Не является источником трудового права

Система источников трудового права имеет вертикальную т горизонтальную структуры. Вертикальная структура обуслов-1 лена иерархической соподчиненностью источников трудового| права в зависимости от своей юридической силы:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры (например, конвенции МОТ);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);

7) законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ;

8) нормативно-правовые акты органов местного самоуправ­ления;

9) коллективные договоры и соглашения;

10) локальные нормативные акты.

Горизонтальная структура системы источников трудового права обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых и связанных с ними отно­шений. В этом смысле в системе трудового права выделяют общие и специальные нормы. Общие нормы трудового права распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от половозрастных, отраслевых, территориальных и иных факторов. В этом смысле принято говорить об общем и специальном законодательстве, регулирующем трудовые и связанные с ними отношения. При­мером специального законодательства является, например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кото­рый закрепляет особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих.

Конституционные основы трудового права. Конституция РФ обладает высшей юридической силой в Российской Федерации. Прежде всего, Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых отноше­ний. Так, в ст. 37 закрепляются:

1) принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

2) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

3) право на справедливое вознаграждение за труд, а также на защиту от безработицы;

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые спо­ры, включая право на забастовку;

5) право на отдых, которое включает гарантии продолжитель­ности рабочего времени, установленной законом, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Кроме того, многие социально-трудовые права граждан производны от иных конституционно закрепленных прав. На­пример, ст. 30 Конституции РФ закрепляет право каждого на объединение. В социально-трудовой сфере это право предполагает свободу объединения в профессиональные союзы.

Наконец, ст. 72 Конституции РФ устанавливает принцип формирования трудового законодательства, согласно которому трудовое право находится в совместном ведении Россий­ской Федерации и субъектов РФ.

Международно-правовые источники трудового права. Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним, национальным законодательством, то применя­ются правила международного договора.

Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации в социально-трудовой сфере являются конвенции Международной организации труда (МОТ). Напри­мер, Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обяза­тельном труде» (Женева, 28 июня 1930 г.), Конвенция МОТ №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (Женева, 4 июня 1958 г.) и др. Конвенции МОТ представляют собой универсальные или всеобщие международные соглашения. В специальной литературе иногда говорят о существовании Международного трудового кодекса, который образуют кон­венции и рекомендации МОТ. В настоящий момент Российской Федерацией ратифицировано около пятидесяти конвенций МОТ.

Среди других международных соглашений, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, можно отметить международные договоры регионального значения, прежде все­го акты Содружества Независимых Государств (СНГ). На­пример, Хартия социальных прав и гарантий граждан неза­висимых государств, которая утверждена Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г.

Кроме того, социально-трудовые отношения (в числе прочих) являются предметом двусторонних соглашений Россий­ской Федерации. В таких соглашениях могут решаться вопросы взаимного признания образования стажа и т.п. В качестве примера можно привести заключенный 8 декабря 1999 г. в Москве Договор о создании Союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Федеральные законы. Основным федеральным законом в трудовом праве является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с послед, изм.). ТК РФ не является федеральным конституционным законом, однако занимает особое место в системе трудового законодательства, поскольку все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений должны соответствовать ТК РФ. Согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудо­вого права, применяется ТК РФ. Изменить правила, установленные ТК РФ, можно только путем внесения в него поправок.

Среди иных законов, содержащих нормы трудового права, можно назвать, например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных тру­довых споров» (с послед, изм.), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» (с послед, изм.), Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с послед, изм.) и т.п. Нужно сказать, что в основе своей положения этих законодательных актов были включены в содержание ТК РФ.

Подзаконные акты. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам. На современном этапе указное правотворчество не характерно для регулирования трудовых отношений, поскольку все наиболее важные вопро­сы регулируются ТК РФ и федеральными законами. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере. Например, Указом Президен­та РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» регулируются некоторые вопросы служебного распорядка сотрудников органов Госнаркоконтороля РФ.

Постановления Правительства РФ должны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, как правило, принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. На сегодняшний день постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода порядки, перечни и т.п. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое управомочие Правительства РФ на принятие того или иного акта. Например, согласно ст. 253 ТК РФ перечни работ с вредными или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вруч­ную, должны утверждаться в порядке, установленном Прави­тельством РФ. Правительством РФ в этой связи было принято постановление от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается при­менение труда женщин».

Акты федеральных органов исполнительной власти, т.е. ведомственные акты. Наиболее значимыми в сфере трудового права среди них являются акты Министерства труда и социального развития (Минтруда РФ). Как правило, Минтруда РФ конкретизирует и разъясняет действующее трудовое законодательство. В качестве примера можно привести поста­новление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с послед, изм.).

В соответствии с Указом Президента РФ 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Министерство труда и социального развития Российской Федерации упраздняется, а его функции по принятию нормативных правовых актов передаются Федеральной службе по труду и занятости при Министерстве здравоохране­ния и социального развития РФ. Вместе с тем акты, принятые Минтруда РФ, сохраняют свою юридическую силу. Более того, по сегодняшний день действуют некоторые акты Госкомтруда СССР. Например, постановление Госкомтруда СССР от 5 февраля 1991 г. № 24 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала, занятым на горных работах по разведке и добыче урановой, бериллиевой и ториевой руд в атомной энергетике и промышленности».

Кроме того, акты, содержащие нормы трудового права, могут утверждаться и иными федеральными органами в пределах их компетенции. Важную роль в регулировании трудовых отношений и в особенности отношений по охране труда играют акты Министерства здравоохранения РФ (Минздрав РФ). Например, приказ Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 405 «О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников». Не случайно в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство здравоохранения Российской Федерации упразднено, а его функции также переданы образованному Министерству здра­воохранения и социального развития Российской Федерации.

Законодательство субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство является предметом со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом указанные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ). ТК РФ устанавливает, что такие акты должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также ведомственным актам (ст. 5 ТК РФ).

В ст. 6 ТК РФ разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В частности, законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативно-правовыми актами федерального значения. К ним относятся:

1) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

2) основы социального партнерства;

3) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

4) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

6) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения и некоторые другие вопросы.

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Однако эти нормативно-правовые акты субъектов РФ, во-первых, не могут противоречить федеральному законодательству и, во-вторых, не должны снижать уровень трудовых прав, гарантий и льгот, предоставленных работникам федеральным законом.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие тру­довые и связанные с ними отношения и по тем вопросам, правовое регулирование которых согласно ст. 6 ТК РФ относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Это возможно в случае «правового пробела», т.е. когда на федеральном уровне отсутствует соответствующий закон или иной нормативно-правовой акт (т.е. «опережающее нормотворчество» субъектов Российской Федерации). Если же впоследствии принимается федеральный нормативно-правовой акт по этим вопросам, то соответствующий акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Нужно сказать, что довольно большое количество законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в свое время было принято по вопросам социального партнерства. В част­ности, такие законы были приняты в Москве, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Саратовской и иных областях.

Акты органов местного самоуправления. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления, должны соответствовать федеральному законодательству, федеральным подзаконным актам и нормативно-правовым актам субъектов РФ. Как правило, в сферу правового регулирования таких нормативно-правовых актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерства и т.п. В качестве примера можно привести постановление главы г. Пензы от 20 октября 1997 г. № 1488 «Об организации и проведении общественных работ».

Коллективные договоры и соглашения. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам представляют собой особый вид источников трудового права — договор нормативного содержания. Коллективные договоры и соглашения могут заключаться как на двусторонней основе, между работниками и работодателями в лице своих представителей, так и на трехсторонней основе — с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Предметом коллективных договоров и соглашений, как правило, являются условия оплаты труда (ими могут устанавливаться тарифные ставки по организации или отрасли), раз­личного рода доплаты, компенсации и т.п. По соглашению сторон в содержание коллективного договора или соглашения могут включаться самые различные вопросы. Однако согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В противном случае такие условия не будут применяться (при этом речь не идет о недействительности всего договора или соглашения в целом).

Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организации и действует только в отношении работников данной организации.

Коллективные соглашения могут заключаться на различных уровнях. На федеральном уровне Российская трехсторон­няя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, в состав которой входят представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представи­тели Правительства РФ, разрабатывает и заключает Генеральное соглашение. В настоящий момент действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг., которое было заключено в Москве 20 декабря 2001 г. На региональном уровне функционируют областные и республиканские трехсторонние ко­миссии по регулированию социально-партнерских отношений, а на местном уровне — территориальные комиссии. Кроме того, коллективные соглашения могут заключаться на уровне отрасли экономики — отраслевые соглашения.

Локальные акты. Такие акты принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации. Путем издания обязательных для исполнения всеми работниками данной организации нормативных актов работодатель реализует функций по управлению трудом и организации трудового процесса. Так, например, в организации могут приниматься следующие локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка орга­низации, Положение о премировании, Положение об аттестации работников и т.п. Необходимо, однако, учитывать, что локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.

Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного профсоюзного органа при принятии таких актов. Так, напри­мер, по прямому указанию ТК РФ с учетом мнения профсоюза должны приниматься Правила внутреннего трудового распо­рядка (ст. 190), локальные акты, устанавливающие различного рода премии и стимулирующие выплаты (ст. 144), график от­пусков (ст. 123) и т.п. В соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты, принятые без учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Порядок учета мнения профсоюза при принятии локального акта предусмот­рен ст. 372 ТК РФ. Работодатель направляет проект локального нормативного акта с обоснованием по нему в выборный профсоюзный орган, который в течение пяти рабочих дней направляет работодателю свое мотивированное мнение. В случае несогласия с проектом локального акта работодатель должен в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзом, и если согласие так и не будет достигнуто, он вправе принять локальный нормативный акт. Профсоюз в этом случае может начать процедуру коллективного трудового спо­ра. Таким образом, хотя формально процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, однако, по сути, она никак его не обязывает. Другими словами, работодатель может принять локальный акт и при отсутствии согласия профсоюза.

Источники трудового права

Источники трудового права представляют собой результаты правотворческой деятельности органов государства и совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере труда, образующие систему, единство которой обусловлено наличием соответствующих общественных отношений, а также единого предмета и метода отрасли, принципов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Под источниками трудового права в целом понимается трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В материальном смысле под источниками права принято понимать причины и условия, оказывающие влияние на формирование права и предопределяющие характер правового регулирования общественных отношений. В этом значении источник права рассматривается как фактор правотворчества.

В формальном смысле источник права представляет собой форму внешнего выражения и существования права. В таком качестве источник права, по сути, представляет собой результат правотворчества.

Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, т.е. на лицо существование двухуровневой системы правового регулирования трудовых отношений: акты федерального и регионального уровня.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены, в частности, основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; основы правового регулирования трудовых отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам; порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также система и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль, порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; система государственной статистической отчетности по вопросам груда и охраны труда, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

К источникам трудового права относятся:

  • • Конституция РФ, в которой провозглашены такие основные права человека в сфере труда, как: право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии; право на безопасные условия труда; право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ; право на защиту от безработицы; право па индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установ- ленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку; право на отдых;
  • • Трудовой кодекс РФ — основной кодифицированный акт в сфере регулирования трудовых правоотношений, имеющий приоритетное действие по сравнению с иными законами и подзаконными актами;
  • • Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» устанавливает применение мер и временных ограничений при введении чрезвычайного положения. Например, запрещение забастовок может быть предусмотрено указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • • Федеральный конституционный закон «О военном положении» регламентирует привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановления поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
  • • Закон РФ о занятости населения в Российской Федерации, устанавливающий механизм реализации конституционного права на защиту от безработицы;
  • • Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определяющий гарантии и компенсации для работников, работающих в районах Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате;
  • • Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», регламентирующий права профсоюзов по представлению и защите интересов работников на коллективных переговорах, при разрешении коллективного трудового спора, при осуществлении локального регулирования и правоприменения;
  • • Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», регламентирующий порядок формирования специального органа, задачами которого является ведение трехсторонних переговоров, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д.;
  • • Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», закрепляющий особые условия труда для работников, непосредственно занятых на работах, связанных с дислокацией, техническим обслуживанием, уничтожением химического оружия;
  • • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части особенностей привлечения иностранных граждан к работе на территории РФ.

К источникам трудового права относятся также подзаконные нормативные правовые акты:

  • • указы Президента РФ;
  • • постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права. Данные акты не должны противоречить ТК РФ, а также иным законам. Например, постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестаций руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • • акты федеральных органов исполнительной власти, которые принимаются в соответствии с положениями о конкретных министерствах, регистрируются в Минюсте России и публикуются для общего сведения. Среди них особое место занимают акты Минтруда России, которые устанавливают условия, типовые нормы труда и пр.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, или если по данному вопросу не приняты федеральные нормативные правовые акты. В этом случае акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ, приводятся в соответствие с федеральными законами. Как уже было сказано выше, региональные нормативные акты не могут устанавливать трудовые права и гарантии работникам ниже федерального уровня, а также каким-либо образом противоречить ТК РФ.

Помимо органов государственной власти, которые принимают акты, регулирующие трудовые правоотношения, органы местного самоуправления также принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права но вопросам, отнесенным к ведению органов и должностных лиц местного самоуправления.

К числу источников трудового права относятся также и общепризнанные принципы (основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо) и нормы международного права (правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Аналогичная норма содержит ст. 10 ТК РФ.

Международные договоры как особый источник трудового права имеют приоритет над национальным законодательством. Так, согласно Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового нрава, применяются правила международного договора.

К числу международных договоров, содержащих нормы трудового права, относятся акты, принимаемые ООН, Советом Европы, Международной организацией труда, двусторонними соглашениями между Российской Федерацией и иностранными государствами. Например, Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская социальная хартия (1961), Женевская декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) и др.

  • См.: Трудовое право России : учебник для бакалавров / под общ. ред.Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова., 2013. С. 163—164.

Понятие и источники трудового права. Понятие трудового договора. Порядок заключения трудового договора

Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей и иные непо-средственно с ними связанные, производственные и трудовые отношения. Оно представляет собой совокупность правовых норм.

Источники трудового права — нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений. Они принимаются компетентными государственными органами (иногда с учетом мнения профсоюзных органов).

Источники трудового права классифицируются:

1) по юридической силе — на законы и подзаконные акты;

2) по органам, принявшим нормативный акт, — на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления;

3) по форме — на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, разъяснения, рекомендации и др.;

4) по сфере действия — на общефедеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые, муниципальные (местные), локальные;

5) по степени обобщенности — кодифицированные, комплексные и текущие.

Источники трудового права определяют поведение работников в процессе труда и регулируют трудовые отношения.

Трудовое законодательство — это совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Источниками трудового права являются:

1) Конституция РФ: ст. 30 (право на объединение,

включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), 37 (право на труд);

2) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);

3) иные федеральные законы (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и т.д.);

4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 1 ТО «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ»);

5) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

6) конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

7) акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся а законах, должны соответствовать Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять эту трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять эту трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Стороны — работодатель и работник.

Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, которые подписываются сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой — хранится у работодателя.

Существенные условия:

1) место работы (структурного подразделения);

2) дата начала работы;

3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием или конкретная трудовая функция. Если с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот или ограничений, то наименование таких должностей, специальностей и профессий должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;

4) права и обязанности работника;

5) права и обязанности работодателя;

6) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях;

7) режим труда и отдыха (если у данного работника он отличается от общих правил в организации);

8) условия оплаты труда (размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

9) виды и условия социального страхования.

В трудовом договоре могут быть условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного срока, если обучение было за счет средств работодателя, и другие условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с ТК РФ.

Условия трудового договора могут изменяться только по письменному соглашению сторон.

Трудовой договор может заключаться с гражданами, достигшими 16 лет (в некоторых случаях — 15 лет).

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок—не более 5 лет (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

15.2. Заключение трудового договора

Заключение трудового договора — это процесс приема на работу в качестве работника.

Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам, и запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.

Заключение трудового договора допускается 9лицами, достигшими возраста 16лет, 15 лет — в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа оценки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время лег-кого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения

Не является источником трудового права

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *