Медкомиссия на работе каждый год

Содержание

Ежегодный медицинский осмотр

На основании Приказа Минздравсоцразвития № 302н работники предприятий, образовательных учреждений, торговых точек проходят ежегодный обязательный медосмотр. Для руководителей обследования персонала исключает переживания за риски для здоровья окружающих, оберегает от выплаты компенсаций. Согласно ст. 212 и 302н ТК расходы за прохождение медосмотра берет на себя работодатель.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Статья 212 Трудового кодекса РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»

Статья 213 Трудового кодекса РФ «Медицинские осмотры некоторых категорий работников»

Цели проведения обязательных медицинских осмотров работников

Медицинский осмотр представляет собой комплексные мероприятия по диагностике патологий и профилактике профессиональных болезней. Процедура имеет периодический характер. Целями проведения медосмотра являются:

  • контроль здоровья сотрудников;
  • снижение количества травм, полученных на производстве;
  • соблюдение сроков врачебного наблюдения за представителями некоторых профессий;
  • отслеживание динамики заболеваний работников;
  • обнаружение начальной стадии патологий, которые развиваются из-за вредных факторов;
  • мониторинг возможных препятствий для определенных работ;
  • профилактика инфекционных болезней;
  • устранение рисков несчастных случаев на производстве.

Человек, прошедший периодический медосмотр, получает заключение врачебной комиссии. На его основании он может попросить работодателя о переводе на менее опасный производственный участок.

Типы медицинских осмотров работников

В зависимости от периодичности существует три вида обследований.

Типы медицинских осмотров

Обязательный предварительный медицинский осмотр

Предварительный медицинский осмотр работников является разовой процедурой перед принятием в штат предприятия. Кандидат получает направление от работодателя или проходит обследование в качестве обязательного этапа составления трудового контракта. На основании неудовлетворительных результатов соискателям отказывают.

Пройти предварительный, а по принятию в штат — ежегодный плановый медосмотр нужно:

  • кандидатам на работу, не достигшим 18 лет;
  • соискателям, планирующим выполнять тяжелые или опасные работы;
  • претендентам на трудоустройство в районах Крайнего Севера;
  • спортсменам, пилотам, водителям, машинистам;
  • служащим рядов МЧС, таможни, судьям;
  • работникам железнодорожного сообщения.

Организации, пренебрегшие данным правилам, привлекаются к административному штрафу. Для остальных категорий бизнеса прохождение медосмотра остается на усмотрение руководства.

Важно! Когда соискатель не подходит по причине состояния здоровья, отказ направляется в письменной форме. При несогласии пройти осмотр для подписания трудового контракта начальство имеет право отказа в трудоустройстве.

Периодический медосмотр работников

Согласно абз. 12 ч. 2 ст.212ТК для на специалистов предприятия распространяется ежегодное плановое прохождение медосмотра. Диагностические процедуры можно выполнить в государственной больнице или частной клинике с лицензией.

В процессе медицинского обследования специалисты проводят анализы и тестирования, различные для профессий, возрастов, полов. Ряд процедуры обязаны проходить все работники. К ним относятся осмотр у терапевта, невролога, хирурга, окулиста, сдача общих анализов крови, мочи, флюорографию, а также ЭКГ. Результат освидетельствования заносится в медкнижку.

Процедура прохождения медосмотра каждый год обязательна для:

  • работников производства, связанного с вредными или опасными факторами;
  • сотрудников предприятия общепита;
  • людей, занимающихся работами на высоте;
  • медиков, представителей санстанций, специалистов фармацевтики;
  • персонала образовательных учреждений;
  • граждан, работающих в области птицеводства, животноводства и водоканалов.

Периодические обследования проходят сотрудники до 21 года, водители, машинисты и пилоты перед заступлением на смену.

На заметку! Организации, персонал которых проводит за компьютером более 50% рабочего времени, могут заказывать выездной медицинский осмотр. Его результаты приравниваются к «обычному».

Внеочередной медосмотр работников

Законодательство РФ не устанавливает четкий порядок проведения медосмотра вне очереди. Его может проходить сотрудник по собственной инициативе при подозрениях ухудшения состояния здоровья. Чаще всего эти причины связаны с профессиональной деятельности.

Представители медицинского учреждения могут дать рекомендации при прохождении внепланового обследования после периодического. Поводом является дополнительная экспертиза или медосмотр, инициированный специалистами по охране труда, которые подозревают, что на работе резко ухудшились условия, а ежегодный анализ выявил подозрительную симптоматику.

Кто должен проходить медосмотр

Законодательство РФ четко устанавливает, кто именно проходит плановый медосмотр — проверяются ежегодно:

  • сотрудники, которые подвергаются влиянию опасных или вредных факторов при выполнении работ;
  • работники, место трудоустройства которых обязывает ежегодно проходить освидетельствование;
  • специалисты, обеспечивающие движение транспортных средств;
  • граждане не достигшие 21 года — ст. 213 ТК;
  • люди, занятые на подземных работах — приказ № 302н, п.12 приложения 2;
  • сотрудники предприятий общепита, пищевой отрасли промышленности, торговли, водопроводных коммуникаций, медучреждений и детских учреждений — ст. 213 ТК;
  • спортсмены — на основании п. 3 ст. 383 ТК;
  • работники до 18 лет — ст. 266 ТК. Медицинский осмотр работников

Важно! Основание для прохождения медосмотра — Приказ № 302н от 2012 года.

Статья 266 Трудового кодекса РФ «Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет»

Статья 383 Трудового кодекса РФ «Порядок рассмотрения трудовых споров»

Периодичность проведения медосмотра

На основании типа деятельности организации устанавливаются сроки проведения медицинского обследования. Для кого на 2020 год необходим ежегодный плановый медицинский осмотр, можно узнать из таблицы.

Сфера деятельности сотрудников Необходимость первичного медосмотра Обязательный осмотр Специалисты и анализы
Общепит, торговля, перевозка продуктов + 1 раз за год Терапевт, ЛОР, кожно-венерологический диспансер (анализы), стоматолог. Анализ крови и рентген легких.
Общеобразовательные школы, детсады, детдомы, лагеря и санатории, дома престарелых + 1 раз за 12 месяцев, или 4 раза в год См. выше + анализы на ЗППП и дерматовенеролог
Фармакологические организации, предприятия по упаковке и перевозке лекарств + 1 раз за 12 мес. См. выше + проверка на сифилис и заражение паразитами
Бытовое обслуживание (сауны, бани, салоны красоты) + 1 раз в 12 мес. Терапевт, ЛОР, сдача анализов в КВД, стоматолог. Анализы крови, на сифилис и паразитов, ЗППП. Рентген легких, проверка у дерматовенеролога
Бассейны и водолечебницы + 1-2 раза в год См. выше
Гостинично-отельная деятельность, бортпроводники, пассажироперевозки + 1 раз в 12 мес. Терапевт, ЛОР, сдача анализов в КВД, стоматолог. Сдают анализы крови, делают рентгенографию легких

Крановщики, лифтеры, электрики, работники компаний по транспортировке и валке лесов должны проходить обследование 1 раз в 2 года.

По месту работы осуществляется осмотр специалистов, на качество выполнения здоровья и работ которых влияют шум, свет, температура, физические и сенсорные нагрузки.

На заметку! Полный список опасных и вредных факторов содержит Приказ Минздравсоцразвития № 302н.

Порядок проведения медосмотров работников предприятия

Ответственность за прохождение персоналом ежегодных плановых медицинских осмотров возлагается на работодателя. Медцентр, с которым у организации есть договор, формирует врачебную комиссию. Полный список врачей имеется в Приказе № 302н. Законодательно устанавливается порядок проведения медосмотра.

Шаг 1. Заключаем договор

Руководство компании осуществляет выбор медицинского учреждения и подписывает с ней договор. Сроки диспансеризации подбираются и согласовываются после составления контракта.

Важно! У клиники должна быть лицензия для диагностической экспертизы работников.

Шаг 2. Составляем список

Работодатель составляет два перечня:

  • контингент — список сотрудников и занимаемых должностей;
  • поименный — перечень персонала.

Первый документ в течении 10 дней направляется в территориальный Роспотребнадзор. Второй — подается в медцентр за 2 месяца до даты осмотра.

Шаг 3. Составляем план

Сторона-исполнитель (медцентр), принявшая поименный список должна на протяжении 10 дней с момента получения и за 14 до прохождения медосмотра разработать календарный план. В нем по дням указывается, каких специалистов проходить и какие анализы сдать. Наниматель утверждает план подписью и печатью.

Образец плана медосмотра

Шаг 4. Подготавливаем приказ

Работодатель составляет приказ о необходимости медицинского осмотра и порядке его очередности. Сотрудники знакомятся с текстом документа за 10 дней до медкомиссии. В приказе отражаются:

  • основания для периодического медицинского осмотра — это ст. 213, 266 и 212 ТК;
  • необходимость утверждения списка сотрудников и графика прохождения осмотра;
  • медучреждение, куда направляется персонал;
  • документы, которые гражданам нужно иметь на руках;
  • обязательность сохранения заработка (на основании ст. 139 ТК);
  • обязательность предоставления медицинского заключения;
  • способ ознакомления руководителей подразделения работников с приказом.

Важно! В документе стоит указать лиц, контролирующих его исполнение. Образец приказа о проведении медосмотра

Статья 139 Трудового кодекса РФ «Исчисление средней заработной платы»

Шаг 5. Выдаем направления

Унифицированной формы направления законодательство РФ не устанавливает. Компания составляет его произвольно и выдает сотруднику на руки.

Шаг 6. Работники проходят осмотр

Имея направление для медосмотра от работодателя, паспорт, представители компании приходят в медцентр, с которым у предприятия есть договор. На период, когда проводятся диагностические мероприятия, за сотрудниками сохраняется средняя заработная плата.

Образец направления на медосмотр

Что делать после осмотра

После того, как ежегодное плановое медицинское обследование персонала организации завершено, у медицинского центра есть 30 дней для составления акта-заключения. Документ заверяется директором клиники, а потом подается на согласование в территориальный Роспотребнадзор.

Работодатель собирает у работников медкнижки с результатами диспансеризации, подписями и печатями врачей. По врачебному заключению устанавливается принадлежность человека к диспансерной группе. В медицинской карте врачам нужно указать рекомендации по сохранению здоровья. При наличии патологий — предоставить данные о наблюдении, терапии и реабилитации.

Расходы на прохождение медосмотра

Предприятие-наниматель на 100% компенсирует затраты персонала на прохождение осмотра. На период обследования за работниками сохраняется средний заработок. По окончанию мероприятия сотрудники должны передать медкнижку работодателю.

В зависимости от региона руководство оплачивает медцентру 1500-5000 руб, но большинство компаний делают скидку. Государство компенсирует часть средств через ФСС.

Медкомиссию при приеме на работу также оплачивает работодатель. Если сотрудник самостоятельно оплатил услуги специалистов, ему полагается возврат средств. Для этого понадобится написать заявление и приложить квитанции об оплате.

Последствия непрохождения медицинского осмотра

Законодательно устанавливаются меры ответственности руководства и работников, которые не прошли периодический медосмотр.

Санкции для персонала

При отказе гражданина проходить плановый осмотр, наниматель имеет право отстранить его от работы и не платить зарплату, пока нарушитель не пройдет экспертизу. Если человек не хочет проходить медкомиссию при трудоустройстве, ему отказывают в приеме на работу. При наличии уважительных причин сотрудник получает оклад за весь период безработицы.

Санкции для работодателя

Работодатель, проигнорировавший ежегодный плановый медицинский осмотр его работников, облагается штрафом в зависимости от формы собственности. ИП платят 15 тыс. руб, юрлица — 110 тыс. руб.

Если сотрудник пропустил осмотр по причинам, от него и руководства независимым, глава компании оплачивает простой в размере 2/3 оклада человека.

Периодичность проведения медосмотра зависит от профессиональной квалификации специалистов. Для большинства видов деятельности он регулярен — 1 раз в год. Придерживание алгоритма прохождения убережет нанимателя от штрафа, а персонал не отстранят от работы.

С 7 января обновлены правила проведения медосмотров работников тяжелых, вредных и опасных профессий

С 7 января частично изменен порядок проведения обязательных – предварительных и периодических – медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ):

  • медики, которые проводят осмотр работника, могут учитывать «свежие» (не старше года) результаты ранее проведенных осмотров и диспансеризации (если не требуется повторных исследований и иных медицинских мероприятий). Кроме того, они могут – в целях уточнения диагноза приступающего к работе – запросить интересующие сведения о здоровье осматриваемого у поликлиники по его месту жительства или прикрепления (через МИС);
  • для прохождения медосмотра работник должен, в том числе, представить в медорганизацию свой СНИЛС. Еще работник может (хотя не обязан) принести выписку из своей медкарты «своей» поликлиники с результатами диспансеризации;
  • на осматриваемого заводится только карта, паспорт здоровья теперь не оформляется;
  • установлен минимум обследований, который проводится всем работникам – как во время предварительного осмотра, так и во время периодического (анкета, антропометрия с расчетом ИМТ, измерение АД, внутриглазного давления (после 40 лет), клинический анализ крови и мочи, ЭКГ в покое, определение уровня холестерина, глюкозы, относительного ССР по шкале SCORE и абсолютного ССР, флюорография, маммография (после 40 лет) и осмотр акушером-гинекологом с мазками на флору и «цитологию»);
  • в заключении теперь указывается не просто факт выявления медпротивопоказания, но перечисляются вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания, и озвучивается группа здоровья работника;
  • заключение для «новичка» составляется в 4 экземплярах (ранее – в двух), для работника со стажем – в 5 экземплярах, и не позднее 5 рабочих дней: 1 экземпляр выдается ему самому, второй – приобщается к «осмотровой» медкарте, третий – направляется работодателю, четвертый – в поликлинику по месту жительства работника. Отметим, что – поскольку в заключении указывается группа здоровья работника, – то таковое может быть расценено в качестве сведений, составляющих врачебную тайну (о состоянии здоровья гражданина). Закон разрешает предоставлять ее без согласия гражданина при обмене информацией медорганизациями, так что отправлять заключение в поликлинику по месту жительства работника – совершенно безопасно с правовой точки зрения. А вот законность отправки этого заключения работодателю без письменного согласия работника может вызывать обоснованные сомнения. Кстати, 5-й экземпляр заключения по итогам периодического медосмотра работника отправляется в ФСС – но по письменному запросу и с письменного согласия работника. Хотя при этом закон прямо допускает передачу врачебной тайны без согласия пациента в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного соцстрахования;
  • если медосмотр обнаружил у работника противопоказания к выполнению отдельных видов работ, работник направляется для проведения экспертизы профессиональной пригодности;
  • по окончании медосмотра работнику на руки выдается также выписка из медкарты со всеми заключениями врачей-специалистов, результатами лабораторных и иных исследований и рекомендациями по профилактике, а при наличии показаний – по дальнейшему наблюдению, лечению и медицинской реабилитации;
  • если работодатель «сменил» медорганизацию, которая проводит медосмотры работников, (а также если таковая вообще ликвидируется), то медкарта на работника передается в центр профпатологии субъекта РФ.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Медкомиссия на работе каждый год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *