Номер комиссара аварийного ДТП

Аварийные комиссары: инструкция по применению

Аварийные комиссары… Каждый что-то слышал об этой службе. Мы же решили разобраться подробно — зачем и в каких случаях нужен этот сервис и насколько оправданны расходы на него.

Когда случается ДТП, водители (да и пассажиры) впадают в стрессовое состояние (и хорошо, если еще обошлось без травм). Тут-то как из-под земли и появляются аварийные комиссары, которые пришли на российские дороги вместе со становлением рынка страховых услуг. Мнения автомобилистов разделились — кто-то считает их стервятниками и дармоедами (мол, что сложного — оформить элементарное ДТП), а кто-то находит их деятельность необходимой, особенно для начинающих и неопытных водителей. Дром решил выяснить, чем они полезны или бесполезны, а также узнать некоторые тайны профессии.

Стервятники или ангелы?

Созданный несколько лет назад европротокол был призван максимально упростить процедуру оформления ДТП (и частично с этой задачей справляется), а заодно «снять нагрузку» с аварийных комиссаров. Однако услуга сегодня по-прежнему востребована независимо от тяжести ДТП и причиненного ущерба — физического и морального.

ДТП на загородных трассах редко подпадают под европротокол — скорости выше, повреждения серьезнее

Вообще, по функционалу при «помощи в экстренных ситуациях» аваркомы чем-то похожи на юристов — в судах человек может, конечно, и самостоятельно вести дела, но профессионалы знают тонкости и зарабатывают на том, что эти тонкости могут повернуть в выгодную для клиента сторону. Да и при стрессе, опять же, можно упустить важные моменты. Вот только юристы имеют юридический статус и ответственность, а аварийные комиссары — это исключительно коммерческий сектор, не требующий специального образования и лицензий. Хотя некоторое время назад прежнее правительство России рассматривало вопрос наделения аваркомов юридическими обязанностями и ответственностью. Но все так и осталось на уровне разговоров, и сейчас, по сути, в обязанности аварийного комиссара, прописанные в договоре на оказание услуг, входят лишь фиксация факта ДТП (надлежащим образом) и предоставление клиенту готового пакета документов для обращения в страховую компанию.

А поскольку рынок этот «вольный», то есть разновидности комиссаров:

  • частники, имеющие опыт работы в страховой компании или ГИБДД и решившие применить свои знания;
  • фирмы, имеющие свой штат комиссаров и активно продвигающие свои услуги на рынке за счет рекламы;
  • «смешанный» тип. Фирма аварийных комиссаров заключает договоры со страховыми компаниями, услуга аварийного комиссара включается как допуслуга при продаже полисов каско. В таком случае страхователь платит за полис и услуги, а работу самого комиссара не оплачивает. За работу комиссаров фирме платит страховая компания (например, 1000 рублей за вызов, из которых 500 рублей достается непосредственно комиссару). «Смешанный» тип — потому что предприимчивые комиссары умудряются срубить денег за оформление с другого участника ДТП, у которого нет полиса каско.

«Женские» ДТП встречаются частенько. И нередко участницы крайне эмоциональны, причем каждая уверена в своей правоте. Поэтому обращаются к аваркомам

Кстати, взять деньги с другого участника ДТП — это так, мелочи. Некоторые комиссары в те времена, когда еще существовали разные методики подсчета ущерба и фактическая сумма ремонта могла в несколько раз оказаться выше страховой выплаты (и наоборот), закручивали целые схемы, как легальные, так и не очень. Например, предлагали пострадавшим за энную сумму переуступить право требования страховой выплаты от страховщика, а после уже «играли» с разными методиками, навариваясь на «дельте» между самым дорогим и самым дешевым расчетами. Когда перешли к натуральному возмещению ущерба по ОСАГО и единой методике расчета ущерба, маржинальность такой схемы резко сократилась. Теперь страховщиков, которые в своих расчетах отклоняются от единой методики более, чем на 10 процентов, ждут серьезные штрафы. Но, тем не менее, стоит опасаться «серых» комиссаров, которые будут предлагать уступить права на выплаты или продать автомобиль. Себе в убыток они точно работать не будут, а вот каковы будут финансовые последствия для пострадавшего, посчитать в моменте непросто.

Как комиссары узнают о ДТП

Конкуренция на рынке аварийных комиссаров высокая — услуга востребованная и рентабельная. Крутится в связи с этим каждый как может. Есть неписаное правило: «кто первый, того и тапки»: в случае ДТП участники обращаются к первому приехавшему комиссару, те, кто подъехал позже, не имеют права вмешиваться в процесс. Кроме тех случаев, когда участники аварии вызвали знакомого комиссара, но к месту ДТП подъехал первым другой — тогда приоритет у того, которого вызвали «согласные» клиенты (так на языке комиссаров называют водителей, которые самостоятельно вызвали аваркома). Бывают и конфликты между комиссарами на этой почве. Дерущихся сотрудников, правда, ни разу не видели — и это объяснимо, поскольку работы хватает на всех. Опытный комиссар может оформить простое ДТП минут за 20. В среднем услуга комиссаров стоит 2000–2500 рублей (хотя водители нередко торгуются — рынок-то свободный!), так что выяснять отношения — терять деньги.

На некоторых ДТП комиссарам делать нечего, там другая территория влияния

Как комиссары узнают о происшествиях и «делят поляну»? Во-первых, все чаще фирмы аварийных комиссаров тратятся на рекламу — кто-то ограничивается обычной наружкой и оклейкой своих автомобилей, а кто-то использует все современные способы, включая контекстную рекламу, социальные сети и, разумеется, сарафанное радио. Причем реклама адресована не только непосредственным участникам ДТП, но и «зевакам» — случается, комиссаров на место аварии вызывают очевидцы.

Используют аваркомы и реферальные программы «приведи друга»: на месте ДТП участникам раздаются визитки с номером организации, а на обратной стороне — классика жанра: «сообщи о ДТП и получи 100 рублей на телефон». Естественно, самыми ресурсными для такого канала информации всегда были и будут таксисты и маршрутчики, которые за день видят десятки аварий (а то и сами в них попадают).

Но самым надежным и официальным каналом информации, естественно, являются ГИБДД и диспетчерский центр, причем от диспетчеров комиссары получают информацию быстрее — если ДТП без пострадавших, инспектору адрес ДТП попадает не сразу. Как правило, у каждой конторы комиссары поделены по районам, и как только диспетчеру приходит адрес, он сразу передает его комиссару и тот едет на место происшествия. Также некоторые аваркомы используют рации, настроенные на «полицейскую» частоту.

Не забывают «санитары» ДТП и про метки в Яндекс.Картах, однако тут есть риск наткнуться на подлянку от конкурентов — метки частенько бывают фейковые.

В каких случаях комиссары полезны, а в каких нет

Но вот случилось неприятное — авария. Что делать и нужно ли вызывать аварийных комиссаров? Если в ДТП два участника, нет пострадавших, участники не имеют разногласий по определению виновника ДТП, у них есть действующие полисы ОСАГО и предполагаемая сумма ущерба не превышает 100 000 рублей (400 000 для Москвы и Санкт-Петербурга), то ДТП оформляется по европротоколу. Большая часть аварий в городе — мелкие. Догоняшки на светофорах, небольшие столкновения во дворах, притирки и прочее. Если участники ДТП из одного населенного пункта, и они определились, кто прав, а кто виноват, то можно самостоятельно оформить инцидент, не тратясь на услуги комиссаров. Главное — внимательно заполнить извещение о ДТП (это и есть тот самый европротокол) — бланк идет в комплекте с полисом ОСАГО. Если полис оформлен в электронном виде, то по заявлению страхователя страховая компания должна бесплатно выдать бланк в двух экземплярах. Иногда вызывать комиссаров приходится именно по причине отсутствия такого бланка у участников — у комиссаров, конечно же, он всегда есть.

Тот самый бланк извещения о ДТП, он же европротокол. Кстати, в упрощенной схеме оформления ДТП есть еще один существенный плюс — данные о ДТП не попадают в базу ГИБДД, и автомобиль-участник не будет отражаться в базах по VIN-номеру как битый

Кстати, еще одной проблемой для несведущих может оказаться экспресс-оценка повреждений автомобиля. Комиссары в силу большего опыта могут точнее определить стоимость повреждений, а если нет, то на помощь приходят рабочие чаты в WhatsApp или Viber, в которых помимо коллег обычно присутствует и представитель партнеров — независимой экспертизы. У них есть доступ к единой базе страховой компании, с помощью которой можно приблизительно посчитать стоимость восстановительных работ. И всегда нужно держать в уме скрытые повреждения — такую приписку обязательно нужно указывать в объяснении.

Если и комиссар, и пострадавший затрудняются с расчетами, рисуется схема и дальнейшее оформление происходит в ГИБДД.

«Пусти! Не пущу…». Тут и без приписки «возможны скрытые повреждения» на «еврик» не тянет

Бывает и так, что ДТП оформлялось по европротоколу, но потерпевший водитель поехал в страховую компанию, а там ему насчитали ущерба больше 100 000 рублей. Тогда участники ДТП снова встречаются и едут вместе в Управление ГИБДД своего города, пишут заявление и получают на руки постановление. Пострадавший в ДТП едет с копией этого постановления в свою страховую компанию, и страховая возмещает ему ущерб в полном объеме.

Но вернемся к ситуации, когда ущерб определенно меньше 100 000 рублей.

В извещении в графе «Обстоятельства ДТП» нужно детально указать — кто, куда, в какое время, на каком автомобиле двигался, уточнить обстоятельства самого столкновения. Виновнику важно написать, что он «с виной в ДТП согласен». Есть так называемые «специальные фразы»: «признаков алкогольного опьянения не усматриваю», «кроме транспортных средств пострадавших нет» — это рекомендуется писать в объяснении (но не обязательно). Не очень добросовестные страховые компании могут из-за отсутствия таких фраз сделать отказ в страховой выплате (статистику по отказам надо как-то поддерживать). Протокол можно переделать и подать заново — но на это тратится лишнее время. Также поправки в извещении можно делать только с подписями обоих участников («исправленному верить» и подпись), с исправлениями без этих меток страховая компания не примет документ.

Некоторые прямо на месте готовы выяснить, что там за скрытые повреждения. Иногда они очевидны, а иногда ущерб может оказаться существенно выше. Например, из-за сломанных креплений фар

Если всех этих нюансов не знать, есть страх ошибиться в заполнении бланка. А если участники ДТП из разных городов, то и в этом случае аварийный комиссар будет полезен: в его обязанности входит правильное заполнение всех бланков и извещений, а также предоставление их в ГИБДД (в том числе в отсутствие участников ДТП).

Что должен сделать аварийный комиссар

Поскольку, как уже говорилось, юридического статуса у комиссара нет, он действует в рамках договора оказания услуг, который либо подписывается участниками, либо вообще заключается устно — в этом случае тем более нет никаких гарантий и обязательств. Другое дело, что при такой конкуренции уже в интересах самого комиссара выполнить свою работу так, чтобы участники ДТП могли порекомендовать специалиста «родным и близким».

Как правило, функционал комиссара включает в себя фотофиксацию места ДТП — минимум четыре фото с привязкой к местности, чтобы автомобили были полностью в кадре, фото дорожной разметки (если она есть и особенно если влияет на степень вины водителей), фото повреждений каждого автомобиля.

Работа комиссара на месте аварии начинается с установления контакта и выяснения разногласий… …продолжается фотофиксацией ДТП… … и заканчивается сбором документов и заполнением извещения и, если требуется, составлением схемы ДТП

Если ДТП подходит под «еврик», заполняется бланк, если под европротокол не подходит либо сумма предполагаемого ущерба более 100 000 рублей, тогда рисуется схема и пояснения для инспектора. В отсутствие комиссара участникам придется ждать ГИБДД — как правило, весьма долго.

Бывают случаи, когда комиссар что-то делает неправильно и отправляет водителей в полк ДПС — инспектор звонит и просит комиссара приехать и перезаполнить все правильно. Также бывали случаи, когда комиссар некорректно заполнил европротокол, и уже сами водители звонили, просили переделать. Как правило, комиссар все потом исправляет, чтобы к нему не было претензий.

Однако если вдруг аварком ничего переделывать не станет, то с точки зрения закона наказать его будет проблематично.

Кроме непосредственного оформления ДТП, у аварийного комиссара может быть на руках сильный козырь — «свои» люди в ГИБДД. Ни о каких блатных схемах с признанием виновного невиновным речь, разумеется, не идет. Знакомство комиссара с инспектором в районе, в котором он работает, в некоторых ситуациях дает лишь преимущество в скорости и удобстве прохождения всей процедуры.

С развитием электронных услуг ожидание в ГИБДД существенно сократилось, но прием граждан по ДТП с материальным ущербом ведется не каждый день и не весь день. Как ни крути — придется подстраиваться, а это неудобно. Аваркомы берут эту часть волокиты на себя

Во-первых, «выделенный» инспектор отдельно принимает документы от комиссаров, сверяет по базе, проверяет все фотографии с места ДТП на соответствие правилам, заверяет все справки.

Во-вторых, по правилам, если оформление ДТП по каким-либо причинам не подходит под «упрощенку», оно должно оформляться через ГИБДД, и нужно везти машину в батальон, чтобы показать инспектору. Но бывает так, что машина не на ходу, и если инспектор знакомый, можно с ним договориться, чтобы автомобиль в ГИБДД не возить, а лишь сделать побольше фото повреждений да отправить. Также вполне ожидаемо, что водители не хотят сидеть в очередях в ГИБДД, в таком случае комиссар также может договориться с инспектором, чтобы он оформил участников вне очереди.

В-третьих, часто водители долго стоят на дороге, комиссарам платить не хотят, ждут «бесплатного» инспектора. А у инспектора, например, ДТП с пострадавшими (на комиссарском сленге оно называется «дорожка»), и у него нет возможности поехать на то ДТП, где его уже долго ждут. Тогда инспектор через аваркома может позвонить участникам, все объяснить и сказать, чтобы они оформлялись с комиссаром. Иногда они не хотят оформляться с комиссаром по причине недоверия. Инспектор приезжает, говорит, что он такое ДТП оформлять не будет, т. к. у него много других, и рекомендует все же водителям воспользоваться услугами комиссара.

Бывает и так, что участники просто разъезжаются, махнув рукой на повреждения. Время и нервы дороже

Впрочем, если виновник и пострадавший уже «бывалые», то, как уже говорилось, можно все оформлять и самостоятельно. И при ДТП с «несогласными» либо в случае, если предполагаемый ущерб превышает 100 000 рублей, участники также могут воспользоваться приложением для смартфона «ДТП. Европротокол» (для Android, для iOS). Правда, приложение имеет ряд технических ограничений и требований (освещенность места происшествия, читаемость VIN-номера, зависимость от сигнала GPS и GSM, необходимость иметь учетную запись на Госуслугах и регистрировать ДТП в течение 60 минут с момента его возникновения). Но тем, кто любит квесты и у кого все в порядке с нервами, определенно стоит попробовать.

И все же чаще ДТП происходит либо впервые, либо до этого подобные происшествия случались давно, и правильная последовательность действий подзабылась. Да и изменения в законодательстве периодически случаются, поэтому люди теряются — и аварийные комиссары именно в этот момент «подсекают» крючок.

Как вести себя с аварийным комиссаром. Что входит в «пакет услуг»

На что обращать внимание при взаимодействии с комиссаром, если все-таки решили прибегнуть к его услугам? Как с первых минут определить, профессионал вам предлагает свои услуги или халтурщик?

При фиксации ДТП важно не только сфотографировать повреждения, но и взять общий план, знаки, разметку — все, что может иметь значение для страховой компании

Первичных профессиональных признаков, как вы догадываетесь, нет. Прежде всего комиссар должен убедиться, что в ДТП нет пострадавших (если есть, то помочь оказать первую помощь и вызвать медиков и ГИБДД). Если все живы-здоровы, далее по чек-листу выясняется, подходит ли ДТП под европротокол. Затем у участников выясняются обстоятельства аварии. Чаще всего легко разобраться, кто прав, а кто виноват. Если нет единого мнения, то комиссар объясняет виновнику, что к чему (само собой, аварком должен если не наизусть знать ПДД, то уметь быстро найти и продемонстрировать виновнику пункт Правил, который он нарушил). К слову, неплохо бы и самим знать Правила — никогда лишним не будет.

Если доводы комиссара виновнику кажутся неубедительными, то аварком в любом случае оформляет все документы и направляет участников в группу разбора. И в любом случае комиссары стараются убедить столкнувшихся быстрее убрать автомобили с проезжей части — иной раз мелкие ДТП провоцируют километровые пробки. Если автомобиль получил такие повреждения, что не может своим ходом покинуть место ДТП, то аварийный комиссар может вызвать эвакуатор (как правило, у всех контор есть аффилированные перевозчики, которые оперативно прибывают по таким вызовам).

В случае, когда участники ни в какую не желают двигать свои автомобили, комиссар составляет схему, стороны ДТП ее подписывают, и все разъезжаются. Ну или не разъезжаются, если сильно хотят получить штраф за создание помех движению транспортных средств.

Водители маршруток — самые стабильные участники ДТП. Иногда в качестве пострадавших… … но гораздо чаще в качестве виновников. Конкретно этот персонаж — уже вип-клиент аваркомов: четвертое ДТП за год

Особняком стоят ДТП, из-за которых останавливается общественный транспорт, не способный объехать столкнувшиеся автомобили. Комиссары такие аварии любят, потому что у них появляется дополнительный рычаг воздействия на неторопливых граждан — всегда можно припугнуть штрафами и неустойками, который муниципальный перевозчик может выписать виновнику за каждый час простоя каждой единицы транспорта. Ладно, если речь идет о небольшом провинциальном городе, а вот какой-нибудь «Мосгортранс» может выкатить весьма внушительный счет. Практика, прямо скажем, нечастая, но прецеденты есть, и их нужно иметь в виду. Да и люди, кроющие трехэтажным тех, кто из-за пустячных повреждений блокирует движение, плюсов в карму не добавляют.

С точки зрения оформления ДТП с участием муниципалов мало чем отличаются от обычных — если под «еврик» не подходит и надо ехать в ГИБДД, то (если это ДТП с трамваем или троллейбусом) приезжает подменный водитель, который отгоняет транспорт в депо, а водитель-участник вместе с документами и другим участником ДТП едет в ГИБДД на оформление.

Кстати, входит ли в «сервисный пакет» аварийных комиссаров психологическая помощь участникам ДТП? Сами комиссары утверждают, что такой услуги, конечно же, нет, но иной раз приходится успокаивать чересчур агрессивных или раздосадованных водителей, рассаживать по машинам. Все бланки в таких случаях заполняются тоже по раздельности.

Массовые ДТП тоже любят обслуживать комиссары — участники могут хорошо скинуться. В этом эпизоде микроавтобус покатился под горку без участия водителя и собрал четыре припаркованных автомобиля. Если бы владелец указал это в объяснении, страховая отказала бы в выплате и пострадавшим пришлось бы догонять компенсацию через суд. Но сообща (пострадавшие, виновник и комиссар) решили, что водитель микроавтобуса не справился с управлением. А также, что услугу комиссара тоже оплачивает он. На месте многое решается переговорами

Но вот сами пострадавшие говорят, что иногда сталкиваются с психологическим прессингом как раз-таки со стороны самих комиссаров. Ведь нередко в ДТП попадают представители, скажем так, разных социальных статусов — например, бизнесмен на дорогой иномарке, пенсионер на старой «Ниве» или студентка на микролитражке. И некоторые комиссары в таких случаях могут надавить на «менее влиятельного» участника — мол, «смотри, ты неправ, давай быстро оформимся и разъедетесь, зачем тебе лишние проблемы?».

Когда самые стрессовые моменты на месте ДТП пережиты, наступает бумажная часть процедуры — здесь также участники могут справиться самостоятельно, если знают нужную последовательность действий. И виновник, и потерпевший в пятидневный срок должны уведомить свои страховые компании о ДТП, предоставив копии извещения. Причем с 1 мая 2019 года немного смягчились условия по этому пункту для виновника — раньше, если он в указанный срок не уведомил должным образом свою страховую компанию, она могла в порядке регресса взыскать с него полную стоимость страховой выплаты. Теперь этот пункт упразднили, но регресс по-прежнему возможен, если виновник в течение пяти дней с момента получения требования от страховой компании не предоставил автомобиль на осмотр и в течение 15 дней с момента ДТП его отремонтировал.

Еще одно «комбо», когда колея сыграла злую шутку с водителем Infiniti. Сразу минус три небитых машины

Некоторые нечистые на руку компании могут пользоваться неосведомленностью людей и рассылать «письма счастья» виновникам, которые вовремя не оповестили страховую. А вариантов «неоповещения» достаточно — например, сотрудник СК принимает извещение, снимает с него копию, а оригинал возвращает на руки виновнику, при этом пометок никаких не делает. В таком случае считается, что виновник ДТП не оповестил должным образом страховую компанию. Кто-то на такие схемы ведется, кто-то нет. Как в том анекдоте про «не проканало».

На этом этапе могут проявиться ошибки при заполнении извещения о ДТП: некорректные данные автомобилей, страховых полисов и водительских удостоверений участников ДТП, адрес и дата ДТП, незаверенные исправления в европротоколе. Тут нужно понимать, что сам по себе некорректно заполненный европротокол не может послужить основанием для окончательного и бесповоротного отказа страховой компании в выплате — после устранения всех ошибок извещение страховая примет. Но если участники ДТП не сходятся во мнении относительно виновника, то неправильно или неточно составленная схема происшествия может повлиять на решение ГИБДД на комиссии. И в этом случае аварийный комиссар, если участники обратились к нему, также не понесет никакой ответственности.

Иногда чуть-чуть не хватает до обоюдки. Маневр хотели совершить оба, но Mazda стояла на месте, а Hyundai сдавал назад

Все, что касается дальнейших взаимодействий со страховыми компаниями, — оценок, экспертиз и ремонтов, аварийных комиссаров уже никак не касается. Они уже мчат на следующий вызов.

Словом, услуга аварийных комиссаров может быть полезной для попавших в ДТП впервые, а также тех, кто не хочет заморачиваться самостоятельным оформлением аварии, сбором справок, визитами в ГИБДД и стоянием в очередях. Ну а для тех, кто отличается хорошим самообладанием в стрессовых ситуациях, не находит ничего сложного в правильном оформлении ДТП и хочет сэкономить несколько тысяч рублей, мы подготовили небольшую памятку.

Памятка стоимостью 3000 рублей (или как оформить ДТП без участия аварийных комиссаров).

Состояние многих водителей после ДТП такое, что их поступки и действия не всегда могут быть полностью осознанными. В то же время после аварий ситуация такова, что нужно быстро решать множество важных вопросов. Для помощи в подобных случаях создана структура, которая получила название «аварийный комиссариат». В этой статье мы рассмотрим, каковы полномочия и функции этой организации, как и по какому номеру телефона можно вызвать сотрудников комиссариата после аварии, и сколько им нужно будет заплатить за оказание услуг.

Кто такой аварийный комиссар

Аварийный комиссариат — коммерческая организация, оказывающая помощь водителям после ДТП. Это может быть юридическое лицо или ИП. Независимо от формы образования юр. лица (ООО, ЗАО, ИП), комиссариат выполняет определенный перечень функций.

Водителю стоит учитывать, что сотрудники комиссариата не являются официальными лицами (представителями какой-либо государственной структуры), правомочными хоть как-то влиять на юридическую сторону ДТП. Если объяснять простыми понятиями, то аварийный комиссар — это персонаж, выполняющий роль хорошего знакомого, который обладает знаниями и навыками, необходимыми в стрессовой ситуации после аварии на дороге, для фиксации ДТП и оказанию различного вида помощи.

Аварийные комиссары действуют в рамках закона. Законодательство не запрещает третьим лицам оказывать помощь любой из сторон аварии после произошедшего ДТП, в том числе — выполнять все обязанности водителей после аварии, прописанные в п. 2.6 ПДД. Невыполнение данных обязанностей грозит участнику автопроисшествия административной ответственностью, согласно ст. 12.27 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП) и

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Профессия «аварийный комиссар» указана в Общероссийском классификаторе — категория ОК 016-94 под № 23489. А в Налоговом Кодексе (НК) РФ есть упоминание аварийных комиссаров в разрезе учета расходов страховщиков по расследованию страховых случаев (ст. 294, ч.2, п. 9). Следовательно, деятельность аварийного комиссариата осуществляется в рамках российского законодательства.

Функционирование службы аварийных комиссаров не требует лицензирования. Поэтому они вправе без получения особого разрешения (лицензии) осуществлять свою деятельность. Согласно ст. 49 (ч. 1) Гражданского Кодекса (ГК) РФ:

Коммерческие организации, …могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

То, что делает аварком после аварии, очень помогает водителям. Прежде всего, он осуществляет защиту правовых и финансовых интересов клиента за денежное вознаграждение. Алгоритм его действий:

  • в кратчайшие сроки приезжает на место происшествия;
  • оценивает сложившуюся ситуацию;
  • оказывает первую медицинскую помощь и вызывает бригаду скорой (при необходимости);
  • оказывает психологическую поддержку;
  • осуществляет правовую помощь;
  • помогает заполнить извещение о ДТП в страховую компанию;
  • содействует в написании объяснительной записки для сотрудников ГИБДД;
  • осуществляет содействие сотрудникам ГИБДД в оформлении аварии;
  • контролирует правомерность и правильность действий представителей власти;
  • выполняет фото- и видеосъемку места происшествия и транспортных средств (ТС), участвовавших в ДТП;
  • проводит независимую экспертизу нанесенного материального ущерба;
  • составляет отчет по оценке урона;
  • вызывает (при необходимости) службу эвакуаторов и сопровождает ТС к месту ремонта или стоянки;
  • представляет интересы пострадавшей стороны в суде, если взыскание за ущерб от аварии будет осуществляться через суд. Аварийный комиссар в качестве представителя (если он представляет потерпевшего) и защитника (если защищает обвиняемого) вправе:

    …знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом

    (ст. 25.5, ч. 5 КоАП). Комиссар имеет право представлять своего подопечного на судебных заседаниях на основании оформленной доверенности (ст. 25.5, ч. 2 КоАП).

Это основные действия, которые выполняют аварийные комиссары, прочие же мероприятия зависят от условий конкретной ситуации. Некоторые агентства предлагают множество сопутствующих услуг, например, выкуп долга страховой компании. В таком случае служба аварийных комиссаров выплачивает пострадавшему сумму причиненного ущерба в течение 24 часов.

Необходимо отметить, что аварийные комиссары классифицируются по трем группам:

  • представители от страховых компаний (физические лица), которые числятся в штате страховой, получают у них заработную плату. Услуги этих комиссаров входят в перечень услуг, предоставляемых по полису добровольного страхования КАСКО;
  • аваркомы, осуществляющие свои услуги как от страховщиков, так и работающие независимо (по вызову клиентов). Они являются юридическими лицами, заключившими договор о предоставлении своих услуг конкретной страховой;
  • независимые специалисты.

Для пострадавшего в ДТП выгодно вызывать независимого комиссара, так как представители страховой заинтересованы в том, чтобы, в первую очередь, учесть интересы своего заказчика.

Вызов аварийного комиссара, независимо от сложившейся ситуации — это сугубо добровольное решение участников (участника) ДТП. В свою очередь, представители аварийного комиссариата не вправе навязывать сторонам автопроисшествия свои услуги. Исключение составляет обязательность вызова комиссаров (представителей страховой компании), если это прописано в договоре страхования КАСКО. В противном случае страховая имеет право отказать в выплате возмещения ущерба.

Как вызвать единую службу аварийных комиссаров

В России существует единый номер телефона для вызова аварийного комиссара при ДТП: 8-800-500-49-34. Операторы, находящиеся на связи, работают круглосуточно. Они уточняют город, местоположение дорожного происшествия, детали аварии и сообщают, что нужно сделать дальше. Звонок по этому вызову является бесплатным.

Еще один вариант — не дожидаясь аварии, нужно найти в интернете номер телефона аварийных комиссаров, работающих в вашем городе. Наиболее верный способ найти хорошего комиссара — выбрать его по рекомендации водителей, ранее обращавшихся к его услугам и получившим в результате сотрудничества положительный результат. Номер телефона следует записать и положить в доступном месте, например, в бардачок автомобиля.

Водителю стоит учесть, что услуги аварийных комиссаров могут быть предоставлены как в разовом порядке, так и на условиях абонемента на неограниченное количество вызовов в течение года.

Если же страховая прописала в договоре страхования КАСКО опцию по вызову аварийного комиссара, то вызывать нужно именно того сотрудника комиссариата, контактные данные которого указаны в договоре страхования. Самовольничать и вызывать представителя со стороны в такой ситуации не следует, страховщик вправе на этом основании отказать в выплате страхового возмещения.

Как работает аварийный комиссар

По приезде на место происшествия специалист в рамках своих полномочий помогает разрешить основные сложные вопросы. В обязанности аварийного комиссара входит в том числе и контроль за ситуацией после ДТП. Для этого он выполняет перечень следующих действий:

  • тщательно осматривает место ДТП;
  • вызывает сотрудников ГИБДД, если это еще не было сделано участниками или свидетелями происшествия;
  • вызывает бригаду скорой помощи и оказывает первую медицинскую и психологическую помощь (при необходимости);
  • фиксирует на фото-, видеокамеру и документально все последствия аварии, и следы причин, ее вызвавших (при наличии);
  • составляет схему местоположения ТС и предметов, их окружающих;
  • оформляет аварийный сертификат для страховой компании и затем передает его страховой (по желанию клиента). Кроме того, данный аварийный сертификат может быть использован пострадавшей стороной, если она будет взыскивать страховое возмещение через суд. Отчет для страховой содержит:
    • сведения обо всех сторонах ДТП (Ф. И. О., реквизиты паспортов, документов на авто, реквизитов полиса ОСАГО);
    • информацию о свидетелях происшествия;
    • показания свидетелей;
    • схему ДТП;
    • фото и видеоматериалы, в том числе — панорамная, детальная, узловая съемка повреждений ТС;
    • комментарий комиссара;
  • выполняет предварительную оценку материального ущерба;
  • консультирует клиента о его дальнейших действиях;
  • организуют движение в случае сложной дорожной обстановки до приезда экипажа ГИБДД;
  • проводит эвакуацию пассажиров аварийных авто (при необходимости).

Функции и услуги авто комиссаров по ДТП предоставляются на платной основе. Об этом — чуть далее.

Оформление ДТП без ГИБДД

Если у участников автоаварии ждать наряда ГИБДД по каким-либо причинам не получается, то тогда возможно составление европротокола, т. е. происшествие оформляется без ГИБДД. Оптимальный вариант — сделать это при помощи сотрудников аварийного комиссариата.

В соответствии со ст. 11.1 ФЗ №40-ФЗ, оформление ДТП без привлечения представителей ГИБДД допустимо, если в совокупности соблюдены следующие условия:

  • в аварии не пострадали люди;
  • в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
  • имело место столкновение машин. Если же одному из участников дорожного инцидента удалось избежать столкновения, и он вследствие экстренного маневра врезался в иной объект, то вызов ГИБДД обязателен;
  • у всех сторон происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, а с 01.06.2018 года жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области европротокол можно будет оформлять даже при наличии разногласий, если сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей (поправки, внесенные Федеральным Законом (ФЗ) № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «а») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ);
  • сумма причиненного ущерба не превышает 50 тысяч рублей, а с 01.06.2018 года — 100 тысяч рублей (поправки, внесенные ФЗ № 448-ФЗ от 29.12.2017 года (ст. 1, ч. 1, п. «г») в ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ).

Аварком запишет показания сторон ДТП, свидетелей, нарисует схему происшествия, составит заявление в отдел ГИБДД территориального района, где произошла авария. Затем комиссар доставит сформированный пакет документов по назначению, т. е. на ближайший стационарный пост ДПС или же непосредственно в управление ГИБДД, если ДТП произошло в городе. Величину убытков фиксирует аварийный сертификат, который также выдается аваркомом.

Сколько стоит вызов

Вызов аварийного комиссара на место происшествия, как правило, варьируется в диапазоне от 1000 до 1500 рублей. Конкретная стоимость услуг зависит от региона, дальности места ДТП от населенного пункта и комплекса предоставляемых услуг. Уточнить сумму можно по телефону при вызове сотрудника комиссариата. Стоит помнить и о том, что в стоимость вызова комиссара входит только его приезд и документальная фиксация ДТП.

Сбор различных документов для страховой компании — это отдельная статья расходов, сумма которой составляет еще около 1500-2000 рублей. Соответственно, вызов эвакуатора (при необходимости) также оплачивается клиентом. Поэтому вызов аварийного комиссара выгоден участнику ДТП, если ситуация неоднозначна или приблизительная сумма ущерба превышает финансовые затраты на вызов.

Иногда водители начинают на месте спор, выясняя, кто платит за вызов аварийного комиссара при ДТП? Эту сумму оплачивают либо поровну обе стороны аварии, либо сторона, которая вызвала комиссара, если второй водитель отказывается платить. Во избежание недоразумений рекомендуется до вызова согласовать этот момент.

Важно: за все оплаченные услуги аварком должен выдать клиенту чек или квитанцию.

Вышесказанное касается независимых аварийных комиссаров. Если же специалисты по ДТП работают от страховой и оказывают услуги клиенту данной компании в рамках полиса КАСКО, то в этом случае стоимость его услуг уже включена в калькуляцию полиса.

Если же гражданин стал участником ДТП при наличии абонемента от конкретной службы аварийных комиссаров, то он не платит за вызов разово, а оплачивает абонемент раз в год. Стоимость такого обслуживания зависит от ценовой политики компании, предоставляющей свои услуги. Как правило, это 5000—10000 рублей в год.

Краткое резюме

Служба аварийных комиссаров необходима водителям в следующих ситуациях:

  • при отсутствии опыта в процессах оформления документов после ДТП (неправильное оформление может стать причиной существенного снижения компенсационных выплат или даже превратить потерпевшего в виновника аварии);
  • при неоднозначности ситуации, в которой произошла авария;
  • при значительной сумме ущерба;
  • при нежелании или невозможности в силу каких-либо причин самостоятельно заниматься бумажной волокитой;
  • при наличии подозрений, что произошедшее ДТП является подставой.

Оплата вызова аварийного комиссара после инцидента на дороге сполна окупается экономией нервов, физических сил и времени. Но в любом случае выбор остается за водителем, привлечение сотрудников аварийного комиссариата — добровольное решение.

Бесплатная консультация автоюриста

Мы помогли тысячам автолюбителей бесплатно! Задайте свой вопрос по ссылке.

Получить консультацию

Или свяжитесь со специалистом по телефону:

Москва и область:
+7 (499) 938-77-34

Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 425-64-12

Номер комиссара аварийного ДТП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *