Обязанность платить налоги

Содержание

Обязанность платить налоги

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.»

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

10 вещей, которые вы не знали про налоги

1. Мы не замечаем налоги, потому что не платим их

Почти всегда налоги за нас платит работодатель или кто-то ещё. С каждой зарплаты у нас удерживают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%. Например, со 150 000 рублей — 19 500 рублей.

18% мы платим каждый раз, когда покупаем что-то в магазине. Например, купили продуктов на 3000 рублей, государству из этой суммы ушло 458 рублей. Купили машину за 1 миллион рублей, государство заработало 152 542 рублей.

Ещё есть налог на имущество и налог на другие виды деятельности, которые приносят дополнительный доход.

2. Часть уплаченных налогов можно вернуть

Если вы купили квартиру, оплатили обучение, лечились за деньги, покупали ДМС, инвестировали деньги через ИИС или переводили деньги в благотворительный фонд, то можете вернуть до 13% от уплаченных сумм, но не больше установленных лимитов. Например, при покупке жилья можно вернуть до 260 000 рублей, за проценты по ипотеке — до 390 000 рублей, а за оплаченное образование — до 15 600 рублей.

Заявление на вычет подаётся на следующий год после уплаченных расходов. Нужно собрать документы об оплате, взять на работе справку 2-НДФЛ и заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ. Этот пакет документов можно переслать в адрес налоговой инспекции по месту жительства. У инспекции будет три месяца на проверку документов и ещё один месяц на перечисление денег.

https://www.sravni.ru/text/2016/11/16/kehshbehk-ot-nalogovoj-kak-poluchat-vychety-na-zhiljo-detej-i-lechenie/

3. Если жить за границей, то налоги увеличиваются

Если вы проживаете за границей больше 183 дней в году, то теряете статус налогового резидента России. Налог на доходы (НДФЛ) для нерезидентов составляет 30%. Также человек теряет право на получение налоговых вычетов и других льгот.

4. В налоговую инспекцию можно сходить всего один раз

Для общения с налоговой инспекцией, отслеживания, уплаты и возврата налогов необязательно туда ходить. Большинство операций можно сделать удалённо через сайт nalog.ru. Сложность лишь в том, что удалённо получить данные для входа в личный кабинет нельзя. Для этого нужно приехать в любую налоговую инспекцию с паспортом. После этого адрес инспекции можно забыть.

5. С продажи квартиры нужно платить налог

При продаже квартиры вы получаете прибыль, которая облагается налогом в размере 13%. Например, продали квартиру за 5 миллионов рублей, заплатите государству 650 000 рублей. К счастью, есть исключения, когда платить этот налог не нужно:

  • Если недвижимость была куплена до 1 января 2016 года и была в вашей собственности 3 и более лет.

  • Если недвижимость была куплена после 1 января 2016 года и была в вашей собственности 5 и более лет.

Налоги можно уменьшить на расходы, понесённые при покупке квартиры. Для этого нужны подтверждающие документы, что вы купили недвижимость за определённую сумму. 13% нужно платить с разницы.

Ещё можно воспользоваться правом на налоговый вычет, который составляет 1 миллион рублей в год (статья 220 НК РФ). Это сумма, на которую уменьшается стоимость квартиры при подсчёте налога. Например, при стоимости квартиры 5 миллионов рублей налог нужно заплатить только с 4 миллионов, то есть 520 000 рублей, а не 650 000 рублей.

6. Вклад с высокой ставкой также облагается налогом

Если ставка по вкладу на 5 процентных пунктов больше ключевой ставки, то банк удержит 35%, полученные сверх этой суммы. Например, ключевая ставка 7,75%. Налог будет браться со вклада, ставка по которому превышает 12,75%. Если вы разместили 1 миллион рублей в банке на год под 13%, налог будет удержан только с 0,25% дохода, то есть с 2500 рублей. Из этой суммы удержат 35% (875 рублей). Налог заплатит сам банк.

Впрочем, банки очень редко предлагают такие высокие ставки.

7. С чаевых не нужно платить налог

Этот вопрос актуален для барменов, официантов, работников гостиниц и представителей других профессий, где значительную часть дохода составляет благодарность клиентов. Согласно статье 217 Налогового кодекса, доходы в денежной форме, полученные в подарок от других людей, не подлежат налогообложению. Чаевые — это подарок, поэтому платить 13% с них не нужно. При этом важным условием является невключение чаевых в чек. Если они были включены в счёт и проведены через кассу, то это будет считаться доходом организации, с которого нужно платить налог.

8. За победу в конкурсах тоже придётся заплатить налог

Если вы выиграли в лотерею, то нужно заплатить 13% от суммы или стоимости приза. Если выиграли в конкурсе, игре или ещё каком-то мероприятии, которое продвигает какие-то товары или услуги, то налог составляет 35%, говорится на сайте Федеральной налоговой службы.

Налог нужно платить, если стоимость подарка превышает 4000 рублей. На эту величину уменьшается сумма, с которой нужно платить налог. Например, вы выиграли в лотерею 50 000 рублей. Вычитаем 4000 рублей и с 46 000 рублей платим налог. Организаторы конкурсов сами заявляют в налоговую службу, что сделали вам подарок. Инспекция считает налог и выставляет счёт на оплату.

Часто устроители конкурсов закладывают величину налога в подарок так, чтобы после уплаты налога получалась круглая сумма, например 100 000 рублей.

9. Долги по налогам могут списать с банковского счёта

Если сумма задолженности по налогам превышает 3000 рублей, то инспекция может обратиться в суд с целью взыскания налога и пени за просрочку платежей (копия должна прийти налогоплательщику). После решения суда за дело возьмутся приставы, которые снова напомнят о необходимости погашения долга или спишут его с банковского счёта (вклада или дебетовой карты). Если денег на счету не окажется, то приставы могут арестовать имущество должника.

10. Если не заплатить много налогов, то суд отправит в тюрьму

За уклонение от уплаты налогов или при внесении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений предусмотрена уголовная ответственность (статья 198 УК РФ):

Размер неуплаченных налогов

Возможное наказание

Неуплата за три года более 900 000 рублей

Штраф 100–300 тысяч рублей

Штраф в размере дохода за один-два года

Принудительные работы до года

Арест на срок до шести месяцев

Лишение свободы на срок до года

Неуплата более 4,5 миллионов рублей

Штраф 200–500 тысяч рублей

Штраф в размере дохода за 1,5–3 года

Принудительные работы до трёх лет

Лишение свободы на срок до трёх лет

Транспортный и земельный налоги с 2020 года

Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Начиная с отчетности за 2020 год, декларации по транспортному и земельному налогам в налоговый орган организациям представлять не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Каким образом в связи с этим выстраиваются взаимоотношения с налоговым органом?

Каковы сроки уплаты налогов?

Порядок и сроки уплаты организациями транспортного налога, а также авансовых платежей по нему устанавливаются законами субъектов РФ. Крайний срок уплаты налога не может быть позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

Аналогичным образом дело обстоит с земельным налогом, за тем исключением, что порядок и сроки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Региональные (местные) власти могут отменить обязанность внесения авансовых платежей.

Уплата транспортного и земельного налогов производится по месту нахождения ТС и земельных участков соответственно.

Обозначенные общие правила не меняются.

Кто будет исчислять налоги?

Отмена обязанности по представлению в налоговый орган деклараций по транспортному и земельному налогам не означает, что налогоплательщики не будут самостоятельно определять величину налоговых обязательств. Это связано с тем, что налоговый орган сообщение об исчисленной за истекший налоговый период сумме налога, подлежащей уплате налогоплательщиком-организацией, будет направлять после истечения установленного срока уплаты налога. Другими словами, сообщение с расчетом налогового органа налогоплательщик получит уже после того, как должен исполнить обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по ним. Минфин проинформировал об этом в Письме от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672.

Если заглянуть в Налоговый кодекс в редакции Федерального закона № 63-ФЗ, которая начнет действовать с 01.01.2021, там указано, что сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога будет направляться налогоплательщику в течение десяти рабочих дней после составления, но не позднее шести месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период. Это касается и транспортного, и земельного налога (новые пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Таким образом, направление налогоплательщику сообщения не отменяет его обязанность самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и внести соответствующие авансовые платежи. Фактически целью направления сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной налоговым органом сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Что можно будет узнать из сообщения?

Налоговый орган будет составлять сообщение об исчисленной сумме налога на основе имеющихся у него документов и информации, в том числе сведений из ЕГРН, данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств.

В сообщении будут фиксироваться объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Формы сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налога утверждены Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

Каким способом будет передаваться сообщение?

Сообщение будет передаваться организации в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования такого способа сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с момента направления письма.

Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

Что делать при несогласии с расчетом налогового органа?

В течение десяти рабочих дней со дня получения сообщения организация вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

К сведению: десятидневный срок для представления пояснений и документов не является пресекательным. Поэтому по истечении этого срока налоговый орган обязан будет рассмотреть полученные пояснения, документы и при наличии правовых оснований пересчитать исчисленную в сообщении сумму налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками. В связи с этим, по мнению финансистов, основания для увеличения срока для представления пояснений и документов отсутствуют (Письмо от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Налоговому органу на рассмотрение пояснений и документов дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у налогового органа возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога.

В тот же месячный (двухмесячный) срок налогоплательщика должны будут проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налогового органа неверен, организации будет направлено уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти рабочих дней после его составления.

В итоге сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Если в результате рассмотрения документов, информации будет выявлена недоимка, налоговый орган направит организации требование об уплате налога не позднее трех месяцев (года – если недоимка составит менее 500 руб.).

К сведению: до направления сообщения об исчисленной сумме налога и в любой момент после его получения налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы за выпиской из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, использованных для формирования сообщения. Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа по результатам рассмотрения представленных им пояснений и документов, связанных с полученным сообщением об исчисленной сумме налога (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Регистрация транспортного средства в ГИБДД и момент возникновения обязанности по уплате транспортного налога

ООО сняло с учета транспортное средство в августе и передало его в филиал, который находится в другом регионе. В дороге машина сломалась и была в ремонте в течение двух месяцев, поэтому филиал зарегистрировал машину в органах ГИБДД только в ноябре. Следует ли ООО начислить транспортный налог за те месяцы, когда транспортное средство не было зарегистрировано в органах ГИБДД?

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 362 НК РФ установлены особенности исчисления транспортного налога в случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода. Так, в случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Исходя из вышеприведенных положений, обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрации. При этом у обособленного подразделения организации (филиала) обязанность по уплате транспортного налога возникает с месяца, в котором были зарегистрированы транспортные средства (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-05-05-04/06).

Обязанность платить налоги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *