Методика минюста для судебных экспертов

Методические рекомендации для судебных экспертов от 2018 года

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ
АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
И ИССЛЕДОВАНИЙ
КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
И ОЦЕНКИ

Скачать методику

Печатается по решению Научно-методического совета ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России

Москва

2018

УДК 343.148.63 ББК 67.53 М54

Методические рекомендации подготовили:

Махнин Е. Л„ Новоселецкий И. К, Федотов С. В.

(ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России),

Алексеев И. В„ Калакутин А. В,

(ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)

Научные руководители:

Смирнова С. А. – доктор юридических наук, профессор
(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)
Григорян В. Г,- кандидат технических наук
(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)

ISBN 978-5-91133-185-6

Настоящие методические рекомендации устанавливают методику проведе­ния автотехнических экспертиз и исследований по специальности 13.4 «Иссле­дование транспортных средств в целях определения стоимости восстановитель­ного ремонта и оценки» в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Предназначены для использования судебными экспертами при проведении судебных экспертиз и несудебных исследований, при профессиональной подго­товке и повышении квалификации экспертов.

Письмо ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Начальникам региональных центров судебной экспертизы Минюста России

Уважаемые коллеги!

04 декабря 2014 года в ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России состоялось заседание секции по судебной автотехнической экспертизе научно- методического совета РФЦСЭ, где, в том числе, были рассмотрены вопросы, связанные с порядком использования в экспертной практике Положения Банка России № 432-П от 19.09.2014г. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Довожу до Вашего сведения текст принятых решений, утвержденных научно-методическим советом РФЦСЭ 25 декабря 2014 года (протокол №42):

1)Рекомендовать судебным экспертам и экспертам, прошедшим добровольную сертификацию в СЭУ Минюста России использовать «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» только при проведении судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по определению размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, или стоимости восстановительного ремонта в рамках договора ОСАГО (возмещение причиненного вреда в натуре).

2)Признать утратившим силу Приложение №2 Методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». — М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013, а также п.4.2.4 Методических рекомендаций.

При проведении судебных автотехнических экспертиз по установлению стоимости восстановительного ремонта вне ОСАГО (превышение лимита ответственности страховщика, иные виды страхования, не страховые случаи) определять износ для всех запасных частей транспортного средства (в том числе для комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов, для которых устанавливается нулевое значение износа при определении страховой выплаты в рамках ОСАГО), в соответствии с главой 5.2 действующих Методических рекомендаций для экспертов СЭУ Минюста.

Вышеуказанные изменения (см. п.п.1,2) относятся к страховым (не страховым) случаям, имевшим место 17.10.2014 года и позднее.

3)Рекомендовать не использовать информационные базы данных (справочники), упомянутые в Единой Методике Банка России, в случаях если:

а)в них отсутствуют прямые ссылки на источники информации, использованные при их составлении;

б) сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ в информационных базах данных (справочниках) отличаются более чем на 10% от стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ, рассчитанных экспертом с учетом подходов и принципов, указанных в п. 7.2. Методики Банка России, по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.

4)При определении стоимости годных остатков с использованием формулы указанной в п. 5.5. Единой Методики Банка России использовать табличные данные из приложения 6 «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». Методические рекомендации для судебных экспертов — М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013.

Изменения будут внесены в методические рекомендации для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» — М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2013. при их переиздании.

Прошу довести указанные выше сведения до курируемых Вами СЭУ Минюста России.

Директор

С.А.Смирнова

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки [2013, PDF/DjVu/DОС, RUS]

Предисловие 6 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7 1.1. Предмет и объекты экспертизы 7 1.2. Задачи, решаемые экспертами 8 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ 9 2.1. Технические термины 9 2.2. Экономические, оценочные и юридические термины 12 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗЫ 16 3.1. Права и обязанности судебных экспертов 16 3.1.1. Обязанности судебных экспертов 16 3.1.2. Права судебных экспертов 16 3.2. Судебные и несудебные экспертизы 17 3.2.1. Судебные экспертизы 17 3.2.1.1. Основание для назначения судебной экспертизы 17 3.2.1.2. Заключение эксперта 18 3.2.1.3. Сообщение о невозможности дать заключение 20 3.2.2. Несудебные экспертизы 20 3.2.3. Осмотр АМТС 21 Перечень сведений устанавливаемых при осмотре 21 Рекомендации по фотографированию объектов исследования 22 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ АМТС 23 4.1. Общие положения по установлению величины затрат на восстановительный ремонт АМТС 23 4.2. Учет износа АМТС 23 4.3. Определение объема ремонтно-восстановительных работ 23 4.4. Определение стоимости запасных частей 25 4.5. Определение стоимости ремонтно-восстановительных работ 25 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС 27 5.1. Общие понятия, подходы и методы при определении стоимости АМТС. Исходные данные 27 5.2. Определение эксплуатационного износа АМТС, его деталей и оборудования при определении стоимости затратным подходом 29 5.3. Определение рыночной стоимости АМТС сравнительным подходом 32 5.3.1. Метод сравнительного анализа продаж 32 5.3.2. Метод расчета таможенных платежей 32 5.4. Определение стоимости АМТС затратным подходом 33 5.5. Согласование результатов по подходам 34 5.6. Определение стоимости АМТС в специфических условиях реализации 35 5.7. Определение стоимости разукомплектованного АМТС 35 5.8. Корректировка цены АМТС при наличии дефектов эксплуатации, неисправностей, следов ремонта 36 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ 37 6.1. Условия для расчета стоимости годных остатков 37 6.2. Годные остатки АМТС 37 6.3. Расчет стоимости годных остатков 37 6.4. Порядок проведения экспертизы годных остатков АМТС 38 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕМОНТА АМТС 40 7.1. Понятие «утрата товарной стоимости», основания для начисления 40 7.2. Рекомендации по расчету утраты товарной стоимости 41 Использованная литература 43
Содержание ПРИЛОЖЕНИЯ 45 Приложение 1. Порядок определения средней стоимости нормо-часа ремонтно-восстановительных работ в регионе 46 Приложение 2. Методические рекомендации по применению Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г. 47 Приложение 3. Рекомендации по ретроспективной оценке стоимости запасных частей для восстановительного ремонта АМТС 51 1. Прямой метод ретроспективной оценки стоимости запасных частей 51 2. Косвенные методы ретроспективной оценки стоимости запасных частей. … 51 Приложение 4. Виды перекосов кузова легковых автомобилей 53 Таблица П 4.1. Характеристики перекосов кузовов легковых автомобилей 53 Приложение 5. Коэффициенты утраты товарной стоимости 54 Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе 54 Таблица П 5.2. Коэффициенты утраты товарной стоимости для грузовых автомобилей и автобусов 56 Приложение 6. Веса элементов для определения стоимости годных остатков 58 Таблица П 6.1. Процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов легковых автомобилей и малотоннажных грузовых на базе легковых к стоимости автомобиля 58 Таблица П 6.2. Процентное соотношение стоимости не поврежденных деталей грузовых автомобилей 60 Таблица П 6.3. Процентное соотношение стоимости узлов, агрегатов мотоциклов и мопедов к их стоимости 63 Приложение 7. Показатели износа АМТС на 1000 км пробега 67 Таблица П 7.1. Показатели износа на 1 000 км пробега для легковых автомобилей по категориям 67 Таблица П 7.2. Разделение легковых автомобилей производства СССР, России, стран СНГ на категории 67 Таблица П 7.3. Разделение легковых автомобилей иностранного производства на категории 68 Методика разделения легковых автомобилей по группам износа 86 Таблица П 7.3.1. Основные признаки групп износа легковых автомобилей 86 Таблица П 7.4. Показатели износа на 1 000 км пробега для мототехники 87 Приложение 8. Показатели износа (старения) АМТС за 1 год эксплуатации в зависимости от среднегодового пробега 88 Таблица П 8.1. Показатели износа (старения) за 1 год эксплуатации для легковых автомобилей 88 Таблица П 8.2. Показатели износа (старения) за 1 год эксплуатации для мототехники 88 Приложение 9. Величина износа дорожно-строительной техники, % 89 Таблица П 9.1. Показатели износа (старения) по годам для дорожно-строительной техники 89 Приложение 10. Среднегодовые пробеги. Рекомендации по расчёту среднегодового пробега АМТС 90 Таблица П 10.1. Среднегодовые пробеги и пробеги с начала эксплуатации легковых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР), эксплуатирующихся на территории Российской Федерации 90 Таблица П 10.2. Среднегодовые пробеги и пробеги с начала эксплуатации легковых автомобилей импортного производства, эксплуатирующихся на территории Российской Федерации* 90 Таблица П 10.3. Значения среднегодовых пробегов грузовых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР) для различных видов перевозок на территории Российской Федерации 91 Таблица П 10.4. Значения среднегодовых пробегов грузовых автомобилей в Германии 95 Таблица П 10.5. Среднегодовые пробеги автобусов на территории Российской Федерации 95 Таблица П 10.6. Среднегодовые пробеги транспортных средств за рубежом 96 Таблица П 10.7. Среднегодовые пробеги для мототехники 96 Приложение 11. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятых с производства, к ценам выпускаемых моделей АМТС 97 Таблица 11.1. Коэффициенты приведения цен на модели АМТС, снятых с производства, к ценам выпускаемых моделей АМТС 97 Приложение 12. Пример определения стоимости легкового автомобиля 105 Таблица П 12.1. Описание объектов аналогов 106 Таблица П 12.2. Корректировка стоимостей объектов аналогов 107 Таблица П 12.3. Определение весов подходов 109 Приложение 13. Оценка шин 110 Определение износа шин в целях определения их стоимости 110 Маркировка шин 110 Таблица П 13.1. Скоростные индексы шин 111 Таблица П 13.2. Индексы грузоподъемности шин 111 Приложение 14. Идентификация АМТС 113 Приложение 15. Пример акта осмотра транспортного средства 115 Приложение 16. Пример заключения эксперта 117 Приложение 17. Пример сообщения о невозможности дать заключение 122 Приложение 18. Пример акта экспертного исследования 124 Приложение 19. Пример заключения о стоимости АМТС для органов нотариата 127

Методика минюста для судебных экспертов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *