Остд 3 степени

Медико-социальная экспертиза

Д О К Л А Д
Принципы формирования трудовых рекомендаций. О качестве формирования трудовых рекомендаций.
Подбор инвалидам профессиональной деятельности осуществляется федеральными государственными учреждениями МСЭ, районными и городскими центрами занятости населения, биржами труда инвалидов, центрами профессиональной ориентации (профотбор), врачебными комиссиями медицинских организаций.
Определение трудовой рекомендации важный этап медико-социальной экспертизы, направленный на возвращение инвалида к профессиональному труду. Трудовая рекомендация является началом сложного процесса рационального трудоустройства, от которого в дальнейшем зависит вся трудовая деятельность инвалида. В то же время это завершение экспертно-реабилитационной диагностики в учреждениях МСЭ при определении потребности инвалида в мерах профессиональной реабилитации.
Эта экспертно-реабилитационная диагностика включает в себя оценку характера и степени ограничения способности к трудовой деятельности, определеление соответствия состояния здоровья требованиям профессии, определение трудового прогноза, формирование трудовых рекомендаций.
По результатам профессионального подбора инвалиду определяются показанные условия труда в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критериями и классификациями условий труда», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 г. (Р 2.2.2006-05).
При определении соответствия состояния здоровья требованиям профессии учитываются абсолютные медицинские или технические противопоказания к продолжению работы.
Абсолютными медицинскими противопоказаниями называются такие противопоказания, которые при продолжении профессиональной деятельности больного неизбежно приведут к прогрессированию или обострению имеющегося заболевания.
Абсолютные технические противопоказания устанавливаются при таком состоянии здоровья, когда больной не способен выполнять требования производственного процесса, либо может нарушить его.
При наличии относительных противопоказаний, как медицинских, так и технических, при которых продолжение работы может ухудшить состояние здоровья или способствовать снижению производительности труда через длительный период, как правило, решение выносится врачебными комиссиями медицинских организаций.
Решение о наличии абсолютных медицинских противопоказаний выносится индивидуально. Однако, имеются общие противопоказания для трудоустройства инвалидов. К ним относятся
1)- вредные и опасные условия труда – класс 3 в соответствии с Гигиеническими критериями; в отдельных случаях допускается использование труда инвалидов в условиях, относящихся к классу 3.1 условий труда;
2) воздействие повышенных уровней шума, вибрации электромагнитных полей, неблагоприятного микроклимата и других вредных и опасных физических факторов, токсичных веществ;
3) значительные постоянные физические динамические и статистические нагрузки по подъему, перемещению и удержанию тяжестей; в отдельных случаях допускается значительная физическая динамическая и статическая нагрузка (класс3.1 условий труда);

4) работа преимущественно в вынужденных позах, преимущественно стоя, без смены рабочего положении тела; длительная ходьба;
5) регламентированный (заданный) темп и ритм работы;
6) выраженная монотонность труда;
7) значительно выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, в отдельных случаях допускается значительно выраженная нервно-психическая нагрузка (класс 3.3. условий труда);
8) работа в экстремальных условиях, на высоте с повышенным риском для жизни.
Какие именно условия труда показаны инвалидам?
Показанными для большинства инвалидов являются следующие условия труда:
1) оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрации, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химическим (вредные вещества, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам(классы 1и 2);
2) работа с незначительной (класс 1) или умеренной (класс 2) физической динамикой и статической нагрузкой; в отдельных случаях – с выраженной физической нагрузкой (класс 3.1);
3) работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела; в отдельных случаях стоя или с возможностью ходьбы;
4) рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;
5) работа, преимущественно не связанная со значительными перемещениями (переходами);
6) работа, преимущественно в одну (дневную) смену;
7) работа, характеризующая незначительной (класс 3.1), умеренной (класс 3.2) интеллектуальной, сенсорно-эмоциональной нагрузкой, без риска для жизни и ответственности за безопасность других людей;
8) работа без выраженной монотонности труда.
По результатам профессионального подбора в индивидуальной программе профессиональной реабилитации специалисты бюро МСЭ формулируют заключение о показанных инвалиду условиях труда (трудовая рекомендация).
Трудовая рекомендация должна отвечать следующим требованиям:
1) форма и содержание трудовой рекомендации должны соответствовать вынесенному экспертному решению о состоянии трудоспособности инвалида (степени ограничений в трудовой деятельности);
2) трудовая рекомендация должна быть полной и включать себя подробное описание всех факторов и элементов предстоящей трудовой деятельности инвалида; она должна включать в себя:
— противопоказанные по состоянию здоровья инвалиду факторы профессиональной деятельности или противопоказания к выполнению работы по прежней профессии в целом;
— показанные инвалиду условия труда (тяжесть и напряженность, режим труда и отдыха, форму организации труда, санитарно-гигиенические факторы); при возможности продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы – необходимые ограничения в отношении выполнения отдельных должностных и функциональных обязанностей, плановых заданий, норм выработки и др.;
— в трудовой рекомендации следует указать конкретные противопоказания, вытекающие из особенностей выполняемого профессионального труда. Указывать в ней конкретный вид и условия труда или профессию, доступные инвалиду;

— в трудовых рекомендациях не следует упоминать о тех противопоказаниях и ограничениях, которые не имеют отношения к выполняемой или рекомендуемой инвалиду работе. Противопоказания должны исходить из установленной патологии и конкретных требований профессий и условий труда, в которых инвалид работал до заболевания, и которые могут быть в его дальнейшей работе.
— в необходимых случаях – особые требования к охране труда и технике безопасности (к работе на высоте, у движущихся механизмов, с электрооборудованием и др.);
— в показанных случаях – необходимые для выполнения работы по профессии рабочие приспособления (тифлотехнические, сурдотехнические и другие средства) и специальные требования по организационно-технической и эргономической адаптации рабочего места применительно к особенностям патологического состояния у инвалида;
— перечень примерных профессий и видов труда;
3) трудовая рекомендация должна быть конкретной, т.е. предполагать четкую количественную и качественную регламентацию указываемых в ней противопоказанных и показанных факторов профессиональной деятельности в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий и специальностей, с классификацией тяжести, напряженности, вредности и опасности труда, санитарными нормами и правилами и др., а также «Временными требованиями к специальным рабочим местам инвалидов», утвержденными Минтрудом России от 27.12.1993 г. (№ 2232-РБ);
4) указываемые в трудовой рекомендации противопоказания и ограничения в работе должны соответствовать характеру и тяжести патологического процесса, степени нарушения функций, а также санитарно-гигиенической характеристике профессии инвалида или рекомендуемых ему других примерных профессий.
Переоценка тяжести патологического процесса, степени нарушения функций различных органов и систем приводит к чрезмерным ограничениям в труде, деквалификации больного, ухудшению состояния здоровья и длительной инвалидности.
В каждом отдельном случае специалисты должны рекомендовать такой режим труда и отдыха, который соответствовал бы функциональным возможностям организма и способствовал развитию процессов компенсации.
Рациональное трудовое устройство инвалидов невозможно без учета пола, возраста, образования, основной профессии, квалификации, характера и условий труда, желаний и склонностей инвалида, заработка и прочих факторов, определяющих широту трудовых возможностей инвалида.
При формировании трудовых рекомендаций особое внимание необходимо обращать на сохранение приобретенных еще до наступления инвалидности профессиональных навыков и использования динамического стереотипа.
Наиболее полное развитие компенсации достигается в случае, когда инвалиды продолжают выполнять работу в имеющейся или близкой к ней профессии.
В трудовой рекомендации должны быть указаны профессии близкие по квалификации и объему производственной деятельности.
Подбор профессий, рекомендуемых пенсионерам, должен основываться на сопоставление их трудовых возможностей с требованиями, предъявляемыми организму, характером и условиями труда в конкретных профессиях, учитывать личностные особенности, сложившийся стереотип динамики труда, профессиональную направленность. Особенно важно исключить при работе пожилых людей воздействие неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов труда, повышенной и пониженной температуры, запыленность, контактов с пестицидами, вибрации, шума. Оптимальным является переход пожилого человека в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или незначительного физического и нервно-психического напряжения, но без существенного изменения выработанного в течении многих лет динамического стереотипа. Пожилым работникам, продолжающим деятельность на том же месте, может быть рекомендовано, как правило, ограничение объема работы в виде сокращения продолжительности рабочего дня и недели, дополнительных перерывов в работе, перехода на менее ответственную работу по основной профессии.
В подборе профессий для инвалидов большое значение имеют профессиограммы с разносторонним описанием профессий и профессиональной деятельности, с выделением их социально-экономического значения, перспектив роста, психических и физических нагрузок, возможностей обучения, совершенствования, продвижения по службе, медицинских и других ограничений, требований к профессионально значимым качествам работника.
Инвалидам с ОСТД 1 степени следует шире рекомендовать работу в не противопоказанных профессиях, а инвалидам с второй степенью ОСТД — не препятствовать в трудоустройстве на предприятиях и учреждениях со специально созданными условиями, на дому, нерегламентированным рабочим днем.
В зависимости от характера и тяжести патологического процесса инвалидам с ОСТД 1 степени могут быть предложены следующие типовые схемы трудовых рекомендаций.
1. При неспособности инвалида продолжить работу в своей профессии и возможности работать в полном объеме в обычных производственных условиях в других профессиях более низкой квалификации трудовая рекомендация должна включать:
1) противопоказания к продолжению работы в своей профессии;
2) противопоказанные и показанные инвалиду характер, условия, режим и формы организации труда;
3) примерные для трудоустройства профессии и виды труда.
Пример: Больной А., 50 лет, образование 7 классов. Диагноз: гипертоническая болезнь II стадии, дисциркуляторная энцефалопатия II степени в виде общемозговых церебральных кризов средней частоты и тяжести, умеренного выраженного астеноневротического синдрома. Работает кузнецом в кузнечно-штамповочном цехе завода тяжелого машиностроения. Экспертное решение – 3 группа инвалидност с ОСТД 1 степени. Трудовая рекомендация: работа кузнецом противопоказана. Может выполнять легкие и средней тяжести виды труда (классы 1 и 2), в свободной рабочей позе, в благоприятных микроклиматических условиях, вне шумных помещений без ночных смен, например слесарем-сборщиком, контролером ОТК, упаковщиком готовой продукции.
2. При возможности инвалида продолжить работу в своей профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза или и снижением тяжести труда не менее чем на 2 класса трудовая рекомендация должна включать в себя:
1) противопоказанные факторы трудовой деятельности в профессии инвалида;
2) показания к продолжению работы в своей профессии;
3) показанные характер, условия, режим и форму организации труда, а также ограничения в отношении функциональных обязанностей, при соблюдении которых возможно продолжение работы инвалида в своей профессии.
Пример: Больной Г., 48 дет, образование общее среднее. Диагноз: последствия черепно-мозговой травмы в виде посттравматической эпилепсии, общесудорожных припадков средней частоты, умеренного астеноневротического синдрома. Работает слесарем на конвейере по сборке радиоузлов. Экспертное решение – 3 группа инвалидности с ОСТД 1 степени. Трудовая рекомендация: противопоказан заданный, навязанный ритм работы на конвейере с высокой монотонностью и напряженностью труда, у движущихся механизмов. Может продолжить работу слесарем-сборщиком вне конвейера, на индивидуальной сборке, в дневные смены, вне шумных помещений с уменьшением объема производственной деятельности в 2 раза.

Трудовые рекомендации инвалидам с ОСТД 2 степени даются когда труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных условиях, с использованием вспомогательных технических средств.
Что такое специально созданные условия?
Это комплекс мероприятий, обеспечивающих необходимые для инвалида условия и режим труда, включающие значительно сокращенный рабочий день с предоставлением показанных видов труда, льготные нормы выработки, введение дополнительных перерывов, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, систематическое медицинское наблюдение, возможность полностью или частично работать на дому и др. особо оговариваемые особенности в условиях труда. В рамках создания специально созданных условий могут создаваться специальные рабочие места для инвалидов, спеццеха, спецучастки, специализированные предприятия, предназначенные для труда инвалидов, надомные условия.
Создаваться специальные рабочие места могут как на предприятиях общего типа, так и на специализированных предприятиях в пределах установленных квот для трудоустройства инвалидов. В соответствии с «Временными требованиями к специализированным рабочим местам инвалидов», утвержденными Минтрудом России в 1993 году, предусмотрены требования к рабочим местам для инвалидов со следующими заболеваниями: нервно-психические болезни, туберкулез, сердечно-сосудистые и другие соматические болезни , болезни органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.
Надомные виды труда могут предоставляться инвалидам как обычными так и специализированными предприятиями. Причем такая организация допускается только в отношении лиц, которые имеют необходимые жилищно-бытовые условия, а так же определенные практические навыки.
К вспомогательным техническим средствам относятся специально разработанный ручной инструмент, специальные приспособления для управления и обслуживания оборудования, специальные индикаторы на оборудовании или мебели (визуальные, акустические, тактильные) и др.
Реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует значительных условий и расходов. Подход к рабочему месту и само рабочее место нуждаются в специальной организации или переоборудовании. В условиях эффективно работающей экономики и выработки мотивации работодателя на создание специальных рабочих мест для инвалидов рекомендации могут быть направлены на оборудование пунктов питания, туалетов, гардеробов, переоборудования конкретных рабочих мест. В тоже время правильная профессиональная ориентация инвалидов, обучение показанным и доступным профессиям даст больше пользы и более эффективна, тем более, что современные информационные технологии раскрывают новые возможности для организации надомного труда, удаленного доступа, и, таким образом, способствуют социальной интеграции инвалидов.
Приведу примеры:
Больная, 45 лет, экономист научно-исследовательского института. Диагноз: Гипертоническая болезнь 3 стадии. 3 степени , риск4, ХСН 2 Б. Трудовая рекомендация: может выполнять работу с незначительным нервно-психическим напряжением, с учетом специальных знаний консультативного характера, преимущественно на дому.
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей, что вызывает озабоченность в обществе. Поэтому одной из эффективных мер профессиональной реабилитации инвалидов является их трудовая занятость.
Трудовая рекомендация является научно-методической основой, нормативным и организующим началом государственной и общественной системы мероприятий по рациональному трудовому устройству инвалидов. Это обусловлено тем, что многие инвалиды даже при наличии тяжелых видов патологии могут не только успешно, но даже с пользой для их здоровья выполнять общественно-полезную работу, если их труд определенным образом организован, протекает в требуемых санитарно-гигиенических условиях, надлежащим образом дозирован и соответствует функциональным возможностям организма.
Трудовая рекомендация имеет важное юридическое значение, так как, будучи врачебным предписанием, она обязательна как для инвалидов, так и для администрации предприятий и учреждений. В соответствии со ст. 24 Федерального закона 181-ФЗ работодатели обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с ИПР инвалида. Трудовая рекомендация является основой нормативно и научно-методического положения трудового устройства инвалида, разрешает и запрещает всякую или отдельную трудовую деятельность, те или иные условия труда. От правильности и научной обоснованности трудовой рекомендации обычно зависит успех всего процесса трудоустройства инвалида, восстановление его здоровья и трудоспособности или предупреждении утяжеления заболевания и нарушений трудоспособности.
Таким образом, трудовая рекомендация имеет большое не только медицинское, но и общественное, экономическое, и юридическое значение, определяя право инвалида на труд с предоставлением ему необходимых условий труда и льготных норм трудового права.
Помощь в поиске работы оказывается центром занятости всем инвалидам, способным трудится, в соответствии с рекомендациями о характере и условиях труда, по конкретным специальностям, которые отражаются в ИПР, оформляемой филиалами нашего учреждения.
Формирование трудовых рекомендаций является частью профессиональной реабилитации — процесса и системы восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Практически во всех проверенных актах имеются замечания по трудовым рекомендациям, которые продолжают носить формальный, порой противоречивый характер и зачастую совершенно не учитывают состояние здоровья инвалида, профессиональный маршрут и реальные условия рынка труда.
Приведу примеры трудовых рекомендаций в программах профессиональной реабилитации некоторых филиалов:
Больной М., 51 год, основная профессия-тракторист, ОСТД 1 степени. Д-з: последствия перелома правого предплечья в виде остеоартроза мелких суставов кисти. Тр. рекомендация — может выполнять легкие виды труда с учетом проф. знаний, умений, навыков, снижением объема производственной деятельности.
В данном случае не указаны противопоказания к продолжению работы в своей профессии, противопоказанные инвалиду характер, условия и режим организации труда, примерные для трудоустройства профессии

Больная С., 46 лет, основная проф.- повар 4 разряда, ОСТД 1 степени. Д-з: вторичный остеохондроз. Стойкий болевой синдром. тр. рекомендация — п/показан труд в вынужденном положении тела. Может работать вахтером.
Работа повара не связана с вынужденным положением тела, это работа со свободным перемещением. Инвалид имеет достаточно высокую квалификацию и далеко не пенсионный возраст. Ограничивать трудоспособность работой вахтером по крайней мере нецелесообразно. Из трудовой рекомендации не ясно может ли гражданка работать в своей профессии, круг рекомедуемых профессий с учетом проф.маршрута, а так же форма, режим и условия организации ее труда.
Больной К., 50 лет, основная проф.-р/рабочий, ОСТД 1 степени. Д-з: Сахарный диабет 2 тип, средней степени тяжести. тр. рекомендация: п/показана работа с выраженным психоэмоциональным напряжением, командировками.
Не связана работа разнорабочего с психоэмоциональным напряжением и в данном случае с командировками. Не указано имеются ли противопоказания к работе в своей профессии, характер, условия и режим организации труда, а так же примерные для трудоустройства профессии.
Эти трудовые рекомендации полностью не соответствуют тем требованиям о которых я говорила выше. Подобные примеры некачественных трудовых рекомендаций, встречающиеся во многих филиалах, можно приводить до конца нашей конференции.
Все изложенное влечет за собой длительное состояние большей части инвалидов на учете со статусом безработного и неправомерное расходование больших федеральных средств на выплату пособия по безработице.
Приветствуется работа филиалов с центрами занятости населения, особенно когда заключаются Соглашения. Так же полагаем целесообразным ввести в практику работы бюро привлечение сотрудников центра занятости в качестве специалистов с правом совещательного голоса для формирования профессиональной программы реабилитации по возможности адаптированной к рынку труда.
Составам специалистов главного бюро необходимо усилить контроль за этим видом деятельности.
Надеемся, что после сегодняшней конференции, качество трудовых рекомендаций значительно улучшится.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 августа 2005 г. N 535 г. Москва Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2005 г.

Регистрационный N 6998

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4127; 2005, N 7, ст. 560) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

Министр М. Зурабов

Приложение

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

12. Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

V. Критерии установления групп инвалидности

13. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени.

14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению третьей, второй степеней;

способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

15. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

16. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Что это такое — степень ограничения способности к трудовой деятельности? Какой закон регулирует? Какие существуют нормативы и есть ли льготы? У меня 1 степень, 3 группа инвалидности из-за нарушению слуха. Если можно, отдельно разъясните значения и основные отличия между 1, 2 и 3 степенью ограничений.

Лидия Николаева Дежурный юрист

Понятие степени ограничения способности к трудовой деятельности человека регулируется в соответствии с законом — Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Что это? Под способностью к трудовой деятельности понимают способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

Далее рассмотрим подробнее ограничения каждой.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности 1 степени

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Cтепень ограничения способности к трудовой деятельности 2 степени

  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств.

Cтепень ограничения способности к трудовой деятельности 3 степени

  • 3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Из вышесказанного следует, что под степенью ограничения способности к трудовой деятельности следует понимать состояние здоровья гражданина в части его способности к осуществлению трудовой деятельности.

Остд 3 степени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *