Молодой специалист воспитатель

Понятие молодого специалиста в российском законодательстве не установлено. Из смысла некоторых законов можно сделать вывод, что молодыми специалистами в Российской Федерации считаются выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений, проходивших обучение за счет средств регионального или федерального бюджета, впервые поступающие на работу по полученной профессии.

Статус молодого специалиста закрепляется трудовым законодательством за гражданином на один календарный год после получения соответствующего диплома.

Государственная поддержка МС

Молодые специалисты бюджетных сфер получают весьма скромные заработные платы, поэтому многие после окончания обучения идут работать не по профессии.

К сожалению, в действующем федеральном законодательстве не предусмотрено выплат молодым специалистам. Лишь трудовым законодательством предусмотрена льгота при поступлении на работу, а именно, работодатель не имеет права устанавливать испытательный срок такому работнику.

С целью привлечения выпускников к профессии на региональном уровне были введены стимулирующие и компенсационные выплаты молодым специалистам.

Обязательные условия

Каждый субъект страны устанавливает свои программы стимулирования для молодых специалистов. Для того чтобы гражданин мог рассчитывать на компенсацию и помощь государства, как правило, требуется соблюдение нескольких обязательных условий:

  • поступление на работу в ближайшее время после окончания университета (в некоторых регионах до 6 лет);
  • возраст до 35 лет;
  • «бюджетники» — обучение на бюджетных местах;
  • выход на работу по целевому направлению.

Законодательством региона могут устанавливаться дополнительные критерии, или же некоторые из перечисленных вовсе не приниматься во внимание. Если хотя бы по одному основанию есть расхождения, то статус молодого специалиста не присваивается, право на выплаты утрачивается.

После окончания обучения гражданина могут отправить на работу по направлению или приглашению в ту организацию, в которой требуется конкретный специалист. Между работником и работодателем возникают трудовые отношения, но испытательный срок при этом не применяется.

Компенсации учителям и воспитателям

Работники образовательной сферы могут рассчитывать на несколько видов компенсационных и стимулирующих пособий. При этом соблюдение обязательных условий остается действительным на установленный законом срок.

Единовременная выплата

Единовременное пособие молодым специалистам образовательной сферы представляет собой подъемные средства, которые выплачиваются в первый месяц работы.

Регионы устанавливают размер таких выплат самостоятельно. Обычно это выплата в размере одного или нескольких окладов, которая перечисляется в момент получения первой зарплаты.

Единовременная денежная помощь — это способ привлечь специалистов к работе по специальности непосредственно после окончания обучения при распределении.

Право получения подъемных средств может быть утрачено в том случае, если учитель или воспитатель переезжает с постоянного места жительства по распределению.

Под постоянным местом жительства подразумевается тот населенный пункт, где гражданин проживал до поступления в образовательное учреждение.

Так, например в Москве молодым специалистам в течении трех лет работы устанавливается доплата к заработной плате в размере 40% от ставки заработной платы в первый год работы, 30% во второй год работы, 20% в третий год. А также устанавливается единовременная выплата в размере 20 000 рублей в начале трудовой деятельности.

В Санкт-Петербурге молодой специалист при трудоустройстве получает единовременную выплату в размере от 6 до 8 базовых единиц, размер которых устанавливается ежегодно.

Выплаты на жилье и льготная ипотека

На федеральном уровне не предусмотрено субсидирование покупки жилья молодыми специалистами сферы образования,подобных кредитных продуктов нет и у банков. Льготная ипотека возможна лишь в рамках её субсидирования регионами. В некоторых регионах учителя могут рассчитывать на помощь в получение жилого помещения в собственность путем софинансирования или выделения средств из регионального бюджета на приобретение или строительство.

Каждый субъект федерации разрабатывает программу помощи приобретения жилья самостоятельно, выделяя средства из регионального бюджета, задействуя также государственные субсидии, поэтому размер выплат зависит именно от того, в какой именно программе участвует гражданин и от региона проживания.

Чаще всего молодым специалистам приходится рассчитывать на служебное жилье, которым их обеспечивает образовательная организация, в которой они работают. Это может быть дом, служебная квартира или комната в общежитии. Иногда такое жилье предоставляется с правом льготного выкупа или вовсе бесплатной передачи в собственность по истечении нескольких лет работы.

Компенсация за переезд

В случае если молодого учителя при распределении отправляют в населенный пункт, который не является его постоянным местом жительства, то переезд компенсируется из регионального бюджета.

Помимо самого гражданина, с ним может переехать его семья. Под семьей понимается супруг или супруга и дети, родители в этот список не входят.

Если гражданин переезжает один, то возможна компенсация ему средств за переезд на расстояние до 500 километров от места постоянной регистрации. Если с семьей — то на расстояние до 150 километров.

К затратам на переезд прибавляются командировочные средства — суточные, сохраняется заработная плата на эти дни (не более 6 дней), добавляется в первый месяц к заработной плате один оклад.

Конкретные условия и возможные выплаты следует узнавать в образовательной организации, которая приглашает на работу с переездом и в местной администрации.

Ежегодный отпуск

Работники образовательной сферы имеют право на отпуск, размер которого установлен в повышенном размере — от 42 до 56 дней в год.

Молодые специалисты приравниваются в своем праве на отдых к учителям и воспитателям со стажем. Получить ежегодный отпуск можно согласно установленным трудовым нормам и графику отпусков в учреждении.

Учителя и воспитатели могут получить ежегодный отпуск в течение календарного года, однако предпочтение отдается летним месяцам, когда трудовая деятельность ведется в меньшем объеме.

Компенсации врачам и ученым

Пособие молодым специалистам медицинской и научной сферы предоставляется нескольких видов:

  • единовременное;
  • ежемесячное;
  • стимулирующее.

Данные выплаты могут получить только те специалисты, которые соответствуют всем требованиям, установленным на законодательном уровне.

Единовременные пособия

Молодым врачам и ученым положены стимулирующие выплаты, которые выплачиваются обычно в конце календарного года. Как правило, данная мера поддержки имеет ограниченный срок действия — три года. Размер таких выплат определяется региональными программами поддержки и может составлять от одного оклада, а верхняя граница определяется возможностями местного бюджета.

Так, например в Пензенской области единовременная выплата устанавливается молодым специалистам, проработавшим непрерывно в течении 2 лет после получения высшего или среднего профессионального образования в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Размер выплат для врачебного персонала 12 000 рублей, для среднего медицинского персонала 6 000 рублей.

Молодым специалистам Ульяновской области, которые поступают на работу после получения образования любого уровня полагается разовая денежная выплата в размере 10 000 рублей. Кроме того,ежегодно назначается выплата при условии работы в сельской местности в размере 20 000 рублей за первый год работы, 40 000 рублей за второй год работы и 60 000 рублей за третий.

Каждый регион самостоятельно устанавливает суммы компенсаций, поэтому в разных областях они могут отличаться от приведенных в примере.

Если врач или ученый увольняются до достижения трудового стажа в 3 года, то законодательство обязует вернуть компенсационные выплаты в бюджет в полном объеме. Данная мера необходима для поддержания инициативы для работы по выбранной специальности.

Ежемесячные доплаты

Врачам и ученым, направленным по распределению для трудоустройства, положены доплаты в первый рабочий год.

Налоговые вычеты с полученных заработанных средств законодательством не отменены.

Молодые специалисты могут уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск или в отпуск по уходу за ребенком на общих основаниях, получая при этом положенные законом надбавки ежемесячно.

В Ульяновской области ежемесячная денежная выплата молодым специалистам производится в размере 1 000 рублей, кроме того выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату занимаемых жилых помещений и расходов на приобретаемое твердое топливо.

В Тамбовской области размер ежемесячных выплат молодым специалистам достигает размера 2 300 рублей.

Стимулирующие средства

Если в ходе распределения выпускник был направлен для работы в сельскую местность или в населенный пункт за пределами постоянной регистрации, то в первые три года работы ему выплачиваются стимулирующие средства.

Размер выплаты молодым специалистам научной и медицинской сферы устанавливается на региональном уровне, равно как и иные льготы.

Средний размер стимулирующего пособия — 1 миллион рублей.

Право на стимулирующие средства закреплено за работниками научной, образовательной и медицинской сфер только при условии направления для работы. Если специалист отказывается от предложенного места работы, то право на государственную поддержку утрачивается.

Работники РЖД

Выпускников ВУЗов, готовящих специалистов для работы в РЖД, ждут государственные меры поддержки при распределении после обучения. Устанавливаются они коллективным договором ОАО «РЖД» и Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД».

К таким мерам поддержки в 2020 году относятся:

  • недельный оплачиваемый отпуск после переезда;
  • компенсация в денежном эквиваленте за переезд (суточные);
  • компенсация расходов по обустройству на новом месте жительства;
  • единовременное денежное пособие в размере 1 должностного оклада;
  • компенсация затраченных на переезд средств;
  • корпоративная поддержка при приобретении жилья.

Молодым специалистом ОАО «РЖД» является лицо до 30 лет, получившее высшее или среднее профессиональное образование и трудоустроенное компанией в течении года (в некоторых случаях срок уменьшается до 3 месяцев) после окончания обучения. Статус молодого специалиста присваивается на 3 года, но не далее исполнения работнику 30 лет.

Дополнительно стимулирующих выплат на федеральном или региональном уровне не установлено. Региональные органы власти могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры поддержки для молодых «железнодорожников».

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Выплаты молодым специалистам

Работа с молодыми специалистами в ДОУ методическая разработка

Выступление на совещании руководителей ДОО:

Опыт работы по закреплению молодых специалистов в ДОУ

Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Любой педагогический коллектив — это живой организм. И для его полноценного функционирования важно все: опыт и энергия, спокойствие и сила, рассудительность и чувство юмора. При этом крайне важно соблюдать некий баланс, своеобразное равновесие в коллективе. Опытным работникам — приверженцам традиций есть, что передать молодым специалистам. А молодежь, в свою очередь, заряжает окружающих живой энергией и помогает с легкостью осваивать современные программы и технологии.

2 слайд Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

3 слайд Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны. Чтобы этого не произошло, в ДОУ создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив.

Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В результате осознания важности сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей появилась необходимость создания в нашем ДОУ системы работы с молодыми специалистами.

4 слайд Использование в управленческой деятельности ДОУ сформировавшегося системного подхода по повышению профессиональной компетентности педагогов, позволяет начинающему воспитателю:

  • быстро адаптироваться к работе в детском саду;
  • избежать момента неуверенности в собственных силах;
  • наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;
  • сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;
  • «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
  • раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

5 слайд В своём профессиональном становлении начинающий педагог проходит несколько ступеней.

I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

6 слайд ІІ ступень – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой начинающий педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

7 слайд ІІІ ступень – следующие года работы: складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д. Поэтому администрация детского сада к каждому педагогу подходит дифференцировано.

8 слайд Система работы с молодыми кадрами включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности: ∙ обучение на рабочем месте; ∙ осуществление практики наставничества; ∙ участие в работе методических объединений ДОУ и города ∙ самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы; ∙ обучение на курсах повышения квалификации; ∙ методическое сопровождение деятельности молодых специалистов

Наряду с такими формами работы, как: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, беседы, изучение методической литературы, взаимопосещения, коллективные просмотры организованной образовательной деятельности с детьми, анализ педагогических ситуаций в работе с молодыми воспитателями используем наставничество, 9 слайд Наставник – это, прежде всего человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.

Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Начинающий педагог получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; а наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

10 слайд Основным документом, регулирующим работу системы наставничества, является Положение о наставничестве, согласованное на заседании педагогического совета. Наставники назначаются для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год, но может быть и дольше в случае необходимости. Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста. Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.

11 слайд Работа с молодыми и начинающими воспитателями – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:

І этап – предварительный

  • собеседование с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы;
  • создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
  • анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
  • диагностика изучения методических потребностей педагогов;
  • анкетирование с целью изучения творческого потенциала педагогов;
  • организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности.

12 слайд ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Задачи наставника могут быть определены следующим образом:

— разработка совместно с начинающим специалистом планов организации воспитательно – образовательного процесса, помощь в разработке рабочей программы, педагогической, методической подготовки к непосредственно образовательной деятельности

— сопровождение, индивидуальные консультации, посещение занятий у опытных педагогов

— оказание методической помощи при подготовке к педсоветам и семинарам

ІІІ этап – складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодых педагогов на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

13 слайд

За последние три года к нам в детский сад пришли работать 8 воспитателей, не имеющих опыта работы в детском саду, 7 из них имели педагогическое образование, двое – молодые специалисты. В начале учебного года я составляю план работы с начинающими педагогами, куда включаю консультации по

— основной общеобразовательной программе ДОУ;

— работа с документацией детского сада;

— современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;

— культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;

— создание воспитательной системы детского сада;

— посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.

За молодыми специалистами, их у нас двое, закрепили наставников из числа опытных педагогов. В октябре провела анкетирование по выявлению трудностей в работе, которое выявило, что основные проблемы – это календарное планирование, организация взаимодействия с родителями воспитанников. Учитывая итоги анкетирования, намечаю план работы на учебный год, куда включила консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др.

Таким образом, работа с начинающими педагогами ведется на протяжении всего учебного года и в настоящее время четверо из них защитились на первую категорию.(1 – перешел в другой детский сад, 1 – уволилась, 2 – не подошел срок аттестации)

Моя задача, как старшего воспитателя, помочь и наставникам выстроить наставническую деятельность так, чтобы стоял вопрос необходимости развития творческого потенциала, постоянного педагогического поиска, совершенствования форм и методов работы, осуществления межличностного общение с коллегами.

14 слайд Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого воспитателя, получает удовлетворение от общения с молодым педагогом;

– в-третьих, выполнение функций наставника может помочь в развитии педагогической карьеры воспитателя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе ДОУ;

Среди способов мотивации наставников можно выделить как материальные, так и нематериальные. Наставничество рассматривается как социально и профессионально значимая деятельность, позволяющая сохранять преемственность поколений, дающая возможность педагогам с большим опытом дополнительные возможности транслировать накопленный опыт. С другой стороны, участие в наставнической деятельности учитывается в показателях эффективности деятельности воспитателя.

Обучение наставников проводится посредством индивидуальных консультаций и предполагает сопровождение работы старшим воспитателем и психологом. 15 слайд Среди показателей эффективности наставничества ключевыми являются:

1) прохождение процедуры аттестации

2) положительные результаты освоения методики организации воспитательно – образовательного процесса, использование разнообразных приемов организации детей

3) участие молодых специалистов в методических мероприятиях, проводимых в ДОУ

4)повышение уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью наставляемого педагога в соответствии с данными ежегодного анкетирования

Среди конкретных результатов функционирования наставничества и организации работы с начинающими воспитателями можно обозначить следующие:

  • все молодые педагоги и начинающие воспитатели закрепились на рабочих местах.
  • кол-во педагогов, досрочно аттестованных на квалификационную категорию — 4 человека. Двое еще не подлежат аттестации, т.к. не проработали двух лет.

Проект решения:

  1. Стимулировать повышение теоретического и методического уровня молодых педагогов, овладение современными образовательными программами, инновационными технологиями через организацию наставничества
  2. Оказывать помощь начинающим педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса

Особенности выплаты подъемных молодым специалистам

Подъемными называются выплаты, которые предоставляются молодым специалистам. К ним относят людей, окончивших высшее учебное заведение. После получения документа об окончании и весь следующий год их статус не меняется. Чтобы его получить, выпускник вуза после итоговых экзаменов должен в законодательном порядке отправиться на работу по распределению.

Если этого не происходит, статус «молодой специалист» не присваивается. Между компанией и сотрудником возникают трудовые отношения, которые регулируются Трудовым кодексом РФ, ст. 70. В этом случае молодой кадр приступает к работе без прохождения испытательного срока.

Выплаты молодым специалистам

Молодой специалист может рассчитывать на единовременную выплату. Сумма зависит от региона его проживания. Условия предоставления компенсации прописаны в:

  • нормативно-правовых актах. В каждом городе РФ действуют свои законы, регулирующие выплаты. К примеру, в Санкт-Петербурге тарифы и соответствующие суммы прописаны в Социальном кодексе;
  • договорах организаций, куда сотрудник отправился по распределению;
  • положении о статусе специалиста, которое устанавливается как в пределах определенного предприятия, так и на региональном уровне.

Социальная поддержка предоставляется наиболее востребованным, но наименее защищенным сферам деятельности. Ее получают учителя и работники здравоохранения. Выплаты осуществляются не только единовременно. Молодые специалисты в сфере образования могут получать ежемесячную надбавку к заработной плате.

Законодательство РФ предусматривает также выплату по окончании действия трудового договора. Если молодой сотрудник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть ранее полученные средства обратно в госбюджет. Подъемные выплачиваются с 2012 г. молодым кадрам, закончившим вузы в 2011 г. и позже. Выпускники, окончившие колледж или училище, и получившие среднее специальное образование, также могут рассчитывать на данный вид выплат.

Важно! Постановление №821, принятое 22.06.2012 г., гласит, что молодые выпускники должны получить денежную компенсацию в течение первого рабочего месяца. На сумму подъемных влияет выбранная специальность и место работы. Проект создан для того, чтобы стимулировать новых кадров работать по профессии.

Если сотрудник планирует переезд, то рассчитывать на компенсацию не придется. Программа распределения направляет туда, где он проживал до поступления в вуз.

Размер единовременных выплат в 2017 году

Программа для молодых врачей «Земский доктор»

Закон об «Обязательном медицинском страховании в России», принятый 20 ноября 2010 г., предоставляет молодым выпускникам, получившим медобразование, денежную компенсацию в размере 1 000 000 рублей.

Выплата докторам, желающим работать в сельских больницах, выдается на приобретение или строительство собственного жилья. Условия получения средств по программе прописаны в п.12.1, ст. 51 ТК РФ:

  1. Диплом об окончании высшего медицинского заведения.
  2. Возраст специалиста не более 50 лет.
  3. Переезд на ПМЖ в сельскую местность из другого региона с последующим устройством на работу.

Компенсация предназначена только для выпускников-врачей. Специалисты со средним медицинским образованием не имеют возможности получить средства по программе «Земский доктор». Кроме диплома об окончании вуза, молодой доктор должен закончить интернатуру и быть полностью готовым к работе без наставников.

Чтобы получить единовременную выплату, работодатель должен обратиться в администрацию местного центра с заявлением. Выплата компенсаций осуществляется за счет средств Федерального фонда. Конкретную дату получения компенсации рекомендуется уточнить в местном отделении ФОМС.

Выплаты молодым учителям

На сумму подъемных выплат влияет регион трудоустройства. Условия получения единовременных средств едины на всей территории РФ:

  1. Возраст молодого учителя — 30-35 лет.
  2. Наличие средне-специального или высшего педагогического образования. Заведение, в котором обучался будущий педагог, должно быть аккредитовано государством.
  3. После окончания учебы специалисту необходимо устроиться в государственную организацию в течение 3-х месяцев.

Статус «молодой специалист» присваивается 1 раз на 3 года. Законодательством предусматриваются случаи продления данного статуса:

  • декретный отпуск;
  • срочный военный призыв;
  • очное обучение в аспирантуре.

Денежные средства молодым специалистам-учителям выдаются:

  1. Единовременно. Сумма выплачивается в зависимости от будущего места работы: от 20-100 тыс. рублей. Один раз в год в течение 3-х лет указанная сумма перечисляется на счет сотрудника. Стоимость компенсации зависит от разных факторов: средняя зарплата в регионе трудоустройства, уровень жизни. Нижний Новгород, Новосибирск и Уфа организовали программу для молодых кадров: 1 год работы — компенсация в размере 40 тыс. рублей, 2 год — 35 тыс. рублей, 3 год — 30 тыс. рублей. Самые высокие выплаты предоставляются учителям, работающим в столице — 100 тыс. руб. Специалисту-педагогу, трудоустроенному в Санкт-Петербурге, полагается компенсация — 63 тыс. руб.
  2. В виде бонуса к существующей зарплате. Для Москвы это надбавка 40% — владельцам синего диплом, 50% — красного.
  3. Ипотека на льготных условиях. Часть кредитных средств финансируется из средств регионального бюджета.

В регионах действует программа для молодых кадров-учителей, переехавших работать в сельскую местность. Компенсация педагогам выплачивается на основании заявления, поданного в местный орган соц.защиты.

Порядок получения выплат и налогообложение

В соответствии с законодательством РФ, работодатель, предоставивший место молодому выпускнику, оформляет подъемные выплаты. Пособие, которое выделяет государство для поддержки новых кадров, налогом не облагается. Самое важное условие для получения подъемных — работа по специальности.

Существует программа льготного приобретения жилья. Для участия в ней необходимо проработать в организации не менее 5 лет и нуждаться в хороших жилищных условиях. К документам нужно приложить справку об отсутствии собственного жилья или документ, отражающий необходимость их улучшения.

К минусам этой программы относятся:

  1. Высокий первоначальный взнос — 30%. Эти средства работодатель может внести за сотрудника, при условии ежемесячного вычета долга. Возможны иные условия договоренности работодателя и сотрудника.
  2. Обычно эта программа нацелена на жителей сельской местности.

Документы

Чтобы получить подъемные выплаты, при трудоустройстве специалист должен написать заявление. Работодатель готовит приказ о выплатах и информирует об этом работника. Сотрудник изучает документ и ставит подпись.

Требуемые документы:

  • заявление с подписью сотрудника;
  • копия диплома об окончании вуза;
  • копия трудовой книжки, нотариально заверенная. В ней обязательно должна присутствовать дата приема работника в организацию.

На основании вышеперечисленных документов компенсация выплачивается педагогам и врачам.

Иные льготы молодым специалистам

В сельской местности не хватает квалифицированных специалистов, поэтому для них и вводятся льготы: увеличенная зарплата, частичная оплата жилья, оплата коммунальных платежей по сниженным тарифам.

Есть дополнительная программа поддержки молодых выпускников. Чтобы участвовать в ней, необходимо по окончании работы по распределению обратиться в соцорганы. По данной программе специалист может подать заявку на приобретение льготного жилья в этой же местности. Документы, требуемые для участия в программе:

  1. Заявление.
  2. Паспорт.
  3. Диплом о средне-специальном или высшем образовании.
  4. Свидетельство о рождении детей.
  5. Справка, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий (выдается на основе осмотра жилья специальной комиссией).
  6. Справка из банка, подтверждающая наличие средств на внесение первоначального взноса.

Важно! Молодые педагоги могут рассчитывать на покупку жилья с помощью государства. Ипотека на льготных условиях предполагает частичную оплату будущего жилья, приобретение квартиры по сниженной цене, ссуду для погашения ипотечных процентов.

В некоторых регионах молодым выпускникам по распределению полагается материальная поддержка в начале карьеры, ежегодная премия, льготный проезд на общественном транспорте.

Формы государственной поддержки молодых специалистов

В России выпускникам ВУЗов достаточно сложно устроиться на работу – одни работодатели требуют обязательный опыт работы, другие сильно занижают оплату труда молодых специалистов. Для того, чтобы облегчить трудоустройство выпускников, а также занять вакантные места в бюджетных учреждениях, государство предлагает определенные программы поддержки для молодых специалистов.

Кто имеет право на получение льгот и выплат

Молодые специалисты в настоящее время социально незащищены – далеко не каждый работодатель пожелает принять такого работника, а уровень заработной платы минимальный. Кроме того, в силу молодости у таких людей обычно еще нет своего жилья, что требует тратить серьезную часть дохода на аренду квартиры. Учитывая это, государство предлагает молодым специалистам особые условия трудоустройства, материального обеспечения и приобретения жилья.

В законодательстве России статус молодого специалиста не закреплен в одном определении, по каждой программе даются свои требования для молодых специалистов. Единственное упоминание молодых специалистов в Трудовом кодексе РФ – это норма, запрещающая работодателям устанавливать испытательный срок для работников, которые закончили обучение меньше чем год назад.

Исходя из иных нормативно-правовых актов требования для отнесения к молодым специалистам в среднем таковы:

  • возраст – не больше 35 лет, а в отдельных случаях не больше 30 лет;
  • наличие законченного начального, среднего профессионального или высшего образования. При этом образование должно быть получено на очном обучении по аккредитованной специальности, в некоторых случаях – за счет средств бюджета;
  • трудоустройство после получения диплома в организации бюджетной сферы по распределению.

Социальная поддержка молодых специалистов – это по большей части региональные программы, поэтому значение имеют и законы соответствующего субъекта РФ. Так, например, в Москве статус молодого специалиста в сфере образования присваивается тем, кто приступил к работе в год своего выпуска из ВУЗа не позднее 3 месяцев с начала учебного года, а также имеет определенную педагогическую нагрузку.

Меры социальной поддержки и защиты молодых специалистов, в основном, относятся к работникам образования и здравоохранения как самым незащищенным категориям работников бюджетной сферы.

Какие льготы полагаются по закону

Предоставление мер социальной поддержки и защиты для молодых специалистов в России происходит в рамках федеральных и региональных программ, а также в соответствии с отраслевыми и региональными нормативными актами. В наиболее общем виде молодые специалисты в разных сферах деятельности имеют право на такие меры поддержки:

  • подъемные выплаты;
  • надбавки и доплаты к заработной плате, пособия;
  • помощь в рамках специальных программ – «Молодой специалист на селе», «Земский доктор», «Земский фельдшер»;
  • социальная ипотека на льготных условиях;
  • прочие льготы, определяемые на уровне региона.

Подъемные выплаты, надбавки и пособия

Подъемные выплаты – это деньги, которые выплачивают молодому специалисту единовременно при приеме в штат организации. Эти выплаты можно потратить на покупку или аренду жилья, обустройство, переезд и другие цели.

Суммы подъемных выплат зависят от региона трудоустройства молодого специалиста. Например, сумма подъемных для молодого учителя составит:

  • в Москве – около 100 000 рублей, причем сумма зависит от «цвета» диплома (окончившие ВУЗ с отличием получают больше);
  • в Санкт-Петербурге – более 67 000 рублей для «отличников» и около 50 000 рублей для остальных молодых учителей;
  • в Иркутской области – около 50 000 рублей.

В провинциальных городах подъемные тоже выплачиваются, но в меньших размерах (10-20 тысяч рублей).

Молодые врачи тоже претендуют на подъемные выплаты, для них сумма составляет эквивалент трех должностных окладов.

Для молодых специалистов могут быть установлены пособия нескольких видов:

  • единовременные – выплачиваются, как правило, в конце года;
  • ежемесячные – прибавляются к заработной плате;
  • стимулирующие – выплачиваются по результатам труда (премии).

Единовременные пособия для молодых врачей и ученых выплачиваются, как правило, в течение трех лет. Например, в 2017 году в Ульяновской области выплачивали 45 000 рублей в конце первого года, 40 000 рублей в конце второго и 35 000 рублей в конце третьего года. Суммы определяются каждым субъектом РФ отдельно.

Важно, что если специалист решит уволиться раньше, чем через 3 года, ему придется вернуть все полученные им единовременные компенсационные выплаты.

К единовременным выплатам относят и компенсацию за переезд, куда относится как непосредственно затраченные деньги на переезд, так и выплачиваются суточные за это время, а к первой зарплате прибавляется один оклад.

Сумма ежемесячных доплат тоже определяется региональными властями. В Москве для молодых учителей надбавка выплачивается в размере 40-50% от оклада, а в Санкт-Петербурге такая мера не используется, но выплачиваются компенсации на проезд в транспорте.

Для молодых медиков ежемесячная доплата составляет 30-40% оклада, а в некоторых регионах надбавки выплачиваются даже до защиты студентами-медиками дипломов.

«Молодой специалист на селе»

Государственная программа «Молодой специалист на селе» призвана стимулировать молодых специалистов к переезду на работу в сельскую местность. Для того, чтобы принять участие в программе, молодой специалист должен соответствовать условиям:

  • иметь диплом по соответствующему профилю (или студентом последнего курса);
  • быть не старше 35 лет;
  • иметь справку об отсутствии в собственности жилого помещения;
  • после получения помощи жить в селе и работать по специальности не менее 5 лет;
  • иметь в распоряжении деньги, достаточные для покрытия 30% стоимости жилья.

Молодые учителя и медики в рамках программы претендуют на получение из бюджета субсидии, покрывающей до 70% стоимости дома, квартиры или расходов на строительство своего жилья. Эта сумма выделяется в форме кредита по сниженной ставке в 5% годовых на срок 10 лет. Погашение этого кредита, как правило, производится путем списания части зарплаты специалиста.

Главное условие – прожить в селе как минимум 5 лет после получения помощи. В противном случае деньги будут взысканы обратно, в том числе и путем ареста жилья.

«Земский доктор» и «Земский фельдшер»

По федеральной программе «Земский доктор» специалист, переезжающий на работу в сельскую местность, может претендовать на выплату от государства в размере 1 000 000 рублей. Такая помощь может быть использована на покупку дома или квартиры, либо на приобретение земельного участка и строительство жилья.

Программа «Земский доктор» регламентируется законодательством об обязательном медицинском страховании (ОМС), соответствующий закон описывает условия и процедуру получения миллиона рублей врачом при переезде в село.

Главные условия для получения денег:

  • специалист должен иметь диплом о высшем образовании и об окончании ординатуры или интернатуры (важна хорошая успеваемость и оценки в дипломе);
  • возраст – не более 50 лет (соответственно, сюда относятся и молодые специалисты);
  • желание работать в сельской местности на постоянной основе (не менее 5 лет);
  • отсутствие своего жилья.

Данная программа реализуется в разных регионах страны, в некоторых уже почти полностью закрыты вакансии врачей в сельских больницах. Поэтому перед переездом в село и подачей заявки на участие в программе нужно убедиться, что такое участие возможно.

Для фельдшеров действует региональная программа «Земский фельдшер». Условия программы аналогичны рассмотренной выше программе, за некоторыми исключениями:

  • программа региональная – действует только в тех субъектах РФ, которые ее внедрили;
  • сумма выплаты фельдшеру составляет 500 000 рублей;
  • возраст претендента – не старше 35 лет (отдельные субъекты РФ увеличивают максимальный возраст до 50 лет);
  • обязательно наличие среднего медицинского образования.

После получения финансирования фельдшер должен проработать в сельской местности как минимум 5 лет.

Программы по обеспечению жильем

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» государство предоставляет помощь с приобретением собственного жилья молодыми специалистами.

Работники бюджетной сферы, если признаются нуждающимися в жилье, могут претендовать на такие меры поддержки:

  • компенсация 30-40% стоимости покупаемого жилья;
  • более низкая процентная ставка по ипотечному кредиту;
  • возможность оплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту за счет субсидии от государства, срок кредитования от 5 лет.

Эти льготы молодые специалисты могут получить вне зависимости от того, покупают они жилье в новостройке, на вторичном рынке или же строят свой дом. Финансирование производится из региональных и федерального бюджетов при координации АО «ДОМ.РФ» (бывшее АИЖК).

АО «ДОМ.РФ» также помогает молодым врачам и учителям получить социальную ипотеку:

  • для учителей не старше 35 лет: ставка по кредиту от 5,75%, возможность привлекать созаемщиков, минимальный первоначальный взнос, который можно внести за счет субсидии;
  • для молодых врачей: процентная ставка около 8,75%, снижение ставки вдвое при рождении ребенка, уплата первоначального взноса за счет субсидии.

Для учителей существовали дополнительные программы ипотечного кредитования, но к настоящему моменту все они закрыты.

Процедура оформления и необходимые документы

Для того, чтобы молодому специалисту получить подъемные выплаты при трудоустройстве, нужно обратиться в соответствующий орган государственного управления. Для учителей это министерство или управление образования субъекта, в котором они трудоустраиваются; для медиков – министерство здравоохранения, и т.д.

В общем виде процедура получения подъемных выплат такова:

  1. убедиться, что выполняются все условия отнесения к молодым специалистам;
  2. устроиться на работу по специальности в соответствующее бюджетное учреждение в течение года после окончания образования;
  3. предоставить заявление и необходимые документы в орган государственного управления;
  4. документы проходят проверку, после чего принимается решение о выплате;
  5. после получения выплаты – соблюдать принятые обязательства.

В некоторых регионах и ведомствах обращаться за выплатами нужно непосредственно к работодателю. Среди подаваемых документов отмечают заявление на выплаты, копию трудовой книжки, свидетельства о рождении детей, паспорт.

Для участия в программе «Молодой специалист на селе» нужно подготовить такой перечень документов:

1 заявка по установленной форме (можно взять в жилищном отделе местной администрации)
2 копия паспорта гражданина РФ
3 копия документа об образовании – диплома
4 копии свидетельств о рождении детей
5 справка об отсутствии в собственности жилья, акт обследования жилищных условий
6 выписка из банка, подтверждающая наличие нужной суммы на покупку жилья (30% от стоимости)
7 документы на покупку или постройку недвижимости (предварительный договор купли-продажи)

Документы подаются в орган местного самоуправления. Рассмотрение заявки занимает 40-60 дней, после чего выносится решение. При положительном решении молодой специалист становится в очередь на выплату субсидии.

Для того, чтобы стать участником программы «Земский доктор» и получить миллион рублей молодой специалист должен подготовить такие документы:

1 паспорт гражданина РФ
2 Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
3 копия договора с медицинской организацией на срок 5 лет, копия приказа о принятии в штат
4 копия диплома о высшем образовании и документы о завершении ординатуры или интернатуры
5 реквизиты банковского счета (для перечисления суммы помощи)
6 заявление для постановки в очередь на получение помощи

Документы подаются в министерство или управление здравоохранения того субъекта РФ, в который переезжает молодой врач (ранее подавались в Фонд обязательного медицинского страхования). Согласно нормам законодательства, помощь по программе «Земский доктор» финансируется федеральным и региональным бюджетами.

Федеральный бюджет при принятии положительного решения по выплате перечисляет свою сумму в течение 3 дней, после чего регион добавляет свою часть. В целом, на передачу денег врачу закон отводит 30 дней.

Оформление помощи по программе «Земский фельдшер» практически не отличается от этой процедуры, за исключением того, что программа региональная и перечисление денег производится из бюджета субъекта РФ.

Для получения ипотечного кредита по специальным программам молодыми специалистами нужно пройти стандартную для заемщиков процедуру согласования кредита и предоставить соответствующие документы (паспорт, справка о доходах, информация о приобретаемом жилье). Однако если программа предполагает кредитование специалистов определенной отрасли, нужно предоставить подтверждающие документы. Это может быть диплом об образовании, копия трудовой книжки, копия трудового договора.

Последние изменения в законодательстве

За последние годы мероприятия по поддержке молодых специалистов претерпели некоторые изменения. До 2014 года действовали специальные региональные программы по обеспечению жильем учителей – «Дом для учителя», «Учительский дом» и другие. На данный момент, в связи с ростом заработной платы работников образования эти программы остановлены.

Изменения произошли и в программе «Земский доктор». В частности, с 2016 года эта программа распространяется на врачей возрастом до 50 лет (до этого возраст был ограничен 35 годами). Также с 2016 года расширен перечень населенных пунктов, в которых работает программа.

С 2018 года программа «Земский доктор» была передана из ведения Фонда обязательного медицинского страхования Министерству здравоохранения России. Соответственно, средства теперь выделяются также напрямую из федерального бюджета и региональных бюджетов. Программа была распространена и на малые города с населением до 50 тысяч жителей.

Ипотечные программы для молодых специалистов, которые реализовались через АИЖК, с реформированием агентства были переданы в ведение регионов. Процентные ставки по ипотеке пересматриваются регулярно, так как изменяется ориентир для них – ключевая ставка ЦБ РФ.

Особенности оформления и получения льгот

Проблемы, возникающие при оформлении участия в программе «Земский доктор», к сожалению, не редкость. Поскольку реестр специализаций, по которым привлекаются специалисты, формируется на уровне региона, узкие специалисты, заинтересованные в переезде, тратят много времени на поиск возможного места работы. Проблемы возникают и с тем, что после оформления на работу специальность врача могут исключить из списка приоритетных для программы. Выплату в миллион рублей врач, соответственно, получить не сможет.

В некоторых регионах выплаты по программе задерживают. Поскольку выплата перечисляется из двух бюджетов, доля регионального бюджета может задерживаться. Несмотря на то, что по закону выплата должна пройти в течение 30 дней, по факту могут перечислить только «федеральную» часть, а остаток – с задержкой.

Случаев невыплаты подъемных молодым врачам или учителям немного, и они, как правило, имеют правовое основание. Так, отказ в выплате получают те, кто учился по заочной форме обучения, для кого это рабочее место не первое, или образовательное учреждение, где работает специалист, имеет статус федерального. В случае же, когда работодатель прямо отказывает в выплатах без достаточных оснований, целесообразно обращаться в трудовую инспекцию, прокуратуру и суд.

Важно, что по условиям получения помощи от государства в большинстве случаев нужно обязательно отработать какое-то время в бюджетном учреждении. Те, кто этого не учел и уволился с работы, получают требования вернуть денежные средства, в том числе и через суд.

Молодой специалист воспитатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *