Муниципальный контракт

Заключение контракта по 44-ФЗ в 2020 году: что нужно знать поставщику?

Контракт – это тема, в которой поставщикам следует разбираться на 100%. Когда проект документа приходит вам от заказчика, его нужно внимательно изучить, понять, чего хочет от вас другая сторона, какие условия обозначены в тексте, нет ли нарушений и неясных моментов. В последнем случае всегда можно направить протокол разногласий. В случае, если вы заняли второе место в отборочной процедуре, также не исключается возможность выполнить данную закупку. Об этих и других моментах поговорим в статье.

1. Понятие контракта
1.1 Обязательные условия документа
2. Этапы заключения
3. Сроки заключения
4. Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.
5. Протокол разногласий
6. Когда можно вносить изменения в контракт?
7. Размер и условия обеспечения контракта
8. ОИК для малого бизнеса
9. Когда приостанавливается подписание контракта?
10. Когда победитель считается уклонившимся?
11. Подписание контракта с участником, занявшим 2-е место

1. Понятие контракта

Контракт в государственных торгах необходим для того, чтобы регулировать взаимоотношения между сторонами закупки: заказчиком и победителем. В некоторых случаях он заключается с участником, который занял 2-е место в отборочной процедуре. Сравнительно недавно подавляющая часть закупок была переведена в электронный формат, что также повлияло на механизмы заключения договорных обязательств: контракт стал подписываться обеими сторонами дистанционно посредством квалифицированной электронной подписи (ЭЦП).

Контракт заключается согласно условиям, зафиксированным в извещении и закупочной документации, а также в заявке выигравшего участника и его итоговом предложении (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Однако заключение контракта регулируется не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. Например, в ст.527 ГК РФ указана обязанность заказчика подписать документ с участником, занявшим 1-е место, если извещение о закупке было размещено согласно нормам 44-ФЗ (в ЕИС или СМИ).

Также ГК дает право заказчику в некоторых случаях взыскивать убытки с победителя в случае его отказа от выполнения госзаказа.

1.1 Обязательные условия документа

На этапе подготовки проекта контракта заказчику важно сформировать обязательные положения, которые войдут в текст. Поставщикам следует о них знать:

  1. Неизменность цены, кроме случаев, когда применяется ориентировочная стоимость или формула ее расчета. Это относится к предоставлению агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
  3. Оплата обязательств: порядок, форма и сроки, положения об авансе.
  4. Приемка выполненных обязательств, порядок проведения экспертизы и сроки.
  5. Обеспечение исполнения контракта (ОИК), размер, способ, сроки внесения, условия возврата.

Важный момент! При необходимости в тексте указывается возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

2. Этапы заключения

Подписание сторонами обязательств происходит в 4 условных действия:

  • заказчик вносит дополнения в проект контракта условиями исполнения, предложенными выигравшим участником, и вносит в проект информацию о нем;
  • заказчик размещает в системе ЕИС и на электронной площадке проект контракта;
  • победитель вносит обеспечение и подписывает проект. Уже подписанный договор и документ об обеспечении размещаются в ЕИС;
  • заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта (ОИК) и подписывает контракт.

3. Сроки заключения

У заказчика есть 5 календарных дней после опубликования протокола закупки на то, чтобы опубликовать в ЕИС проект контракта. В следующие 5 календарных дней выигравший участник должен подписать проект, разместить его в ЕИС и внести ОИК. В течение 3 рабочих дней заказчик подписывает договор и размещает его в ЕИС. После всех манипуляций в указанные сроки договор считается заключенным, его запрещено изменять. Далее происходит непосредственное исполнение обязательств, формирование отчетности и возврат ОИК исполнителю (если оно вносилось деньгами).

Однако обеим сторонам обязательств не стоит спешить с подписанием. В ч.9 ст.83.2 44-ФЗ говорится о возможности заключения контракта в электронных аукционах и конкурсах не раньше 10-ти дней со дня размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может быть продлен на 6 дней. Так, если участник, занявший 1-е место, не соглашается с проектом, он вправе его не подписывать при условии, что он разместит в ЕИС протокол разногласий. На это у победителя есть 5 дней после того как заказчик направил ему контракт на подпись. Заказчик изучает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней, дорабатывает проект и публикует его в ЕИС.

Поставщики часто применяют право подачи протокола разногласий, чтобы оттянуть подписание договорных обязательств. Это делается, например, для того, чтобы успеть оформить банковскую гарантию для внесения ее в качестве ОИК.

Нарушение сроков заключения договора по 44-ФЗ в 2020 г. влечет административную ответственность согласно ч.3 ст.7.32 КоАП в виде штрафа до 50 тыс. руб. Наказываться могут должностные лица госзаказчика.

4. Сроки заключения с единственным поставщиком по 44-ФЗ в 2020 г.

Редакция 44-ФЗ, действовавшая до 31.07.2019 г., в ч.2 ст.93 имела перечень процедур с единственным участником, при осуществлении которых требовалось размещать извещение в ЕИС. Успеть это сделать нужно было в 5-ти дневный срок до составления контракта.

В нынешней версии закона данное правило исключили и в ч.3 ст.93 прямо говорится, что публиковать извещение о мероприятии не требуется. Срок заключения договора по 44-ФЗ с единственным участником должен быть отмечен в плане-графике закупок (п.4 ч.2 ст.16 44-ФЗ). Он будет соблюден, если договор будет подписан в том месяце, который прописан в плане-графике. Если организатор не успел в установленное время, он вправе изменить план-график не позднее, чем за 1 день до подписания договора (ч.9 ст.16).

Таким образом, регламентированный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком определяется с помощью плана-графика. В случае необходимости его разрешается изменить не позднее, чем за 1 день до подписания документа.

В ч.2 ст.93 приводятся случаи, когда о подписании контракта с единственным исполнителем заказчик обязан известить контрольный орган (п.6, 9, 34 и 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Например, это может быть заключение контракта на лечение гражданина России за рубежом. Уведомление происходит в течение 1-го рабочего дня после подписания договора.

5. Протокол разногласий

Когда победивший участник не соглашается с проектом контракта, он вправе сообщить об этом заказчику путем подачи протокола разногласий, отразив в нем свои замечания. В документе победитель обязательно должен указать, какие именно положения контракта противоречат документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Кроме этого исполнитель должен предоставить возможный вариант редакции таких положений.

Если выигравший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, он может быть признан уклонившимся от заключения обязательств. Например, в случае направления не протокола разногласий, а исправленного контракта.

Важный момент! Протокол разногласий подается только один раз и в рамках одной процедуры. Оформлять его можно только в электронных закупках.

У заказчика есть 3 рабочих дня, чтобы изучить протокол разногласий на обоснованность замечаний. Далее у него два варианта:

  • если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект и, не подписывая, размещает его в ЕИС;
  • если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует первый вариант контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания исполнителя.

6. Когда можно вносить изменения в контракт?

Ч.18 ст.34 44-ФЗ оставляет за заказчиком право увеличить объем поставляемой продукции так, чтобы итоговая цена контракта не выходила за рамки начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Это разрешено при соблюдении 2-х условий:

  • данная возможность определена закупочной документацией;
  • участник закупки, с которым будут заключаться обязательства, не возражает против таких изменений.

При этом цена единицы товара не должна быть выше цены единицы товара (исчисляется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная выигравшим участником).

Для контрактов по строительным работам разрешается менять объем и срок работ не более чем на 30% от указанных в закупочной документации:

  • Если контракт продолжается больше 1 года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по утвержденной стоимости. Тогда стоимость контракта разрешается увеличить не более чем на 30%, но данное изменение возможно только с разрешения органа исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если обязательства не были выполнены по вине поставщика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда разрешается единожды увеличить срок исполнения контракта на срок, не превышающий изначального.

Для остальных контрактов не связанных со строительством можно менять количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% в большую или меньшую сторону.

Можно изменить цену контракта в случае, если изменились регулируемые тарифы на свет, газ, воду, тепло, либо можно уменьшить цену контракта по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Также изменению подлежит цена, количество товара, объем работы (услуги) в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.

7. Размер и условия обеспечения контракта

Обеспечение исполнения контракта вносится до подписания контракта. Его можно предоставить одним из двух способов по выбору исполнителя:

  • Перевести денежные средства на расчетный счет организатора торгов. Счет указывается в тендерной документации. Сумма перечисляется в полном объеме.
  • Взять банковскую гарантию в уполномоченном банке, внесенном в перечень Минфина. Данные о БГ должны быть внесены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна соответствовать условиям документации закупки и 44-ФЗ. Если БГ нарушает хотя бы одно условие, заказчик не примет ее в качестве ОИК и может признать исполнителя уклонившимся от заключения обязательств.

Победитель должен будет подтвердить предоставление ОИК, направив в ЕИС платежное поручение (в первом случае), банковскую гарантию (во втором случае).

Размер обеспечения может быть установлен от 5 до 30% от НМЦК, но не меньше суммы аванса. Если НМЦК больше 50 млн. руб., то ОИК составит от 10 до 30% от НМЦК. Точную цифру заказчик прописывает в тендерной документации и проекте контракта.

Победителю необходимо будет предоставить ОИК в полуторакратном размере от указанной в документации закупки, если в ходе закупки НМЦК была снижена им на 25% и более (так называемые, антидемпинговые меры). Исключением является случай, когда НМЦК не превышает 15-ти млн. руб., и победитель может подтвердить свою добросовестность – предоставить 3 контракта из реестра контрактов, выполненные им за предыдущие 3 года до даты подачи заявки без применения штрафных санкций. При этом стоимость одного из них должна быть не менее 20% от НМЦК нынешней процедуры.

8. ОИК для малого бизнеса

Для малого бизнеса – субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) – требования к ОИК более простые:

  • ОИК устанавливается не от НМЦК, а в виде процента от цены победителя. Такие меры исключают случаи, когда СМП обязан внести ОИК, превышающее стоимость самих обязательств по договору.
  • СМП может быть освобожден от ОИК, если подтвердит свою добросовестность — 3 контракта из реестра, выполненные им за прошедшие 3 года, до того как была подана заявка. Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и их сумма должна быть больше стоимости нынешнего договора.

9. Когда приостанавливается подписание контракта?

Условия, при которых подписание приостанавливается, следующие:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, делающие подписание документа для одной из сторон в установленные сроки невозможным;
  • вторая сторона извещена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение 1 дня.

В связи с вышеназванными условиями подписание документа откладывается на время действия судебных актов или действия обстоятельств, но не должно превышать 30-ти дней (ч.16 ст.83.2 44-ФЗ).

10. Когда победитель считается уклонившимся?

Выигравший закупку участник будет считаться уклонившимся от заключения контракта, если в необходимый срок не отправит организатору торгов подписанный проект и надлежащее ОИК.

Также уклонившимся может быть признан поставщик продукции, необходимой для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медпомощи, лекарства, топливо): если в такой процедуре цена была уменьшена на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование своего предложения.

Сведения об уклонившемся исполнителе вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на 2 года. Все это время он не может принимать участие в закупках по 44-ФЗ и некоторым закупкам по 223-ФЗ.

Включение сведений в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого понадобится представить доказательства, что договор не был заключен из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Также уклонившимся станет исполнитель, который не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ, либо сообщил ложную о себе информацию, что позволило ему победить. В этом случае заказчик отказывается от заключения контрактных обязательств.

При данном отказе заказчик готовит протокол, в котором указывает время и место составления, данные исполнителя, основания отказа и реквизиты документов, которые доказывают факт-основание для отказа.

11. Подписание контракта с участником, занявшим 2-е место

После того, как победитель был признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе воспользоваться предложением участника, занявшим 2-е место в отборочной процедуре. Для этого организатору понадобится:

  • Получить согласие второго участника. Оно подтверждается документом в свободной форме.
  • Подготовить проект с условиями, предложенными вторым участником.
  • Направить проект в ЕИС не позже 10 дней после признания победителя уклонившимся.
  • Заключить контракт в обычном режиме.
  • В 3-х дневный срок с даты заключения контракта со 2-м участником подать в РНП информацию об уклонившемся исполнителе.

Второй участник вправе не согласиться заключить контракт. Ему достаточно не подписать проект или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик разместит в ЕИС проект. В этом случае участника не добавят в РНП. Однако, если он оформит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не внесет ОИК, то он будет признан уклонившимся и будет включен в РНП.

В настоящее время законодательство не предусматривает для заказчика возможность заключить договор с участником, занявшим 3-е место, если второй участник отказался от исполнения обязательств.

Что такое муниципальный контракт по 44-ФЗ, какие условия он содержит, каковы особенности его заключения?

Муниципальный контракт – это договор между исполнителем и муниципальным органом власти, казенным или бюджетным учреждением, уполномоченным принимать и распределять бюджетные средства на обеспечение своих функций. Муниципальные контракты заключаются по результатам закупочных процедур, организованных муниципальными властями на местном уровне. Как правило, это электронные аукционы, конкурсы и запросы котировок (предложений).

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

К муниципальным контрактам применяются те же правила регулирования по 44-ФЗ, что и к государственным. Основным отличием муниципального контракта от федерального является многоуровневая система финансирования – средства, выделяемые на финансирование закупок, выделяются из местного, регионального и федерального бюджетов.

Процедура заключения контракта

Заключение муниципального контракта включает следующие этапы:

  1. Утверждается план закупок и публикуются извещения в ЕИС.
  2. Участники подают заявки.
  3. Проводятся отборочные процедуры, и определяется победитель.
  4. В ЕИС публикуется проект контракта, и стороны согласовывают условия.
  5. Согласованный контракт подписывается сторонами.
  6. После выполнения заказа подписывается акт приемки, и средства перечисляются на счет подрядчика.

План муниципальных закупок, как правило, утверждается дольше аналогичных федеральных планов – дополнительное время требуется на согласование источников финансирования будущих муниципальных контрактов, а также условий предоставления федеральных субсидий.

Если целевые муниципальные субсидии выделены конкретному региону, то перед утверждением плана закупок региональные власти могут провести мини-конкурс среди муниципалитетов на право федерального финансирования своих закупок. В таком случае победивший муниципалитет прописывает во всех муниципальных контрактах детальные условия, на которых используются федеральные средства.

Отборочные процедуры перед заключением муниципальных контрактов проводятся на федеральных и местных электронных площадках, управляемых аккредитованными операторами. Если процедура выбора исполнителя контракта не электронная, то она проводится в форме заседания конкурсной комиссии, членов которой утверждает местный муниципалитет.

Если победивший участник муниципальной закупки не согласен с условиями проекта контракта, то он подает заказчику возражение через систему ЕИС в течение 5 дней, и у заказчика есть ещё 5 дней, чтобы внести коррективы в проект контракта и опубликовать итоговый вариант в ЕИС.

Подписанный муниципальный контракт считается вступившим в силу. Возврат суммы обеспечения производится после исполнения.

Существенные условия

К существенным условиям муниципальных контрактов относятся:

  • предмет закупки;
  • цена и порядок расчета;
  • порядок приемки выполненных работ, услуг или поставленных товаров;
  • порядок проведения экспертизы;
  • пункт о предоставлении налогового вычета исполнителю;
  • сведения о льготах, если исполнителем контракта является представитель малого предпринимательства;
  • гарантии и компенсации за нарушение условий.

Типовой образец муниципального контракта можно посмотретьздесь.

Для предмета закупки – товара – указываются технические характеристики, количество и назначение в соответствии с приведенными в закупочной документации и заявке на закупку, а также номер продукции по общероссийской классификации. При заказе работ или услуг описывается желаемый конечный результат с конкретными параметрами.

Для цены указывается ее конечное твердое значение на весь период исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а если точный объем поставок (работ, услуг) невозможно определить заранее, то нужно указать максимальную цену контракта.

В разделе о порядке приемки результата заказчиком нужно указать число членов приемочной комиссии (их должно быть не менее 5 человек, согласно ч. 6 ст. 94 44-ФЗ).

Важно учитывать, что существенные условия муниципального контракта определяются документацией о закупке, содержанием заявки победившего участника и могут быть изменены только по соглашению сторон в предусмотренных законом 44-ФЗ случаях, а также по решению арбитражного суда.

В описании компенсаций нужно указать размер неустойки за каждое нарушение сторонами условий контракта – пропуск сроков сдачи или перечисление средств за этапы работы, низкое качество поставляемого товара и т. д. Обычно неустойка за просрочку составляет 1/300 ставки ЦБ от стоимости контракта за каждый день просрочки, но может быть увеличена по соглашению сторон.

Особенности муниципальных контрактов

Муниципальные контракты, заключаемые местными властями, имеют ряд отличительных черт в сравнении с региональными и федеральными госконтрактами. К таким особенностям относятся:

  • необходимость соблюдения законодательства трех уровней;
  • наличие дополнительных ограничений для участников закупок;
  • преференции и льготы для местных представителей малого предпринимательства;
  • вероятность урезания финансирования;
  • более высокая вероятность коррупции на местном уровне.

Муниципальные контракты должны соответствовать не только Постановлениям Правительства РФ и федеральным законам (например, 44-ФЗ), но и региональным актам, и решениям муниципальных властей, касающихся закупочной деятельности.

Дополнительные ограничения для участников также устанавливаются на местном уровне и могут заключаться в создании муниципальных списков недобросовестных поставщиков, территориальных ограничений и т. д.

Важно помнить, что местные ограничения не должны противоречить принципам свободной конкуренции и ограничивать в правах добросовестных участников, но должны быть подробно обоснованы в закупочной документации.

Льготы по условиям муниципального контракта могут предоставляться представителям малого бизнеса при выполнении социально значимых проектов, но в контракте при этом должна обязательно приводиться ссылка на соответствующие решения местных властей, принятые до определения победителя закупки.

Если федеральные контракты финансируются напрямую из бюджета путем выделения необходимой суммы, то муниципальные контракты могут частично финансироваться из местного бюджета, а частично – за счет федеральных субсидий, условия предоставления которых могут меняться до окончания исполнения контракта, поэтому муниципальные контракты часто разбиваются на несколько этапов, и для каждого прописывается порядок приемки работ и перечисления оплаты, а также условия досрочного расторжения.

За соблюдением законности исполнения муниципальных контрактов следят не только контрольные органы (ФАС и прокуратура), но и местные общественные организации и службы контроля других участников закупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Муниципальный контракт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *