Может ли директор школы вести уроки

Имеет ли право директор школы вести уроки

Имеет право, при соблюдении…

ПРИКАЗ МИНПРОСА СССР ОТ 16.05.1985 N 94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ И ПЕРЕЧНЯ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫМ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДОПЛАТЫ ЗА СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ

(по состоянию на 7 октября 2006 года)

до сих пор никто не отменял. Поскольку это документ советского периода, то он применяется в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

(пункт 101. Руководящие работники учреждений просвещения, а также организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, военные руководители могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками в том же учреждении просвещения, но не более 9 ч в неделю (360 ч в год), если они по основной работе получают полный должностной оклад (ставку). Руководящим работникам детских домов может быть разрешена преподавательская работа в близлежащей школе, школе — интернате.

В сельской местности директора и заместители директоров по учебной, учебно — воспитательной и учебно — производственной работе школ, школ — интернатов всех типов и наименований при отсутствии учителей по соответствующим предметам могут вести преподавательскую работу не более 12 ч в неделю с особого в каждом случае разрешения министерства просвещения или министерства культуры союзной республики, не имеющей областного деления, министерства просвещения или министерства культуры автономной республики, краевого, областного отдела народного образования или управления культуры.

Работники из числа административно — хозяйственного и учебно — вспомогательного персонала учреждений просвещения, а также старшие пионервожатые школ и школ — интернатов, методисты вечерних школ и внешкольных учреждений, заведующие отделами, кабинетами, секциями, лабораториями внешкольных учреждений могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками в том же учреждении просвещения, но в среднем не более 2 ч в день (12 ч в неделю, 480 ч в год), если они по основной работе получают полный должностной оклад (ставку).

Запрет заниматься преподавательской деятельностью директорам.

Здравствуйте!

В ответ на ваш вопрос есть такое письмо:

Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).
В силу пп. «ж» п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.
Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа:
— приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы;
— соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы.

Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником «наряду с работой, определенной трудовым договором», то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора — трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.
Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.

Т.о. подобный запрет неправомерен.

С Уважением!

Трудовое законодательство России позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять другую оплачиваемую работу. Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство). Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации, совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Также, в соответствии со статьей 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Особенности регулирования труда педагогических работников, работающих по совместительству, определены главой 44 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» принятым в соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации. Как следует из пункта 1 Постановления, вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. При этом, пп. «ж» п.2 Постановления установлено, что преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора.

В п.2 Постановления также установлено, что выполнение работы допускается в основное рабочее время с согласия работодателя. Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ. Так же, стоит отметить, что Пунктом 2 Постановления № 41 не запрещается выполнение указанных в ней работ в свободное от основной работы время на условиях совместительства, что подтверждается и решением Верховного Суда РФ от 21.12.2006 № ГКПИ06-1518. Поэтому, если преподавательская работа будет осуществляться директором за пределами рабочего времени по основной должности, стороны вправе оформить такие отношения как внутреннее совместительство.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Вы можете вести дополнительную педагогическую нагрузку, с согласия Вашего работодателя. При этом если Вы хотите вести учебные часы в основное рабочее время, то Вам надо будет оформить совмещение должностей, если в свободное от основной работы время – то оформить внутреннее совместительство.

Что касается оплаты за педагогическую нагрузку, ответим следующее:

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из: вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

При этом, статьей 135 Трудового Кодекса установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда руководителя образовательной организации так же регулируется вышеуказанными актами.

Согласно статье 151 Трудового Кодекса Российской Федерации: «При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы».

В Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлено, что: «Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты». При этом Письмом Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки от 26.10.2004 №АФ-947/96 дано разъяснение, что: «Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом)».

Согласно Разделу 2 Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, должность директора относится к должности руководителя образовательной организации, а не преподавательской деятельности. Поэтому, тарификация и определение объема преподавательской нагрузки происходит по соглашению работника и работодателя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Ваш непосредственный руководитель – начальник территориального управления, может согласовать с Вами условия преподавательской нагрузки, но определение предельного объема преподавательской нагрузки относится к его компетенции. В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, если Вас не устраивает объем преподавательской нагрузки и условия оплаты за данный объем, Вы имеете право отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом своего работодателя не менее чем за три рабочих дня.

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Сайфуллаевой Фирузы Анваровны

12 способов сделать школьный урок интересным

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными

Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный

Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы

Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.

Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю

Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!

Вопрос читателя сайта: Имеются ли ограничения по педагогической нагрузке (совмещение) для директора школы и его заместителей?

Совмещение регулируется нормами статьи 60.2 Трудового кодекса РФ и в отличие от совместительства не имеет каких-либо существенных ограничений. Трудовое законодательство не устанавливает запрет на выполнение директором школы (или его заместителем) дополнительной педагогической работы. При этом необходимо учитывать следующее.

1. Совмещение — это дополнительная работа, которая выполняется в рамках основной работы, т. е. «в ущерб» главной трудовой функции. Поэтому предельные значения работы по совмещению устанавливаются исходя из здравого смысла и принципов эффективности, целесообразности, результативности.

2. Совмещение влечёт изменение условий трудового договора, т.°е. оно возможно только по соглашению сторон трудового договора: работника и работодателя. Таким образом, работник (в том числе заместитель директора школы) не вправе в одностороннем порядке требовать предоставления ему дополнительной работы — директор школы может отказать, учитывая интересы школы.

3. Нормативные акты не устанавливают ограничения по объёму педагогической работы, которая может быть поручена в порядке совмещения. Поскольку руководящие работники выполняют обязанности по должности учителя, то установленная для учителей норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы распространяется и на руководящих работников. Следовательно, учебная нагрузка руководящих работников школы при выполнении дополнительной работы по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю.

Косвенное ограничение максимальной нагрузки при совмещении имеется в постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 (далее — Постановление N 41). Этот документ не использует понятие «совмещение»; но указывает, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме более 300 часов в год является совместительством, т.°е. в этом случае требуется заключить отдельный трудовой договор. Отсюда можно сделать вывод: нагрузка до 300 часов — это совмещение.

4. Пункты 1–3 относятся к директору школы с учётом того, что фактический работодатель для руководителя образовательного учреждения — это руководитель учредителя (начальник департамента образования, районного отдела образования и т.°п.).

Кроме того, существует совместное письмо Минобрнауки РФ N АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (далее по тексту — письмо N 96). Пусть вас не смущает указанный год (2005): этот документ не отменён и до сих пор применяется судами при рассмотрении трудовых споров.

В соответствии с приложением к письму N 96 «предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих её помимо основной работы (включая заместителей руководителя), — самим образовательным учреждением» (абзац шестой пункта 2.7)(*).

ВЫВОДЫ:
— директор школы и его заместители имеют право на дополнительную работу в рамках основной работы;
— условия выполнения дополнительной работы (совмещения) устанавливаются дополнительным соглашением к трудовому договору;
— учебная нагрузка по должности учителя не должна превышать 18 часов в неделю; нагрузка на условиях почасовой оплаты в рамках основной работы не может превышать 300 часов в год;
— директор школы вправе отказать своим заместителям в предоставлении учебной нагрузки;
— руководитель органа управления образованием вправе отказать директору школу в предоставлении учебной нагрузки.

(*) Пункт 2.11 приложения к Письму N 96 устанавливает минимальный объём учебной нагрузки для директоров:
— начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек;
— вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих посёлках — до 100 человек).

Может ли директор школы вести уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *