Оплата по тарифной сетке

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Жуков Анатолий Лаврентьевич
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

В первой части статьи рассматривались элементы тарифной системы, назывались критерии установления минимальной тарифной ставки в организации. Сегодня мы продолжаем разговор о том, как на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов.

Дифференциация тарифных ставок и окладов

Установление тарифных ставок и окладов по категориям персонала, выполняющего работу различной сложности, осуществляется либо на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для всех работников, либо с помощью тарифных сеток рабочих и схем должностных окладов руководителей, специалистов и служащих.

Кстати сказать

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что тарифная сетка широко используется для дифференциации тарифных ставок и окладов работников организаций. Дифференциация заработной платы на основе единой 17-разрядной ТС (табл. 1) осуществлялась в СССР в годы новой экономической политики (НЭП)

с 1921 г. до середины 30-х годов. Примечательно, что в 17-разрядной ТС натуральный пай дифференцировался незначительно (в 1,8 раза), а денежный – до 20 раз. Общий же диапазон ТС при суммировании натурального и денежного паев составлял 7,87 раза (354 : 45).

Таблица 1

Тарифная сетка по распределению натуральных и денежных паев в России (СССР) в годы НЭПа

Обратите внимание!

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов

Тарифная сетка (ТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ).

Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда.

Диапазон тарифной сетки определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов.

Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений тарифных ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда. Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.

В постсоветский период ЕТС получила распространение на многих предприятиях рыночного сектора после того, как она была введена в бюджетной сфере постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».

В настоящее время организации внебюджетной сферы используют самые различные подходы к построению своих тарифных сеток. Некоторые организации применяют ТС с небольшим диапазоном.

Например, в одном из акционерных обществ по производству инструмента установлен диапазон 18-разрядной тарифной сетки в размере 1 : 5,8.

В другой крупной компании диапазон ТС для всех категорий персонала составляет 1 : 5,3. Но есть и примеры построения ТС с диапазоном 15–20 и более раз.

В таблице 2 приведен пример ТС одного из крупных акционерных обществ.

Таблица 2

Тарифная сетка АО

Для оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 г. до 1 мая 2006 г. применялась 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1 : 4,5 (табл. 3).

При построении единой тарифной сетки в бюджетной сфере был использован регрессивный подход, при котором рост тарифных коэффициентов с 1-го по 6-й разряды составил 11 %, с 7-го по 11-й разряды – 10 % и с 12-го по 18-й разряды – 8 %.

Таблица 3

Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Таблица 4

Тарифные сетки по оплате труда работников организаций (варианты)

Таблица 5

Единая тарифная сетка акционерного общества

Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России рекомендует пять вариантов 17-разрядной ТС с диапазонами 1 : 3,42; 1 : 5,11; 1 : 5,35; 1 : 6,24; 1 : 6,45 (табл. 4). При этом рост тарифных коэффициентов предусмотрен в одной ТС на 8 %, в другой – на 11 %, в остальных применяется регрессивная шкала.

По-иному решили вопрос дифференциации тарифных ставок работникам, имеющим один и тот же разряд, в одной из крупных акционерных компаний, использовавшей 21-разрядную единую тарифную сетку в 2006 г. (табл. 5). В пределах вилки по каждому из разрядов устанавливается тарифная ставка (оклад) в зависимости от квалификации, напряженности труда и других факторов. Кроме того, тарифные ставки (оклады) дифференцируются на три категории (I-III) с учетом значимости того или иного производства.

Заслуживает внимания отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (табл. 7). Ее отличительной особенностью является установление различных тарифных коэффициентов по одним и тем же разрядам работникам, занимающим различные должности, а применительно к специалистам и руководителям коэффициенты дополнительно дифференцируются с учетом структурных подразделений.

В частности, по одному и тому же 8-му разряду установлены следующие тарифные коэффициенты: рабочим – 2,55; рабочим, связанным с движением поездов и ремонтом подвижного состава, – 3,07; служащим – 3,20; специалистам обособленных структурных подразделений – 3,33; специалистам отделений железных дорог – 3,49; специалистам управлений железных дорог – 3,67; руководителям обособленных структурных подразделений – 3,85; руководителям отделений железных дорог – 4,04; руководителям управлений железных дорог – 4,24.

Многие организации сохранили традиционные тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, в необходимых случаях их модернизировали с учетом фактических различий в сложности труда и меняющейся экономической ситуации.

Например, в управлении механизации одного из акционерных обществ для рабочих в коллективном договоре была установлена 6-разрядная тарифная сетка с увеличением темпов роста относительных тарифных коэффициентов и диапазоном 1 : 1,78 (табл. 6).

Таблица 6

Тарифная сетка рабочих управления механизации АО

Таблица 7

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог

Крупная металлургическая компания для дифференциации тарифных ставок рабочих использует 8-разрядную тарифную сетку с диапазоном 1 : 3,09 (табл. 8). Данная тарифная сетка отличается тем, что в ней предусмотрена вилка тарифных ставок по каждому разряду: по 1-му – 5 %, по 2–8-му – от 6 до 9 %.

Таблица 8

Восьмиразрядная тарифная сетка

Схема должностных окладов

Когда в организациях устанавливается тарифная сетка рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады. В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.

При дифференциации должностных окладов уровень квалификации, например, специалистов может оцениваться следующими квалификационными категориями:

    специалист (начальная ступень квалификации); специалист 3-й категории; специалист 2-й категории; специалист 1-й категории; ведущий специалист.

Начальная ступень квалификации устанавливается специалисту, выполняющему работу минимального уровня сложности. Как правило, это молодые специалисты с высшим образованием, не имеющие опыта работы, или работники со средним специальным образованием, опыт работы которых позволяет им в полном объеме выполнять обязанности по данной должности.

Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.

Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.

В одной из крупных компаний для руководителей, специалистов и служащих установлена схема должностных окладов. В качестве примера рассмотрим схему должностных окладов руководителей и специалистов одного из цехов (табл. 9). В пределах установленной вилки повышение окладов руководителям и специалистам осуществляется по результатам аттестации.

Таблица 9

Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих цеха АО

В некоторых организациях, если не применяется единая ТС, вместо схем должностных окладов используются тарифные сетки.

Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации тарифных ставок и окладов предусматривает 7-разрядную тарифную сетку для рабочих (табл. 10) и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона тарифных коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.

Таблица 10

Тарифная сетка по оплате труда рабочих АО

Таблица 11

Тарифная сетка по оплате труда руководителей, специалистов и служащих АО

В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 годы организациям рекомендована Отраслевая единая тарифная сетка с диапазоном 1 : 10,1 (табл. 12).

Таблица 12

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Федерация профсоюзов Свердловской области в своем бюллетене приводит единую тарифную сетку АО «Уралэлектромедь» с диапазоном 1 : 5,94 (табл. 13) и с ростом тарифных коэффициентов на 11 %.

Таблица 13

Модель единой тарифной сетки АО «Уралэлектромедь»

Гибкое регулирование ставок

В последнее время некоторые организации сокращают количество разрядов в своих ТС, ограничивая их число девятью-десятью и называя их уровнями или грейдами, но при этом резко увеличивают вилки окладов по каждой категории персонала. Между минимальным и максимальным окладами по каждому уровню структуры должностей рабочих, руководителей, специалистов и служащих разрыв в некоторых компаниях составляет три и более раз. Такая система значительно увеличивает возможности регулирования в пределах одного квалификационного уровня (грейда) размера оклада – как в сторону повышения, так и в сторону снижения – с учетом изменения сложности выполняемой работы, повышения работником своей квалификации, результатов труда и др. Благодаря этому создаются более высокие возможности для стимулирования работников. Однако такие возможности могут быть реализованы только при условии установления для всех работников четких и понятных критериев и объективности оценки.

Есть и другая причина, побуждающая организации разрабатывать более гибкие системы тарифного регулирования заработной платы. Суть ее заключается в том, что в условиях глобализации экономики, динамично меняющейся рыночной конъюнктуры обеспечивают и поддерживают конкурентоспособность только те организации, которые могут адекватно реагировать на внешние вызовы, на изменяющийся спрос потребителей, а в этих условиях меняются и возлагаемые на работников должностные обязанности. С изменением выполняемых персоналом функций и с изменением рыночной цены труда возникает необходимость в периодической корректировке тарифной системы. Если возрастает количество выполняемых работником функций или повышается сложность выполняемой работы, то ему следует устанавливать более высокий разряд, пересматривать схему должностных окладов, особенно если они являются фиксированными. Гибкая модель регулирования тарифных ставок и окладов позволяет без принципиального изменения тарифной системы регулировать их размеры.

Отражение системы оплаты труда в штатном расписании

Тарифные ставки и оклады фиксируются в организации штатным расписанием, которое составляется по структурным подразделениям. В штатном расписании по профессиям и должностям устанавливаются тарифные ставки и оклады, надбавки к ним, определяется фонд заработной платы структурных подразделений. Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждена унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание». В нем также приведены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, в которых применительно к штатному расписанию (форме № Т-3) говорится следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц…

В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6–8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством РФ иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).

Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом».

Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.

Например, в одной из крупных организаций в штатном расписании предусмотрены отдельно по категориям персонала: разряд, оклад, выпуск ЕТКС с указанием параграфа, продолжительность рабочей недели, категория работающих, доплаты в процентах, процент и вид премии, отнесение к льготному пенсионному списку, дополнительный отпуск в днях, уровень механизации, численность в смену и в сутки, подменный штат по данному рабочему месту.

В другой крупной компании в штатном расписании предусмотрены не только тарифные ставки, доплаты и надбавки, но и затраты работодателя на содержание работников по той или иной должности, включая единый социальный налог.

Гарантированный уровень cтавки

Таким образом, на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов. При этом независимо от того, применяются ли единые для организации ТС или отдельно тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, основным является вопрос обеспечения достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок (окладов) с учетом рыночной цены труда и обоснованной их дифференциации по категориям персонала.

Гарантированный уровень заработка по категориям персонала в значительной степени зависит от установленного в организации минимального и максимального размера тарифной ставки (оклада). Чем больше это соотношение, тем, как правило, ниже гарантированный уровень заработка неквалифицированных работников.

Говоря о необходимости оптимизации соотношения между минимальным и максимальным окладами (тарифными ставками) в организации, нельзя не учитывать и того факта, что заработная плата устанавливается с учетом рыночной цены труда. Поскольку работодатели заинтересованы нанимать на ключевые должности высококвалифицированных специалистов, то при установлении окладов они вынуждены ориентироваться на рыночную ставку заработной платы. В связи с этим при недостаточности финансовых средств в организациях сохраняются высокие разрывы между минимальными и максимальными тарифными ставками и окладами.

В этих условиях упорядочению соотношений между минимальной и максимальной оплатой труда способствовало бы, с одной стороны, более динамичное повышение государством минимального размера оплаты труда (МРОТ) и гарантированных ставок оплаты труда в соглашениях и коллективных договорах, а с другой – повышение производительности труда.

Одним из резервов сокращения разрыва в окладах является повышение доли тарифа в общем заработке у рабочих, поскольку они в меньшей степени, чем руководители и ведущие специалисты влияют на общие результаты деятельности организации. В то же время, в среднем по кругу обследованных Росстатом видов экономической деятельности и субъектов РФ размер выплат по окладам (тарифным ставкам) в общей сумме заработной платы за отработанное время в 2005 г. составил 43,4 %.

Самая низкая доля тарифной части заработной платы по сравнению с надтарифной наблюдалась в организациях по добыче полезных ископаемых (24 %), что во многом связано со структурой заработной платы этих организаций, где более значительными по сравнению с другими видами деятельности являются выплаты, связанные с районным регулированием оплаты труда. Наиболее высокую долю тарифная часть в заработной плате составляла в организациях по производству кожи, изделий из кожи и обуви, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в оптовой и розничной торговле (по 60 %).

В соответствии с рекомендациями Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России доля тарифа в общем заработке не должна быть ниже 65–70 %. При этом, как показывает опыт передовых зарубежных фирм и результаты экономического анализа, наибольшая доля тарифа вместе с гарантированными компенсационными доплатами и надбавками должна быть у рабочих, а наименьшая – у руководителей и ведущих специалистов, поскольку от их деятельности в первую очередь зависят результаты производства. Если руководители и ведущие специалисты обеспечивают высокоэффективную и рентабельную работу организации и соответственно, высокую среднюю заработную плату, то можно считать вполне обоснованной выплату им более высоких премий по сравнению с рабочими.

Таким образом, анализ вариантов регулирования тарифных ставок и окладов показывает, что организации используют самые различные подходы и по количеству разрядов, и по диапазону тарифных сеток, и по использованию единого или дифференцированного похода к их построению с учетом категорий персонала и видов производства в зависимости от политики руководства в области оплаты труда, объемов и результатов деятельности, финансовых возможностей и т. п. Главное, чтобы была обоснованная дифференциация тарифных ставок и окладов с точки зрения учета рыночной цены труда и различий в сложности выполняемой работы.

Тарифная сетка бюджетников на 2020 год

Каждому работнику заработная плата начисляется индивидуально. Она напрямую зависит от количества проработанных часов и выполненного объема работ. Эти показатели лежат в основе так называемой тарифной ставки. Последняя применяется бухгалтерами для ежемесячных расчетов. Для каждой должности в трудовом договоре имеется своя ставка.

Что такое тарифная сетка

Систему используют с советских времен. Применяют сетку как в бюджетных учреждениях, так и в коммерческих. Тарифная сетка – фиксированная закономерность в виде таблицы между разрядом работника и тарифной ставкой. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.

Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве, а также позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии.

Тарифная сетка демонстрирует зависимость заработной платы работника от его разряда. Эта система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими. Система принесет немало негатива в рабочие отношение, если тарифная сетка составлена безграмотно.

Алгоритм применения

Заработную плату персоналу начисляют согласно нормативным актам федерального и регионального уровней, в частности, ст. 143-145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны также требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. При этом все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, а уровень заработной платы не должен быть ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права.

Единая тарифная сетка для бюджетников

Ранее заработная плата бюджетникам начислялась по единой тарифной сетке. Она предусматривала наличие 18 рабочих разрядов и коэффициенты от 1 до 10,7. Базовая ставка при этом назначалась Правительством РФ. В 2007 году эта система начислений была модернизирована.

Каждая отрасль имеет свои базовые коэффициенты и месячные ставки, которые зависят от сложности выполняемых работ и квалификационного уровня сотрудника.При этом размер оплаты труда руководителя напрямую зависит от величины заработной платы его подчиненных.

Регулирование оплаты труда

Новые поправки к Трудовому кодексу РФ коснулись оплаты труда, в которую включены поощрительные выплаты. Как и прежде, премию бюджетникам рассчитывают по итогам выполненной работы за конкретный период. Деньги для этого выделяются из фонда заработной платы, который формируется исходя из штатного расписания предприятия.

Бюджетное учреждение распределяет стимулирующие выплаты между работниками согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007. Директор предприятия подписывает приказ о назначении комиссии, куда входят не менее 3 человек. При этом в ней должен обязательно присутствовать член профсоюза.

Цель собрания — оценить качество работы каждого сотрудника, присвоив ему баллы. При этом критерии, которыми будут пользоваться для этого анализа, должны быть указаны в коллективном договоре. Рассчитать цену одного балла сотруднику можно следующим образом:

  • установить размер поощрительного фонда;
  • суммировать все баллы, полученные работниками;
  • сумма фонда делиться на общее количество балов;
  • полученную фиксированную стоимость умножают на результат работника.

Выводы комиссии фиксируются в протоколе. После этого между работниками распределяют поощрительные выплаты, согласно сделанному заключению. Размер премии каждого работника прописывается в приказе. После подписания этого документа бухгалтерия начисляет выплаты.

К работе комиссии предъявляются следующим требованиям:

  1. Объективность.Результаты деятельности сотрудников должны быть справедливо оценены.
  2. Адекватность. Размер премии должен соответствовать заключению комиссии.
  3. Прозрачность. Каждый работник имеет права знать, какими оценочными критериями пользовалась комиссия, какой объем стимулирующих выплат ему полагается.
  4. Своевременность. Премии, надбавки и прочие положенные выплаты, прописанные в приложениях к коллективному договору, должны быть начислены работнику сразу же после проделанной работы.

Поощрительные выплаты являются хорошей прибавкой к должностным окладам бюджетников. Они стимулируют качественно выполнять работу, повышая уровень своей квалификации.

Классификация по новым стандартам

Проводить тарификацию работ и устанавливать профессиональный уровень рабочих профессий рекомендуется по государственному единому тарификационному справочнику. Он содержит наиболее полный перечень характеристик работ, их сложности, корректные требования к уровню знаний и навыков работников и т. д.

Этот классификатор разделен на несколько разделов, каждый из которых посвящён отдельной отрасли. Причем все части справочника были утверждены приказами соответствующих министерств. Здесь некоторые статьи одобрены Госкомтрудом СССР или Минтрудом РФ. Несмотря на то, что справочник периодически обновляется, он еще имеет немало стандартов видов работ, которые были разработаны очень давно.

Квалификация работников руководящего звена также унифицирована. Этим трудовым категориям посвящён единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Содержит он в себе основные виды должностей. Последних различаются на следующие категории:

  • служащие;
  • специалисты;
  • руководители.

Этот справочник поделен на 2 части. Первая охватывает производственные сферы хозяйствования, вторая касается проектной, научно-исследовательской и конструкторской сфер деятельности. Характеристики должностей включаются себя следующие разделы:

  • должностные обязанности, то есть основные трудовые функции сотрудника;
  • уровень знаний, в том числе нормативов, касающихся деятельности предприятия;
  • рабочий стаж и наличие профессиональной подготовки.

Коэффициенты разрядов и ставки по оплате

Согласно трудовому законодательству предусматриваются 18 рабочих разрядов для бюджетников, за месячную (базовую) тарифную ставку обычно применяют текущий размер МРОТ. На 1 января 2020 года его размер составил 12 130 рублей. Примерная сетка может выглядеть следующим образом:

Каждая отрасль имеет свои коэффициенты и ставки, но схема начисления оплаты труда одинакова для всех бюджетников.

Правовая основа

Расчет заработной платы работников бюджетных и коммерческих организаций регламентируется Трудовым кодексом РФ, в частности главой 21. Новая система начисления оплаты труда для бюджетных работников утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года №583.

Правила расчёта сумм поощрительного характера (премии, надбавки и т. д.) описаны в Приказе Минздравсоцразвития РФ №822 от 29.12.2007. Кроме того, необходимо учитывать местные нормативные акты, которые касаются бюджетных организаций.

При возникновении сложностей в области расчёта оплаты труда рекомендуется обращать в контролирующие инстанции. Последние часто выявляют их в ходе регулярных проверок предприятий.

Дополнительно о тарифных сетках можно узнать ниже на видео.

Тарифная сетка по разрядам на 2020 год

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие коэффициенты устанавливаются на государственном уровне (отраслевыми соглашениями, региональными постановлениями). Коммерческая организация может разработать свою тарифную сетку самостоятельно, с учетом коллективного, профсоюзного мнения. Важно только учесть, что ставка низшего разряда не может быть ниже МРОТ, в 2020 году его размер составил 11 280 рублей.

Региональные МРОТ могут быть выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимальный МРОТ с 01.01.2019 — 18 000 рублей, в Москве с 01.10.2018 — 18 781), и руководители предприятий должны ориентироваться именно на показатели своих регионов.

Единая тарифная сетка

Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала.

Тарифная сетка оплаты труда

Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.

При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная сетка в коммерческом секторе

В случае если создать тарифные коэффициенты единой тарифной сетки 2020 самим трудно, можно «позаимствовать» образцы в отраслевых соглашениях на период до 2020 года — документах, созданных объединениями профильных работодателей и прошедших согласование в соответствующих профсоюзах.

Рекомендуем изучить Отраслевое соглашение работников наземного городского электротранспорта: в нем учтены все особенности оплаты труда работников, а также приведена тарифная сетка.

Для работников транспорта установлены 13 уровней квалификации; тарифный разряд водителя трамвая и троллейбуса — 6-ой или 7-ой (зависит от длины состава); наивысший коэффициент для 13-го разряда — 4,13, однако предусмотрена вилка (от 3,90 до 4,13). Кстати, таким образом выполняется и Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 о том, что средний заработок руководителя может быть не выше, чем восьмикратный средний заработок работников (актуально для государственных и муниципальных учреждений).

Пример, как коэффициент превращается в зарплату

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Тарифная сетка для бюджетников

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Должность

Базовая единица, руб.

Тарифный профессиональный коэффициент

Базовый оклад, руб.

Директор

10 000

3,0

30 000

Заместитель директора

10 000

2,7

27 000

Главный бухгалтер

10 000

2,5

25 000

Учитель

10 000

2,2

22 000

Педагог-библиотекарь

10 000

1,8

18 000

Завхоз

10 000

1,5

15 000

Рабочие

10 000

1,128

11 280

Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.

Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Уровень квалификации

Базовый оклад, руб.

Размер коэффициента

Должностной оклад, руб.

Ученая степень

22 000

1,8

39 600

Наличие наград, орденов, присвоение звания «заслуженный» и аналогичные события

22 000

1,7

37 400

Высшая степень

22 000

1,6

35 200

Первая степень

22 000

1,5

33 000

Вторая степень

22 000

1,3

28 600

Третья степень

22 000

1,15

25 300

Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.

На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.

Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Определение и задачи

Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, заработная плата любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:

  • от занимаемой должности;
  • от сложности и значимости работы.

Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС — это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:

  • разряды оплаты труда (всего их 18);
  • тарифные коэффициенты.

Коэффициент повышается с каждым разрядом.

Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • лесное хозяйство и т.д.

Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:

  • ВУЗы;
  • народное образование;
  • руководители.

В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования — в подотрасли руководителей содержатся сетки:

  • общего образования;
  • высшего образования.

Сами ТС — это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:

  • должность или квалификация;
  • диапазон применяемых коэффициентов.

Для наглядности рассмотрим пример:

По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя — от 7 до 14.

Коэффициенты разрядов: для ректора — от 9, 07 до 10, 07, а учителя — от 2,76 до 6, 51.

То есть минимальная зарплата по первому разряду умножается на указанные коэффициенты.

Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:

  • ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
  • ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).

Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить размер оклада.

ЕТС бюджетников

Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется. Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.

Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.

В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.

Руководитель бюджетного предприятия при установлении ставки или оклада обязан учитывать:

  • сложность и значимость работы;
  • квалификацию сотрудника;
  • сложность работы.

А между тем зарплата бюджетника — это не только голый оклад, но и:

Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:

  • в колдоговоре;
  • в положении об оплате труда и премировании;
  • в других соглашениях.

Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).

Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:

  • оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
  • труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
  • понижение оклада недопустимо;
  • фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
  • все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.

В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:

  • штатное расписание;
  • колдоговор (если есть);
  • положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.

Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.

Классификация рабочих профессий

По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна егоКПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.

В справочнике определены:

  • отрасли (строительная, литейная, кузнечная и т.д.);
  • профессии;
  • разряды.

Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .

По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:

  • какое образование должно быть у работника;
  • опыт работы;
  • что он должен знать и уметь;
  • какие работы выполнять.

На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.

Классификация управленцев

Руководящее звено (управленцы) — это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:

  • с целями предприятия;
  • с действующим законодательством.

То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.

Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:

  • названия руководящих должностей;
  • требования к знаниям и умениям по каждой должности;
  • требования к образованию и опыту;
  • основные функции.

Все данные можно посмотреть по .

В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:

Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется если перерыв составил не более…? Ответ вы сможете узнать в нашей статье.

О том, как получить декретные выплаты в нужном для вас объеме, вы узнаете .

Правильный алгоритм получения и оформления вашего больничного листа находится !

ТС в коммерческой фирме

Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников — ЕКТС и ЕКС.

За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).

Единственное условие тарификации — это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.

Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.

Как можно разработать ТС:

  • определить все должности и профессии по отделам фирмы;
  • в зависимости от видов и значимости работ поделить функции на разряды;
  • установить коэффициенты к разрядам.

При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Тарифная система оплаты труда в коммерческой и бюджетной сфере

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Каждый работник получает за свой труд заработную плату. На основании ст. 135 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Дифференцировать заработную плату можно с помощью тарифной системы оплаты труда, когда вознаграждение за труд зависит от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

  • тарифные ставки;
  • оклады (должностные оклады);
  • тарифную сетку;
  • тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

Тарифная ставка — фиксированны размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Тарифная ставка первого разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифная сетка представляет собой шкалу соотношений в оплате труда работников различной квалификации.

Тарифный разряд отражает сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд характеризует уровень его профессиональной подготовки. Обычно первый разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз ставка любого из разрядов сетки выше ставки первого разряда, коэффициент которого всегда равен единице. Соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов является диапазоном тарифной сетки. Сегодня чаще всего встречаются шести- и восьмиразрядные тарифные сетки с диапазоном, равным двум.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и внутренних локальных актах (положениях о премировании, положениях об оплате труда и т. д.). В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся, например, количеством разрядов.

В коммерческих организациях нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне. Они могут разработать собственную тарифную сетку. Работодатель-частник вправе самостоятельно установить количество разрядов в тарифной сетке компании, размер тарифов и коэффициентов.

При разработке тарифных сеток нужно учитывать следующее: никто не должен получать зарплату ниже действующего минимального размера оплаты труда (МРОТ), а максимальный размер оплаты не ограничивается.

К СВЕДЕНИЮ

С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен на уровне 7500 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»).

РАЗРАБОТКА ТАРИФНОЙ СЕТКИ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ

При разработке тарифной сетки используется вариант увеличения (от разряда к разряду) межразрядных коэффициентов. Существуют следующие варианты построения шкалы тарифной сетки:

  • прогрессивный абсолютный и прогрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 1). В данном случае с ростом разряда увеличиваются показатели абсолютных и относительных величин коэффициентов;
  • прогрессивный абсолютный и постоянный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 2), где величина относительного роста тарифных коэффициентов постоянная;
  • постоянный абсолютный и регрессивный относительный (в процентах) рост тарифных коэффициентов (табл. 3), при котором величина роста абсолютного коэффициента постоянная;
  • регрессивный абсолютный и регрессивный относительный рост тарифных коэффициентов (табл. 4). Здесь величина коэффициента и относительное значение тарифных коэффициентов с ростом разряда снижаются.

Наиболее экономичным и широко используемым является прогрессивный абсолютный и относительный рост тарифных коэффициентов.

Таблица 1. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,08

1,20

1,38

1,65

2

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,08

0,12

0,18

0,27

0,35

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

8

11

15

20

21

Тарифные коэффициенты определяются исходя из специфики производственного процесса.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда можно найти по формуле:

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда – Тарифный коэффициент предыдущего разряда. (1)

В нашем примере (см. табл. 1) абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно:

  • для 2-го разряда — 0,08 (1,08 – 1);
  • для 3-го разряда — 0,12 (1,20 – 1,08).

Аналогично производят расчет для 4–6 разрядов.

Относительное возрастание тарифных коэффициентов определяется в процентном соотношении по формуле:

Относительное возрастание тарифных коэффициентов = Тарифный коэффициент следующего по порядку разряда / Тарифный коэффициент предыдущего разряда × 100 – 100. (2)

Тогда относительное возрастание тарифных коэффициентов будет равно:

  • для 2-го разряда — 8 % (1,08 / 1 × 100 – 100);
  • для 3-го разряда — 11 % (1,20 / 1,08 × 100 – 100).

Аналогично производится расчет для разрядов 4, 5 и 6.

Таблица 2. Пример шкалы прогрессивного абсолютного и постоянного относительного роста тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,12

1,25

1,40

1,57

1,76

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,12

0,13

0,15

0,17

0,17

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

12

12

12

12

12

Пусть относительное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 12 %.

Находим тарифные коэффициенты и их абсолютное возрастание.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываются следующим образом.

Значение тарифного коэффициента определенного разряда принимаем за Х. Тогда первоначальная формула для 2-го разряда будет иметь вид:

Х / 1 × 100 – 100 = 12

Х / 1 × 100 = 12 + 100 = 112

Х / 1 = 112 / 100 = 1,12

Х = 1,12 × 1 = 1,12 — тарифный коэффициент для 2-го разряда.

Находим тарифный коэффициент для 3-го разряда таким же образом, применив формулу:

Х / 1,12 × 100 – 100 = 12

Х / 1,12 × 100 = 112

Х / 1,12 = 1,12

Х = 1,12 × 1,12 = 1,25.

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для разрядов 4–6.

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для каждого разряда находим по формуле (1):

  • для 2-го разряда — 0,12 (1,12 – 1);
  • для 3-го разряда — 0,13 (1,25 – 1,12).

Таким же способом рассчитываем абсолютное возрастание тарифных коэффициентов для остальных разрядов (4–6).

Таблица 3. Пример шкалы постоянного абсолютного и регрессивного относительного изменения тарифных коэффициентов

Параметры тарифной сетки

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

Тарифные коэффициенты

1

1,08

1,16

1,24

1,32

1,4

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

Относительное регрессивное изменение тарифных коэффициентов, %

8

7

7

6

6

Предположим, абсолютное возрастание тарифных коэффициентов равно постоянному значению — 0,08.

Находим тарифные коэффициенты и их относительное изменение значений.

Тарифные коэффициенты для каждого разряда рассчитываем следующим образом:

  • для 2-го разряда: 1 + 0,08 = 1,08;
  • для 3-го разряда: 1,08 + 0,08 = 1,16.

Аналогично определяем тарифные коэффициенты для 4, 5 и 6 разрядов.

Оплата по тарифной сетке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *