Назовите юридические факты порождающие административно правовые отношения

Юридические факты, которые порождают административно-правовые отношения

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
административной правоспособности и дееспособности субъекта;
юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Контрольно-надзорные и юрисдикционные (процессуальные) правоотношения с участием государства в сфере труда

Охрана права как цель правового социального государства. Современное российское государство конституируется в качестве правового (ст. 1 Конституции РФ). Идея правового государства предполагает действие принципа верховенства (господства) права, когда вся социальная жизнь общества происходит в рамках права, и ни один субъект социальной жизни, включая и государство, не может находиться за этими рамками, тем более возвышаться над ним. Существо же правового государства состоит в том, что в основе всего действующего (позитивного) права находится человеческая личность. Права и свободы личности лежат в основе всего позитивного, в том числе и статутного, права, и, соответственно, ни один акт публичной власти не может считаться правовым, если он нарушает эти основополагающие права.

Конституция РФ определяет Россию также в качестве социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Концепция социального государства начала вырабатываться в конце ХIХ столетия взамен господствовавшей до этого времени теории либерального правового государства.

Суть этой концепции заключается в том, что государство в силу возложенной на него миссии призвано не только обеспечивать охрану прав и законных интересов членов общества, но и осуществлять в интересах высшей справедливости, повышения экономической эффективности и т. п. активное регулятивное вмешательство в функционирование складывающихся в обществе социальных связей, проводя соответствующие социальные программы. Первым моментом такого вмешательства является законодательство: посредством актов своей воли, выраженной в форме нормативных актов, государство определяет круг субъектов права и условия их взаимодействия. Однако одного законодательства для регулирования общественных отношений недостаточно, необходимо обеспечить действие нормативных актов. Реализация этой задачи возможна в двух основных формах: во-первых, с помощью осуществления контроля и надзора за деятельностью всех субъектов, реализующих нормы трудового права, во-вторых, посредством осуществления юрисдикции.

Следовательно, идеология правового социального государства обусловливает его активную роль в обществе, направленную на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В силу того, что идея прав человека лежит в основе всего позитивного права, указанная роль находит свое проявление в деятельности государства по обеспечению сложившегося в обществе правопорядка. Обеспечение и защита правопорядка, складывающегося в различных областях общественной жизни, является, таким образом, важнейшим предназначением правового социального государства, т. е. может трактоваться в качестве цели его деятельности. Как видно, категории правового и социального государства оказываются взаимосвязанными: в качестве социального государство может существовать лишь будучи правовым, и, напротив, современное правовое государство функционирует лишь в качестве государства социального.

Цель охраны права в сфере труда достигается по самым различным направлениям.

49. Охрана общества от неправовых нормативных актов. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поэтому все законы и иные нормативные акты, которые нарушают основополагающие права и свободы человека и гражданина, являются неправовыми. Будучи неправовыми, эти акты не могут применяться и подлежат отмене.
Приоритет и сам круг основных прав и свобод человека и гражданина определяются, как известно, в действующей Конституции РФ (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому в формально-юридическом аспекте неправовой закон или иной нормативный акт есть акт неконституционный. Защита общества и отдельных его членов от неправовых нормативных актов осуществляется по двум направлениям.
Во-первых, на законодательном уровне устанавливается приоритет Конституции РФ относительно всех других нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Применительно к сфере труда приоритетное значение имеет норма Конституции, провозглашающая право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду и устанавливающая запрет принудительного труда (ст. 37 Конституции РФ).
Во-вторых, создается система специализированных органов, деятельность которых направлена на защиту Конституции, и прежде всего конституируемых ею прав и свобод человека и гражданина посредством признания неправовых нормативных актов не соответствующими Конституции.

50. Превенция правонарушений в сфере труда. Профилактика правонарушений в сфере труда является важной задачей государства. Эта задача решается посредством формирования социальных, морально-нравственных, экономических, организационных и правовых условий, исключающих возможность совершения различного рода правонарушений – от уголовных преступлений до дисциплинарных проступков. В числе таких условий, несомненно, и эффективное законодательство о труде, и наличие авторитетных государственных органов, специализирующихся на охране труда (в самом широком смысле), и организационно-правовое обеспечение общественного контроля, и, в весьма большой степени, социальное партнерство, осуществляемое на всех уровнях общества.

51. Охрана наличных трудовых прав. Как уже отмечалось, субъективные трудовые права имеют несколько юридических источников. Они могут вытекать из трудового договора, коллективного договора (соглашения), локального нормативного акта работодателя, наконец, из законодательства о труде. Государство принимает на себя задачу охраны всех этих субъективных трудовых прав, а не только прав работника и не только прав установленных государством (т. е. вытекающих из трудового законодательства).87 Осуществляя охрану трудовых прав, государство тем самым в значительной мере обеспечивает предупреждение правонарушений в сфере труда.
Если говорить о правах работника, то они в содержательном плане складываются в рамках самых различных институтов трудового права – трудовой договор, рабочее время, время отдыха, заработная плата и т. д. Все эти права, как и права других субъектов трудового права, подлежат безусловной защите со стороны государства. Вместе с тем государство в рамках своей защитной функции принимает на себя особую охрану отдельных видов указанных прав.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Государство принимает на себя задачу обеспечить надлежащие условия труда, однако, не будучи, по общему правилу, стороной трудового правоотношения, оно обеспечивает надлежащие условия труда для работника косвенным образом.
Во-первых, государство формулирует общую систему норм (стандартов) организации и безопасности труда (ст. 21, 211 ТК РФ), в которых устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 215 ТК РФ проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Во-вторых, законодательство о труде возлагает на работодателя обязанность обеспечения безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
Кроме того, государственная власть предусматривает особые нормы, направленные на охрану интересов отдельных категорий работников (несовершеннолетних, женщин, работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей, лиц, с пониженной трудоспособностью). В сфере трудового права такая охрана осуществляется посредством возложения на работодателей дополнительных статутных обязанностей в рамках соответствующих трудовых отношений.

52. Восстановление нарушенных законных интересов и прав. Эта общеправовая задача получает разрешение и в сфере трудового права.
Законные интересы субъектов трудового права могут быть нарушены посредством дополнительных обременений либо созданием неправомерных препятствий для их реализации. Такие обременения либо препятствия могут возникать, например, в силу применения введенного в действие неправового нормативного акта государства, коллективного договора (соглашения) либо вследствие действий сторон трудового правоотношения.
Лицами, трудовые права которых нарушены, могут выступать как стороны трудового правоотношения, так и иные субъекты трудового права (в частности, профессиональные союзы).
Восстановление нарушенных законных интересов и прав осуществляется государством в юрисдикционном порядке, а также посредством административной (контрольно-надзорной) деятельности компетентных государственных органов. Помимо этого современное законодательство о труде обеспечивает правовые возможности для самозащиты соответствующими лицами своих нарушенных законных интересов и прав.

53. Юридическая ответственность. Нарушение прав субъектов трудового права представляет собой правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Стало быть, юридическая ответственность является правовым средством, обеспечивающим существование и защиту субъективных трудовых прав.

Субъектами правонарушений в сфере труда могут выступать лица, являющиеся субъектами трудового права, в том числе работники, работодатели, профессиональные союзы. Правонарушение в сфере труда может явиться основанием для юридической ответственности разной отраслевой принадлежности — дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Таким образом, право привлечения к юридической ответственности может быть делегировано государством работодателю либо осуществляться государством в лице своих органов непосредственно.

Виды и общая характеристика контрольно-надзорных и юрисдикционных правоотношений в сфере труда. Обозревая направления охраны права в сфере труда и систему органов, осуществляющих ее, можно констатировать, что цель охраны права в данной области достигается в рамках обширной системы правовых отношений, причем далеко не все складывающиеся правоотношения относятся к трудовому праву. Например, за пределами трудового права находятся правоотношения, возникающие в связи с обеспечением цели охраны труда при проектировании и строительстве производственных объектов, машин, оборудования, которые после введения их в эксплуатацию будут обслуживаться конкретным работником.88 Вне сферы трудового права находятся правоотношения, возникающие в связи с контрольной деятельностью парламента, других органов государства.

В равной степени направленные на охрану права в сфере труда, с точки зрении своего содержания рассматриваемые правоотношения, тем не менее, можно подразделить на контрольно-надзорные и юрисдикционные.

Первая группа правоотношений, в свою очередь, распадается на те, в рамках которых осуществляется функция контроля, и те, которые реализуют функцию надзора.

Контроль предполагает оценку того или иного решения с точки зрения его соответствия как праву, так и целесообразности. Надзор – более узкая категория, он означает проверку юридического акта на предмет его правомерности.

Из такого разделения указанных категорий следует, что контроль осуществляется в рамках субординационных отношений власти-подчинения, ибо контролирующий орган при наличии к тому необходимости вправе давать обязательные к исполнению указания, в том числе и отменять формально законные акты контролируемого субъекта. В юридической литературе принято делить контроль на внутриведомственный и вневедомственный. Внутриведомственный контроль предполагает, что контролируемый и контролирующий субъекты находятся в субординационных управленческих отношениях.

Некоторые органы, например, федеральная инспекция труда, принимают на себя выполнение функций как надзора, так и контроля (ст. 353 ТК РФ).

Юрисдикционные правоотношения в сфере труда складываются, как правило, в связи с разрешением спора о праве (индивидуального трудового спора). Они характеризуются тем, что его непременным участником является орган, компетентный рассматривать соответствующий трудовой спор и выносить по нему обязательное к исполнению решение. По своему субъектному составу юрисдикционное правоотношение является как минимум трехсторонним. В нем участвуют сторона, чье право нарушено (или предполагается нарушенным), сторона, нарушившая соответствующее право, и юрисдикционный орган, выносящий решение по спору. С содержательной точки зрения данное правоотношение характеризуется тем, что связь между спорящими сторонами опосредована юрисдикционным органом, — соответственно, ни одна из них не может непосредственно ни управомочить, ни обязать другую сторону, это вправе сделать лишь юрисдикционный орган.

Юридическим фактом, лежащим в основе возникновения юрисдикционного правоотношения, является официальное обращение заинтересованной стороны за разрешением спора, прекращается такое правоотношение с момента выполнения решения (постановления) юрисдикционного органа по существу спора.

Основанием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты — указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Роль юридических фактов в праве не ограничивается толь­ко тем, что они служат основанием, изменением или прекраще­нием правоотношений. Рождение человека, достижение совершеннолетия, смерть — это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособ­ности и дееспособности.

Признаки юридического факта:

1. Юридический факт — это жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли и чувства юридическими фактами не признаются).

2. Юридический факт — это обстоятельство, выражающее­ся в наличии или отсутствии определенных явлений.

3. Это такие обстоятельства, которые предусмотрены нор­мой права.

4. Юридические факты должны быть зафиксированы, т.е. надлежащим образом оформлены (подтверждены).

5. Юридические факты вызывают правовые последствия.

Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся:

1) правообразующая — факты вызывают наступление правовых последствий;

2) правоизменяющая — изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изоб­ретения третьему лицу);

3) правопрекращающая — обстоятельство истечения срока действия (например, патента);

4) правовосстанавливающая — возможность восстановле­ния права (например, права на патент).

Классифицируют юридические факты по следующим основаниям:

I. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие.

1. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.).

2. Правоизменяющие факты влекут изменение прав и обя­занностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повы­шение в воинском звании, должности и т.п.).

3. Правопрекращающие факты прекращают права и обязан­ности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.).

II. По связи с волей участников правоотношений – на события, действия и юридически значимые состояния.

1. События — это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п.

Среди юридических событий выделяют абсолютные и от­носительные события,

Абсолютные события — это такие обстоятельства, кото­рые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависи­мости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные собы­тия порождают только один ряд юридических последствий.

Относительные события — обстоятельства, вызванные де­ятельностью людей, но выступающие в данных правоотноше­ниях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные собы­тия могут порождать два ряда последствий. В последнем слу­чае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породив­шей, в частности с правонарушениями.

Иногда правовые последствия одного ряда влияют на по­следствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызван­ных неправомерным действием), исключается из числа наслед­ников (второй ряд последствий, вызванных событием).

2. Юридически значимые состояния — это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими про­цессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются бере­менность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, на­личие образования и т.д.

3. Действия — это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые по­следствия.

Действия в свою очередь делятся на правомерные, противо­правные (правонарушения) и общественно опасные деяния.

Противоправные действия (правонарушения) — это та­кие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступ­ки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения).

Общественно опасные деяния — это действия, которые при­чиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невме­няемых лиц и малолетних.

Правомерные действия — это такие юридические факты, ко­торые влекут возникновение улиц юридических прав и обязаннос­тей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступ­ки, юридические акты.

Юридические поступки — это действия, которые соверша­ются без намерения вызвать правовые последствия, однако пра­ва и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, со­здание произведения.

Юридические акты — это такие правомерные действия, ко­торые специально совершаются субъектами с целью вступле­ния их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уго­ловного дела, решение органа социального обеспечения о на­значении пенсии и т.д. В первом случае возникают имуществен­ные правоотношения, во втором — уголовно-правовые, в третьем — пенсионные.

Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на ад­министративные акты и сделки.

Административные акты — это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо пре­кращение правоотношений, участниками которых являются оп­ределенные лица. Административными актами являются и до­кументы, в которых закрепляются решения судебных, админи­стративных и других юрисдикционных органов. Например, вы­дача (акт-действие) ордера (документ) на арест.

Сделки — это правомерные действия, направленные на воз­никновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые по­следствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (тре­буют соглашение между двумя лицами).

III. По характеру воздействия различают позитивные и не­гативные юридические факты.

1. Позитивные факты — это обстоятельства, которые спо­собствуют возникновению правоотношений. Так, для вступле­ния в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность.

2. Негативные факты — это обстоятельства, которые пре­пятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

В ряде случаев для возникновения правоотношений, их из­менения или прекращения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава име­ет важное практическое значение.

Фактический состав может быть определен законом конкрет­но, с указанием всех его элементов. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юридических фак­та: наступление пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа и решение о назначении пенсии. Все эти усло­вия конкретно определены законом. Если одного из этих фактов нет, то гражданин не может получить пенсию по старости в пол­ном размере.

Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления еще недостаточно наличие правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва» и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.

Для того, чтобы норма начала работать необходим «возбудитель».Таковым является юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

По волевому признаку юридические факты делятся на:

— события – обстоятельства, природные явления, возникновения которых не зависит от воли человека (смерть, стихийные явления);

— действия – обстоятельства, которые стали результатом воли человека. Под действиями в юридической науке понимаются не только активные, положительные действия, но и бездействия людей в тех случаях, когда норма права обязывает их к активным действиям.

В свою очередь действия подразделяются на:

— правомерные действия – совершаются в соответствии с требованиями юридических норм;

— неправомерные действия – нарушают требования правовых норм, приносят вред обществу и государству.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на:

— юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия – сделки, судебные решения;

— юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерений лица, их совершающего – создание художественного произведения.

При рассмотрении отдельных видов юридических фактов выделяется и более мягкая классификация.

События классифицируются:

2. По происхождению:

— природные (стихийные) – абсолютные;

— зависящие в своем происхождении от человека (поджог, пожар, страховые отношения) – относительные.

3. По длительности:

— моментальные (происшествия);

— длящиеся (процессы).

4. По повторяемости:

— уникальные;

— периодические.

5. По характеру последствий:

— обратимые;

— необратимые.

Правомерные действия:

2. По субъекту:

— действия государственных органов;

— граждан;

— организаций.

3. По способу фиксации:

— документированные;

— недокументированные.

4. По отраслевой принадлежности:

— материально – правовые;

— процессуально – правовые.

Неправомерные действия:

2. По степени общественной опасности:

— преступления;

— правонарушения;

— проступки.

3. По отраслям права:

— уголовные;

— административные;

— гражданско-правовые.

4. По мотиву:

— корыстные;

— хулиганские.

5. По форме вины:

— умышленные;

— неосторожные.

6. По субъекту:

— индивидуальные;

— групповые;

— совершенные организационной группой или преступным сообществом.

7. По возрастному критерию:

— преступления, совершенные несовершеннолетними;

— совершенные лицами, достигшими 18 летнего возраста.

По дополнительным основаниям все юридические факты могут быть:

— право образующие (поступление в вуз);

— право изменяющие (перевод с очной формы на заочную);

— право прекращающие (окончание вуза).

Вопрос №74. Понятие, признаки, виды фактических составов.

Нередко для возникновения представленных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом.

Фактический состав – это система юридических фактов, порождающих юридические последствия. Например: для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении лица на должность судьи РФ необходимы наличие гражданства достижение 25 летнего возраста, наличие юридического образования, стажа работы по юридической специальности, отсутствие факторов, препятствующих назначению, решение квалифицированной коллегии, указ Президента о назначении судьей.

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов, которая именуется фактическим составом.

В фактические составы могут входить как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение помимо такого события, как землетрясение, разрушившее дом, необходимо наличие действия, а именно такого, как договор страхования, заключенный страхователем — собственником дома со страховщиком.

В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными.

В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми.

Юридический факт — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов: 1) конкретность и индивидуальность. Юридический факт представляет собой уникальное (неповторимое) явление действительности, существующее в определенной точке пространства, в определенный момент времени, и, как правило, связанное с конкретными субъектами (например, факт регистрации брака); 2) социальная содержательность. События и действия, не имеющие значения или связи с социальной действительностью, не имеют и юридического значения (например, таковы явления природы — рассвет, таяние снега); 3) объективированное выражение. Мысли, чувства, желания человека не являются юридическими фактами; 4) прямая или косвенная связь с правом. Юридические факты, как правило, точно или в общем виде отражены в гипотезах правовых норм; 5) причинная связь с правовыми последствиями. В этом состоит смысл понятия юридического факта. Юридический факт вызывает, изменяет, прекращает правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности. Например, регистрация брака порождает правовые отношения между супругами, их права и обязанности по отношению друг к другу. По волевому признаку юридические факты делят на события и действия. События — юридические факты, не зависящие от воли человека. К ним относятся действия сил природы, рождение и смерть человека, истечение сроков. События разделяют на абсолютные и относительные. Абсолютные события никак не связаны с поведением людей (землетрясение, которым

разрушен дом), а относительные все же связаны с поведением людей. Действия — юридические факты, зависящие от воли человека. Юридические факты-действия — наиболее значимый для бытия права вид юридических фактов. Собственно, ради них осуществляется все правовое регулирование. Особой разновидностью действий признаются факты-состояния — длящиеся действия (например, состояние в браке, состояние в гражданстве). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делят на две группы: юридические акты и юридические поступки. Юридические акты — это правомерные действия дееспособного лица, имеющие цель достигнуть какого-то правового результата (договор, завещание, судебное решение). Юридические поступки — это действия, приведшие к юридическим последствиям, независимо от воли совершившего их человека (находка клада, создание литературного или художественного произведения, научное открытие). Такие действия признаются юридически значимыми даже в том случае, когда они совершены недееспособным лицом. Неправомерные действия (правонарушения) разделяются на следующие группы: 1) по степени общественной опасности — на проступки и преступления. Любое правонарушение наносит вред личности, обществу, государству, иным субъектам права. Но преступления имеют общественную опасность, т.е. наносят или создают угрозу для нанесения большого вреда; 2) по объекту — посягательства на личность, собственность, общественную безопасность, общественный порядок и т.д.; 3) по видам юридической ответственности — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные, международно-правовые; 4) по форме вины — умышленные и неосторожные. Иные классификации юридических фактов: 1) по субъекту — действия физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.; 2) по отраслевой принадлежности — конституционные, гражданско-правовые, процессуальные, трудовые и т.д.; 3) по способу выражения — документ, устное заявление, молчание, жест; 4) по характеру юридических последствий — правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права, называется фактическим (юридическим) составом. Фактические составы делятся на простые и сложные. Простые фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах одной отраслевой принадлежности (например, все факты, необходимые для заключения брака, относятся к семейному праву). Сложные фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах разной отраслевой принадлежности (например, для вынесения постановления о производстве обыска необходимы факты, относящиеся к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству). Фактические составы следует отличать от образований иного характера — сложных юридических фактов. Главное их отличие состоит в том, что фактический состав — это система юридических фактов, а сложный юридический факт — система признаков одного факта (например, состав правонарушения).

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

  • административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
  • административной правоспособности и дееспособности субъекта;
  • юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Назовите юридические факты порождающие административно правовые отношения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *