Нарушение надзора

Статья 314.1. Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —
наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, —
наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к статье 314.1 УК РФ

1. Объект преступления — отношения, обеспечивающие реализацию административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, — если оно в течение одного года совершает два административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, и более.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» <1>), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

При административном надзоре применяются административные ограничения, которые могут частично отменяться или, наоборот, дополняться.

2. Объективная сторона выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — оценочное понятие, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания.

Обязанности поднадзорного закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания и специальной целью — уклонением от административного надзора.

4. Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Другой комментарий к статье 314.1 Уголовного Кодекса РФ

1. С 1 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Закон ввел жесткие ограничения в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие виды запретов: на пребывание в определенных местах, на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, на пребывание поднадзорного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, на выезд за установленные судом пределы территории. Также обязательна явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Осуществляется надзор органом внутренних дел по месту жительства поднадзорного и устанавливается на срок от одного года до трех лет. Надзор может быть прекращен досрочно. Если поднадзорный твердо встал на путь исправления, а также в случаях погашения или снятия с поднадзорного судимости.

Таким образом, объектом посягательства являются общественные отношения, складывающиеся по поводу административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

2. Объективная сторона заключается в уклонении от выполнения запретов и правил, установленных в рамках административного надзора. Уклонение может быть совершено как путем действия (самовольное оставление места жительства или места пребывания), так и бездействия (неприбытие без уважительных причин к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок).

Состав преступления — формальный, оно считается оконченным при совершении указанных в законе запрещенных действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и дополняется таким обязательным признаком, как цель — уклонение от административного надзора.

Субъект преступления — специальный. К таковым относятся: лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (но только при наличии следующих условий: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных нарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность); лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (независимо от наличия каких-либо условий).

Административная ответственность за нарушение требований административного надзора

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ, образуют: несоблюдение поднадзорным лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных данному лицу судом, а равно невыполнение данным лицом обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, так как наступление негативных последствий в результате невыполнения обязанностей лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не является обязательным.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Объективная сторона выражается в несоблюдении административных ограничений, а равно в невыполнении обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, что проявляется как в виде действий, направленных на нарушение установленных ограничений, так и бездействии – несоблюдении ограничений без уважительных причин. Основным условием привлечения к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ является то, что действие (бездействие) не должно содержать признаков уголовно наказуемого деяния (ст. 314.1 УК РФ).

Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.

Субъект данного административного правонарушения является специальным – это физическое лицо, освобожденное из мест отбывания лишения свободы за совершенное ранее тяжкое или особо тяжкое преступление или имеющее неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, достигшее возраста административной ответственности.

Субъективная сторона выражается только прямым умыслом, мотивы и цели лица при совершении им данного административного правонарушения не учитываются. Оконченным деяние считается с момента его совершения.

При рассмотрении вопроса о виновности лица, в отношении которого установлен административный надзор, и привлечении его к административной ответственности за несоблюдение административных ограничений или ограничений, установленных судом (ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ), или за невыполнение обязанностей, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ), необходимо учитывать следующее:

1) административная ответственность поднадзорного лица по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за нарушение тех ограничений, кото

рые перечислены в ст. 4 Закона об административном надзоре и закреплены решением суда, таких как:

  • – запрещение пребывания в определенных местах;
  • – запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
  • – запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
  • – запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
  • – явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
  • 2) административная ответственность поднадзорного лица согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ наступает только за невыполнение обязанностей, указанных в ст. 11 Закона об административном надзоре, в соответствии с которой лицо обязано:
    • – прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному данным лицом месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
    • – явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
    • – уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;
    • – уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре;
    • – уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
    • – допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения;
    • – являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в уст

ной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.

При подтверждении факта совершения поднадзорным лицом административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Следует отметить, что при написании фабулы протокола об административном правонарушении необходимо правильно фиксировать обстоятельства допущенного нарушения.

Согласно ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ, вправе рассматривать начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители, а также старшие участковые уполномоченные полиции и участковые уполномоченные полиции.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, может быть рассмотрено судьей (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ), если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает это дело на рассмотрение судье.

  • См.: Порядок организации работы территориальных органов МВД России с лицами, подпадающими под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: методические рекомендации / И. А. Зайцев . М.: ВНИИ МВД России, 2013.

Что грозит за нарушение надзора после отбывания наказания

Юрист: Сергей Ломакин сейчас online

Здравствуйте, Виктор.

В данной ситуации действительно непонятно, какие ограничения хотят на Вас наложить дополнительно.

По первому нарушению допустим Вы были привлечены к ответственности по ч.1 ст. 19.24 КоАП РФ

Статья 19.24. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суто

За это нарушение Вами был уплачен штраф

За повторное правонарушение составлен протокол по ч.3 данной статье

Статья 19.24. Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

По этому нарушению были назначены обязательные работы.

И не понятно, какие ограничения Вам хотят вновь наложить. Также Вам необходимо обратить внимание, что за неоднократные нарушения административного надзора возможно привлечение к уголовной ответственности по статье 314.1. «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений».

Посоветовал бы Вам обратиться к должностному лицу, осуществляющему адм надзор за разъяснениями, в связи с чем накладываются дополнительные ограничения. Только сотрудник может прояснить ситуацию.

Надеюсь, что помог в разрешении вопроса. Удачи Вам.

Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными

В шаге от митинга

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия. Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором. — Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.

Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.

Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.

Гуманная несвобода

Освободившихся из заключения людей полиция контролировала в России еще в XIX веке. С 1966 года и до конца существования Советского Союза действовал указ президиума Верховного совета СССР «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Советская система надзора и нынешняя российская практически идентичны. Разве что в СССР надзор устанавливала милиция, а не суд, как сегодня.

«Административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства», — говорилось в тексте советского указа.

Эту фразу любят цитировать в публикациях об административном надзоре юристы правоохранительных органов. Они сходятся во мнении, что его нужно назначать людям, от которых можно ждать новых преступлений, и ограничение их свободы оправдано интересами общества. С такого рода текстами можно ознакомиться на сайте Российской государственной библиотеки: например, и .

Современный российский закон об административном надзоре был принят в 2011 году. Он часто применяется: только в 2016 году надзор назначили 69 тысячам бывших заключенных.

Любой, кому назначен административный надзор, обязан отмечаться в полиции от одного до четырех раз в месяц — как решит суд. О смене места жительства и новой работе нужно уведомлять полицию в течение трех дней. Каждому поднадзорному суд определяет границы района, где тот может находиться. Выехать за пределы этой территории можно только по разрешению полиции «в силу исключительных личных обстоятельств». К ним, по закону, относятся: стихийное бедствие, смерть или болезнь близкого родственника, необходимость пройти лечение, но также, например, и новая работа или учеба, в том числе поездка на собеседование или экзамены, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя за пределами установленной судом территории.

Cуд также может обязать находиться дома с 22 вечера до 6 утра. Поднадзорный должен пускать в это время в свою квартиру полицейских, если те захотят прийти. Могут установить и специфические ограничения: осужденным по политическим делам чаще всего запрещают посещать «массовые мероприятия», не всегда конкретизируя, о чем идет речь.

Бывшего руководителя «Яблока» в Торопце (Тверская область) Владимира Егорова, обязали не только быть дома после 22 часов и не участвовать в публичных мероприятиях. От него потребовали выйти из числа администраторов группы «ВКонтакте», в которой он опубликовал видео про президента страны под названием «Главный крыс Кремля» — оно стало причиной уголовного преследования. При этом пользоваться соцсетями Егорову не запретили, рассказывает о своем клиенте адвокат «Агоры» Светлана Сидоркина.

Надзор, по решению суда, может длиться до восьми лет. Его накладывают на совершеннолетних бывших заключенных: рецидивистов, людей с большим количеством нарушений в колонии и бывших заключенных, которые совершили на свободе в течение года более двух правонарушений по статьям КоАП, связанным с общественной безопасностью.

Надзор также устанавливают за теми, кто был осужден за ряд преступлений, в числе которых сексуальное насилие, тяжкие телесные повреждения, убийства. В 2017 году были приняты поправки, добавившие в этот перечень тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с наркотиками, экстремизмом или терроризмом.

За несоблюдение ограничений можно подвергнуться как административному, так и уголовному наказанию: статья 19.24 КоАП предусматривает арест до 15 суток, 314.1 УК — до года лишения свободы.

Среди политзеков

Административный надзор часто применяется к фигурантам политических дел: правоохранители рассматривают инакомыслящих как «опасный контингент».

Не все мирятся с такими условиями. Осужденному по «Болотному делу» Ивану Непомнящих, татарскому националисту Рафису Кашапову и автору радикальных постов в соцсетях Андрей Бубеев после освобождения был назначен административный надзор, но они смогли уехать из России.

Кашапову назначили восемь лет надзора, несмотря на то что он отбыл срок только за публикации в интернете. В распоряжении ОВД-Инфо есть заявление в суд руководства ИК-19 в Республике Коми, где сидел Кашапов. Необходимость надзора за Кашаповым в заявлении мотивирована лишь тем, что он отсидел по «экстремистской статье». Отбывая наказание, Кашапов неоднократно писал жалобы на условия содержания.

На некоторых политзеков надзор накладывают за нарушения в колониях, причем многие из них явно сфальсифицированы администрациями исправительных учреждений.

— Я был признан злостным нарушителем режима содержания под стражей. Понятно, что «злостником» меня делали специально. После вмешательства Эллы Памфиловой, когда она еще была уполномоченным по правам человека, первое ШИЗО мне отменили. Буквально через неделю, наверное, по запросу спецслужб, против меня устроили очередную провокацию: в записную книжку мне вклеили лезвие от бритвочки. У меня на зоне не было защитника и возможности это обжаловать, — рассказывает Леонид Развозжаев, осужденный по «Болотному делу».Из двухлетнего административного надзора Развозжаеву осталось меньше года.

Как рассказал ОВД-Инфо координатор «Руси сидящей» Сергей Шаров-Делоне, Иван Непомнящих подвергался взысканиям и получил надзор, потому что разоблачал незаконные действия сотрудников ярославской ИК-1. Вскоре после того, как Непомнящих вышел на свободу, колония, где он сидел, оказалась в центре гигантского скандала. Достоянием общественности стало видео пыток еще одного заключенного ИК-1, Евгения Макарова.

Макаров уже на свободе, но под административным надзором: должен возвращаться домой к 22 часам, отмечаться в полиции дважды в месяц. Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы Макарова, рассказала ОВД-Инфо, что административный надзор в отношении него ввели не из-за разоблачений сотрудников ФСИН, а потому, что он в заключении подвергался дисциплинарным наказаниям.

— Это абсолютно архаичная мера. Получается, что заключенных наказывают дважды. Один раз по приговору, а один раз по отбытию наказания, — говорит Бирюкова об установлении надзора за людьми, уже отбывшими наказание по определенным статьям УК.

— Первые несколько месяцев на свободе — очень сложный период для адаптации, и административный надзор его дополнительно усложняет, — считает Сидоркина.

Юрист Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо Денис Шедов говорит, что сейчас «Мемориал» ведет в ЕСПЧ дело двух заключенных из России, Василия Тимофеева и Аркадия Поступкина, которые оспаривают эту систему. Они считают, что надзор — это повторное наказание за одно и то же преступление.

Иногда административный надзор удается оспорить в российских судах. Например, житель Калужской области Роман Гришин, получивший 40 дней колонии-поселения за репостролика во «ВКонтакте», не будет находиться под надзором. По словам Шедова, в случае с Гришиным претензии в суде удалось отбить, потому что под надзор попадают только тяжкие и особо тяжкие преступления по экстремистским статьям. А часть 1 статьи 282 УК, по которой судили Гришина, к ним не относится.

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Определение и особенности

В статье нормы, касающиеся надзора, нарушение которых влечёт наказание.

Перечислим их:

  1. Неявка человека без законной на то причины к месту проведения наказания. В данном случае это относится к тому человеку, по отношению к которому был применён надзор после его освобождения с объектов лишения свободы. Ещёподобные правила относятся к тем лицам, которые выбрали место проживания или пребывают в учреждениях с исправительным режимом.
  2. Оставление человеком места его жительства, проживания или же место его нахождения, для того чтобы уклониться от надзорных органов.
  3. Эти правонарушения, совершённые контролируемымлицом, наказываются или установлением запретана свободу на 1 год, либопринудительным трудом на 24 месяца или обязательными работами в размере 180-240 часов.

Ещё одно поведение, попадающее под действие нормы 314.1 – это нарушения действующих норм права, посягающих на целостность, неприкосновенность объектов общества или же общественного порядкаили на объекты безопасности в рамках общества.

Сюда же попадают все те правонарушения, которые посягают на нравственность внутри общества, благополучие или здоровье общественности.

Такие деяния могут быть наказаны следующими способами:

  • штрафные санкции до 60 тыс. рублей;
  • шестикратный размер зарплаты или любого дохода;
  • работы в размере 100-180 часов;
  • выполнение работ сроком доодного календарного года;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на 12 месяцев.

Под систематическим несоблюдением требований понимается несоблюдение ограничений судебных органов, регламентируемых соответствующими федеральными и другими типами законов в рамках проводимого дела, когда человек уже ранее был привлечён к ответственности за такое же или аналогичное деяние.

Правовой комментарий

Устанавливается надзор в тех случаях, когда за лицом были отмечены следующие правонарушения:

  1. Преступления особо тяжкие или тяжкие по своему характеру.
  2. Случаи рецидива.
  3. Умышленные, если потерпевшим становится несовершеннолетний.

Надзор необходим для того, чтобы предупредить преступления и любые другие нарушения права, а также для того, чтобы оказывать воздействия и проводить профилактические мероприятия, направленные на защиту государства и общества.

Субъективная сторона выражается в следующих действиях:

  1. Неприбытие человека без уважительных причин в учреждение, установленное и определённоеему компетентными органами.
  2. Добровольное оставление лицомтого места, где он должен находиться, жить или пребывать согласно судебному постановлению.

Согласно последним изменениям статьи 314.1 и правовому комментарию, были определены некоторые моменты в отношении объектов, объективной стороны, надзора и других моментов.

Согласно правовым комментариям, объектом преступления являются те взаимоотношения, которые обеспечивают реализацию надзора. Под таким надзором в рамках статьи 314.1 понимается наблюдение, инициируемое компетентными органами УВД за тем лицом, которое было освобождено от тюремного заключения при установлении каких-либо временных границ по отношению к свободе и правам этого человека, а также при возложенных на этого человека обязанностях.

Субъект преступления и особенности доказывания

В рамках действия ст. 314-1 к субъектам относятся:

  1. Освобождённые, но имеющие как неснятую, так и ещё непогашенную судимость.
  2. Признанные злостными нарушителями во время отбывания наказания.
  3. Отбывшие наказание и имеющий судимость.

Речь идёт о тех, ктонесмотря на имеющуюся судимость, совершили в течение 12 месяцев после приговора суда новые деяния.

В протоколах о правонарушении отражаются также и некоторые другие доказательства. К примеру, это свидетельские показания.

В процессе формирования обвинения дознаватель отмечает такие моменты, как:

  • обстоятельства и факты правонарушения;
  • место, время правонарушения;
  • ограничения по отношению к гражданину, которые были установлены судом и нарушены гражданином;
  • действия человека при совершении правонарушения;
  • виновность гражданина;
  • определение мотивов и формы вины.

Главная особенность доказывания по норме 314.1 состоит в том, что в деле будут протоколы о нарушениях. Именно они в ходе производства будут доказательствами.

Судебная практика

Среди случаев судебной практики по статье 314.1 можно выделить следующие:

  1. Приговор Миасского суда по Челябинской области от 21.04.2016 года, согласно которому гражданина осудили по второй части 314.1 статьи УК РФ к лишению свободы на 6 месяцев с обязательным отбыванием наказания на территории колонии исправительного типа. Но после этого было апелляционное постановление облсуда Челябинска от 16.06.2016 года. Согласно этому постановлению, приговор отменён на первой инстанции, а производство по делу было прекращено согласно 24 статьи УПК России из-за отсутствия состава преступления в совершенном деянии.Решение было отменено, так как в нём не содержалось ссылок на вступившие в законную силу решения МВД о привлечении лица к административной ответственности. Кроме того, в решении не были указано какие именно проступки образуют признак неоднократности.
  2. Установление административного надзора по отношению к гражданину Н. Это установление было принято решением Озерского горсуда по Челябинску и Челябинской области от 30.08.2013 года с большим количеством нарушений. Гражданину было инкриминировано множество нарушений ограничений, установленных судом: отсутствие гражданина на месте его проживания и жительства с 23 до 06 часов 12.04, а также 15 и 17 декабря 2015-го года. В связи с этим гражданин был привлечен к ответственности согласно 19.24 КоАП России.Однако опрос соседей не производился. Это стало причиной отмены решения.

Связи между 314.1 УК РФ и другими нормами

Рассматриваемая статья в связи со следующими составами УК:

  1. Рецидив–статья №18 УК.
  2. Наказания при рецидиве– №68.
  3. Условное осуждение– №73.
  4. Сроки, определяющие погашения гражданской судимости– №95.
  5. Нанесение побоев– №116.
  6. Совершение кражи– №158.
  7. Совершение грабежа– 161.
  8. Совершение разбоев – № 162.
  9. Недолжное исполнение судебных приговоров, а также решений или актов в рамках судебного делопроизводства — №315.

Это основные виды противоправных действий, которые связаны с нормой 314.1 УК России.

Связи с Административным кодексом:

  1. Нарушение правил алкогольной и алкогольсодержащей продукции — №14.16 КоАП.
  2. Неисполнение регламентированных федеральными законами требований, связанных с противодействием процессов легализации доходов — №15.27.
  3. Появление человека в местах общественного пользования в состоянии алкогольного или других видов опьянения — №20.21.

Связи со статьями Уголовно-процессуального кодекса:

  1. Порядок постановления судебного приговора и проведения заседания суда – №316;
  2. Пределы и рамки для обжалования установленного приговора — №317.
  3. Таковы взаимосвязи с другими нормами права.

Нарушение надзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *