шитья овечек. Многие компании и вовсе совмещают дистанционное обучение со стандартным, проводя лекции и семинары у себя в представительстве, но работая при этом и на расстоянии с людьми из других городов.

В зависимости от формата работы и подбирается помещение, это может быть и маленький офис, так и целое здание со многими блоками. Только нельзя забывать о том, что в процессе получения образовательной лицензии нужно передавать сведения о имеющихся мощностях, и при этом всё это учитывается и напрямую влияет на возможность получения лицензии. Для примера: если ученики будут посещать офис ради обучения, то им должны быть предоставлены все условия для комфортного времяпрепровождения. Поэтому зачастую проще всего работать именно как контора, которая если и контактирует с клиентами вживую, то только по административным и организаторским вопросам.

Важный момент – подбор своей команды. Если курсы будут представлять из себя полноценное обучение с выдачей сертификатов, то нужно найти людей, которые имеют соответствующие знания и квалификации. То есть это должны быть профессора или люди, которые занимаются полноценной научной и педагогической деятельностью. Для курсов по более простым дисциплинам достаточно найти лишь мастеров своего дела, которые умеют делиться своим опытом и знанием с людьми. Нельзя забывать и том, что формат обучения несколько нестандартен, поэтому не каждый даже специалист своего дела сможет проводить учебный процесс и находить подход к каждому ученику дистанционно. Желательно найти людей, которые уже имеют опыт подобной работы. Сам предприниматель, если сам является преподавателем, может занять не только руководящую должность, но и принять участие в процессе обучения. Также потребуются люди на администраторские должности. Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, можно передать на аутсорсинг.

Чтобы найти своих клиентов, придётся потратить немало сил, времени и денег на проведение рекламной кампании. Для работы в любом случае придётся создавать собственный сайт, поэтому есть смысл заказать не только его разработку, но и продвижение. Для этого придётся выделить несколько десятков тысяч рублей (до сотни), но в итоге сайт станет одним из первых при поиске через поисковые машины, что положительно скажется на бизнесе. Далее информацию о себе нужно размещать на всех тематических порталах, в социальных сетях, оплачивать продвижение и там, активно искать и работать с клиентами самостоятельно, при необходимости обращаться в компании, которые занимаются поиском «тёплых клиентов» (так называемый lead-менеджмент).

Нельзя забывать и о правильной разработке концепции, сегодня клиент имеет хороший выбор, поэтому его стоит привлекать чем-то особенным, тем, чего нет у конкурентов или развито слабо. Для высшего образования – это та самая пресловутая аккредитация, интересные специальности, хороший преподавательский состав, дополнительные программы и бонусы; для простых курсов – это увлекательный процесс обучения, нестандартные приёмы и методики в работе, возможность практического применения полученных знаний в жизни. Чтобы предложить людям что-то совершенно новое, нужно предварительно провести маркетинговое исследование, чтобы знать, насколько актуально предложение.

Вообще риски при инновационном продукте на порядок выше, однако в случае успеха можно занять пустующую нишу и быть первым на рынке, чтобы, особенно в первое время работы, забрать себе всех возможных клиентов. Сегодня обучение можно проводить по совершенно любому направлению, от изучения языка фарси до курсов по изготовлению поделок из папье-маше. На всё можно найти своего потребителя, главное донести до него возможность обучения.

Такой бизнес имеет достаточно перспектив, чтобы заниматься им, однако направление дистанционного обучения постоянно развивается, и уже сегодня приходится вкладывать немало средств в то, чтобы предлагать потребителям конкурентоспособный продукт. В связи с этим сумма стартового капитала обычно составляет несколько миллионов рублей, хотя небольшие курсы, когда преподаватель действительно через простые программы общается с учениками, могут быть открыты и за относительно небольшие деньги. Только вот клиент становится всё более привередливым. Такой вид предпринимательства может быть и развитием уже существующего, основанного на предоставлении образовательных услуг. При всём при этом такое дело достаточно интересно и увлекательно для самого бизнесмена.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 05.06.2015

Все материалы по тегу: онлайн-образование

7495 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 244280 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Запомнить статью

Вы можете сохранить данную страницу при помощи:

Лицензия на дистанционное обучение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *