Общественный помощник в прокуратуре

Общественный помощник прокурора

Привлечение прокурора к административной ответственности на общих основаниях невозможно
Лобанов Максим

Это наверное только Вам известно. Суды не в курсе:

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2015 г. по делу N 4-А-91/2015
И.о. заместителя председателя Орловского областного суда О.А. Забелина, рассмотрев жалобу защитника З. по доверенности ФИО1 на постановление судьи Кромского районного суда Орловской области от 03 марта 2015 года и решение судьи Орловского областного суда от 06 апреля 2015 года, состоявшиеся в отношении З., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ,
установила:
постановлением судьи Кромского районного суда Орловской области от 03 марта 2015 года З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 10 (десять) месяцев, за то, что он <дата> управлял транспортным средством <…>, двигаясь <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения.
Решением судьи Орловского областного суда от 06 апреля 2015 года постановление судьи Кромского районного суда Орловской области от 03 марта 2015 года оставлено без изменения.
В поданной жалобе защитник З. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу.
Указывает на то, что З. является сотрудником прокуратуры, в связи с чем проведенная в отношении него проверка по совершению административного правонарушения сотрудниками полиции является незаконной, поскольку в силу закона проведение проверки сообщения о правонарушении, совершенном сотрудниками прокуратуры, и применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится к исключительной компетенции данного ведомства.
Полагает, что решение вопроса о возбуждении в отношении З. дела об административном правонарушении относится исключительно к компетенции прокурора Республики Марий Эл.
Приводит довод о том, что прокуратурой Орловской области не была исполнена обязанность об обеспечении участия лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение его процессуальных прав, установленных ст. 25.1 КоАП РФ.
Ссылается на то, что З. не был извещен надлежащим образом судьей районного суда о времени и месте проведения судебных заседаний по рассмотрению возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении, а назначаемые сроки для его явки в судебные заседания не обеспечивали возможность его участия в них.
Обращает внимание на то, что судьей был сделан вывод о проведении прокурором административного расследования, однако соответствующего постановления первым заместителем прокурора Орловской области не выносилось, в связи с чем постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, а также все собранные по делу материалы являются незаконными.

Считает, что судьей было нарушено право З. на защиту, так как в удовлетворении заявленных его защитником письменных ходатайств было отказано, а изложенные в них доводы не были проверены, им не дано какой-либо оценки, ряд ходатайств оставлены судьей без рассмотрения.
Кроме того указывает, что приобщенный к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения бумажный носитель не содержит записей результатов освидетельствования.
Полагает, что к объяснениям потерпевшей ФИО2 о том, что автомобилем управлял З., а не его сын, следует отнестись критически, поскольку они основаны на домыслах и предположениях и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. С учетом указанного, показания сотрудников полиции со ссылкой на объяснения ФИО2 данными непосредственно после ДТП, также не могут являться доказательствами по делу.
Утверждает, что в действиях З. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, поскольку автомобилем он не управлял, за рулем находился его сын ФИО14, что подтверждается объяснениями потерпевшей ФИО2 от <дата>.
Считает ошибочными выводы суда о законности проведения в отношении З., который является <…> Республики Марий Эл, проверки сотрудниками прокуратуры Орловской области. Кроме того ссылается на то, что судьей районного суда не были проверены доводы его защитника о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением процедуры его оформления, содержит существенные недостатки.
Ссылается на то, что судья рассмотрел дело об административном правонарушении на основании документов, полученных с нарушением административного законодательства, необъективно, односторонне, с обвинительным уклоном и нарушением принципа презумпции невиновности.
Приводит довод о том, что судьей областного суда не рассмотрены доводы его жалобы на постановление судьи районного суда, не проверены надлежащим образом законность и обоснованность вынесенного постановления.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы защитника З., оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона „О безопасности дорожного движения“, вступившим в силу 01 сентября 2013 года, ст. 12.8 КоАП РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым административная ответственность, предусмотренная данной статьей и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Из материалов дела следует, что <дата> в <время> <…> З., управляя транспортным средством <…>, и двигаясь <адрес>, находился в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил требования п. 2.7 ПДД РФ и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Вина З. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: рапортом по дорожно-транспортному происшествию (т. 1 л.д. 4); справкой о дорожно-транспортном происшествии (т. 1 л.д. 5); схемой места дорожно-транспортного происшествия (т. 1 л.д. 7); рапортом ФИО3 (т. 1 л.д. 8); письменными объяснениями ФИО4 (т. 1 л.д. 9); письменными объяснениями ФИО5 (т. 1 л.д. 10); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (т. 1 л.д. 11); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и приобщенным к нему бумажным носителем с записью результатов исследования, из которых видно, что <дата> проведено исследование выдыхаемого З. воздуха, в котором наличие этилового спирта составило <…> мг/л, что свидетельствует о состоянии опьянения (т. 1 л.д. 12, 13); протоколом о задержании транспортного средства (т. 1 л.д. 14); письменными объяснениями ФИО2 от <дата> (т. 1 л.д. 18); рапортом старшего помощника прокурора Орловской области ФИО6 (т. 1 л.д. 21); письменными объяснениями старшего помощника прокурора Орловской области ФИО6 (т. 1 л.д. 27); постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (т. 1 л.д. 56 — 59); объяснениями дежурного для выезда на ДТП ФИО7, данными в судебном заседании (т. 1 л.д. 111 — 112, 223, т. 2 л.д. 26); объяснениями инспектора ФИО12, данными в судебном заседании (т. 1 л.д. 112); объяснениями инспектора ФИО13, данными в судебном заседании (т. 1 л.д. 162 — 163, 222); объяснениями инспектора ФИО3, данными в судебном заседании (т. 1 л.д. 163); объяснениями ФИО2, данными в судебном заседании (т. 1 л.д. 223).
Собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности и достаточности для правильного разрешения дела.
Действия З. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах содержащийся в жалобе довод о том, что в действиях З. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, поскольку автомобилем в состоянии алкогольного опьянения он не управлял, опровергается приведенными выше доказательствами, а также видеозаписью дорожно-транспортного происшествия <дата> с участием водителей ФИО2 и З., согласно которой водители ФИО2 и З. через 9 — 11 секунд после столкновения выходят с водительских мест своих транспортных средств (т. 1, л.д. 26).
Административное наказание назначено З. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, с учетом общих правил назначения наказания, обстоятельств и характера совершенного правонарушения, личности виновного, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ.
Содержащаяся в жалобе заявителя ссылка на то, что судья рассмотрел дело об административном правонарушении на основании документов, полученных с нарушением административного законодательства, не объективно, с позиции выраженного обвинительного уклона, с нарушением принципа презумпции невиновности, не соответствует действительности, поскольку представленные материалы свидетельствуют о том, что к выводу о виновности З. в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ судья пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу в их совокупности, достоверность и допустимость всех доказательств проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Бремя доказывания судьей распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Несостоятельной является и ссылка заявителя на незаконность проведенной в отношении З. сотрудниками полиции проверки по факту совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 „О прокуратуре Российской Федерации“ проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
Согласно п. 232 Административного регламента Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ от 02 марта 2009 г. N 185, прокуроры относятся к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
В силу п. 235 названного Административного регламента, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного судьей, прокурором или следователем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры.
При наличии достаточных оснований полагать, что лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до предоставления для управления транспортным средством иного лица или другого устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства, о чем сообщает в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры.
Приведенные требования осуществления административных процедур в отношении специального субъекта административной ответственности в данном случае были соблюдены.
Из материалов дела видно, что об управлении водителем З. — сотрудником прокуратуры, транспортным средством с признаками алкогольного опьянения инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Орловской области было сообщено в дежурную часть, после чего инспектор продолжил оформление процессуальных документов, подлежащих в силу закона составлению сотрудниками МВД России: справки о ДТП, схемы места ДТП, протокола об отстранении от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокола о задержании транспортного средства. При этом, как следует из материалов дела, при проведении освидетельствования и составлении названных процессуальных документов присутствовал старший помощник прокурора Орловской области ФИО6.
Постановлением первого заместителя прокурора Орловской области от <дата> в отношении З. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в рамках которого проведено служебное расследование, подтвердившее вышеизложенные обстоятельства, отраженные в процессуальных документах, составленных инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по Орловской области.

Указанное свидетельствует о том, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностного лица, выполняющего определенные государственные функции (сотрудника прокуратуры), были выполнены надлежащим образом и в полном объеме.
Довод жалобы защитника о том, что решение вопроса о возбуждении в отношении З. дела об административном правонарушении относится исключительно к компетенции прокурора Республики Марий Эл, не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
В силу п. 5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 18 апреля 2008 г. N 70 „О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации“, принятого в целях установления единого порядка проверки заявлений и сообщений о совершении правонарушений прокурорскими работниками, решение о проведении проверки (служебного расследования) в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимает руководитель прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурорского работника, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров — прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры.
При этом положения указанного Приказа Генпрокурора РФ не содержат требований о решении вопроса о проведении проверки по факту совершения прокурорским работником административного правонарушения прокурором субъекта, в чьем подчинении находится сотрудник.
Как следует из материалов дела, решение вопроса о проведении в отношении сотрудника органов прокуратуры — <…> З., проверки (служебного расследования) было принято прокурором Орловской области ФИО8, к компетенции которого относится назначение на должности прокурорских работников субъекта. О принятии данного решения было сообщено прокурору Республики Марий Эл ФИО9, а также в соответствии с пунктом 12 вышеприведенного Приказа направлено специальное донесение Генеральному прокурору Российской Федерации ФИО10.
Ссылка заявителя жалобы на невыполнение должностным лицом прокуратуры Орловской области обязанности об обеспечении участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение его процессуальных прав, установленных ст. 25.1 КоАП РФ, отмену обжалуемых судебных постановлений не влечет.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела усматривается, что первым заместителем прокурора Орловской области ФИО11 установленное ст. 28.2 КоАП РФ требование об извещении З. о времени и месте составления и вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении было выполнено, в связи с чем он имел право вынести постановление в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом, будучи извещенным о времени и месте вынесения постановления, З. своим процессуальным правом об участии в совершении данных процессуальных действий защитника, не воспользовался. Копия постановления З. была направлена в установленном законом порядке в тот же день <дата> (т. 1 л.д. 55).
Несостоятельным является и довод жалобы в той части, что З. не был извещен надлежащим образом судьей районного суда о времени и месте проведения судебных заседаний, а назначаемые сроки для его явки в судебные заседания не обеспечивали возможность его участия в них.
Как видно из материалов дела, о проведении судебных заседаний З. извещался заблаговременно доступными суду средствами связи: телефонограммой, посредством SMS-сообщений. При этом, реализовав свое процессуальное право на защиту, З. обеспечил явку в судебные заседания своего защитника ФИО1.
Не влечет отмену состоявшихся по делу судебных постановлений и ссылка в жалобе на то, что первым заместителем прокурора Орловской области не выносилось соответствующего постановления о проведении по делу административного расследования. Обстоятельство не вынесения постановления о проведении административного расследования не является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и само по себе не влияет на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Довод заявителя жалобы о нарушении права З. на защиту, поскольку судьей в удовлетворении заявленных защитником письменных ходатайств было отказано, а изложенные в них доводы не были проверены, и им не дано какой-либо оценки, ряд ходатайств оставлены судьей без рассмотрения, не может служить основанием для отмены судебных постановлений, так как заявляемые защитником З. — ФИО1, ходатайства были рассмотрены судьей в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ, принятые по ним решения мотивированы в соответствующих определениях, и являются правильными, обстоятельства, которые могли бы поставить под сомнение изложенные в них выводы, отсутствуют.
Указание заявителя в жалобе на то, что приобщенный к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения бумажный носитель не содержит пропечатанного результата исследования, является несостоятельным, поскольку имеющийся в материалах дела бумажный носитель к акту освидетельствования N от <дата>, содержит информацию о результатах проведенного исследования выдыхаемого З. воздуха, в котором наличие этилового спирта составило <…> мг/л. Запись результатов исследования на бумажном носителе содержит подписи З., понятых, а также старшего помощника прокурора Орловской области ФИО6 (т. 1, л.д. 12).

Ссылка заявителя жалобы на то, что судьей областного суда не рассмотрены доводы его жалобы на постановление судьи районного суда, а также не проверены надлежащим образом законность и обоснованность вынесенного постановления, является несостоятельной и не влечет отмену вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку при рассмотрении жалобы З. на постановление судьи районного суда судьей областного суда дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Содержащиеся в жалобе З. ссылки на ошибочность выводов судьи, отраженных в постановлении, а также на то, что к показаниям ФИО2 следует отнестись критически, сводятся к несогласию заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи, что не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении З. к административной ответственности вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановила:
постановление судьи Кромского районного суда Орловской области от 03 марта 2015 года и решение судьи Орловского областного суда от 06 апреля 2015 года, вынесенные в отношении З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника З. — ФИО1 — без удовлетворения.

И.о. заместителя
председателя суда
О.А.ЗАБЕЛИНА

Как стать прокурором

Многие считают, что стать сотрудником прокуратуры без связей не реально, тем более если ты из простой семьи и денег у тебя нет.

Действительно, при наличии связей попасть в структуру будет проще, например, твой высокопоставленный родственник устроит тебя в одно из учебных учреждений прокуратуры на отделение магистратуры и тебя уже обязаны распределить. Либо договорится, чтобы тебя взяли напрямую.

Однако существует более тернистый, но с моей точки зрения более выгодный вариант для будущего карьерного роста. Поговорим об институте общественного помощника прокурора.

Для начала стоит отметить, что данный способ больше подходит для студентов, ввиду того, что оплачивать ваш труд не будут.

Да, да общественный помощник официально получает ноль целых, хрен десятых рубля в месяц, так что если вам нужно кормить семью этот вариант конечно не подходит. Но для тех, кто ещё начинает свой путь в профессии это один из самых хороших способов получить опыт в работе.

Прокуратура — это надзорный орган, осуществляющий контроль за исполнением законодательства и защиту государственных интересов. Таким образом, охват вашей практики будет буквально во всех сферах юриспруденции.

Что требуется для того, чтобы стать общественным помощником? — Во первых вам нужно обучаться в высшем учебном заведении или уже иметь высшее юридическое образование. Во вторых не иметь судимости. Из документов: паспорт, копии паспортов близких родственников (не всегда), характеристику из вуза, копия диплома или копию зачетной книжки (для обучающихся), копия зачетки (для обучающихся), иногда мед. справку, а также справку об отсутствии судимости из ИЦ МВД (на меня запрашивала сама прокуратура)

Обычно все это подаётся через областной аппарат прокуратуры, но лично я подавал документы сразу в районную. Там мне и огласили список документов и ознакомили с положением об общественном помощнике прокурора.

При удовлетворении всех требований прокурор подписывает приказ и справку об общественном помощнике, которая выдаётся вам для подтверждения вашего статуса.

Обычно ваша трудовая деятельность начинается с чего-то простого, например составление описей, ознакомление с мерами прокурорского реагирования, подготовка проектов исков по ограничению доступа к информационным ресурсам в сети Интернет. Это далеко не исчерпывающий перечень, просто потому, что я описываю только одно структурное подразделение, например, мой товарищ начинал своё знакомство с рабочим процессом с АИК «Надзор».

Далее процесс идёт по нарастающей, постепенно вы знакомитесь с работой общего надзора, процессуального надзора, УСО и ГСО и приобретаете опыт потребующийся вам в дальнейшем.

Не скажу, что есть какой-либо определенный срок, который вы должны отработать общественным помощником, лучше всего начинать устраиваться от полугода стажа.

Для устройства вам потребуется: диплом о высшем образовании (в моей области, например, только специалитет и магистратура) и характеристика от прокурора, список остальных документов стандартен для устройства на любую другую работу.

Также при появлении вакансии вам необходимо подтвердить свою квалификацию сдачей экзамена по направлениям — гражданское право, процесс, уголовное право, процесс, арбитражный процесс, семейное право, трудовое право и знание внутренних приказов.

В тех областях, где есть учебные заведения прокуратуры для устройства потребуется ехать в отдаленные населенный пункты области, ввиду того, что целевики получат наиболее хорошие места.

Расписал я совсем не радужные перспективы, спросите почему я считаю что устройство общественным помощником лучше, чем попадание на целевое место?

Дело в том, что в органах прокуратуры работает не так уж много людей и все друг о друге, что-то да знают. Это во первых. Во вторых когда ты приходишь работать с 0, мнение о тебе как специалисте ещё не сложилось и тут главное не «накосячить». Статус сотрудника обязывает исполнять работу качественно и быстро, не имея опыта это очень трудно, тем более если попал в районную прокуратуру крупного города. Поэтому я считаю данный способ наиболее хорошим для будущей карьеры прокурора.

Спасибо за внимание! Надеюсь было познавательно.

УТВЕРЖДЕНО

приказом прокурора

Красноярского края

от «12» мая 2012 года № 190

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественных помощниках прокуроров органов прокуратуры Красноярского края

1. Общие положения

1.1. Настоящим положением в органах прокуратуры Красноярского края устанавливается институт общественных помощников прокуроров, порядок их отбора, полномочий и организации их деятельности.

1.2. Институт общественных помощников вводится в целях оказания помощи прокурорам районных, межрайонных, специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО края при осуществлении надзора за исполнением законов, а также для изучения личных и профессиональных качеств кандидата для зачисления в кадровый резерв.

1.3. Общественными помощниками прокурора могут быть лица, имеющие российское гражданство, достигшие совершеннолетия, имеющие юридическое образование либо являющиеся студентами старших курсов юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, добровольно изъявившие желание участвовать в работе органов прокуратуры на общественных началах, положительно зарекомендовавшие себя по месту основной работы (учебы), годные по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника прокурора, не привлекавшиеся к уголовной или административной
ответственности. В зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником прокурора или основанием для прекращения его полномочий.

1.4. Общественный помощник является внештатным работником органов прокуратуры и осуществляет свою деятельность на общественных началах на безвозмездной основе.

1.5. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

2. Подбор и назначение общественных помощников

2.1. Координация деятельности горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО и специализированных прокуратур края по отбору кандидатур общественных помощников среди студентов юридических вузов (после 3-го курса обучения), а также лиц, обладающих определенным практическим опытом или специальными познаниями, имеющих высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, возлагается на отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

2.2. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в отдел по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края предъявляются:

рапорт горрайпрокурора, прокурора ЗАТО и специализированных прокуратур о согласии с допуском лица к исполнению полномочий общественного помощника с указанием оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника;

  • личное заявление кандидата;
  • копия паспорта, военного билета или приписного свидетельства;
  • характеристика с последнего места учебы или работы;
  • копия трудовой книжки (для работающих);
  • справка о состоянии здоровья (форма № 086у), психоневрологического и наркологического диспансеров;
  • автобиография;
  • копия диплома или зачетной книжки (для студентов);
  • две фотографии.

2.3. При поступлении указанных документов отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края с участием старшего помощника прокурора края по обеспечению собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, в том числе о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Кандидат проходит собеседование, а при необходимости — психологическое тестирование.

По результатам проверки начальником отдела по вопросам государственной службы и кадров принимается решение о возможности его назначения общественным помощником.

Назначение осуществляется на основании распоряжения прокурора края, в котором указывается

  • срок полномочий общественного помощника прокурора,
  • наименование прокуратуры, в которой будет осуществлять свою деятельность общественный помощник,
  • ФИО оперативного сотрудника, на которого возлагается руководство и осуществление контроля за деятельностью общественного помощника.

2.4. Количество общественных помощников определяется горрайпрокурором, прокурорами ЗАТО, специализированных прокуратур с учетом объема и конкретных условий работы.

2.5. Учет общественных помощников, хранение представленных ими документов осуществляется отделом по вопросам государственной службы и кадров прокуратуры края.

3. Полномочия и обязанности общественного помощника прокурора

3.1. Общественный помощник действует в пределах, установленных настоящим Положением, и может привлекаться к проверкам только тех предприятий, организаций и учреждений, которые поднадзорны прокуратуре города, района.

3.2. Общественный помощник участвует в проверках совместно с прокурорским работником. В процессе проверок может выполнять самостоятельно отдельные поручения прокурора, носящие организационно-технический характер. О результатах проделанной работы докладывает прокурорскому работнику, который поручил ему выполнение конкретного задания.

По результатам совместных проверок по поручению прокурорского работника общественный помощник может готовить проекты справок, докладных записок, актов прокурорского реагирования. Осуществляет доставку документов, запросов.

3.3. Общественный помощник обязан в своей деятельности строго руководствоваться нормами настоящего Положения, действовать только в пределах поручений прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора края, оказывать активное содействие деятельности органов прокуратуры.

3.4. Общественный помощник прокурора не должен допускать разглашения сведений, ставших известными ему в связи с выполнением конкретных поручений прокурорского работника, использовать предоставленные полномочия в личных целях.

3.5. Общественный помощник обязан информировать прокурора обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению его обязанностей (привлечение к административной, уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного преследования и др.).

5. Организация деятельности общественных помощников прокурора

5.1. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет оперативный сотрудник, который в соответствии с распоряжением прокурора края непосредственно руководит его работой.

5.2. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими прокурорскими сотрудниками, осуществляет горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры.

5.3. При поручении конкретных заданий оперативные сотрудники, за которыми закреплены общественные помощники, должны проводить с ними инструктаж, знакомить с нормативными актами, относящимися к предмету проверки, составлять и утверждать планы мероприятий с указанием вопросов, на которые общественному помощнику необходимо обратить особое внимание.

5.4. Запрещается поручать общественному помощнику выполнение таких функций, которые в соответствии с законом обязаны выполнять только прокурорские работники, знакомить его с документами, содержащими государственную тайну, служебную информацию ограниченного пользования.

5.5. В целях повышения уровня подготовки общественных помощников необходимо периодически проводить с ними учебные мероприятия по изучению текущего законодательства, форм и методов прокурорского надзора.

5.6. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур может быть поощрен прокурором Красноярского края мерами, не предусматривающими материальные затраты.

5.7. Положительно зарекомендовавших себя общественных помощников прокурора, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в органы прокуратуры края, горрайпрокурор, прокурор ЗАТО и специализированной прокуратуры может рекомендовать для зачисления в резерв кадров.

6. Зачисление в кадровый резерв

6.1. Общественный помощник, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний, имеющий высшее юридическое образование и желающий в дальнейшем поступить на службу в органы прокуратуры, может быть зачислен в резерв кадров для работы в органах прокуратуры края.

7. Освобождение общественных помощников прокурора

Общественный помощник освобождается от участия в деятельности прокуратуры распоряжением прокурора края:

7.1. По истечении срока назначения общественным помощником.

7.2. По инициативе общественного помощника.

7.3. В случае ненадлежащего выполнения взятых на себя обязанностей, совершения порочащего проступка, либо наличия иных оснований, исключающих дальнейшую работу, по рапорту горрайпрокуроров, прокуроров ЗАТО, специализированных прокуратур.

16.03.2009 прокурором Алтайского края старшим советником юстиции Хорошевым Я.Е. утверждено положение «Об общественных помощниках прокуроров».

Как сообщил начальник отдела кадров прокуратуры края Сергей Голиков, институт общественных помощников предназначен для создания резерва комплектования штатов, оказания помощи оперативным работникам, подготовки к профессиональной деятельности в прокуратуре края.

Данным положением установлено, что общественным помощником прокурора прокуратуры Алтайского края может быть лицо с начальным юридическим образованием (не менее 3-х курсов АГУ или Академии экономики и права) или высшим юридическим образованием, имеющее положительные рекомендации по месту учебы, работы и желающее служить в прокуратуре Алтайского края.

Претендент на должность помощника заполняет личный листок и составляет автобиографию.

Решение о придании лицу статуса общественного помощника принимается районным прокурором в форме распоряжения, с которым общественный помощник знакомится под роспись. Перед принятием такого решения прокурор устанавливает личность претендента, запрашивает рекомендации из ВУЗа, определяет у него наличие психологических, моральных, физических данных для исполнения обязанностей общественного помощника. В распоряжении прокурора указывается за каким конкретно прокурорским работником закреплен общественный помощник.

Исполнение обязанностей общественного помощника может быть совмещено с прохождением ознакомительной или производственной практики.

Общественные помощники оказывают помощь прокурорам в разрешении жалоб, проведении проверок исполнения законодательства, составлении проектов процессуальных документов и другим вопросам. Все действия они выполняют по поручению и от имени конкретных должностных лиц прокуратуры, без права подписи на каких-либо документах.

Общественный помощник закрепляется за работником прокуратуры, имеющим стаж службы не менее двух лет. Им создаются необходимые условия для получения навыков прокурорской, следственной работы, предоставляют возможность пользоваться методической литературой, криминалистической техникой, компьютерной базой данных, изучать практику, обзоры, справки.

Общественные помощники работают с делами и документами прокуратуры без права выноса из служебного помещения.

Помощники прокуроров инструктируют общественных помощников по выполнению их функциональных обязанностей, обеспечивают правила работы со служебными документами, предупреждают о необходимости сохранения ставшей им известной служебной информации, привлекают помощников, в зависимости от их подготовки, к проведению проверок в различных отраслях прокурорского надзора, проверяют составленные ими проекты процессуальных документов и акты прокурорского реагирования, представляют общественным помощникам возможность углубленного изучения направлений прокурорского надзора.

Изучают деловые и личные качества помощников, выявляют их способности к прокурорско-следственной деятельности, вносят свои предложения о зачислении перспективных помощников в резерв для дальнейшей работы в органах прокуратуры после получения высшего юридического образования.

Общественному помощнику, положительно себя зарекомендовавшему, по истечению 1 месяца пребывания в статусе в соответствии с ходатайством прокурора района отделом кадров прокуратуры края выдается удостоверение общественного помощника сроком до 1 года. По ходатайству прокурора района срок может быть продлен еще на 1 год.

Общественный помощник в прокуратуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *