Обязательная экспертиза по 44 ФЗ

Экспертиза закупок по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ
  • Обязательна ли внешняя экспертиза в 2019
  • Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
  • Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами

Экспертиза закупок по 44-ФЗ является необходимым мероприятием, о чем прописано в статье 94 части 3 указанного закона. Эта норма направлена на защиту самого заказчика, так как данное мероприятие проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и позволяет избежать некачественного выполнения контракта.

Данная экспертиза может проводиться как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов. В любом случае должен быть составлен акт, а сама процедура – осуществлена по соответствующим правилам. Нарушение порядка проведения экспертизы влечет наложение ответственности на должностных лиц. О том, как сделать все правильно, расскажет наша статья.

Когда необходима экспертиза по 44-ФЗ

Федеральный закон № 44 от 05.04.2013 г. не предполагает общих ситуаций, в которых можно отказаться от экспертной проверки. Данная процедура проводится вне зависимости от предмета договора, его стоимости, основания заключения. Экспертиза закупок по 44-ФЗ осуществляется по всем контрактам, даже в тех случаях, когда практическая проверка не представляется возможной. Чтобы контракт мог считаться выполненным, заказчику необходимо официально подтвердить соответствие товара/услуги обозначенным в соглашении условиям.

Пункт 1 части 1 ФЗ № 44 устанавливает, что экспертиза является обязательной частью приема товара/услуги по контракту. Проверка проводится перед тем, как заказчик подпишет документ о приемке. Допустим, по договору компания должна каждый месяц поставлять заказчику свою продукцию – тогда такого рода контроль закупок тоже проводится ежемесячно. Если же поставки производятся на ежедневной основе, то проверка должна проходить каждый день.

Ни в коем случае нельзя давать подтверждение соответствия «задним числом» – продукция должна быть проверена до приемки. Несмотря на то, что отсутствие экспертизы не считается административным правонарушением, оно может привести к возникновению претензий контролирующих органов по отношению к заказчикам.

Отдельно стоит сказать о договорах, не предполагающих поэтапного исполнения обязательств, где оплата и фактическая приемка осуществляются периодически. Письмо МЭР № Д28и-2919 от 31.12.2014 г. устанавливает, что в подобной ситуации проверка должна проводиться перед каждой приемкой. Иными словами, при планировании подобных мероприятий учитывается периодичность оплаты.

Закон устанавливает случаи, когда экспертиза закупок не проводится, но нужно понимать, что таких ситуаций немного. Речь идет преимущественно о «малых закупках», для которых не заключаются контракты в письменном виде, и о ряде договоров, обозначенных в ст. 93 ФЗ № 44.

Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году

До 31.07.2019 г. действовала часть 4 ст. 94 № 44-ЗФ, которая устанавливала необходимость осуществления проверки закупок при участии сторонних специалистов, экспертных компаний, если закупки проводятся у единственного поставщика. Но стоит оговориться, что и здесь существовали некоторые исключения.

С 31.07.2019 г. данная норма потеряла силу, а значит, теперь нет случаев, в которых заказчик обязан прибегать к «внешней» оценке, требующей приглашения экспертов, соответствующих компаний. На данный момент продолжает действовать «внутренняя» экспертиза результатов закупки по 44-ФЗ, проводимая компанией самостоятельно.

Читайте также: «Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы»

Часть 4.1 ст. 94 № 44-ФЗ устанавливает, что правительство РФ имеет право определить случаи, в которых приглашенные специалисты или сотрудники экспертных организаций должны проводить проверку закупок. Пока не существует нормативного акта, устанавливающего такие ситуации. Поэтому заказчик может решать, будет ли он проводить проверку самостоятельно или прибегнет к помощи экспертов. В любом случае данный этап считается обязательным.

Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ

Роль эксперта может играть ИП, физическое лицо либо экспертная организация. В любом случае привлеченный специалист должен соответствовать целому ряду требований. Ему необходимо обладать знаниями в области, к которой относится товар или услуга. Кроме того, запрещается приглашать для оценки людей, которые в последние два года работали у заказчика либо поставщика или могут быть заинтересованы в определенном результате проверки. Также приглашенные извне эксперты не могут быть членами закупочной комиссии.

С экспертом, экспертной организацией обязательно подписывается договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуги, сроки и цену работ. В стоимость вносятся все расходы исполнителя, в том числе командировочные, налоги, сборы, пр. Пропишите в соглашении, как именно будет осуществляться приемка, утвердите список требуемых для этого бумаг, подготовьте техническое задание для экспертов. Под последним принято понимать перечень вопросов, на которые специалисты будут отвечать в процессе оценки закупок.

Эксперты должны убедиться в соответствии:

  • товара нормативам, стандартам, установленным на государственном уровне;
  • закупки техническому заданию;
  • реальных характеристик маркировке, данным, указанным на ярлыке, этикетке;
  • свойств продукции информации из сопроводительных документов;
  • упаковки требованиям по цельности и качеству;
  • условий транспортировки предъявляемым нормам;
  • условий хранения правилам, указанным в документации к товару.

Результат оказанных услуг оценивают по стандартам, нормативам и требованиям технического задания. Также проверка затрагивает объемы, сроки и качество проведенных работ.

В соответствии с законом, эксперты могут запрашивать у заказчика документы, имеющие отношение к исполнению контракта. Тогда как заказчик обязан предоставить все необходимые бумаги.

После проведения экспертизы закупок приглашенные специалисты подготавливают итоговый акт или заключение. Если товар или работа были приняты без серьезных замечаний, по каждому критерию ставится оценка «Подтверждает соответствие» или «Соответствует». Если эксперты выявили нарушения, они должны дать рекомендации по устранению, выбрать конкретный срок для выполнения данной задачи и ответственных лиц.

Закон дает экспертной организации четыре дня на подготовку заключения, отсчет начинается со дня запроса заказчика. В заключении содержатся сведения о:

  • договоре;
  • заказчике и компании, оказавшей услуги;
  • исполнении контракта;
  • должностях и Ф. И. О. экспертов;
  • критериях, которыми эксперты руководствовались в процессе оценки;
  • выводах относительно соответствия/несоответствия товара, работы или услуги изначально предъявленным требованиям;
  • списке нарушений, если таковые были найдены;
  • дате составления документа с подписью эксперта.

Нужно понимать, что для оценки закупки специфических товаров, работ, услуг требуется проведение исследований и испытаний. Заниматься подобной деятельностью могут лишь эксперты и организации, получившие необходимые лицензии. Помните об этом правиле при выборе компании для оценки закупок.

Экспертиза закупок по 44-ФЗ своими силами

За счет использования внутренней проверки заказчик экономит средства на вызове эксперта, оперативно проводит приемку, при этом может быть уверен в том, что поставщик надлежащим образом выполнил условия контракта.

Закон № 44-ФЗ не содержит в себе конкретных требований к экспертам организации. В качестве внутреннего эксперта имеет право выступать любое должностное лицо заказчика, которого назначил руководитель. Кроме того, роль специалистов, которые проводят экспертизу при проверке закупок, могут играть члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Существует большой перечень писем Минэкономразвития РФ, призванных разъяснить порядок проведения внутренней экспертизы закупок. Так, согласно письму Минэкономразвития РФ от 11.04.2014 г. № Д28и-477 заказчик не обязан иметь в штате экспертов, отвечающих за определенные направления оценки закупок.

Закон 44-ФЗ не устанавливает конкретные требования к оформлению итогов экспертизы, проведенной силами компании. В письме Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889 сказано, что в ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не рассматриваются ситуации, когда заказчик самостоятельно осуществляет экспертизу закупок. То есть в данном случае нет необходимости прилагать к отчету заключение по итогам работы экспертов.

Данные внутренней экспертизы закупок могут быть внесены в документ о приемке: товарную накладную, акт сдачи и приемки. Либо их можно оформить в виде отдельного документа, то есть заключения по итогам проведенной экспертизы.

В документе о приемке, помимо результатов, обязательно указывают, каким образом проводилась экспертиза закупок по 44-ФЗ – с помощью экспертов, экспертных организаций или силами заказчика. Под документом ставят подписи все члены приемочной комиссии, утвержденной руководителем компании. Если проводилась внутренняя оценка, документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 № 44-ФЗ).

Заказчик, основываясь на данных экспертизы, принимает решение относительно соответствия проведенных закупок условиям контракта. Подтверждением того, что он удовлетворен результатом, является его подпись на акте приемки.

В акте приемки товара содержатся:

  • список работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение приемочной комиссии, составленное на основе данных экспертизы закупки;
  • информация обо всех недостатках, если последние были выявлены;
  • подпись представителя комиссии, уполномоченного на такое действие;
  • документы и выводы по результатам оценки;
  • приемка заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке, при условии, что исполнитель отказывается ставить подпись на соответствующем акте.

После завершения экспертизы закупок ответственные за нее специалисты подготавливают заключение. Согласно ч. 5 ст. 94 44-ФЗ, оно должно быть объективным, обоснованным и законным. Данный документ подписывает эксперт или руководитель экспертной организации.

Читайте также: «Как участвовать в тендерах начинающему ИП, ООО и физлицу»

Самостоятельное проведение экспертизы закупок заказчиком включает в себя такие этапы:

  1. Подготовка приказа о формировании экспертной комиссии, в которую должны входить пять и более компетентных сотрудников организации. В приказе прописываются значимые условия контракта, такие как реквизиты, сроки исполнения и этапность.
  2. Оценка результатов исполнения договора комиссией – срок для этих работ устанавливается договором.
  3. Формирование документа о приемке по итогам оценки закупки. В качестве такого свидетельства может использоваться акт приема-передачи, заключение по результатам работы комиссии. В нем обязательно прописываются все выполненные работы, сроки исполнения обязательств поставщиком, наличие каких-либо претензий.
  4. Отказ в приемке товара до того момента, пока поставщик не устранит нарушения условий контракта, если таковые были обнаружены.
  5. После подведения результатов проверки заказчик вносит в отчет информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении обязательств поставщиком.
  6. Отчет размещается в ЕИС, также к нему должен быть приложен документ об итогах работы экспертной комиссии.

При проведении экспертизы закупок по 44-ФЗ должностные лица могут быть оштрафованы в соответствии с частями 8, 9, 10 ст. 32 КоАП РФ:

  • 8. За несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы закупок или отдельных этапов исполнения контракта, при условии, что заказчик обязан привлечь к проведению оценки сторонних экспертов, должностные лица должны будут выплатить административный штраф в размере 20 000 рублей.
  • 9. Отказ от составления документов о приемке поставленного товара, результатов выполненных работ, оказанной услуги или отдельных этапов контракта, а также отсутствие мотивированного отказа от подписания документов влечет за собой административный штраф в размере 20 000 рублей для должностных лиц.
  • 10. Приемка товара, результатов работы, услуги или одного из этапов исполнения контракта в случае их несоответствия условиям контракта влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000–50 000 рублей. При условии, что выявленное несоответствие не было устранено исполнителем и стало причиной для дополнительного расходования средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или снижения доли поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Привлечение к административной ответственности по данным пунктам возможно в течение года со дня административного правонарушения.

Нужно ли проводить экспертизу товаров, работ, услуг при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 тыс. руб. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Если да, то в какой форме? Нужно ли проводить экспертизу при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

27 июля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не свыше 100 000 рублей в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» экспертиза может проводиться силами заказчика. В этом случае документом, подтверждающим проведение экспертизы, является документ о приемке товара (результатов выполненной работы, оказанной услуги), в частности, товарная накладная, акт сдачи-приемки и т.д.
При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик не обязан проводить экспертизу результатов исполнения договора.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, помимо прочего, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с этим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее — контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных п.п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п.п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, экспертизу результатов исполнения контракта заказчик обязан проводить в рамках любой закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 27.12.2017 N 24-02-07/87603). Но в ряде случаев, в том числе при закупке товаров, работ, услуг у единственного контрагента на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), экспертиза может проводиться силами самого заказчика, без привлечения экспертов или экспертных организаций.
Порядок проведения такой экспертизы силами заказчика законодательно не урегулирован. Контролирующие органы в своих разъяснениях отмечают, что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Таким документом может быть, например, акт сдачи-приемки, товарная накладная. При этом отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется (смотрите письма Минфина России от 06.02.2018 N 24-03-08/6839, от 31.08.2017 N 24-03-07/56034, письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846, от 01.02.2017 N Д28и-439).
Таким образом, в качестве экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках закупки у единственного контрагента на сумму не свыше 100 000 рублей может рассматриваться сам факт приемки заказчиком такого товара (результата работы, услуги). Документом, подтверждающим проведение экспертизы, в этом случае будет документ о приемке товара (результатов работы, услуги): товарная накладная, акт приема-передачи или иной документ в зависимости от особенностей объекта закупки.
При осуществлении заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» необходимость проводить в какой-либо форме экспертизу поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) законодательство не предусматривает.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Экспертиза по 44-ФЗ: внешняя или силами заказчика. Перечень общих требований и образцы акта и положения

Действующие нормы законодательства, в частности, положения статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорят о том, что заказчик должен проводить в ходе приемки результатов исполнения контрактов экспертизу таких результатов.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Случаи обязательного проведения экспертизы и возможности отказа от нее при проверке результатов исполнения условий контракта

На основании требований указанной выше статьи заказчик обязан проводить экспертизу, направленную на выявление результатов исполнения контракта и соответствия таких результатов заявленным требованиям в отношении всех контрактов и договоров, целью заключения которых является удовлетворение нужд такого заказчика. Однако далеко не всегда при проведении экспертизы есть возможность обойтись своими силами путем работы внутренней экспертной комиссии.

Если закупка была проведена на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то не будет необходимости в проведении внешней экспертизы в случае, если такие закупки проведены по следующим основаниям:

  • закупки проводились на основании определения перечня исполнителей, сформированного приказами контролирующих органов в сфере закупок, а также у субъектов естественных монополий (регламентация таких закупок происходит с помощью пунктов 1-9 части 1 указанной статьи);
  • закупка проводится в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также по приобретению билетов на культурно-массовые мероприятия, которые признаны в качестве объекта авторских и смежных прав (регламентируются пунктами 14 и 15 части 1 статьи 93);
  • закупочная процедура направлена на заключение контракта по итогам процедур, которые признаны несостоявшимися, либо речь идет о таких закупках, которые направлены на обеспечение качественного управления многоквартирными домами либо направлены на оказание услуг по охране какого-либо имущества (регулирование процедур происходит на основании положений пунктов 17-30 части 1 статьи 93);
  • целью проведения закупки является получение банковской гарантии, закупка лекарственных средств и т. п. (процедуры регулируются положениями пунктов 32-33, 36, 40-42, 44-48 части 1 статьи 93);
  • закупка проводится с целью заключения контракта на оказание экспертных услуг (не играет роли форма закупки, а также отношение потенциального исполнителя к разряду физических или юридических лиц);
  • закупка имеет целью заключение контракта на подготовку проектно-сметной документации, которая будет использоваться в отношении объектов капитального строительства. Однако следует помнить, что необязательность проведения внешней экспертизы результатов исполнения контракта в данном случае характерна только для случаев, когда речь идет о повторном проведении исследования, если ранее идентичное исследование и подготовка проектно-сметной документации уже проводились.

Если вести речь о закупках, проведенных в конкурентной форме и признанных несостоявшимися, определение необходимости проведения внешней или внутренней экспертизы будет осуществляться на основании того, каково было значение начальной максимальной цены контракта или договора, объявленной для проведения такой закупки.

В остальных случаях, кроме перечисленных выше, проведение экспертизы будет являться обязательным условием, без которого невозможно определить полноценность исполнения условий контракта в части достижения максимально качественных результатов такого исполнения.

Правила проведения внешней экспертизы

Проведение внешней экспертизы является обязательной в тех случаях, когда речь идет о контракте, заключенном по итогам конкурентной процедуры, признанной несостоявшейся. Речь идет о контрактах и договорах, правовым основанием для заключения которых являются положения пунктов 25.1-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правительство РФ в отношении таких контрактов рекомендует привлекать специализированные экспертные организации, которые смогут сформировать исчерпывающие ответы на вопросы о качестве исполнения взятых на себя обязательств.

При этом для того, чтобы результаты такой экспертизы не были оспорены исполнителем по контракту или договору, к самой внешней экспертизе и порядку ее проведения предъявляются определенные требования:

  • проводить экспертизу должен специалист, обладающий специальным образованием и опытом работы в отношении предмета оцениваемой закупки, либо в состав экспертной комиссии должны входить такие лица (уровень знаний и квалификации должны быть подтверждены документально, а сами такие подтверждающие документы должны предоставляться по запросу заинтересованных лиц);
  • для проверки результатов исполнения контракта может быть осуществлена произвольная выборка образцов из всего поставленного товара, либо происходит выход на произвольный объект с изучением всего объекта либо какой-то его части с целью определения качества выполненных работ;
  • проведение самой внешней экспертизы должно осуществляться в течение периода времени от пятнадцати до сорока дней, а заключение должно быть подготовлено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения экспертных изысканий.

Проведение внешней экспертизы осуществляется в следующих случаях:

  • контролирующие органы в сфере закупок, а также высшие органы государственной власти Российской Федерации сформировали перечень тех закупок, по результатам исполнения контрактов и договоров которых должны быть использованы услуги сторонних экспертных организаций для оценки итоговых результатов исполнения взятых на себя обязательств;
  • внутри организации-заказчика нет сотрудников, которые могут быть включены в состав внутренней экспертной комиссии для полноценной и достоверной оценки результатов исполнения контракта или договора;
  • внешняя экспертиза может быть проведена на основании соответствующего решения самого заказчика процедуры в том случае, если у него имеются какие-либо сомнения относительно качества исполнения взятых на себя обязательств.

Если заказчику необходимо провести внешнюю экспертизу, он обязан соблюсти следующие правила:

  • контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен с организацией или физическим лицом только посредством соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (тип процедуры заказчик определяет самостоятельно исходя из срочности заключения контракта и объема начальной максимальной цены контракта или договора);
  • сам текст контракта на оказание экспертных услуг должен подписываться до момента, когда исполнитель по проверяемому контракту или договору предоставит заказчику документы об окончании исполнения взятых на себя обязательств;
  • у заказчика есть право сформировать перечень тех требований, которым должны соответствовать привлекаемые эксперт либо организация, с которыми будет заключен соответствующий договор (в такой перечень требований могут быть включены требования о наличии образования, опыта работы в данной сфере, количестве проведенных экспертиз по конкретному профилю, соответствующему профилю изучения предмета закупки). Но если такие требования ограничивают конкуренцию среди потенциальных исполнителей контракта на оказание экспертных услуг, они будут признаны незаконными, с точки зрения действующего законодательства.

Если говорить о порядке проведения внешней экспертизы, она будет состоять из следующих шагов:

  • корректировка плана-графика закупок путем внесения в него закупки об оказании экспертных услуг и размещение внесенных изменений в Единой информационной системе в сфере закупок. Если закупка не будет отражена в плане-графике, это может быть расценено контролирующими органами, как нецелевое расходование бюджетных средств, что может повлечь санкции в отношении такого заказчика;
  • следующим шагом становится собственно закупочная процедура в отношении экспертных услуг;
  • когда контракт на оказание экспертных услуг был подписан, начинается сама проверка посредством получения образцов для проведения экспертного исследования и осуществление собственно такого исследования;
  • завершает всю процедуру формирование экспертного заключения, на основании которого заказчик принимает решение о возможности принятия или непринятия результатов исполнения контракта или договора.

Порядок проведения внутренней экспертизы

Если нормами действующего закупочного законодательства не установлены требования, в соответствии с которыми в обязательном порядке должна проводиться только внешняя экспертиза результатов исполнения контракта, заказчик может провести такие экспертные изыскания своими силами путем привлечения внутреннего экспертного коллегиального органа.

Однако для того, чтобы результаты такой экспертизы были признаны легитимными, с юридической точки зрения, необходимо соблюсти следующие правила:

  • в организации должна быть создана внутренняя экспертная комиссия, состав и принципы работы которой утверждены с помощью специального приказа и положения. Создаваться комиссия должна из числа сотрудников организации. При этом в тексте приказа необходимо указать поименный и должностной состав привлекаемых сотрудников. Также необходимо указать и основной состав, и дополнительный, из числа которого будут выбираться члены, работающие в случае уважительной причины отсутствия основного члена комиссии. Общий состав комиссии не может быть меньше пяти человек (чтобы обеспечить возможность перевеса по решению хотя бы в один голос при равном количестве позиций за и против конкретного решения по тому или иному вопросу). В состав комиссии не имеют права входить сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации, которые ранее входили в контрактную службу либо занимали должности контрактных управляющих, если с момента их официального освобождения от такой должности не прошло двух лет. К профессиональному составу комиссии также предъявляется требование о том, что в состав такой комиссии должно входить не менее пятидесяти процентов лиц, которые обладают достаточным уровнем знаний и квалификации, необходимых для верной оценки, с фактической и качественной точек зрения, результатов исполнения проверяемого контракта или договора;
  • если у комиссии нет положения о ее функционировании, она может быть признана нелегитимной, а вынесенные ею решения могут быть оспорены в установленном действующим законодательством порядке. В тексте положения должны быть отражены права и обязанности всей комиссии в целом, а также собственно ее председателя. Кроме того, в рамках положения указываются все правила, которыми должна руководствоваться такая комиссия при осуществлении своей деятельности;
  • все результаты проведенной экспертизы должны быть оформлены в виде специального документа – акта экспертизы. При этом подготовка экспертного заключения в данном случае не является обязательной – экспертное заключение может быть подготовлено только лицом, имеющим соответствующее разрешение на оказание экспертных услуг, полученное в порядке прохождения специальной аккредитации. Если в штате заказчика нет таких сотрудников, речь может идти только об акте внутренней экспертизы, как итоговом оформляемом документе;
  • после того как внутренний экспертный коллегиальный орган принял какое-либо решение и сформировал его в акте экспертной комиссии, заказчик принимает решение о возможности принятия результатов исполнения контракта или о невозможности такого действия.

Итоговые документы

По итогам проведенной экспертизы формируются два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения контракта.

Акт экспертизы

В акте экспертизы указываются следующие сведения:

  • номер и дата заключения контракта, а также присвоенный идентификационный код закупки (для облегчения идентификации подписанного соглашения);
  • данные о сторонах контракта и представителях таких сторон, в том числе присутствующих при проведении экспертизы;
  • дата проведения экспертного исследования;
  • предмет контракта в соответствии с точной формулировкой, использованной во всей документации по проведенной закупке (от извещения до всех итоговых документов о приемке товара, работ или услуг);
  • перечень представителей сторон, выступивших свидетелями при выборке образцов для проведения экспертного исследования;
  • перечень мероприятий, которые были проведены для того, чтобы определить соответствие предоставленных образцов требованиям контракта или договора;
  • содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, которые не позволяют говорить о качественном исполнении контракта или договора;
  • подписи членов экспертной комиссии или единоличного эксперта;
  • приложения к акту (в случае их наличия), в том числе подтверждающие уровень квалификации всех членов экспертной комиссии.

Образец заключения экспертизы можно посмотреть поссылке. С Положением о комиссии можно ознакомитьсяздесь.

Акт приемки результатов исполнения контракта

На основании составленного акта экспертизы заказчик готовит акт о приемке результатов исполнения контракта или договора. В таком акте отражаются следующие сведения:

  • данные о заключенном контракте (номер, идентификационный код закупки, дата подписания, стороны соглашения);
  • данные о предмете закупки (в строгом соответствии с формулировкой, содержащейся в документации к закупке и в тексте самого контракта или договора);
  • решение коллегиального приемочного органа заказчика о принятии результатов исполнения контракта или договора с указанием результатов проведенной экспертизы;
  • подпись руководителя комиссии и ее членов, а в случае наличия разногласий одного из членов с другими членами комиссии его решение оформляется в виде специального приложения к протоколу и заверяется подписью такого члена и руководителя комиссии.

Образец акта о приемке результатов исполнения контракта можно посмотретьздесь.

В случае выявления каких-либо недостатков, не позволяющих осуществить безоговорочное принятие результатов, в акте указываются такие недостатки, а также время, которое дается исполнителю на их устранение.

Если указанные недостатки не были устранены исполнителем в установленные сроки, контракт расторгается в одностороннем порядке по решению заказчика, а сам исполнитель подлежит включению в Реестр недобросовестных поставщиков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Когда нужна экспертиза по 44-ФЗ?

  • Главная
  • Наши статьи
  • Когда нужна экспертиза по 44-ФЗ?

После выполнения подрядчиком контракта в рамках 44-ФЗ, заказчик производит приемку товаров, работ или услуг и по необходимости обеспечивает проведение экспертизы результатов исполнения контракта. Экспертиза бывает финальная или поэтапная, она может выполняться силами заказчика или с привлечением экспертов или экспертной комиссии. Закон о контрактной системе устанавливает, какой вариант требуется в том или ином случае, и мы с Вами эти случаи сейчас рассмотрим.

Одна или несколько?

Одна финальная экспертиза исполнения всего контракта целиком требуется в том случае, если договор не предполагает поэтапное исполнений его условий. Если же вся работа или поставка разделена на этапы, то проверку нужно проводить по окончании каждого из них. При этом результат экспертизы, все сопутствующие документы и информация должны загружаться заказчиком в Единую информационную систему. Исключениями являются контракты по пунктам 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тысяч рублей), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Существуют некоторые контракты, которые не предполагают деление на отдельные этапы, но при этом оплата и приемка отваров, работ или услуг по ним осуществляются на ежемесячной или ежеквартальной (одним словом, регулярной) основе. В таком случае экспертизу также необходимо проводить несколько раз в соответствии с каждым новым актом о приемке.

Эксперты или экспертная комиссия

В некоторых случаях привлечение экспертов не просто возможно, но обязательно по закону:

1) Если существует конкретное временное (или без ограничения по времени) Постановление Правительства РФ, которое указывает, что в данной ситуации требуется привлечение профессиональных экспертов.

2) Если проводится закупка у единственного поставщика, но с обширным рядом исключений. Ими являются закупки:

Привлеченные к работе эксперты имеют право запрашивать дополнительную документацию, которая связана с исполнением контракта, как у заказчика, так и у подрядчика. Результатом их работы будет экспертное заключение с официальной подписью и печатью. Заключение может быть трех видов:

  • Все условия договора исполнены.
  • Условия исполнены с нарушениями, препятствующими приемке товаров, работ или услуг, или не исполнены вовсе. К такому заключению прилагается список нарушений и рекомендации по их устранению, если это возможно.
  • Условия исполнены с незначительными нарушениями, не препятствующими приемке. В таком случае список нарушений и методов их исправления также обязан быть приложен к заключению.

Последний случай означает, что приемка все равно состоится.

Экспертиза силами заказчика

Во всех случаях, которые не перечислены выше, заказчик имеет право выбора: провести экспертизу с привлечением профессионалов или самостоятельно. Во втором случае документом, который по юридической силе равняется заключению экспертной комиссии, будет сам акт приемки товаров, работ или услуг. Если заказчик его подписал, то есть признал правомочным, значит, он согласен, что все условия договора выполнены верно.

В акте приемки (или аналогичном документе) могут быть указаны претензии обеих сторон или несущественные нарушения, которые не препятствуют приемке. Если же заказчик сочтет, что условия договора были выполнены ненадлежащим образом, то он должен известить об этом поставщика в оговоренные контрактом сроки, чтобы у того была возможность исправить положение вещей. При этом заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании результатов такой экспертной проверки, а у подрядчика останется право подать иск на обжалование ее результатов.

«РосТендер» поможет Вам подобрать подходящую экспертную организацию и провести экспертизу на высочайшем уровне, не переплачивая за услуги профессионалов. Обращайтесь к нам! Это не единственная услуга в проведении госзакупок, где мы можем помочь сэкономить Ваши средства! Закажите звонок наших специалистов и узнайте, чем еще мы можем быть полезны Вашей компании!

Эксперты в области госзаказа говорят, что нет ничего постыдного в том, что тебя и твою компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Тем не менее, в жизни бывает всякое. И я сам в начале косячил, был на грани. Подводили партнеры с финансами, или банк не согласовывал проект банковской гарантии с корректировками заказчика. Один раз случилось даже так, что онлайн-система банка не воспринимала мою электронную подпись, и два дня только настраивали систему банка.

В общем, все проблемы были из-за того, что все откладывалось на последний день.

Но выход всегда есть. Всем своим знакомым, решившим участвовать в закупках, я советовал перед подачей заявки подать заявки на получение банковской гарантии в банки. Сейчас достаточно банков, у которых есть онлайн-система по выдаче банковских гарантий. Ну и также советовал иметь свободные денежные средства.

Но не у всех так получается, и не все готовы замораживать деньги.

_________________________

В каждом посте я указываю, что у меня есть телеграм канал, и в нем я ежедневно пишу о решениях ФАС (УФАС). В данной подборке хочу перечислить забавные «отмазки» участников закупок по вопросу уклонения от заключения контракта, которые я нашел.

1. Спам (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с тем, что электронное письмо о направлении контракта на подписание попало в папку «Нежелательная почта» (спам), и его поступление не было своевременно установлено ответственным за подписание контракта сотрудником. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Первая инстанция, как и вторая инстанция поддержала УФАС.

2. Черепно-мозговая травма как обоснование для не включения в РНП (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с тем, что директор, он же и единственный участник общества, получил черепно-мозговую травму и был госпитализирован с 30.03.2019 по 03.04.2019 и не мог совершать действия, направленные на заключение контракта. Тем не менее, с целью проверки указанных сведений, УФАС запросила у оператора электронной площадки информацию об активности участника закупки и установила, что участником закупки в период с 02.04.2019 по 10.04.2019 осуществлялся вход на электронную площадку, подача заявок и ценовых предложений по другим закупкам, что не подтверждает его добросовестность, опровергает доводы о невозможности подписать контракт в связи с нахождением «единственного владельца сертификата-ключа» в лечебном учреждении. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

3. Командировка директора (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен по причине командировки директора, к тому же вместо внесения обеспечения исполнения контракта общество планировало предоставить реестр успешно и добросовестно исполненных контрактов. Реестр также приложен к заявке на участие в данном электронном аукционе в целях подтверждения надежности и опыта выполнения аналогичных работ. Заказчик не настаивал на включении сведений об участнике закупки в РНП. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

4. Отсутствовал сотрудник, отвечающий за заключение контракта (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за отсутствия сотрудника, отвечающего за проведение и отслеживание результата торгов, при этом обеспечение контракта было оплачено, что подтверждается платежным поручением. Также участник подтвердил намерение исполнить контракт.УФАС приняло решение не включать сведения в РНП и предписало заказчику, электронной площадке повторно направить проект контракта.

5. Сотрудник, отвечающий за заключение контракта, не знал, как заключить контракт (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен по причине неграмотности сотрудников ввиду участия при подписании контракта в электронном виде впервые. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

6. Сотрудник, отвечающий за заключение контракта не знал, как заключить контракт (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за недостатка навыков работы с пользовательским интерфейсом электронной площадки. Тем не менее, участником закупки было оплачено обеспечение исполнения контракта. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

7. Неисправное оборудование (в РНП не включен).

При проведении электронного аукциона участники снизили начальную (максимальную) цену контракта ниже половины процента, что в соответствии с частью 23 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе» привело к проведению аукциона на право заключения контракта путем повышения цены контракта. Участник закупки предложил заказчику 4 998 250,00 рублей за право заключить контракт. В последующем участник закупки уклонился от заключения контракта. Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в результате технической ошибки жесткого диска (акт о неисправности оборудования от 16.09.2019), была предложена цена контракта, в 100 раз превышающая предложение участника (49 982,50 рублей).
УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

8. Неисправное оборудование (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что сломалась компьютерная техника.

УФАС приняло решение включить сведения в РНП. Тем не менее, участник закупки обжаловал решение УФАС в Суде. Суд признал решение УФАС недействительным. Суд указал, что участник закупки представил надлежащие доказательства подтверждающее добросовестное поведение: — акты о неисправности компьютерного оборудования, составленные в рамках договора на оказание услуг по абонентскому информационно-техническому обслуживанию компьютерного оборудования индивидуальным предпринимателем Ф.И.О.;
— акты о неисправности электронной подписи;
— документальное подтверждение обращения участника закупки в сервисный центр с заявлением на перевыпуск квалифицированного сертификата ключа ЭЦП;
— оплата обеспечения контракта посредством перечисления денежных средств (после регламентированного срока);
— документальное подтверждение отгрузки предмета аукциона со склада в адрес заказчика с целью своевременной доставки товара. С учётом изложенного, а также довода участника закупки о том, что оснований для уклонения от подписания и исполнения контракта перед заказчиком не имелось, в том числе в силу того, что заявитель является издателем закупаемой заказчиком литературы, суд находит добросовестным поведением участника закупки при проведении спорного аукциона.

9. Неисправное оборудование (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что участнику закупки не удалось подписать в установленный срок проект контракта ввиду неисправности компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС. Суд отметил, что электронная подпись представляет собой съемный переносной носитель, который можно использовать без привязки к конкретному компьютеру или месту нахождения юридического лица. Иными словами, при поломке компьютера у победителя закупки имеется объективная возможность осуществить юридически значимые действия, направленные на подписание контракта, в любом ином месте.

10. Выход из строя электронной подписи (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что в период подписания контракта при входе на ЭТП постоянно возникала техническая ошибка, связанная с установкой новой электронно-цифровой подписи, которая была устранена с помощью технической поддержки издателя ключа, но регламентированный срок подписания контракта истек. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

11. Выход из строя электронной подписи (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за о отсутствия технической возможности: вышел из строя персональный компьютер уполномоченного лица. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС. Суд указал, что выбор рабочего места, на котором общество имело право использовать СКЗИ (программу для ЭВМ Средства криптографической защиты информации (средства электронной подписи) «КРИПТО-ПРО») согласно сублицензионного договора, был сделан внутренним актом общества.
Соответственно, после поломки данного рабочего места — системного блока, которая, по утверждению Общества, произошла 29.04.2019, в последний день подписания контракта, общество имело возможность внутренним приказом изменить рабочее место установления СКЗИ на системный блок, находящийся в рабочем состоянии.
Соответственно, установка ЭЦП на другой системный блок по внутреннему приказу общества заняла бы меньше времени, чем ремонт системного блока.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех от него зависящих мер по недопущению негативных для него последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, письменного обращения к заказчику с указанием причин невозможности своевременного подписания контракта.

12. Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен ввиду невозможности внесения обеспечения исполнения контракта по причине внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которое привело к блокировке расчетного счета участника закупки. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

13. Блокировка ФНС расчетного счета (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с наложением ограничения ИФНС на распоряжение денежными средствами и отсутствием возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

Некоторые обоснования для не включения в РНП, разумеется, подтверждались документально, в некоторых случаях, участники дополнительно оплачивали денежные средства после истечения срока для заключения контракта и всячески доказывали свою добросовестность ранее исполненными контрактами. Да и заказчики были не против снова попробовать заключить контракт.

Но не стоит забывать, что у нас не прецедентное право, и практика различается в разных субъектах РФ.

Более того, как указывают суды

Участник закупки добровольно принимает участие в закупке, а также выражает согласие при подаче заявки на условия заказчика, предусмотренные документацией, таким образом принимает на себя все риски, возникающие ввиду технической сложности проведения закупок. Участник закупки должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и совершения им действий (бездействия) в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе. С момента признания участника закупки победителем процедуры у последнего возникает две самостоятельных обязанности: подписание контракта и представление надлежащего обеспечения. При этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения государственного контракта. Недобросовестность участника закупки должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

_____________

Подписывайтесь на телеграм канал и группу в вконтакте.

Обязательная экспертиза по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *