Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

Оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Исключение предприятия из реестра: общие вопросы

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Кто может оспаривать?

Административный порядок обжалования

Форма и содержание жалобы

Судебный порядок. Форма заявления

Содержание заявления и приложения

Какие существуют основания для оспаривания?

Спорные вопросы в практике обжалования

Исключение предприятия из реестра: общие вопросы

Разбираемые нами вопросы регулируются:

Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
  • неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
  • отсутствие операций по счетам.
  1. Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
  2. Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.

При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.

В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

  • В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Кто может оспаривать?

Право на подачу заявления/жалобы имеют:

  1. Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
  2. Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
  3. Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Подпишитесь на рассылку

Жалоба направляется:

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Форма и содержание жалобы

Прошение оформляется либо в письменной форме, либо в электронном виде. В первом случае оно подается непосредственно в налоговую или по почте, скрепляется простой подписью без нотариального заверения. В электронном виде направить обращение можно только через интернет, и подписано оно должно быть простой электронной подписью.

Содержание документа можно разбить на 3 части:

  1. Преамбула. Здесь указываются:
    • Данные заявителя:
    • для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
    • для организации: наименование и адрес.
    • Название органа, решение и действие которого обжалуются.
    • Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
  2. Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
  3. Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнительно в тексте прописываются:

  1. Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
  2. В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
  • для физического лица — ИНН;
  • юридического — ОГРН и ИНН.

К заявлению прикладываются:

  • документы, подтверждающие доводы подателя;
  • доверенность, если подписантом является представитель.

Судебный порядок. Форма заявления

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Обращение составляется:

  • в письменной форме;
  • электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):

  • 300 руб. — для граждан;
  • 3 000 руб. — для организаций.

Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Содержание заявления и приложения

В документе обязательно прописывается:

  1. Название суда.
  2. Данные заявителя, место его нахождения или жительства.
  3. Для граждан-заявителей: дата и место рождения, работа или дата и место регистрации как ИП.
  4. Телефоны, факсы, электронная почта.
  5. Наименование регистрирующего органа.
  6. Реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются.
  7. Данные о том, какие права и законные интересы затронуты решением/действием.
  8. Информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
  9. Требование о признании незаконным:
    • решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
    • действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
  10. Перечень приложений.

Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:

  • подтверждение вручения пакета документов иным участникам процесса;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
  • копия документа о регистрации предприятия или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
  • доверенность;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
  • копия оспариваемого акта.

Какие существуют основания для оспаривания?

Если предприятие оказалось исключенным из реестра в административном порядке как недействующее, то «вернуть его к жизни» можно только в следующих случаях:

  1. Когда по факту отсутствуют причины для прекращения. В таких ситуациях речь идет о наличии у налоговой недостоверных сведений в результате, например, ошибок в работе самого органа (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2013 по делу № А40-113163/12).
  2. Если регистрирующий орган нарушил порядок исключения. Например, не было опубликовано решение о предстоящем исключении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-2561/2008-27). Или в размещенном сообщении отсутствовала информация о сроках и порядке направления возражений по факту предстоящего исключения (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2012 по делу № А64-5746/2010).
  3. При осуществлении принудительного прекращения даже после получения в положенный 3-месячный срок обоснованного возражения от кредиторов, самого юридического лица и иных заинтересованных субъектов.

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:

  1. Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
  2. Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).

***

Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.

Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Энциклопедия решений. Обжалование исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Обжалование исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, см. также постановление Пятнадцатого ААС от 30.01.2017 N 15АП-18584/16).

Решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица оспариваются как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции в зависимости от организационно-правовой формы исключенного юридического лица и статуса лица, оспаривающего исключение из ЕГРЮЛ (ст. 27 АПК РФ, ст. 22 ГПК, см. например, постановления Седьмого ААС от 16.10.2017 N 07АП-8738/17, АС Северо-Западного округа от 29.05.2017 N Ф07-2772/17, определение Рязанского облсуда от 25.01.2017 по делу N 33а-233/2017). Соблюдение обязательного досудебного порядка по данной категории споров законодательством не предусмотрено (постановления Десятого ААС от 10.10.2018 N 10АП-15076/18 и от 16.04.2018 N 10АП-3651/18).

Суд, установив, что на момент принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего хозяйственная деятельность фактически юридическим лицом не была прекращена либо регистрирующим органом не были соблюдены требования закона при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя, может признать решение регистрирующего органа недействительным.

Как фактическое ведение юридическим лицом деятельности суды, например, могут признать:

— наличие у него договорных отношений с третьими лицами, например, по оказанию услуг населению, аренда им имущества, договор энергоснабжения (постановления АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2017 N Ф04-5726/17, Десятого ААС от 09.10.2018 N 10АП-12335/18);

Однако в последнее время в судебной практике начинает складываться подход, что наличие задолженности у юридического лица перед третьими лицами, заключение им договоров не может свидетельствовать о фактическом осуществлении им хозяйственной деятельности и являться препятствием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (постановления АС Центрального округа от 26.07.2018 N Ф10-2454/18, Двенадцатого ААС от 20.04.2018 N 12АП-3089/18, Третьего ААС от 11.07.2018 N 03АП-1735/18, Семнадцатого ААС от 02.08.2017 N 17АП-8273/17, Девятого ААС от 23.10.2018 N 09АП-49523/18).

Если регистрирующий орган на момент принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ не располагал сведениями об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности, порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ был им соблюден, а заинтересованным лицом был пропущен срок на подачу заявления в регистрирующий орган в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, то решение регистрирующего органа может быть признано законным (п. 3.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2017), направленного письмом ФНС России от 28.12.2017 N ГД-4-14/26814@, определение ВС РФ от 12.04.2018 N 305-КГ18-2598, постановления АС Московского округа от 18.05.2018 N Ф05-7121/18 и от 18.09.2018 N Ф05-13952/18, АС Волго-Вятского округа от 16.04.2018 N Ф01-731/18, АС Северо-Западного округа от 03.04.2018 N Ф07-3138/18).

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество. Кроме того, дополнительные гарантии кредиторов-взыскателей недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 ст. 64.2 ГК РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 того же Кодекса (определения ВС РФ от 29.05.2018 N 302-КГ18-5664 и от 09.01.2018 N 305-КГ17-19408, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2018 N Ф02-4421/18, АС Московского округа от 05.09.2018 N Ф05-13377/18, АС Центрального округа от 13.08.2018 N Ф10-2482/18).

Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *