Малокомплектные школы

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА

школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены во мн. странах, гл. обр. в сел. местности. В СССР до нач. 70-х гг. термин «мало-комплектная» применялся в отношении к нач. школе, в к-рой учащиеся двух, трёх или четырёх классов объединялись в один класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом-комплектом работает один учитель. Если в начальной М. ш. 2 или 3 класса-комплекта, то в ней работают соответственно 2 или 3 учителя. В Рос. Федерации с 1990/91 уч. г. оплата труда учителя нач. М. ш. исчисляется за каждый класс независимо от кол-ва детей, поэтому объединение детей разных классов в один комплект не является обязательным.

Специфика нач. М. ш., обусловливающая нек-рую усложнённость педагогического процесса, состоит в необходимости самостоят. работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с др. классом. Решению этой проблемы способствуют специально разработанные для М. ш. дидактич. материалы, к-рые содержат алгоритмич. указания, направляющие деятельность учащихся. В ряде М. ш. внедряются также лингафонные устройства, к-рые в известной мере подменяют деятельность учителя и т. о. оптимизируют самостоят. работу учащихся.

В 70-е гг. в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняе-мостью классов. Многие М. ш. характеризуются не только наличием классов-комплектов в нач. звене, но и отсутствием нек-рых классов ср. ступени.

Малая наполняемость классов М. ш. ср. и ст. ступени ограничивает возможность применения ряда пед. методов и приёмов, обусловливает повышенный контроль и опеку со стороны учителя, снижает темп урока, но в то же время создаёт лучшие условия для индивидуализации обучения.

В пед. практику постепенно внедряются особые формы организации уч. занятий, к-рые снижают отрицат. последствия малой наполняемости классов: однотемные и повторительные уроки при вертикальном объединении двух классов; блок уроков, включающий урок-лекцию, уроки самостоят. работы и уроки обобщения и контроля; уроки-зачёты, на к-рых учащиеся ст. классов опрашивают младших. наиб. сложная форма — обобщающе-повторит. уроки для учащихся классов одной параллели разных М. ш.

В малонаселённых регионах Рос. Федерации удельный вес М. ш. в структуре шк. сети постепенно возрастает. М. ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского х-ва.

М. ш. обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совм. работы с семьёй, тесный контакт с производств. окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником — эти и нек-рые др. особенности позволяют организовать уч.-воспитат. процесс на высоком уровне эффективности.

Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на уч. деятельность и преподавание в М. ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие кинотеатров, музеев, крупных б-к, более низкий образоват. уровень населения и др. Это усугубляется тем, что из-за недифференциров. подхода к оплате пед. труда в неполных средних и средних школах учителям нек-рых специальностей не хватает нагрузки для получения полной ставки заработной платы. Отсутствие в М. ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Чтобы обеспечить уч. нагрузку в пределах нормы, одному учителю приходится вести неск. предметов. Науч. рекомендаций о распределении предметов между учителями-предметниками нет, и практически распределение осуществляется произвольно, исходя из потребностей школы. Такие условия предъявляют высокие требования к подготовке педагогов М. ш.

Общая методика обучения и воспитания эффективна лишь в классах с обычной наполняемостью. В малых же классах использование этой методики приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей, низкой эффективности уч.-воспитат. приёмов и методов.

Несмотря на известные недостатки и высокие экон. затраты на содержание М. ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.

Решению мн. проблем М. ш. способствует объединение неск. школ по терр. признаку. В такие объединения на равных правах входят как пед., так и ученич. коллективы неск. М. ш. Терр.-метод. объединения позволяют расширить круг пед. средств и методов, оптимизировать уч.-воспитат. работу.

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе». статья на тему

МБОУ «Пичпандинская СОШ»

2014-2015 уч год

доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Подготовила учитель начальных классов — Поршина О.И.

Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.

Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…».

Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.

Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.

Отличия малокомплектной школы.

  1. Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.
  2. Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.
  3. Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и время составляет от 15 до 30 минут.

Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:

  • самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знаний;
  • упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации;
  • различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

При подготовке к уроку учитель должен:

  • всегда рационально планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу учащихся,
  • учитывать, что темп работы не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее записать на карточке или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без особых напоминаний.

Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при её проведении соблюдать следующие условия:

  • При проведении самостоятельной работы необходим полный инструктаж по её содержанию.
  • Целесообразно использовать памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.
  • Дифференциация. Дифференцированное обучение является формой индивидуального, невозможного без знаний и учёта особенностей учащихся. При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.

Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го класса – даётся карточка со словосочетаниями для всех, но

1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные буквы,

2 уровень –дополнительно выписывают имена прилагательные,

3 уровень – дополнительно составляют предложения с данными словосочетаниям и подчёркивают главные члены предложения.

Либо оба класса пишут математический диктант: 15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

Первое задание даётся для 1-го класса. А другое – для 3-го класса. Каждый выбирает то, что им нужно.

Учащиеся первого класса должны обвести однозначные числа , а двузначные — .

Учащиеся третьего класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел, а во второй – сумму однозначных.

«Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного конца».

Формы организации обучения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Обучение и общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает.

Общение может происходить непосредственно и опосредованно.

Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает, пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:

  • Парная (в общении участвуют только два человека).
  • Групповая (один говорит, два и более слушают).
  • Коллективная (работа в парах переменного состава).

Учитель сам выберет такую форму работы, которая помогает каждому ребёнку раскрываться как личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.

Типы урока

  • Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал.
  • Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом – только повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.
  • Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.

Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.

Например, в условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений. Деятельность учителя распадается на два этапа введение и обобщение или подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанных единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

В малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной работе.

Каждый учитель должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание работы на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого этапа урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация работы учащихся. Для этого учитель заранее составляет поурочный план, где определяется содержание и последовательность работы не только учеников, но и учителя. Рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация такого урока складывалась следующим образом:

Этапы урока

1 класс

3 класс

Организация и содержание занятий в каждом классе.

Объяснение нового материала с меньшей опорой на пройденное.

Объяснение нового материала с большей опорой на пройденное.

Организация и содержание работы по этапам урока.

1 этап

2 мин.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного задания.

Самостоятельная работа.

Упражнение по ранее подготовленным заданиям.

2 этап

3 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного задания.

3 этап

15 мин

Работа с учителем.

Объяснение нового, первичное закрепление, разъяснение заданий для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

4 этап

12 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

5 этап

5 мин

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

6 этап

5 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Проверка результатов работы, разбор ошибок. Задание на дом.

7 этап

3 мин

Совместная работа учащихся всех классов с учителем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Методы обучения.

На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного метода – метода беседы. Который несколько модифицируется.

Компоненты беседы:

  • наблюдение за специально отобранным материалом,
  • анализ рассмотренного явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к определённому выводу,
  • выведение закономерности, правила, вывода,
  • заключение учителя, содержащее в себе точное определение понятия, правила,
  • показ применения изученного в практической деятельности.

В малокомплектной школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала – сливаются в одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и приёмы его выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам, предписаниям, заранее подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся этап выведения закономерности, вывода. Точная формулировка правила либо проговаривается учителем, либо читается учащимися в книге.

Почти не претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского языка6 первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к написанию изложений и сочинений.

Единственное в условиях малокомплектной школы учитель лишён возможности многократно повторять разбор – рассуждение.

Пошаговое задание — это когда каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров). Левая часть листа для заданий, а правая – ответы для самопроверки.

Содержание 2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:

  • разъяснение и материал для выполнения практического упражнения;
  • предписания о приёмах и последовательности переработки данной порции учебного материала или выполнения практической работы;
  • подкрепление в виде правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность результатов выполненной работы;.

Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических действий, предусмотренных учебным заданием.

Почти в каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия ученика на применение умственной порции новых знаний или повторяемого материала.

Ученик получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны. Выполнив одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом открывается текст для проверки.

Сегодня ты познакомишься с предложениями, в которых дословно передаётся чья-либо речь. Спиши предложение. Найди в нём дословно переданные слова пионервожатого. Подчеркни их двумя чертами

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

Слова пионервожатого переданы дословно, так как они были сказаны пионервожатым, — это прямая речь.

Прочитай предложение. Найди в них прямую речь. Подчеркни её двумя чертами.

  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».
  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».
  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».
  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».

Использование лингафонной установки можно заменить обыкновенным плейером. Наушники позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что в это время происходит в другом классе, + такое слушание звукозаписи никак не отражается на работе остальных учеников. Имитация работы с учителем: по указаниям, записанным на плёнку, пишут словарные и выборочные диктанты, проводят грамматический разбор, работают над текстами рассказов и стихов, решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.

Строение: даётся порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради результаты своей работы. Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся новое задание, вопрос или новая порция материала. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого ученика в заданном ему темпе.

Работа по звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной работы, так как

  1. требует большого напряжения внимания учеников и высокой интенсивности труда, следовательно её не следует давать на уроке более чем на 10-15 минут,
  2. необходимо предоставлять ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда заданий на уроке, без этого нельзя сформулировать установочные навыки.

Во многих случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий объём будет значительно большим. более разнообразными могут быть и функции учебных звукозаписей.

В малокомплектной школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.

Например:

Задание в массовой школе: Прочитай слова, начинающиеся с гласной буквы.

Задание в малокомплектной школе:

Прочитай про себя слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.

Изменения методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:

  • предупредительный диктант – учитель предлагает вспомнить какое-то правило и «продиктовать» на это правило свои примеры, можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует время их работы для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики коллективно или индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют орфограмму.
  • Объяснительный диктант – под диктовку учителя ученики записывают предложения, а потом по заданию вспоминают или отыскивают в учебнике правило, определяющее правописание указанных учителем слов, и проверяют нужные орфограммы. Коллективно под руководством учителя выясняют, верно ли выполнили работу.
  • Эффективен в условиях малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся сами составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами, заранее написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.

Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени получать сведения о знаниях всех учеников.

Рекомендации учителю:

  • Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.
  • Длительная непрерывная самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
  • Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её итоги.
  • Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап (самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою работу на уроке.

Планируя непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:

  • Краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме краткого устного опроса).
  • Объяснение материала на основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик усвоению новых знаний. При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.
  • Первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приёмов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений.
  • Обобщение изученного материала (по теме или разделу программы) с осуществлением необходимых внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.

Организация учебных занятий.

Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим вариантам:

1 вариант.

1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.

3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.

5 и 6 уроки – по 35 мин. с 3-м кл.

2 вариант.

1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом

4 урок – по 40 мин. с обоими классами

5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.

В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен, но, если работу учителя грубо брать за 24 академических часа в неделю, то это будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться 230 мин (3часа 50 мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы часть дня, заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше, чем за 40 минут совместных занятий. Астрономическое время учителя практически будет соответствовать норме ставки.

Требование к учебному оборудованию.

  1. Оборудование классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны предоставлять ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени заменять их в ходе урока;
  2. Учебные аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с одним классом не мешало работе учеников другого класса.
  3. Наглядные пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности и способах её выполнения

Использованная литература.

  1. В.П.Стрезикозин «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» — 1968 г.
  2. В.П.Стрезикозин «Урок в сельской малокомплектной школе» — 1972 г.
  3. Статья А.И.Филимоновой «Организация общения…в условиях сельской малокомплектной школы» — 1998г.
  4. «Организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе». Метод.материалы. Хабаровск – 2001г.

Справочник директора сельской школы

Директор школы Жук Н.Н.

Благовещенский район

с. Яготино

Небольшое, необходимое предисловие…

Вы директор школы, сельской, их обычно на село по одной малокомплектной с сотней, другой учеников.

Если Ваш директорский стаж небольшой, то Вы еще слабо ориентируетесь в бескрайнем море обязанностей, нормативов, документов и т.д., а если Вы директор со стажем, то уже слабо ориентируетесь в бескрайнем море обязанностей, нормативов, документов и т.д., хотя и пришла некая уверенность во всезнании.

Данный справочник, не претендуя на полноту охвата, окажет Вам помощь в управлении школой, если этого захотите Вы.

Он составлен мною, директором Яготинской средней школы, Благовещенского района Алтайского края, Жуком Николаем Николаевичем, на основе личного опыта руководства школой (педагогический стаж 33 года, в том числе директорский 18 лет) при методическом содействии заместителя директора Петренко Владимира Григорьевича (педагогический стаж 33 года, в должности заместителя 16 лет) и при консультационном участии отдела образования Благовещенского района, директоров других школ.

Для компактности и оперативного доступа, справочник составлен в формате Web-страниц. Для перехода от одной страницы к другой щелкайте мышью интересующие Вас гиперссылки (синие или фиолетовые подчеркнутые слова). Если Вы имеете компьютер и владеете Wordom, Excel, Explorerom и т.д., то можете уточнять и дополнять справочник, для творчества нет границ.

Чем приходиться заниматься на практике!

(порядок перечисления не отражает истинной значимости работы, она меняется в зависимости от целей деятельности в данное время)

1. Основы законодательства об образовании

2. Делопроизводство

3. Планирование работы школы

4. НОТ директора школы.

5. Финансово-хозяйственная деятельность.

6. Охрана труда, техника безопасности.

7. Охрана прав детства. Опека. Здоровье.

8. Внутришкольный контроль.

9. Аттестация педагогических кадров.

10. Аттестация учащихся.

11. Общественная работа. Советы.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются;

1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование вас отношений в данной области.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Основы законодательства и нормативно-правовые документы об образовании

Юридическая консультация (вопросы и ответы)

Законы Российской Федерации (федеральные законы)

Приказы и нормативы Министерства образования Российской Федерации

Приказы и нормативы других министерств Российской Федерации

Постановления правительства Российской Федерации

Законы Алтайского края (региональные законы)

Приказы комитета по образованию Алтайского края

Распоряжения администрации Алтайского края

Распоряжения администрации Благовещенского района

Приказы отдела по образованию Благовещенского района

Чуть — чуть вступления!

Директор школы, кроме всего прочего, обязан уметь заниматься бумаготворчеством. Если Вы считаете, что бумаги играют второстепенную роль в управлении школой, то глубоко ошибаетесь. Правильно, аккуратно и в срок оформленные школьные документы будут только способствовать Вашему успешному руководству школой.

УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ — А ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ И ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩИМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, КОТОРОМУ ВЕРЯТ И КОТОРОГО УВАЖАЮТ, — МОЖНО СТАТЬ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ БОЛЬШЕ УГЛУБЛЯЕШЬСЯ В ДЕТАЛИ, В ТОНКОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, КОГДА ПЕРЕД ТОБОЙ ОТКРЫВАЮТСЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ ГРАНИ ТОГО, ЧТО МОЖНО НАЗВАТЬ ИСКУССТВОМ ВЛИЯНИЯ НАДУШУ ЧЕЛОВЕКА.

В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы

Перспективный план развития школы на пять лет

План учебно-воспитательной работы школы

План (приложение) военно-патриотической работы

Планирование работы школы

План (приложение) Гражданской обороны и ЧС

План (приложение) спортивной работы

План (приложение) работы библиотеки

План (приложение) работы пришкольного интерната

План (приложение) методической работы

План (приложение) воспитательной работы

План (приложение) работы по охране прав детства

Научная организация труда — это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил.

Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличие порядка в школе и четкую регламентацию труда всех работников.

Рекомендации руководителю

Несколько сентенций

труда директора школы

Месячный план работы

Недельный план работы Ежедневный план работы

2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Из статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»

Нормативно-правовые документы

Финансово-хозяйственная деятельность

Учет и инвентаризация

Объемные показатели

Штатное расписание

Единая тарифная сетка по оплате труда

Тарификация

Заработная плата

Финансовая документация

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Статья 139 КЗоТ Российской Федерации

‘ Техника безопасности

Электрическая безопасность

Охрана труда, техника безопасности

Пожарная безопасность

Нормативно-правовые документы

Общешкольные правовые документы

Должностные обязанности работников школы

Должностные инструкции по охране труда работников

Инструкции по ТБ для работников при выполнении работ

Инструкции по правилам безопа­сности для учащихся в кабинетах

Инструкции по ТБ для учащихся при выполнении работ

Санитарно-гигиенические требования

Документация по учету инструкций и инструктажей по ТБ

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ХОРОШИМ ДИРЕКТОРОМ, СТРЕМИТЕСЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ — ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ-ДИДАКТОМ И ХОРОШИМ ВОСПИТАТЕЛЕМ НЕ ТОЛЬКО ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕМ ДЕТЯМ, КОТОРЫХ ВЫ УЧИТЕ НА СВОИХ УРОКАХ, НО И КО ВСЕМ ВОСПИТАННИКАМ ШКОЛЫ, ДОВЕРЕННОЙ ВАМ ОБЩЕСТВОМ, НАРОДОМ, РОДИТЕЛЯМИ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ, ЗАНЯВ ПОСТ ДИРЕКТОРА, СЧИТАЕТЕ, ЧТО УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ КАКИХ-ТО ОСОБЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТАЛАНТОВ, ПРОЩАЙТЕСЬ С МЫСЛЬЮ СТАТЬ ХОРОШИМ ДИРЕКТОРОМ.

В. А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы

Нормативно-правовые документы

Охрана прав детства Опека. Здоровье.

Состояние здоровья учащихся

Состояние здоровья работников

Организация питания в школе

Охрана прав детства

Опека и попечительство

Летний отдых детей

Анализ внеклассного занятия

Анал. урока

Внутришкольный контроль является самым мощным источником разнообразной информации, отражающей состояние всех сторон учебно-воспитательной и организационно-педагогической деятельности; эта информация отличается повышенной емкостью, так как она содержит не только количественные, но и качественные характеристики. Отсюда вывод: каждый директор должен в совершенстве овладеть «технологией» применения внутришкольного контроля в своей управленческой деятельности.

Нормативно-правовые документы

Контроль посещаемости учебных, внеклассных занятий учащимися

Внутри-школьный контроль

Годовой план-график посещения уроков

Годовой план-график посещения воспитательных мероприятий

Контроль работы пришкольного интерната

Контроль за работой с родителями

Классно-обобщающий контроль

Контроль работы школьной библиотеки

Анализ внешкольного мероприятия

I Анализ внеклассного мероприятия

Контроль за внеклассной работой По предметам учебного плана

Документация по контролю

Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли путем дифференциации оплаты их труда.

Апрель. Подача заявлений в аттестационную комиссию

Май. Подача заявлений в аттестационную комиссию

педагогических кадров

Июнь. Подача заявлений в аттестационную комиссию

Июль. Творческая работа по планам самообразования

Август. Творческая работа планам самообразования

Сентябрь. Приказ по школе о проведении аттестации

Октябрь. Открытые уроки, посеще­ние уроков у аттестуемых

Ноябрь. Открытые уроки, заключе­ние экспертной группы

Декабрь. Открытые уроки, подгото­вка представлений на аттестуемых

Январь. Заседание школьной аттес­тационной комиссии (П категория)

Март. Заседание краевой аттестаци­онной комиссии (высшая категория)

Февраль. Заседание районной аттестационной комиссии

(I категория)

Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов школы проводится в строгом соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации

Пункт 2.13. Устава Яготинской средней школы

Сентябрь. Выбор предметов для сдачи экзаменов

Октябрь. Нормативные документы по итоговой аттестации

Итоговая аттестация учащихся

Ноябрь. Нормативные документы по аттестации для родителей

Декабрь. Классные родительские собрания в выпускных классах

Январь. Выбор предметов учащимися для сдачи экзаменов

Февраль. Провести работу по профориентации выпускников

Март. Повторение пройденного материала в выпускных классах

Апрель. Семинары с учителями об итоговой аттестации учащихся

Май. Приказы и заседание педаго­гического совета по аттестации

Июнь. Итоговая аттестация уч-ся 9кл. и выпускников 11 классов

Август. Поступление выпускников в сузы и вузы, трудоустройство

Июль. Поступление выпускников в сузы и вузы, трудоустройство

Результативность воспитательных воздействий семьи, школы и общественности во многом зависит от соблюдения определенных условий и выделения основных направлений их деятельности.

Семейное и общественное воспитание не противостоят друг другу, а, напротив, взаимно обогащают и усиливают процесс формирования социально ценных качеств молодежи. Возникло новое, уникальное явление — союз воспитательных сил. Однако такой союз может быть прочным, а сотрудничество школьных и семейных коллективов плодотворным лишь в том случае, если сама семья прочная, если в ней созданы необходимые социально-педагогические предпосылки для успешного воспитания детей, что не всегда имеет место в нашей реальной действительности.

И.К.Шалаев, П.К.Одинцов, В.Н.Тырышкин и другие

«Школа: пути обновления»

Яготинский сельский совет

Методический совет

Совет школы

Педагогический совет

Попечительский совет

Родительский комитет

Общественные организации

Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии

Урок Длительность урока (мин.) Классы
1-й 2-й 3-й
Понедельник
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й Обучение грамоте Математика Письмо Рисование Родной язык (грамматика) Математика Родной язык(чтение) Труд Родной язык (чтение) Математика Родной язык (грамматика) Труд
Вторник
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й Обучение гра- моте Математика Письмо Физкультура Природоведение Физкультура Математика Родной язык (чтение) Природоведение Физкультура Математика Родной язык (чтение) Родной язык (грамматика)

Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обя­зательно должны быть учтены.

Воспитательный процесс в малокомплектной школе— это подчиненная общей цели цепь развивающихся воспитательных си­туаций (воспитательных дел). Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодей­ствие воспитателей с детьми.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной шко­ле определяются условиями, о которых уже говорилось выше. Дети, растущие в селах и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она сформировала у них те качества, которые с трудом при­виваются на городском асфальте. Все дети и взрослые друг друга знают. Нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разно­возрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти и многие другие качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, кото­рые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, ле­ность, неаккуратность, необязательность становятся предметом вос­питательной заботы.

В воспитательном процессе малокомплектной школы сли­ваются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) вне­урочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание обще­ственной средой населенного пункта.

Воспитательная работа осуществляется в форме воспитатель­ных дел (ВД). В их основе лежат два подхода — дея­тельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения, а второй — органичного «сращива­ния» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновремен­но содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом выделяется стержневая идея, которая совпадает с од­ним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.).

Общешкольных ВД не должно быть много: 3—4 дела в год. Дело готовится сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, посвященный определенному событию, то он должен быть ярким, запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помо­гать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки — постоян­ное правило. Пусть будет не все так красиво, зато сделано самими детьми: детскому неумению нет порицания.

При организации конкретных ВД, требующих специальных объ­яснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревь­ев, цветов и т. д.), учитель обращается за помощью к местным спе­циалистам — медсестре, агроному, леснику, механизатору.

Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществля­ется одним учителем, в двукомплектной — двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, об­щего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется в свободной форме или форме, предложенной региональ­ным воспитательным центром. План может быть еженедельным, по­месячным или на полугодие. Иногда классоводы игнорируют пла­нирование. План необходим, чтобы видеть перспективу, знать, к чему идем. Но главное, естественно, не красиво расписанные планы, а кон­кретные дела.

Следует постепенно работать над отдельными качествами личности. Важное направле­ние умственного воспитания в 1-м классе — подготовка к система­тическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному тру­ду. Важное условие — атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развиваю­щей среды. Единая система педагогических действий, единые тре­бования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют вы­работке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в овладении нравст­венными нормами поведения, выработке привычек, легче осваива­ет навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения.

Моральное воспитание младших школьников предполагает фор­мирование их нравственного сознания и поведения в неразрывном единстве. Это достигается определенными упражнениями. Созда­ются ситуации, в которых ученики могут проявить нравственные качества — честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках.

Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолю­бия, уважения к труду, людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешко­льная деятельность. Дети участвуют в посильных практических делах — уборка территории и помещений, озелене­ние села, участка, мелкий ремонт мебели, присмотр за цветами, теп­лицей и т. п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, на котором проводятся наблюдения и опыты. Можно выра­щивать фрукты и овощи, собранный урожай пойдет на приготовле­ние обедов для всей школы. На кружковых занятиях народно-ре­месленнического направления, кроме выполнения практических ра­бот — плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т. п., проводятся беседы на темы: «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т. п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

В сельской местности особую актуальность приобретает эколо­гическая направленность дел. Она требует единства трудового, эсте­тического, умственного, физического воспитания, решения такого рода задач имеют реальную пользу. Сперва на экскурсиях в приро­ду устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охра­не растений и животных.

Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскур­сия с детьми на природу, прогулка по улице села, предметы окру­жающего быта могут стать источником приобщения к прекрасно­му. Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Ли­тература, музыка, живопись, народное творчество должны стать по­стоянными спутниками школьной жизни.

Таким образом, воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умствен­ное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.

Значительные изменения в правовом регулировании образовательных отношений связаны с новыми характеристиками статуса малокомплектных образовательных организаций. Если ранее предполагалось, что этот статус определяется субъектами Российской Федерации исходя исключительно их наполняемости классов, то сегодня это полномочие также осталось у субъектов Российской Федерации, но установлены дополнительные критерии, которые могут быть взяты субъектами Российской Федерации за основу при определении правового статуса малокомплектной школы. Однако пока не все субъекты Российской Федерации используют критерии удаленности образовательных организаций от иных образовательных организаций и транспортной доступности. Сохраняется ориентация исключительно на численность обучающихся.

Согласно ч. 4 ст. 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся. При этом нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования предусматривают в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся, не только в отношении малокомплектных образовательных организаций, но и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, если они реализуют основные общеобразовательные программы.

Значительное количество субъектов Российской Федерации в отношении малокомплектных школ применяют акты, принятые до 1 января 2013 года и не учитывающие новые требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации в целях реализации предписаний Федерального закона используют различные формы нормативных правовых актов:

  • наименее распространенной практикой является принятие специального закона по вопросам малокомплектных школ (Иркутская область),
  • во многих субъектах Российской Федерации в общем законе об образовании содержатся нормы, касающиеся малокомплектных школ (Ямало-Ненецкий автономный округ),
  • наиболее распространенной является практика регулирования статуса малокомплектных образовательных организаций специальными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • распространенной является практика установления критериев малокомплектности и определения перечня малокомплектных образовательных организаций не специальным актом, а актом финансово-правового характера (Владимирская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);
  • во многих субъектах Российской Федерации правовой статус малокомплектных образовательных организаций устанавливается актами органов управления образованием (Астраханская область).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил 4 критерия, на основе которых образовательная организация может быть признана малокомплектной:

1) реализация основных общеобразовательных программ;

2) удаленность этих образовательных организаций от иных образовательных организаций;

3) транспортная доступность;

4) численность обучающихся.

При этом в отношении транспортной доступности и численности обучающихся федеральный законодатель использовал вариативную норму: 1) школа может быть признана малокомплектной исходя из транспортной доступности и численности обучающихся, 2) школа может быть признана малокомплектной исходя из численности обучающихся. Условия, связанные с реализацией общеобразовательных программ и удаленности образовательных организаций, исходя из норм закона, должны обязательно учитываться при определении малокомплектных школ.

Однако анализ актов субъектов Российской Федерации показал, что предложенный на федеральном уровне подход практически нигде не используется. Вместо этого существует несколько вариантов определения малокомплектных школ.

1) Малокомплектными признаются школы с определенной наполняемостью классов и не имеющие параллельных классов (наполняемость различается для сельской местности и города). Критерии удаленности и транспортной доступности не используются (Иркутская область).

2) Для признания малокомплектной муниципальной дошкольной образовательной организации используются критерии средней наполняемости, отсутствие иных групп, и критерий удаленности (не менее 100 километров)- Иркутская область.

3) Малокомплектными сельскими образовательными организациями признаются определенные виды образовательных организаций (начальные общеобразовательные школы, начальные школы-детские сады, прогимназии, филиалы (отделения) общеобразовательных организаций, реализующие программу начального общего образования) при выполнения условий по общей численности обучающихся и расположенные в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (Тамбовская область).

4) Малокомплектной образовательной организацией признается организация не по совокупности критериев, а при наличии либо критерия общего количества обучающихся, либо удаленности от ближайшей общеобразовательной организации. При этом субъекты Федерации «дополняют» норму Федерального закона указывая, что к удаленности приравнивается изолированное положение образовательной организации по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, либо отсутствия дорог с твердым покрытием, либо наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами.

В иных субъектах Российской Федерации требуется одновременно соблюдения как условий, установленных Федеральным законом, так и условий, «придуманных» на региональном уровне (Нижегородская область: — удаленность от базовой общеобразовательной школы более чем на 15 км; — невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение организации по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, либо отсутствие дорог с твердым покрытием, либо наличие только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами и (или) малочисленность обучающихся (при средней наполняемости классов менее 14 человек); — объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, при этом недостаточен для содержания малокомплектной организации в течение всего календарного года; — необходимость обеспечения межрайонного взаимодействия по предоставлению мест в образовательных организациях детям из соседних (близлежащих) муниципальных районов и городских округов в рамках оптимизации сети общеобразовательных организаций.

В ряде субъектов Российской Федерации не воспринята установленная законом разница между малокомплектной школой и сельской школой. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе малокомплектными признаются лишь сельские образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Для признания в качестве малокомплектной организация должна быть расположена в сельском населенном пункте, должна отсутствовать транспортная связь, обеспечивающая возможность ежедневного подвоза детей, средняя наполняемость классов (групп) не должна превышать 10 обучающихся, а общее количество обучающихся зависит от уровня общего образования.

Практически во всех субъектах Российской Федерации для признания школы малокомплектной необходимо ее включение в специальный перечень малокомплектных образовательных организаций, который, как правило, ежегодно утверждается актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом региональный законодатель ориентируется не на нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а на нормы финансово-бюджетного законодательства. Так, в Республике Карелия перечень малокомплектных образовательных организаций устанавливается при формировании проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии со сведениями федерального статистического наблюдения об организациях, реализующих образовательные программы общего образования, на начало текущего учебного года.

В Брянской области согласно Закону Брянской области от 8 августа 2013 г.№ 62-З «Об образовании в Брянской области» к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности, с общим числом обучающихся до 15 человек в начальных общеобразовательных организациях, до 35 человек в основных общеобразовательных организациях, до 50 человек в средних общеобразовательных организациях. Если исходить из данных Указа Губернатора Брянской области от 15 февраля 2013 № 133 «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Брянской области в 2013 году и на период до 2020 года», то в Брянской области было 310 малокомплектных школ, или 51,4% от общего количества (603 образовательных учреждения с числом обучающихся 112466), в них обучалось 12,08% учащихся от общего контингента, но была поставлена задача по реорганизации образовательных учреждений с целью создания сети, состоящей из базовых школ и примыкающих к ним филиалов, чтобы способствовать сохранению малокомплектных учреждений в отдаленных или малонаселенных пунктах, но на экономически более выгодных условиях и с более качественной организацией образовательного процесса.

Перечень малокомплектных образовательных организаций должен ежегодно утверждаться Правительством Брянской области.

Малокомплектные школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *