Максимальный срок конкурсного производства

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

— назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;

— отстранение должника от управления своим имуществом;

— приостановление индивидуальных требований кредиторов;

— возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;

— формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;

— удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

Сроки конкурсного производства. Процедура конкурсного производства открывается принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и расчеты с кредиторами.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

— срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

— прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

— сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

— прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;

— исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

— снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

Конкурсный управляющий. Конкурсный управляющий действует с момента его утверждения арбитражным судом до даты завершения конкурсного производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

В течение 5 дней с даты своего утверждения конкурсный управляющий обязан направить сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальное издание, определенной Правительством РФ, в настоящее время изданием является «Российская Газета».

Контроль за деятельностью конкурсного управляющего осуществляют:

— комитет кредиторов или собрание кредиторов, которым конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию;

— арбитражный суд, по требованию которого конкурсный управляющий обязан предоставлять все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсная масса — все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В составе имущества должника отдельно учитывается имущество, являющееся предметом залога.

В конкурсную массу не входит:

— Имущество, изъятое из оборота.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

— Социально значимые объекты (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения). Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса в таком же порядке, как и остальное имущество.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, поскольку с момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если другое не предусмотрено соглашением арбитражного управляющего с клиентами. Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество этих ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, их возврат клиентам осуществляется пропорционально требованиям клиентов. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются в рамках процедур банкротства.

В целях правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Удовлетворение требований кредиторов. Требования кредиторов удовлетворяются не за счет непосредственно имущества, составляющего конкурсную массу (имущества и имущественных прав), а за счет денежных средств, вырученных от продажи этого имущества на торгах. При этом используется только один расчетный счет должника, остальные счета подлежат закрытию.

После продажи с торгов имущества должника, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований в порядке очередности. Следует заметить, что до этого погашаются все внеочередные расходы:

— судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о банкротстве;

— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и в ходе конкурсного производства;

— иные связанные с проведением процедур банкротства расходы;

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда (кредиторы первой очереди);

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам (кредиторы второй очереди);

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (кредиторы третьей очереди).

Реестр требований кредиторов

Конкурсный управляющий (собственник, учредитель — если они исполняют обязательства должника) производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Реестр требований кредиторов — документ, представляющий из себя перечень кредиторов, содержащий информацию об очередности удовлетворения и размере их требований. В соответствии с реестром требований кредиторов проходит голосование на собраниях кредиторов, а также расчеты с кредиторами. Ведет реестр арбитражный управляющий или реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг).

Особенности расчетов с кредиторами

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если после завершения расчетов с кредиторами осталось имущество, а кредиторы отказались от него для погашения своих требований и отсутствуют заявления собственника, учредителей (участников) о правах на него, то это имущество передается органам местного самоуправления по месту нахождения должника.

При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае невозможности перечисления денежных средств на счет кредитора причитающиеся ему суммы вносятся конкурсным управляющим в депозит нотариуса по месту нахождения должника. Если кредитор не забирает эти средства в течение трех лет, то они поступают в федеральный бюджет.

Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению независимо от того, когда они были заявлены.

В качестве отступного может быть предоставлено только имущество, не обремененное залогом. Зачет требования и погашение требования предоставлением отступного допускаются только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Не допускается погашение требований с помощью новации обязательства.

Конкурсный управляющий вносит в реестр требований кредиторов сведения о погашении требований кредиторов.

Кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право предъявить требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве.

После завершения расчетов по заявленным требованиям гражданин освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью, независимо от того, были, заявлены такие обязательства или нет. Что касается обязательств, не связанных с его предпринимательской деятельностью, то погашаются лишь заявленные и учтенные требования. Особенность последствия признания банкротом индивидуального предпринимателя, в отличие от банкротства юридического лица, состоит в том, что кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, которые не предъявили свои требования до признания его банкротом, сохраняют право на их предъявление и после завершения процедуры банкротства.

Кроме того, не погашаются требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также другие требования личного характера независимо от того, были они заявлены при процедуре банкротства или нет.

Если в отношении должника не вводилось ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена и у него есть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности, то арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если по обязательствам расплатились учредитель, собственники, то арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу.

Если этого не произошло и не было заключено мировое соглашение, то после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляет это определение в орган, в который должны представляться необходимые документы для осуществления государственной регистрации предприятия-должника в связи с его ликвидацией.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник — ликвидированным.

Срок осуществления конкурсного производства при проведении процедуры банкротства юридического лица

Конкурсное производство – это завершающая стадия проводимой процедуры банкротства, которая осуществляется в случае необходимости проведения мероприятий по полному взаиморасчету с имеющимися кредиторами.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Решение о введении конкурсного производства выносится арбитражным судом одновременно со специальным решением, по которому организация-должник будет признана банкротом. В этом же решении устанавливается конкурсный управляющий, который будет проводить всю процедуру, а обозначение прав и обязанностей происходит с отсылкой к соответствующей норме закона.

Нормативная основа конкурсного производства

Нормативной основой проведения конкурсного производства является Глава 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая так и называется «Конкурсное производство».

В рамках данной Главы указанного федерального нормативного акта содержится не только указание на то, что следует понимать под конкурсным производством, но также и то, в какие сроки проводится данная процедура. Кроме того, именно данная Глава закона указывает на те правовые последствия, которые возникают в результате введения данного механизма, а также расшифровывает основные понятия, которые используются в определении различных частей проводимого производства по возмещению имеющихся долгов у организации, признанной банкротом.

Содержание Главы 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», кроме всего прочего, указывает также и на полномочия конкурсного управляющего, который осуществляет всю работу на этапе конкурсного производства, а также случаи его отстранения от выполнения им своих непосредственных обязанностей.

Сроки проведения конкурсного производства юридического лица

Сроки проведения конкурсного производства подробно зафиксированы в рамках статьи 124 Главы 7 Федерального закона №127-ФЗ. В соответствии с частью 2 указанной статьи федерального нормативного акта срок конкурсного производства устанавливается судом в решении о его введении после признания организации-должника банкротом.

Первоначально в вынесенном решении срок конкурсного производства не может быть выше, чем шесть месяцев. Данный период необходим для того, чтобы конкурсный управляющий проанализировал и оценил имеющееся у должника имущество, которое может быть включено в конкурсную массу и реализовано с целью получения средств для погашения задолженностей перед кредиторами.

С момента объявления организации-должника несостоятельной в финансовом плане (то есть банкротом) на основании вынесенного решения приостанавливаются все сделки, которые проводились до момента вынесения такого решения. Это необходимо для того, чтобы конкурсный управляющий мог сохранить имеющееся у должника имущество с целью последующей реализации на торгах.

Срок в шесть месяцев устанавливается судом, но в первоначальном решении о начале конкурсного производства может быть установлен и меньший срок, если суд сочтет это необходимым (например, если у должника практически нет имущества, которое необходимо реализовать, а также невысок размер тех требований кредиторов, которые должны быть удовлетворены в конце такого производства). Предельный срок, который объявляется в первичном решении, не может превышать шести месяцев.

В этот период конкурсный управляющий должен принять все необходимые меры для расчета с существующими кредиторами в том порядке, который установит суд на основании очередности самих кредиторов.

Сведения о вынесенном решении о проведении конкурсного производства подлежат обязательной публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Что делать при превышении срока конкурсного производства

Если в установленный в первичном решении о начале конкурсного производства шестимесячный срок уложиться не удалось, конкурсный управляющий обязан подать в суд ходатайство о продлении такого срока. На основании части 2 статьи 124 Федерального закона №127-ФЗ продление может быть осуществлено судом на срок не более шести месяцев с даты вынесения решения.

Внесение в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о вынесенном решении о продлении сроков конкурсного производства не является обязательным, так как такого требования ни в одном нормативном документе не содержится. Однако, если такая информация внесена в этот реестр, вся процедура банкротства получит более тщательное отражение.

При подаче ходатайства о продлении сроков конкурсного производства арбитражный управляющий обязан обосновать необходимость такого продления. Чаще всего в качестве такого обоснования предоставляются документы, подтверждающие процедуру реализации имущества должника на торгах с целью получения средств для последующих расчетов с кредиторами.

Однако ни в одной статье указанного Федерального закона не содержится перечня причин, по которым конкурсное производство может быть продлено.

Предельный срок конкурсного производства

В соответствии с положениями указанного выше Федерального закона (часть 2 статьи 124) срок конкурсного производства составляет шесть месяцев и продление на шесть месяцев. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предельный срок составит не более двенадцати месяцев, то есть одного года.

Однако практика арбитражных судов, в том числе Коллегии по арбитражным спорам Верховного Суда Российской Федерации, показывает, что срок конкурсного производства может продляться на период в шесть месяцев неоднократно, если арбитражный управляющий сможет обосновать такую необходимость.

Чаще всего такое обоснование происходит за счет того, что конкурсный управляющий сообщает о невозможности реализовать в полном объеме все имущество должника в установленный период. Итогом такой невозможности становится тот факт, что расчеты с кредиторами в полном объеме осуществлены быть не могут. В связи с таким обоснованием арбитражный суд может выносить неоднократно решение о продлении срока конкурсного производства.

Однако решение о продлении, равно как и о начале конкурсного производства, может быть обжаловано на основании положений части 3 статьи 61 Федерального закона №127-ФЗ. Срок на обжалование таких решений устанавливается не более четырнадцати дней с момента его принятия (в соответствии с гражданским законодательством такой срок наступает со дня, следующего за днем принятия решения, а расчет ведется в календарных днях). Обжалование происходит путем подачи апелляционной жалобы от имени заинтересованных в отмене конкурсного производства лиц (подает само заинтересованное лицо или его уполномоченный представитель).

Вынесенное решение о начале конкурсного производства подлежит исполнению с момента его вынесения. Такой же принцип вступления в силу характерен и для решения о продлении срока конкурсного производства.

Если же решение было обжаловано, то само производство приостанавливается до момента разрешения возникшего процессуального спора. Отсчет срока конкурсного производства в этот период приостанавливается, и, если апелляционная жалоба не была удовлетворена, продолжает отсчитываться с даты вынесения решения об отказе в удовлетворении апелляции.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Екатерина Алейникова Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Срок конкурсного производства при банкротстве предлагают ограничить

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС Вячеслава Лебедева, рассказала «Известиям» руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

— Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, — отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением, считает Костенко. По ее данным, во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

— Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а данная проблема напрямую связана с деятельностью судов, поэтому мы считаем правильным, чтобы именно высший судебный орган выступил с подобной законодательной инициативой, — объясняет она. — Такие случаи можно встретить почти во всех регионах Российской Федерации. Например, в Томской области по девяти делам производство длится более четырех лет, в Белгородской области зафиксирован случай, когда срок конкурсного производства составил более семи лет.

Как пояснил руководитель Центра правового мониторинга МГЮУ им. О.Е. Кутафина «фронтовик» Олег Гринь, в качестве предельного срока конкурсного производства ОНФ предлагает закрепить период в 24 месяца.

— Главной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию всего имущества и в необходимых случаях организовать проведение торгов по продаже такого имущества, — объясняет он. — В ряде зарубежных стран установлены предельные сроки конкурсного производства, такая же идея закреплена и в нашем законе — при буквальном толковании п. 2. ст. 124 закона «О банкротстве» можно прийти к выводу о том, что срок конкурсного производства с учетом его продления не может составлять более одного года. Вместе с тем Пленум Высшего арбитражного суда РФ в 2012 году сформулировал положение, в соответствии с которым продлеваться этот срок может неограниченное количество раз. На практике это привело к тому, что в ряде случаев в рамках процедуры конкурсного производства фактически осуществляется хозяйственная деятельности под руководством конкурсного управляющего.

Предлагаемые временные ограничения в одних случаях будут полезны, но в других кредиторы могут недополучать деньги, которые могли бы получить, считает эксперт в сфере банкротства, председатель комиссии Российской коллегии аудиторов Иван Рыков. По его словам, в зависимости от конкретной ситуации срок конкурсного производства может существенно варьироваться.

— Для того чтобы получить деньги (украдены они или переписаны на подставные компании), требуется время. По некоторым компаниям достаточно 1–2 лет. Поэтому сроки должны быть гибкими, — объясняет эксперт.

Максимальный срок конкурсного производства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *