Оказание юридических услуг населению

Оказание юридических услуг: виды, требования к качеству, оплата, ответственность и другие нюансы

Регулирование законами и ГК РФ

Оказание юридических услуг находится в правовом поле и регулируется на законодательном уровне:

  1. Согласно пункту 3 статьи 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности …» №63 от 31.05.02 (с изменениями и дополнениями) под понятием юридических услуг, предоставляемых участниками и работниками организаций, а также индивидуальными предпринимателями не подразумевается адвокатская деятельность.

    Адвокатская деятельность определяется как квалифицированная помощь юридического характера, которую оказывают физическим и юридическим лицам с целью защитить их права, свободу и интересы, а также обеспечить доступ к правосудию.

  2. Главами 49 и 52 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) №14 от 26.01.96 (с изм. и доп.) выделены договоры поручения, комиссии и агентирования, на основании которых и составляются Договора предоставления юридических услуг. Отдельной формы такого Договора не предусмотрено.
  3. Договора о предоставлении юридических услуг попадают под общие положения Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.92 (с изм. и доп.), если заказчиком является физическое лицо.Роспотребнадзор хоть и осуществляет надзор за соблюдением юридических услуг организациями, но оценка качества выполненной работы к их компетенции не относится.
  4. Ранее предоставление юридических услуг необходимо было лицензировать согласно требованиям Постановления «Об утверждении Положения о лицензировании …» №344 от 15.04.95. Постановление №548 от 20.05.99 отменило указанную необходимость.

    Так, в Законе «О лицензировании …» №99 (с изм. и доп.) не предусмотрено обязательство лицензировать платные юридические услуги.

Могут ли юруслуги оказывать ИП — кто может?

Сегодня предоставлять юридические услуги может целый ряд субъектов. К ним относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные институты;
  • узкопрофильные юридические фирмы;
  • частные юристы;
  • ИП с соответствующим образованием;
  • самозанятые лица без специального юридического образования.

Представительство в суде по гражданским делам может совершаться на основании лишь доверенности (оформленной нотариально) и паспорта защитника. Особых требований касательно образования представителя законодательством не предусмотрено.

Некоторые услуги могут предоставлять только лица с законными полномочиями – адвокаты, регистраторы, нотариусы.

  • Адвокат, вместе со всем остальным, вправе осуществлять абсолютное сопровождение процессуальных действий в введении уголовных дел, что подтверждает уголовное право.
  • Нотариусы удостоверяют события относительно обратившегося к нему лица, значимые с юридической стороны. Такое заверение может иметь последствия не только для обратившегося, но и для неопределенного количества других лиц (наследственные права, оформление доверенности, подтверждение завещания, заверение копий документов, имущественных договоров и прочее).

Кто является потребителем?

Потребителем юридических услуг может выступать любое лицо. И граждане, и юридические лица, и индивидуальные предприниматели – все субъекты хозяйственного права имеют законные основания на предоставление им качественных услуг юридического характера. Перечень таких действий рекомендуется прописать в индивидуальном Договоре, заверить его подписями и печатями (при наличии) с обеих сторон, от физических или юридических лиц.

Все виды оказываемой юристами помощи

Далее представлена классификация видов юруслуг по субъектам потребления.

Для физических лиц

Юристы, предоставляющие услуги населению, защищают права физлиц в конфликтах с другими людьми, организациями или государством. Самые популярные виды услуг для населения:

  • представительство в суде;
  • юридическая поддержка и консультирование по семейным, гражданским, жилищным вопросам;
  • ведение бизнеса согласно законодательству;
  • урегулирование дел до суда;
  • составление писем и заявлений в суд;
  • сделки на рынке недвижимости, оформление договоров;
  • споры с государственными органами;
  • оформление наследства;
  • консультирование при открытии собственного дела, помощь в разборе законодательства и др.

Для организаций/предприятий

Для частных компаний могут быть следующие виды юридического обслуживания:

  • оформление компании, внесение данных и изменений в Устав;
  • консультирование;
  • подготовка договоров и прочих документов;
  • общение с представителями власти, предоставление документов;
  • отстаивание интересов в конфликтных ситуациях.

Для ИП

Перечень предоставляемых юридических услуг для индивидуальных предпринимателей приравнивается к полномочиям при работе с предприятиями.

Юрист может:

  • предоставлять ИП консультации в письменной форме или устно;
  • представлять его интересы во всех инстанциях;
  • вести его документацию, следить за ее соответствием требованиям норм законодательства и прочее.

Подробный перечень

Следует разобраться подробнее, что же представляет из себя каждая отдельно взятая услуга.

  1. Сделки с недвижимостью. Юрист проводит правовой анализ предварительных договоров, правоустанавливающих документов на объект недвижимости, проверяет юридическую чистоту объекта, проводит переговоры с другой стороной сделки, определяет корректную рыночную стоимость (о том, нужна ли помощь юриста в сделках с недвижимостью и о нюансах её предоставления, читайте ).
  2. Решение жилищных вопросов. Юристы помогают регулировать споры, возникающие в жилищной сфере. К таким спорам относят:
    • нанесенный ущерб недвижимому имуществу в связи с пожаром или затоплением;
    • отмена или признание права пользования жилым помещением;
    • выселение;
    • приватизация;
    • все сделки с недвижимостью;
    • узаконивание перепланировок и самовольных строений;
    • определение порядка пользования жилым помещением;
    • неустойка от застройщика и прочее.
  3. Оформление наследства. К юристам обращаются за консультацией о сроках, порядке и условиях вступления в наследство. Они полномочны составить пакет документов для наследования, восстановить пропущенные сроки на право вступления, оспаривать завещания, а также составлять мировые соглашения между родственниками. Также при необходимости ведут судебный процесс по вступлению в законное наследство.
  4. Правовая поддержка бизнеса. Такая услуга подразумевает создание правовой базы фирмы, обеспечение защиты ее интересов в любых конфликтных ситуациях, возникающих с исполнительными, контролирующими и налоговыми органами, а также партнерами или заказчиками.
  5. Досудебные и судебные споры. Подразумевает возможность досудебного урегулирования споров, полное участие в судебном процессе, подготовку документов, а также решение налоговых, таможенных, гражданско-правовых споров и т. д.
  6. Сопровождение организаций – консультационная поддержка, правовая экспертиза документации, представительство в государственных органах и суде.
  7. Защита прав потребителей – решение споров о защите прав потребителей услуг юристов, отстаивание прав, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.92 (с изм. и доп.).

Что такое аутсорсинг в этой сфере?

Аутсорсинг в переводе с английского языка означает использование некоторого внешнего ресурса.

Юридический аутсорсинг – это услуга комплексного ведения хозяйственной деятельности предприятия или организации, которое включает консультирование по всем юридическим вопросам и сопровождение сделок, представление интересов во всех инстанциях.

Требования

Основные принципы и правила предоставления юридических услуг:

  1. Польза. Клиент ожидает, что правовая консультация принесет пользу и сохранение ресурсов. По окончании консультации у квалифицированного юриста ситуация разъясняется и становятся очевидны способы ее разрешения.
  2. Добросовестность. Обещать можно только то, в чем юрист компетентен, а также нужно анализировать вероятность той или иной развязки конфликта, чтобы выбрать наиболее удовлетворяющий клиента и надежный вариант.
  3. Ответственность. Юридическая компания несет ответственность за приложение максимального количества усилий для достижения победы, хоть и не может давать 100% гарантий.
  4. Отношение к деньгам. Хорошая юридическая фирма, оказывая услуги, относится к клиентским деньгам с такой же ответственностью, как и к своим. Если юрист объективно видит, что ведение дела принесет фирме прибыль, но клиент останется в проигрыше, то он сразу говорит об этом заказчику.
  5. Конфиденциальность. Информация о клиенте и его фирме не должны стать достоянием третьих лиц.
  6. Искренность. Этот пункт продолжает риторику требования об отношении к деньгам. Предоставляя юридические услуги, компании следует открыто и искренне объяснять, какие из действий ведут к каким последствиям, в том числе финансовым.

Оплата

Юристы взимают с клиентов вознаграждение за свои услуги в размере, порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным между ними соглашением.

Оплата может происходить в любой форме:

  • наличная;
  • безналичная;
  • в виде полной или частичной предоплаты;
  • оплата по факту выполненной услуги (постоплата).

Адвокат или юрист вправе установить размер своего вознаграждения по договоренности с клиентом, учитывая:

  • объем и сложность работы;
  • продолжительность затраченного на выполнение времени;
  • свой опыт и квалификацию;
  • сроки и степень срочности выполнения работы;
  • иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно статье 421 Гражданского Кодекса РФ (часть первая) № 51 от 30.11.94 (с изм. и доп.) определение стоимости юридических услуг производится по соглашению сторон в соответствии с принципом свободы договора, поэтому клиенту необходимо учитывать, что согласованная цена является обязательной даже, если она существенно выше среднерыночных расценок.

Маркетинг

Цели маркетинга юридических услуг:

  • эффективное позиционирование юридической компании на рынке;
  • создание собственного привлекательного бренда;
  • правильный выбор целевой аудитории и формирование лица клиента;
  • удачное отличие своего предложения от конкурентов;
  • успешное продвижение юридических услуг на рынке.

Ответственность за некачественное предоставление

За предоставление услуг в неполном объеме или за некачественно оказанные услуги правозащитник может понести наказание в виде такой ответственности:

  • гражданско-правовая (лица без специального образования);
  • дисциплинарная (адвокаты, нотариусы, регистраторы).

Если юрист нарушает свои обязательства по заключенному Договору, такое поведение трактуется не только, как ущемление прав на получение квалифицированной юридической помощи, но и может привести к убыткам в некоторых ситуациях.

Клиент, мало того, не получает ожидаемого эффекта от сотрудничества с правозащитником, но и несет имущественные потери. В таких ситуациях необходима правовая защита интересов заказчика, но уже от самого бывшего защитника.

В зависимости от вида и характера юридической помощи, нарушения могут быть самыми разными:

  • пропущен срок подачи процессуальных документов;
  • неявка в назначенный срок в суд;
  • проекты документов составлены с ошибками и другими нарушениями;
  • разглашается конфиденциальная информация о клиенте;
  • потеря вверенных документов и их копий;
  • неквалифицированные консультации, которые основаны на неверном понимании норм действующего законодательства;
  • непринятие мер по защите прав клиента и др.

Права потребителя при получении правовой помощи ненадлежащего качества

Права потребителя юридических услуг предусмотрены в ст.10 Раздела 2 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.92 (с изм. и доп.). В различных ситуациях заказчик вправе поступать следующим образом:

  1. В случае когда выполнено более, чем 70% согласованных услуг, заказчик вправе разорвать Договор с представителем таких услуг только относительно части той юридической услуги, которая еще не была выполнена.
  2. В случае когда заказчик обнаруживает, что услуги не выполняются должным образом и не будут выполнены в срок согласно подписанному Договору, он может определить исполнителю срок, в течение которого последний обязан устранить все недочеты. Если это требование не выполнится – существует законное право для разрывания Договора и взыскания возврата уплаченных денежных средств клиенту.
  3. Также возможен вариант перепоручения выполнения услуги третьему лицу, расходы возлагаются на первого исполнителя.

В ситуации, когда клиент обнаружил несоответствие выполненной услуги законодательству или желаемому результату, он вправе требовать на свое усмотрение:

  • бесплатное устранение недостатков в предоставленной услуге в конкретный срок;
  • уменьшение цены юридической услуги;
  • повторное предоставление услуги в соответствии со стандартами;
  • возмещение причиненного ущерба с устранением недостатков предоставленной услуги своими силами или с помощью третьего лица;
  • реализацию всех своих прав, предусмотренных действующим законодательством в момент заключения Договора.

Современные реалии жизни задают высокие стандарты к юридической грамотности людей. Каждому человеку хоть однажды приходилось встречаться с административными правонарушениями, за которые следует соответствующее наказание.

Более экономичным и эффективным методом решения юридических вопросов является обращение в специализированную организацию, готовую предоставить помощь опытных и профессиональных юристов по доступной стоимости и с гарантией высокого результата.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (Федеральный закон N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»)

Социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

Получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

Поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

Стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или встационарной форме.

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания вопределенное время суток.

Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 Федерального Закона №422 (см. «Виды социальных услуг»).

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

  1. Возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
  2. Возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
  3. Дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
  4. Дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
  5. Оказание иных видов посторонней помощи.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

  1. Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  2. Социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  3. Социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  4. Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  5. Социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  6. Социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  8. Срочные социальные услуги:
  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения;
  • содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
  • иные срочные социальные услуги.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)

  1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
  2. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.

Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:

  1. Наименование социальной услуги;
  2. Стандарт социальной услуги;
  3. Правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату;
  4. Требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания;
  5. Перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
  6. Иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг.

Стандарт социальной услуги включает в себя:

  1. Описание социальной услуги, в том числе ее объем;
  2. Сроки предоставления социальной услуги;
  3. Подушевой норматив финансирования социальной услуги;
  4. Показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
  5. Условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  6. Иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Юристы vs Адвокаты. Как навести порядок в оказании юридических услуг населению

В РФ идет многолетняя и бесперспективная попытка хоть что то сделать с рынком юридических услуг. Так как никто не может внятно озвучить цель этой деятельности, то и результата не будет еще долгое и продолжительное время. Но в связи с тем, что в МинЮсте платят зарплату, то нужно хоть как то обосновывать премиальные выплаты и выплаты за выслугу лет госслужащим. Между тем, есть довольно простой и понятный способ как обосновать премиальные установить понятные и прозрачные «правила игры».

Между тем цель для государства – проста и понятна. Чиновники хотят контролировать юристов. И это абсолютно нормальная и понятная цель, которая достижима за счет ряда простых шагов.

Сначала просто присмотримся к рынку юридических услуг. Данный рынок состоит из:

1. Юристы, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

2. Юристы, оказывающие юридические услуги неограниченному кругу лиц.

3. Адвокаты, самая малопонятная, но довольно организованная «сила» юридического рынка.

В силу того, что свой статус адвоката я получил в 2001 году, то я не склонен механически повторять «адвокатскую мантру» о том, что «адвокатская деятельность не является предпринимательской». Специфика российской адвокатуры только в том, что адвокатский статус нужен только в уголовном процессе, а если быть более точным – для доступа в СИЗО. Больше никаких реальных отличий адвоката от юриста, не существует. Мне, конечно, бросятся возражать маститые адвокаты, но лучше рекомендовать данным глубокоуважаемым мной людям сделать одну простую вещь: уточните в своих Адвокатских Палатах – для чего выдаются Ордера. Как бланки строгой отчетности. После этого – можно продолжить высокохудожественный и бесполезный спор. Вернемся к юридическому рынку.

По виду деятельности юристов можно разделить на простые категории:

1. Делопроизводители

2. «Огнетушители».

С первой категорией все понятно. Это юрисконсульты на предприятиях и довольно большой объем частнопрактикующих юристов, некоторые из которых имеют статус ИП или же объединяются в рамках юридических лиц. Для регулирования их деятельности достаточно Министерству труда и социальной защиты РФ принять наконец то принять профессиональный стандарт на юрисконсульта 2 категории, юрисконсульта 1 категории и начальника юридического отдела. Это позволит привязать оплату государственных юристов к тарифной сетке по системе оплаты труда. Фактически это тот же Единый Тарифно-Квалификационный справочник, который так удобен для приема на работу. Частнопрактикующих юристов-делопроизводителей невозможно к чему то обязать. В силу того, что государство не сможет на них воздействовать никак, за исключением налогообложения. А эта сфера и так довольно хорошо уже отрегулирована. А вот со второй категорией у нашего государства – реальные проблемы.

Под понятие «огнетушителей» попадают кокраз юристы, практикующие в судах и адвокаты. Наше государство мудро нашло переговорщиков в лице Федеральной палаты Адвокатов, так как это хоть как то организованная сила. Вся остальная околосудебная юридическая «тусовка» — довольно неорганизована. Я умышлено не упоминаю Ассоциацию Юристов России, так как это квазибюрократическая организация, не имеющая к юриспруденции прямого отношения.

Естественно, адвокатское сообщество, в силу уголовно-правовой деформации сознания, «в штыки» воспринимает попытки отрегулировать еще как то свою деятельность. А попытки введения «адвокатской монополии» или других «заградительных» мер – вызывают недовольное «роптание» остальной многочисленной части юридического сообщества. Так что, скорее всего, будет реализован принцип очередных декларационных требований к адвокатам, которые никак не повлияют на рынок юридических услуг. А, между тем, есть довольно простой и эффективный способ по контролю государства над юридическим рынком.

Мы уже определились, что государству важен рынок юридических услуг, связанный с судопроизводством. Сам этот «рынок» можно разделить на две составные части.

Во-первых, это все, что связано с деятельностью правоохранительных и судебных органов в рамках уголовного процесса. На РФ лежит ряд правильных обязанностей в части предоставления услуг адвокатов социально незащищенным слоям населения. Это те самые «бесплатные» адвокаты, участие которых в рамках уголовного процесса обязательно. Без них – «встанет» работа дознавателей, следователей и судей. Более того, это довольно прибыльная деятельность, так как государство оплачивает этим адвокатам участие в судопроизводстве. На «хлеб» — в принципе хватает. Более того, в данной деятельности есть проблемы, которые очень неохотно озвучиваются адвокатским сообществом. Возьмем, к примеру, Свердловскую область. В крупных городах – можно найти адвокатов для «бесплатки». А вот в малых муниципальных образованиях – с этим проблема. Так что Адвокатская палата Свердловской области за свой счет вынуждена содержать при судах и правоохранительных органах в ряде муниципальных образований – свои «филиалы». Хорошо, когда есть «понимание» председателей судов, следственных органов. И ситуация, когда адвокатам «выделяют» при суде комнатку, где они фактически ведут свою деятельность – реальность. А еще необходимы методические материалы, обновление правовых баз и т.д. В общем – эту проблему можно «административно» решить. Но только за счет адвокатских взносов только адвокатов. Между тем рынок юридических услуг – довольно емкий по обороту денежных средств.

Во-вторых, это гражданское судопроизводство. Здесь реально «Содом с Гоморрою». И у государства реальные претензии к качеству оказываемых услуг в судах РФ. Не будем для неограниченного круга лиц рассказывать наши внутрикорпоративные проблемы, но объявления на заборе: «Вернем права в суде» — вызывают кривую ухмылку у профессионалов. А по деятельности этих массовых «стритлоеров» — население РФ судит о юристах, о судебной системе да и в целом об уровне права в РФ. Так что именно эта составляющая – и есть предмет регулирования государства.

Здесь нужно остановится и понять: какой именно инструментарий есть у государства. Если обобщить, то у МинЮста есть «кнут» и «пряник». Кнуты МинЮста довольно легко преодолеваются за счет, не будем скрывать, коррупционной составляющей. Пример нотариата в РФ – показателен. Чего стоят неослабевающие попытки нотариусов вернуть себе регистрацию недвижимости, которые даже доходят до Государственной думы РФ. Отдельное «веселье» юридического сообщества в отношении нотариусов вызывает обоснование необходимости возврата нотариальной регистрации: повысится качества оказания услуг. Видимо госчиновники никогда не сталкивались с работой нотариусов. В той же Свердловской области нотариусов обязали пройти курсы медиации. Не будем скрывать, с первого раза не все смогли их пройти. Так что остается только «пряник». С пряниками тоже проблема: никто прибыль отдавать не будет. Так что остается «изобретать велосипед». И именно этой инновационной деятельностью с применением нанотехнологий – сейчас занимается МинЮст и ФПА. А есть простой и эффективный способ как увеличить «поголовье» адвокатов и отрегулировать рынок юридических услуг.

Юристы живут не за счет «профессиональной деятельности», а за счет гонораров за свои услуги. В РФ их принято взыскивать с проигравшей стороны. Достаточно ввести ряд несложных регулирующих моментов с участием ФПА и судейского сообщества, причем без особых затрат и сложных действий – все за счет адвокатских взносов. Опишем этапы и расшифруем их.

1) Введение уведомительного порядка аккредитации в судах адвокатов.

Хотите с применением нанотехнологий электронных систем, хотите – в предварительном судебном заседании, при подаче искового заявления и т.д. Главное – допуск в процесс адвоката фиксируется в судопроизводстве.

2) Введение обязательного минимального размера вознаграждения адвоката за участие в судебном разбирательстве, утверждаемого ФПА.

Здесь – простор для фантазии. Хотите: вводите категории дел, часовую оплату, надбавку за сложность, надбавку за стаж, надбавку за инвалидность – что угодно, но через конференции адвокатов. Что бы имело место быть реальное голосование адвокатов по этому вопросу. Платит не государство, а проигравшая сторона.

3) Запрет судьям взыскивать ниже минимального размера вознаграждения.

Взыскивать больше – пожалуйста. С обязательным применением обоснованности и разумности. И тогда «юристы на заборе», получающие через суд 5 или 7 тысяч рублей за дело мгновенно обратятся за статусом адвоката, дающим право на получение 15 тыс. рублей за дело. А здесь и «свежая кровь» и проверка компетенции через сдачу адвокатского экзамена и т.д. Основная масса тех самых «стритлоеров» отсеется мгновенно. Те, кто попадают в адвокатскую корпорацию – будут вынуждены соблюдать все требования. Судьи будут рады профессионалам, знающим право и процесс.

4) Обязанность Адвокатской Палаты прекратить аккредитацию адвоката на основании обоснованной частной жалобы судьи.

За все надо платить. И за право вести дело в суде – тоже. И пора уже прекращать адвокатам «жарить судей» ради удовольствия клиента. Профессионал всегда будет услышан, его позиция оценена. Не бывает прав без обязанностей. Да и прекращается аккредитация на определенный срок без прекращения статуса адвоката.

5) Участие в медиации только адвокатов со стажем.

Такие ограничения автоматически повысят стоимость услуг адвокатов. Так что медиация будет востребована. А профессиональным медиатором может быть только тот, кто знает как работает суд и имеет практику. Минимум 3 года стажа.

6) Обязательные совместные курсы повышения квалификации судей и адвокатов.

И судьи и адвокаты обязаны знать единые «правила игры» — требования в части материального и процессуального права. Да и давно уже пора «подкормить» наши юридические ВУЗы.

Оказание юридических услуг населению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *