Можно ли преподавать после магистратуры

Имеет ли право работник, имеющий диплом бакалавра, осуществлять педагогическую деятельность в высшем учебном заведении по должности ассистента?

3 июля 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему мнению:
Работник, имеющий диплом бакалавра, вправе осуществлять педагогическую деятельность в высшем учебном заведении по должности ассистента при наличии стажа работы в образовательном учреждении не менее 1 года.

Обоснование позиции:
В соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, должность ассистента включена в категорию должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.
Согласно части первой ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 N 1н, ассистент должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
Бакалавриат является высшим образованием (ч. 5 ст. 10 Закона об образовании), соответственно, работник, имеющий диплом бакалавра, вправе осуществлять педагогическую деятельность в высшем учебном заведении по должности ассистента. При этом, кроме диплома бакалавра, он должен обязательно иметь стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года.

К сведению:
Поскольку должность ассистента относится к профессорско-преподавательскому составу, то на работника распространяются особенности заключения трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, закрепленные в ст. 332 ТК РФ. Так, трудовые договоры с указанными работниками могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (часть первая ст. 332 ТК РФ); заключению трудового договора должно предшествовать избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (часть вторая ст. 332 ТК РФ).
В отношении педагогических работников, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок, с 01.01.2015 нормы части третьей и части седьмой ст. 332 ТК РФ, предусматривавшие проведение конкурса на замещение должности в обязательном порядке один раз в пять лет, утратили силу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.

Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

  • умение работать с людьми;
  • умение установить контакт с аудиторией;
  • грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;
  • исключение панибратства со студентами;
  • умение доступно объяснить материал;
  • способность сохранять спокойствие в любых ситуациях. К примеру, не допускается, чтобы преподаватель «срывался» на студенте, даже если тот не ведет себя этично;
  • организаторские способности.

Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.

Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.

Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

Карьера преподавателя

Перечень должностей в вузе таков:

  1. ассистент;
  2. старший преподаватель;
  3. доцент;
  4. профессор.

Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию. Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.

Должностная инструкция преподавателя вуза

Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

  • научно-исследовательская работа;
  • ведение кружков со студентами;
  • общественная деятельность и кураторская работа.

Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.

Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».

Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.

Я имею образование бакалавра, учусь в магистратуре, могу ли я по закону преподавать

Добрый день!

Согласно части первой ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. N 608 н,

Цитата: Требования к образованию и обучению:

• Высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как

правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или

магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует

преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

• Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской

Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю

педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Выжить после магистратуры: почему выпускники педвузов не идут работать в школу


Кадр из фильма «Общество мёртвых поэтов»

В наше время всё чаще говорят о том, что для интересной работы в будущем необязательно получать какое-то специальное обраование. Иногда диплом просто лежит в шкафу без дела. Но есть и такие, кто действительно выбирал профессию осознанно. Правда, вместо того чтобы воплощать мечты в реальность после вуза, многие вчерашние студенты вынуждены искать любую работу, чтобы просто выжить.

Чтобы написать эту заметку, мне понадобилось два года обучения в магистратуре по специальности «Педагогическое образование» и истекший срок действия собственного льготного проездного. Я, как сказано в двух моих дипломах, — бакалавр и магистр педагогического образования.

Когда я поступала в магистратуру, мне казалось, что я всё делаю правильно.

Во-первых, я обеспечиваю себе два года беззаботной жизни, поскольку университет неизбежно даёт ощущение пристроенности и нужности. Ведь ты всегда нужен преподавателям, которым задолжал эссе или мини-автореферат. Помимо этого позволяю себе пройти два года исканий, зарабатывания денег и путешествий, поскольку не должна тратиться на съём жилья, оплату общественного транспорта, а стипендия компенсирует плату за коммунальные услуги, интернет и телефонную связь.

Во-вторых, магистратура позволит мне, как модно сейчас говорить, «прокачать свои скилы» и даст возможность преподавать историю в старшей школе.

В-третьих, за эти два года я могу начать строить карьеру в образовании. Стоит сразу оговориться и сказать, что я всегда хотела работать в школе и в отличие от тех, кто считает, что это непрестижно или подходит для людей бесталанных, так никогда не считала.

Однако, с устройством на работу дело не задалось ещё на втором курсе бакалавриата. Для меня до сих пор остаётся невыясненным вопрос о том, влияет ли твой статус «местный» или «приезжий» на решение принимать тебя на работу или не принимать. Тем не менее, при равных интеллектуальных возможностях предпочтение всегда отдавали почему-то тем, кто здесь родился («здесь» — это Санкт-Петербург, в котором я живу пять лет). Первый год обучения по программе бакалавриата я прошла в Выборге, в филиале педагогического университета, а потом перевелась, но это тема для отдельного поста.

Таким образом, как я не пыталась и не старалась вступить в клуб «образовательная сфера» — везде меня ждал решительный отказ или условия, которые просто несовместимы с нормальной, достойной жизнью.

Мои родители перестали помогать мне материально всё на том же втором курсе, поэтому я была вынуждена принимать все решения, касающиеся своей жизни, самостоятельно уже в 19 лет. Да, разумеется, кто-то скажет, что 19 лет — вполне нормальный возраст для того, чтобы начать о себе заботиться.

Но те, кто знает, что такое остаться с 1000 рублей в кармане в большом городе в 19 лет, безусловно поймут, насколько это сложно, в моральном плане в том числе

Поэтому меня никак не могли устроить бесплатные стажировки, где ты вынужден был выполнять всю грязную работу за учителя, якобы получая бесценные знания в педагогике, методике и предмете.

Таким образом, к концу магистратуры мой карьерный рост представлял из себя нечто следующее: кассир-операционист в гипермаркете, промоутер, офис-менеджер и контент-менеджер. На последней должности я проработала два года, поскольку взяли меня туда по знакомству моего бойфренда и неожиданно для всех и для себя я там прижилась.

После окончания магистратуры мне пришлось столкнуться с реальными трудностями (да, для кого-то это совсем не трудности, а кто-то даже советует выходить из «зоны комфорта»). Льготный проезд за 1035 рублей кончился, жильё стоит от 15 тысяч рублей и выше. Не говоря уже о том, что, как правило, это будет коммуналка на севере или юге, а в центре за такие деньги можно рассчитывать на прогнивающую сантехнику и бабушкину мебель с бонусом в виде ужасных обоев в «цветочек». Коль совсем не повезёт, то к этому Олимпу присоединятся его законные жители — мышки и крыски. Перспектив никаких. Поэтому, вооружившись ручкой и листком бумаги, я посчитала, сколько же мне лично нужно средств для того, чтобы вести достойное существование. Получилась весьма удручающая картина.

1. Съём жилья в пределах КАД — от 12 000 до 20 000 рублей/месяц;

2. Оплата единого проездного на все виды транспорта — 2900 рублей/месяц;

3. Сбалансированное питание, с включением в рацион мясных и молочных продуктов — 15 000 рублей/месяц;

4. Оплата интернета и телефонной связи — 800 рублей/месяц;

5. Походы с друзьями в кафе и в кино — 2 000 рублей/месяц;

6. Покупка сезонной одежды — 4 000 рублей/месяц;

7. Услуги здравоохранения — 5 000 рублей/месяц.

Итог: 44 700 рублей в месяц по среднему показателю.

В сущности, для аскетичного существования с удовлетворением базовых потребностей необходимо 28 000 — 29 000 тысяч рублей.

С таким вот счётом я обратилась на главный сайт по поиску работы и сделала выборку из вакансий, соответствующих полученной мною профессии. Максимальная зарплата для человека без практического опыта составила 30 000 рублей.

Зарплата менеджера по продажам или преподавателя частного детского сада составляет в среднем 50 000 рублей, что, в целом, удовлетворило бы все потребности, которые у меня есть на данный момент, и даже позволило раз в год выезжать к морю.

Становится очевидным, что если ты хочешь жить достойно, то про океан своих интересов в профессии (весьма конкретной) тебе придётся забыть или найти и умолять «власть имущих» (в образовательной среде) и как «тварь дрожащая» просить их посодействовать твоему трудоустройству.

Всё это прекрасно, но только вот где окажутся твои амбиции, если ты пойдёшь по этому пути? Да нигде. Тебе придётся мучительно долго ждать того дня, когда ты сможешь вставить хоть одно слово на педагогическом совете и оно не вызовет закатанных глаз или внутреннего несогласия у матёрых педагогов.

Самое ужасное во всём этом то, что образование я получала осознанно, с любовью к тому, чем занимаюсь. Но пойду работать туда, где ни мои знания, ни мои умения и навыки в целом, общем и частном не нужны.

И я такая не одна. Навряд ли бы я решилась на эту почти что исповедь, если бы ощущала свою «исключительность» в данном вопросе.

Автор Клава Конс
Источник

Могу ли я преподавать после окончания магистратуры по профилю «Химическая технология»?

Доброго дня, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» , а именно

ст. 46. (Право на занятие педагогической деятельностью):

— » 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.»

При этом согласно Письма Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» :

— «…Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.»

Так же в особенности исходя из ранее изданных норм, а именно

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» из которых следует что к УЧИТЕЛЮ —

— «требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы…»

По сути из всех вышеизложенных нормативно правовых и законодательных норм Вы имеете право на преподавательскую деятельность, но потребуется ( так или иначе) пройти переобучение на курсах переподготовки , при этом пройти аттестационную комиссию организаций, осуществляющих образовательную деятельность. На практики фактически часто встречается что руководители образовательных учреждений принимают на указанные должности учителей (педагогов )без педагогического образования (параллельно они учатся на курсах переподготовки или там повышение квалификаций обязательно педагога(учителя)) проходят аттестационные комиссии и работают в образовательных учреждениях… в принципе на практике(в жизни), большей части зависит все от наличие вакансии и желание руководителя Вас принять на данную должность …

Удачи Вам…

Можно ли преподавать после магистратуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *