Московский антикоррупционный комитет

29 апреля 2019 года в здании Правительства Москвы прошло расширенное заседание Московского антикоррупционного комитета. Прозвучали поздравления коллективу Комитета от депутатов ГД РФ, губернаторов и глав администрации регионов России, общественных и политических деятелей страны, ректоров ВУЗов России, руководителей Департаментов Правительства Москвы, религиозных конфессий и общероссийских общественных организаций.
В своем поздравление с 10-м Московского антикоррупционного комитета депутат ГДРФ, герой СССР, генерал-полковник член Наблюдательного Совета Комитета Николай Тимофеевич Антошкин дал высокую оценку деятельности Комитета, указав что коллектив Комитета оказывает неоценимую помощь государству и обществу участием в реализации антикоррупционного законодательства.

В своем приветственном выступлении Александр Михайлов член Наблюдательного совета Комитета, генерал-лейтенант в отставке сказал: Это дело не каждому по плечу, это дело настоящих патриотов своей Родины! Мы поддерживаем деятельность этого авторитетного Комитета Москвы и далее примем активное участие в ее благородной и нужной для страны деятельности, несмотря ни на какие препятствия.

В своем выступлении председатель правления Комитета Мансур Юсупов сказал: Послушав поздравления наших коллег, федеральных и региональных органов власти, губернаторов, религиозных конфессий, общероссийских общественных организаций руководителей предпринимательского сообщества  можно с полным правом говорить о том, что Московский антикоррупционный комитет совместно с Национальным комитетом общественного контроля России стал по-настоящему реально действующей профессиональной экспертной общественной структурой в России, Коллектив Комитета за 10 лет внес большой вклад в развитие институтов гражданского общества в России, согласно концепции общественной безопасности, утвержденного Президентом Российской Федерации. Нашу прогрессивную деятельность поддерживают Президент России и Мэр города Москвы. Мы благодарим уважаемого Сергей Семеновича Собянина за предоставленную возможность провести расширенное заседание столичного Комитета в стена Правительства Москвы.

Первый заместитель председателя Игорь Юнаш, генерал-майор МВД РФ в отставке сказал: Организационные и другие способности Комитета определяются, прежде всего, ее интеллектуальным потенциалом, профессиональными способностями, их реальными возможностями решать конкретные задачи, и, естественно, желанием достигать поставленных целей. В этой связи, я хотел бы особо отметить, что принадлежность к нашему Комитету вызывает чувство гордости и уважения к Организации, это приятно. Этим надо гордиться, но в то же время нужно помнить, что беречь авторитет Комитета — это святая обязанность каждого.

Из отчетного доклада председателя Комитета: Изначально идея образования общественной антикоррупционной структуры возникла в стенах Московской ТПП по инициативе Гильдии строительного комплекса и Гильдии страховщиков — членов Московской ТПП в марте 2009 г. Эту идею поддержали Президент ТПП России Е.М. Примаков и председатель правления Московской ТПП Ю.И. Котов. Благодаря их усилиям Правительство Москвы издало отдельное Распоряжение №295 «О поддержке деятельности АК при МТПП». Решением правления МТПП от 29.04.2009 г был создан «Антикоррупционный комитет при МТПП» как самостоятельная антикоррупционная общественная организация. Параллельно образованная членами АКК при МТПП региональная экспертная общественная организация «Московский антикоррупционный комитет» (РОО «МАКК») объединилась соглашением с АКК при МТПП и все 10 лет совместно осуществляла антикоррупционную работу.

В кратчайшие сроки была развернута работа обоих Комитетов по 10 направлениям согласно Национальному плану противодействия коррупции России. Были образованы представительства (общественные приемные) в округах и районах гор. Москвы, затем в течении 10-ти лет в 38 регионах России. По телефону «горячей линии» принимаются обращения москвичей и граждан России. Подписаны соглашения о взаимодействии с Прокуратурой гор. Москвы, УФССП, УФАС, УМЧС, ГУ МВД России по гор. Москве и многими другими организациями, в том числе с ВУЗами и общественными организациями. Активно ведется антикоррупционной просвещение в вузах и организациях гор. Москвы и регионов России. Накоплен серьезный опыт в сфере противодействия этому социальному злу, тормозящему социально-экономическое развитие страны.
За 10 лет с 2009 по 2019 гг. были рассмотрены 35 688 устных и письменных обращений предпринимателей о различных правонарушениях их законных прав, а также по фактам коррупции. Сайт комитета посетили 14,9 млн граждан. Сайт комитета был размещен на страницах сайтов правительства Москвы и округов города Москвы.

В состав Московского антикоррупционного комитета за весь указанный период вошли 2 580 граждан Москвы и России, среди которых: предприниматели ─ члены МТПП; а также профессионалы – действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов и спецслужб; бывшие прокуроры и судьи; представители академической и вузовской науки (доктора и кандидаты наук), адвокаты и нотариусы, правозащитники-общественники, ветераны, студенты, спортсмены; инвалиды и т.д.

Подписаны 124 соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с правоохранительными органами, с УФССП по г. Москве, городскими организациями, с федеральными и муниципальными структурами, общественными, некоммерческими и коммерческими организациями.

В соответствии с данными соглашениями члены Комитета принимают активное участие в работе Общественных советов при Прокуратуре гор. Москвы, Московской межрегиональной транспортной прокуратуре, в УФССП РФ по гор. Москве, в ГУ МВД России по гор. Москве, УМЧС РФ по Москве, Департаментов и префектур гор. Москвы.

Начиная с 2013 г. Московский антикоррупционный комитет получает активную помощь в реализации задач от своего партнера – Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» ─ согласно Соглашению о взаимодействии и сотрудничестве, ─ которая на безвозмездной основе предоставляет Московскому антикоррупционному комитету офисное помещение, оргтехнику и т.п.
Подготовлен и издан в 2014 г. учебник «Противодействие коррупции в Российской Федерации» с рассылкой по юридическим факультетам средне-специальных и высших учебных заведений. (см. Приложение). Презентация состоялась в зале заседания префектуры ЮВАО г. Москвы при личной поддержке Префекта Зотова В.Б. По запросу МИД России данный учебник был переведен на английский язык и направлен в библиотеку ООН.

Издана монография «Организационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации» с рассылкой субъектам РФ. Презентация проведена в рамках всероссийской научно-практической конференции на площадке Общественной Палате РФ.

Учрежден и официально зарегистрирован информационно-аналитический журнал «Вестник Московского антикоррупционного комитета». Были выпущены в свет четыре номера этого журнала (тиражами по 3 тыс. экз.) с веерной рассылкой по округам и районам гор. Москвы. В изданных номерах Вестника были надлежащим образом отражены практика и антикоррупционная политика России, а также различные вопросы и проблемы антикоррупционного просвещения.

Подготовлены и изданы методические рекомендации «Алгоритм действий при контрольно-надзорных проверках субъектов предпринимательства», 5 тыс. экз. (с передачей на безвозмездной основе предпринимателям гор. Москвы), учебные пособия из серии «Противодействие коррупции» (общим тиражом 2 тыс. экз.) и др.

Организованы и проведены в 2017 и 2018 гг. межрегиональные научно-практические конференции по теме: «Власть, Общество, Бизнес в области противодействия коррупции. Положительный опыт взаимодействия» круглые столы по теме: «О роли институтов гражданского общества в противодействии коррупции»; «Защита законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от коррупционных факторов».
Активную и результативную деятельность Московского антикоррупционного Комитета положительно отметили почетными грамотами комитеты ГД РФ, СФ ФС РФ, ТПП РФ, МТПП, Мосгордума, также дипломами, благодарностями федеральные, муниципальные, правоохранительные, научных, общественные и коммерческие организации.

Объединенные антикоррупционные комитеты признаны одними из лучших общественных организаций антикоррупционной направленности в России. Вклад Комитета и участии в реализации антикоррупционного законодательства России очевиден!

На расширенном заседании прозвучало: что активность и расширение полномочий антикоррупционного комитета при Московской ТПП далее не устраивает некоторых руководителей Московской ТПП, якобы расходится с внутренней политикой Московской ТПП и Антикоррупционный комитет при Московской ТПП прекратил свою деятельность (ликвидирована решением Московской ТПП 16 апреля 2019 года именно в преддверии юбилейного заседания). Этому противоправному факту возмутились эксперты Комитета, члены Московской ТПП и заявили, что деятельность Комитета остановить никакими ликвидациями уже не остановить ни одному коррупционеру! Противодействие работе Комитета ранее было неоднократно со стороны различных структур, после разоблачения коррупционеров и на этот раз коррупция в Московской ТПП победила.

В своем выступлении Валентин Большаков, член МТПП со стажем более 15 лет, академик, заместитель председателя Комитета сказал: Комитет на сегодня это состоявшийся коллектив профессионалов, мощная экспертная платформа, поддержанная Национальным Комитетом Общественного контроля! Факт ликвидации такого Комитета при МТПП, только еще больше объединил Коллектив, работа Комитета вышла на другой, более высокий уровень. Не Платонов со своим приятелями создавал Комитет и не ему решать работать Комитету или нет.

В то время, когда по всей стране антикоррупционная работа только расширяется согласно Национального плана противодействия коррупции в некоторых организациях это деятельность декларативно обозначена или имеет формальный характер. К примеру Московская торгово-промышленная палата выбрала этот путь отказавшись от коллектива Антикоррупционного комитета.

В своем выступлении заместитель председателя Комитета полковник МВД РФ в отставке Павел Проватов сказал: Попытки Платонова и его приятеля вице-президента МТПП Шарандина препятствовать деятельности Комитета кончились. Мы члены МТПП теперь требуем отставки этих деятелей, которые встали против общества и государственной политики!

Весь коллектив антикоррупционного комитета при Московской ТПП перешел в состав региональной общественной организации «Московский антикоррупционный комитет» и отметил 10-е со дня образования.
На заседании были награждены почетными грамотами, дипломами, медалями активные члены Комитета. Приняты новые задачи для решения актуальных проблем государства и общества в области обеспечения безопасности и правопорядка, противодействия коррупции и всем криминальным факторам, тормозящим прогрессивное развитие России. Заседание прошло на высоком организационном и профессиональном уровне.

Национальный антикоррупционный комитет — НАК + что это такое и чем он занимается

Национальный антикоррупционный комитет, или сокращенно НАК, был создан осенью, а именно 29 сентября, в 1999-ом году. Основной и главной действующей организационно-правовой формой данной организации является ее деятельность в качестве общественной организации без необходимо учреждения стороны юридического лица. В данный момент в состав НАК входит 46 человек.

Задачи и цели национального антикоррупционного комитета

Главная цель НАК на данный момент – это консолидация сил общества граждан для того, чтобы противодействовать коррупционным силам на территории РФ.

Чем занимается национальный антикоррупционный комитет

Для того, чтобы максимально реализовывать свои цели, НАК, может, обязан и имеет право на выполнение следующих важных задач:

  1. Использование всех разрешенных действующим законодательством методов для сбора информационных данных о любых возможных коррупционных проявлениях;
  2. Анализ полученных информационных данных о любых возможных коррупционных проявлениях для направления результатов проведенного анализа соответствующим заинтересованным органам, представляющим государственную власть. Это возможно сделать также через средства СМИ;
  3. Постановка вопросов в отношении реагирования государственных органов на информационные данные о любых возможных проявлениях коррупционного характера;
  4. Доведения результатов своих контактов и информационных данных до сведения органов, СМИ и общественности. Речь идет о тех контактах, которые и могут быть между заинтересованными органами на территории государства в связи с получаемой информацией о любых проявлениях коррупционного характера;
  5. Осуществление выбора предложений, направленных на формирование полноценной системы по антикоррупционным действиям и политике;
  6. Оказание квалифицированной и точной помощи всем тем гражданам, а также общественным объединениям и журналистам, которые так или иначе в той или иной мере занимаются ведением борьбы с коррупционными проявлениями, коррупционными силами или же просто с коррупцией в ее общем стандартизированном понимании;
  7. Оказание гражданского воздействия как на муниципальные, так и на государственные органы для того, чтобы не только активировать, но также и последовательно осуществить, и провести методики и виды работ, направленных на антикоррупционную деятельность;
  8. Разработка и внесение предложений, направленных на совершенствование существующей и работающей на данный момент правовой базы для обеспечения тех условий, которые служат возможностью для различных проявлений коррупционного характера;
  9. Внесение предложений, а также разработки, направленные на модернизацию и улучшение практики применения права;
  10. Внесение предложений, а также разработки, направленные на создание как ведомственных, так и региональных программ противодействия коррупционным проявлениям, деятельности и деяниям;
  11. Пропаганда различных методик, направленных на противодействие действующим или случающимся в реальном времени коррупционным действиям, деятельности, а также коррупционным проявлениям.

Это далеко не все то, чем занимается НАК в рамках своей профессиональной деятельности с момента своего появления.

Следует отметить, что в апреле следующего, 2000-го года была обновлена, учреждена и утверждена новая структура исполнения НАК. Поэтому после этого ее организационно-правовая форма поменялась на автономную организацию некоммерческого типа, направленную на обеспечение работы и правильно функционирования НАК. Так НАК стал Антикоррупционным Центром, или АКЦ. Данная форма была утверждена и учреждена членами НАК, которые являются физическими лицами.

Чем регулируется деятельность НАК

В 2000-ом году силами, структурами и участниками НАК был создан, разработан, а также официально утвержден соответствующий программный документ под названием «Основные направления антикоррупционной политики России». Данный документ был предоставлен лично действующему в 2000-ом году президенту России, а также таким должностным лицам в государстве, как Председатели палат Федерального Собрания, а также Председатель Правительства и СМИ.

Некоторые из представленных в документе положений в документе од названием «Основные направления антикоррупционной политики России» также были использованы и применены в процессе разработок Центров, деятельность которых направлена на стратегические исследования, связанные с проблемами в отношении административных реформ и других подобных этому моментов.

Помимо всего прочего, также было проведены различные исследования, а также созданы и подготовлены различные доклады по множеству тем, включая такие распространенные и часто использующиеся на территории России темы, как «Основы коррупции в таможенных органах РФ», а также документ, рассказывающий, регламентирующий взаимоотношения и показывающий «Основы коррупции в ЦБ РФ». Данные документы, как и все остальные, были представлены лично Правительству и Президенту РФ.

По соответствующим инициативам Председателя Комиссии Госдумы РФ в области борьбы с коррупционными действиями и методиками был подготовлен целый комплекс специализированных законодательных проектов, среди которых есть также проект соответствующего ФЗ «О парламентских расследованиях». Данный закон был принят сразу, то есть в рамках проведения первого чтения, и принят он был действующими силами Госдумы ФС России от 7 октября 2003-го года.

Помимо всего прочего, также была проведена соответствующая проверка и экспертная независимая оценка, направленная на определение уровня и наличия коррупциогенности проектов ФЗ «Об аудите». Все материалы, так или иначе связанные с данным делом, было официально переданы в соответствующую Комиссию Госдумы, основная деятельность которой заключается в борьбе с любыми проявлениями коррупционных деяний и деятельности.

Это основные моменты и действия того, чем регулируется деятельность НАК.

Кто работает в антикоррупционном комитете

Помимо всего прочего, также силами, средствами и ресурсами НАК были проведены такие виды производственной антикоррупционной деятельности, как:

  1. Проведение ряда независимых оценочных экспертиз, оценка которых была направлена на определение и фиксирование коррупциогенности соответствующего Кодекса «Об административных правонарушениях» на территории России;
  2. Также силами ресурсами и средствами НАК была разработана уникальная на момент создания методика, действия которой направлены на определение антикоррупционных рейтингов голосования в таких структурах и должностных организационных единицах, как ГД ФС России. Это было сделано с упором на другой пример, а именно на голосование в отношении КоАП России;
  3. Еще одно действие, произведенное силами НАК, направленно на проведение ряда независимых оценочных экспертиз, оценка которых была направлена на определение и фиксирование коррупциогенности действующего кодекса «Об административных нарушениях права» на территории России. Вместе с этим была разработана стратегия и выявлена методика антикоррупционных рейтингов в процессе голосования в ГД ФС России на точно таком же примере, как и раньше, а именно на примере КоАП. Тоже самое произошло также и с такими документами, как «Лесной Кодекс РФ» и документ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С ними также произошло проведение ряда независимых оценочных экспертиз, оценка которых была направлена на определение и фиксирование коррупциогенности.

Деятельность НАК в рамках противодействия наркокоррупции

Такое направленное, как НОН, или контроль за незаконным оборотом наркотиков и наркотических средств, стало одним из самых основных и ключевых в работе и рабочей деятельности НАК. Все дело в том, что распространение наркотиков, имеющее лавинообразную форму распространения, возникшее и развивавшееся на фоне коррупции, имеющей отношение к распространению наркотических средств, прекратилось в проблему, представляющую настоящую угрозу для государственной безопасности.

Именно по этой причине одна из самых больших активностей в работе и в рабочей деятельности НАК на сегодня стала именно борьба с наркокоррупцией.

Уже в октябре 2000-го года, НАК вместе с Комиссией Госдумы ФС Росси по борьбе с коррупционными воздействиями был проведен полноценный «круглый стол». В рамках этого специализированного заседания активно обсуждалась такая тема, как «Коррупция в качестве основы для незаконного наркооборота». В рамках данного заседания за круглым столом был предложен проект и концепция, направленная создание специализированных органов, которые могли бы заниматься на федеральном уровне заниматься противодействием НОН.

В следующего году, а именно в сентябре 2001-ого года Комитет разработал стандарт для различных действий, а также «Основные направления противодействия наркокоррупции и противозаконному обороту наркотиков». Следует отметить, что именно данные направления в итоге стали одним из самых главных и первостепенных по важности документов, регламентирующих и определяющих рабочую деятельность НАК.

Все эти программы и документы в рамках дальнейшей рабочей деятельности в НАК получили значительную поддержку со стороны полномочных представительств действующего на момент совершения данных действий президента России, а также многих других должностных лиц, включая Генпрокурора РФ, губернаторов и других лиц.

Обращаться в национальный антикоррупционный комитет

Обращаться в НАК можно в следующих случаях:

  1. Жалоба на действия или же бездействия, а также коррумпированность чиновников, администрации населенного пункта и других должностных лиц и структур;
  2. Жалоба на любые проявления наркоторговли;
  3. Жалоба на некомпетентных, нерадивых или просто не исполняющих свои прямые обязанности следователей;
  4. Жалобы на сотрудников и представителей правоохранительных органов;
  5. Жалобы на сотрудников и представителей органов суда в рамках судебного делопроизводства;
  6. Злоупотребление или коррумпированные действия со стороны органов и представителей надзора и порядка;
  7. Жалобы на нотариусов, а также сотрудников государственного реестра, таможни и других структур;
  8. Жалобы на коррупцию в ФССП.

Как можно обратиться в НАК

Заявление и жалоба направляется непосредственно в адрес структуры НАК на территории того населенного пункта, где проживает заявитель. Для отправки письма, заявления или жалобы необходимо сделать это или с помощью почты России, или же заказным личным письмом. При этом оно не должно быть ценным. Также можно связаться с НАК, сотрудниками комиссии и ее представителями через официальные сайты или же через форму связи. Это самые простые и самые распространенные сегодня способы того, как можно обратиться в НАК.

Личные приемы в НАК проводятся согласно предварительным результатам письменно и правильно оформленных претензий, заявлений и жалоб, которые были направлены в адрес НАК. Личный прием для разрешения конфликта и принятия мер возможен только в том случае, если руководство комитета принимает решение о целесообразности личной встречи и приема гражданина заявителя.

В том случае, если обращение или претензия не являются анонимными, необходимо в обязательном порядке указывать такие данные, как ФИО, телефон и почта для связи. В случае же полностью анонимного официального обращения, сохранение достаточного и необходимого уровня конфиденциальности гарантируется.

В заявлении необходимо указывать максимальное количество информации, а также необходимо последовательно изложить проблему, то есть без многословия и эмоций. В частности, необходимо указать имена, даты, события, время, а также должности фигурирующих в заявлении и описываемой ситуации лиц.

В том случае, если некоторая част из перечисленной информации является непроверенной, необходимо указать и этот момент. Также необходимо указать в форме прошения, что и в отношении какого человека необходимо сделать на основании данного заявления.

Если возникают какие-либо трудности, связанные с оформлением заявления, рекомендуется обратиться за помощью и квалифицированной консультацией к юристу или адвокату. Следует отметить, что в большинстве случаев именно этот способ является одним из самых проверенных, верных и достаточно убедительных для того, чтобы написать правильное заявление.

Юридическая консультация

В рамках судебного производства помощь и консультация квалифицированного юриста или адвоката не настолько важны, однако, если все же юрист или адвокат понадобится для решения вопросов и защиты интересов в рамках судебного делопроизводства, рекомендуется проконсультироваться у него по всем вопросам и получить подробную консультацию. Чаще всего это дает гарантию не только защиты интересов, но также и гарантию моральной компенсации, если такая есть.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Национальный антикоррупционный комитет

Смотреть что такое «Национальный антикоррупционный комитет» в других словарях:

  • Национальный антикоррупционный совет РФ — Национальный антикоррупционный совет (НАС) некоммерческая организация созданная 3 сентября 2004 года для организации научных исследований и реализации прикладных исследовательских проектов направленных на преодоление коррупции в Российской… … Википедия

  • Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

  • Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — (до 2011 г. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека) консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях оказания содействия главе … Википедия

  • История борьбы с коррупцией в современной России — Документ стал первым антикоррупционным нормативно правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Образован Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию… … Википедия

  • История борьбы со взяточничеством в России — Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • НАК — СОО НАК России Союз общественных объединений «Национальный аэроклуб России имени В. П. Чкалова» http://www.take off.ru/​nak.html авиа, организация, РФ НАК Новомосковская акционерная компания НАК «Азот» http://www.azot.ru … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Кабанов Кирилл (Викторович) — Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Родился 13 июня 1967 г. 1989 г. – окончил Вильнюсского Высшее командное училище радиоэлектроники ПВО. 1995 г. – окончил институт ФСБ г.Санкт Петербург. 1989 1990 гг. – … Финансовый словарь

  • Президент Украины — Президент України … Википедия

  • Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека — был создан Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 № 1417 на базе Комиссии по правам человека, действовавшей с 1 ноября 1993 года. Этим же Указом утверждено Положение о Совете. Задачи подготовка предложений по… … Википедия

Цели деятельности МОО “Общественный антикоррупционный комитет”

Межрегиональная общественная организация содействия борьбе с коррупцией “Общественный антикоррупционный комитет” будучи институтом гражданского общества, ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административной реформой.

Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества, роль которого неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации.

Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.
Все это призвано способствовать повышению доверия граждан к власти, улучшению инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, что в свою очередь качественно отразится на повышении уровня жизни граждан России.
Деятельность Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО “Общественный антикоррупционный комитет” развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией.
На федеральном уровне Комитет задает общую модель действий, поддерживая в то же время инициативу, учитывающую конкретные местные условия. Кроме того, Комитет устанавливает связи с зарубежными и международными неправительственными организациями, действующими в области борьбы с коррупцией.

итоги заседания Национального антикоррупционного комитета;— влияние толлинга на коррупционные процессы в России.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Коррупция в нашей стране процветает об этом свидетельствуют и данные, в том числе, международных исследований, по которым наша страна в числе ведущих государств мира по этому показателю, причем наравне с какими-то отсталыми африканскими или латиноамериканскими режимами. Коррупция, насколько я понимаю, всегда должна подпитываться деньгами, причем всегда деньгам большими. Их откуда-то, наверное, люди берут — те же самые, которые предлагают 500-700 тысяч долларов кандидатам в депутаты, лишь бы те не участвовали в выборах. Что делать? Вообще, для чего создан ваш Национальный антикоррупционный комитет, занимается ли он этими проблемами или какими?
М.КРАСНОВ: Я, для начала, внесу успокоительную ноту. По последним опросам института Гэллапа в среднем в мире 40,8 процента граждан ответили, что их правительства коррумпированы. И точно, 40,8 процента россиян считают, что их правительство коррумпировано. Не мы одни такие. Но на самом деле масштабы коррупции у нас огромные. Все это специфика дикого капитализма. Почему создан Национальный антикоррупционный комитет? Во-первых, я хочу сказать, что он создан из представителей совершенно разных политических сил — чтобы не было подозрения, что это чья-то кампания перед выборами.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Председателем вашего комитета является Сергей Степашин?
М.КРАСНОВ: Совершенно верно. Председателем был единогласно выбран Степашин. Собственно говоря, он стоял у истоков этого комитета. Но туда входят и представители коммунистической партии, и представители ОВР, и представители Союза правых сил, и некоторые независимые известные политики, типа Гончара, Вольского и так далее.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Вы в свое время были помощником президента по правовым вопросам. Что Вас привело в комитет, и используете ли Вы в своей нынешней работе некие знания или опыт, полученный во время работы в Кремле?
М.КРАСНОВ: Я бы сказал, что опыта специально борьбы с коррупцией не было и нет. Но в какой-то степени использую, и это связано с тем, чем занимается Национальный антикоррупционный комитет. Мы сразу объявили городу и миру, что мы не собираемся собирать досье на кого-то и уж тем более распространять эти досье. Главная задача нашего комитета сокращенно НАК выявлять условия, которые благоприятствуют коррупции.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть вы скорее теоретики, чем практики?
М.КРАСНОВ: Ничего подобного. Я объясню, почему. Это совершенно не теоретическая работа. Недавно мы проводили заседание НАКа, на котором рассматривали вопрос об условиях, которые содержатся даже в законодательстве и способствуют коррупции как в системе Центрального банка, так и в системе Государственного таможенного комитета. И по результатам этого заседания были отправлены два письма на имя председателя правительства Путина, где предлагалось, говорилось, где у нас дыры в законодательстве, которые прямо способствуют коррупции. Поэтому я не рассматриваю это как чисто теоретическую вещь. На самом деле, люди нечестны будут всегда. Но одно дело огромный риск взять взятку, и другое дело когда такого риска почти нет, когда сам закон как бы приглашает человека к подкупу.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Ваша задача создать как можно более сложные правовые условия для развития коррупции, для жизни коррупционеров?
М.КРАСНОВ: Ну, в общем, да. Повысить степень риска и стеснить законодательными условиями возможности коррупции.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Национальный антикоррупционный комитет, насколько я понимаю, это такое общественное объединение или общественная организация. Группа людей собралась для того, чтобы попытаться решить какую-то проблему. Вы сказали о том, что по итогам первого расследования вы направили два письма премьер-министру Владимиру Путину. У НАКа с властными структурами связь односторонняя или все-таки двухсторонняя? Ответы какие-то есть?
М.КРАСНОВ: Есть. В общем-то первые шаги обнадеживают. Сейчас я вас попрошу предоставить слово моему коллеге, члену президума НАКа Кириллу Кабанову. Дело в том, что уже по результатам письма по ГТК появились очень хорошие контакты с руководством Государственного таможенного комитета.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Но в начале, Кирилл, о сути этого письма или о тех дырах, которые вы выявили.
К.КАБАНОВ: Эти дыры, одни из дыр, заложены в ставках тарифа, как мы определили, и даже в таможенном кодексе. Вопрос в том, что в тарифах очень много дыр, которые как будто специально создавались как условия для коррупции. Например, существуют подгруппы, группы Грубо говоря, когда ввозится товарнапример, нам ввозят мясо в соленом растворе это ветчина, вся эта позиция — на них ставка 10%. И тут же стоит другой код это мясо в соленом растворе с добавлениями специй. На них ставка 25%.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Кто определяет, по какой ставке облагается ввоз того или иного товара?
К.КАБАНОВ: Конкретные лица и чиновники таможни, которые сидят в низовых таможнях.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть это человек, который вскрывает фургон и смотрит, что внутри него находится?
К.КАБАНОВ: Да, конечно.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Человек, с которым, наверно, всегда можно договориться?
К.КАБАНОВ: Естественно. Так и происходит. Ведь зарплата сотрудника таможни минимальна. Она составляет тысячу с небольшим рублей. А материальных ценностей через его руки проходят миллионы. Ведь стоимость одной машины с продуктами может составлять 200-250 тысяч. Поэтому происходят такие явления. Например, телевизоры, электронная техника к нам поступает как запчасти. А мясо окорочков, о котором, кстати, Михаил Ванин и говорил, идут как окорочка индюшачьи, мясо индюшки. То же самое по охлажденному Интересная, кстати, позиция была: мясо охлажденное и мясо глубокой заморозки — разница в пошлинах в 2,5 раза. А кто определит оно охлажденное в фуре или глубокой заморозки? Естественно, в нашу страну ввозится все, что идет по минимальным ставкам.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Проблема более-менее понятна. Насколько я понимаю, в тех рекомендациях или в том письме, которое вы подготовили, содержатся, наверно, некоторые предложения по тому, как изменить эту ситуацию?
К.КАБАНОВ: Да, эта работа уже началась при поддержке Государственного таможенного комитета. Более того, независимые эксперты НАК решением Комитета Государственной Думы по безопасности и бюджету включены для экспертной оценки на коррупциогенность нового таможенного кодекса, закона о тарифах, закона о лоббировании и закона о коррупции. Это первые шаги, которые буквально за два месяца мы успели наработать.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Вы сказали, что властные структуры отвечают вам.
К.КАБАНОВ: Да.
М.КРАСНОВ: Ну, не все еще.
К.КАБАНОВ: Пока не все, пока мы не со всеми наладили взаимодействие.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, вы, наверное, просто и не всеми еще занимались?
К.КАБАНОВ: Да.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Одно из ваших последних заседаний или совещаний в Национальном антикоррупционном комитете было посвящено, насколько я знаю, проблеме толлинга. Жители Москвы, прежде всего Москвы, наверно, знают это слово, которое еще не вошло в наш обиход знают по многочисленным рекламным плакатам, которые размещены на центральных улицах города. На одном плакате написано: Запретить толлинг, который грабит Россию, а на других плакатах: Если мы запретим толлинг, то это нанесет серьезный урон нашей стране. Если коротко, что такое толлинг?
К.КАБАНОВ: Это проблема сырья. То есть, либо сырье ввозится и обрабатывается в России, либо оно в качестве сырья вывозится из России, а готовый продукт поступает в страну, либо сырье на наши заводы поступает из-за рубежа, а из Россию идет готовый продукт.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Условно: в Россию ввозится нефть, на Рязанском заводе она перерабатывается в бензин, и бензин затем увозится из страны?
К.КАБАНОВ: Да.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Почему толлингом заинтересовался Национальный антикоррупционный комитет? Чем он привлек ваше внимание?
М.КРАСНОВ: Тем, о чем Вы сказали. Он сейчас вдруг оказался у всех на устах, и НАК посчитал для себя неправильным пройти мимо этого вида внешнеэкономической деятельности и посмотреть, насколько сильны в нем коррупционные мотивы, коррупционная составляющая.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну и как первые впечатления?
М.КРАСНОВ: К сожалению, мы пришли к выводу, что эта составляющая довольно сильная. Хотя она свойственна не только толлинговым операциям, но, поскольку мы рассматривали именно толлинг там действительно есть условия, в этих операциях, которые способствуют коррупции. Нас не интересовало продление толлинга, непродление толлинга, вообще экономическая и социальная составляющие нас не интересовали только возможности для коррупции. Мы их, к сожалению, обнаружили.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Какая-то конкретная сфера применения толлинга обратила на себя ваша внимание? Например, толлинг с алюминиевыми продуктами, с древесиной? Или просто в принципе
М.КРАСНОВ: Нет, в принципе как вид внешнеэкономической операции.
К.КАБАНОВ: Мне хочется добавить. Когда говорят сейчас про алюминий, забывают про такие операции, как, например, вывоз из России ячменя для переработки, изготовления пива.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А что ввозится?
К.КАБАНОВ: Ввозится пиво готовое. Ввозилось. Это была такая замечательная операция, когда из России вывезли 50 тонн сырья, ячменя, а после этого почти два года ввозили пиво Белый медведь. Когда правоохранительные органы задали вопрос, как можно из такого количества ячменя сварить столько пива, на это был ответ, что технология является тайной производителя.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: А в документах, связанных с толлингом, есть ли какие-то конкретные указатели, сколько ввозится, сколько должно ввозится, кто решает? Есть ли тот конкретный таможенник, который рассматривает все эти документы и определяет, что может ввозиться, что должно вывозиться обратно?
К.КАБАНОВ: По толлингу ситуация намного острее, потому что завязана не только таможня, но и министерство экономики, которое дает квоты на толлинговую деятельность. Дальше идет Государственный таможенный комитет, который выдает определенные права на проведение данных операций и который контролирует.. Вчера, например, представитель Государственного таможенного комитета сказал, что у них даже нет технической базы, чтобы взвесить количество вывозимого алюминия. Потому что, вроде бы, ввезли определенное количество глинозема, а техники для взвешивания вагонов у нас нет. То есть, сколько вывозится на самом деле из страны непонятно. Больше того ведь чиновники, которые поддерживают это министерство экономики Есть определенные ставки, как мы получили информацию от нашего эксперта, которые варьируются от 5 до 10 долларов с тонны, от 5 до 15 тонн.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Что это за ставка, что за деньги, кому?
К.КАБАНОВ: Эти деньги поступают за продолжение квоты, за ее продление, за поддержку толлинга. Они поступают конкретным чиновникам в аппарате, предположим, министерства экономики. Деньги эти идут от тех структур, посредников, на которых оседает неуплаченные 500-600 долларов с тонны, зарабатывается структурными посредниками. В России получается же только заработная плата и оплата труда для рабочих, больше в России ничего не получают за этот толлинг. Так вот, 5-10 долларов при объеме в год порядка 2 млн. тонн это порядка тридцати миллионов уходит только на взятки чиновникам. Эти взятки не приносятся в чемоданах потому что сами представляете, что такое принести чемоданы даже по миллиону долларов. У чиновников открыты на родственников какие-то маленькие фирмы, открыты в оффшорных зонах счета. Эти деньги поступают на эти счета. Поэтому отследить их, не имея системы взаимодействия между министерствами и ведомствами, о чем мы вчера говорили, просто невозможно. То есть, фактически система толлинга бесконтрольная со стороны государства. Созданы только препоны не препоны, а такие маленькие сеточки, на которых осаждаются деньги чиновников вот и все.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Есть ли у Национального антикоррупционного комитета хотя бы какие-то наметки того, что делать?
М.КРАСНОВ: Наметки есть. Я еще раз хочу повторить, что это связано далеко не только с толлинговыми операциями. Это связано в данном случае вообще с внешнеэкономической деятельностью, а может быть, и вообще с экономической деятельностью. Надо понять одну простую вещь: где не прозрачно, там коррупция. Речь идет о создании механизмов прозрачности прозрачности лицензирования, прозрачности квотирования, прозрачности предоставления льгот.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Что для этого нужно? Принятие общефедеральных законов? Или достаточно подкорректировать какие-то министерские документы, инструкции?
М.КРАСНОВ: Нет, ни в коем случае. Вообще я лично с очень большим недоверием отношусь к подзаконным актам. Потому что подзаконный акт это ведомственный акт. И если в законе участвует это публичное слушание, столкновение разных политических позиций, то ведомственный акт принимается достаточно тихо. Поэтому речь идет, конечно же, с моей точки зрения, о законодательном устранении или введении такого рода механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности плюс прозрачность принятия правительственных решений.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Кстати, насколько я знаю, совсем скоро, 7 декабря, должно стояться заседание некоей правительственной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос, связанный с толлингом.
М.КРАСНОВ: Состоится так состоится.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Ваши рекомендации какие-то к этому подготовлены?
М.КРАСНОВ: Нет. Мы специальных рекомендаций не даем по одной простой причине чтобы на НАК не пала тень подозрения, что мы участвуем в лоббировании одних интересов и в противодействии другим.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Кирилл, Вы сказали, что кроме каких-то минимальных преимуществ для предприятия и работников того завода, где, например, перерабатывается привезенное сырье, ничего России толлинг не дает. Его надо запретить?
К.КАБАНОВ: Вопрос о запрете толлинга или его оставлении это вопрос о каком-то разделе интересов. Поэтому у нас к этой комиссии Мы вчера пришли к выводу, что для того, чтобы было проведение этой комиссии, должна быть организована совместная работа ведомств — это федеральная служба налоговой полиции, ГТК, министерство экономики, министерство по налогам и сборам. Эта работа, как вчера было выяснено среди наших экспертов, не проведена. Поэтому каждое ведомство отстаивает свои интересы. Мы говорили, что если, например, в министерстве экономики выдают лицензии и за это, может быть, кто-то и получает большие деньги, тогда получается так, что в министерстве экономики, может быть, кто-то будет заинтересован с такими деньгами лоббировать.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Я поставлю вопрос несколько иначе. Можно ли сделать толлинг, как вид операций, выгодным для страны в целом, а не для отдельных чиновников?
К.КАБАНОВ: В существующей законодательной системе и при несовершенстве законодательства в области внешней экономики я думаю, что нет. Вчера мы пришли к этому выводу на нашей встрече экспертной. При той нестабильности работы аппарата и раздробленности государственного аппарата это в данный момент произойти не может.
В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Как сказал на днях министр по налогам и сборам Починок, страна от толлинга в его нынешнем виде теряет ежегодно порядка 400 млн. долларов. Деньги огромные, деньги надо для страны сохранить, если это действительно так. И потому желаем удачи в работе вашему Национальному антикоррупционному комитету.
В прямом эфире радиостанции Эхо Москвы были Михаил Краснов, заместитель председателя Национального антикоррупционного комитета, и Кирилл Кабанов, член Президиума Национального антикоррупционного комитета.

Московский антикоррупционный комитет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *