Нарушение 59 ФЗ

Каждое обращение граждан в государственные или муниципальные ведомства подлежит рассмотрению по существу, с предоставлением аргументированного ответа по всем вопросам. Для контроля сроков разбирательства обращений и направления ответов, применяются нормы Федерального закона № 59-ФЗ. В этом материале разберем. предусмотрены ли санкции за нарушение срока ответа на обращение граждан, и когда отказ в рассмотрении будет обоснованным.

Общие правила рассмотрения обращений

Нормы Закона № 59-ФЗ распространяются на обращение в ведомства, осуществляющие публичные функции.

Это означает, что частные компании и отдельные государственные ведомства, не обладающие публичными функциями, вправе применять внутренние инструкции и регламенты для рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений. К публичным ведомствам относятся государственные и муниципальные учреждения, прокуратура, иные уполномоченные инстанции.

Выделим ключевые правила, которые предусмотрены законодателем для работы с обращениями физических лиц:

  • каждое устное или письменное обращение подлежит регистрации, с указанием регистрационного номера и даты получения документа;
  • не подлежат рассмотрению анонимные обращения, а также заявления с вымышленными личными данными гражданина (соответственно, за просрочку ответа по таким заявлениям ответственности не наступает);
  • стандартная продолжительность проверки по заявлению и направления аргументированного ответа не может превышать 30 дней;
  • в исключительных случаях, допускается продление указанного срока еще на 30 дней, однако об этом заявитель должен быть уведомлен надлежащим образом.

Регламент государственных и муниципальных ведомств может предусматривать направление обращений в устной, письменной или электронной форме. Поэтому правило о максимальных сроках рассмотрения будут действовать в одинаковой мере для заявления, поданного лично в уполномоченный орган или по почте, направленного через портал госуслуг или через иной официальный онлайн-сервис.

Разберем, какие санкции грозят лицам, допустившим просрочку при подготовке ответа на заявление гражданина.

Меры ответственности

Чтобы гарантировать гражданам своевременное получение аргументированного ответа, законодатель ввел специальную норму в КоАП РФ. По ст. 5.59 КоАП РФ назначаются санкции по следующим правилам:

  • ответственность наступает не только за нарушение срока рассмотрения обращений, но и за иное несоблюдение порядка, в том числе направление отписок или необоснованного отказа в предоставлении информации;
  • наказание назначается должностным лицам ведомств и учреждений, наделенных публичными функциями;
  • за каждый факт нарушения штраф составит от 5 до 10 тыс. руб.

По указанной статье грозит наказание и за несвоевременный ответ на обращение, поданное объединением граждан, в том числе юридическими лицами.

Чтобы привлечь виновных лиц к ответственности, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • регламентированный срок на предоставление ответа отсчитывается с даты регистрации устного, письменного или электронного обращения, поэтому при просрочке даже на 1 день можно подавать жалобу на неправомерные действия чиновника;
  • пожаловаться на нарушение срока можно вышестоящему должностному лицу, однако для привлечения к административной ответственности необходимо обращаться в прокуратуру;
  • должностные лица прокуратуры должны провести проверку по существу, т.е. запросить официальные данные о дате регистрации обращения гражданина и сроке ответа;
  • если для соблюдения срока была направлена формальная отписка, т.е. без ответа по существу поставленных вопросов, ответственность также будет наступать по ст. 5.59 КоАП РФ;
  • если нарушение срока подтвердилось в ходе проверки, составляется административный протокол;
  • протокол и доказательства совершения проступка направляются в суд для разбирательства дела по существу.

Рассматривать дела, связанные с нарушением порядка рассмотрения обращений, вправе только суд. При этом, даже наложение административного штрафа не устраняет обязанности дать ответ на поставленные вопросы. Читайте: Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок применения

Принудительное исполнение санкции происходит через приставов, которые могут удержать сумму штрафа с заработка должностного лица.

Помимо административного наказания, виновным должностным лицам могут грозить и дисциплинарные меры воздействия. Так как надлежащая работа с обращениями граждан входит в должностные и функциональные обязанности чиновников, они могут получить замечание, выговор. При повторных нарушениях указанного порядка может применяться наиболее строгая мера дисциплинарного воздействия – увольнение по требованию работодателя. Также факты административных проступков могут стать препятствием для повышения по государственной или муниципальной службе.

Избежать наказания по ст. 5.59 КоАП РФ чиновник сможет только в следующих случаях:

  • если заблаговременно уведомил заявителя о продлении срока проверки еще на 30 дней (надлежащим уведомлением будет направление его по почте, либо через официальный онлайн-сервис);
  • если на учреждение, в котором работает должностное лицо, не возложены публичные функции;
  • если чиновник был не уполномочен на рассмотрение заявлений граждан по своим функциональным обязанностям (в этом случае наказание понесет руководитель, нарушивший порядок распределения обращений в своем учреждении).

В отдельных случаях заявления и обращения граждан могут оставаться без рассмотрения по существу (например, если запрашиваются сведения, охраняемые государственной или иной тайной). Однако и в этих ситуациях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин, почему на его обращение не последует аргументированный ответ. Нарушение этого правила также повлечет администратвиные санкции по ст. 5.39 КоАП РФ.

Как и почему гражданам следует писать заявление об административном правонарушении чиновников.

Очень часто государственные чиновники, муниципальные служащие, местные депутаты и прочие должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, особенно в сфере правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан.
Например, нарушают сроки рассмотрения обращений, предоставляют формальные отписки, которые не соответствуют сути и содержанию запросов и обращений граждан. Предоставляют недостоверную информацию, отказываются отвечать на обращения, передавая их другим лицам, или вовсе оставляют обращения граждан без ответов.
В таких случаях, как правило, граждане пишут слёзные, жалобные письма в прокуратуру и конечно же президенту, о том как чиновники игнорируют или вовсе плюют на их обращения. Такие слёзные жалобы не имеют дальнейшей юридической перспективы, поскольку не влекут никакой ответственности для нарушителей, поэтому они очень нравятся чиновникам.
Большинство граждан, из-за низкого уровня своих правовых знаний, даже не подозревает, что вышеуказанные действия (бездействия) чиновников, связанные с ненадлежащей обработкой обращений и запросов граждан, являются административными правонарушениями, которые предусмотрены статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ.
Если вы правильно оформите свои заявления в прокуратуру, то чиновники обязательно будут привлечены к этой административной ответственности.
По всем таким фактам следует писать в прокуратуру не слёзные жалобы, а процессуальные ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ АДММИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ чиновников и прочих должностных лиц, на которых возложено осуществление публично значимых функций.
Ниже я привёл разъяснение по правильному применению законодательства, судебную практику и образцы заявлений.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок направления и регистрации обращений граждан, сроки рассмотрения письменных обращений и иные особенности таких правоотношений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, включая местных депутатов, в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Пернаправить запрос в другой государственный орган или другому должностному лицу могут не просто так, а только при наличие следующих оснований:
— если ответ на обращение не входит в компетенцию должностного лица, которому адресовано обращение,
— если ответ поручено подготовить другому должностному лицу, но только при наличие у этого лица документов, которые подтверждают его соответствующие полномочия и соответствующую квалификацию для подготовки ответа, а также при наличие докомунтов, которые подтверждают данное поручение.
При этом, Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом, которому былоадресовано обращение. Либо уполномоченным на то лицом, с обязательным указанием, кто и каким образом уполномочил это лицо.
Общий срок, в течении которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат), в соответствии с их компетенцией, обязано рассмотреть обращение по существу составляет 30 дней.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо (в том числе депутат) либо законным образом уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (включая депутатов) и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей . Статья 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан».
Также, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за Неправомерный отказ гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него запросом (адвокатским запросом), и (или) организации в предоставлении информации, которую обязаны предоставлять согласно федеральному законодательству. Либо несвоевременное её предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации. Статья 5.39 КоАП РФ. «Отказ в предоставлении информации»
Обязанность предоставления информации урегулирована следующими законами.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
Федеральный закон N 149-ФЗ закрепляет общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом;

  • о достоверности и своевременности предоставления информации;
  • о порядке установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • о свободном доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Определены перечень видов информации, к которой не может быть ограничен доступ, порядок и условия доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок обжалования неправомерных действий этих органов, а также ответственность за правонарушения в сфере информации (ч. ч. 1, 2, 4 — 6 ст. 8, ч. 1 ст. 17). Статьей 9 данного Закона регулируются основания ограничения доступа к информации.
Согласно ч.7 статьи 8 данного закона, В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (ч. 2 ст. 17, ФЗ № 149 ).
ИТАК, Административная ответственность должностных лиц наступает:
1) за нарушение сроков рассмотрения обращения и дачи ответа на него,
2) за непредставление ответа на обращение. Формальная отписка либо немотивированный ответ считается непредоставлением ответа по существу запроса.
3) за предоставление информации не соответствующей сути и содержанию запроса (формальная отписка)
4) за предоставление недостоверной информации
5) за необоснованное оставление обращения без рассмотрения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ, рассматривают судьи (ст. 23.1), а возбуждают дела данной категории Прокуратура (ст. 28.4).
Если вы считаете, что орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение иное должностное лицо, (в том числе местный совет депутатов) или иная организация, на которую возложено осуществление публично значимых функций, не предоставило вам информацию по вашему запросу, либо предоставило формальную отписку или вообще не ответили на ваше обращение в установленные законом сроки, обращайтесь в органы прокуратуры и требуйте возбуждения дела об административном правонарушении.
К заявлению в прокуратуру следует приобщить копии запросов, обращений, на которые не были предоставлены ответы, либо были предоставлены формальные отписки.
Прокуратура, после проведения проверки обязана подготовить материалы об административном правонарушении и передать их в суд для принятия судебного решения.

——————————————————————————————————————
Раменская городская прокуратура,
140100, Московская область, г.Раменское, ул.Ногина, д.8
от Белых Ивана Сергеевича
Адрес места жительства: _____________
Тел.: ______________________
E-mail: __________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении
по ст . 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ
Сообщаю Вам о нарушении Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. А также, о наличие в действиях(бездействии) должностных лиц ФИО, ИО, ФИО, правонарушений, которые предусмотрены статьёй 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ.
18 марта 2013г. мною было направлено обращение начальнику управления коммунального хозяйства администрации Раменского муниципального района Лысенкову Александру Михайловичу с сайта http://www.ramenskoye.ru
В форме обращения был указан мой E-mail и установлена галочка «Выслать копию ответа на e-mail»
Оригинал письменного ответа на мое обращение в момент составления данной жалобы не получен. Сделав несколько телефонных звонков в управление коммунального хозяйства, мне удалось добиться пересылки ответа в электронном виде. Копия ответа была получена мною 31 мая 2013 на указанный в обращении e-mail.
Ответ на мое обращение был написан заместителем главы администрации Раменского района Аубакировым Борисом Евгеньевичем
В тексте ответа фигурируют даты уже произошедших событий (25 апреля 2013 и 16 мая 2013) из чего следует, что обращение было рассмотрено не ранее 16 мая 2013, т.е. не был соблюден срок рассмотрения письменного обращения (30 дней).
Сообщаю так же, что я не получал никакого уведомления о продлении срока рассмотрения моего обращения.
Ответ должностных лиц не соответствует сути и содержанию моего обращения и не содержит ответа по существу на поставленный в моем обращении вопрос – отсутствует информация о работоспособности ТП-401 на момент составления обращения и дата ввода в эксплуатацию ТП-401, т.е. ничего, что могло подтвердить или опровергнуть информацию о том, что ТП-401 не функционировала в момент подачи обращения.
Упомянутое ООО «Мосэнергосбыт-Раменское» не имеет никакого отношения к договору №87 о технологическом присоединении, заключенным между мной и ОАО «Раменская электросеть» 22 марта 2012, в связи с невыполнением которого было подано обращение. Так же к этому договору не имеет никакого отношения заявка на увеличение мощности и новый проект договора и ТУ №104 от 25 апреля 2013.
Третий абзац ответа, в котором сообщается о договоре «энергосбережения» не несет никакой смысловой нагрузки и подтверждает, что обращение не было рассмотрено объективно, всесторонне и по существу поставленных мной вопросов.
Все письмо было написано под диктовку сотрудников ОАО «Раменская электросеть» без вдумчивого объективного рассмотрения и анализа содержимого.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – «гражданин») закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О порядке рассмотрения граждан РФ» лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст . 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст . 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст . 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
В соответствии с ч. 2 ст . 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные, ст . 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст . 28.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст . 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст . 28.5 КоАП в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
ВСВЯЗИ С ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ ПРОШУ:
1) возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ;
2) привлечь Аубакирова Бориса Евгеньевича, Лысенкова Александра Михайловича и других ответственных лиц к административной ответственности по ст . 5.59 КоАП РФ;
5) подготовить соответствующие материалы об административном правонарушении и передать в суд для дальнейшего рассмотрения и принятия судебного решения.
Примечание: В случае вашего отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прошу вынести мотивированное постановление и направить мне его копию.
Ответ на данное заявление и все последующие сообщения прошу направлять в письменном виде по адресу: 140102, Московская обл., Раменский р-н, с.Новое, ул.Садовая, д.9, Белых Ивану Сергеевичу.
Приложения:

  1. Копия обращения №Б-232/2(Е)
  2. Копия электронного уведомления о получении обращения
  3. Копия ответа на обращение
  4. Копия распечатки MIME-заголовков электронного сообщения с ответом, по которой можно определить все параметры электронного сообщения (даты отправления/получения, адреса отправителя/получателя, версию программного обеспечения, уникальный идентификатор сообщения и т.п.).

Нарушение 59 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *