Можно ли курить за рулем?

Можно ли курить за рулем автомобиля, есть ли штраф в 2020 году?

Курение во время управления ТС может отвлекать водителя от дороги не хуже использования телефона. Однако статьи, запрещающей табакокурение за рулем, в законодательстве на данный момент не существует. Значит ли это, что курить за рулем законно? И какое наказание можно получить, если спровоцировать аварию из-за курения?

Можно ли курить в автомобиле сегодня?

Ни одна статья в российском законодательстве напрямую не запрещает водителям курить во время езды.

Но в некоторых пунктах ПДД можно найти намеки на неправомерность такого действия:

  • п. 1.5 – запрещено создавать опасность для движения ТС и пешеходов;
  • п. 2.7 – запрещается управлять ТС в состоянии опьянения.

Казалось бы, как эти статьи связаны с курением? Первый приведенный пункт действительно не подразумевает конкретно запрет на курение, однако сигареты могут отвлечь водителя от дороги, а, значит, могут создать опасную ситуацию. Тем не менее, если ДТП не произошло, сотрудники ГИБДД не считают курение нарушением этого пункта.

Второй пункт уже больше связан с курением. Как известно, никотин, как и любой другой наркотик, имеет одурманивающий эффект, особенно для «новичков» в курении. Однако и данная статья не будет поводом для штрафа. Дело в том, что выявление опьянения производится по строго регламентированному порядку. Нормативные акты устанавливают конкретные пределы концентрации алкоголя или запрещенных наркотических веществ в организме водителя. Никотин и другие вещества, содержащиеся в обычных сигаретах, с юридической точки зрения не являются наркотическими. А их употребление, опять-таки с юридической точки зрения, не вводят человека в состояние опьянения.

Можно ли курить кальян?

Кальян зачастую имеет более одурманивающий эффект, чем сигареты. Однако и за него невозможно получить штраф, если он, конечно, содержал обычный табак, а не наркотические вещества.

Можно ли использовать вейп?

Для вейпов и электронных сигарет отличий нет. Закон разрешает использовать их прямо за рулем, если в них не содержится запрещенных веществ.

Можно ли курить в каршеринге, такси, общественном транспорте?

В 2019 году был принят закон, обозначающий зоны, в которых любое курение табака запрещено. В перечне этих мест есть и общественный транспорт: то есть, курить в автобусе, маршрутке или любом другом транспорте общего пользования запрещено. Помимо этого, статья запрещает любым людям курить на рабочем месте, то есть профессиональные водители и таксисты не имеют право курить у себя в машине.

А вот на курение в такси или каршеринге запрет не распространяется. Государство за это никаких санкций не вводит, а вот операторы такси или каршеринга – вполне возможно. Если Вы хотите закурить в такси, то лучше заранее спросить разрешения у водителя: так Вы избежите не только возможного нарушения правил пользования услугой, но и нарушения правил этикета. В каршеринге же лучше вообще не курить: любая компания поминутной аренды авто вводит на это запрет, а штраф за его нарушение можно уточнить в договоре присоединения.

Новый законопроект о запрете курения за рулем

В начале 2019 года депутат от партии ЛДПР предложил законопроект о запрете курения во время управления ТС. С того момента прошел уже год, но предложение до сих пор просто висит в воздухе. Законопроект даже не внесен на рассмотрение в Госдуму. Так что, возможно, данный закон никогда и не вступит в силу. Даже если готовый законопроект вынесут на рассмотрение, он может не пройти какое-либо из 3 чтений или сорваться на любом другом этапе.

Однако причины для создания такого закона действительно имеются:

  1. Водители за рулем будут больше сосредоточены на дороге. А те из них, кто не может долго ехать без никотина, будут вынуждены делать остановки вместо того, чтобы курить на ходу.
  2. В последние годы законодательство усиливает меры по борьбе с массовым курением в стране, так что запрет на курение за рулем авто вписался бы в тенденцию развития российского законодательства.

В каких случаях водитель может быть оштрафован?

Подводя итоги, можно выделить все ситуации, когда водителя могут оштрафовать за курение:

  1. Если использование сигарет, вейпа или кальяна привело к аварии.
  2. Если водитель является таксистом или шофером.
  3. В каршеринговых автомобилях (штраф начислит не государство, а каршеринговая компания – это сфера гражданского, а не административного права).
  4. Если сигарета, вейп или кальян содержали запрещенные вещества.
  5. Вблизи АЗС или при перевозке пожароопасных грузов.
  6. А также на территориях подземных парковок, вблизи с детскими площадками, образовательными или медицинскими заведениями, на природоохраняемых зонах и прочих местах, перечисленных в ст. 12 ФЗ №15.

… если курит водитель автобуса

В последний год данная проблема для меня стала актуальной. До метро, как ни крути надо добираться транспортом. Это либо маршрутка, либо автобус. Да и по городу, хотя предпочитаю при наличии станции метро в пределах 15-20 минут хода идти пешком, зачастую, получается, забираться в уголки, где интервал уже значительно больше и приходится пользоваться опять же общественным транспортом.

Если еще пару-тройку лет назад контингент водителей был вполне некурящий или воздерживающийся, то сейчас, доезжая от своего дома (Калужское шоссе, 5 км от МКАД) до метро Теплый Стан считается удачей, если водитель выкурил только одну сигарету. О том, что он не курит – это мечта. Салоны водителей не изолированы, да и изолировать их не получится герметично в силу того, что двери в кабину всегда полуоткрыты, либо открыто окно в салон, через которое осуществляется продажа проездных билетов. Проходя даже в середину салона, я и оттуда ощущаю запах табачного дыма, который тянется от водительской кабины. Ругаться с ним через салон или протискиваться к нему обратно, мешая другим пассажирам, не очень хочется. Дважды делал замечания, когда находился рядом с кабиной – реагировали. Но это капля в море.

Я смотрю на мам, которые везут маленьких детей и морщатся от табака, но молчат. Смотрю на молодых ребят, которым вот-вот начали внушать, что курить это плохо, но, видимо, не настолько, чтобы запретить и проконтролировать запрет водителям транспортных средств общественного пользования. Смотрю за остальных пассажиров, большинство из которых, находясь в районе водительской кабины, также вдыхает табачный дым и молча морщится и ругает про себя водителя.

Мне неприятно.

Я признаю право человека на свой выбор. Не собираюсь агитировать против курения как такового. Хочешь – кури. Живешь по принципу «ты никому ничего не должен и тебе никто ничем не обязан» — пожалуйста. Но принципы не должны мешать окружающим. А тут они мешают.

Что у нас есть в помощь? У нас есть государственная политика, направленная на борьбу с курением, возглавляемая самим Президентом и другими государственными лицами. Есть Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который принят Государственной Думой 21 июня 2001 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года. В нем есть шестая статья, которая гласит «Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти. Пункт №1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака».

Мало этого? Есть еще «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» утвержденные 14 февраля 2009 года Постановление правительства № 112, которые определяют условия и порядок проезда пассажира таким образом: «пункт №33 «При поездке в автобусе запрещается: проезд пассажиров в нетрезвом состоянии, курение пассажиров и водителя в салоне автобуса, открывание окон без разрешения водителя, провоз запрещенных к перевозке вещей, указанных в п. 37 настоящих Правил».

Также есть стандартные правила и инструкции в каждом автопарке, которые регламентируют запреты водителю, среди которых указываются стандартные позиции:

  1. начинать движение до полного закрытия дверей;
  2. нарушать маршрут и расписание движения;
  3. разговаривать с пассажирами, принимать пищу, курить во время движения автобуса.

Есть огромная проблема не с самим запретом, а с санкциями на его исполнение. Так нигде пока не прописаны штрафы именно за курение в общественном городском транспорте. Это нонсенс. Есть статья 11.17 КоАП, которая говорит о нарушении правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, говоря, что курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта влечет предупреждение или наложение административного штрафа, но нет ничего про общественный городской транспорт.

В Госдуме с 06 июня 2008г. находится на рассмотрении Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который уже прямо будет устанавливать штрафные санкции за курение в общественном транспорте. Однако прошло уже почти пять лет, а ВОЗ и ныне там.

Есть и более «Новый» Проект Федерального закона № 68022-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 2009 года. Который также пока проект.

Что делать, когда есть запрет, но нет прямой санкции? На самом деле есть, но она «обходная» и требует воздействия не на водителя, а на организацию. Например, есть штраф за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации… транспорта, предусмотренный ст. 6.4 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требование к соблюдению таких норм также изложены в ст. 24 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта

«При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Как раз в соответствии со ст. 6 Закона «Об ограничении курения табака» в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака… в городском и пригородном транспорте.

Назвать безопасными условия городского быта во время поездки в прокуренном салоне нельзя.

Итак. Есть проблема. Есть решение. Есть желание. Вот механизм воздействия:

написать жалобу и отнюдь не в спортлото, а в инстанции, которые являются ответственными за нарушения в сфере общественного транспорта:

1. Организация, предоставляющая транспортные услуги (это либо автопарк, либо, если маршрутное такси — частная фирма со своими реквизитами). Найти реквизиты можно либо в салоне транспорта, где они должны быть, либо по поиску принадлежности маршрута в интернете.

Например, в моем случае это будет Филиал 18-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс»

Контакты: Адрес: Москва, 115035, Раушская набережная, д. 22/21, строение 1

Телефон: 8 (495) 951-66-53, факс: 8 (495) 951-38-27

Электронная почта: mail@mosgortrans.ru

Официальный сайт: www.mosgortrans.ru

2. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Адрес: 127994, Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.1 (станция метро «Цветной бульвар»)

3. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве

Адрес — 129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4/9

Электронный адрес E-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru

Телефон (495) 687 – 40 — 35

Факс (495) 616 — 65 — 69

4. Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве

127473, г.Москва, ул.Садовая-Самотечная, д.1.

телефон доверия (495) 623-78-92 круглосуточно

справочная (495) 623-49-09, (495) 623-33-90 по рабочим дням с 9.00 до 18.00

Это основные адресаты. Дополнительно можно отправить копии заявлений в мэрию и городскую Думу в профильный комитет.

Как вы понимаете, в каждом заявлении надо указывать, что оно направлено и в другие адреса – это придаст ускорение и вес вопросу.

В самом заявлении желательно кроме описания проблемы как таковой, описать конкретику: маршруты, ФИО водителей, дата и время правонарушения. Будет не лишним приложить фото (пусть и с мобильного телефона) или ссылку на фото (видео) в интернете, где будет заснято это правонарушение.

Лучше всего заявления писать не электронным способом, а обычным бумажным. В заявлении обязательно указать требование дать ответ в ваш адрес о принятых мерах. В этом случае вы гарантированно должны получить ответ от каждой из инстанций в письменном виде.

Вроде бы небольшая проблема на первый взгляд, но на самом деле, деградация водителей общественного транспорта идет полным ходом. Если раньше ограничивались набором хотя бы просто иногородних, то сейчас зачастую увидеть за рулем приезжего гастарбайтера, который мало того, что курит, так еще и ведет автобус так, будто-бы это его родной мул скачет с вязанкой дров по перевалам. Товарищ, который дошел до судебного разбирательства из-за причиненной ему травмы от неоправданного экстренного торможения автобуса (один из многих) рассказал, что в трудовой книжке таких водителей обычно всего три графы. Чабан. Старший чабан. Водитель первой категории.

Мне — не нравится. Я хочу ездить в общественном транспорте не дыша табачным дымом и не думая о том, что водитель участвует в ралли Париж-Дакар. Поэтому я пишу и данную инструкцию и данные заявления.

Второй этап будет после первого, при полном отсутствии или не должном реагировании на проблему. Это подача заявлений в суд.

Можно ли курить кальян за рулем?

Курить кальян, если ты за рулем: можно или нельзя?

Кальян с каждым годом становится все популярнее, поэтому возникает множество вопросов по поводу его употребления. Например, один из них, касается курения за рулем. Можно ли водить машину после того, как вы курили кальян?

Сегодня о том, как правильно курить кальян, знают многие. Однако знаем ли мы о том, что говорит законодательство о кальяне? Можно ли его провозить в автомобиле, и положен ли штраф за то, что человек ведет машину после курения?

Что говорят медики и законодательство

Спорные вопросы возникают по поводу курения в личном автомобиле, так как совершенно ясно, что при курении любых табачных изделия в общественном транспорте, вам придется заплатить штраф. Нельзя курить табачные изделия также и в случае, если вы везете грузы, которые относятся к легковоспламеняющимся.

Российское законодательство не запрещает курить кальян при вождении или перед тем, как вы сядете за руль. Однако есть несколько моментов, которые нужно учитывать, даже если они не регулируются законом. Их нужно знать, прежде чем совмещать курение кальяна и вождение автомобиля.

Первое, что нужно учитывать, это то, что кальян значительно больше обыкновенных сигарет по размеру, даже если это специальные устройства с уменьшенными компактными габаритами. Такой кальян, так или иначе, больше сигарет, поэтому вы будете отвлекаться от дороги. Из-за этого вы станете менее сосредоточенным на езде, что может послужить причиной аварийной ситуации. Так как кальян не закреплен и может упасть, за ним нужно следить, что также отвлекает водителя.

По составу курительные смеси для кальянов достаточно разнообразны, поэтому они также по-разному могут влиять на состояние человека. Среди компонентов, кроме табачных листов, могут быть какие-либо расслабляющие вещества. Но так как курительную смесь для кальяна нельзя отнести к наркотикам, то сотрудники ДПС не имеют права вас задерживать. Однако вы должны понимать степень опасности, которую влечет за собой слишком расслабленное состояние. Никотин является одним из ингредиентов кальянных табачных смесей, а наукой доказано, что это вещество способствует снижению внимания, концентрации и замедляет реакцию. Также от никотина могут начаться проблемы с сердечно-сосудистой системой, а если у вас есть склонность к подобным заболеваниям, то лучше отказаться от курения кальяна непосредственно перед вождением автомобиля.

Также не нужно забывать о дыме, который банально мешает обзору и отвлекает от езды. В особенности, это опасно при закрытых окнах, плохой видимости и качестве дорог.

Что делать любителям кальяна

Помните, что перед тем, как вы сядете за руль, нужно следовать нескольким рекомендациям, благодаря которым вред от курения кальяна и возможность каких-либо неудобств будут сведены к минимуму.

  • Сделайте выбор в пользу курения на фруктах или воде, зеленом чае, и пр. Лучше не курить перед вождением с добавлением в колбу алкоголя (чаще всего это абсент, ром, шампанское и вино). Курение на вине может способствовать нарушению координации ваших движений. Поэтому ради своей безопасности рекомендуется отказаться от алкогольных добавок и использовать в качестве наполнителей более безобидные жидкости.
  • Никто не запрещает вести автомобиль сразу после курения. Однако лучше будет, если вы сядете за руль, когда пройдет несколько часов после раскуривания. Сотрудники ДПС не смогут вас наказать, но вы должны беспокоиться, в первую очередь, о своей безопасности. Излишняя расслабленность может быть чревата аварийными ситуациями и невнимательностью на дороге.
  • Не стоит и говорить лишний раз о том, что курение чего бы то ни было, что будет содержать наркотики, наказуемо, и вести машину после этого категорически нельзя. Вы не просто нарушите законодательство, но можете стать причиной смертельного исхода как для себя (если вы водитель), так и для тех, кого вы везете.
  • Если вы не хотите попасть в неудобное положение, то перед тем как закурить кальян в авто, спросите у ваших пассажиров, не будут ли они против этого.

Помните, что даже если что-то не влечет за собой штрафов и других видов наказаний, главное, это ваше здоровье и жизнь. Поэтому стоит быть осторожным при вождении авто в любой ситуации, и тем более, если вы курили кальян.

Мнения в разных странах

В соответствии с результатами большого количества исследований, которые проводились в азиатских странах, причиной аварий часто становится курение кальяна. Социологические опросы и медицинские обследования помогли ученым прийти к выводу: полное восстановление внимания и концентрации требует, чтобы между курением кальяна и вождением авто прошла, как минимум, пара часов.

Ученые в Израиле сделали следующее заключение: курить кальян перед управлением авто вредно, так как это снижает концентрацию и делает вероятность аварии выше на 40 процентов. Исследователи из городов Технион и Цфат проводили эксперимент, в котором участвовали около 100 водителей. Часть мужчин и женщин курили кальян, а затем на устройстве, симулирующем авто, «ехали» примерно 10 километров.

В результате среди тех, кто курил и не курил кальян перед вождением, именно первые на 40 процентов чаще становились причиной аварии. Например, они не замечали красного света на светофорах.

Среди стран СНГ, в Украине Министерство здравоохранения предупреждало население в официальных обращениях по поводу курения кальяна. Так, сотрудники правительственной пресс-службы утверждали, что ради безопасности, водитель не должен управлять машиной, пока не прошло, как минимум, полчаса после того, как он покурил кальян.

Итак, нет однозначных ответов и рекомендаций по поводу того, можно ли вести машину после курения кальяна или вообще курить за рулем. У каждого есть возможность проанализировать общедоступную информацию и сделать вывод лично для себя. Помните, что самое главное, это жизнь и здоровье вас и ваших близких, а уже потом все удовольстви

Можно ли курить за рулем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *