Обоснование способа определения поставщика

Как обосновать способ определения поставщика в 2020 году

Обоснование при выборе закупки

С началом действия Порядка обоснования госзакупок (ПП от 05.06.2015 № 555) появились две новые обязательные формы при заполнении закупочного плана и плана-графика. В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и о причинах такого выбора.

Скачать

Необходимость обосновать предусмотрена ст. 18 Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для аудита и контроля этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.

Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.

Критерии выбора способа закупки

Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.

Критерии при выборе способа закупки:

  • предмет и условия контракта;
  • начальная цена (НМЦК);
  • параметры выявления победителя;
  • оптимальные сроки.

В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион

Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести электронный аукцион. В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:

  • планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден РП от 21.03.2016 № 471-р);
  • устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок

Перечень для объявления запроса котировок также предоставляет разнообразный спектр возможностей. Можно провести в случае:

  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утвержден РП от 30.09.2013 № 1765-р);
  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы (п. 4);
  • НМЦК не превышает 500 000 рублей;
  • совокупный годовой объем закупок котировками не выше 10 % размера средств всех закупок и не выше 100 миллионов рублей в год.

Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок. В целом основания выбора «электронного» запроса котировок аналогичны «бумажному». При этом действуют ограничения о том, что в 2020 году годовой объем закупок «бумажного», «электронного» запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Открытый конкурс

В случаях, при которых заказчик определяет победителя по критериям лучших условий исполнения контракта, заказ обосновывается как открытый конкурс.

Конкурс с ограниченным участием

Организатор объявляет конкурс с ограниченным участием (и приводит его обоснование) в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг технической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утвержден ПП от 04.02.2015 № 99).

Двухэтапный конкурс

Решение о проведении двухэтапного конкурса организатор принимает при одновременном соблюдении условий (они же послужат обоснованием):

  • конкурс организуется для проведения научно-исследовательских и проектных работ, экспериментов и изысканий: либо поставляется инновационная и высокотехнологичная продукция, либо заключается энергосервисный контракт, либо будет создано произведение литературы или искусства;
  • есть потребность провести обсуждение для уточнения характеристик объекта закупки.

Электронные конкурсные процедуры

Критерии выбора электронных конкурсных процедур в целом аналогичны основаниям для проведения бумажных конкурсов.

Закрытые процедуры

Закрытые процедуры применяются только по согласованию с ФАС (ст. 84 44-ФЗ).

При этом попадают в исключения и не согласуются с ФАС закупки федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий должен быть утвержден отдельным Постановлением Правительства.

Электронные закрытые торги

В соответствии с ч. 2 ст. 84.1, закрытые электронные процедуры применяются в случаях, которые аналогичны бумажным закрытым торгам. При этом в этой же статье указано, что правительство может обязать проводить закупку в форме закрытых электронных торгов.

Запрос предложений

Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:

  • услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • заказ изделий народных художественных промыслов;
  • закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений. Это основание действует с 01.01.2019, только если квартиры покупаются у физлиц.

А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Запрос предложений в электронной форме

Выбрать этот способ определения поставщика можно по основаниям, установленным для бумажного запроса. При этом наряду с несостоявшимся конкурсом электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в электронной форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Форма для обоснования способа определения поставщика

После того как заказчик выбрал вид закупки, он предоставляет объяснение по форме:

Скачать

Регламентация

С началом нового отчётного периода каждый год заказчики наряду с публикацией в ЕИС закупочных планов и планов-графиков должны располагать там же и обоснование предполагаемого способа определения поставщика касательно любого заказа. И к этому обязывает ст.18 44-ФЗ.

В случае, когда заказчик предполагает подписать контракт с единственным поставщиком, здесь придётся не только обосновать данный выбор, но и доказать, что проведение закупки иным способом невозможно.

Поскольку заказчик самостоятельно определяет метод проведения госзакупки, ему при этом необходимо убедительно продемонстрировать основания, по которым выбрана та или иная процедура торгов и предусмотрен именно подобный способ выделения поставщика.

Это позволяет избежать коррупционных составляющих в планируемых закупочных торгах и обеспечивает конкурентный принцип их проведения.

Формальная сторона корректного обоснования выбора способа определения поставщика регламентируется ПП № 555 от 05.06.2015 г. В нём приводится бланк обоснования и обозначается порядок его заполнения. Здесь же, в документе, заказчику предписывается внести основания своего выбора поставщика в колонки 8 и 9 таблицы, которая сопровождает план-график.

Что влияет на способ выбора

Метод выбора поставщика напрямую корреспондируется с процессом осуществления заказа, который обязан быть сугубо обоснован и руководствоваться чёткими критериями.

Они выражаются в:

  • закупочном объекте, представляющем собой предмет контракта, и в существенных условиях, указанных в проекте договора;
  • начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК);
  • длительности поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • стандартных критериях выявления победителя торгов;
  • положениях 44-ФЗ;
  • необходимости с 01.01.2020 г. осуществлять закупочные действия исключительно в электронной форме.

В бумажных процедурах

Закупочный процесс в бумажном варианте допускается лишь в случаях, связаанных с:

  • оказанием неотложной медицинской помощи;
  • обеспечением работы заказчика на иностранной территории;
  • устранением последствий природных, техногенных и чрезвычайных ситуаций;
  • оказания гуманитарной помощи;
  • закрытых процедур;
  • закупок у единственного поставщика;
  • заказов, обусловленных правительственным решением согласно списку, приведённому в п. 44 ст. 112 44-ФЗ.

В закрытых процедурах

Определение поставщиков посредством закрытых способов осуществляется в процессе закрытых:

  • конкурсов;
  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • аукционов.

При этом законодательно предписывается приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей направлять ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям 44-ФЗ.

Сами же эти методы применяются только при:

  • госзакупках, удовлетворяющих федеральные потребности, сведения о которых связаны с гостайной;
  • присутствии таких сведений в документации, сопровождающей закупки, или в контрактном проекте;
  • составлении договоров о страховании, транспортировке и охране ценностей Гохрана РФ;
  • приобретении услуг по обслуживанию и обеспечению деятельности судей и судебных приставов;
  • закупках, произведённых в интересах безопасности РФ.

Электронный аукцион

Аукционы в электронном виде, доминирующие в госзакупочной деятельности, проводятся на базе перечня заказов, который обозначен в правительственном Распоряжении № 471-р от 21.03.2016 г.

Кроме того, электронные аукционы могут проводиться, если установлен единственный критерий выявления победителя, который заключается в контрактной цене.

Поэтому присутствие закупочного объекта в правительственном перечне или предложение поставщика, содержащее минимальную цену, служит достаточным аргументом и делает обоснование способа определения поставщика в электронном аукционе легитимным.

С 2020 г. заказчики получили возможность делать запросы котировок в электронном виде.

Но при этом заказы посредством запроса котировок за отчётный год не должны превышать 100 млн. руб. и 10% от совокупного годового объёма закупок.

Чтобы обосновать предлагаемый способ определения поставщика при электронном запросе котировок, следует обращать внимание:

  • включение или невключение закупочных объектов в список продукции, предназначенной для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий ЧС;
  • присутствие объектов закупок в правительственном аукционном перечне при ограничении суммы на заказ;
  • НМЦК, которая должна быть установлена в рамках 500000 руб.

Электронный конкурс

В случае, когда закупочная комиссия заказчика при определении победителя ориентируется на оптимальные условия поставки и комплектации, а также на другие качественные показатели закупочных объектов, проводится тендер в виде открытого электронного конкурса. И именно эти критерии ложатся в основу обоснования способа выбора поставщика.

В ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г. обозначены основания для проведения конкурсных торгов с ограниченным участием для закупочных объектов, отличающихся технической или технологической сложностью, носящих инновационный, высокотехнологический или специализированный характер.

При отсутствии у предмета закупки подобных свойств он не может быть допущен к торгам с ограниченным участием.

Двухэтапный электронный конкурс проводится, если:

  • осуществляются закупки научно-исследовательских разработок, проектов изысканий, исследований и экспериментов;
  • приобретаются инновационные и высокотехнологические товары;
  • заключается энергосервисный контракт;
  • приобретаются произведения искусства и литературы.

Также двухэтапный электронный конкурс проводится в случае необходимости обсуждения с целью спецификации потребительских качеств и технологических особенностей объекта заказа.

Электронный запрос предложений

44-ФЗ обозначает следующие основания для закупок посредством электронного запроса предложений:

  • в случае непризнания состоявшимися электронных конкурсных процедур или электронного аукциона;
  • в процессе покупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, у собственников жилья в виде физлиц;
  • при заказе спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и параолимпийским видам спорта;
  • в ходе приобретения лекарственных средств, назначенных врачебной комиссией;
  • при госзакупке услуг по защите интересов РФ в судебных органах зарубежных стран, международных судов и арбитраже;
  • во время закупки изделий народного промысла;
  • в процессе торгов, которые осуществляются после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.

Соответствие исполнителей перечисленным условиям являются достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Проведение госзакупочных процедур только с достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика не является прихотью или произволом законодателей. Без соблюдения этого правила невозможны честные, прозрачные и конкурентные торги, в которых заинтересовано подавляющее большинство заказчиков.

Обоснование способа определения поставщика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *