Наказание за азартные игры

Организация незаконной игорной деятельности: статьи УК РФ, меры наказания, онлайн казино

Основным правовым актом, регулирующим игорную деятельность в России, является закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который был принят в 2006 году. Чаще этот акт называют просто «закон об азартных играх в России».

Закон состоит из 3 глав, в которых подробно описывается порядок проведения такой деятельности, а также организации различных тотализаторов и букмекерских контор. Нарушение требований вышеназванного закона и других правовых актов, регулирующих сферу игорной деятельности, грозит нарушителю административной или уголовной ответственностью.

Что такое незаконная игорная деятельность

Понятие содержится в ст.171.2 УК РФ, к такой деятельности относится организация или проведение азартных игр (где игрок рискует, чтобы получить выигрыш):

  • с применением специального оборудования для игр за пределами установленных игорных зон, в том числе в интернете;
  • без наличия соответствующей лицензии на данные действия.

Условия наступления уголовной ответственности

В соответствии с УК РФ за организацию азартных игр грозят наказания от штрафа до лишения свободы на длительный срок в зависимости от обстоятельств нарушения.

Так за совершение незаконной игорной деятельности (описание которой содержится в предыдущем разделе) без квалифицирующих признаков нарушителю в соответствии с ч.1 ст. 171.2 грозят следующие виды наказания:

  • штраф до пятисот тысяч или в размере заработка до 3 лет, предшествующих наказанию;
  • обязательные работы до 240 часов;
  • ограничение свободы до 4 лет;
  • тюремное заключение на 2 года.

Знаете ли Вы Штрафы за незаконное предпринимательство варьируются от тяжести преступления. Так, за подачу заявления о регистрации позже установленного НК РФ срока — штраф 10 000 руб, а за вдеения деятельности без лицензии — от 40 000 до 50 000 для юр лиц. Более подробно о материальной ответственности горе-бизнесменов можно прочитать на нашем сайте

Если действия, описанные в первой части были проведены группой людей, находящихся в сговоре, или принесли преступнику доход свыше полтора миллиона рублей, то наказания будут серьёзней:

  • штраф до миллиона рублей либо заработка до 5 лет;
  • лишение свободы до четырёх лет со штрафом до полумиллиона рублей.

Третья часть статьи 171.2 УК РФ за азартные игры предусматривает наказание для организованных групп, занимающихся незаконной игорной деятельностью либо если такая деятельность осуществлялась преступником с использованием служебного положения, либо принесла ему доход в размере 6 млн. рублей и больше:

  • штраф до полутора миллионов рублей или в размере дохода за 5 лет;
  • тюремное заключение до 6 лет со штрафом до миллиона рублей.

Дополнительно суд также может назначить преступнику наказание в виде запрета занимать определённые должности или заниматься конкретной деятельностью на время до 5 лет.

Административная ответственность юридических лиц

Уголовное наказание за незаконную игорную деятельность касается только физических лиц, юридические лица отвечают в соответствии с административным Кодексом.

Диспозиция ст.14.1.1 КоАП звучит так же, как и соответствующая часть ст.171.2 УК РФ. Однако наказание административный кодекс предусматривает другое. За нарушение законодательства в сфере проведения азартных игр юридическим лицам грозит административный штраф от 700 тыс. до миллиона с конфискацией оборудования, используемого для игр.

Знаете ли Вы В России есть только 4 игорные зоны, где азартные игры не запрещены. Они находятся в Алтайском, Приморском, Краснодарском краях, а также в Калининградской области

Ч.2 ст.14.1.1 КоАП содержит наказание за азартные игры в букмекерских организациях и тотализаторах, не получивших соответствующих лицензий:

  • для граждан – штраф до 4 тыс. рублей с изъятием оборудования;
  • для должностных лиц – штраф от 30 до 50 тыс. рублей с изъятием;
  • для организаций – штраф от 500 тыс. до 1 млн. рублей с изъятием.

По ч.3 ст.14.1.1 КоАП могут быть наказаны организации, проводящие игры в специальной игорной зоне, но нарушающие соответствующее разрешение, а также букмекерские конторы и тотализаторы, нарушающие требования лицензии. В таком случае юридическим лицам грозит штраф от 300 до 500 тыс. рублей.

Если лицензия нарушается грубым образом, то на букмекерскую контору или тотализатор может быть наложен штраф в размере от полумиллиона до миллиона рублей либо приостановление их деятельности на 90 дней.

Онлайн казино

В различных странах законодательство об азартных играх в интернете разнится.

В первой группе стран для организации онлайн казино не нужно никакого разрешения, во второй – нужна лицензия, а в третьей (куда относится и Россия) – такая деятельность запрещена.

В РФ проведение игорной деятельности вне специальных зон, в том числе и в интернете противозаконно. Если создатели таких сайтов находятся в РФ, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 171.2 УК. Но если сайт создан на территории государства, в котором такая деятельность разрешена, то наше законодательство предписывает интернет-провайдерам запретить доступ к такому сайту.

Как расследуются дела о незаконной игорной деятельности

В ходе проведения проверки по данной категории дел следователю необходимо найти доказательства следующих главных моментов:

  • виновным действительно организованы или проводились азартные игры;
  • в деятельности использовалось специальное оборудование, непосредственно предназначенное для проведения таких игр;
  • нарушителем организовано онлайн-казино;
  • у организатора игорной деятельности нет лицензии, которая является обязательной для проведения игр.

Сообщить о незаконной предпринимательской деятельности можно в налоговую, прокуратуру и ОБЭП. Подробнее, как это сделать — читайте на нашем сайте https://lexconsult.online/7084-kak-sobrat-dokazatelnuyu-bazu-kuda-pozhalovatsya-na-nezakonnoe-predprinimatelstvo

Основные этапы расследования выглядят следующим образом:

  • Оперативники устанавливают факт совершения преступной деятельности, личность нарушителей, полученный доход и способы сокрытия незаконных азартных игр.
  • Сотрудники устанавливают наблюдение за незаконным казино и собирают необходимые сведения.
  • Осуществляется установление местонахождения организаторов игорной деятельности.
  • Оперативники совершают мнимую сделку, чтобы установить порядок работы преступной организации.
  • Специальные сотрудники проверяют документацию организации и оборудование, на котором проводятся игры.
  • Проводится опрос возможных свидетелей, официальные осмотры места проведения игр, очные ставки, экспертизы и другие необходимые следственные действия.

Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр

Другие статьи раздела

  • Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
  • Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом
  • Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета
  • Статья 170.2. Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории
  • Статья 171. Незаконное предпринимательство
  • Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
  • Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр
  • Статья 172. Незаконная банковская деятельность
  • Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации
  • Статья 173. Утратила силу.
  • Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
  • Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
  • Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
  • Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
  • Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
  • Статья 176. Незаконное получение кредита
  • Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
  • Статья 178. Ограничение конкуренции
  • Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения
  • Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм
  • Статья 182. Утратила силу.
  • Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
  • Статья 184. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса
  • Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
  • Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
  • Статья 185.2. Нарушение порядка учёта прав на ценные бумаги
  • Статья 185.3. Манипулирование рынком
  • Статья 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг
  • Статья 185.5. Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества
  • Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг
  • Статья 187. Неправомерный оборот средств платежей
  • Статья 188. Утратила силу.
  • Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
  • Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей
  • Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
  • Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
  • Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
  • Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
  • Статья 196. Преднамеренное банкротство
  • Статья 197. Фиктивное банкротство
  • Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
  • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
  • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
  • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
  • Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации
  • Статья 191.1. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины
  • Статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счёта нерезидентов с использованием подложных документов
  • Статья 200. Утратила силу.
  • Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
  • Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий
  • Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества
  • Статья 200.3. Привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

ШТРАФ ЗА ИГРЫ В АЗАРТНЫЕ ИГРЫ

В целом он внес в Госдуму целый пакет законопроектов, предлагающих различные меры как против подпольных дельцов, так и против их клиентов.

Один из законопроектов предлагает дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей «Участие в азартных играх». Так что клиент подпольного казино начнет рисковать сразу, как только переступит порог нелегального заведения. Если нагрянут правоохранители, он заплатит штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Если же в подпольном казино поймают игрока-ребенка, не достигшего 16 лет, то штраф от 5 до 10 тысяч рублей заплатят его родители.

Логика сторонников инициативы такова: в подпольное казино просто так не попадешь. Так что случайных гостей, мол, кто-то ошибся дверью или не знал, что здесь творится что-то незаконное, там быть не может. Просто потому, что людей с улицы туда не пустят.

«Как показывает практика, в большинство из ликвидированных незаконно организованных игорных заведений не было свободного доступа, их местонахождение конспирировалось, действовали жесткий фейсконтроль, система видеонаблюдения и охрана, — говорится в пояснительной записке к проекту. — Соответственно, посетители по своей инициативе находились в данных заведениях и осознавали незаконность проводимых мероприятий, следовательно, данные лица нарушали законодательство. Но привлечь их за это к административной ответственности не представлялось возможным ввиду отсутствия таковой».

При этом нарушением предлагается считать не только посещение нелегального казино в реальной жизни, но и игру в виртуальном нелегальном казино. В Интернете есть сайты, где тоже можно сыграть в рулетку или что-то в этом роде. Если инициатива пройдет, то игрок, воспользовавшийся интернет-казино, ничего не выиграет, а только потеряет. Так как будет оштрафован.

Другой законопроект предлагает ввести уголовную ответственность за незаконное производство, хранение и реализацию игрового оборудования. Как поясняют эксперты, на практике одного факта обнаружения игорного оборудования недостаточно для того, чтобы посадить организаторов нелегальной игры. «Однорукие бандиты» и их различные электронные братья не изъяты из гражданского оборота, их можно на законных основаниях производить, хранить, реализовывать. Доказать факт проведения азартных игр трудно: как только появляется полиция, все игры прекращаются.

Как рассказывают авторы проекта, подобная ситуация имела место примерно в 2/3 случаях из 243 проверок, проведенных в Татарстане. В ходе этих проверок было изъято 4 тысячи 676 единиц различного игрового оборудования. Но наказать просто за сам факт обнаружения «однорукого бандита» нельзя. Подготовленный проект, по сути, предлагает ввести для игровых автоматов те же правила, что и для наркотиков: аппарат для азартной игры сам по себе станет нелегальным товаром. Продавать, хранить, производить «азартные игрушки» будет преступлением.

Еще одна инициатива из пакета законопроектов: предлагается ввести административную ответственность для владельцев помещений, где открылись подпольные казино. Если собственник не принял мер, чтобы предотвратить на своей территории нелегальную игру, то заплатит штраф.

Кстати, минувшим летом правительство страны также внесло в Госдуму пакет проектов, усиливающих ответственность за организацию нелегальных азартных игр. В первом чтении уже был принят законопроект, устанавливающий административную ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов. За это граждане заплатят штраф от трех до пяти тысяч рублей. А юридические лица будут оштрафованы на сумму от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Запрещает правительственный проект и продажу лотерейных билетов несовершеннолетним. Штраф для граждан составит от двух до трех тысяч рублей. Юридическое лицо, уличенное в продаже подросткам лотерейных билетов, заплатит штраф от двадцати до сорока тысяч рублей. Поэтому не исключено, что продавцы начнут спрашивать паспорта при продаже лотерейных билетов. Если возраст покупателя вызовет сомнения, лучше будет перестраховаться.

Тот же проект устанавливает и ответственность для владельцев апартаментов, где обнаружены нелегальные казино.

Эксперты напоминают, что казино могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном законом на основании разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне. А такие игорные заведения, как букмекерские конторы и тотализаторы, а также их пункты приема ставок могут быть открыты и вне игорных зон в установленном законом порядке: только на основании лицензии на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Если букмекеры работают без лицензии, они нарушают закон. В букмекерских конторах, тотализаторах и пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не могут проводиться азартные игры с использованием игровых автоматов и игровых столов. Кроме того, запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием Интернета.

Другой внесенный правительством законопроект (этот документ в ближайшее время намечен к первому чтению) предлагает установить уголовную ответственность за организацию букмекерских контор без лицензии вне игорной зоны.

Азартные игры как угроза общественной нравственности

В виду того, что ст. 171.2 УК РФ была введена ФЗ от 20.07.2011 N 250-ФЗ в главу 22 УК РФ «Преступления против экономической деятельности», представляется закономерным полагать, что объектом преступления по данной статье являются общественные отношения в сфере экономической деятельности. На деле оно так и получается — государство карает за организацию и проведение деятельности, приносящей доходы, не поступающие в казну, и вопреки установленному порядку организованную.

Однако, кроме этого ущерба, наносится ущерб и нравственности. В науке, поэтому, имеются иные взгляды на возможные объекты преступления. Так, Г. Ф. Лукьяница признавал родовым объектом преступлений, связанных с азартными играми (УК РСФСР 1960 г.), общественный порядок . Р. А. Севостьянов предлагал ввести нормы, которые бы предусмотрели уголовную ответственность за организацию и ведение незаконного игорного бизнеса, в главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» . Позиция Р. А. Севостьянова согласуется с мнением Г. Ф. Лукьяницы.

Исходя из истории развития азарта, первостепенной причиной запрета азартных игр была именно нравственность: цель запрета — предотвращение пьянства, хищений, приоритет развития спорта и военного дела, а уже только на втором месте — фискальная политика. С возникновением азартных игр в Англии — появились и законы, запрещающие их, изданные Эдуардом III , Генрихом VIII с целью защиты спорта и военной подготовки молодых людей, от которых отвлекали азартные игры . Проследив Российскую историю запрета азартных игр несложно заметить, что смена ориентиров с запрета азартных игр на запрет мошенничества в азартных играх — не редкое явление (Соборное уложение 1649 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1945 г, УК РФ 1996 г.) . Прошения проигравшихся купцов при Екатерине II, послужившие основанием для издания Указа от 10 марта 1766 г. об уничтожении картежных долгов лишний раз свидетельствуют о неспособности лица, вступившего в правоотношения в сфере организации и проведения азартных игр, самостоятельно защищать свои права, что в свою очередь требовало законодательного запрета .

Так что же защищает этот запрет: общественные отношения в сфере экономики или нравственность≤

Преступления в сфере экономической деятельности посягают на упорядоченную деятельность предпринимательства, разнообразие ее организационно-правовых форм, финансовые интересы государства и т. д. Закономерно возникает вопрос: какой ущерб финансовым интересам государства будет нанесен в случае организации и проведения азартных игр вне игорной зоны≤ Вне игорной зоны организация и проведение азартных игр запрещены, следовательно, вести речь о налоговых поступлениях здесь вряд ли стоит. Об игорном бизнесе, как предпринимательской деятельности, говорить тоже не следует: с одной стороны, проведение азартных игр — деятельность, в первую очередь, направленная на извлечение дохода, прибыли (п.1 ст. 2 ГК РФ), с другой стороны, можно ли вообще называть предпринимательской деятельность, которая никогда не будет законной (разрешение на осуществление организации/проведения азартных игр вне игорных зон не предусмотрено действующим законодательством вовсе )≤ С таким же успехом возможно определить наркоторговца, наркодиллера — предпринимателями, ведь их деятельность также направлена на извлечение прибыли.

Полагаю, поэтому, что ущерб незаконными организацией и проведением азартных игр наносится, прежде всего, нравственности.

В словаре С. И. Ожегова нравственность определена, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек .

Нравственность, как объект посягательства (т. е. нравственность социальных групп либо общества в целом), в уголовном законодательстве предполагает систему общесоциальных нравов, ценностей, идей и норм . Азартная игра — явление социальное. В ней всегда участвуют: игрок (несколько игроков), организатор, государство (в случае проведения азартных игр на законных основаниях). Привлечение денежных средств в игорный бизнес прямо пропорционально вовлечению большего числа людей в азартные игры. Л. В. Синицына, Д. Л. Бурдюг полагают, что развивающаяся инфраструктура игорного бизнеса вовлекает массы людей с различной степенью личностного развития, возраста, социального статуса. Вовлеченный в азартную игру человек, по их мнению, подвергает себя опасности остаться без средств к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности и провоцирует суицидальное и криминальное поведение . И. Н. Романова считает, что перевод игорного бизнеса в специальные игорные зоны — мера вынужденная, вызванная вовлечением в азартные игры обширных масс, территориальной близостью игорных заведений к жилым кварталам и объектам социально-культурной сферы .

Подобное вовлечение обширных масс в игорный бизнес опасно тем, что побочным эффектом «азарта» выступает болезнь, обусловленная неуемным влечением, склонностью человека к азартным играм — лудомания, игромания, или, иностранный вариант — гэмблинг-зависимость (от англ. gambling — азартная игра, игра на деньги). Болезнь, квалифицированная в 1980 году Американской психиатрической ассоциацией под названием «лудомания», включена в списки заболеваний Всемирной организации здравоохранения под международным кодом F63.0 .

Из изложенного очевидно — незаконные организация и проведение азартных игр сопряжены не только с нарушением правил, обеспечивающих общественную нравственность, но и наносят ущерб здоровью уже исходя из того, что в качестве последствия увлечения играми может выступать заболевание.

Здоровье населения определено в учебной литературе, как «совокупность общественных отношений и интересов, обеспечивающих физическое и психическое здоровье каждого человека в обычных условиях жизнедеятельности. Таким образом, преступления против здоровья населения посягают на здоровье неопределенного круга лиц (в отличие от преступлений против жизни и здоровья личности)» .

Что же позволяет сделать вывод о том, что азартные игры посягают на здоровье неопределенного круга лиц≤

Статистические данные на 2006 г. говорят о том, что зависимостью от азартных игр страдают от 1,5 до 5 % населения развитых стран. Более 60 % населения хотя бы один раз в год проводят досуг в игровых салонах . По данным НИИ им. Бехтерева В. М., процент игрозависимых колеблется от 15 до 24 % .

09.10.2006 в Государственную Думу был внесен законопроект (далее — законопроект 2006 г.) о возможности ограничения в дееспособности граждан, склонных к азартным играм (лудоманов) . В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 30 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывается, что, по данным зарубежных социологов (в России официальная статистика не ведется), около 1,3 % населения страны подвержены зависимости от игры. И именно от этих 1,3 % игорный бизнес получает около 40 % всех своих доходов . Учитывая, что почти 1,8 млн. чел. подвержено лудомании, за один год (с 2003 по 2004 гг.) в Национальный научный центр (ННЦ) наркологии Минздрава России за помощью обратились 200 чел. (это около 0,01 % от 1,8 млн. чел, подверженных лудомании), а в реабилитационной программе остались 50 из них . Фактически игрозависимые остаются без квалифицированной медицинской помощи.

По экспертным оценкам 2008 г., игроманов в России более 2 млн. человек . По состоянию на февраль 2013 года, по данным наркологического диспансера Республики Бурятия, среди лиц, страдающих различными формами игрозависимости, лудомания наиболее распространена и составляет 54 % от всех форм игровой зависимости .

Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр показали, что у любого среднестатистического горожанина в мире 6 % шансов стать уголовным преступником, 34 % — алкоголиком, 32 % — наркоманом и 48 % — игроманом. По мнению врачей, нездоровое влечение к игре есть результат уже имеющихся психических отклонений. Это расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей .

Думается, что это-то снижение ценностей — подрыв нравственности.

Законопроект 2006 года так и не был принят, однако возродился вновь в 2012 году. Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в п.1 ст. 30 ГК РФ внесены изменения, позволяющие ограничить в дееспособности лиц, имеющих пристрастие к азартным играм: «Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством» . Таким образом, на законодательном уровне отмечена вероятность усугубления материального положения семьи игроманом, предусмотрено средство и защиты от такого положения — ограничение в дееспособности.

Безусловно, закон (ст. 30 ГК РФ) не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом, а в нашем случае — лудоманом. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 4 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами» (в ред. от 25 октября 1996 г.) (в настоящее время утратило силу) судам разъяснялось, что злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами членов его семьи и влечет непосильные расходы денежных средств на их приобретение .

Предусмотренный на законодательном уровне способ защиты членов семьи лудомана от его пристрастия посредством ограничения его в дееспособности свидетельствует о том, что игромания может стать угрозой подрыва семейных ценностей и опасна не только для самого игромана, но и для его близких.

Таким образом, пристрастие к азартным играм столь же опасно, как и злоупотребление алкоголем и наркотиками. Несмотря на это статистика реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом гораздо внушительнее, чем статистика по лудоманам, обратившихся за помощью, приведенная ранее.

Нельзя не сказать о наиболее уязвимой категории граждан, вовлеченных в азартные игры и подверженных им.

Согласно социологическому исследованию, проведенному врачом — психотерапевтом Ивановой С. В., в большой степени зависимости подвержены лица подросткового и юношеского возраста . В силу возраста несовершеннолетний не всегда в состоянии понимать характер и последствия своих действий, а последствия для него могут проявиться и в форме заболевания. Недаром запрет на азарт для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предусмотрен законодателем . Более того, сама информация, побуждающая у детей желание принять участие в азартных играх, отнесена к причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей .

Законопроект об изменении законодательства, касающегося игорного бизнеса, подготовленный 17.03.2011 Генеральной прокуратурой РФ во исполнение поручения президента, предлагал дополнить главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» статьей, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Обоснование данного предложения таково: «сегодня организация игорного бизнеса поставлена в особые правовые рамки, в том числе в целях охраны нравственности и интересов несовершеннолетних; незаконные действия в этой сфере должны рассматриваться не как экономическое преступление (незаконная предпринимательская деятельность), а как создающие серьезную угрозу основам общественной нравственности, деморализующие психическое состояние людей, регулярно участвующих в незаконно проводимых азартных играх (синдром лудомании). Незаконная организация игорных заведений и организация проведения азартных игр юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке, и физическими лицами, создающими нелегальные игровые заведения, а также систематическое предоставление помещений для незаконного проведения азартных игр, отличаются повышенной степенью общественной опасности и имеют специфический видовой объект преступления — общественную нравственность» .

Несмотря на предложения Генеральной прокуратуры РФ, объект преступления по ст. 171.2 УК РФ — далеко не общественная нравственность и здоровье населения.

Закономерно возникает вопрос об обоснованности определения объекта по ст. 172.1 УК РФ, как общественных отношений в сфере экономической деятельности, когда ущерб экономике азартными играми, которые по закону не могут быть организованы и проведены там, где не создана игорная зона, причинен быть не может, тогда как удар по нравственности (игрозависимые несовершеннолетние, признанные ограниченно дееспособными взрослые люди) будет нанесен всегда.

Литература:

2. Севостьянов Р. А. Проблемы уголовной ответственности за организацию и ведение игорного бизнеса: автореферат дисс. на соискание ученой степени к. ю.н. — Саратов, 2009, с. 26.

8. ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

10. Тасаков С. В.: Общественная нравственность и ее роль в преодолении кризиса. Российская юстиция, 2009, N 5// СПС «Консультант Плюс».

12. Романова И. Н. Проблемы и перспективы развития азартных игр в России в специализированных игорных зонах//»Юрист», 2008, N 10// СПС «Консультант Плюс».

17. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 30 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».

21. Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».

22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.05.1990 N 4 (ред. от 25.10.1996) «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»//СПС «Консультант Плюс».

25. ч.2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)// СПС «Консультант Плюс».

Наказание за азартные игры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *