Нарушение правил землепользования

ГрК РФ Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

  • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
  • Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
  • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
  • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
  • Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
  • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Открыть полный текст документа

Нарушение требований градостроительного регламента

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Гражданин, являясь собственником земельного участка категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» обратился в соответствующий орган муниципального образования с заявлением о принятии решения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» на условно разрешенный вид «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки, к которой правилами землепользования и застройки сельского поселения отнесен спорный земельный участок. При этом просил принять во внимание, что на основании постановления главы муниципального образования были проведены публичные слушания, по результатам которых комиссией по проведению публичных слушаний дано заключение о возможном изменении вида разрешенного использования земельного участка.

В удовлетворении названных заявлений было отказано на основании пункта 1 статьи 119 Земельного кодекса, поскольку предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых, в силу законодательства о градостроительной деятельности, устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами.

Рассматривая требование гражданина о признании бездействия органов исполнительной власти муниципального образования по изменению вида разрешенного использования земельного участка незаконными и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования, суд первой инстанции установил, что площадь земельного участка, принадлежащего гражданину, составляет 625 кв. м, в то время как градостроительным регламентом территориальной зоны малоэтажной жилой застройки для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, минимальный размер земельного участка определен 1000 кв. м.

Установив названное обстоятельство, суд отказал в удовлетворении требования.

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с решением суда и указали, что, согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 119 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

В случае несоответствия — они подлежат отмене, их можно обжаловать в суде

В Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2018) есть один важный для градозащитников пункт. Да, Обзор не есть нома права, но это документ, отражающий позицию Верховного суда по делам, который Президиум ВС счел важными и включил в обзор. Во многих случая ссылка на решения, отраженные в обзоре, будет для нижестоящих судов очень важным сигналом.

Так вот, Верховный суд указал, что Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.

В конкретном деле речь шла про муниципальное образование, но это не меняет сути — речь об основополагающих принципах Градостроительного кодекса.

57. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанное решение суда первой инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).

В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.

Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные выше земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Ссылка на само дело: Определение № 81-АПГ18-11

Таким образом, если вдруг власть пытается поменять ПЗЗ, при этом изменение такое, что оно противоречит Генеральному плану, то такое изменение можно обжаловать.

Блог Ивана Ёжикова

Статья 48. Ответственность за нарушение градостроительного и связанного с ним иного законодательства при осуществлении градостроительной деятельности

Статья 48. Ответственность за нарушение градостроительного и связанного с ним иного законодательства при осуществлении градостроительной деятельности

1. За нарушение градостроительного и связанного с ним иного законодательства Российской Федерации и Мурманской области при осуществлении градостроительной деятельности на территории Мурманской области виновные привлекаются к дисциплинарной, административной и материальной ответственности, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к уголовной ответственности.

2. К дисциплинарной ответственности привлекаются должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, работники предприятий, учреждений и организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иными законами.

3. Административная ответственность налагается за административные правонарушения градостроительного и связанного с ним иного законодательства. Основания и порядок применения административной ответственности устанавливаются Кодексом РСФСР «Об административных правонарушениях», Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об административной ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушения в области строительства», другими законами Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными актами федеральных органов исполнительной власти, настоящим Кодексом, иными законами Мурманской области.

4. Материальная ответственность применяется в соответствии с законодательством как к гражданам, так и к юридическим лицам за нарушения, повлекшие за собой реальный ущерб и иные потери для других субъектов градостроительной деятельности.

5. За нарушения градостроительного законодательства должностные и юридические лица, граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих случаях и размерах:

за нарушение установленного порядка утверждения планов зонирования, градостроительной документации, а равно внесение в нее изменений без разрешения утвердившего ее органа: должностные лица — от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за осуществление без лицензионного свидетельства градостроительной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации: должностные лица и граждане — от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

за осуществление архитектурной деятельности без лицензий: юридические лица и граждане — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;

за нарушение прав граждан на участие в обсуждении, разработке альтернативных проектов и проведении независимой экспертизы градостроительной документации: должностные лица — от двенадцати до семнадцати минимальных размеров оплаты труда;

за строительство объектов недвижимости без разрешений, выданных в установленном порядке: юридические лица — сто десять, граждане — от пяти до семи минимальных размеров оплаты труда;

за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов архитектуры и градостроительства по вопросам нарушений градостроительного законодательства, установленных сервитутов при осуществлении градостроительной деятельности: юридические лица — от двадцати до тридцати, граждане — от пяти до десяти, должностные лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за отступление от архитектурного проекта при его реализации без согласования с автором архитектурного проекта в случае неустранения нарушения: граждане и юридические лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за нарушение зонирования территории, регламента, установленного в плане зонирования территории и градостроительном паспорте земельного участка: юридические лица — от ста до двухсот, должностные лица — от десяти до двадцати, граждане — от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

за нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочного задания или разрешений на строительство: должностные лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, объектах и их охранных зонах: граждане — от одного до десяти, должностные лица — от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за предоставление недостоверной информации о состоянии окружающей природной среды при принятии градостроительных решений: должностные лица от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за воспрепятствование контролю органами архитектуры и градостроительства за реализацией градостроительной, архитектурно-строительной документации: должностные лица и граждане — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за превышение своей компетенции и вмешательство в договорные отношения субъектов градостроительной деятельности: должностные лица — от двенадцати до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

6. За нарушения использования земель при осуществлении градостроительной деятельности юридические и должностные лица, граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих случаях и размерах:

за самовольное занятие земельных участков: юридические лица — от ста до двухсот, граждане — от семи до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

за противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекших за собой самовольное занятие земель: юридические лица — от ста до двухсот, должностные лица — от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

за отвод земельных участков с нарушением градостроительной документации: юридические лица — от ста до двухсот, должностные лица — от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

за использование земельных участков не по целевому назначению: юридические лица — от десяти до двадцати, граждане и должностные лица — от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;

за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель: юридические лица — от ста до двухсот, граждане — от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний по вопросам нарушений земельного законодательства, выданных должностными лицами органов по архитектуре и градостроительству и органов Госархстройнадзора: юридические лица — от двадцати до тридцати, граждане — от пяти до десяти, должностные лица — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях: должностные лица — от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда.

7. Дела о правонарушениях, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи рассматриваются в порядке, установленном статьей 2 Закона РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждения, организаций за нарушения в области строительства», Законом Российской Федерации «Об основах градостроительства в Российской Федерации», Федеральным Законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

8. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано юридическим или должностным лицом, гражданином, в отношении которого оно было вынесено, в вышестоящем органе организации, наложившей штраф, или в судебном порядке.

9. Наложение штрафов не освобождает виновных в нарушении градостроительного, а также земельного законодательства при осуществлении градостроительной деятельности от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

10. Средства, полученные от граждан, должностных и юридических лиц в порядке уплаты штрафов, зачисляются в соответствующие бюджеты, а также в специальные денежные счета органов архитектуры и градостроительства в порядке, устанавливаемом нормативными актами органов государственной власти Российской Федерации, Мурманской области, органов местного самоуправления, и используются на финансирование градостроительной деятельности и развитие материально-технической и социальной базы органов архитектуры и градостроительства.

11. Должностные лица и граждане, виновные в правонарушениях в сфере градостроительной деятельности, содержащих угрозу безопасности и здоровью населения, несут уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством Российской Федерации.

12. По фактам самовольного занятия земельных участков и самовольного строительства при исчерпании органами, осуществляющими государственный земельный контроль, мер административного воздействия на нарушителя, а также по фактам, содержащим признаки уголовных действий, ответственность устанавливается уголовным законодательством Российской Федерации.

Нарушение правил землепользования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *