Орган по рассмотрению трудовых споров

Содержание

Конфликтные ситуации на производстве распространены в рамках рабочего коллектива, в котором сотрудники ежедневно осуществляют профессиональную деятельность. Они возникают вследствие столкновения интересов работников, недопонимания, личностных особенностей каждого человека. Для разрешения такого рода спорных вопросов между работниками существуют специальные органы по рассмотрению трудовых споров. Они могут создаваться в учреждениях по месту работы граждан, решают как индивидуальные споры, так и коллективные.

В некоторых организациях практикуется урегулирование конфликтных ситуаций вышестоящим начальством данного учреждения, что предусматривается как способ досудебного разбирательства. Судебный порядок рассматривается гражданами в перспективе как орган, разрешающий трудовые споры в критической ситуации, когда ни один из ранее проведенных методов не имеет никакого действия.

Глава 60 (статьи 382 — 397) Трудового кодекса РФ рассказывает о трудовых спорах, решаемых в индивидуальном порядке, способах их обсуждения и решения. Глава 61 (статьи 398 – 418) ТК РФ регулирует механизм реализации основных моментов по разрешению конфликтов между группами работников, примирительных процедурах и прочих вопросах, возникающих при коллективных трудовых спорах.

Комиссии по индивидуальным трудовым спорам

Такой орган, как комиссия по трудовым спорам считается частью алгоритма по эффективному урегулированию сложных вопросов, возникающих между работниками организаций и их работодателем. Она образуется по инициативе работников и/или работодателя с целью эффективного решения трудовых споров. Данная комиссия состоит из работников учреждения и работодателя (представителей администрации). Если начальник фирмы получил от членов коллектива письменное заявление с просьбой создать такую комиссию, ему необходимо направить для решения интересующих вопросов направить своих представителей в течение 10 дней, что регламентировано в статье 384 ТК РФ.

При создании комиссии по трудовым спорам необходимо учитывать следующие нюансы:

  • обратиться для обсуждения конфликтных ситуаций можно в течение 3 месяцев с того момента, как было обнаружено, что права заявителя нарушены. Если этот срок пропущен, оформляется заявление с просьбой восстановить его, но по обоснованной уважительной причине (статья 386 ТК РФ);
  • рассмотрение трудового спора происходит в четко установленный срок – 10 календарных дней со дня подачи работником соответствующего заявления (статья 387 ТК РФ);
  • рассмотреть вопрос без сотрудника могут, только если он имеет уважительную причину для неявки. В случае отсутствия в первый раз рассмотрение откладывают, во второй раз спор снимается с повестки (статья 387 ТК РФ);
  • комиссия вправе запросить с участников необходимые для разбирательства документы, пригласить свидетелей, других работников, имеющих отношение к делу (статья 387 ТК РФ);
  • количество членов, участвующих в комиссии, в своем составе должно содержать половину представителей от работодателя, а вторую половину – работников;
  • принятие решения происходит с помощью тайного голосования большинством голосов членов, которые присутствуют на заседании (статья 388 ТК РФ);
  • решение исполняется в течение 3 дней после его вынесения (статья 389 ТК РФ)

Важно! Если трудовой спор после проведения комиссии не разрешен в конструктивном режиме, то следующим органом, куда направляется информация о положении дел, может являться судебный орган.

Сотрудник или работодатель могут обратиться в суд не только для подачи исковых требований, но и для обжалования решения комиссии, если оно не удовлетворяет их потребностям и желаниям.

Комиссии по коллективным трудовым спорам

Существуют ситуации, когда конфликт возникает не между начальником и подчиненным, а между целыми трудовыми коллективами и их начальством.

Они представляют собой более сложные трудовые споры, которые необходимо регулировать с помощью примирительной комиссии. Она создается также при возникновении спорного момента в случае направления заявления одной из сторон о ее организации. Данный механизм разрешения конфликта имеет следующие особенности:

  • сотрудники имеют возможность выдвигать свои требования и организовывать забастовки (отказ от выполнения обязанностей во временном режиме) – статья 398 ТК РФ;
  • процесс состоит из 2 этапов, в число которых входят – обсуждение вопроса примирительной комиссией, а затем, с участием посредника и/или трудового арбитража (статья 401 ТК РФ);
  • сотрудники имеют право на организацию митингов, демонстраций, собраний, которые необходимы им в поддержку своих выдвинутых требований (статья 401 ТК РФ);
  • если с помощью примирительной комиссии не удается уладить трудовой спор, то эта процедура происходит с помощью посредника, который не является членом коллектива и не относится к работодателям, его кандидатуру выбирают и утверждают (статья 403 ТК РФ);
  • при отсутствии взаимопонимания по обсуждаемому вопросу с участием посредника или при невозможности выбора подходящей кандидатуры на роль посредника, дело рассматривается в трудовом арбитраже, в который входят арбитры, находящиеся на государственной гражданской службе (статья 404 ТК РФ);
  • в случае непримиримости сторон арбитражем, стороны имеют возможность обращаться в судебный орган.

Внимание! Органы, рассматривающие трудовые споры в формате коллективного разбирательства являются основным субъектом досудебного слушания и стараются найти компромиссный вариант решения проблемы путем конструктивного диалога.

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров

Такой орган, как суд в системе установления справедливости между спорящими сторонами, можно считать конечной точкой, куда можно обратиться, чтобы решить интересующий вопрос. Его вердикт также подлежит обжалованию, но в вышестоящую инстанцию.

Оптимальным вариантом развития событий является тот случай, когда проблема работодателей и подчиненных решилась на стадии комиссионного рассмотрения. Если этого не произошло, то истцу и ответчику может понадобиться помощь квалифицированного юриста в целях подготовки к судебному заседанию.

Защита собственных прав в таких ситуациях не обходится без грамотно оформленного искового заявления, прилагаемых документов, подтверждающих позицию заявителя или ответчика. Эту информацию анализируют, предоставляют возможность высказаться всем сторонам, заслушивают свидетелей, если они имеются.

На основании изложенных фактов, трактовки норм законодательства, судом принимается решение, удовлетворяются требования одного из участников. Вторая сторона при несогласии с позицией суда имеет возможность обжаловать его решение в течение 10 дней с момента его вынесения.

Индивидуальные трудовые споры

Актуально на: 4 августа 2017 г.

О видах трудовых споров мы рассказывали в нашей консультации. О рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров расскажем в этом материале.

Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор – это возникшие между работодателем и работником неурегулированные разногласия по трудовым вопросам, при этом об этих разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1 ст. 381 ТК РФ). Трудовые вопросы, которые становятся предметом индивидуальных трудовых споров, могут касаться применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового или коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются…

Кто рассматривает индивидуальные трудовые споры? Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по ТК РФ предусматривает 2 инстанции. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссиями по трудовым спорам;
  • судами.

При этом работник сам решает, обращаться ему вначале в комиссию, а в суд идти только при несогласии с ее решением, или сразу подавать заявление в суд (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что в отдельных случаях применяется исключительно судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Это означает, что в комиссию за разрешением такого спора не обращаются. Производится всегда рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах при решении, в частности, таких вопросов, как (ст. 391 ТК РФ):

  • отказ в приеме на работу;
  • восстановление на работе;
  • изменение даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминация на работе;
  • претензии лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физлиц, не являющихся ИП;
  • разногласия работников религиозных организаций со своими работодателями;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • неправомерные действия (бездействия) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещение работником ущерба, причиненного работодателю.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ, иными федеральным законами, ГПК РФ (ст. 383 ТК РФ).

Срок для обращения за разрешением спора

Работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор и по окончании трехмесячного срока, если этот срок был пропущен по уважительным причинам (ст. 386 ТК РФ). Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам в течение 10 дней, работник вправе перенести рассмотрение спора в суд. В суд работник может пойти и после рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам, если хочет обжаловать ее решение. На это работнику дается 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Что касается обращения сразу в суд, то срок работнику для этого в общем случае дается также 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если это спор об увольнении, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

По спорам о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат право на обращение в суд сохраняется за работником в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок здесь исчисляется со дня обнаружения такого ущерба.

Необходимо учитывать, что пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть судом восстановлены (ст. 392 ТК РФ). При этом суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска срока (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Статья 381. Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Статья 388. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Статья 390. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

об отказе в приеме на работу;

лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав положением части первой статьи 392 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, а разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно, см. определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2005 N 312-О и от 20.12.2005 N 482-О.

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.

Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.

Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника

При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Статья 397. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры

Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о процедуре медиации).

7. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом осуществляется в случае:

— если стороны (работник и работодатель) заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права;

— если спор передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (ст. 4 Закона о процедуре медиации).

На основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры.

Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона о процедуре медиации), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней независимо от продолжительности предыдущей процедуры (ч. 3 ст. 13 Закона о процедуре медиации) (см. справку о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом ВС РФ 06.06.2012).

8. Установлено требование конфиденциальности к информации, относящейся к процедуре медиации.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Стороны (работник, работодатель), организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию: 1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; 2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; 3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; 4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином (ст. 5 Закона о процедуре медиации).

9. В случае если медиатор получил от одной из сторон (работника, работодателя) информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о процедуре медиации).

10. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в т.ч. на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в т.ч. по предложению судьи.

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не являются препятствием для обращения в суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать требуемые законом сведения.

Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ст. 7 Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров).

11. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации (ст. 8 Закона о процедуре медиации).

12. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию (ст. 9 Закона о процедуре медиации).

13. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе; деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином (ст. 10 Закона о процедуре медиации).

14. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в т.ч. права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в т.ч. соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (ст. 11 Закона о процедуре медиации).

15. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (ст. 12 Закона о процедуре медиации).

16. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда, не превышающего 60 дней (ст. 13 Закона о процедуре медиации).

17. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

— заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

— заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

— заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

— заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

— истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений, названных в п. 15 комментария к ст. 382 ТК (ст. 14 Закона о процедуре медиации).

18. Медиаторы должны отвечать установленным требованиям:

— деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе;

— осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 утверждена Программа подготовки медиаторов, являющаяся дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки;

— деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью;

— лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;

— медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

— быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в т.ч. состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.

Определение «родственные отношения» в законодательстве РФ регламентируется СК РФ. В соответствии со ст. 2 СК РФ семейное законодательство в т.ч. регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, в части родственных отношений необходимо руководствоваться СК РФ (см. разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);

— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в т.ч. к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе (ст. ст. 15, 16 Закона о процедуре медиации).

19. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о процедуре медиации).

20. Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 17 Закона о процедуре медиации).

Органы, рассматривающие трудовые споры

Выбор органа для рассмотрения трудового спора зависит от категории, к которой принадлежит возникшая конфликтная ситуация между работодателем и наемным сотрудником (сотрудниками).

  • Комиссия по трудовым спорам. Осуществляет разрешение индивидуальных конфликтов. Комиссия создается по распоряжению руководства организации после подачи заявления сотрудником, в отношении которого произошло правонарушение. Члены комиссии избираются в равном количестве среди представителей обеих сторон конфликта: работодателя и коллектива организации. Заседание комиссии проходит только в присутствии пострадавшего сотрудника или его представителя, либо в его отсутствие при наличии соответствующего заявления. Решение принимается комиссией путем тайного голосования. В случае, если одна из сторон не согласна с принятым решением, она имеет право на его обжалование в десятидневный срок.
  • Коллективные трудовые споры также рассматриваются в досудебном порядке примирительной комиссией. Данный этап является обязательным при возникновении коллективных споров. Только в случае, если примирительная комиссия не смогла урегулировать конфликт, либо при уклонении одной из сторон от участия в заседания комиссии, возможно обращение в трудовой арбитраж.
  • Трудовой арбитраж — это временно создаваемый орган для рассмотрения коллективных трудовых споров. С его помощью разрешаются ситуации, которые не удалось решить путем заседания примирительной комиссии.
  • Также при возникновении трудового спора сотрудники организации могут обратиться в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя, либо филиала, где они работают. Инспекция может организовать внеплановую проверку на предприятии с целью подтверждения нарушения прав сотрудников и применить соответствующие меры к работодателю.
  • Любой трудовой конфликт может быть рассмотрен в судебном порядке. Для обращения в суд необходимо составить исковое заявление и самостоятельно собрать доказательства нарушения законодательства. Для того чтобы корректно составить необходимые документы, а также получить требуемую защиту в ходе судебного заседания, рекомендуется обращаться к профессиональному юристу по трудовым спорам. Кроме того, юрист может принимать участие и при рассмотрении спора другими органами, например, участвовать в заседании комиссии по трудовым спорам.

Орган по рассмотрению трудовых споров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *