Особенности объединения юридических лиц

38. Основные формы объединений предприятий

Корпорация (от лат. corporato) – межотраслевое, крупномасштабное, добровольное объединение физических и юридических лиц, связанных законными обязательствами по выработке согласованной политики в области специализации и интеграции производства, объемов производимой однородной продукции, раздела рынков сбыта, капитальных вложений, кооперирования в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) и освоения производства новой продукции.

Корпорация на современном этапе представляет собой транснациональный субъект экономики, транснациональную компанию («ТНК») располагающую широкой сетью производственных и сбытовых дочерних компаний в различных странах.

В мировой практике сформировались различные формы корпоративного сотрудничества:

Концерн – объединение предприятий для осуществления совместной деятельности с добровольной централизацией функций: научно-технических, производственных, инвестиционных, финансовых, внешне-экономических, природоохранных и иных.

Различают вертикальные и горизонтальные концерны.

Вертикальный концерн – объединение предприятий, компаний разных отраслей, связанных технологической последовательностью процесса производства продукции (горнодобывающие, металлургические, машиностроительные).

Горизонтальный концерн – объединение предприятий, компаний одной отрасли, производящих однородную продукцию.

Отличительными признаками концернов являются:

– самая жесткая после трестов форма функциональной интеграции;

– номинальная самостоятельность входящих в концерн предприятий, компаний как юридических лиц при фактическом подчинении единому хозяйственному руководителю (правлению в лице председателя);

– централизация финансово-экономического управления, ценообразования, кадровой политики, использования производственных мощностей, научно-технической политики;

– держателем контрольного пакета акций является материнская (головная) производственная компания;

– головная компания концерна организуется в виде холдинговой компании.

Холдинговая компания представляет собою управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами и (или) паями дочерних компаний для реализации конкретных целей, связанных с завоеванием новых секторов рынка и (или) снижение издержек производства.

Дочерними компаниями являются хозяйственные общества, действия которых координируются другими материнскими, основными (головными) обществами на договорных началах или в силу преобладающего участия в уставном капитале.

Материнские и дочерние хозяйственные общества могут объединяться на договорных началах в финансово-промышленные группы («ФПГ»), являющиеся юридическими лицами для реализации инвестиционных программ, проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров, услуг; создание рабочих мест, повышение эффективности производства.

Материнские и дочерние хозяйственные общества (компании) могут объединяться как в рамках одной страны, так и в рамках различных стран. Объединение дочерних компаний как иностранных дочерних отделений представляет собой форму международного концерна. Капиталовложения международных концернов могут быть транснациональными и трансконтинентальными.

Концерн с диверсифицированными (размытыми) рамками горизонтальной и вертикальной интеграции, организационно объединяющий под единым финансовым контролем разнородные предприятия, называется конгломератом.

Отличительными признаками конгломератов являются:

– отсутствие производственной общности, технологического и целевого единства с профилирующим производством фирмы интегратора;

– полная финансовая зависимость дочерних компаний от головной при юридической и производственно-хозяйственной самостоятельности;

– децентрализация управления хозяйствующими субъектами, использующими в своей основе финансово-экономические методы;

– холдинговое управление хозяйствующими субъектами конгломерата совместно с другими крупными финансовыми и инвестиционными компаниями.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. На современном этапе отмечается, что процессы слияния и поглощения компании, система их диверсифицированной интеграции, смена мотиваций управленческого персонала компаний, связанная с переходом из «собственников» в «наемные работники» при их интеграции, приводит к значительному снижению эффективности функционирования конгломератов.

Консорциум – временное договорное объединение, союз хозяйственно самостоятельных фирм, предприятий, организаций для осуществления конкретных экономических проектов, совместной скоординированной деятельности, направленной на получение и реализацию заказов, проведение финансовых операций. Консорциум снижает риски участвующих в нем субъектов хозяйствования, компании, входящие в консорциум, остаются экономически и юридически самостоятельными. После реализации поставленной цели консорциумы прекращают свою деятельность.

Картель – договорное объединение фирм (предприятий) одной отрасли производства, вступающих между собой в соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства, ассортименте, обменах патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности каждого из субъектов хозяйствования. Основной целью картельной интеграции предприятий является полное или частичное уничтожение конкуренции между ними и получение монопольной прибыли.

В мировой практике функционируют различные виды картелей: денежные, ценовые, долевые, закупочные, калькуляционные, кондиционные, кризисные, патентные, производственные, региональные, контингентированные или квотные, определяющие размеры (квоты) реализации, уровни цен, области сбыта, объемы производства, направления совместного использования технических средств и др.

Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное для сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (АО, ООО и т. п.), с которой каждый из хозяйствующих субъектов синдиката заключает договор на сбыт своей продукции. Его участники сохраняют юридическую, производственную, но ограниченную коммерческую самостоятельность. В настоящее время данная форма хозяйствования уступает место другим более гибким фор-мам хозяйственной деятельности.

Пул (от англ. pool – общий котел) – форма объединения компаний с заранее оговоренными условиями распределения прибыли из общего фонда. Известны биржевые пулы, «конкретные», патентные и торговые пулы, специализирующиеся на спекулятивных играх фондовой биржи, инвестициях, патентном использовании, на создании искусственного дефицита товаров.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия полностью теряют свою самостоятельность – производственную, коммерческую, финансовую.

Отличительными признаками трестов являются:

— самая жесткая форма интеграции, объединяющая, в отличие от картелей и синдикатов, все стороны деятельности (производственную, коммерческую, финансовую);

— узкая специализация на одном или нескольких видах однородной продукции.

Ассоциация – добровольное объединение юридических или физических лиц для реализации некоммерческих целей (научных, культурных, информационных, хозяйственных).

Отличительные признаки ассоциации:

– демократическая («мягкая») форма интеграции компаний, сохраняющих за собой хозяйственную самостоятельность и юридическое лицо;

– ассоциация не отвечает по обязательствам ее членов, а члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в рамках, предусмотренных учредительными документами.

Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперировании ресурсов двух или нескольких хозяйствующих субъектов для получения наибольшего коммерческого результата. Стратегические альянсы – наиболее перспективная форма интеграции компаний, используемая «ТНК», для реализации глобальных целей.

В стратегические альянсы могут вступать и «друзья», и «противники», и партнеры, и конкуренты. Компании могут быть участниками множества альянсов, не являющихся юридическими лицами. Стратегические альянсы подвижны, мобильны в части сегментации рынка, распадаются, когда необходимо, адресны против конкурентов. Эффективны стратегические альянсы по реализации НИОКР, организации совместной деятельности и по освоению новых рынков.

Все перечисленные выше организационные формы интеграции хозяйствующих структур, а также межотраслевые государственные объединения, коммерческие организации, правительственные и неправительственные организации, союзы, отдельные группы частных лиц могут создавать различные по своему целевому назначению фонды.

Фонды – это совокупность денежных или иных ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов (юридических или физических лиц), создавших их для целевого использования. Источниками образования фондов могут быть налоги и сборы, субсидии, займы, обязательные или добровольные взносы. В своей деятельности фонды руководствуются уставом. Высшим органом управления фондом является общее собрание или конференции, съезд, сессия, конгресс.

Объединения юридических лиц

Автономные некоммерческие организации.

Автономная некоммерческая организация – это учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

Автономные некоммерческие организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими организациями закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную свободу выбора, следовательно любая схема управления, избранная учредителямии не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Учредительный документ — устав, однако участники могут заключить еще и учредительный договор.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), либо в фонд.

Объединение юридических лиц – это некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство, объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе.

Учредительные документы — устав и учредительный договор.

Законом учредителям ассоциаций предоставлена большая свобода в выборе организационной структуры объединения и регулировании взаимных прав и обязанностей участников.

Наименование объединения юридических лиц должно включать в
себя указание на предмет деятельности его членов и слова «ассоциа-
ция» или «союз».

Участники объединения не обладают какими-либо имущественными правами в отношении своих объединений, поэтому передача вклада участника
другим лицам, равно как и требование выдела доли при выходеиз
объединения, невозможны.

Ответственность участников ассоциации по ее обязательствам яв-
ляется субсидарной и продолжается даже в случае выхода из нее
участника в течение двух лет с момента выхода. Новое лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательствам ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило.

Тема № 10 «Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права»

1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

2. Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

3. Ответственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам.

1. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В перечень объектов гражданского правоотношения наряду с гражданами и юридическими лицами (ст. 2. 124 ГК), закон называет РФ, субъекты и муниципальные образования.

Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство — РФ; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования — городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальных образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

1. организационное единство — характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

4. возможность выступления от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК).

Характеризуя правосубъектность, закон устанавливает, что следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях регулирующих гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Но это не означает полную схожесть правосубъектности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с правосубъектностью юридических лиц.

Так нельзя эту группу субъектов гражданского права считать юридическими лицами.

РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований. Это касается норм:

· о порядке возникновения и прекращения юридических лиц;

· о учредительных документах;

· о видах юридических лиц;

· иначе решены вопросы ответственности по обязательствам (сравнить п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).

Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

2. Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем.

Осуществляет:

— передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.

Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.

До момента продажи осуществляет все полномочия РФ как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков); получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации; выступает учредителем хозяйственных обществ (товариществ) приобретает доли участия (паи, акции) в капитале хозяйственных обществ (товариществ).

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.

Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).

Среди гражданско-правовых отношений — выделяются отношения собственности.

РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.

РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.

От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.

Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.

Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона «Об общих началах местного самоуправления в РФ).

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.

Среди случаев участия в гражданских правоотношениях Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований следует назвать:

· возмещение ими вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц (ст. 53 Конституция РФ, 16 ГК);

· возмещение государственного вреда, причиненного гражданами незаконным осуждением и другими действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

· взыскание в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. 169, 179 ГК).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (при наследовании выморочного имущества).

РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании

специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

При этом в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. РФ, субъекты, муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ (ст. 11 Закона).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.

3. Ответственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам

Закон устанавливает, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо когда указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнением обязательных для них указаний учредителей, собственников их имущества.

Точно так же на собственников имущества создаваемых или учреждений возлагается субсидированная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в рассмотрении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК).

Россия несет субсидированную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (см. ст. 16 ГК, 1070 ГК).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имущества, кроме имущества:

· которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК).

Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что

она определяется законом об иммунитете государства и его собственности. (Пока закон не принят.)

Тема № 11 «Объекты гражданских правоотношений»

1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений..

2. Вещи как объекты гражданских правоотношений.

3. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.

4. Нематериальные блага, результаты творческой деятельности, информация, работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений.

Объект гражданского правоотношения –это то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение.

Виды объектов гражданских правоотношений:

МАТЕРИАЛЬНЫЕ 1. Вещи: · деньги; · ценные бумаги; · иное имущество. 2. Имущественные права. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ 1. Результаты интеллектуальной и твор-ческой деятельности и исключитель-ные права на них; 2. Работы; 3. Услуги; 4. Информация.

2. Вещи как объекты гражданских правоотношений.

Вещи –это материальные объекты внешнего мира, по поводу которых возникают гражданские правоотношения.

Классификация вещей:

СВОБОДНО ОБРАЩАЕМЫЕ Это вещи, которые могут свободно отчуждаться и передаваться от одного субъекта к другому (например, хлеб, мебель, квартира и др. Этих вещей большинство) ОГРАНИЧЕННЫЕ В ОБОРОТЕ Это вещи, которые могут принадлежать определе-нным участникам граж-данского оборота либо нахождение их в обороте допускается на основа-нии специального разре-шения (например, ору-жие) ИЗЪЯТЫЕ ИЗ ОБОРОТА Это вещи, нахождение которых в обороте не допускается (такие вещи должны быть прямо указаны в законе. Например, ядерное ору-жие)
ДВИЖИМЫЕ Это вещи, не отнесенные законом к разряду недви-жимости, т.е. они могут свободно перемещаться без ущерба для их назначения. НЕДВИЖИМЫЕ Это земля и иные тесно связанные с ней объекты, чье перемещение без ущерба для их назначения невозможно, а также вещи, отнесенные к недвижимости в силу закона Недвижимым имуществом являются: — земельные участки; — участки недр; — обособленные водные объекты; — воздушные суда; — морские суда; — суда внутреннего плавания; — космические объекты
ДЕЛИМЫЕ Это вещи, которые поддаются делению в натуре на отдельные части без ущерба для их назначения (например, деньги, продукты питания) НЕДЕЛИМЫЕ Это вещи, которые от раздробления утрачивают свое первоначальное назначение (например, транспортные средства, станки, кровать)
ПРОСТЫЕ Это единичные вещи (например, карандаш, квартира) СЛОЖНЫЕ Это совокупность разнородные вещей, связанных общим назначением. Использование подобных вещей требует рассматривать их как единые вещи (например, сервиз, спальный гарнитур)
ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ (например, скрипка ключ) ПРИНАДЛЕЖАНОСТЬ Это вещь, предназначенная для обслуживания другой вещи и связана с ней общим функциональным назначением (например, футляр для скрипки, замок)
ОДУШЕВЛЕННЫЕ Например, человек, животные НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ Например, самолет, мебель и т.д.
ПОТРЕБЛЯЕМЫЕ Это вещи, уничтожаемые в процессе их однократного использования (например, продукты питания, бумага, топливо) НЕПОТРЕБЛЯЕМЫЕ Это вещи, не уничтожаемые в процессе однократного использования, и рассчитанные на длительную эксплуатацию (например, транспорт-ные средства, мебель, здания)

Особо среди вещей принято выделять деньги и ценные бумаги, речь о которых пойдет ниже.

3. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.

Деньги –это всеобщий эквивалент в системе имущественного оборота, средство платежа в отношениях производства и обмена.

Деньги – это родовая, делимая и непотребляемая вещь.

Исключительное право выпуска денег в обращение и изъятие их из обращения принадлежит Центральному Банку России. Данные вопросы решаются Советом директоров Центрального Банка России.

Деньги выпускаются в виде монет и банкнот, которые являются безусловными обязательствами Центрального Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Законным средством платежа на территории России является рубль. Случаи, порядок и условия обращения иностранной валюты на территории России определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года.

На территории России также используются и безналичные деньги, которые не имеют материальной формы и не являются вещами. Существование безналичных денег представляет права требования.

Ценная бумага -это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможна только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ).

Признаки ценной бумаги:

1. Ценная бумага имеет определенную законом форму, т.е. выполняется на бумажном носителе;

2. Формальность, т.е. точное соответствие ценной бумаги требуемым законом форме и реквизитам;

3. Публичная достоверность– ценная бумага безусловно определяет права и обязанности. Правильно оформленная ценная бумага не может быть оспорена со ссылкой на отсутствие основания возникновения обязательства или на его недействительность. Владелец ценной бумаги при обнаружении ее подлога или подделки вправе предъявить к лицу, передавшему ценную бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой и о возмещении убытков;

4. Литтеральность– ценная бумага предоставляет возможность требования от обязанного лица исполнения только того, что обозначено в ценной бумаге;

5. Необходимость предъявления ценной бумагидля осуществления или передачи удостоверенных ею прав;

6. Возможность передачи ценной бумаги другим лицам. Способ передачи зависит от вида ценной бумаги;

7. Следование «прав по бумаге» за «правом на бумагу», поскольку владелец ценной бумаги имеет права на саму ценную бумагу как вещь, а также на права, воплощенные в ценной бумаге.

Роль (функции) ценной бумаги:

— Ценная бумага — это средство платежа;

— Ценная бумага — это кредитные инструмент;

— Ценная бумага упрощает передачу прав на различные блага.

Классификация ценных бумаг:

в зависимости от того, на каких началах производится выпуск ценных бумаг:

ЭМИССИОННЫЕ 1. удостоверяют совокупность имуще-ственных и неимущественных прав; 2. размещаются выпусками; 3. имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска. (например, облигации, акции) Переход и осуществление прав не требуют идентификации владельца. НЕЭМИССИОННЫЕ 1. выпускаются в одиночном порядке; 2. закрепляют за владельцем индивидуальный объем прав. (например, чек)

— в зависимости от того, кто является эмитентом:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ЧАСТНЫХ ЛИЦ

в зависимости от содержания указанных в них прав:

ДЕНЕЖНЫЕ Удостоверяют право на получение определенной денежной суммы (чек, вексель, облигация) ТОВАРНЫЕ Воплощают в себе права на товары и услуги (жилищный сертификат, коносамент) ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ДАЮЩИЕ ПРАВО НА УПРАВЛЕНИЕ АО Простые (голосующие) акции АО

— в зависимости от формы выпуска:

ДОКУМЕНТАРНЫЕ Существуют в форме документа на бумаж-ном носителе БЕЗДОКУМЕНТАРНЫЕ Фиксируются в памяти ЭВМ либо иным способом, а не на бумажном носителе (ст.149 ГК) Лицо, получившее специальную лицензию вправе осуществлять фиксацию прав, закрепленных именной или ордерной ценной бумагой, в том числе и в бездокументарной форме, а также выдавать документ, свидетельствующий о произведенной фиксации прав.

— в зависимости от способа обозначения (легимитации) управомоченного лица:

ПРЕДЪЯВИ-ТЕЛЬСКИЕ Указывают лицо, которому необходимо произвести исполнение ИМЕННЫЕ Документ, выписанный на имя конкретного лица, которое и может осуществлять выражен-ное в нем право. Права по данным цен-ным бумагам передают-ся в порядке, установ-ленном для уступки требования (цессии) – см. ст.390 ГК РФ. Лицо, передающее пра-во по именной ценной бумаге отвечает за не-действительность тре-бования, но не за его исполнение ОРДЕРНЫЕ Выдаются на определенное лицо, которое может осуществлять свои права самостоятельно либо назначить своим распоряжением (ордером, приказом) другое упра-вомоченное лицо. Права передаются путем совер-шения передаточной надписи (индоссамента), который может быть бланковым, т.е. без указания лица, которому производится испол-нение или ордерным, т.е. с указа-нием такого лица. Индоссант – лицо, сделавшее пере-даточную надпись, несет ответст-венность не только за действи-тельность права, но и за его испол-нение.

Особенности правового положения учреждений.

Учреждение считается созданным как юридическое лицо с момента её государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учреждение должно иметь самостоятельный баланс или смету. Оно создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами её территории.

Учреждение имеет печать с полным наименованием этого учреждения на русском языке. Учреждение вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учреждение может быть создано в результате его учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Создание учреждения в результате его учреждения осуществляется по решению учредителей.

Учредительными документами учреждения являются:

— устав, утвержденный собственником;

— решение собственника о создании учреждения.

Требования учредительных документов учреждения обязательны для исполнения самим учреждением и её учредителями.

В учредительных документах учреждения должны определяться наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форм, место нахождения учреждения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены учреждения и выхода из него, источники формирования имущества учреждения, порядок внесения изменений в учредительные документы учреждения, порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать учреждение, определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия передачи ему своего имущества и участия в её деятельности, условия и порядок выхода участников из его состава.

Учредительные документы учреждения могут содержать также и иные не противоречащие законодательству положения.

Изменения в устав учреждения вносятся по решению её высшего органа управления.

Учредителями учреждения могут выступать граждане или юридические лица.

Число учредителей учреждения не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Учреждение может быть учреждено одним лицом.

Высшим органом управления учреждением в соответствии с его учредительным документом является собрание его учредителей.

Основная функция высшего органа управления учреждением — обеспечение соблюдения учреждением целей, в интересах которых оно было создано.

К компетенции высшего органа управления учреждением относится решение следующих вопросов:

— изменение устава учреждения;

— определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества;

— образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана учреждения и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств учреждения;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация учреждения.

К исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относятся вопросы:

— изменение устава учреждения;

— определение приоритетных направлений деятельности учреждения , принципов формирования и использования его имущества ;

— образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;

— реорганизация и ликвидация учреждения.

Общее собрание членов учреждения или заседание коллегиального высшего органа управления учреждением правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствуют более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления учреждением принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами и учредительными документами.

Учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Деятельность учреждения и источники формирования его имущества

Учреждение может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности учреждения, которые предусмотрены его учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться учреждениями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом.

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания учреждения, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Учреждение ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей;

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности учреждения;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Таким образом, порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения. Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.

Правовое положение юридических лиц

Екатерина Соловьева, заместитель руководителя отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро »Константа» в г. Владимир

Быстротечное изменение сущности Российского государства породило многочисленные пробелы и проблемные моменты в законодательстве, обнаружило многочисленные административные барьеры для бизнеса, потребовало не только кардинального изменения экономической системы как основы реформирования, но и норм права, выступающих правовой оболочкой данных процессов.

Особый интерес на фоне всех изменений вызывает такой институт гражданского права, как юридические лица. Очень важно рассмотреть этот правовой институт более подробно, найти наиболее приемлемые для общества решения его построения.

Определение юридического лица — это стартовая точка для дальнейшего развития всего массива законодательства, составляющего институт юридического лица. При этом важно помнить, что от сухих конструкций норм именно этого института гражданского права зависит как рост экономики, так и расцвет личности каждого гражданина России.

Определение юридического лица дает статья 48 ГК РФ: »Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Рассмотрим подробнее это определение.

Как следует из текста Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо обладает четырьмя признаками:

— организационное строение;

— наличие обособленного имущества;

— возможность приобретать и осуществлять от своего имени права;

— возможность быть ответчиком и истцом в суде.

Учредители, которым нужно юридическое лицо, должны по своей воле создать для своей организации первые два признака: организационное единство (оно вытекает и определяется тем, что учредителями записано в уставе) + имущественную самостоятельность (через уставный капитал, фонд, смету или обязательство, наличие которых доказывается решением и действиями учредителей по их формированию). Став юридическим лицом в результате государственной регистрации, организация по воле закона приобретает оставшиеся признаки: право вступления в сделки, право быть истцом.

Термин »организация» предполагает, что юридическое лицо располагает определенной структурой, а это, в свою очередь, предусматривает наличие правомочного управленческого органа с той или иной компетенцией, установленных правил взаимоотношений внутри организации и взаимодействия организации с внешними субъектами. Именно поэтому законом предусмотрены четко определенные формы организаций и содержание их учредительных документов.

Организация приобретет статус юридического лица, если будет обладать имущественной самостоятельностью и обособленностью. Она, с одной стороны, не отвечает по долгам своих учредителей (участников), с другой стороны, учредители (как правило) не отвечают по долгам юридического лица. Субсидиарная, дополнительная ответственность учредителей по долгам коммерческих организаций возникает только при их вине в банкротстве, а это особый разговор.

Следует учесть, что положение ст. 48 ГК РФ — »имеет в собственности… обособленное имущество» — должно пониматься не только как обязательство учредителей передать такое имущество организации до ее государственной регистрации, но и установленное законом выделение-обособление имущества, приобретаемого юридическим лицом в процессе его деятельности. Поэтому мнение учредителя предприятия о том, что имущество предприятия — это его имущество, безусловно, неправомерно.

И, наконец, если организация имеет указанные признаки, она как юридическое лицо приобретает возможность от своего имени выступать в сфере гражданского оборота, т.е. заключать сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Естественно, что организация должна пройти государственную регистрацию, при проведении которой выявляется и подтверждается наличие необходимых признаков, в том числе и, казалось бы, второстепенных (наличие собственного имени, наличие адреса и т.д.). Ведь, например, общественная организация может быть создана и может функционировать без государственной регистрации, но права юридического лица она получит только после государственной регистрации.

Таким образом, в определении юридического лица заложены первые два требования к организации, одно процессуальное требование (регистрация) и вытекающие из его статуса два последних признака.

Наличие всех этих признаков юридического лица у организации должно быть закреплено в учредительных документах (учредительном договоре, уставе, положении).

Поэтому более полное определение юридического лица могло бы выглядеть так:

Юридическое лицо — это организация, наделенная учредителями обособленным имуществом и/или имеющая его на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которая в результате государственной регистрации приобретает право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанность отвечать по своим обязательствам этим имуществом, нести иные обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Проведем классификацию организаций юридических лиц по трем основаниям.

1. По наличию в качестве основной цели создания и деятельности юридического лица намерения получить прибыль все они делятся на две группы:

— коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

— некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

2. По виду прав, которые учредители (участники, акционеры) имеют в отношении юридического лица, все юридические лица делятся на три группы:

— юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации);

— юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения);

— юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. По организационно-правовой форме (ОПФ) юридические лица делятся на:

Коммерческие организации:

1. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: полные товарищества; товарищества на вере (коммандитные); общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные (закрытые и открытые) общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Унитарные предприятия: государственные; муниципальные; казенные.

Некоммерческие организации:

1. Общественные объединения: организации; учреждения; движения; фонды; органы общественной самодеятельности; союзы общественных объединений.

2. Религиозные организации.

3. Фонды.

4. Некоммерческие партнерства.

5. Учреждения.

6. Автономные некоммерческие организации.

7. Ассоциации (союзы).

8. Потребительские кооперативы.

9. Товарищества собственников жилья.

В отличие от коммерческих организаций, перечень некоммерческих организаций является открытым, т.е. федеральными законами могут предусматриваться и иные организационно-правовые формы (ОПФ).

В качестве дополнительного критерия (основания) классификации юридических лиц можно выделить и объем правоспособности:

— организации с общей правоспособностью, имеющие право заниматься любыми видами деятельности (все хозяйственные товарищества и общества);

— организации со специальной правоспособностью, занимающиеся только теми видами деятельности, которые определены их уставами (все иные организации).

Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Однако они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан. Если у граждан вначале появляется правоспособность, а дееспособность возникает по истечении определенного времени (достижение определенного возраста, при этом в отношении граждан могут действовать ограничения в дееспособности, связанные с состоянием здоровья), то у юридических лиц такого разрыва во времени возникновения правоспособности и дееспособности нет. Они у юридического лица возникают одновременно, с момента его государственной регистрации. Невозможен такой разрыв и при прекращении юридического лица — они также утрачиваются одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица при внесении соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность граждан является общей: они могут иметь любые гражданские права и обязанности, которые дозволяет законодательство. Правоспособность же юридических лиц строится таким образом, чтобы обеспечивать достижение указанных учредителями целей. Поэтому правоспособность юридических лиц может быть как общей, так и специальной,дающей им возможность приобретать и принимать только такие права и обязанности, которые связаны с осуществляемой ими основной или сопутствующей деятельностью.

Сохранение специальной правоспособности за некоторыми видами юридических лиц вызвано тем, что они создаются для достижения конкретных целей, установленных их учредителями. Очевидно, что государственные учреждения или общественные организации, созданные с определенными социальными или культурными целями, не могут игнорировать интересы учредителей, используя свою правосубъектность в противоречии с этими задачами и приобретая права и обязанности, выходящие за пределы выполняемых ими функций (например, заниматься коммерческой деятельностью).

Кроме того, юридические лица не могут обладать такими правами, носителями которых выступают лишь граждане, например гражданскими правами, возникающими из родственных отношений.

Необходимо учитывать также, что осуществление некоторых видов деятельности требует специальных разрешений — лицензий, получаемых от государства.

Порядок лицензирования определяется Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, который содержит обширный перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых необходимо иметь лицензию (более ста позиций).

Учредители коммерческих организаций могут определить перечень видов деятельности, которыми должны заниматься создаваемые ими юридические лица, либо прямо указывать виды деятельности, которыми они не могут заниматься. Такого рода ограничения общей правоспособности имеют силу и для других участников гражданского оборота, однако только тогда, когда они знали или должны были знать об этом. Сделки, выходящие за подобные ограничения общей правоспособности, считаются оспоримыми.

Юридические лица, которые обладают специальной правоспособностью по прямому указанию закона (некоммерческие организации, унитарные предприятия и др.), вправе совершать только такие сделки, которые соответствуют целям деятельности, установленным для них в учредительных документах. Сделки, совершаемые за этими пределами, признаются ничтожными. При этом неважно, знали участники оборота о таких ограничениях или нет.

Юридическое лицо совершает сделки через свои органы.Под ними следует понимать лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), которые без доверенности представляют интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. Орган юридического лица не только выступает в гражданском обороте от его имени (действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица), но и управляет и руководит его текущей деятельностью. Орган юридического лица является частью юридического лица и не может рассматриваться как самостоятельный субъект права.

Органы юридического лица обязаны действовать от его имени добросовестно и разумно. В случае, если своими действиями орган юридического лица причинит организации убытки, на него возлагается обязанность по их возмещению.

В ряде случаев интересы юридического лица могут выражать и иные лица. Так, субъекты, не являющиеся органами юридического лица, могут представлять его интересы на основании доверенности. В учредительных документах юридического лица может быть указано право определенных лиц действовать от его имени без доверенности (например, заместителя директора). Действия работников юридического лица по исполнению его обязательств считаются действиями самого юридического лица.

Представительства и филиалы юридических лиц.

Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения. Представительствоосуществляет представление интересов юридического лица и обеспечивает их защиту. Филиал, помимо таких полномочий, осуществляет все иные или часть функций юридического лица (например, ведет производственную деятельность). Филиал (представительство) наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом, и действует на основании утвержденного им положения. Филиал (представительство) не является юридическим лицом; он составная часть юридического лица и не обладает гражданской правосубъектностью. Такое подразделение не может выступать в обороте от своего имени, а может лишь действовать от имени создавшего его юридического лица. Для этого юридическое лицо назначает руководителя филиала (представительства) и выдает ему доверенность, на основании которой руководитель соответствующего обособленного подразделения (как физическое лицо) действует от имени самого юридического лица. Сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Средства индивидуализации юридического лица.

Наиболее очевидным образом юридическое лицо индивидуализируется присвоением ему наименования. Наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие), а также собственно названия — словесного (буквенного) обозначения, которое дается ему учредителем (учредителями). В состав наименований юридических лиц, имущество которых закрепляется за ними учредителем (собственником имущества) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включается указание на собственника имущества (например, федеральное унитарное предприятие, муниципальное учреждение). Наименования всех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих включают указание на характер деятельности (сельскохозяйственный потребительский кооператив, страховая компания, коммерческий банк и т.д.).

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Право на использование фирменного наименования (фирмы) подлежит защите с момента государственной регистрации юридического лица под фирменным наименованием.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты).

Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.

При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется.

Разрешительный порядок действует только в отношении банков, страховых компаний и иногда в отношении транспортных предприятий.

Распорядительныйпорядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.

Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен.

Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации – внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Характеристика объединений юридических лиц: виды, участники и имущество организации

Организации и предприятия для защиты профессиональных интересов могут создать объединение юридических лиц в форме союза или ассоциации. Важно, что новосозданная организация будет выступать как некоммерческое юридическое лицо, хоть была она создана коммерческими, хоть неприбыльными предприятиями.

Итак, давайте узнаем, какими законами регулируется деятельность объединений юридических лиц без образования юрлица и с ним, какое правовое положение таких организации, а также об иных важных моментах.

Общая характеристика объединений юридических лиц

Понятие и цели создания

Итак, для начала поговорим про организационно-правовые формы объединения юридических лиц и понятие организаций подобного типа.

Согласно ГК РФ (регулируется статьей 123) ассоциация или союз представляют собой добровольное или в отдельных случаях обязательное объединение юридических лиц, имеющее целью защиту, представление общих интересов, выполнение общественно полезных заданий и достижение других некоммерческих миссий, не запрещенных законодательством. Обычно целями создания союзов является управление предпринимательской деятельностью, защита и представление их профессиональных, имущественных или других общих интересов.

Исключения составляют только трудовые интересы участников: ассоциация не может создаваться с целью охраны трудовых прав.

Правоспособность и деятельность

В момент регистрации объединение обретает гражданские права и обязательства, вытекающие с учредительного документа и деятельности союза. Объединения юридических лиц обладают особой правоспособностью, которая определяется участниками. Одновременно правоспособность ограничивается целями и видами деятельности, предписанными уставом.

Предпринимательская деятельность тоже возможна, но лишь в рамках достижения уставных целей. Не распределяется между юридическими лицами какая-либо прибыль, полученная объединением. Если устав организации предполагает ведение деятельности, приносящей прибыль, то, согласно законодательству, капитал объединения должен быть не меньше, чем минимальный уставной капитал ООО.

Деятельность союзов регламентируется Гражданским кодексом и ФЗ “О некоммерческих организациях”. Отдельного Федерального закона для регулирования таких организаций нет. Но ассоциации, союзы — не единственно возможные объединения юридических лиц. Они также делятся на виды, которые могут регулироваться отдельными нормативными актами.

Про виды и формы объединений юридических лиц читайте ниже.

Виды и формы

Подвиды союзов и ассоциаций:

  • некоммерческое партнерство (не путать с хозяйственным)- организация, созданная по желанию граждан, юридических лиц с целью облегчения деятельности ее членов для достижения любых целей кроме коммерческих (извлечение прибыли);
  • саморегулируемая организация — организация некоммерческого характера, которая объединяет либо субъектов предпринимательства в единой отрасли производства или сбыта продукции (услуг), либо субъектов профессиональной деятельности конкретного вида. “О саморегулируемых организациях” — закон, разъясняющий правовые основы деятельности таких объединений. Членство в организации такого вида добровольно для большинства сфер деятельности, но есть перечень отраслей, участникам которых нужно обязательно быть членом саморегулируемой организации соответствующего характера. Гражданин или организация не может вступать более чем в одно такое объединение;
  • объединение работодателей — подвид ассоциации, некоммерческая организация, что объединяет на добровольной основе юридических лиц-работодателей и физические лица. Организовываются для защиты, представления интересов участников в социально-трудовых отношениях, сферах профобразования, охраны здоровья, страхования и других сферах. Закон “Об объединениях работодателей” обозначает деятельность таких организаций и предполагает их деление по территориальному, а также отраслевому признаках;
  • объединение профессиональных союзов — добровольное объединение профсоюзов по территориальному принципу. Помимо государственных актов, регулирующих деятельность объединений юридических лиц, регулируется N 10-ФЗ от 1996 года;
  • торгово-промышленная палата — негосударственный и некоммерческий союз не менее 30 участников, объединяющихся для защиты собственных интересов и с целью улучшения экономической и внешнеторговой деятельности. Регулируется ФЗ “О торгово-промышленных палатах…”;
  • нотариальная палата — профессиональное объединение нотариусов. Членство в подобной палате является принудительным для частных нотариусов. Деятельность объединений регламентируется главой VI нормативно-правового акта N 4462-1.

Возможно воплощение объединения юридических лиц и в других формах. При надобности ассоциация может быть переоформлена в такие формы юридических лиц:

  • автономная некоммерческая организация — исключающее членство объединение, которое формируется для предоставления услуг в социальных сферах без цели извлечения прибыли;
  • общественное объединение — добровольно созданная самоуправляемая организация, задания которой заключаются в реализации общих интересов участников;
  • фонд — объединение без членства, ведущее деятельность на основе взносов добровольного характера с целью реализации общественно полезных заданий.

Круг участников

Членами ассоциации могут выступать любые юридические лица. Есть только одно ограничение касательно участников союза: либо они все некоммерческие, либо все коммерческие предприятия. Вступая в подобное объединение, организация сохраняет полную правоспособность, в пределах которой она может вступать даже в несколько объединений юридических лиц.
Если другое не предусмотрено уставом, то все участники объединения получают равные права:

  • без оплаты использовать услуги союза;
  • участвовать в управлении;
  • получать актуальную информацию о состоянии объединения;
  • иметь доступ к финансовой, бухгалтерской документации.

Действующие участники несут ответственность касательно обязательств объединения по субсидиарному принципу. Ее размеры предусматриваются учредительными документами.

Участники союза обязаны вносить членские или другие имущественные взносы, если это указано в уставе организации. Члены могут покидать объединение в то время, когда пожелают в свободном порядке, поскольку никаких выплат или взносов при этом не осуществляется. Одновременно, согласно ГК, членство в союзе является неотчуждаемым, а последствия ухода из организации прописываются в уставе.

Про договор и процедуру объединения двух (нескольких) юридических лиц читайте ниже.

Учреждение юридического лица

Создание объединения юридических лиц регламентируется N 7-ФЗ. Союз или ассоциация считаются созданными в момент их регистрации. Для того, чтобы успешно зарегистрировать объединение, нужно как минимум 2 учредителя. Учредители должны указать название объединения, обязательно включающее слова “ассоциация” или же “союз”, определить характер и ключевые цели деятельности, а также подготовить следующие документы для регистрации:

  • заявление по форме РН0001;
  • устав и решение о формировании организации;
  • документ про оплату госпошлины;
  • сведения о юридическом адресе;
  • информацию об учредителях.

После регистрации в Минюсте, учредителям следует присвоить ИНН и код ОКВЭД, получить выписку из официального реестра, документы из фонда обязательного страхования и пенсионного фонда. Также нужно открыть для объединения расчетный счет, о чем дополнительно уведомить налоговую службу.

Единым и главным учредительным документом формируемого объединения является устав, принимаемый совместно создателями ассоциации. На основе устава определяется единоличный исполнительный орган, без которого деятельность ассоциации неосуществима.

Не менее важным руководящим органом является собрание участников объединения. Относительно отдельных форм, возможных видов объединения юридических лиц реальны другие правила учреждения и управления, если указанные юридические лица регламентируются отдельными законами.

Далее рассмотрено право собственности объединений юридических лиц.

Имущество союзов и ассоциаций

Устав — главный документ объединения, который регулирует все аспекты его деятельности, начиная с целей формирования и заканчивая порядком распределения имущества после ликвидации. Составляя устав, учредители обязательно должны обозначить в нем:

  • основные сведения об ассоциации;
  • порядок приема и выхода участников;
  • порядок принятия исполнительных решений органами союза, сведения о них;
  • имущественные права и обязательства членов.

Также устав предусматривает вид ответственности участников. По форме она может выступать как субсидиарной, так и солидарной.

Имущество ассоциации формируется по большей мере вступительными и периодическими членскими взносами. Эти взносы могут вноситься участниками в форме непосредственно денежной, а также в виде ценных бумаг или прав на имущество, нематериальные ценности. Добровольные взносы, пожертвования, доходы от ценных бумаг, владельцем которых является объединение, от предпринимательской и любой другой деятельности тоже зачисляются к имуществу ассоциации.

Участники утрачивают собственнические права на взносы, передавая их в союз. Союз, в свою очередь, становится их единоличным собственником. При этом прибыль и имущество ассоциации может использоваться только в целях проведения уставной деятельности и достижения уставных заданий.

Объединение принимает обязательства всем наличным имуществом и не может отвечать по обязательствам участников вовсе. В случае ликвидации, остаточное имущество не подлежит делению между членами объединения. Поэтому в документе учреждения должно быть прописано, куда в соответствии с заданиями деятельности союза направить средства. Также возможно распределение средств в благотворительных целях или их переведение в государственный бюджет.

Данное видео на примере расскажет о том, что такое объединение юридических лиц:

Особенности объединения юридических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *