Лицензия телематические услуги связи

Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и оценка соответствия в области связи (ст.ст. 29 — 43.2)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 14-ФЗ в главу 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 14 февраля 2008 г.

См. текст главы в предыдущей редакции

Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и оценка соответствия в области связи

  • Статья 29. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
  • Статья 30. Требования к заявлению о предоставлении лицензии
  • Статья 31. Торги (аукцион, конкурс) на получение лицензии
  • Статья 32. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и выдаче лицензии
  • Статья 33. Срок действия лицензии
  • Статья 34. Отказ в выдаче лицензии
  • Статья 35. Переоформление лицензии
  • Статья 36. Внесение изменений и дополнений в лицензию
  • Статья 37. Приостановление действия лицензии
  • Статья 38. Возобновление действия лицензии
  • Статья 39. Аннулирование лицензии
  • Статья 40. Формирование и ведение реестра лицензий в области связи
  • Статья 40.1. Информация о вещателе, трансляция телеканалов и (или) радиоканалов которого осуществляется оператором связи
  • Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи
  • Статья 42. Выдача и прекращение действия сертификатов соответствия при проведении обязательной сертификации средств связи
  • Статья 43. Декларирование соответствия и регистрация деклараций о соответствии
  • Статья 43.1 (утратила силу)
  • Статья 43.2 (утратила силу)
<< Статья 28.
Регулирование тарифов на услуги связи
Статья 29. >>
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи
Содержание
Федеральный закон «О связи»

Лицензирование на осуществление деятельности в области оказания услуг связи

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление) в реестр лицензий в области связи внесены сведения о продлении сроков действия лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., на 12 месяцев.

Соответствующие изменения внесены в электронный реестр лицензий в области связи, размещенный на официальном сайте Роскомнадзора (http://rkn.gov.ru/communication/register/license).

В соответствии с пунктом 3 Постановления изменения в тексты лицензий вноситься не будут.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктами 6, 7 Постановления в случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности (территории действия лицензии), связанного с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, а также в случае изменения наименования юридического лица или его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения, переоформления лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи не требуется».

Разъяснения по вопросам разрешительных процедур в сфере связи в отношении лицензиатов и владельцев разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, которые являются акционерными обществами (DOCX, 17.73 Kb)

Рекомендации по оформлению заявлений по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи

Нормативные правовые акты, в которых содержатся требования к содержанию заявления о предоставлении лицензии и приложений к такому заявлению:

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – 99-ФЗ);

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ “О связи” (далее – 126-ФЗ);

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 “Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий”;

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 532 “Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации”;

Приказ Мининформсвязи России от 22 марта 2005 г. № 31 “Об утверждении рекомендаций по содержанию плана и экономического обоснования развития сетей связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи” (не требует государственной регистрации; письмо Минюста России от 7 апреля 2005 г. № 01/2595-ВЯ);

Приказ Мининформсвязи России от 22 марта 2005 г. № 32 “Об утверждении требований к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи” (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2005 г. Регистрационный № 6471).

Заявление о предоставлении лицензии

Все заявления по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи следует направлять на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Андрея Юрьевича Липова по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2. Кроме того, по указанному адресу организована работа экспедиции для подачи заявлений лично или нарочным.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о предоставлении лицензии должно быть подписано лицом, имеющим право подписи документов юридического лица без доверенности, или подписью индивидуального предпринимателя и заверено оттиском печати юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

В случае если заявление о предоставлении лицензии подписано лицом, замещающим лицо, имеющее право подписи без доверенности, кроме заявления о предоставлении лицензии следует также представить заверенный надлежащим образом документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление.

Также заявление по вопросам лицензирования в Роскомнадзор можно подать через Единый портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/pgu).

Интерактивную форму заявлений о получении (продлении срока действия, переоформлении, прекращении действия) лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и справочную информацию можно найти на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) по следующей ссылке: http://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10000050469_10000018803.html#!_description.

В соответствии с п. 1 ст. 30 126-ФЗ и пунктом 1 статьи 13 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в лицензирующий орган соответствующее заявление и необходимые приложения.

Рекомендуемая форма заявления о предоставлении лицензии приведена в приложении № 1.

В заявлении требуется указать:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовую форму и адрес места нахождения юридического лица (для юридического лица);

2) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);

3) государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (для юридического лица);

4) государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);

5) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию (для юридического лица);

5.1) КПП организации (предприятия) (для юридического лица)*;

6) данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию (для индивидуального предпринимателя);

6.1) СНИЛС физического лица (для индивидуального предпринимателя)*;

7) идентификационный номер налогоплательщика;

8) данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

9) телефон соискателя лицензии;

10) адрес электронной почты соискателя лицензии (если имеется);

11) наименование услуги связи;

Наименование услуги связи указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 “Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий”.

12) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины**;

Для исключения возможных ошибок при идентификации плательщика рекомендуем также представить копию указанного документа.

13) территория, на которой будут оказываться услуга связи, и создаваться сеть связи;

14) категория сети связи (указывается согласно статье 12 126-ФЗ);

15) срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи (указывается в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 33 126-ФЗ);

16) реквизиты решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (при оказании услуг связи с использованием радиочастотного спектра)*;

17) реквизиты лицензии на вещание (при оказании услуг связи для целей наземного эфирного вещания)*.

В случае отсутствия собственной лицензии на вещание соискателю лицензии кроме того необходимо указать реквизиты документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем.

При намерении соискателя лицензии на основании статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 221-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” участвовать в осуществлении эфирной наземной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов совместно с определенным Президентом Российской Федерации оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (в настоящее время – ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть”), соискатель лицензии также должен указать в заявлении о предоставлении лицензии реквизиты документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем лицензии и указанным оператором связи.

18) способ получения оригинала лицензии на бумажном носителе (почтовым отправлением или на руки)*.

*) данные сведения указываются по желанию соискателя лицензии.

**) В соответствии с письмом Минфина России от 20.11.2012 № 03-05-04-03/93, платежные документы на уплату госпошлины должны исходить от лица, обратившегося в Роскомнадзор за государственной услугой (от заявителя). Уплата госпошлины производится за счет собственных средств заявителя. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что сумма госпошлины уплачена именно самим заявителем за счет его собственных средств.

Вместе с тем, госпошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При уплате госпошлины представителем, в платежном документе должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого (в поле «Назначение платежа»).

При уплате госпошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами, к платежному документу (чеку-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в Роскомнадзора за государственной услугой, т.е. должно быть указано, что физическое лицо – представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату госпошлины.

Приложения к заявлению о предоставлении лицензии

Перечень приложений к заявлению о предоставлении лицензии установлен пунктами 2, 3, 4 ст. 30 126‑ФЗ и п. 3 ст. 13 99-ФЗ. Приложения к заявлению следует оформлять в виде отдельных документов.

Перечень необходимых приложений:

1) опись прилагаемых документов;

2) схема построения сети связи и описание услуги связи (оформляются в виде двух приложений);

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии;*

4) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);*

5) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);*

6) описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи;

7) план и экономическое обоснование развития сети связи;

Приложение к заявлению о предоставлении лицензии описания сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, а также плана и экономического обоснования развития сети связи необходимо в следующих случаях:

— если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания;

— при оказании услуг кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания;

— при осуществлении в процессе оказания услуг передачи голосовой информации, в том числе по сети передачи данных (то есть при оказании услуг телефонной связи, подвижной радиосвязи, а также при оказании услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации);

— при предоставлении каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации;

— при осуществлении деятельности в области почтовой связи.

8) соответствующее решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (при оказании услуг связи с использованием радиочастотного спектра)*;

9) копия выданной в установленном порядке лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание (при оказании услуг связи для целей наземного эфирного вещания)*.

10) копия документа, подтверждающего наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем (при отсутствии собственной лицензии на вещание)*.

Государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 рублей. Образец платежного поручения приведен в приложении № 2.1.

Наличие в документах, представленных в лицензирующий орган, недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа в выдаче лицензии (пп. 1 п. 7 ст. 14 99‑ФЗ).

Ответственность за полноту и достоверность сведений несет соискатель лицензии.

*) указанные документы представляются по желанию соискателя лицензии.

Продление срока действия лицензии

Срок действия лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и порядок его продления определены статьей 33 126-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 33 126-ФЗ для продления срока действия лицензии лицензиат должен представить документы, указанные в статье 30 того же Федерального закона. Таким образом, пакет документов, который необходимо представить лицензиату в лицензирующий орган для продления срока действия лицензии, аналогичен пакету документов для получения новой лицензии (в том, числе необходимо представить заявление о предоставлении лицензии, требования к содержанию которого установлены пунктом 1 статьи 30 126-ФЗ).

При представлении заявления о продлении срока действия лицензии в сопроводительное письмо следует включить соответствующую просьбу с указанием номера продлеваемой лицензии.

Государственная пошлина за продление срока действия лицензии составляет 750 рублей. Образец платежного поручения приведен в приложении № 2.2.

Одновременно сообщаем, что административная процедура “продление срока действия лицензии” не предусматривает расширения прав лицензиата (увеличение территории оказания услуг связи; внесение в продленную лицензию дополнительных радиопередающих средств; предоставления права на оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра; предоставление права на оказание услуг связи по предоставлению дополнительных типов каналов связи).

Для расширения прав лицензиата продлеваемую лицензию нужно предварительно переоформить (см. ниже).

Переоформление лицензий

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случае:

— реорганизации юридического лица в форме преобразования;

— изменения наименования и адреса места нахождения юридического лица;

— изменение ФИО, места жительства индивидуального предпринимателя;

— изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

— изменения территории, на которой оказываются услуги связи;

— изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

При предоставлении заявления о переоформлении лицензии владельцу лицензии (правопреемнику владельца лицензии) в сопроводительное письмо следует включить соответствующую просьбу с указанием номера переоформляемой лицензии.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования правопреемник представляет в Роскомнадзор:

— заявление о переоформлении лицензии в соответствии с приложением № 1.1, в котором (заявлении) указываются сведения о правопреемнике с указанием реквизитов документа, подтверждающего внесение записи об этих изменениях в соответствующие государственные реестры, а также реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии;

— оригинал действующей лицензии.

В случае изменения реквизитов лицензиата (наименования и адреса места нахождения юридического лица, Ф.И.О., места жительства, а также данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя) лицензиат представляет в Роскомнадзор:

— заявление о переоформлении лицензии в произвольной форме, в котором указываются новые сведения о лицензиате с указанием реквизитов документа, подтверждающего внесение записи об этих изменениях в соответствующие государственные реестры, а также реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии*;

— оригинал действующей лицензии.

Переоформление лицензии в результате реорганизации в форме присоединения, слияния, выделения, разделения, а также при передаче правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, осуществляется в соответствии с нормами ст. 35 126-ФЗ.

В случае возникновения отношений правопреемства при передаче правопреемнику сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, переоформление лицензии производится по заявлению ее владельца.

При этом правопреемник должен представить:

— документы, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 30 126-ФЗ;

— документы, подтверждающие передачу ему действующих сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, или их копии, заверенные в установленном порядке;

— документы, подтверждающие переоформление на его имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии**.

При реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению правопреемника.

При реорганизации юридического лица в форме слияния или присоединения правопреемник должен представить документы, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 30 126‑ФЗ.

При реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения лицензия переоформляется по заявлению заинтересованных правопреемника или правопреемников. При этом заинтересованные правопреемник или правопреемники должны представить:

— документы, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 30 126-ФЗ;

— документы, подтверждающие передачу правопреемнику действующих сетей связи и средств связи, необходимых для оказания услуг связи в соответствии с переоформляемой лицензией, или их копии, заверенные в установленном порядке;

— документы, подтверждающие переоформление на его имя разрешения на использование радиочастот в случае их использования для оказания услуг связи на основании переоформляемой лицензии**.

Размер государственной пошлины за переоформление каждой лицензии в связи с изменением территории действия или изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, составляет 3500 руб. Образец платежного поручения приведен в приложении № 2.3.1.

В остальных случаях размер государственной пошлины за переоформление каждой лицензии составляет 750 руб. Образец платежного поручения приведен в приложении № 2.3.2.

В случае пропуска тридцатидневного срока подачи заявления о переоформлении лицензии запись о прекращении действия лицензии в реестр лицензий в области связи вносится только в том случае, если указанный срок истек до 2 ноября 2011 г. включительно (первый абзац п. 4 ст. 35 126‑ФЗ).

Обращаем внимание на то, что в заявлении о переоформлении лицензии (за исключением переоформления лицензии из-за изменения территории, на которой оказываются услуги связи) территорию, на которой будут оказываться услуга связи и создаваться сеть связи, и срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи, необходимо указывать в строгом соответствии с территорией и сроком действия переоформляемой лицензии.

*) для корректного изготовления оригинала переоформленной лицензии рекомендуется также указать в заявлении все реквизиты лицензиата, которые должны быть в ней (лицензии) указаны: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (для юридического лица); фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, удостоверяющего его личность (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика. Так же рекомендуется указать почтовый адрес для переписки.

**) указанные документы представляются по желанию лицензиата

Предоставление дубликата лицензии

В соответствии со статьей 17 99-ФЗ в случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата. В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата лицензии прилагается испорченный бланк лицензии.

Размер государственной пошлины за предоставление дубликата лицензии составляет 750 рублей. Образец платежного поручения приведен в приложении № 2.4.

Внесение изменений и дополнений в лицензию

Так как в определение термина “лицензирование” (п. 1 ст. 3 99‑ФЗ) не включено административное действие “внесение изменений (дополнений) в лицензии” дополнения к действующим лицензиям в настоящее время не выдаются.

Прекращение действия лицензий

В соответствии с п. 13 ст. 20 99-ФЗ действие лицензии прекращается в связи с прекращением оказания услуг связи в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении деятельности в области оказания услуг связи;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Для рассмотрения вопроса о прекращении действия лицензии лицензиату следует направить соответствующее заявление на фирменном бланке организации, подписанное лицом, имеющим право подписи без доверенности, и оттиском печати организации (при наличии).

В случае если заявление о прекращении действия лицензии подписано лицом, не имеющим право подписи без доверенности, кроме заявления о прекращении действия лицензии следует также представлять заверенный надлежащим образом документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление.

Получение изготовленных оригиналов лицензий

В соответствии со статьей 14 99-ФЗ изготовленный оригинал лицензии может быть вручен лицензиату (законному представителю лицензиата) лично или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в зависимости от указанного в заявлении о предоставлении лицензии способа ее получения.

Вручение оригинала лицензии осуществляется руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю), либо представителю юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии документов, подтверждающих полномочия указанных лиц.

Вручение оригинала лицензии осуществляется в экспедиции Роскомнадзора по указанному выше почтовому адресу в соответствии с графиком приема посетителей, утвержденным руководителем Роскомнадзора.

Приемные дни:

понедельник, вторник с 14.00 до 17.00.

Лицензиатам необходимо заранее по телефону справочно-информационного центра Роскомнадзора +7(495) 983-33-93 сообщить день, в который они собираются получить оригинал лицензии, и номер получаемой лицензии.

Лицензия заказывается:

в пятницу с 9.30 до 16.00, перерыв 13.00-13.45;

в понедельник, вторник с 9.30 до 12.00.

Обращаем Ваше внимание на то, что лицензиат может получить лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью должностного лица Роскомнадзора, которая будет направлена в личный кабинет лицензиата на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) или на указанный лицензиатом адрес электронной почты в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии было указано на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа.

Приложение N 1.1 к рекомендациям по оформлению заявления о предоставлении лицензии. Рекомендуемая форма заявления о предоставлении лицензии для юридического лица. (DOCX, 24.92 Kb)

Приложение N 1.2 к рекомендациям по оформлению заявления о предоставлении лицензии. Рекомендуемая форма заявления о предоставлении лицензии для индивидуального предпринимателя. (DOCX, 23.67 Kb)

Приложение N 2.1. Образец платежного поручения на предоставление лицензии (DOCX, 20.94 Kb)

Приложение N 2.2. Образец платежного поручения на продление срока действия лицензии (DOCX, 21.00 Kb)

Приложение N 2.3.1. Образец платежного поручения на переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности (DOCX, 21.03 Kb)

Приложение N 2.3.2. Образец платежного поручения для уплаты государственной пошлины за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях (переоформление лицензии на правопреемника, реорганизация лицензиата, изменение реквизитов лицензиата (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя)) (DOCX, 21.03 Kb)

Приложение N 2.4. Образец платежного поручения на выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии (DOCX, 20.85 Kb)

Поделиться:

Оцените содержание раздела:

Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить Оценить раздел

Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 30.04.2020 17:27

Получение лицензии на оказание услуг связи

1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Нормативное регулирование >>>

1.2. Случаи, в которых необходимо получение лицензии, виды услуг связи и лицензионные условия >>>

1.3. Лица, которые могут получить лицензию, лицензирующий орган и срок действия лицензии >>>

1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии >>>

1.1. Нормативное регулирование

Лицензирование оказания услуг связи регулируется:

– Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Закон о лицензировании);

– Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи” (далее – Закон о связи);

– Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 “Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий”;

– Правилами проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.01.2006 N 8) (далее – Правила);

– Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи (утв. Приказом Минкомсвязи России от 27.12.2011 N 357) (далее – Регламент);

– Рекомендациями по оформлению заявлений по вопросам лицензирования деятельности в области оказания услуг связи (утв. Роскомнадзором 01.12.2011) (далее – Рекомендации).

1.2. Случаи, в которых необходимо получение лицензии, виды услуг связи и лицензионные условия

Оказание услуг связи требует получения лицензии (п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). В п. 1 ст. 29 Закона о связи также указано, что деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи может осуществляться только на основании соответствующей лицензии.

Услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32 ст. 2 Закона о связи). При этом под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (п. 35 ст. 2 Закона о связи). К почтовым отправлениям относятся адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры (абз. 19 ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи”).

Виды услуг связи и лицензионные условия по данным видам услуг

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень наименований услуг связи), утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87. Также данным Постановлением установлены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее – Перечни лицензионных условий). К видам услуг связи, вносимых в лицензии, относятся:

1) услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);

2) услуги междугородной и международной телефонной связи (см. лицензионные условия);

3) услуги телефонной связи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);

4) услуги внутризоновой телефонной связи (см. лицензионные условия);

5) услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов (см. лицензионные условия);

6) услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (см. лицензионные условия);

7) услуги телеграфной связи (см. лицензионные условия);

8) услуги связи персонального радиовызова (см. лицензионные условия);

9) услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования (см. лицензионные условия);

10) услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи (см. лицензионные условия);

11) услуги подвижной радиотелефонной связи (см. лицензионные условия);

12) услуги подвижной спутниковой радиосвязи (см. лицензионные условия);

13) услуги связи по предоставлению каналов связи (см. лицензионные условия);

14) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);

15) услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (см. лицензионные условия);

16) телематические услуги связи (см. лицензионные условия);

Ситуация из практики – является ли деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет оказанием телематических услуг связи, требующим получения лицензии?

Многие организации и индивидуальные предприниматели в принадлежащих им интернет-кафе, интернет-клубах оказывают физическим лицам услуги по доступу в сеть Интернет. Является ли такая деятельность оказанием услуг связи, требующим получения лицензии?

Сложившаяся судебная практика подтверждает, что получение лицензии необходимо, поскольку в данном случае физическим лицам предоставляются телематические услуги связи. В отсутствие лицензии владелец интернет-кафе или интернет-клуба (организация или индивидуальный предприниматель) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 26.08.2010 N А68-1349/10 суд указал на следующее. В Перечень наименований услуг связи включены телематические услуги связи (п. 16 данного Перечня). Услуги по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата, к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передача телематических электронных сообщений отнесены к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87).

Из анализа положений Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 следует, что обязанность получения лицензии возникает при предоставлении пользователю доступа к сети Интернет. При этом данное Постановление не определяет способы и методы, с помощью которых пользователь получает доступ к сети. Механизм предоставления доступа не имеет правового значения при решении вопроса о необходимости лицензирования данного вида деятельности. Ключевым признаком, наряду с возмездностью оказываемых услуг, позволяющим сделать вывод о необходимости получения лицензии на осуществление телематических услуг связи, является сам факт предоставления пользователю доступа к сети Интернет.

Выводы о том, что деятельность интернет-кафе и интернет-клубов по предоставлению доступа в Интернет является оказанием телематических услуг связи и отсутствие соответствующей лицензии в данном случае влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, приведены также в следующих судебных актах:

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2010 N А33-22141/2009;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2010 N А10-5055/2009;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2009 N А33-14759/08-Ф02-2336/09 (Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-10344/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2011 N А65-19360/2010 (Определением ВАС РФ от 13.04.2011 N ВАС-4759/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2010 N А65-59/2010;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 01.12.2009 N А55-7587/2009;

– Постановление ФАС Центрального округа от 02.11.2010 N А68-2876/2010;

– Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.2010 N А64-7064/09 (Определением ВАС РФ от 20.07.2010 N ВАС-9158/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Центрального округа от 07.10.2009 N А64-3785/09 (Определением ВАС РФ от 25.03.2010 N ВАС-953/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 N А32-6076/2009-66/47-27АП.

17) услуги связи для целей кабельного вещания (см. лицензионные условия);

18) услуги связи для целей эфирного вещания (см. лицензионные условия);

19) услуги связи для целей проводного радиовещания (см. лицензионные условия);

20) услуги почтовой связи (см. лицензионные условия).

Ситуация из практики – должны ли получать лицензию (лицензии) на оказание услуг почтовой связи лица, оказывающие услуги по курьерской доставке документов?

При осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем услуг по курьерской доставке документов контролирующие органы могут потребовать от них наличия лицензии на оказание услуг почтовой связи, а при отсутствии таковой – попытаться привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Однако судебная практика подтверждает, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11803/05 приводится следующее обоснование.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи” лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. Таким образом, услугу почтовой связи образует совокупность конкретных операций.

Отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но и иным образом, в том числе путем пересылки в качестве груза (вещи). Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Если организация:

– приняла конверт с вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах,

– оформила на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную,

– вложила для целей перевозки полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, –

в этих случаях отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у организации статуса оператора почтовой связи. Оказание таких услуг не должно квалифицироваться как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.

Аналогичные выводы приведены в следующих судебных актах:

– Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2010 N КА-А40/1889-10 (Определением ВАС РФ от 30.06.2010 N ВАС-8483/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

– Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4778/10-С1;

– Постановление ФАС Уральского округа от 22.06.2006 N Ф09-5572/06-С1.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 29 Закона о связи лицензирующий орган (Роскомнадзор) устанавливает сами лицензионные условия в соответствии с перечнями лицензионных условий, вносит в них изменения и дополнения. В перечень условий, вносимых в лицензии на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи должно включаться условие о бесплатной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона о связи).

Лицензии на оказание услуг связи выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а в ряде случаев – по результатам торгов (конкурса, аукциона) (п. 3 ст. 29 Закона о связи).

1.3. Лица, которые могут получить лицензию, лицензирующий орган и срок действия лицензии

Лица, которые могут получить лицензию

Исходя из п. 1 ст. 29 Закона о связи, получить лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи могут организации и индивидуальные предприниматели. В п. 3 Регламента уточняется, что заявителями при предоставлении госуслуги по лицензированию оказания услуг связи могут являться, в частности:

– организации или индивидуальные предприниматели, намеревающиеся осуществлять деятельность по возмездному оказанию услуг связи;

– организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся победителями торгов (конкурса, аукциона) на получение лицензии на оказание услуг связи.

Лицензирующий орган

Лицензирование деятельности по оказанию услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (п. 2 ст. 29 Закона о связи). Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (п. 5.1.4.2 Положения о Роскомнадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228).

Согласно п. 14 Регламента предоставление госуслуги по лицензированию оказания услуг связи осуществляется Роскомнадзором, а также его территориальными органами, перечень и контактная информация которых приведены в Приложении N 1 к Регламенту. При этом в разъяснениях, размещенных на сайте Роскомнадзора (www.rsoc.ru), указывается, что все заявления по вопросам лицензирования деятельности в области таких услуг должны направляться непосредственно в Роскомнадзор, на имя его руководителя.

Контактная информация Роскомнадзора приведена в п. 4 Регламента.

Срок действия лицензии

Лицензия на оказание услуг связи может быть выдана на срок от 3 до 25 лет (п. 1 ст. 33 Закона о связи). Конкретный срок устанавливается лицензирующим органом с учетом следующих обстоятельств (п. 1 ст. 33 Закона о связи):

– срока, указанного в заявлении соискателя лицензии;

– содержания услуг связи, на оказание которых запрашивается лицензия;

– срока, указанного в решении государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот (в случае, если услуга связи оказывается с использованием радиочастотного спектра);

– технических ограничений и технологических условий в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия.

По желанию соискателя лицензия может быть выдана менее чем на три года (п. 2 ст. 33 Закона о связи).

1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии

Административная ответственность

Осуществление лицензируемого вида деятельности (оказание услуг связи) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

– для граждан – от 2000 до 2500 руб.;

– для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей – примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – от 4000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

– для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

– штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;

– обязательных работ на срок до 480 часов;

– ареста на срок до 6 месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

– возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы ущерба

либо

– перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы этого дохода.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

– штрафа от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от года до 3 лет;

– принудительных работ на срок до 5 лет;

– лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Дополнительная информация о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности

За осуществление незаконной предпринимательской деятельности (в том числе без лицензии) к ответственности по ст. 171 УК РФ привлекается лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени организации), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (абз. 2 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем”).

Телематические услуги и обязательное лицензирование

Что такое телематические услуги, ТМ-связь и т. д., не могут точно сказать даже айтишники, что уж говорить о юристах. Но мы все же решили замахнуться на сложные термины и рассмотреть их с точки зрения законодательства. Эдакий микс юриспруденции и информатики. То, что есть в «Википедии», мы затрагивать не станем, постараемся рассмотреть только то, чего там нет.

Законодательство Отечества нашего не дает нам представления, что подразумевается под телематическими услугами связи. Но определено понятие ТМ-сообщения: это сообщение электросвязи, содержащее информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом, – к этому относят практически все, кроме телефона и телеграфа. Возникает логичный вопрос: кому же нужна лицензия на оказание телематических услуг связи? Сейчас все объясню!
Обратимся к закону «О связи». В нем мы видим, что «деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи».
Этот закон отсылает нас к постановлению правительства РФ, в котором прописано следующее: «оказание услуг связи по отправке телематических сообщений входит в перечень услуг, подлежащих лицензированию».
То есть получать лицензию необходимо тем, кто предоставляет:

  1. доступ к сети связи;
  2. доступ к сети Интернет;
  3. услуги по приему и передаче сообщений.

Следовательно, такая лицензия необходима для передачи SMS, сообщений по электронной почте и даже просто для доступа в Интернет (провайдеру или для интернет-кафе, что подтверждено многочисленными решениями судов), а также для хостинга. Конкретного перечня не дается, поэтому список можно продолжить.

ПРИМЕР
В Курганской области индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, как указал суд, за оказание информационных услуг, а именно за рассылку астрологического гороскопа на следующий календарный месяц, а также прогноза погоды.
ВЫВОД
Лицензия нужна и интернет-магазинам, и информационным сервисам, ведь оба эти вида интернет-бизнеса осуществляют регулярную рассылку сообщений своим покупателям или клиентам.
Роскомнадзор, используя такую широкую формулировку телематического сообщения и отсутствие четко прописанного перечня телематических услуг связи, имеет возможность весьма творчески подходить к выбору основания для наказания интернет-предпринимателей.
Тем, кто занят в интернет-бизнесе, не стоит пренебрегать получением лицензии на телематику, к тому же учитывая ее сравнительно небольшую стоимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, и интернет-бизнес, как и бизнес вообще, обязан предвидеть риски и предпринимать меры к недопущению нарушения закона во избежание будущих проблем.
ПРОБЛЕМЫ
Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна, влечет:

  1. Наложение административного штрафа на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
  2. Возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
  3. При наихудшем сценарии может грозить признание деятельности противоправной и запрет суда заниматься такой деятельностью до момента получения лицензии на телематику, что может погубить бизнес.

Для интернет-магазинов и различных инфосервисов оформления лицензии можно избежать, если заключить агентский договор с компанией или сервисом, состоящим в Реестре Роскомнадзора на основании имеющейся телематической лицензии, который и будет заниматься рассылкой сообщений клиентам и покупателям.
Необходимо сказать, что такая лицензия должна оформляться в паре с лицензией на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Надеюсь, эта информация была полезной для вас.
Илья Львов, ведущий юрист «Зарцын и партнеры» и по совместительству скромный автор сего опуса.

Лицензия телематические услуги связи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *