Определение семьи в российском законодательстве

Н.И.Миронов

Аннотация. В статье автор анализирует понятие «семья» и придерживается позиции о целесообразности закрепления определения семьи в Семейном кодексе Российской Федерации, а также о необходимости обозначить основную характеристику данного понятия.

Ключевые слова: семья, семейное право, законодательство, совместное проживание, брак, близкое родство, свойство.

Современная семья является результатом многовекового исторического развития отношений, которые складывались по поводу совершенно различных аспектов жизни людей и которые так или иначе связаны с социумом, в целом, и браком, и семьей, в частности. Соответственно, и понятие, и сущность семьи рассматриваются именно с точки зрения этих аспектов, которые описываются в отдельных отраслях науки (история, социология и пр.). Различные взгляды на трактовку понятия «семья» наводят на мысль о том, что споры, связанные с понятием семьи и его определением, не утихают по настоящее время . Следствием этих споров и различных подходов к определению понятия «семья» является отсутствие его законодательного закрепления и однозначного регулирования семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к непоследовательности судебной практики.

Для точного и всестороннего исследования понятия «семья» следует произвести сравнительную характеристику определений, которые сформулированы в нормативных правовых актах и в теории семейного права.

В первую очередь необходимо обратиться к этимологии слова «семья» и понять, какое происхождение оно имеет. Так, специалист в области языка, доктор филологических наук В.В. Колесов отмечает: «Слово «семия» образовано от древнего индоевропейского корня «лежать», а собирательное имя от этого корня стало обозначать «то, что находится в общем стане» (в одном жилище). В древнеславянском языке, а затем и в древнерусском «семия» стало пониматься «семья вообще», но семья большая, включающая в себя фактически всех членов рода, живущих совместно, а также и «челядь, холопов». По составу членов «семья» понималась вначале со стороны одного супруга — мужа: «дорогая моя семеюшка» — в русских былинах это прямое обращение мужа к своей жене; впоследствии супружеская пара стала восприниматься как семья, и тогда уже и жена могла назвать своего мужа «дорогим моим семеюшкой», затем к членам семьи стали относить и детей, так что образовалась уже современная семья: родители и живущие при них дети (может быть, и родители супругов при них)» .

В словаре С.И. Ожегова слово «семья» имеет три значения, первое из которых так или иначе связано с его пониманием в доктрине и нормативной базе семейного права: «Группа живущих вместе близких родственников» . Словарь Д.Н. Ушакова трактует понятие данного слова практически аналогично, при этом раскрывая через «группу»: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе» .

В связи с этим считают, первоначально «семья» — это группа людей, членов одного рода, связанные определенными отношениями и проживающими в одном жилище. Конечно, в современном мире такой признак, как проживание в одном жилище, не оказывает существенное влияние на общность семьи. Например, проживание детей отдельно от родителей в связи с обучением в высшем учебном заведении вовсе не означает, что ребенок не относит себя к семье как некой общности родителей и близких родственников. Так, детей военнослужащего в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме, учитывают в качестве членов его семьи и его иждивенца (ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 16 и др. Федерального закона «О статусе военнослужащих» ). Также о наличии семьи можно сказать и о супругах, один из которых является (реже — оба) военнослужащим, когда глава семьи проходит службу в отдаленных регионах (например сейчас — в Сирии), на кораблях флотов и др., т.е. долгое время не проживает в одном месте с другим супругом; юридически при этом семья существует . Это имеет различные семей- но-правовые последствия как имущественного характера (алиментные отношения, отношения по поводу общей собственности супругов, определения состава единоличного имущества каждого из супругов (например жилого помещения, полученного в рамках накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, — ст. 34 СК РФ, ст. 256 ГК РФ), так и в сфере личных неимущественных отношений супругов (ст. 31 и др. СК РФ) .

Что касается легального понимания и соответственно закрепления в нормативных актах понятия «семья», то в связи с верховенством международного права, в первую очередь, необходимо обратиться к международно-правовым документам. Из анализа международных актов видится, что легальное определение сформулировано только в одном международно-правовом акте: в ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, в которой указано, что семья «является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Кроме того, современное понимание семьи, отраженное в решениях Европейского Суда по правам человека, показывает, что оно трактуется широко: к семье относятся и фактические сожительства лиц, не зарегистрированные в органах государственной (муниципальной) власти в установленном порядке, и однополые партнерства . Более того, эти подходы применяются и в отношении семей- но-правовых и административно-правовых споров с участием Российской Федерации, что противоречит нашему публичному порядку, закрепленному в ст. 1, 10 и 12 СК РФ. В первую очередь, речь идет о рассмотрении ЕСПЧ спора «К. Маркин vs Российская Федерация», решение по которому было вынесено в пользу К. Маркина. Данный спор разрешался также Конституционным Судом Российской Федера- ции , который не усмотрел нарушений прав военнослужащих мужского пола в действиях Российской Федерации в целом и в ч. 13 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в частности .

Кроме того, если проанализировать законодательство ряда развитых стран Европы, то можно увидеть, что основные положения данного определения отражены в конституционном и семейном законодательстве рассматриваемых стран. Но также необходимо отметить и то, что национальное законодательство некоторых стран не дает легального определения понятия «семья», например в Нидерландах, Германии, Франции нет отдельного специализированного акта — Семейного кодекса, а есть отдельные разделы Гражданского кодекса (Гражданского Уложения — в Германии), содержащие положения, в которых дается гражданско-правовая характеристика институтов брака и семьи и регулируются отношения, вытекающие из брака, семьи и усыновления.

Конституция Российской Федерации как основной закон нашего государства и основа любого отраслевого законодательства тоже закрепила в себе вышеуказанное положение Всеобщей декларации прав человека: в ст. 38 Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения о государственной охране, поддержке и защите семьи. Это свидетельствует о том, что российское общество заинтересовано в улучшении демографической ситуации в стране, в сохранении и укреплении семьи, как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших социальных функций. Но если проанализировать и сравнить ст. 38 Конституции РФ с другими статьями гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», то можно увидеть, что в ч. 1 ст. 38 в отношении семьи само право не сконструировано так, как это сделано, например в ст. 22, 23, 26 и др. Конституции РФ.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что и поныне в семейном законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное толкование понятия «семья». Так, в ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации раскрываются отношения, регулируемые семейным законодательством: это отношения «между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами». Но содержание данной статьи не раскрывает понятие «семья» в полном объеме.

Проведенный анализ законодательства Российской Федерации позволил обнаружить легальную трактовку понятия «семья»: оно сформулировано в ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона семья понимается как лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Но стоит учитывать, что данное понятие узкоспециализированное и предназначено исключительно для целей данного Федерального закона. Оно не применимо к общественным отношениям, регулируемым иными отраслями права: налоговым, уголовным и уголовно- процессуальным, особенно — военным, трудовым (которое среди прочего в гл. 41 ТК РФ законодатель учитывает специфику и устанавливает особенности регулирования труда женщин, а также лиц с семейными обязанностями. Курсив наш. — Н.М.), жилищным и наследственным, что весьма важно в отношениях, например с детьми- сиротами, военнослужащими и другими лицами со специальным правовым статусом.

На сегодняшний день существуют различные неоднозначные и даже спорные научные определения понятия «семья», в основе которых лежат мнения ученых, многие из которых исходят из позиций необходимости и практической важности законодательного закрепления понятия «семья».

Так, Г.К. Матвеев раскрывает понятие «семья» как «объединение лиц, связанных между собой браком или родством, моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, взаимными личными правами и обязанностями» .

В.А. Рясенцев обращал внимание только на юридические признаки семьи и отмечал, что «семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» .

Бесспорно, огромное количество мнений, направленных на системную трактовку понятия «семья», влечет за собой возникновение ошибок в применении законодательства Российской Федерации по вопросам жилищного, наследственного, трудового права, пенсионного обеспечения и при получении льгот на всю семью. В связи с этим в российском законодательстве давно возникла необходимость выработки единого подхода к определению понятия «семья». По данному вопросу выражены две противоположные позиции.

Последователи первой позиции считают, что легальное понятие «семья» необходимо закрепить для всех отраслей права, так как различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи. Отдельные представители этой позиции считают, что возможно выработать единый для всех отраслей подход к определению понятия «семья» и его использованию в законодательной и правоприменительной деятельности. Так, Заслуженный юрист Российской Федерации П.И. Седугин еще более 10 лет назад обращал внимание на необходимость законодательного закрепления понятия «семья», которое имело бы общеотраслевое значение .

Сторонники второй позиции категорически отрицают необходимость да и саму возможность закрепления понятия «семья» законодательно, обосновывая это многообразием критериев, характеризующих семью, и различиями в условиях (социальных, религиозных, территориально и климатически обусловленных) существования семей. Так, по мнению О.Ю. Ильиной, категория «семья» проявляется в совокупности разных по содержанию понятий: как социальная категория и как правовая категория. Такой подход к пониманию семьи стал основой для концептуального вывода «о невозможности существования и нормативного определения единого понятия, которое было бы равно применимо как в семейном праве, так и в иных отраслях права» .

Представляется, что отсутствие легального определения семьи и брака накладывает свой отпечаток на нормативные правовые акты иной отраслевой принадлежности, нивелирует ценность данного социального института, влечет противоречивость судебной практики и увеличение количества неполных семей, а также повышение уровня сиротства (в том числе социального), что в итоге приводит к недооце- ниванию, в отдельных случаях даже к уничижению роли семьи как института общества.

Таким образом, действующее российское законодательство, используя категорию «семья», не содержит определения и толкования, которое бы имело общеотраслевое значение. В связи с вышеизложенным можно сделать предложение о необходимости легального закрепления в ст. 1 Семейного кодекса РФ определения семьи, а в качестве примечания к этой статье Семейного кодекса РФ (по аналогии с построением Уголовного кодекса Российской Федерации) указать, что данное легальное определение распространяется на все отрасли российского права.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата обращения: 4.11.2016.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
6. Федеральный закон РФ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 г. № 187-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ст. 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пп. 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // СПС КонсультантПлюс.
8. Иванников М.В., Слепко Г.Е. Реализация военнослужащими- мужчинами права на отпуск по уходу за ребенком: российское законодательство и позиция Европейского Суда по правам человека // Вестник военного права. 2016. № 1.
9. Ильина О.Ю. Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 2006.
10. Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. — М., 2010.
11. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. — СПб., 2000.
12. Липская О.Н., Слепко Г.Е. Вопросы теории и практики реализации жилищных прав сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации // Вестник военного права. 2016. № 2.
13. Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. — М., 1985.
14. Миронова Т.Н. Социоюридическая природа понимания категории «семья» // История государства и права. 2007. № 24.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: АСТ, 2016.
16. Рясенцев В.А. Семейное право: Учебник. — М., 1967.
17. Слепко Г.Е. Гендерное равенство и его отражение в семейном и военном законодательстве и судебной практике // Семейное и жилищное право. 2014. № 6.
18. Слепко Г.Е. Необходимость правового регулирования брачно- семейных отношений с участием военнослужащих // Вестник Международного юридического института. 2013. № 3-4.
19. Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н. Правовые проблемы фактического брака // Частное право: Проблемы и тенденции развития: Материалы Межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Долинская, Н.П. Заикин; Серия «Библиотека журналов «Законность», «Уголовное право», «Цивилист». — М.: АНО «Юридические программы», 2009.
20. Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н. О некоторых ограничениях и нарушениях принципа гендерного равенства в семейном праве и отраслевом законодательстве // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 15. — М.: Юрист, 2015.
21. Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н., Ткачев А.И. Основания возникновения общей собственности и использование презумпции общности имущества применительно к супругам, один из которых является военнослужащим // Военное право. 2015. № 2.
22. Стренина Е.А. Возможно ли предоставление военнослужащему мужского пола отпуска по уходу за ребенком // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 7.
23. Туринцева Е.А. Особенности семьи военнослужащего и проблема обеспечения боеготовности Вооруженных Сил // Власть. 2011. № 5.
24. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. — М., 2013.

Источник: Научно-информационный журнал «Вестник Международного юридического института» № 4 (63) 2017

Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени

9 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

  1. Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;
  2. Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

  1. воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
  2. образовательная — собственно обучение;
  3. социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
  4. подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
  5. приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

  1. Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
  2. Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
  3. Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

  1. социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    1. гуманистическая;
    2. социальный контроль;
    3. распространение культуры в обществе;
    4. воспроизводство социаьных типов культуры;
    5. инновации в сфере культуры;
    6. формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
    7. формирование ценностных ориентаций;
    8. воспитательная функция;
    9. обучающая функция;
    10. социализация личности.
  2. социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:
    1. формирование профессиональной среды;
    2. перераспределение ресурсов;
    3. социальная селекция (что это такое?);
    4. профессиональный отбор;
    5. активизация социальных перемещений;
    6. функция социального и культурного изменения;
    7. профориентационная работа.
  3. социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.

Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:

  1. получение нового социального статуса (что это такое?)
  2. создание дружеских и деловых связей (и даже семейных — девушки часто идут в вузы именно за этим)
  3. возможность получить работу по распределению

Виды, уровни и ступени образования

Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).

Весь процесс предполагает 3 ступени образования:

  1. Дошкольное – ясли, детский сад, развивающие кружки.
  2. Общее (школьное) – позволяет получать ребенку базовые знания. В свою очередь, делится на:
    1. начальное – это младшие школьные классы с 1 по 4. На этом уровне дети знакомятся с примитивными научными знаниями о действительности, обнаруживают свои таланты, развивают личность в процессе решения прикладных задач;
    2. основное – 5-9 классы (в России и многих других продвинутых странах человек обязан иметь минимум 9 классов образования). В этот период школьники развивают обнаруженные способности и интересы;
    3. среднее образование – это знания, которые получают школьники 10-11 классов, является обязательным для поступающего в ВУЗ. В отдельных европейских государствах среднее образование составляет не два года, как у нас, а три и даже четыре. Поэтому наши аттестаты не везде считаются действительными, что лишает возможности русских людей студенческого возраста поступить в иностранное высшее заведение.

    Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.

  3. Профессиональное – тоже делится на 4 уровня образования:
    1. начальное – профессиональные лицеи и ПТУ (туда можно пойти после 9 обязательных классов в школе);
    2. среднее – колледжи и техникумы;
    3. высшее – институты и университеты, дающие диплом бакалавра, специалиста и магистра;
    4. послевузовское – обучение в аспирантуре и докторантуре (наивысшие формы образования). Первое является повышением квалификации и подготовкой к получению ученой степени кандидата наук. Второе готовит кандидата к званию доктора наук.

Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:

Ступени образования Уровни образования
1 начальное образование (обязательно) 1
2 основное общее образование (обязательно)
3 среднее (полное) общее образование 2
4 начальное профессиональное образование длительностью в 1 год 3
5 начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации
6 среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года 4
7 среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года
8 высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) 5
9 высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность
10 высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности
11 послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) 6

То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?

Разные подходы к построению системы образования

Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

  1. Культуросообразный – представители этого подхода считают, что изначально у человека нет определенных задатков, индивидуальных способностей. Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.
  2. Что такое образование с точки зрения природосообразного подхода? Этот взгляд зародился еще во времена античности и укрепился в тот момент, когда ученые начали исследовать геном человека. Было выявлено, что все люди имеют собственный генотип (это что?), от которого и зависят способности.

    Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Формы обучения

Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

  1. Очная (традиционная) – обучающийся ходит на учебу, как на работу: каждый день, кроме выходных (школьники, студенты).
  2. Заочная – предоставляемый учебным заведением материал самостоятельно изучается дома, возможны посещения специальных лекций и семинаров (что это такое?), сдача экзаменов в очной форме. Заочная форма дает студенту возможность работать и учиться одновременно.
  3. Экстерн – самостоятельное обучение с аттестацией в образовательном учреждении. При этом ученик может сдать за один раз (или в течение года) экзамены по программам за 2 и даже 3 года.
  4. Индивидуальный план обучения – составляется, согласно возможностям обучаемого.
  5. Дистанционная форма – процесс образования происходит на расстоянии с помощью интернета. Когда-то такая форма производилась посредством писем, которые слали друг другу ученик и преподаватель. Сейчас это так называемые вебинары (что это?).

Отрасли (виды) образования

Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

  1. психологическое образование;
  2. радиотехническое;
  3. архитектурное;
  4. юридическое;
  5. математическое;
  6. художественное;
  7. историческое;
  8. духовное;
  9. экономическое;
  10. деловое;
  11. военное;
  12. педагогическое;
  13. музыкальное;
  14. медицинское;
  15. энергетическое;
  16. сельскохозяйственное;
  17. транспортное;
  18. строительное;
  19. горное;
  20. естественнонаучное;
  21. журналистское.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Тема: Образование в современном российском обществе.

Понятие образования: образование в различных науках: педагогике, социологии; образование как услуга. Легальное определение образования.

Право на образование: историко-правовой аспект. Право на образование в дореволюционной России, в советский период. Право на образование согласно Конституции 1993 г.

Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация: понятие государственной политики, принципы: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Роль и задачи образования в современном российском обществе.

Понятие образования.

Образование является предметом исследования многих отраслей науки: педагогики, социологии, педагогики и др. Во всех вышеперечисленных отраслях науки не существует однозначного ответа на вопрос: Что же представляет собой образование?

В педагогике образование в общем виде понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Нужно отметить, что в педагогике взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели из­менения. В третьем томе Педагогичес­кой энциклопедии (М.: Советская эн­циклопедия, 1966. С.141) образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Во втором томе Российской педагогической энцикло­педии (М.: Большая Российская энцик­лопедия, 1999. С. 62) образование оп­ределяется как процесс педагогичес­ки организованной социализации, осу­ществляемой в интересах личности и общества. В свою очередь, под социа­лизацией понимается освоение куль­туры общества, что обеспечивает воз­можность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выпол­няя различные социальные роли.

В научной педагогической литературе отсутствует единого подхода к определению образования и обучения. Например, Е.В.Яковлев, под образованием понимает результат усвоения систематизированных мнений, умений и навыков и развития интеллектуальных качеств личности, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. В. Губарев включает в понятие образования 1) результат и процесс усвоения знаний и приобретения умений и навыков; 2) единение воспитания и обучения; 3) необходимое условие встраивания человека в социум, подготовки его к жизни и труду; 4) фактор формирования личности и т.д.

М.С.Андиева, соотнося понятия образования и обучение, приходит к выводу, что образование шире обучения, так как обучение входит в понятие образования, которое включает помимо обучения духовную составляющую – воспитание.

В. Кинелев проводит различие между образованием и обучением по достигаемым результатам. Процесс обучения на его взгляд, направлен на формирование конкретных знаний, умений и навыков. Образование же нацелено на овладение «знаниями-инструментами» и формирование на их основе целостного восприятия, достижения многогранности и целостности мышления, адекватного сложности окружающего мира.

В социологии образование понимается как процесс передачи обществом знаний, навыков и ценностей от одного человека или группы другим людям.

Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Из всего сказанного можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат. Только единство этих аспектных характеристик может позволить понять и оценить сущность образования как сложного культурного феномена.

В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев: кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека в процессуальном плане понимается следующее. Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс и его результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека. Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей.

В юридической литературе мы будем пользоваться легальным определением образования, под которым в соответствии с законом РФ Об образовании понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Несмотря на наличие легального определения образования в Законе об образовании, в юридической литературе возникает немало вопросов, связанных как с самим определением, так и его применением в практике.

Так, например, группой авторов применяется даже такое определение: образование — это производство образовательных услуг. Образовательные услуги представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от привычного, традиционного понятия системы образования. Такими чертами являются:

— разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;

— большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимся уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;

— ориентированность на потребности клиентов, или потребителей.

Образование обслуживает заказчиков в лице, в первую очередь отдельных индивидов, затем социальных групп, предприятий, общества в целом. Таким образом, главное видоизменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, института, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития. Сами образовательные институты тоже являются субъектами этого процесса и также имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые необходимо учитывать как самим обучающим, так и обучающимся. Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. То есть главный потребитель, на которого сегодня ориентируется сфера образовательных услуг — это человек с его индивидуальными образовательными потребностями. Удовлетворяя эти потребности, сфера образовательных услуг выполняет уже не только экономическую и социальную функции, как традиционная система образования, но также функцию развития личности — личностно — развивающую.

Иные предлагают рассматривать образование как систему, под которой понимается совокупность взаимосвязанных экономических, социокультурных, педагогических процессов, задающих форму и структуру социума конкретной страны, совокупность системы образования и образовательных технологий, реализующих содержание образования.

В своих работах российские ученые при исследовании системы образования делают акцент на развитие рыночных отношений, и проводят анализ трансформации национальной образовательной сферы, в то время, как в работах западных специалистов находит отражение изменение систем образования в условиях глобальных преобразований, перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. В качестве примера можно привести Болонский процесс, который является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

Таким образом, образование — один из важнейших системообразующих факторов, а качественное образование — основа социального развития и устойчивого экономического роста, главный фактор, обуславливающий перспективное развитие страны.

Вопрос: Существует ли легальное определение «семьи» в российском законодательстве?

Помогите пожалуйста с задачей по семейному праву.

Инна Федорова обратилась в суд с требованием об ограничении в дееспособности Александра Шубина, с которым она проживает совместно с 1998 г. без регистрации брака. В заявлении Федорова отмечала, что ее гражданский муж регулярно напивается, избивает ее, выносит из дома ценные вещи и деньги, которые продает и тратит на алкоголь. Она полагает, что налицо злоупотребление спиртными напитками и есть все предусмотренные ст. 30 ГК РФ основания для ограничения Шубина в дееспособности.

В суде адвокат Шубина оценил требования заявительницы как необоснованные и незаконные, поскольку, по его мнению, Федорова не является членом семьи Шубина, следовательно, отсутствует второе условие для ограничения в дееспособности – вовлечение семьи в тяжелое материальное положение.

Федорова возражала, утверждая, что к созданию семьи приводит не только заключение брака, но иные факты. В частности, в Жилищном кодексе РФ в ст. 31 «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи».

Поскольку они с Шубиным проживали совместно, вели общее хозяйство, тратили деньги сообща, то она полагает, что у них была настоящая семья.

Вопрос:

Существует ли легальное определение «семьи» в российском законодательстве? Как следует понимать категорию «семья» для целей гражданско-правового регулирования? Допустимо ли для установления факта семейных отношений применять нормы Жилищного кодекса о членах семьи собственника (нанимателя) жилого помещения?

Занятие 1. Введение в семейное право

Основные вопросы

1. Понятие и предмет семейного права. Понятие семьи и ее функции.

2. Метод регулирования семейных правоотношений.

3. Основные начала (принципы) семейного права.

4. Структура источников семейного права. Семейное законодательство субъектов РФ.

5. Аналогия закона и аналогия права по семейному законодательству.

6. Вопросы соотношения гражданского и семейного права.

Задачи

Задача № 1.

Инна Федорова обратилась в суд с требованием об ограничении в дееспособности Александра Шубина, с которым она проживает совместно с 1998 г. без регистрации брака. В заявлении Федорова отмечала, что ее гражданский муж регулярно напивается, избивает ее, выносит из дома ценные вещи и деньги, которые продает и тратит на алкоголь. Она полагает, что налицо злоупотребление спиртными напитками и есть все предусмотренные ст. 30 ГК РФ основания для ограничения Шубина в дееспособности.

В суде адвокат Шубина оценил требования заявительницы как необоснованные и незаконные, поскольку, по его мнению, Федорова не является членом семьи Шубина, следовательно, отсутствует второе условие для ограничения в дееспособности – вовлечение семьи в тяжелое материальное положение.

Федорова возражала, утверждая, что к созданию семьи приводит не только заключение брака, но иные факты. В частности, в Жилищном кодексе РФ в ст. 31 «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи».

Поскольку они с Шубиным проживали совместно, вели общее хозяйство, тратили деньги сообща, то она полагает, что у них была настоящая семья.

Дайте понятие семьи в социальном и юридическом смысле? Существует ли легальное определение «семьи» в российском законодательстве? Как следует понимать категорию «семья» для целей гражданско-правового регулирования? Допустимо ли для установления факта семейных отношений применять нормы Жилищного кодекса о членах семьи собственника (нанимателя) жилого помещения?

Задача № 2.

1 августа 2007 года Зеленина родила мертвого мальчика и решила его похоронить.

13 августа 2007 года рождение мертвого ребенка было зарегистрировано районным отделом ЗАГС. Зеленин, являвшийся мужем Зелениной до их развода 25 марта 2007 года, был записан в акте о рождении и в книге записей рождений отцом ребенка.

Зеленина утверждала, что биологическим отцом мертворожденного ребенка был Гусев, с которым она проживала в незарегистрированном браке с 2007 года. Гусев ждал этого ребенка и говорил об их будущем сыне, как о своем. Однако они не могли подать совместное заявление об установлении отцовства ребенка, поскольку Гусев 20 июня 2007 года был заключен под стражу, 12 октября 2007 года Гусев умер в заключении.

Зеленина отказалась указать на надгробной плите мертворожденного ребенка фамилию своего бывшего мужа и оставила ее пустой.

10 февраля 2008 года Зеленина обратилась в районный суд с заявлением об установлении отцовства Гусева в отношении мертворожденного ребенка и изменении фамилии и отчества ребенка.

21 февраля 2008 года умер бывший муж Зелениной.

16 марта 2008 года районный суд рассмотрел заявление Зелениной. Он постановил, что мертворожденный ребенок не приобрел гражданских прав, тогда как статья 49 Семейного кодекса РФ (об установлении отцовства в судебном порядке) применяется только к живым детям. Он постановил прекратить производство по делу, поскольку «заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства».

Правильно ли поступил суд? Дайте ответ с учетом принципов российского семейного права и международного права.

Задача № 3.

Н-ской областной Думой был принят региональный закон «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Н-ской области». Данный закон, помимо иных положений, содержал статьи, предусматривающие, что

функции органов опеки и попечительства возлагаются на следующие муниципальные органы: управления образованием, здравоохранением и социальной защиты;

число «специалистов по охране детства» определяется из расчета 1 специалист на 5 тысяч детского (от 0 до 5 лет) населения;

сельские и поселковые органы местного самоуправления осуществляют все функции по опеке и попечительству, «за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) детей».

Кроме того, данный закон несколько расширил полномочия органов опеки по сравнению с федеральным законодательством.

Прокурор Н-ской области обратился в суд с заявлением о признании данного закона недействующим в части, противоречащей федеральному законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Подлежит ли заявление прокурора удовлетворению? В какой части?

Проанализируйте закон об организации и деятельности органов опеки и попечительства субъекта федерации, в котором вы проживаете, на предмет его соответствия федеральному законодательству.

Задача № 4.

Укажите, вправе ли субъекты федерации принимать собственные законы по следующим вопросам:

а) об организации и деятельности органов опеки и попечительства на территории субъекта;

б) о введении дополнительных требований к кандидатам в усыновители;

в) о порядке присвоения фамилии и отчества несовершеннолетним детям;

г) о порядке и условиях, при наличии которых может быть разрешено вступление в брак несовершеннолетним:

1. в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет,

2. в возрасте до шестнадцати лет;

д) об основаниях и порядке установления опеки или попечительства над несовершеннолетними детьми;

е) об основаниях и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в формах, не предусмотренных Семейным кодексом РФ;

ж) о размере денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка опекуну или попечителю.

Задача № 5.

Андреев В.В. в ноябре 1999 года получил в наследство земельный участок с ветхими постройками в черте города, вскоре после чего районная администрация выдала ему разрешение на строительство нового благоустроенного жилого дома на этом участке.

В июне 2000 года Андреев вступил в брак с Масловой И.Т., после чего они общими усилиями приступили к строительству дома на участке Андреева: снесли ветхие сооружения, вырыли подвал, построили 1 этаж, заменили системы водоснабжения и отопления и т.п. В сентябре 2002 года их отношения испортились, брак был расторгнут, и Маслова с их малолетней дочерью переехала жить к матери. В связи с распадом семьи Андреев приостановил строительство.

В августе 2004 года бывшие супруги встретились, помирились и стали жить одной семьей без регистрации брака, продолжив строительство дома, которое было полностью завершено к марту 2006 года.

В феврале 2007 года между Андреевым и Масловой снова возник конфликт, и Маслова была вынуждена вновь вернуться к матери. Через два месяца она узнала, что бывший муж обратился в суд с иском о ее выселении из своего дома и о снятии с регистрационного учета.

В июле 2007 года после неудавшейся попытки решить имущественные вопросы с бывшим супругом по взаимному согласию Маслова также обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества супругов и о признании за ней права собственности на часть жилого дома, выстроенного на их с общие средства с Андреевым.

Нормы каких отраслей законодательства следует применять при разрешении данного дела?

Какова родовая подсудность гражданского дела по иску Масловой?

Какие обстоятельства имеют значение для разрешения данного дела применительно к каждому из периодов совместной жизни Масловой и Андреевой?

Каковы, по вашему мнению, перспективы разрешения данного дела?

Задача № 6.

Болдырев О.П. и Болдырева Г.С., находясь в брачных отношениях, осуществляли предпринимательскую деятельность. Каждый из супругов был зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

По заключенному между ними как предпринимателями договору поставки Болдырев О.П. (покупатель) не исполнил обязанность по оплате принятого товара. Болдырева Г.С. обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности по договору поставки.

Болдырев О.П. иск не признал, сославшись на заключение договора поставки в период нахождения сторон договора поставки в браке. Товар, являющийся предметом договора поставки, является общей собственностью супругов, что, в свою очередь, означает, что заключенный договор поставки не влечет каких-либо правовых последствий. При исполнении договора поставки между супругами переход права собственности и встречное предоставление не происходит.

Суд удовлетворил требования поставщика, отклонив доводы покупателя о нахождении товара в общей собственности сторон договора поставки, так как отношения между Болдыревым О.П. и Болдыревой Г.С. являются предпринимательскими и не могут регулироваться семейным законодательством. К данным отношениям должны применяться положения Гражданского кодекса РФ о договоре поставки.

Определите соотношение между гражданским и семейным законодательством.

Соответствует ли решение арбитражного суда общим положениям гражданского и семейного законодательства?

Задача № 7.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Воробьевский М.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции. На основании договора поручения интересы Воробьевского М.В. в суде представляла его супруга Воробьевская Е.С., также являющаяся индивидуальным предпринимателем.

Арбитражный суд удовлетворил требования Воробьевского М.В. к налоговой инспекции, отказав при этом в удовлетворении требований предпринимателя о взыскании с инспекции судебных расходов на оплату услуг представителя. Позиция суда мотивирована тем, что у предпринимателя Воробьевского М.В. отсутствовала необходимость оплачивать юридические услуги, которые были оказаны ему супругой, поскольку их имущество в соответствии с Семейным кодексом РФ находится в совместной собственности. Также суд отметил, что уплата Воробьевским М.В. денежных средств своей супруге свидетельствует о том, что денежные средства из общей собственности супругов не выбыли, так как передача одним супругом другому денежных средств из общего семейного бюджета реальным расходом супруга не является.

Не согласившись с отказом во взыскании судебных расходов, Воробьевский М.В. обжаловал судебный акт в этой части. Предприниматель отметил в жалобе, что взаимоотношения между супругами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в данных правоотношениях носят гражданско-правовой характер и должны регулироваться положениями Гражданского кодекса РФ о договоре поручения. Оплата услуг представителя не может зависеть от того, чьими услугами в качестве представителя воспользовался заявитель в суде. Помимо этого, супруги поживают в разных местах и не ведут общее хозяйство, а их доходы не являются общими.

Положениями какого законодательства регулируются отношения между супругами в связи с осуществлениями каждым из них предпринимательской деятельности?

Оцените доводы арбитражного суда первой инстанции и доводы предпринимателя, изложенные в жалобе.

Подлежит ли жалоба удовлетворению?

Задача № 8.

Семилетняя Гаврилова Света осталась сиротой. Ее родители погибли. В орган опеки и попечительства были поданы заявления от разных лиц с просьбой назначить их опекунами девочки. Одно от подруги погибшей матери, которая давно знает девочку и очень привязана к ней. Второе от двоюродного брата погибшего отца, который проживает в другом городе, девочку никогда не видел, но желает ее воспитывать. Указанные лица не имеют препятствий для назначения их опекунами.

Как следует поступить органу опеки и попечительства? Имеет ли значение родственные отношения между девочкой и одним из заявителей? Возможно ли в данном случае применение аналогии закона?

Задача №9

Решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Новиков Е.В. был признан несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. На имущества предпринимателя арбитражным судом был наложен арест. Судебный пристав-исполнитель, исполняя судебный акт, составил акт описи и ареста имущества.

Супруга предпринимателя (Новикова И.В.) обратилась в суд с заявлением об освобождении от ареста и возврате собственнику транспортного средства №ISSA№ MURA№O, арестованного на основании акта арбитражного суда вместе с имуществом предпринимателя. Обосновывая свое требование, супруга предпринимателя отметила, что она заключила с Новиковым Е.В. соглашение о разделе имущества на основании ч. 2 ст. 38 Семейного кодекса РФ. В соответствии с данным соглашением автомобиль №ISSA№ MURA№O принадлежит Новиковой И.В. и используется ею для собственных нужд, а Новиков Е.В. на указанное транспортное средство не претендует.

Отказывая в удовлетворении заявления Новиковой И.В., суд отметил, что из смысла ст. 38 Семейного кодекса РФ вытекает, что осуществление процедуры раздела имущества супругов связано с определением их долей и уточнением, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. Согласно условиям соглашения о разделе имущества Новиков Е.В. только отказался от автомобиля, при этом соглашение не закрепляет условий о том, получает ли Новиков Е.В. что-либо взамен и в каком объеме он передал супруге свою долю. В связи с этим, между супругами Новиковыми не произошел раздел имущества.

Можно ли к соглашению о разделе имущества супругов применять по аналогии нормы, касающиеся брачного договора? Допустимо ли соглашением о разделе общего имущества супругов определять режим имущества, используемого в предпринимательской деятельности?

Оцените доводы суда.

Определение семьи в российском законодательстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *