Музыка в торговом центре

Трансляция Радио в общественных местах

Радио в магазине, как на это смотрит закон?

Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?

За музыку придется платить

Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).

Аналогичной точки зрения придерживается и Верховный суд Российской Федерации. Так, например, по иску РАО к «К» о нарушении авторских прав, в связи с воспроизведением музыки по радио «Европы Плюс» в здании кафе суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций «Европа плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу закона является неправомерным (см. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г.).

Обязательно ли платить за радио в общественных местах?

С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.

С таким подходом полностью не согласен Суд по интеллектуальным правам, который указывает, например, в своем Постановлении от 03.09.2014 N С01-817/2014 по делу N А55-17979/2013, что при прослушивании радио используются два объекта: радиопрограмма – как объект смежных прав, и музыкальные произведения – как объект авторских прав, — а к объектам авторских прав не применяются нормы, регулирующие вещание радиопрограмм, в частности ст. 1330 ГК РФ. Вывод суда – за прослушивание музыкальных произведений по радио собственники мест, открытых для свободного посещения, публичного исполнения музыкальных произведений с помощью технического средства в составе радиопрограммы — должны платить.

Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.

Вывод напрашивается простой: в целях экономии средств следует ограничить вещание радиостанций на территории своих заведений. А если есть острая необходимость в фоновой музыке – включить те музыкальные произведения, за которые уже были ранее произведены отчисления в РАО (выйдет всяко дешевле радио с непредсказуемым и широким кругом репертуара).

Музыка в торговом зале: как заставить потребителя плясать под свою дудку

© Торговое Дело, №03, 2006 / Retail.Ru — Украинская редакция

«Музыка — истинная всеобщая человеческая речь» — сказал в 18 веке немецкий композитор Карл Мария Вебер. И действительно, правильно подобранная музыка способна многое рассказать потребителю и ко многому побудить.

Западные исследователи еще в 70-х гг прошлого века доказали, что в зависимости от темпа и стиля мелодии в 80% случаях меняется скорость передвижения покупателей вдоль полок, время, проводимое ими в магазине, и количество приобретаемых товаров.

Когда звучала медленная музыка, средняя величина покупки была на 38% выше, чем когда звучала быстрая. А вот в кафе быстрая музыка заставляла посетителей все чаще заказывать себе напитки.

Впервые термин «функциональная музыка» — специализированный музыкальный звуковой фон для различных форматов торговли — прозвучал в середине ХХ века в США. Тогда компания Muzak Ltd стала основным поставщиком музыкального материала для супермаркетов США, которые исчерпали все возможности по увеличению оборота в розничных сетях всеми стандартными средствами. Стиль «muzak» способствал увеличению товарооборота на 46 %.

С тех пор основным лозунгом американских и европейских ритейлеров является изречение «ни одно пространство не должно оставаться незаполненным, все должно работать». Украинские же розничные сети только приближаются к освоению идеи функциональной музыки и восприятию ее как одной из обязательных составляющих успешной торговли.

Аудиобрендинг

Основное назначение музыки в торговом зале – создание комфортной атмосферы, настроения максимального расположения к товару. Отличной иллюстрацией этой аксиомы может служить принцип, используемый в магазинах Nike. В каждом тематическом павильоне магазина раздаются звуки, характерные для определенного вида спорта: стук баскетбольных мячей, удары теннисных ракеток, плеск воды в бассейне. Каждый звук помогает продавать конкретную группу товаров и в целом создает некую симфонию больших спортивных состязаний.

Принцип, использованный в музыкальной политике Nike – хороший вариант для монобрендовых магазинов. Цель музыки в них – создать сверхнасыщенную атмосферу и раскрыть перед посетителем все грани ощущений, связанных с брендом. Музыка, дизайн, освещение, ароматы, видеоряд создают дают почувствовать мир бренда.

Мультибрендовые магазины должны использовать другой принцип. Музыка здесь призвана выделить товар среди многих прочих в тот момент, когда потребитель принимает решение о покупке. Именно поэтому особое значение имеет система внутреннего радиовещания. Исследования компании Arbitron Inc. (США) показали, что более чем 57% покупателей расценивают аудиотрансляцию в торговом зале как допустимую форму рекламы. Более 40% покупателей, слышавших и вспомнивших объявления, сделали покупку, которую они не планировали заранее, а 36% и вовсе приобрели не тот бренд, который собирались купить.

Вообще измерить взаимосвязь музыка-покупка среди 60% покупок, которые, согласно статистике, совершатся спонтанно, пытались часто и многие. В частности, называлась цифра 10-15%, — именно на столько способна поднять продажи правильная музыкальная композиция по мнению Елены ШЕЦКО, менеджера проекта сети супермаркетов «Седьмой континент» (Россия).

Однако какая она – правильная музыка? Специалисты аудиобрендинга считают лучшей функциональной музыкой ту, которую посетитель не запоминает, выходя из магазина. К такой относится плавный джаз, лаундж, легкая инструментальная музыка, разумно чередующаяся с англоязычными хитами или шлягерами отечественной эстрады.

Способствовать тому, чтобы магазин запомнился покупателю, может необычное звуковое оформление. Например, в ТЦ «Крокус Сити Молл» (Москва) вместо традиционной музыки слышится пение птиц, гармонирующее с раскидистыми пальмами, растущими прямо в торговом центре.

Оптимальной музыкальной картой считается набор композиций, в который вплетены музыкальные символы бренда — «джинглы» («звоночки», «бубенцы»), напоминающие посетителю имя бренда, адрес магазина и т.п.

Помимо универсальных требований к функциональной музыке, конечно, существуют музыкальные правила для каждого направления. Так, в продуктовых магазинах, по мнению американских исследователей, лучше проигрывать инструментальную музыку (фортепиано, скрипка), так как она возбуждает аппетит.

Чтобы завладеть умами дам, в магазинах женской одежды должны звучать итальянские, французские, испанские лирические мелодии, саундтреки известных романтических фильмов, инструментальные соло – все это заставит забыть о быте и даст возможность почувствовать себя женщиной. А значит, помимо одной покупки, целесообразность которой выверена еще до прихода в магазин, она обязательно приобретет что-то еще.

Музыка должна быть уместной

«Инструменталка» — вообще беспроигрышный вариант для многих форматов. Установлено, что небыстрая инструментальная музыка способствует тому, что посетитель проводит в магазине в среднем на 17% времени больше и тратит примерно на 38% средств больше, чем в том случае, если звучит более динамичная музыка.

Не распространяется это правило на спортивные магазины. Здесь посетителя следует радовать ритмичной, энергичной музыкой, которая способна создать импульс для покупки не только товара, за которым он пришел, но и сопутствующих ему.

Существует мнение, согласно которому плавные мелодии подходят для магазинов среднего и высокого класса. Импульсивная покупка в них не должна быть подогреваема музыкой так сильно, как, например, в торговых центрах с демократичными ценами. Чтоб посетители не тратили много времени на выбор, осмотр и примерку и очереди в кассу и примерочные продвигались быстрее, в зале звучит динамичная эстрадная музыка.

Всю музыку для зала можно разделить три вида: «уместная», «неуместная» и «музыка-вампир». И, если первые два вида весьма условны и зависят от специфики магазина, то к однозначно негативной музыке можно отнести ту, которая отвлекает покупателей от товара или заставляет беспокоиться. Это музыка с рваным ритмом, тревожная, волнующая, музыка без пауз и отбивок, она «давит» и на посетителей, и на сотрудников зала. К «вампирам» относится и попса, изобилующая словами, в смысл которых старается вникнуть посетитель, а значит – он уже не думает о товаре.

Конечно же, все «вампирские» мотивы несет в себе радио. Новости, разговоры в эфире, резкая смена музыкального стиля и эмоциональной окраски песен, чужая реклама, — то, чего не должно быть в уважающем себя магазине.

Однако подобрать уместную музыку в соответствии со спецификой магазина – это только первый шаг. Следующее, что нужно сделать – правильно выстроить музыкальную карту по хронологии звучания композиций.

Роман ГЕРАЩЕНКО, руководитель отдела маркетинга сети супермаркетов «Большая Ложка» указывает на необходимость разделения музыкального архива на четыре блока.

А ночью (22:00–08:00) уместной будет более-менее медленная музыка, хиты разных времен и направлений. Такая музыка обволакивает звуками редких ночных покупателей, заставляя их оставаться в магазине как можно дольше. В сети «Большая Ложка» в это время играет легкая электронная музыка, преимущественно без слов — Warp rec., Ninja Tune, Porks rec. и т.п.

В вопросе хронологии звучания музыки специалисты склонны использовать правило «заказывает музыку тот, кто платит», т.е. воспроизводится та музыка, которая ближе покупателям, посещающим магазин в эти часы.

Например, утром продуктовый супермаркет наполняют спешащие на работу люди. Они слышат динамичную, ритмичную музыку. Для домохозяек, людей старше 45 лет и возвращающихся из ВУЗов студентов, посещающих магазин днем, миксуется карта из европейских хитов, модных и старых добрых песен. Вечер встречает служащих, окончивших работу, спокойной и расслабляющей музыкой «на все времена».

Ближе к 21.00 все чаще в музыкальной карте появляется современная, ритмичная музыка, повышается громкость звука. Так торговые залы встречают молодежь, засидевшихся на работе менеджеров и бизнесменов.

Вопрос подбора музыки в праздничные периоды на первый взгляд кажется самым легким.

Действительно, нет ничего проще, чем выбрать произведения-маркеры праздников и насытить ими музыкальную карту. Однако при такой всеобщей ясности можно подстроить своему клиенту ловушку, когда он, переходя из одного магазина в другой, будет слышать одни и те же мелодии. В итоге этот человек будет готов «убежать» за покупками туда, где играет что-то другое.

Кто должен отвечать за выбор музыки? До недавнего времени выбор был отдан на откуп администратора зала и не выходил за рамки стандартного набора радиостанций. Сейчас функция музыкального редактора возлагается на менеджера отдела маркетинга. По словам Романа Геращенко, в сети «Большая Ложка» этот человек занимается не только выбором музыки, но и ее установкой в новые супермаркеты, корректировкой музыкального архива и контролем выхода рекламных роликов.

Наталья ДУДКО, руководитель продвижения направлений «ТехноБум» и KOMFI отмечает, что в торговых залах этих сетей подборкой музыкальных композиций по заданным критериям занимаются профессиональные DJ’s, которые составляют миксы длительностью до 48 часов. Затем, поверх этого музыкального файла накладываются различные джинглы и аудиосообщения о сети: удобные кредитные программы, бесплатная доставка и т.д. Как правило, данный микс транслируется во всех отделах магазина, а также на улицу.

Существует и третий взгляд, согласно которому музыка в торговом зале тоже должна находиться в ведении мерчандайзера. Он не только должен отслеживать состояние товара в подотчетных ему магазинах, периодически меняя выкладку и добавляя новые товары и полиграфию, но и следить за обновлением музыкального репертуара.

Все эти варианты предполагают работу с музыкой сотрудником компании или нанимаемым ею. Однако можно избежать этих трудозатрат и попросту купить готовое решение — диск с функциональной музыкой. Подобные предложения даже в СНГ выполняются на профессиональном уровне, можно выбрать из большого количества дисков, созданных с учетом специфики различных форматов торговли.

Качество превыше всего

Даже самую хорошую музыкальную карту может испортить ее посредственное воспроизведение хрипящими динамиками. Выбор акустического оборудования крайне важен. Основные критерии при определении его типа и мощности — высота потолков и план торговых рядов. При стандартной высоте потолков (3,5-4 метра) лучше использовать встраиваемые потолочные громкоговорители и расположить их на расстоянии 6-7 метров друг от друга. При более высоких потолках предпочтительно установить колонки настенного монтажа.

Александр КРАВЧЕНКО, руководитель Группы рекламы компании «Евросеть», филиал «Восточная Европа» при решении этого технического вопроса советует использовать обычную квадросистему. Бренды, который по душе нашему собеседнику– JBL или Yamaha. Динамики должны располагаться на уровне головы и ничего не должно препятствовать звуку на пути от них к уху посетителя.

Звук должен быть просто хорошо отлаженным. Средние частоты, на которых распространяется человеческая речь, должны быть грамотно настроены. И бас не должен напрягать барабанные перепонки. А в качестве источника музыки лучше всего отдать предпочтение CD-проигрывателю.

Кто кому платит

Тема музыки, звучащей в торговых залах, имеет еще один аспект. Правовой. Система сбора и распределения авторских отчислений за воспроизведение музыкальных произведений успешно работала даже в бывшем СССР — этим делом занималось Всесоюзное агентство авторских прав (ВААП). Благодаря ему Юрий Антонов являлся едва ли не единственным официальным миллионером в СССР.

Аналогом этой системы в Украине стала Украинская лига музыкальных прав — негосударственная организация, чьей целью является сбор и распределение средств с предприятий и организаций, в том числе и торговых учреждений, использующих музыку в коммерческих целях.

В 2005 году Лига собрала полмиллиона гривен по пятистам заключенным договорам. Для сравнения, в Польше аналогичная сумма составила 1,2 миллиона евро. Средства, полученные от сборов, распределяются согласно отчету, в котором фиксируется количество воспроизведений того или иного музыкального произведения.

Затем деньги перечисляются правообладателям, которыми могут быть как и украинские (например, Лавина мьюзик), так и зарубежные (например, Юниверсал мьюзик) компании. После этого в индивидуальном порядке правообладатель определяет размер членских взносов для лиги.

Алексей ГУМЕНЧУК, директор организации коллективного управления Авторскими и смежными правами «Украинская лига музыкальных прав» отмечает, что помимо Лиги существует еще ряд подобных организаций. Однако только Лига, заключив договор с Ассоциацией „Дом авторов музыки в Украине», стала единственной в Украине организацией, которая гарантирует своим пользователям отсутствие претензий по поводу использования музыки от других организаций.

Что до возмущений по поводу обоснованности такого вида сбора, то в последнее время они слышны все реже. Музыка делает торговые залы более привлекательными, а значит, способствует развитию бизнеса. Однако музыка – не нечто эфемерное, а результат труда конкретного человека. Но как определить, сколько следует платить за него?

«Механизмы оплаты музыки подробно расписаны в Постановлениях КМУ», — комментирует Алексей Гуменчук. — Заведения с бесплатным входом (кафе, бары, рестораны, казино) обязаны отчислять за музыку 1% дохода от того вида деятельности, в котором используется музыка, за авторские права и 1% за смежные, всего 2%. Но поскольку точно просчитать, сколько именно зарабатывает, к примеру, ресторан, на музыке, невозможно, Лига может предложить заключить договор на фиксированную сумму, если она устраивает обе Стороны. В этом случае имеет значение, насколько важна музыка для его деятельности. Так, для кафе сумма выплат может составлять от 100 до 1000 грн. в месяц, для дискотеки – до 5000 грн., для торгового центра — 1000 грн. за первую тысячу м2 и 500 за каждую последующую тысячу метров.

Способности музыки безграничны и еще мало изучены. Кстати, в Японии в нагрузку к диску с «музыкой для торгового зала» идут тексты 7 языках, призывающие не воровать и помнить о том, что воровство — это преступление. Многоязычное послание записано на частоте 20 тыс. герц, которую ухо не улавливает, зато подсознание четко воспринимает. И исходя из того, что японцы – одна из наименее ворующих наций в мире, наверняка стоит и нам перенять зарубежный опыт.

Наталья Дудко, руководитель группы продвижения сетей магазинов бытовой техники Comfy и «Технобум»

Для транслирования информации о наших сетях мы стараемся использовать различные каналы воздействия как на визуалов, аудиалов, кинестетиков, так и дискретов.

Музыка в торговом зале — одна из важных составляющих единого комплексного воздействия на настроение и поведение потребителя непосредственно в точке продаж.

Музыка — это положительные эмоции. Музыка, наряду с визуальными имиджами вызывает положительные эмоции, а под воздействием эмоций, людям легче расставаться с деньгами. Покупка становится праздником: «Комфи» там, где праздник . НЛП если хотите. Например: программирование на счастье или игра на ностальгии.

Музыка — это конкурентное преимущество. Покупка бытовой техники, скорее запланированное действие, нежели импульсная покупка. Покупатели тщательно готовятся к этому событию. Проводят самостоятельный мониторинг (посещают несколько магазинов, сравнивают) поэтому, очень важно, чтобы им понравилась атмосфера, правильная консультация и т.д. Музыка — мощный инструмент для создания атмосферы.

Каждому времени суток — своя музыка. Она должна соответствовать настроению потребителя (утром все спешат на работу, вечером — домой). Быстрая музыка заставляет быстро принимать решения о покупке, медленная подумать и прицениться. Как правило, чем человек дольше думает, тем дороже покупка. Кроме того, в разное время суток магазин посещают представители разных социальных групп.

Музыка должна быть в поле бренда. Например, позиционирование торговой марки СOMFY «Техника домашнего комфорта» — предполагает уютную и комфортную атмосферу, поэтому здесь играет предпочтительно теплая, передающая ощущение домашнего уюта музыка, которая отображает истинные ценности: семья, забота о родных и близких, комфорт и уют домашнего очага

Тогда как музыка для сети ТЕХНОБУМ (магазины актуальной техники) — более яркая и динамичная электронная, т.к. у данной сети более агрессивное позиционирование.

Во время праздников, как правило, увеличивается покупательская активность. Покупатели настроены тематически и ждут какого-то подтверждения в сети. Поэтому к праздникам, таким как Новый год, 8 марта, день влюбленных и т.д. наряду с праздничными акциями, и промопредложениями мы стараемся писать специальные музыкальные миксы.

Алексей Гуменчук, директор организации коллективного управления авторскими и смежными правами «Украинская лига музыкальных прав»

Система сборов за публичное использование музыки во всем мире направлена, в первую очередь, на привлечение средств в развитие национальной культуры. И в этом отношении мы стремимся делать все возможное, чтобы она работала в Украине не хуже западной.

Отказ от оплаты за использование музыки является одним из видов нарушения авторских и смежных прав. За такое нарушение предусмотрена ответственность в Административном и в Уголовном кодексе Украины. Кроме того, активно работают государственные инспектора по интеллектуальной собственности.

Но применение санкций не является целью деятельности Лиги. В большинстве своем руководители предприятий понимают, для чего им нужна музыка и согласны платить за нее разумную цену. Ведь чтобы не платить – проще просто выключить!

Мы гордимся тем, что в сфере торговли нашими партнерами являются сети «Фуршет», «Край — Країна», «Магеллан», «Адидас», «Таргет», в сфере досуга и питания – «Макдоналдс», «Козырная Карта», «Швыдко», «2 Гуся», «Домашняя Кухня», «Якитория», гостиницы «Русь» и «Рэдиссон САС», а также еще более 500 пользователей из разных регионов Украины.

Роман Геращенко, руководитель отдела маркетинга сети супермаркетов «Большая Ложка»

Музыка, как и указатели отделов, акционные ценники, выкладка фруктов и свежей рыбы способствует в первую очередь созданию атмосферы способствующей покупке. Отследить прямое влияние музыки на рост количества или размер чеков тяжело. Ситуация складывается таким образом – если ее нет, то слышен шум торгового зала, что раздражает; если есть и подобрана она хорошо настолько, что звучит фоном – то воспринимается на уровне хорошего настроения и не замечается, если есть, но подобрана несоответствующим образом – это сразу становится заметно.

Музыка для магазинов «Большой Ложки» выбирается по следующим критериям. Во-первых, это не должна быть музыка на русском языке, т.к. она отвлекает. Во-вторых, это не должны быть «модные» хиты или музыка, относящаяся к личным предпочтениям персонала супермаркета.

Треки должны быть подобраны в одном ключе и не вырываться из общего контекста. При подборе музыки нужно избегать ненужных ассоциаций, связанных с ней. В супермаркете наш покупатель должен не чувствовать проблем того, что осталось за дверью. Все его мысли должны быть заняты только тем, что он видит вокруг себя. То, что сейчас звучит в наших магазинах – то и является популярным. Хороший вкус и доступ к музыкальным архивам позволяют выбирать наиболее вкусную музыку. Мы не используем радиохиты с недолгим сроком жизни, отдавая предпочтение песням на любом иностранном языке, который может восприниматься фоном. Особое разнообразие звукового ряда достигается благодаря базе джинглов с различными звуками (природа, звон бокалов, мычание коровы, крик петуха и т.д.).

Александр Кравченко, руководитель Группы рекламы компании «Евросеть», филиал «Восточная Европа»

Сегодня розничные сети уже продают не товар, а стиль. Человек остается в магазине, если ему понравилась музыка. Музыка настраивает клиента на позитив и он ассоциирует себя с тем героем, для которого создан этот товар, происходит определенное отождествление. Музыка помогает ему перенестись в какой-нибудь клуб или на берег моря, т.е. почувствовать все преимущества обладания товаром.

Продажу некоторых товаров невозможно представить без задействования аудио. Например, аудиотехнику выбирают только с музыкой, да и много моделей телефонов сегодня рассчитано на качественное воспроизведение музыкальных файлов, FM-радио.

Музыка в торговом зале: как заставить потребителя плясать под свою дудкумузыка, музыка, сети, магазина, должны, должна, однако https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruМузыка в торговом зале: как заставить потребителя плясать под свою дудку https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png

OOO «КТВ-ЛУЧ» — Официальный сайт

За прослушивание радио в парикмахерских, магазинах и кафе предпринимателям грозят штрафами за нарушение авторских прав

О необычных проверках, с которыми начали сталкиваться предприниматели, пишет ProGorodSamara.

Владелец одной из парикмахерской в областном центре Александр Каповаров рассказал изданию, что к нему поступила претензия от гражданина, представившегося инспектором «Всероссийской организации интеллектуальной собственности». Инспектор заявил, что в помещении проигрывается Яндекс.Радио и что за использование музыки из открытого источника нужно отчислять деньги авторам треков. Для этого нужно заключить договор, который предусматривает ежемесячный платеж в размере 1 700 рублей.

Полномочный представитель ВОИС в Поволжье Александр Бакулин подтвердил факт регулярных инспекций на предмет нарушения авторского права. В региональном представительстве организации разъясняют, что за проигрывание лицензионной копии в публичном месте, куда имеют доступ не только узкий круг лиц, придется платить.

— Если предприятие включает для своих посетителей музыкальные композиции (трансляцию радио либо фонограмму), считается, что оно осуществляет их публичное исполнение, в связи с чем организация обязана выплачивать вознаграждение правообладателям, — пояснил юрист Никита Ухтверов.

Если публичное исполнение осуществляется без соответствующих выплат правообладателю, автор, либо правообладатель, имеет право требовать по своему выбору от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Таким образом, предприятия, организующие досуг своих посетителей, например, с использованием телевизионного сопровождения, радиотрансляций, должны помнить о соблюдении авторских и смежных прав. С этой целью необходимо заключить договор с организацией по управлению правами на коллективной основе, либо отказаться от прослушивания музыкальных композиций на предприятии.

В свою очередь адвокт Вячеслав Яблоков, которого цитирует ProGorod, отмечает, что радиовещание представляет собой открытый канал передачи информации. Выпуская в эфир музыку или какую-либо передачу, радиостанция понимает, что это будет доступно неограниченному кругу лиц, обладающих радиоприёмниками, в том числе в местах скопления людей.

13:26, 11 Февраля 2017 года, суббота / 5939 / ОБЩЕСТВО НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Каталог

МЫ РАБОТАЕМ: с 8.00 до 20.00 без выходных

г. Ставрополь, ул. Октябрьская 269А

sales@avt26.ru +7(8652)333-003 (многоканальный)
Главная Новости База знаний Сопровождение Задать вопрос Акции О нас Доставка

Часто, заходя в магазин, мы слышим играющую из колонок музыку или радио, какие либо телеперадачи и шоу, фильмы или сериалы, однако согласно законодательству, использование известных песен или фонограмм в публичном месте без заключения договора с правообладателем или организацией, представляющей его интересы, влечет за собой серьезные штрафы (до 5 000 000 рублей). Этот факт не слишком уж «на слуху» и поэтому может принести немало проблем.

Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако это не означает, что все авторы пользуются только их защитой.

Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляют права правообладателей на получение вознаграждения в разных сферах коллективного управления правами.

Российское авторское общество РАО является аккредитованной государством организацией по управлению авторскими правами (правами авторов слов и музыки), ВОИС — по управлению смежными правами.

Правомерное использование объектов авторского права и смежных прав, возможно, только на условиях лицензионного договора с РАО в части прав авторов и договора о выплате вознаграждения с ВОИС в части смежных прав. Причем договоры с указанными организациями должны быть заключены независимо от того, получает пользователь доход от использования произведений или нет.

Важно понимать, что включенный в торговом зале радиоприемник, телевизор или иное техническое средство (в том числе в качестве демонстрационного товара), с помощью которого используются произведения, iTunes на iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки, законодательство расценивает как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских и смежных прав.

Когда вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае вы по существу приобретаете лицензию, однако, вы можете воспроизводить его только в некоммерческой обстановке. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но их запрещено воспроизводить публично.

РАО и ВОИС — эти организации активно реализуют свои полномочия в области охраны прав правообладателей. Поэтому судебных решений по данному вопросу становится с каждым годом все больше и больше.

Что такое авторское право?

Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.

ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?

  • Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
  • Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.

Сколько платить за авторские права?

Ставки РАО для торговых предприятий

Ставки РАО для баров и ресторанов

Информация о всех ставках авторского вознаграждения в РАО можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям».

Важное уточнение – вознаграждение, которое указано в приложениях выплачивается за весь репертуар, а не за отдельное произведение.

Проверить наличие трека в реестре РАО можно на официальном сайте в разделе «Об обществе».

Что такое смежное право?

Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:

  • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
  • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)

Предмет деятельности ВОИС:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

Функции ВОИС:

  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.

Кто является плательщиком вознаграждения в пользу обладателей смежных прав?

За публичное исполнение фонограмм:

Сколько платить за смежные права?

Ставки ВОИС для торговых предприятий

Ставки ВОИС для баров и ресторанов

Информация о всех ставках авторского вознаграждения в ВОИС можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям», см.пункт «Ставки для расчета вознаграждения».

Какие еще обязанности возложены на пользователей, помимо выплаты вознаграждения?

Пользователи фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Чем может обернуться не соблюдения авторских и смежных прав? Ответственность

Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.

Предусмотрены следующие её виды:

  • Административная ответственность – статья 7.12 КоАП РФ. Предусмотрены следующие штрафы: для граждан 1500 – 2000 рублей

для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей

для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей

Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются

  • Гражданская ответственность – статья 1301 ГК РФ. Автор вправе требовать возмещение убытков следующим образом:

компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения

в виде двойной стоимости прав на использование произведения

Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ

Важно корректно подавать отчет в ОКУ.

Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.

В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.

В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?

Да. Такая возможность, разумеется, существует.

Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.

Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?

Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.

Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.

Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы по кабелю» понимается сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).

Должен ли пользователь заключать договор и выплачивать вознаграждение, если он не получает от использования фонограмм доход (т.е. пользователем не взимается плата за звучание музыки)? Может ли применяться в данном случае ст. 7.12 КоАП РФ?

В ст. 1324 ГК РФ указано, что публичным исполнением фонограммы считается ее использование вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

Отсутствие получения реального дохода на момент фиксации правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ..

Вправе ли пользователь обратиться напрямую к правообладателям за разрешением на публичное исполнение их фонограмм, минуя ВОИС?

ВОИС как организация по управлению правами на коллективной основе в соответствии с пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ получила государственную аккредитацию в сферах осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

П. 2 ст. 1326 ГК РФ устанавливает, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного п. 1 ст. 1326 ГК РФ, и распределение этого вознаграждения осуществляются исключительно организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на соответствующие виды деятельности. Других механизмов выплаты такого вознаграждения не предусмотрено.

Какие меры вправе предпринимать ВОИС для защиты смежных прав?

На основании положений ГК РФ ВОИС как аккредитованная государством организация, осуществляющая управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, вправе от имени правообладателей или от своего имени, а также от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия (обращения в органы прокуратуры и МВД), необходимые для защиты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, управление которыми осуществляет ВОИС.

На основании каких полномочий ВОИС вправе представлять интересы правообладателей в суде?

ВОИС вправе представлять интересы исполнителей и изготовителей фонограмм в суде на основании государственной аккредитации и в соответствии со п. 5 ст. 1242 ГК РФ.

Вправе ли ВОИС для выявления правонарушений в сфере смежных прав фиксировать публичное исполнение фонограмм в помещении пользователя (в кафе, магазине и пр.) с помощью аудио- и видеоаппаратуры?

Согласно ст. 1242 ГК РФ ВОИС вправе совершать определенные юридические действия с целью защиты прав, переданных ей в управление правообладателями, в том числе осуществлять сбор доказательств нарушения смежных прав – фиксировать факты бездоговорного публичного исполнения фонограмм с помощью аудио- и видеоаппаратуры в помещениях, принадлежащих пользователю.

В ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Осуществляя фиксацию публичного исполнения фонограмм в помещении пользователя, ВОИС реализует конституционное право на сбор информации, не нарушая при этом прав собственника, так как цель осуществления фиксации – это выявление неправомерного использования фонограмм, а не использование полученной информации в коммерческих целях.

Следует также заметить, что, основываясь на нормах ст. 1278 ГК РФ, ВОИС имеет право осуществлять фото- и видеосъемку в целях судопроизводства

Подписаться на рассылку Перейти в корзину sales@avt26.ru

+7 (8652) 333-003

Главное меню Главная Новости База знаний Сопровождение Задать вопрос Акции О нас Доставка Полезные ресурсы Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение Согласие на обработку данных Оплата Контакты Дополнительно Условия оплаты и доставки Наши объекты 54-ФЗ Мы в соцсетях Доставка Каталог

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Как бороться с магазином, в котором постоянно громко играет музыка?

Добрый вечер!

В дополнение к ответу коллеги.

В каждом регионе и городе России есть так называемый » Закон о тишине».

В вашем, г. Тамбова, есть следующие статьи.

Статья 13. Нарушение тишины и покоя граждан в квартирах и домовладениях Нарушение тишины и покоя граждан в квартирах и домовладениях в период с 23 до 7 часов (пользование звуковоспроизводящей аппаратурой, игра на музыкальных инструментах, пение, производство ремонтных работ, не вызываемых острой необходимостью и т.п.), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двух тысяч до десяти тысяч рублей. (в ред. Закона Тамбовской области от 01.12.2008 № 463-З)

Что делать? Писать заявление в милицию. Не помогут — по совету моей коллеги измеряете уровень шума, получайте акт. С таким актом можно обратиться в суд со ссылкой на федеральный закон о нарушении тишины и требованием восстановить порядок.

Музыка в торговом центре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *