Освещение в деревне на улице

Содержание

Освещение улиц в сельской местности закон

В данной статье подробно рассказывается про освещение улиц в сельской местности закон, и все что об этом надо знать. В настоящее время в России большинство мелких населенных пунктов не имеют должного уровня освещения улиц. Это затрудняет жизнь местных жителей, тем более в зимнее время года. Обязанности на освещение улиц ложиться на органы муниципальных образований. Но, как правило, они не обеспечивают сельские поселения должным уровнем освещения. Что же делать в такой ситуации и куда обращаться гражданам, что бы защитить свои права.

Кто должен осуществлять освещение улиц в сельской местности

Освещение улиц в сельской местности осуществляется на основании СНИП 23−05−95. В сельской местности данное обязательство возложено на органы местной власти, то есть на местное самоуправление. Глава сельского совета обязан должным образом обеспечить своевременную подачу электроэнергии для освещения сельских улиц. Данное правило описано в статье федерального закона под номером 131 принятого в 2003 году. Последние изменения вступили в силу в 2018 году.

Таким образом, организовать подачу электроэнергии, а так же запустить должное освещение на улицах сел, деревень должен председатель сельского совета.

Законодательное регулирование обязанностей глав муниципалитета

Регулирование на законодательном уровне освещения сельских улиц происходит на основании федерального закона под номером 131, измененного в 2018 году.

Благоустройство территорий возложено на муниципальные органы власти. Председатель сельского совета обязан:

  1. Обеспечить содержание территорий общего пользования;
  2. Обеспечить содержание домов и фасадов домов;
  3. Составлять проекты, направленные на ремонт зданий, сооружений общественного значения;
  4. Обеспечить организацию освещения улиц и подсветок зданий;
  5. Обеспечивать озеленение территорий, принадлежащих муниципалитету;
  6. Обеспечить население должным уровнем информации путем размещения объявлений на специальных досках;
  7. Обеспечить информативность населения в отношении улиц и домов, посредством конструирования соответствующих табличек и номеров;
  8. Обеспечение территорий сельских поселений тротуарными дорожками;
  9. Обеспечение вывоза мусора, а так же уборки принадлежащих территорий;
  10. Обеспечение проведения праздников;
  11. Обеспечение организации проведения мероприятий по уборке территорий при помощи населения сельского поселения.

Согласно социальным стандартам улицы сельского поселения должны быть освещены на 80 процентов. То есть, несколько улиц или часть улиц может быть не освещены должным образом. Данное правило применимо для улиц, на которых не много жителей, а так же пользование ими осуществляется уменьшенных размерах.

Частные случаи освещения сельских улиц

Освещение сельских улиц возложена на органы местного самоуправления. Это факт. Но имеют ли они возможность должным образом обеспечивать данное обязательство.

В настоящее время из бюджета сельским властям на осуществление их деятельности, связанной с обслуживанием подведомственных территорий выделяется очень мало средств. Зачастую им просто не хватает оплатить расходы на содержание электрических сетей. Кроме того, потребление электроэнергии в зимнее время очень большое и им не хватает заплатить за потребляемую электроэнергию. Поэтому, местные власти принимают решение об отчуждении некоторых территорий. То есть, не все улицы села освещены должным образом, а так же подача света происходит в определенное время.

Были случаи, когда судом выносилось решение о необходимости обеспечения села освещением, но сельские власти не могли исполнить его решение, по причине недостатка средств. Для решения такой проблемы сельским властям необходимо рационально использовать предоставленные бюджетные средства. Кроме того, при создании заявки на осуществление выделения средств из бюджета необходимо правильно рассчитать все будущие расходы, с учетом повышения стоимости их оплаты. В ином случае денег опять не будет хватать.

Таким образом, все зависит от правильности действий главы сельского совета. Если он заинтересован в развитие своего поселения, то он найдет средства, на которые сможет должным образом обеспечить освещение всех улиц деревни.

Что делать, если в деревне нет света

Если улицы сельского поселения не оснащены должным освещением, то жители имеют право подать жалобу в местный орган управления. Если никаких действий не последовало, то они имеют право обратиться с заявлением в прокуратуру, а так же в суд.

При подаче жалобы необходимо ссылаться на федеральный закон под номером 131, принятого в 2003 году, измененного в 2018 году, а так же на СНИП 23−05−95.

Суд и прокуратура РФ при нахождении нарушений правил обеспечения сельских поселений коммуникациями, вынесет решение об обязательном исполнении обязательств.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ
«УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»

1. Общие положения.

1. Настоящий Административный регламент разработан в целях исполнения функции по организации освещения улиц города Иваново, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при осуществлении полномочий управления благоустройства города Иванова устранения административных барьеров при развитии наружного освещения на территории города Иванова.
2. Наружное освещение играет первостепенную роль в восприятии эстетического облика улиц города Иванова, в создании комфортных условий проживания граждан, в обеспечении безопасных условий движения автотранспорта и пешеходов в ночное и вечернее время, снижении криминальной обстановки.
3. Исполнение функции по организации освещения улиц города Иванова осуществляется в соответствии с:
— Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
— СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
— ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
— Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 года № 6;
— Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 года № 229;
— Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 года № 242;
— Уставом муниципального образования города Иванова;

2. Требования к порядку исполнения муниципальной функции.

2.1. Порядок информирования об исполнении функций по организации освещения улиц города Иванова.
2.1.1. Информация о порядке и процедуре исполнения муниципальной услуги управлением благоустройства Администрации города Иванова, предоставляется:
— с использованием средств телефонной связи, электронного информирования;
— посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикации в средствах массовой информации, размещения на информационных стендах.
2.1.2. Местонахождение управления благоустройства Администрации города Иванова 153000, г. Иваново, пл. Революции, д. 6 телефоны: 8 (4932) 32-4632, адрес электронной почты: blag@ivgoradm.ru.
График работы:
Ежедневно с 8-30 ч. до 17-30 ч.
Перерыв на обед: с 12-00 ч. до 13-00 ч.
Выходные дни: суббота и воскресенье.
2.2. Порядок получения консультаций (справок) об исполнении функции по организации освещения улиц города Иванова.
2.2.1. Консультации (справки) по вопросам исполнения функции по организации освещения улиц города Иванова предоставляются специалистами отдела благоустройства управления благоустройства Администрации города Иванова.
2.2.2. Консультации предоставляются при личном обращении гражданина, индивидуального предпринимателя или представителя юридического лица посредством почтовой связи, телефона или электронной почты.
2.2.3. При ответах на телефонные звонки, устные обращения специалисты отдела благоустройства или Исполнителя подробно и в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонили, фамилии, имени, отчества и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
При невозможности специалиста, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другого специалиста, или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

3. Административные процедуры.

3.1. Последовательность действий (административных процедур) при исполнении функции по организации освещения улиц города Иванова отражена в схеме (приложение № 1 — не приводится):
— анализ работы за предшествующий год и поступивших обращений граждан и юридических лиц;
— подготовка расчета затрат на содержание существующих линий наружного освещения;
— подготовка расчета затрат на проведение текущего, капитального ремонта или реконструкции;
— заключение муниципального контракта на содержание линий наружного освещения (по результатам муниципального заказа);
— заключение муниципального контракта на приобретение электроэнергии для наружного освещения;
— заключение муниципальных контрактов на текущий, капитальный ремонт, реконструкцию линий наружного освещения (по результатам муниципального заказа);
— проведение обследования состояния работы линий наружного освещения;
— приемка выполненных работ по текущему, капитальному ремонту или реконструкции линий наружного освещения;
— подготовка документов на приемку в эксплуатацию линий наружного освещения;
— анализ выполненных работ.
3.1.1. Процедура по анализу работы за предшествующий год и поступивших обращений граждан и юридических лиц включает в себя следующие полномочия:
— анализ работы наружного освещения за предшествующий год;
— определение приоритетных направлений развития, разработки и обеспечения реализации программ перспективного развития предприятий, обеспечивающих в границах города Иванова освещение улиц;
— контроль за деятельностью Исполнителя и специализированных предприятий, обеспечивающих в границах города Иванова освещение улиц;
— участие в инвентаризации существующих сетей уличного освещения на территории города Иванова;
— участие в комиссии по принятию в муниципальную собственность линий наружного освещения.
3.1.2. Процедура подготовки расчетов затрат на содержание линий наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— определение количества точек уличного освещения на основании перечня сетей уличного освещения города Иванова, в котором указано количество светильников, расположенных на улицах, и установленная мощность;
— подготовка расчета затрат на содержание линий наружного освещения;
— подготовка расчета затрат на приобретение электроэнергии для наружного освещения;
— установление объема финансирования, необходимого для организации освещения улиц города Иванова;
— подготовка заявки на размещение муниципального заказа на проведение работ по содержанию линий наружного освещения.
3.1.3. Процедура подготовки расчетов затрат на проведение работ по текущему, капитальному ремонту или реконструкции включает в себя следующие полномочия:
— подготовка расчета затрат на приобретение электроэнергии для наружного освещения после проведения работ по текущему, капитальному ремонту, реконструкции;
— определение объема финансирования, необходимого для проведения работ по текущему, капитальному ремонту, реконструкции;
— подготовка проектно-сметной документации на проведение текущего, капитального ремонта, реконструкции;
— подготовка заявки на размещение муниципального заказа на проведение работ по содержанию линий наружного освещения.
3.1.4. Процедура заключения муниципальных контрактов на содержание линий наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— по результатам муниципального заказа подготовка муниципального контракта на содержание линий наружного освещения;
— подготовка постановления Администрации города Иванова, утверждающего муниципальный контракт на содержание линий наружного освещения.
3.1.5. Процедура заключения муниципального контракта на приобретение электроэнергии для наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— подготовка муниципального контракта на приобретение электроэнергии для наружного освещения;
— подготовка постановления Администрации города Иванова, утверждающего муниципальный контракт на приобретение электроэнергии для наружного освещения.
3.1.6. Процедура заключения муниципальных контрактов на текущий, капитальный ремонт или реконструкцию линий наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— по результатам муниципального заказа подготовка муниципального контракта на текущий, капитальный ремонт или реконструкцию линий наружного освещения;
— подготовка постановления Администрации города Иванова, утверждающего муниципальный контракт на текущий, капитальный ремонт или реконструкцию линий наружного освещения.
3.1.7. Процедура проведения обследования состояния работы линий наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— проведение плановой и внеплановой проверки наружного освещения;
— контроль за работой Исполнителя и специализированных предприятий по освещению улиц города;
— контроль лимита потребления электроэнергии уличным освещением;
— контроль соблюдения графика включения и выключения светильников уличного освещения;
— составление актов проведения проверок;
— приемка выполненных работ по содержанию линий наружного освещения;
— приемка объемов фактического потребления электроэнергии наружным освещением.
3.1.8. Процедура приемки выполненных работ по текущему, капитальному ремонту или реконструкции линий наружного освещения включает в себя следующие полномочия:
— контроль за работой линий и установок наружного освещения;
— контроль за работой по текущему, капитальному ремонту или реконструкции линий наружного освещения;
— контроль за деятельностью специализированного предприятия, осуществляющего работы по текущему, капитальному ремонту или реконструкции линий наружного освещения;
— приемка выполненных работ по текущему, капитальному ремонту или реконструкции линий наружного освещения.
3.1.9. Подготовка документов на приемку в эксплуатацию линий наружного освещения (в т.ч. новых линий наружного освещения) включает в себя следующие полномочия:
— участие в комиссии по приему в эксплуатацию линий наружного освещения;
— проверка проектно-сметной документации;
— подготовка документов на приемку в эксплуатацию линий наружного освещения.
3.1.10. Процедура проведения анализа выполненных работ включает в себя следующие полномочия:
— анализ работы наружного освещения;
— анализ деятельности Исполнителя и специализированных предприятий, обеспечивающих в границах города Иванова освещение улиц;
— анализ соблюдения графика включения и выключения светильников уличного освещения;
— анализ лимита потребления электроэнергии уличным освещением.

4. Требования к организации освещения улиц.

4.1. В зависимости от интенсивности движения по улицам города Иванова и типов дорожных покрытий принимаются соответствующие уровни освещения проезжей части улиц. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 транспортных средств в час следует предусматривать повышение нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п..
4.2. Расчет освещенности, выбор светильников, опор, их шага, расстановки и конструктивного исполнения устанавливается схемой развития и реконструкции городских электрических сетей с учетом типовых решений.
4.3. Время включения и отключения наружного освещения улиц и дорог определяется согласно Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов (СН541-82 Госгражданстроя).
4.4. Управление сетью наружного освещения выполняется по каскадной схеме, которая предусматривает фото-выключатели и реле времени.
4.5. Время включения и отключения уличного освещения в городе Иваново производится автоматически от трансформаторных подстанций, в зависимости от уровня естественной освещенности, по графику, согласованному с Исполнителем.
4.6. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/кв. м или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах города частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
4.7. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, должны устраняться Исполнителем немедленно после обнаружения.
4.8. Учет потребляемой электроэнергии для уличного освещения производится по показаниям электросчетчиков, установленных на трансформаторных подстанциях.
4.9. Контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием уличного освещения осуществляется Исполнителем и управлением благоустройства Администрации города Иванова в пределах своей компетенции.
4.10. Финансовое обеспечение организации уличного освещения осуществляется за счет средств бюджета города Иванова, допускается привлечение инвестиций и других источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством.
4.11. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подготавливаются документы на размещение муниципальных заказов:
— на содержание линий наружного освещения;
— на приобретение электроэнергии для наружного освещения;
— на проведение работ по текущему ремонту линий наружного освещения;
— на проведение работ по капитальному ремонту линий наружного освещения;
— на проведение работ по реконструкции линий наружного освещения;
— на проведение работ по новому строительству линий наружного освещения.
4.12. По результатам проведенных торгов, запроса котировок цен подписывается муниципальный контракт, который утверждается Постановлением Администрации города Иванова.
4.13. Муниципальный контракт на приобретение электроэнергии для наружного освещения заключается с учетом существующих и вновь вводимых в эксплуатацию светильников.

Яркость — поверхностная плотность силы света в данном направлении, равная отношению силы света к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную тому же направлению. Единица измерения яркости — кандела на квадратный метр, кд/кв. м.
Освещенность — световой поток, приходящийся на единицу площади освещаемой поверхности. Ед. изм. — люкс (лк).

5. Контроль за работой по исполнению функции по организации освещения улиц города Иваново

5.1. Управление благоустройства Администрации города Иванова осуществляет контроль за работой Исполнителя по освещению улиц города Иванова.
5.2. Подготовка к проведению плановых или внеплановых мероприятий по исполнению функции по освещению улиц города Иванова:
— контрольные проверки состояния работы наружного освещения проводятся не менее одного раза в месяц и оформляются актом обследования (приложение № 2), а внеплановые проверки состояния работы наружного освещения проводятся при получении обращений от граждан и юридических лиц;
— план проведения мероприятий по организации освещения улиц города Иванова (в пределах планируемых ассигнований) разрабатывается на каждый последующий год.

6. Порядок обжалования действий (бездействия), осуществляемых (принятых) по исполнению функции по организации освещения улиц города Иванова

6.1. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица вправе обратиться в управление благоустройства Администрации города Иванова с жалобами на решения, действия (бездействие) должностных лиц, а также принимаемых решений коллегиальных органов в ходе исполнения функции по организации освещения улиц города Иванова, на основании настоящего Административного регламента.
6.2. Порядок рассмотрения письменных обращений граждан и юридических лиц регулируется Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Общий срок рассмотрения письменных обращений — тридцать дней со дня регистрации письменного обращения.
6.3. Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения функции по организации освещения улиц города Иванова, действия или бездействие должностных лиц, участвующих в представлении исполнения функции по организации освещения улиц города Иванова, в судебном порядке.

Приложение

Уличное освещение в сельской местности

В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание вопросам освещения территорий проживания. В городах вопросы уличного освещения не являются глобальной проблемой. А вот для деревень и сельских поселений уличное освещение – больное место. Зачастую проблема освещения улиц на селе снижает качество жизни населения. Решение данных вопросов находится в ведении местных органов власти. На практике гражданам небольших населенных пунктов приходится обращаться в разные инстанции, чтобы защитить свои права.
Сложности возникают по причине специфики организации освещения в сельской местности. Освещение на селе отличатся от городского тем, что интенсивность транспортного и людского потока здесь ниже, количество объектов торговли, культуры, административных зданий меньше.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.

Законодательство по вопросам освещения сельских населенных пунктов

Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.

В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.

Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.

Ответственные за организацию освещения улиц в селах и деревнях

Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.

Выбор осветительных приборов для сельской местности

Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.

Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.

Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.

Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.

Установка столбов в сельской местности

С целью обеспечения необходимым уровнем освещения наибольшую площадь, светильники устанавливаются на расчетной высоте. Для установки нужны столбы. В настоящее время столбы для сельской местности могут быть изготовлены:

• из дерева. Опору изготовляют из хвойной древесины. Цена столбов не высокая, устанавливать их просто. Но срок службы деревянных столбов не большой. К тому же требуется обработка специальными составами от гниения.
• из бетона. Стоимость опоры низкая. Их отличает проста эксплуатации и долговечность. Угрозу для бетонных опор представляют грунтовые воды. Внешне такой столб смотрится грубо.
• из железобетона. Отличаются долговечностью, устойчивостью к коррозии. Цена выше, чем у бетонных. Внешне от бетонных опор практически не отличаются.
• Из металла. Отличаются долговечностью, прочностью, устойчивостью и эстетичностью внешнего вида. Но цена на такие опоры довольно высокая..

Устанавливая столбы, необходимо контролировать изготовление фундамента. При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. В зависимости от места установки глубина должна составлять от 0,8 до 1,6 метра. Для сельской местности прочный фундамент – это дополнительные гарантии качества освещения.
От бордюра столб ставится на расстояние от 0,3 до метра в зависимости от назначения дороги.

Если в сельской местности проблема с освещением

Часто на территории сельских поселений складывается ситуация с недостатком освещения либо даже полным отсутствием света. Какие меры могут предпринять жители?
Первоначально подается жалоба в местные органы самоуправления. Жалобу принять обязаны, но ответной реакции может не последовать.
Следующий шаг – это жалоба в надзорные органы. Т.е. жители должны обратиться с в прокуратуру или судебные органы непосредственно. В заявлении указывается. что имеется факт отсутствия освещения и отсутствие реакции местной власти на обращение граждан. Основанием для обращения в надзорные и контрольные органы или в суд является ФЗ РФ № 131, где четко указано, что решение местных вопросов – это обязанность органов местного самоуправления.
Судебные органы или прокуратура рассматривают заявление и выносят решение устранить проблему. Решения данных органов обязательны к исполнению местными властями. Следует отметить, что местные власти не всегда могут выполнить судебные решения и предписания из-за отсутствия средств.

Итак, проблемы освещения сельских территорий имеют свою специфику – это отдаленность территорий, затруднения в обслуживании, высокие затраты на содержание и эксплуатацию приборов освещения. Но все же в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону.

Порядок освещения улиц в сельской местности

В больших селах действуют другие правила: обязательное освещение должно быть установлено возле школы, больницы (фельдшерско-акушерского пункта), дома культуры, библиотеки и, возможно, иных социально значимых объектов. В период кризиса на первый план выходит насущный вопрос обслуживания. Очевидно, приобрести новую лампу взамен старой — не проблема.

ВниманиеБольшая часть затрат уходит на то, чтобы за несколько десятков километров приехала бригада и эту лампу заменила. Для экономии бюджетных средств на деле договор на обслуживание уличного освещения можно заключать не только со структурными подразделениями энергосбыта, но и с местным электриком — вкрутить лампу в фонарь он вполне сможет, а более сложные ремонтные работы проведут (значительно реже) электрики из района. Ремонт уличного освещения должен производиться в течение 5−15 дней со дня подачи заявки. ВажноПУЭ, крайним нижним проводом должен быть нулевой провод.Обратите внимание! Нормы ПУЭ предъявляют особые требования к нулевым проводам сети освещения. Для медных проводов сечением до 16 мм2 и алюминиевых с сечением до 25 мм2 должно быть равно сечению фазных проводов. Если же используется провода больших сечений, то инструкция допускает сечение нулевого провода равное 50% от сечения фазного провода.
При этом, в любом случае, сечение нулевого проводника не должно быть меньше 16 и 25 мм2 соответственно для медных и алюминиевых проводов.

  • В местах перехода воздушной линии в кабельную п.6.3.29 ПУЭ предлагает устанавливать защитные автоматы. При этом выполнять это следует при переходе, расположенном на столбе и на высоте не менее 2,5 метров. Если линия содержит более 20 светильников в линии, то каждый из них должен быть оснащен защитным автоматом или предохранителями.

Нормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета. Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Если из-за загрязнения светильников, ламп или спада светового потока ламп эти минимально допустимые значения будут достигнуты, то агрегаты уличного освещения нуждается в обслуживании (чистке).
Показатели зависят от таких факторов:

  • напряжения, указываемого в кВт;
  • расстояния между проводами, указываемого в м;
  • расстояния провода до земли, указываемого в м.

Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже. Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию.

Порядок действий для решения проблем уличного освещения

Контролировать освещение улиц положено государственным и муниципальным органам исполнительной власти. Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы. Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.

Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Допустимое количество неработающих уличных светильников, согласно правилам санитарного содержания, составляет не более 10% в подземном переходе и 5% — в освещении придомовой территории.

Если нет света во дворе дома, отвечает за уличное освещение, его исправность и наличие управляющая компания. Для начала необходимо составить акт, в котором изложить все известные сведения о факте отсутствия освещения: адрес, номер дома, дата и подписи соседей или старшего по дому с указанием его телефона и других данных. Акт требуется составить в двух экземплярах, чтобы получить на своем экземпляре отметку о дате и ответственном лице, получившем документ.

По возможности дополнить свое требование об устранении проблемы фотографиями территории, на которой отсутствует необходимое освещение или оно не соответствует нормам освещенности. Согласно ст. 314 ГК РФ, уполномоченный представитель компании в течение 7 рабочих дней должен будет проверить изложенные в акте-заявке данные, ответить на вопрос об устранении поломки прибора или возможности замены или установки, если такового нет вообще.

При игнорировании управляющей компанией ваших требований появятся основания для перерасчета размеров оплаты за содержание дома и обращения с жалобой в администрацию муниципального образования либо в прокуратуру. Лучше, если обращение будет коллективным, включающим подписи всех совершеннолетних жителей дома или домов, стоящих на неосвещенной территории. Если через 30 дней ответ не будет получен, а освещением никто не займется, то можно подавать документы в суд.

Освещение в деревнях и сельских поселениях

В условиях сельской жизни почти всегда остро стоит вопрос освещенности территории. Даже если и есть достаточное количество приборов, то, как правило, они не зажигаются в темное время суток или включаются лишь на несколько часов. СНиП 23-05-95 регламентирует нормы освещения деревенских площадей, согласно которым освещаемой должно быть как минимум 8/10 территории. Исключение составляют только совсем маленькие поселения, где нормативом устанавливается наличие двух уличных фонарей: на въезде и выезде.

Финансирование сельской местности обеспечивает Федеральная казна. Деньги распределяются администрацией, которая и принимает решение об установке и порядке функционирования освещения. Местный муниципалитет согласно Закону №131-ФЗ отвечает за обслуживание и обеспечение освещения.

Однако денег всегда не хватает, платить отделениям энергосбыта за ремонтные или другие технические работы нечем. Поэтому на сегодняшний день проблема освещения в сельской местности по-прежнему не решена, впрочем, как и многие другие вопросы развития деревень и сельского хозяйства в целом.

Обслуживание уличного освещения на столбах

Когда на улице начинает темнеть, появляется чувство дискомфорта. Неосвещенные места грозят опасностью. Можно оступиться, наткнуться на препятствие или получить травму. В темноте увеличивается риск быть подверженным нападению или краже. Поэтому существует необходимость в уличном освещении в темное время суток. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что во дворе или на улице не горят фонари или вовсе отсутствуют. Особенно это часто случается в районах новостроек или жилых комплексов, многоквартирных построек спальных районов.

Реклама

Уличное освещение на столбах — кто обслуживает? Что делать, если вблизи жилых домов нет освещения? Куда обращаться или куда звонить в этом случае? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Сфера деятельности службы, занимающейся наружным освещением

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Нормы освещения уличных территорий

Для обеспечения должного уровня освещенности существуют нормы СНиП, определяющие нормативы для улиц, дорог и других внешних территорий, и инструкция проектирования наружного освещения населённых пунктов.

Условно территории поселений разделяются на 3 типа:

  • дороги и улицы местного значения;
  • улицы и дороги районного значения;
  • дороги скоростные.

Показатели усредненного уровня освещенности зависят от интенсивности движения:

  • придомовые территории должны иметь освещенность от 4 люксов;
  • площади, дороги, улицы с проходимостью до 500 человек в час — норма освещенности составляет 6 люксов;
  • от 500 – 8 люксов;
  • от 550 до 1000 — не менее 10 люксов;
  • улицы районного значения и магистрали с интенсивностью движения от 1000 человек требуют 15 люксов;
  • при прохождении 3000 человек и более должен быть обеспечен световой поток в 20 люксов;
  • мосты, развязки, дорожные эстакады и городские площади по нормативам требуют освещенность уровня 20 или 25 люксов.

Виды столбов и правила их установки

Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:

  • Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.
  • Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
  • Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
  • Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.

При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см. При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.

К прочим требованиям относятся следующие нормы:

  • расстояние между опорами — не менее 60 см;
  • выстраивание столбов в один ряд;
  • выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.

Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:

  • дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
  • второстепенные дороги – 0,6 м;
  • магистрали – 1 м.

Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

В уличном освещении используются различные лампы:

  • ртутные;
  • натриевые;
  • металлогалогенные лампы;
  • светодиодные.

В последние годы все больше улиц городов заполняются фонарями на светодиодах. Ряд неоспоримых преимуществ светильников данного типа позволяет закрывать глаза рачительных и мудрых чиновников на достаточно высокую стоимость. Отличительными чертами светодиодных уличных приборов являются:

  • долговечность;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к вибрации, влажности, перепадам температуры, пыли;
  • экономичность;
  • излучение ровного и яркого света, не ослепляющего водителей и пешеходов.

Неоспорима важность и необходимость уличного освещения на столбах: для безопасности дорожного движения, для удобства пешеходов, для ощущения защищенности и комфорта в темное время суток.

Реализация уличного освещения намного сложнее бытового. Это связано с существованием множества правил и требований. В первую очередь, освещение должно быть как можно более функциональным, а приборы, в нем задействованные, иметь длительный срок службы. При несоблюдении всех норм уличное освещение не будет эффективным. Для его успешной реализации самым важным моментом считается расчет интервала между будущими столбами для светильников. Расстановка осветительных опор в центре города намного проще, нежели на его окраинах или в частном секторе, не говоря уже о деревнях.

Основные принципы уличного освещения

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Качественное уличное освещение

Хотя расстояние между столбами освещения и является важнейшим моментом при выполнении монтажа, все равно необходимо знать и понимать суть и предназначение самих конструкций для светильников. Она имеет две составные части:

  • Главная часть опоры представляет собой столб, который может быть разным по высоте. Это связано с его функцией и местом расположения. Обычно при их установке в деревне или городе высота подбирается таким образом, что падающий свет образует на земле своеобразные конусы, которые должны пересекаться.
  • Источник, воспроизводящий световой поток. Это оборудование устанавливается сверху осветительных столбов и может быть разной формы, мощности и т. д. Этот фактор зависит от места размещения линии освещения. Например, при обустройстве иллюминации автомобильных дорог требуется использование светильников с мощными лампами, что, соответственно, увеличивает размер самого осветительного прибора. Для освещения парков отдыха, площадей и скверов можно использовать столбы меньшей высоты и декоративные источники света.

Виды столбов для уличного освещения

Очень часто столбы с фонарями выполняют не только осветительную функцию, но и являются одновременно опорами для удержания различных проводов и линий электропередачи. В таком случае расстояние между ними может быть увеличено.

Расстояние между фонарными столбами

Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.

Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:

  • необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
  • количество установленных светильников на столбе;
  • мощность и тип осветительного прибора;
  • высота установки фонарей на опорах;
  • вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.

Опоры с двумя светильниками

Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.

Второстепенные параметры при монтаже опор

При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:

  • При установке столбов вдоль дорог магистрального значения расстояние от столба до бордюра не должно быть меньше 1 метра. Для всех остальных дорог эта норма составляет 0,5 метра. Разрешена установка осветительных опор по разделительной полосе, ширина которой не менее 5 метров.
  • В тех случаях, когда вдоль дороги отсутствует бордюр, дистанция должна составлять не менее 1,75 метра от опоры до дорожного покрытия.
  • Вдоль автомобильных дорог, на которых отсутствует движение крупногабаритных автомобилей, расстояние может составлять 0,3 метра.
  • При подводке электрического кабеля к светильникам с помощью воздушной ЛЭП дистанция от столбов до балконов и окон жилых домов не должна быть менее 1 метра.

Влияние высоты и расстояния на количество люкс

Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3 000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1 000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.

При соблюдении таких требований не всегда получается выполнить необходимое расстояние между столбами, на которых размещены уличные светильники. Ведь смещение опоры может сменить пропорциональность радиусов потока света, а следовательно, придется пересчитать дистанцию пролетов, чтобы те были одинаковыми.

Нормы освещенности улицы

В условиях городской местности высота осветительных столбов должна достигать 20 метров. Перед началом монтажа необходимо удостовериться в наличии специализированной техники и персонала для обслуживания данной линии освещения, а также обосновать с технической и экономической точек зрения необходимость такой высоты опор.

Расчет параметров размещения осветительных опор

Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:

  • наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
  • длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.

В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:

  • численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
  • мощность конкретно каждого осветительного прибора;
  • высота, на которой будут устанавливаться светильники.

Параметры для расчета расстояний между опорами освещения

При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.

При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта. Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил. Но во всяком случае монтаж опор для светильников в городской местности сводится к наиболее благоприятным 35 метрам между близстоящими столбами.

Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:

  • одностороннее – шаг до 5:1;
  • прямоугольного вида и осевого – до 5:1;
  • шахматное – до 7:1.

Уличное освещение по разделительной полосе

При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.

Польза от правильно проведенных расчетов

При правильном определении интервалов между столбами можно получить:

  • уменьшение аварийных ситуаций на автомобильных дорогах и безопасность перемещения пешеходов по тротуарам;
  • качественное освещение в ночное время суток;
  • отличную иллюминацию парков и площадей;
  • уменьшение уровня преступности.

Знание существующих требований по расстояниям между осветительными опорами может помочь проконтролировать монтажные работы на своем дачном участке либо при самостоятельных работах по установке фонарных столбов.

Освещение в деревне на улице

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *