Неисполнение государственного контракта

Какова ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ?

Для того чтобы стимулировать заказчика и поставщика к качественному исполнению своих обязательств в рамках государственного контракта, законодательство о контрактной системе предусмотрело штрафные санкции и неустойки за допущенные нарушения.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовое регулирование начисления штрафов и пени

Начисление пени и штрафов за допущенные нарушения по 44-ФЗ опирается на положения ст. 34 44-ФЗ и Постановление Правительства №1042 от 2017 года. Последний нормативно-правовой акт сменил ранее действующий документ, который указывал на правила начисления неустоек – Постановление Правительства от 2013 года №1063. Обновленное Правительственное Постановление начало регламентировать сферу начисления неустоек более детально, но базовое условие остался прежним: чем выше цена контракта, тем меньше штраф.

Особенности начисления неустоек указываются в государственном контракте. Следует различать штрафы в виде фиксированной суммы и пени, которые начисляются за каждый день просрочки обязательств.

Также ответственность для сторон может устанавливаться в соответствии с нормами КоАП.

Права и обязанности заказчика и исполнителя по государственному контракту

Любое взятое на себя обязательство должно быть должным образом исполнено (ст. 309 ГК). Это требование распространяется и на обязательства по исполнению государственных контрактов по требованиям 44-ФЗ.

В обязанности поставщика входит качественное исполнение обязательств по государственному контракту в установленные сроки, тогда как заказчик должен принять выполненную работу и оплатить ее на условиях договора.

Помимо этого, к важнейшим обязанностям поставщика относят:

  1. Информирование государственного заказчика о процессе исполнения государственного контракта, а также обо всех возникающих сложностях.
  2. Соблюдение сроков исполнения обязательств.
  3. Соблюдение требований заказчика и нормативов к качеству товара, услуги или работы.

Помимо обязанностей, поставщику гарантирован ряд прав. Так, он может потребовать расторжения контракта при неоднократной просрочке при оплате, при противодействии со стороны заказчика в реализации контракта, при необоснованном занижении цены контракта. Поставщик вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества работы или оказанной услуги в случае, если он считает претензии со стороны заказчика необоснованными.

Заказчик, помимо своевременной оплаты в адрес поставщика, должен придерживаться сроков публикации закупочной документации в ЕИС, проводить экспертизу поставленного товара, своевременно перечислять обеспечение после выполнения условий контракта.

При неисполнении условий контракта поставщиком заказчик должен потребовать устранения недостатков, а если те не будут устранены в отведенные сроки, то заказчик вправе потребовать расторжения договора.

Наиболее типичными примерами неисполнения своих обязательств сторонами является:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение работ в неполном объеме.
  3. Нарушение требований к качеству работ.
  4. Неоплата работы в положенные сроки.

На основании ч. 5 ст. 34 44-ФЗ при просрочке исполнения обязательств заказчиком поставщик вправе потребовать у него уплаты пени и штрафов по условиям договора. По п. 6 указанной статьи аналогичным правом наделен и заказчик.

Стоит учитывать, что вопрос начисления пени и штрафов не решается на усмотрение заказчика. Заказчик обязан начислить неустойку, если поставщик не исполнил свои обязательства должным образом или допустил просрочку, и прописать порядок их начисления в контракте по п. 4 ст. 34 44-ФЗ.

Также заказчик не вправе изменить установленный законодательством порядок начисления пени и штрафов даже по соглашению сторон.

Заказчик вправе не начислять пени и штрафы лишь в оговоренных законом случаях. Например, при закупках у единственного поставщика на сумму 300 (или 600 тыс. р. ) по нормам ст. 93 44-ФЗ. В частности, при закупках медикаментов, посещений зоопарка, театра, концерта, кинотеатра, цирка и пр.

Виды нарушений

В 44-ФЗ предусмотрено две основные разновидности нарушений: ненадлежащее исполнение условий контракта и просрочка исполнения. Первый тип нарушений влечет за собой штрафные санкции, за просрочку заказчик начисляет пени или неустойку.

Ненадлежащее исполнение контракта обозначает, что поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга не соответствуют требованиям закупочной документации. Факт несоответствия может быть выявлен в ходе приемки работ заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

Заказчик не вправе выходить за сроки, которые прописаны в контракте. Он должен поставить товары, выполнить работу или оказать услугу в заранее оговоренные временные рамки. Пени не начисляются за то время, которое нужно заказчику для приемки товара, оказанной услуги или выполненной работы, согласно разъяснениям Минфина из письма от 2017 года №24-03-08/73293.

Изменять значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. К таким существенным условиям относят и сроки его реализации. При просрочке, которая была допущена по вине поставщика, придется заплатить неустойку. Если вины поставщика нет, то можно попробовать оспорить начисленные пени и штрафы.

В случае если поставщика смущают сжатые сроки реализации работ, то изменить их можно только на этапе подачи заявки на участие. В частности, поставщик может пожаловаться на заведомо невыполнимые сроки исполнения контракта в ФАС, так как они являются способом ограничения конкуренции.

Стоит отметить, что штрафы за ненадлежащее исполнение контракта сегодня на порядок выше штрафов за просрочку в исполнении обязательств. Поэтому если сроки действия контракта подходят к концу, а поставщик понимает, что не успевает качественно исполнить свои обязанности в срок, то ему выгоднее выполнить работу качественно, хоть и с небольшой просрочкой. В результате он потеряет меньше денег.

В адрес поставщика могут одновременно предъявить требования о начислении пени и штрафов. Но если он допустил только просрочку, то правомерно начисление пени, если же это сопровождалось некачественным выполнением работ, то дополнительно начисляют штрафы.

Размер ответственности

Величина штрафов и пени за нарушения в исполнении контрактов имеет индивидуальный характер. Их начисляют по правилам, которые установлены в Постановлении Правительства №1042 от 2017 года.

Порядок расчета пени

Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, рассчитанной от цены контракта за каждый день просрочки. Такая цена может быть уменьшена на сумму качественно исполненных работ, если поставщик уже приступил к реализации контракта. Размер неустойки ограничен ценой контракта и не может превышать ее.

С 2017 года порядок расчета пени стал одинаковым и для заказчика, и для поставщика. В ранее действующих правилах пени для поставщика рассчитывались по особой формуле и могли устанавливаться в размере более 1/300 ставки рефинансирования.

Заказчик обязан заплатить пени при просрочке своих обязательств по уплате средств, положенных поставщику. Пени начисляют на неоплаченную часть суммы. По нормам ст. 34 44-ФЗ на оплату услуг исполнителя у заказчика есть не более 30 календарных дней. Если закупка проводится среди СМП, то оплатить их работы следует в течение 15 рабочих дней.

Пени начисляется со дня, который следует за датой исполнения обязательств по госконтракту.

Пени рассчитываются по следующей формуле:

  • цена государственного контракта за вычетом исполненных обязательств / 300 * ключевая ставка * количество дней просрочки.

Пени начисляют за каждый день просрочки, включая календарные, праздничные и выходные, согласно Пояснению Минфина от 2016 года №02-04-06/21780.

Например, заказчик должен был оплатить контракт 1 ноября на сумму 1 млн р., а оплатил 16 ноября. Пени за просрочку составят 1000000 / 300 * 6,5 * 15 = 3250 р.

Помимо уплаты пени, заказчика могут обязать уплатить штрафные санкции в размере 30-50 тыс. р. по ст. 7.32.1 КоАП.

За нарушение сроков возврата обеспечения заказчику также грозит не только начисление пени, но и штрафов по нормам КоАП. Если просрочка составила не более 3 дней, то штраф по ч. 1 ст. 7.31.1 составит 5000 р. для должностных лиц, 30000 р. – для юридических лиц. За нарушение порядка возврата денег, которые были внесены в виде обеспечения заявки на участие, более, чем на 3 дня, заказчику грозит штраф по ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП: 15000 р. для должностных лиц и 90000 р. – для юридических.

Заказчик обязан прописать в контракте пени и штрафы в порядке, который утвержден законодательно. Если он этого не сделает, то заказчику придется заплатить штрафы по нормам КоАП, а положения контракта могут быть оспорены в суде.

Правила расчета штрафов

Размер штрафов начисляется в зависимости от НМЦК. Штрафы в адрес заказчика начисляются за каждое неисполненное им обязательство по государственному контракту. Штрафы за просрочку заказчику устанавливаются в виде фиксированной суммы, а не в виде определенного процента, как для поставщика. При цене контракта до 3 млн р. штрафы составляют 1000 р., от 3 до 50 млн р. – 5000 р., от 50 до 100 млн р. – 10000 р., свыше 100 млн р. – 100000 р.

Штрафные санкции за неисполненные или ненадлежаще исполненные обязательства по контракту в адрес поставщика устанавливаются в размере, который зависит от цены контракта или его отдельного этапа:

Величина штрафных санкций также зависит от категории исполнителя. Для представителей малого бизнеса и социально ориентированных НКО штрафы установлены в размере 1% от цены контракта или отдельного этапа, но не менее 1 тыс. р. и не более 5 тыс. р. (при цене контракта 10-20 млн р.), 2% – при цене 3-10 млн р., 3% – при цене до 3 млн р.

Сниженный размер штрафа для субъектов малого бизнеса применяется, если они участвуют в закупках по нормам ст. 30 44-ФЗ (исключительно среди СМП и СОНКО).

Если представители малого бизнеса реализуют контракт по результатам закупки на общих основаниях, то к ним применяются стандартные штрафы.

Если контракт заключается с поставщиком на условиях обязательного привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ, а поставщик его не исполнил, то для него предусмотрен штраф в размере 5% от объема непривлеченных поставщиков.

В другом порядке рассчитываются штрафы на повышение цены (такая ситуация возникает при электронном аукционе, когда на определенном этапе закупки участники начинают бороться за право подписания госконтракта). Если цена контракта более НМЦК, штрафы рассчитываются с учетом цены контракта. В других случаях поставщикам следует отталкиваться от НМЦК.

Если обязательства в части госконтракта не имеют стоимостного выражения, тогда за неисполнение сторонам положен штраф:

За ненадлежащее исполнение работ по строительству и реконструкции, которые подрядчик должен был выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости работ.

Если в рамках контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения, то штраф рассчитывается с опорой на цену отдельного этапа (на основании п. 2, 3 Постановления Правительства №1042).

Заказчику следует предусмотреть в проекте госконтракта все возможные штрафы с учетом снижения участниками закупки цены контракта.

Например, при цене контракта в 5 млн р. нужно, помимо штрафа в 5% для данной цены, установить штраф в 10%, как при цене в 3 млн р. Если поставщик контрактной службы не установит все возможные штрафы, то ему самому может грозить ответственность в 3000 р. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Как платить пени и штрафы

В случае если поставщик согласился с тем, что он нарушил обязательства по контракту, то порядок действий будет следующим:

  1. Заказчик оформляет письменную претензию в свободном формате с описанием факта просрочки, там он указывает реквизиты контракта, номер счета и сумму к оплате.
  2. Поставщик выражает согласие на оплату пени и перечисляет на указанный заказчиком счет денежные средства.
  3. Сторонами подписывается акт приемки.
  4. Заказчик оплачивает контракт.
  5. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются исполнителю.

Допускаются и альтернативные способы уплаты штрафных санкций, когда деньги взыскивает заказчик самостоятельно из средств, положенных к выплате поставщику. В этом случае применяется три варианта для удержания:

  1. Из суммы, которую должен выплатить поставщик за исполнение контракта.
  2. Из обеспечения государственного контракта.
  3. От банка, в котором поставщиком была оформлена гарантия на исполнение обязательств. Если в гарантии указан пункт о взыскании пени за просрочку, то заказчик может потребовать компенсации неустойки.

Можно ли избежать наказания

Нередко возникают ситуации, когда поставщик недоволен с начисленными пени и штрафами, и он считает, что в возникновении просрочки виноват заказчик. Например, поставщик допустил просрочку в исполнении обязательств по строительству из-за того, что заказчик несвоевременно передал ему проектную документацию.

На основании ч. 9 ст. 34 44-ФЗ поставщик может оспорить начисленные штрафы и пени при условии, если он докажет отсутствие своей вины или возникновение обстоятельств непреодолимой силы. В подобных ситуациях поставщик может обратиться за защитой своих интересов в судебную инстанцию. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

  1. Отказать в требованиях поставщика, встать на сторону заказчика и обязать истца полностью погасить штрафы и пени.
  2. Удовлетворить требования поставщика частично. Суд может прийти к выводу, что назначенная к уплате неустойка несоразмерно велика, и уменьшить ее размер (например, по формуле величина неустойки составила 1 млн р., суд может обязать вернуть 200 тыс. р. из-за несоразмерности последствий неисполнения обязательств). Уменьшить размер неустойки суд вправе, если заказчик сознательно ее завысил, или если она превысила стоимость неисполненных обязательств по ст. 333 ГК РФ.
  3. Освободить поставщика от уплаты при отсутствии доказательств от заказчика.

Гражданский кодекс не содержит закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Обычно перечень таких обстоятельств определяется заказчиком и фиксируется в закупочной документации. Это, например, стихийные бедствия, военные действия, забастовки, катаклизмы и пр.

Для того чтобы добиться удовлетворения своей позиции в судебной инстанции, поставщику следует позаботиться о сборе доказательной базы. В качестве доказательств могут выступать:

  1. Копия письменного отказа заказчика от проведения независимой экспертизы.
  2. Показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в установленные сроки или об отказе заказчика подписывать акт приема передачи.

Таким образом, в контрактной системе действует определенный порядок начисления штрафов и пени. Штрафы и пени начисляются за каждое нарушение при исполнении обязательств, при этом они не должны превышать цену контракта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Чем регулируется ответственность сторон за неисполнение контракта по 44-ФЗ, и какие виды наказаний предусмотрены законом?

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

  • законом 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства № 1042;
  • Административным кодексом;
  • Гражданским кодексом.

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% — 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% — если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% — если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% — при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% — при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% — при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Екатерина Авдеева

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России»

специально для ГАРАНТ.РУ

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В ст. 330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст. 405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов

Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах. Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.

1

Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.

Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна. Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности. Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.

2

Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.

В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.

3

Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.

Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком. На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.

4

Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.

В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст. 15, ст. 78 УК РФ 10 лет. В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.

Так, например, генеральный директор Л. в связи с невыполнением госконтракта и подписанием актов КС-2, КС-3 путем уговоров должностных лиц был обвинен в совершении хищения денежных средств путем обмана в особо крупном размере из бюджета Приморского края по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Защита была выстроена на досудебном соглашении с принятием мер к возмещению вреда, что позволило суду г. Владивосток Фрунзенского района назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, которое в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ считать условным (приговор суда от 28 августа 2017 г. по делу № 1-294/2017). Далеко не всегда признание вины и сотрудничество со следствием – это верная стратегия, она целесообразна только, когда вина действительно имеет место. Другая ситуация, когда предприниматель поставил товар, который закупил у надлежащего поставщика со всеми необходимыми документами, а товар был признан ненадлежащего качества и обвиняют в этом именно поставщика, то есть исполнителя госконтракта, было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту, предъявлением обвинения генеральному директору с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу. При чем вменяется ему не разница между суммой госконтракта и потраченной исполнителем суммой на приобретение поставленного товара, с привлечением виновных лиц в производстве ненадлежащего товара и вменения им оставшейся суммы, а вся сумма госконтракта, что чаще делает невозможным возместить такой ущерб. При чем никак не учитывается тот факт, что продукцию, признанную ненадлежащего качества, заказчик может эффективно использовать.

Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию. Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается. Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.

Неисполнение государственного контракта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *