Настоящий приказ вступает в силу

Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (материалы подготовлены специалистами АО «Консультант Плюс») Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Наиболее благоприятная ситуация — это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют. В этом случае для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке. Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

  • Глава 1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов
    • 1.1. Официальное опубликование
    • 1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
    • 1.3. Специальные условия
  • Глава 2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
    • 2.1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания
    • 2.2. Акты Президента РФ
    • 2.3. Акты Правительства
    • 2.4. Решения Конституционного Суда РФ
    • 2.5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
      • 2.5.1. Акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ
      • 2.5.2. Акты, признанные Министерством юстиции РФ не нуждающимися в государственной регистрации
        • 2.5.2.1. Акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств
        • 2.5.2.2. Акты федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств
        • 2.5.2.3. Акты федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ
    • 2.6. Особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств
      • 2.6.1. Вступление в силу правовых актов Банка России
      • 2.6.2. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела
      • 2.6.3. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России, ранее — ФКЦБ России)
      • 2.6.4. Вступление в силу нормативных актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ
      • 2.6.5. Вступление в силу нормативных правовых актов Следственного комитета России (СК России)
      • 2.6.6. Вступление в силу нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде РФ
      • 2.6.7. Нормативные акты Генеральной прокуратуры России (Генпрокуратуры России)
    • 2.7. Особенности вступления в силу федеральных стандартов отдельных видов деятельности
      • 2.7.1. Вступление в силу федеральных стандартов оценки
      • 2.7.2. Вступление в силу федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • 2.7.3. Вступление в силу федеральных стандартов актуарной деятельности
      • 2.7.4. Вступление в силу базовых стандартов определенных видов деятельности в сфере финансового рынка
  • Глава 3. Проблемные вопросы вступления в силу нормативных правовых актов
    • 3.1. Определение даты первого официального опубликования
    • 3.2. Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу
    • 3.3. Опубликование полного текста нормативного акта
    • 3.4. Опубликование в источнике, на котором отсутствует точная дата

Открыть полный текст документа

Дата ввода в действие приказа ранее даты его подписания

Издавая приказ (распоряжение)1, мы указываем в нем дату. Если в его тексте не сделано никаких оговорок относительно его вступления в силу, логично предположить, что он действует с даты издания самого приказа (как правило, указывается в его реквизитах в начале). Если же мы хотим акцентировать, что приказ вступает в силу именно с определенной в реквизитах даты, можно сделать оговорку: «Настоящий приказ вступает в силу с указанной в нем даты». Вместо слов «вступает в силу» можно употреблять и фразы «начинает действовать», «подлежит применению», «подлежит исполнению», «вводится в действие». Выбор конкретной формулировки будет зависеть от характера самого приказа, а также (иногда) и от ­стилистических ­предпочтений руководителя, подписывающего ­документ. Локальный нормативный акт (далее – ЛНА), как правило, утверждается и вводится в действие приказом. Однако он может утверждаться и руководителем организации без издания приказа, о чем делается отметка на самом документе в виде специального грифа: «УТВЕРЖДЕНО», «УТВЕРЖДАЮ».

В этом случае в заключительной части ЛНА следует указать, когда он начинает действовать, используя формулировки по аналогии с ­приказом.

С сожалению имеет право — то не противозаконно. Удачи Вам. Пожалуйста оцените наш ответ. Ваш голос очень важен для нас!

Как сформулировать в приказе / распоряжении срок начала его действия: «от даты» или «с даты подписания приказа»?

Сначала – ответ лингвистический. Предлоги – это части речи, которые сами по себе не имеют смыслового значения, но с их помощью другие слова / другие части речи так организуются в предложение, что проявляется их конкретное значение в данной ситуации и получает смысл весь текст, отражается управленческая ситуация. В языке документов (деловой стиль русского литературного языка и соответствующие его подстили, которые требуют точности, краткости и ясности) периоды времени, временные границы, относящиеся к срокам исполнения, срокам действия документов, принято выражать с помощью предлогов «с … по», «к», «с» (они обозначают именно границы периодов, продолжительность). А предлогами «от» и «до» преимущественно обозначаются границы расстояний.

Пример 1

Формулировка временных периодов в документах

СвернутьПоказать

На период временного отсутствия генерального директора ООО «Знак» Сидорова П.С. с 10 по 14 ноября 2014 г.;

Руководителям структурных подразделений представить в Управление делами проекты номенклатур дел подразделений на 2015 год к 25.10.2014;

Приказ вступает в силу с даты подписания.

Ответ документоведческий связан с характеристикой распорядительных документов как правовых актов. Приказы, распоряжения и указания издаются на основе единоначалия, а протоколы, решения, постановления издаются на основе принципа коллегиальности. Они содержат правовые нормы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками организации, должностными лицами и руководителями подразделений, которые в данных документах названы ответственными исполнителями и контролерами, а также всеми лицами, которые заинтересованы в решении того или иного вопроса или реализации той или иной функции органа управления.

Чтобы правовые нормы соблюдались, они должны быть известны, опубликованы, понятны, доступны исполнителям. В процессе составления распорядительных документов соблюдаются такие же приемы юридической техники, как и при выражении содержания законодательных и иных нормативных правовых актов. Одно из важнейших правил их разработки – определение общего и конкретного срока действия всего нормативного правового акта, его конкретных правовых норм, даты вступления в силу / введения в действие, порядка введения в действие и связанного с ним порядка опубликования.

Руководители организаций в процессе издания распорядительных документов берут пример с законотворческой деятельности и нормо­творческой деятельности исполнительных органов. Именно поэтому в распорядительных документах организаций и даже органов местного самоуправления можно встретить следующие заключительные пункты:

Пример 2

Обозначение момента вступления в силу документа – заимствования из законотворческой и нормотворческой практики не всегда уместны

СвернутьПоказать

«Приказ вступает в силу по истечении ста дней после дня его подписания» – очевидно, что решения плохо проработаны, если в поручительском приказе требуется выполнение еще нескольких действий / поручений в качестве обязательных условий его вступления в силу и на это еще нужно предусмотреть продолжительное время;

«Инструкция вступает в силу в день, следующий за днем ее подписания и официального опубликования» – не указан способ опубликования;

«Приказ вступает в силу через десять дней после его подписания и официальной регистрации» – очевидно, в организации должна быть разработана и регламентирована система внутренней регистрации локальных нормативных актов, которая ­оценивается как «официальная», и способы их опубликования.

Но заметьте, что вопросы вступления в силу нормативных правовых актов и сроки их опубликования регламентируются на самом высоком уровне – указами Президента РФ. Например, указом от 14.10.2014 № 668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены сроки вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов (в течение 10 дней после дня их государственной регистрации), устанавливаются ­определение понятия «официальное опубликование» и порядок ­опубликования.

Поэтому в регламентирующих документах по делопроизводству, например, в регламенте издания распорядительных документов, необходимо отразить разработанные процессы трансляции документов и корпоративной информации в организации. Трансляция – новое понятие, означающее не только опубликование, информирование, не просто доведение до исполнителей, но и способы, применяемые технологии, процессы, ответственность в формировании единого информационного пространства, поскольку сотрудники организации должны понимать, как она управляется. Срок вступления в силу (дата введения в действие) распорядительного документа, помимо конкретности и «исполняемости» ­принятых решений, реально зависит от сроков и порядка их трансляции.

А в заключение хочу напомнить, что дата документа как его реквизит представляет собой:

  • дату утверждения (в положениях и должностных инструкциях),
  • дату принятия решения (в протоколах),
  • а по отношению к распорядительному документу, издаваемому на основе единоначалия (приказу), она одновременно является датой издания и вступления его в силу.

Поэтому, строго говоря, дата подписания приказа, оформленная в заголовочной части, и должна быть датой вступления его в силу без дополнительного напоминания об этом в тексте (если, конечно, нет необходимости в связи с проведением дополнительных мероприятий сдвинуть дату начала его действия на более поздний срок – вот тогда и нужно ­конкретно ее устанавливать, например: «Приказ вступает в силу с 01.01.2015»).

Полистать демо-версию печатного журнала

Локальные нормативные акты: когда они вступают в силу, и какие особенности предусмотрены для правил внутреннего трудового распорядка

Общие правила вступления в силу

Порядок вступления в силу локальных нормативных актов, издаваемых работодателем, определяется ч. 7 ст. 12 Трудового кодекса. В этой норме говорится, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как видим, общее правило вступления локального акта в силу достаточно просто: это либо дата утверждения акта работодателем (то есть дата, которая стоит на приказе или распоряжении, которым утвержден локальный акт), или другая дата, прямо указанная работодателем в самом акте. При этом работодатель не может распространить действие локальных актов на отношения, возникшие до даты их утверждения. Это прямо следует из уже приведенных положений ч. 7 ст. 12 ТК РФ о том, что локальный акт применяется к отношениям, правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, данный вывод также подтверждается ч. 3 ст. 12 ТК РФ, где сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. А в силу ст. 8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.

Поэтому даже если организация включит в локальный акт положение о том, что его действие распространяется на отношения, возникшие до даты утверждения, то в этой части локальный акт будет противоречить ч. 3 ст. 12 ТК РФ. А это означает, что такая норма просто не будет применяться.

Как дата ознакомления работника с актом влияет на вступление акта в силу

Еще один момент, который нужно учитывать работодателю при утверждении и внесении изменений в локальные акты, касается правила, которое установлено ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Оно гласит: работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Будет ли локальный акт применяться в отношении работника до того, как работник подпишет лист ознакомления с актом? Или работодателю при разработке локальных актов нужно закладывать временной лаг для ознакомления работников с изданным документом?

Сам Трудовой кодекс не содержит нормы о том, что локальный нормативный акт не применяется в отношении сотрудника до момента его ознакомления с положениями данного локального акта. А судебная практика прямо подтверждает обратное — акты вступают в силу вне зависимости от даты ознакомления с ними того или иного сотрудника (определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.10 № 11564; апелляционные определения Архангельского областного суда от 04.07.13 № 33-3933/2013, Московского городского суда от 20.06.12 № 11-6193, Челябинского областного суда от 30.09.2013 № 11-10255/2013).

Получается, что ознакомление работника с локальным актом носит чисто технический характер и на дату вступления самого локального акта в силу никак не влияет. Документ вступает в силу одновременно во всей организации (или у ИП) и сразу применяется ко всем работникам, если, конечно, работодатель сам не установила какие-то особые правила по вступлению документа в силу.

Заметим, что все сказанное выше касается не только принятия новых локальных актов, но и внесения изменений в уже действующие документы, а также отмены актов. Ведь в и для внесения изменений, и для отмены работодателю необходимо издать соответствующий документ — приказ или распоряжение, которые по своей сути также будут локальным актом (см. «Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять»). А значит, будут подчиняться приведенным выше правилам вступления в силу.

Особенности для правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), согласно ст. 189 Трудового кодекса, являются локальным нормативным актом. Но при этом ПВТР — особенный локальный акт. Порядку утверждения ПВТР посвящена отдельная статья — ст. 190 ТК РФ. Однако отдельных положений, которые регулируют порядок вступления Правил в силу, в этой статье нет. А значит, в этой части ПВТР подчиняются общим правилам вступления в силу локальных актов. То есть новые ПВТР, равно как и новая редакция уже имеющихся в организации Правил, начинают применяться с момента, указанного в приказе об их утверждении, или о внесении соответствующих изменений в ПВТР, а если таковой не указан, то с момента издания самого приказа.

Однако правила внутреннего трудового распорядка стоят в ряду локальных актов особняком. Ведь, согласно ст. 189 ТК РФ, они регулируют основные права, обязанности сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и прочие существенные моменты трудовых отношений между работниками и работодателем. Это значит, что в некоторых случаях утверждение или внесение изменений в ПВТР может влечь изменение условий трудовых договоров, заключенных с сотрудниками. Например, такое может происходить при внесении в ПВТР изменений в части режима рабочего времени, либо в части условий оплаты труда. Соответственно, в этом случае потребуется внесение изменений в трудовые договоры. Ведь в этой ситуации именно трудовой договор будет иметь приоритет актом (см. «Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять»). Это означает следующее. Принимая решение о сроке вступления в силу ПВТР (изменений в них), которые входят в противоречие с трудовыми договорами, работодателю необходимо «закладывать» время, необходимое на внесение изменений в трудовые договоры.

Что касается внесения соответствующих изменений в трудовой договор, то нужно помнить общее правило: такие изменения вносятся по соглашению сторон в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ. Соответственно, обновленная редакция ПВТР будет применяться с даты, согласованной сторонами, и указанной в дополнительном соглашении к трудовому договору. Значит, в большинстве случаев дату вступления в силу ПВТР (или изменений к ним) можно сделать единой, чтобы не получилось, что одни работники уже трудятся по новой редакции Правил, а другие еще руководствуются старой.

Если же внесение изменений в ПВТР связано с изменением организационных или технологических условий производства (работы), то работодатель получает право изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, как это предусмотрено ст. 74 ТК РФ. Здесь нужно помнить, что об изменениях работников необходимо уведомить в письменной форме не позднее, чем за два месяца. До момента истечения указанного срока к данным работникам новые Правила применяться не могут, даже если они официально вступят в силу.

В заключение отметим, что в некоторых случаях корректировка трудовых договоров может потребоваться не только при издании (внесение изменений) ПВТР, но и в случае с другими локальными актами. Изменения необходимы, если нормы локального акта будут затрагивать положения, ранее зафиксированные в трудовом договоре (например, такое может быть при утверждении положения о премировании или об оплате труда). Поэтому при создании, изменении, или отмене локальных актов следует проверять, не вступают ли акты в противоречие с действующими трудовыми договорами.

Настоящий приказ вступает в силу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *